Африканское гадание
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |

Часть серии о |
Антропология религии |
---|
![]() |
Социальная и культурная антропология |
Африканское гадание — это гадание, практикуемое культурами Африки .
Гадание – это попытка сформировать и обладать пониманием реальности в настоящем и, кроме того, предсказать события и реальность будущего времени. [1]
Культуры Африки примерно до 1991 года нашей эры все еще использовали гадание в городской и сельской местности. Прорицатели также могут выполнять роль травников . [2] Гадание можно рассматривать как социальное явление, [3] и считается центральным элементом жизни людей в африканских обществах (по крайней мере, примерно в 2004 году). [4]
Из пяти регионов Африки , [5] [6] из них 54 страны Африки , [7] страны рассмотрения указаны в содержании этой статьи:
- Север : [8] Алжир , [9] Египет . [10] [11] [12]
- Восток : [13] Джибути [14] Эритрея , [15] Эфиопия , [16] Кения , [2] Судан , [2] [5] Уганда . [2]
- Центральный : [17] [18] Бурунди , [19] Центральноафриканская Республика , [1] Демократическая Республика Конго [20] [21]
- Юг : [22] Ангола , [23] Ботсвана , [24] Мозамбик , [25] [26] Южная Африка . [2]
- Запад : [27] Бенин ; [28] [29] Буркина-Фасо ; [2] Камерун ; [30] Кот-д'Ивуар ; [20] западная Гана ; [31] Нигерия ; [32] Серер Гамбии , Сенегала и Мавритании ; [33] [34] [35] [36] [37] Сьерра-Леоне ; Того [2]
и,
Север
[ редактировать ]Алжир
[ редактировать ]Женщины некоторых городских поселений Алжира занимаются гадательной практикой с использованием букалы, которая одновременно является керамическим сосудом и формой поэзии. [9]
Египетский
[ редактировать ]По мнению сэра Э.А. Уоллиса Баджа (около 1930 г.) и, по крайней мере, согласно археологическим данным, практика гадания среди народа Египта началась только в период Птолемеев , и, согласно источнику, это почти наверняка (в то время письменности), коренное население Египта начало практиковать эти вещи через греков, которые сами узнали о гадании из Вавилонии . [12] Некромантия существует в демотических текстах Древнего Египта (Р.К. Ритнер). Некромантические консультации с умершими членами королевской семьи были обычным явлением в начале Двадцатой династии , которая началась примерно в 1195 году до нашей эры. [39] [40]
Восток
[ редактировать ]Джибути
[ редактировать ]издалека
[ редактировать ]Гадание играет определенную роль в жизни кочевого народа афар , проживающего на территории Эфиопии и Эритреи , но наибольшее количество представителей которого проживает в Джибути (ок. 2013 г.). [14]
Эритрея
[ редактировать ]Эритрейские знахари также участвуют в гадании. [15]
Эфиопия
[ редактировать ]Берта
[ редактировать ]Среди Бертов распространены методы гадания, включая бросание костей диких животных ( остеомантия ), а также пользование специальными книгами. [41]
Десять
[ редактировать ]У Хамара прорицатель бросает пару сандалий и предсказывает будущее по тому, как они упадут. [42]
Меен
[ редактировать ]Среди мен есть специалисты, читающие по внутренностям забитого животного, гаруспикация . [43]
Амхара
[ редактировать ]Системы убеждений
[ редактировать ]Племя Амхара имеет богатую историю гадания. Внутри племени существует 4 основные системы верований. Первая система в первую очередь ориентирована на догматы христианства и всех его образований. Вторая система состоит из веры в собственнических духов, известных как «зар». Третья система сосредоточена вокруг особой проклятой группы людей, известных как буду, которые предсказывают, используя свои глаза и выражение лица. Наконец, четвертая система фокусируется на вере в злых духов, известных как «сатана» или «чирак», которые неизбежны и любят сеять хаос среди невинных людей. [44]
Буда
[ редактировать ]Считается , что эфиопская этническая группа, связанная с племенем амхара, известная как буда, обладает «сглазом»: символом гадания, способным накладывать заклинания и несчастья одним лишь взглядом или выражением лица. [44] Считается, что «заклятия сглаза» являются причиной множества болезней, таких как «истощение, несчастные случаи в быту, бесплодие, простое невезение, больной скот и испорченный урожай». [45] Широко распространено мнение, что использование сглаза — это колдовство, основанное на зависти или жадности к чужому имуществу, статусу или выгоде. В результате те, кого считают «проклятыми» сглазом, опускаются на самый низкий социальный уровень в эфиопской общине. [45]
Зара Одержимость духом
[ редактировать ]Одержимость духами — еще один сильный принцип амхарских техник гадания. Особые духи, известные как зар, вызываются амхарскими шаманами, чтобы «исцелить» пораженных членов племени от ряда недугов. [44] Говорят, что наиболее распространенными пациентами зар- исцеления являются «женщины, которые чувствуют себя заброшенными в мужском мире, где они служат рубщиками дров и носильщиками воды...» [46]
Это форма спиритизма, известная и практикуемая в Нубии , Египте , Судане , между евреями-эфиопами, древней Персией и Ираном . Использование персуанской зары для ввоза африканских рабов распространило этот культ в Маскате , в Османской империи и арабских государствах, в странах, выходящих к Индийскому океану и Персидскому заливу (включая Багдад , Мекку , Медину и Кербелу ). Культы, название которых этимологически связано с ти шатана ( Дьявол ), были обнаружены также в Чаде , у диго в Южной Кении , тонга и ндембу в Замбии , бори в Нигерии и Северной Африке, а также иамадши в Марокко . [47]
Бестелесные и невидимые духи используются, когда верующие «сталкиваются с трудными обстоятельствами, такими как семейные конфликты, гендерное и социальное неравенство или в ответ на социальные и культурные изменения». [47]
Другие техники гадания
[ редактировать ]Амхарские прорицатели также используют метод, известный как аудунигист , как средство «астрологической нумерологии». [48] Гадание производится путем подсчета звезд на ночном небе. (Р. Дэвиш цитирует Янга; 1977). [16]
Уганда
[ редактировать ]Ньоле
[ редактировать ]К народности ниоле в Уганде относятся люди, практикующие гадание (С. Рейнольдс, 1991). [2]
Формы гадания Ньоле
[ редактировать ]Прорицатели ниоле, известные как ламули , обычно практикуют призыв как форму гадания. Когда человек явно страдает (обычно это определяется изменением характера, самочувствия, голосовыми восклицаниями и т. д.), ламули спрашивает « охвебуса », пытаясь спросить потенциально злобного духа, кто он такой. [49] Ламули используются народом Ньоле исключительно для определения причин несчастий, которые, как полагают, являются причиной злых или расстроенных духов. Люди Ньоле верят, что одержимость человеком во многом связана с духами его родственников, которым может казаться, что пострадавший человек недостаточно сделал, чтобы почтить их или их наследие. Есть три основных типа несчастных родственных духов. Первые известны как охулама или охунгваба и представляют собой старших членов семьи, таких как бабушки и дедушки. Второй тип — это духи предков, известные как эмигу джабафу, а третий тип известен как экуни , или «клановые духи». [2]
Ламули также используют книги для гадания. Книгами, используемыми ламулями, могут быть Священный Коран , Саатили Хабари и Абу Машари Фараки . [50] Считается, что гадание с помощью книг началось под влиянием Али бин Насура, торговца из Омана , поселившегося в Бусолве , а также под влиянием других суахили или арабских торговцев. [51]
Результаты расследования, проведенного С.Р. Уайтом, показали, что большинство людей (в выборке ) ходили на консультации по гаданию по причине собственного плохого или слабого здоровья (см. справочную страницу 16). [51]
Кения
[ редактировать ]В Кении существует специализация по гаданию. [52]
Нанди из Кении
[ редактировать ]Прорицатели Нанди, известные как «Чепсагейник», «Кибарбариник» или «Кеэриик». Те, кто может видеть дальше, — они и прорицатели, и локаторы. Они могут определить местонахождение потерянных вещей, денег или животных. Они используют несколько маленьких кусочков круглых камней, называемых Барбарек, которые кладут в калабас, встряхивают и выбрасывают. После чего изучают их по направлению, выбранному каждым, и дают ответы либо о причине болезни, либо о местонахождении животных. Некоторые могут использовать кишечник животных, чтобы предсказать эпидемию в обществе или благословения, приходящие в сообщество. Мбити утверждает, что «когда что-то идет не так, люди пытаются найти причины, и после того, как эти причины считаются человеческими агентами, использующими магию, колдовство или колдовство» (2010), с. 170. Они всегда не останавливаются только на том, что или кто стал причиной того, что дела пошли не так. они обязуются как можно скорее исправить то, что пошло не так. Когда они хотят использовать животное, они убивают его не перерезав шею, а удушая животное. Затем специалисты с большой осторожностью приступили к снятию шкуры с животного, чтобы избежать пролития крови. Они (прорицатели) извлекают кишки и внимательно изучают в них картину свернувшейся крови и дают свои результаты. Гадание — невероятно богатая область для антропологических исследований. Фактически, я бы сказал, что нет более богатой этнографии культуры, чем изучение ее системы гадания. В самом прямом смысле, как прямо заявляют йоруба в Нигерии о своей системе Ифа, система гадания представляет собой «книгу знаний» людей, в которой сохраняются их история и культурные ориентиры. [53] )
Гириама и суахили
[ редактировать ]В племенах гириама и суахили Кении есть люди, практикующие гадание (Д. Паркин, 1991). [2]
Гадание Гириама
[ редактировать ]Общество Гириамы разделено на три основные категории гаданий. Во-первых, это кайя, старейшины общества, в которых соблюдаются многие ритуальные и культурные традиции. Во-вторых, «ритуалисты», или шаманы, оказывающие духовную поддержку предпринимателям Гириамы. Наконец, есть прорицатели из высшего социального класса, которые сочетают свое умелое использование гадания с политикой для достижения высокого политического капитала и влияния. [54]
Борьба за власть (Гадание против ислама)
[ редактировать ]Многие Гириамы сообщают, что страдают от «одержимости духами» исламских призраков, которые стремятся обратить Гириаму в ислам. В таких отчетах сообщается о «симптомах одержимости, включающих соматические реакции, которые вынуждают Гириаму придерживаться мусульманской модели отказа от еды». [55]
Малинди
[ редактировать ]В Малинди прорицатели-духи-медиумы известны как аганга мбуруга. Аганга-а-кувойера — одновременно прорицатели и целители, которые также являются экспертами в обнаружении колдовства. Эта последняя способность считается важной из-за деловых ситуаций, вызывающих обвинения в колдовстве. [52]
Люди Ло
[ редактировать ]Прорицатель (ок. 1904–1986) в Ло известен как аджуога. [56] [57] Аджуога имеет значение « только джук» или просто «джук» (Дж. Харрис 2012). [58] Аджуога также известны как ночные бегуны . [58] [59] [60] [61]
Метод
[ редактировать ]Суахили используют для гадания преимущественно астрологический и нумерологический текст «Фалак», основанный на более раннем тексте «илм аль-Фалак» , который использовался арабами и оманцами для обучения африканцев астрономии и астрологии. [52]
Дифференциация по полу
[ редактировать ]Одно расследование было обнаружено в районе Кая ( народа Миджикенда). [62] ) большинство прорицателей были мужчинами, а в районе Магарини - женщинами. Примерно в 2009 году в Малинди большинство прорицателей были женщинами. [52]
Нилотский народ Судана
[ редактировать ]Как распознать колдуна
[ редактировать ]или подозреваемым в колдовстве был нанесен вред, вред или вред В случаях и ситуациях, когда колдуном , гадание используется как для подтверждения или опровержения присутствия колдовства, так и для того, чтобы затем идентифицировать колдуна, если выясняется, что виноват колдун. [63]
Защита от колдовства
[ редактировать ]Защита от колдовства предоставляется прорицателю путем обращения к амулетам, за которые прорицатель может получить плату, или, альтернативно, прорицатель может помочь в прямом наказании колдуна оккультными средствами с явной целью излечить колдуна. горе. [63]
Атуот
[ редактировать ]Дж. У. Бертон изучил практику гадания у этих народов, особенно у атуот . [2]
Атуот верит, что поведение считается неправильным, вызывая дисгармонию в гармоничном мире, а наказание в виде болезней, невежества и смерти налагается Богом, которое облегчается только гаданием. [29]
Мусульманские прорицатели
[ редактировать ]Факих [63] мусульманских обществ , кто из богословов и юристов считался наиболее образованным, [64] также выполняет роль прорицателя. [63]
Центральный
[ редактировать ]Бурунди
[ редактировать ]Ряд людей, которые являются прорицателями в Бурунди, используют копье , сделанное из меди , для предсказания. [19]
Центральноафриканская Республика
[ редактировать ]Занде
[ редактировать ]Одним из методов, используемых народом Занде , является метод отравления курицы, при котором курице вводят яд, и последствия, связанные с последующей смертностью или выживанием существа, определяют гадание. Этот метод называется Бенге. [1]
Нзака
[ редактировать ]Когда гадатель должен вылечить больного человека, племенная группа Нзакара делает гадание, задавая вопросы, которые имеют в качестве ответа либо утверждение, либо отрицание (т.е. ответ «да» или «нет») (Р. Девиш цитирует Ретеля-Лорентена; 1974). [16]
Демократическая Республика Конго
[ редактировать ]Пенде
[ редактировать ]Прорицатели Пенде используют инструменты для гадания. [20] [21]
Яка
[ редактировать ]В народе яка есть личности, которые предсказывают. [65] Гадание яка, являющееся медиумическим , зародилось в культе нгомбу. [66]
А. Алмквист изучал пагибети , Р. Дэвиш изучал яка , [2] в то время как страна была известна как Заир (до августа 1992 г.). [67]
Юг
[ редактировать ]Ангола
[ редактировать ]Прорицатель известен как кимбанда, из нганги (последний у народов Конго ). [23] На северо-востоке Анголы и в соседних регионах Замбии и Демократической Республики Конго некоторые прорицатели практикуют гадание на корзинах. [68]
Ботсвана
[ редактировать ]Цвапонг знает и считает серити важным для своего понимания. Для гадания они могли использовать жребии, которые известны в совокупности и имеют различные формы, дитаоло. Из семейства предметов, которые может использовать цвапонг, одним из этих членов являются кости: [24]
Мертвые кости доминируют на дорогах
— [24]
Мозамбик
[ редактировать ]Прорицатели Мозамбика используют аппараты для гаданий, известные как тинхоло , которые представляют собой наборы различных предметов для гаданий. Примеры предметов, которые можно использовать в наборе тинхоло , включают «предметы мужского и женского пола, кости или другие части диких и домашних животных...» Каждый предмет в наборе тинхоло имеет аналог, что отражает необходимость баланса. [25]
Где племя
[ редактировать ]Ньямсо ло
[ редактировать ]Прорицателя зовут Ньямсо ло . Ньямсо ло обладает прорицательными способностями из-за того, что прорицатель одержим и , пока одержим, контролируется разумной силой, известной как Зин тхи ки. [69]
Зин ти ки
[ редактировать ]Зин- ти- ки дружелюбен и приходит к прорицателю из более отдаленного места. Зин- ти -ки никогда не бывает живым другом или родственником человека. [69]
Владение Зин Ти Ки
[ редактировать ]Будучи одержимым, Ньямсо ло не осознает происходящих событий. Во владении Зин тхи ки Ньямсо ло может вздрагивать, дрожать и немного покачиваться, с глазами либо плотно закрытыми, либо открытыми с остекленевшим взглядом, и говорит неестественным по своей хриплости и гортанному голосу . [69]
ЮАР
[ редактировать ]коса
[ редактировать ]У народа коса есть люди, практикующие гадание. [70]
Небеса
[ редактировать ]Прорицатель Амазулу [71] (народ зулусов [72] ) Юго-Восточной Африки [72] [73] известен как Месяц Скорби, или Иньянга. [71]
Говорят, что у прорицателей мягкие головы . [71]
Инициация
[ редактировать ]В период инициации человек вначале воздерживается от некоторых продуктов и съедает лишь небольшое количество тех продуктов, которые он ест. Он жалуется на телесные боли. Он мечтает о многом (он стал домом мечты). В конце концов он заболевает и обращается к прорицателю за помощью, но мужчина болеет около двух лет. В это время он уже одержим Итонго. У него выпадают волосы. Его кожа теперь сухая. Примерно в это же время он осознает свои способности к предсказанию, которые можно услышать и увидеть по его постоянному чиханию и зевоте, а также теперь он любит нюхательный табак очень и часто его принимает. Во время болезни у него случаются судороги, его обливают водой, после чего судороги на время прекращаются. Он плачет и плачет. Ночью иногда другие идут петь с ним, после того как он разбудил их своим пением, сочинив песню. Его тело теперь истощено . Во время инициации режим сна посвященного меняется на несколько коротких периодов, и он просыпается, чтобы активно петь песни и прыгать внутрь и наружу (как лягушка). Деревня пытается сделать посвященных Итонго белыми. В это время уважаемый и известный Иньянга делает убулаво ( рвотное ) для посвященного, посвященный и Иньянга проводят вместе два дня, затем посвященный сам становится Иньянгой. [71]
Импепо
[ редактировать ]Посвященный Иньянга сначала ест черный импепо, чтобы убрать мутность внутреннего зрения , затем белый импепо. Белый импепо используется для поддержания истинности внутреннего зрения после черного импепо. Оба являются рвотными средствами . Иньянга спит с черным импепо (под головой), чтобы сны были ясными и правдивыми. [71]
Гадание возле Претории
[ редактировать ]В окрестностях Претории прорицатель известен как сангома. [6]
Запад
[ редактировать ]Бенин
[ редактировать ]В Бенине люди, известные как Эбо, участвуют в гадании, интерпретируя прошлое, и предсказывая будущее с помощью Осуна. Осун — это сила духовности, которой Эбо обладает, используя силу растений. [28]
Лоби Буркина-Фасо
[ редактировать ]П. Мейер изучал гадание в пределах Лоби . [2]
Лоби верят, что поведение считается неправильным, вызывающим дисгармонию в гармоничном мире, а наказание за болезни, невежество и смерть налагается Богом, которое облегчается только гаданием. [29]
Прорицатель Лоби связан с богом, известным как Ватиль, а Ватиль является личным богом прорицателя. [74]
Прорицатель Лоби обычно не выполняет никакой другой роли, кроме гадания, и может принимать от пяти до двадцати клиентов в день. Ожидается, что прорицатель не откажет никому, кто хочет гадания. Если прорицатель отказывается, то Ватиль выражает неодобрение. [74]
Статус, предоставляемый прорицателю Лоби, зависит только от качества предоставляемых услуг, то есть статус соответствует точности предсказания. [74]
Камерун
[ редактировать ]Народы капсики в и хиги Камеруне используют крабов для гадания. [30] Мамбила . используют как крабов, так и пауков (см. Гадание на пауках Мамбила и Zeitlyn 2020) [75] ), а в лесной зоне широко используются пауки в виде, называемом нггам . [76]
Кот-д'Ивуар и Гана
[ редактировать ]Ствол
[ редактировать ]Народ Бауле проживает на территории Берега Слоновой Кости. [77] у них есть прорицатели, которые гадают посредством транса и другими способами, [20] Бауле изготавливают приспособление для гаданий, называемое гекре, в котором содержатся мыши. [20] Прорицателями Бауле могут быть мужчины и женщины. У прорицателей есть атрибутика, а именно шляпы, молотки, демонстрационное оружие и железные гонги, а также у прорицателя есть изящные скульптуры человеческой фигуры. [77]
Гадание на мышах : мышь разновидности полевой мыши помещают в цилиндрический сосуд, внутри которого у мыши есть что-нибудь поесть. Во время еды мышь перемещает маленькие палочки, прикрепленные к подносу из черепахового панциря внутри сосуда. Когда дубинки падают, они создают на земле уникальный узор, и прорицатель смотрит на него, чтобы сказать свое предсказание. [77] Тип мыши, обитающий на территории Кот-д'Ивуара, включает лесную мышь Бэра , лесную мягкошерстную мышь и полосатую мышь Миллера . [78]
Сенуфо
[ редактировать ]Народы сенуфо [20] знают своего прорицателя как Сандо. [79]
Нигерия
[ редактировать ]Обращать внимание
[ редактировать ]У народа Аро было несколько святилищ, посвященных богу Ибин Укпаби, которые использовались, включая пророческую практику, причем главный из них находился в столице территории Аро в Арочукву . Результаты практики гадания в этих святилищах использовались прорицателями Аро, чтобы заставить рабов противостоять контролю британских колониальных держав. Люди Аро использовали гадание во время сражений против британской армии , чтобы позже защитить первый храм в Арочукву от разрушения. Храм был окончательно разрушен в 1902 году. Члены Аро все еще участвовали в практиках, посвященных Ибину Укпаби, в 2015 году. [80] [81]
Йоруба
[ редактировать ]Йоруба [32] есть система гадания, известная как Ифа . Посредством Ифа прорицатель, известный своему народу как бабалаво , призывает бога йоруба Орунмилу , который дает прозрение. [20] Стихи Йоруба Ифа Оду представляют собой сборник, используемый в целях гадания. [2]
Прорицатель йоруба мог использовать шестнадцать ракушек каури вместо оракула Ифа. [32] или шестнадцать пальмовых орехов. [20] Согласно племени йоруба, мужчинам и женщинам разрешено практиковать метод шестнадцати каури, но только мужчинам разрешено практиковать метод Ифа. [32]
Капсики и Хиги из Нигерии
[ редактировать ]Народы капсики на и хиги северо-востоке Нигерии используют крабов для гадания, называемых длера. Крабу ставят проблему или задают вопрос, а затем на некоторое время помещают в кастрюлю с водой, песком и осколками калебаса. Гадание проводится путем наблюдения за тем, как краб за это время перемещался по горшку. Другие виды гадания также называются длера, или «слышание краба» как общий термин. [30]
Гамбия, Сенегал и Мавритания
[ редактировать ]Народ Серер в Гамбии, Сенегале и Мавритании называет своих прорицателей Салтигами . Это «наследственные жрецы Дождя» и хранители религии и обычаев Серер , права первородства, которое они унаследовали от древних ламанцев . церемония гадания под названием Xooy (также: Xoy или Khoy проходит Каждый год в Фатике ) . [33] [34] [35] [36] Церемония Сой была включена ЮНЕСКО в список культурного наследия . [37]
Сьерра-Леоне
[ редактировать ]Темный
[ редактировать ]Сьерра В Темне -Леоне проживают люди, которые практиковали гадание примерно в 1991 году (Р. Шоу, 1991). [2]
Практика гадания Темне — это заимствование практик, не относящихся к традиции Темне. Гадание на Темне взято из практик Манде . [82]
Кпа-Менде
[ редактировать ]Обнаружение ведьм с помощью гадания Тонго ( так в оригинале ) было специализацией племени Кпа-Менде , к северу от района Шербро в Сьерра-Леоне . [83]
Togo
[ редактировать ]Батаммалиба и гароязычные народы северного Того и Бенина.
[ редактировать ]Рудольф Блиер исследовал прорицателя в контексте системы здравоохранения народа батаммалиба на севере Того. [2]
На [29] – это слово, обозначающее прорицателя у этих народов, а он выполняет дополнительно роль консультанта по здоровью. [2] [29] он Фактически играет центральную роль в обеспечении здравоохранения среди народов, говорящих на языке батаммалиба и гар. [29]
Лист
[ редактировать ]Овцы южного Того обращаются за советом к Фа или Афа, когда сталкиваются с различными проблемами в своей жизни. Это основа их традиционной религии или религии предков. [84]
Острова
[ редактировать ]Острова Зеленого Мыса
[ редактировать ]Прорицателя с островов Зеленого Мыса называют доктором-предсказателем. [38]
Народы Мадагаскара
[ редактировать ]Антеморо
[ редактировать ]П. Верен и Н. Раджаонариманана исследовали систему гаданий Антеморо у мадагаскарских народов. [2] Гадание – распространенная профессия [85]
Сакалава
[ редактировать ]Сикиди — это система математического гадания, используемая омбиасами (прорицателями) у народов сакалава . Сикиди использует семена акации . [50]
Ашер опубликовал исследование сикиди в 1997 году. [86]
Гадание
Занахари Согласно верованиям Сакалава, божество является руководящим божеством гадания. [50]
Омбиаса начинается с того, что закладывает четыре кучки семян акации, а затем определяет количество семян в одной из кучек. [50] Если количество семян в этой кучке нечетное, то откладывается одно семя, если четное, то откладываются два. Этот процесс продолжается с каждой кучей до тех пор, пока из отложенных семян не будет создана еще одна (пятая) кучка, и в этой ситуации производится дополнительное измерение семян, причем степень подсчета зависит от решения, основанного на священном знании, которым обладает омбиаса. вплоть до создания двенадцати свай. [50] Благодаря влиянию Занахари каждой стопке присваивается статус раба или принца и назначается одной из сторон света , и таким образом омбиаса приводит к гадательному завершению. [50]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дж. К. Вудфорк (2006). Культура и обычаи Центральноафриканской Республики . Издательская группа Гринвуд. п. 31. ISBN 978-0313332036 . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с П.М. Пик ( Университет Дрю ) (1991). Африканские системы гадания: способы познания . Издательство Университета Индианы. стр. 2, 3, 4. ISBN 978-0-253-34309-3 . Проверено 25 декабря 2015 г. Африканские системы мышления http://www.drew.edu/anthropology/faculty#Philip
- ^ Л. С. Грилло (28 мая 2013 г.). Гадание: перспективы на новое тысячелетие . Ashgate Publishing , Ltd (под редакцией доктора П. Карри – Уэльский университет). п. 41. ИСБН 978-1-4094-8113-3 . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ М. Алфеус Масога ( Университет Натала ) (2004 г.). Стать Нгакой: Примириться с устными повествовательными дискурсами (в) Устность, грамотность и колониализм в Южной Африке . БРИЛЛ . п. 217. ИСБН 978-9004130869 . Проверено 26 декабря 2015 г. Выпуск 46 исследований «Семеи»
- ^ Jump up to: а б users.clas.ufl.edu/rserra/The%20Main%20Five%20Regions%20of%20Africa.doc Основные пять регионов Африки, Колледж свободных искусств и наук - Университет Флориды. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Х. Холланд (26 сентября 2012 г.). Африканская магия . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0143527855 . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Страны Африки Британника . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Дж. М. Абун-Наср, Б. Х. Уормингтон, М. Бретт - Британская Северная Африка онлайн. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Слёмович (2014). Поэзия алжирских женщин в Букале: устная литература, культурная политика и антиколониальное сопротивление (PDF) . Калифорнийский университет, Журнал арабской литературы, BRILL. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2016 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Д. В. Набудере (2011). Африкология, философия и целостность: эпистемология . Коллектив африканской книги. п. 47. ИСБН 978-0-7983-0255-5 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Э. Л. Харрис (1 сентября 1998 г.). Древнеегипетское гадание и магия . Книги Вайзера. ISBN 978-1-57863-036-3 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Э.А. Уоллис Бадж (1930). Амулеты и суеверия: оригинальные тексты с переводами и описаниями длинной серии египетских, шумерских, ассирийских, еврейских, христианских, гностических и мусульманских амулетов, талисманов и магических фигур, с главами о сглазе, происхождении амулета, Пятиугольник, Свастика, Крест (языческий и христианский), Свойства Камней, Кольца, Гадание, Числа, Каббала, Древняя Астрология и т. д . Курьерская корпорация. п. 443. ИСБН 978-0-486-23573-8 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Х. Г. Маркус, Д. А. Лоу - Британская Восточная Африка онлайн. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б К. Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. п. 12. ISBN 978-1135193881 . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Т.Г. Гебремедин, Г.Х. Тесфагиоргис (2008). Традиции Эритреи: связывая прошлое с будущим . Красное Море Пресс. ISBN 9781569022221 . Проверено 13 января 2017 г. ...Эритрейские знахари отгоняют злых духов от людей, страдающих психическими расстройствами. Знахари, участвующие в гадании.... (открытая ссылка показывает несколько источников)
- ^ Jump up to: а б с Р. Дэвиш (28 октября 2013 г.). Теоретические исследования в Африке . Рутледж. п. 69. ИСБН 978-1136137860 . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Д. Бирмингем - Британника Центральной Африки онлайн. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Э. К. Эггерс, Р. Лемаршан - Британская Бурунди онлайн. 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Э. В. Герберт (1984). Красное золото Африки: медь в доколониальной истории и культуре . Университет Висконсина Пресс. п. 262. ИСБН 978-0299096045 . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час А. ЛаГамма; Дж. Пембертон; МОМА (П. де Монтебелло) (2000). Искусство и оракул: африканское искусство и ритуалы гадания . Метрополитен-музей . стр. 5, 7, 8. ISBN 978-0-87099-933-8 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Д. Кабози (SL Danver) (10 марта 2015 г.). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. п. 72. ИСБН 978-1-317-46400-6 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ↑ SE Marks - Southern Africa Britannica онлайн, дата обращения 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Адебайо Ойебаде (2007). Ангола . Издательская группа Гринвуд. п. 45. ИСБН 978-0313331473 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Р. Вербнер (почетный профессор) (15 ноября 2015 г.). Хватка гадания: африканские встречи с почти сказанным . Издательство Университета Индианы. п. 10. ISBN 978-0253018953 . Проверено 5 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б ПМ Пик (13 мая 2016 г.). Гадание: перспективы на новое тысячелетие . Рутледж. ISBN 978-1317149026 . Проверено 5 января 2017 г.
- ^ Э. МакГонагл, «Жизнь с тираном: воспоминания и идентичности Ндау в тени Нгунгуньяны» , Международный журнал африканских исторических исследований , 1 января 2008 г. По состоянию на 12 января 2017 г.
- ^ Дж. Д. Фейдж - Британская Западная Африка онлайн. Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кейт Эзра (1992). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 217. ИСБН 978-0870996337 . Проверено 5 января 2017 г. цитируя Мельзиана, Брэдбери, Бен-Амоса
- ^ Jump up to: а б с д и ж Н.С. Мюррелл ( Университет Северной Каролины в Уилмингтоне ) (25 января 2010 г.). Афро-карибские религии: введение в их исторические, культурные и священные традиции . Издательство Университета Темпл . п. 46. ИСБН 978-1-4399-0175-5 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с В. ван Бик (2013). Обзор реальности: динамика африканского гадания . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 185. ИСБН 978-3-643-90335-8 . Проверено 25 декабря 2015 г. Том 50 африканских исследований
- ^ А. Долби (28 октября 2015 г.). Словарь языков: исчерпывающий справочник по более чем 400 языкам . Издательство Блумсбери . п. 80. ИСБН 978-1-4081-0214-5 .
- ^ Jump up to: а б с д WR Баском (и Салако) (1993). Шестнадцать каури: гадание йоруба от Африки до Нового Света . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20847-7 . Проверено 25 декабря 2015 г. Том 847 Midland Books
- ^ Jump up to: а б Ричард, Франсуа Г., Неохотные ландшафты: историческая антропология политического опыта в Сиине, Сенегал , University of Chicago Press (2018), стр. 306, ISBN 9780226252544 [1]
- ^ Jump up to: а б Гравран, Анри , Цивилизация Серер : « Пангул », Nouvelles Editionsafricaines du Sénégal (1990), стр. 409, ISBN 9782723610551
- ^ Jump up to: а б Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале. Беркли, Калифорнийский университет Press , (2004), стр. 202, ISBN 0-520-23591-6
- ^ Jump up to: а б Калис, Симона, Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала : знание ночи , L'Harmattan (1997), стр. 43, 49, 52, 137, 211, 298, ISBN 9782738451965
- ^ Jump up to: а б «Суой, церемония гадания среди сереров Сенегала» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б К. Шоу (1996). Постколониальная литература португалоязычной Африки . Издательство C. Hurst & Co. п. 260. ИСБН 978-1850652502 . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ РК Ритнер (обозреватель Ритнера SB Noegel) - Некромантия в Египте у Леды Чираоло и Джонатана Зайделя - Магия и гадание в древнем мире ISBN 90-041-2406-3 . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Мириам Лихтхайм Египетская литература: Том II: Новое царство , с. x, BRILL University of California Press, 3 апреля 2006 г., ISBN 0520933060 . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Боки Толаса и Миссай Мулати Менгсти. Предполагаемые причины, методы диагностики и практика лечения психических заболеваний среди традиционных целителей общины Берта в Ассосе, Эфиопия. Международный журнал социальной психиатрии. 2023;69(3):639-645. дои: 10.1177/00207640221128163
- ^ Стрекер, Иво. «Политический дискурс в эгалитарном обществе: Хамар Эфиопии». Африканский ежегодник риторики 10, вып. 1 (2020): 57-64.
- ^ Аббинк, Джон. «Чтение внутренностей: анализ африканского гадательного дискурса». Человек (1993): 705–726.
- ^ Jump up to: а б с Реминик, Рональд А. (1974). «Вера в сглаз среди амхара Эфиопии». Этнология . 13 (3): 279–291. дои : 10.2307/3773168 . ISSN 0014-1828 . JSTOR 3773168 .
- ^ Jump up to: а б Финнеран, Найл (2003). «Эфиопская вера в сглаз и магический символизм обработки железа». Фольклор . 114 (3): 427–433. дои : 10.1080/0015587032000145414 . ISSN 0015-587X . JSTOR 30035127 . S2CID 161976625 .
- ^ Аспен, Харальд. (2001). Амхарские традиции познания: духи-медиумы и их клиенты . Харрасовиц. ISBN 978-3447044103 . OCLC 469545742 .
- ^ Jump up to: а б Фахиме Мьянджи, доктор философии; Юсеф Семнани, доктор медицинских наук (1 сентября 2015 г.). «Одержимость духом Зара в Иране и африканских странах: групповой стресс, культурно-ориентированный синдром или культурная концепция бедствия?» . Иранский журнал психиатрии . 10` (4). Тегеранский университет медицинских наук: 225–232. ПМК 4801492 . ПМИД 27006667 .
- ^ Янг, Аллан (1975). «Магия как «квазипрофессия»: организация магии и магического исцеления среди амхара». Этнология . 14 (3): 245–265. дои : 10.2307/3773255 . ISSN 0014-1828 . JSTOR 3773255 .
- ^ Уайт, Сьюзен Рейнольдс (1990). «Неуверенные люди в гадании Ньоле». Журнал религии в Африке . 20 (1): 41–62. дои : 10.2307/1581424 . ISSN 0022-4200 . JSTOR 1581424 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дж. К. Олупона ( Гарвардская школа богословия ) (2014). Африканские религии: очень краткое введение . ОУП США . п. 48. ИСБН 978-0-19-979058-6 . Проверено 26 декабря 2015 г. Том 377 очень кратких вступлений
- ^ Jump up to: а б С.Р. Уайт ( Копенгагенский университет ) (1997). Ставя под сомнение несчастье: прагматика неопределенности в Восточной Уганде . Издательство Кембриджского университета . стр. 16, 65. ISBN. 978-0-521-59558-2 . Проверено 26 декабря 2015 г. Том 4 Кембриджских исследований по медицинской антропологии
- ^ Jump up to: а б с д Дж. Макинтош ( Университет Брандейса ) (2009). Грани ислама: власть, личность и этнорелигиозные границы на побережье Кении . Издательство Университета Дьюка. стр. 229, 281. ISBN. 978-0-8223-9096-1 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Филип М. Пик, 2013, Тихие голоса африканского гадания , Издательство Индианского университета, 2011, стр. 1.
- ^ Паркин, Дэвид (1970). «Политика ритуального синкретизма: ислам среди немусульман гириамы Кении». Африка: Журнал Международного африканского института . 40 (3): 217–233. дои : 10.2307/1158883 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1158883 .
- ^ Макинтош, Джанет (2004). «Неохотные мусульмане: воплощенная гегемония и моральное сопротивление в комплексе владения духом Гириамы». Журнал Королевского антропологического института . 10 (1): 91–112. дои : 10.1111/j.1467-9655.2004.00181.x . ISSN 1359-0987 . JSTOR 3804099 .
- ^ М.А. Ньяголо - файл:///C:/Users/GGA/Downloads/Nyagode_The%20function%20of%20divination%20and%20the%20roles%20of%20Ajuoga.pdf Функция Гадания и роли Аджуоги (Прорицатель-Доктор) ) в меняющемся обществе луо в Западной Африке, 1904–1986 гг ., Найробийский университет , декабрь 1987 г. Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Джошуа Хаммер - Путешествие Обамы в журнал Smithsonian Kenya, май 2012 г. Проверено 22 декабря 2016 г. ( Барак Обама ).
- ^ Jump up to: а б Дж. Харрис (20 февраля 2012 г.). От теории к практике в уязвимой миссии: академическая оценка . Wipf и Stock Publishers. п. 78. ИСБН 978-1610979443 . Проверено 23 декабря 2016 г. (см. Университет Бирмингема и http://www.vulnerablemission.org/ )
- ^ TUKO.co.ke kenyan-naked-night-runners-plead-government-support TUKO.co.ke, дата доступа: 23 декабря 2016 г.
- ↑ М. Калуоч - Homa-Bay-night-runners-in-troublenation.co.ke , 11 июня 2015 г., дата доступа: 23 декабря 2016 г.
- ^ официальный сайт правительства округа Хома-Бэй, дата доступа: 23 декабря 2016 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Священные леса Миджикенда Кая – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д личный состав Министерства армии США (1986–1998). Судан . Федеральный исследовательский отдел Библиотеки Конгресса (Министерство армии США) . Проверено 29 декабря 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ О. Рой, А. Сфейр (2007) – Всемирный исламский словарь Колумбийского университета , стр. 396-, Columbia University Press , ISBN 0-231-14640-X . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Р. Дэвиш (2013). Обзор реальности: динамика африканского гадания . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 25. ISBN 978-3-643-90335-8 . Проверено 25 декабря 2015 г. Том 50 африканских исследований
- ^ Р. Дэвиш ( Университет штата Аризона ) (2004 г.). Гадание и исцеление: мощное видение . Пресса Университета Аризоны . п. 243. ИСБН 978-0-8165-2377-1 . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Г. Нзонгола-Нталаджа ( Университет Говарда ) (2004 г.). От Заира до Демократической Республики Конго . Институт Северной Африки. п. 5. ISBN 978-9171065384 . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Сильва, Соня. (2011). Вдоль африканской границы: ангольские беженцы и их гадательные корзины . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812242935 . OCLC 606785118 .
- ^ Jump up to: а б с Камба Симанго (и Н. Кертис Берлин) (1920). Песни и сказки с темного континента: авторитетная классика 1920 года, записанная на основе пения и высказываний К. Камба Симанго, племени Ндау, Португальская Восточная Африка, и Мадикане Челе, племени зулусов, Натала, Зулуленд, Южная Африка . Курьерская корпорация. стр. 15, 16, 17, 18. ISBN. 978-0-486-42069-1 . Проверено 25 декабря 2015 г. Дуврские книги о музыке
- ^ Н. Лили-Роуз Млиса (2013). Обзор реальности: динамика африканского гадания . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 59. ИСБН 978-3-643-90335-8 . Проверено 25 декабря 2015 г. Том 50 африканских исследований .
- ^ Jump up to: а б с д и Х. Каллауэй (1868). Религиозная система амазулу: с переводом на английский язык и примечаниями . Дж. А. Блэр. ISBN 9781105792359 .
- ^ Jump up to: а б Э.А. Элдридж (2014). Создание Королевства Зулу, 1815–1828 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 106. ИСБН 978-1-107-07532-0 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Организация Объединенных Наций: Департамент операций по поддержанию мира (январь 2004 г.). Карта дренажных систем Юго-Восточной Африки (PDF) . Объединенные Нации . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Т. Н. Вашингтон, П. Мейер, цитируется Т. Н. Вашингтоном ( Государственный университет Грэмблинга ) (2014). Проявления мужского великолепия: божественность в африканской жизни, текстах и литературе . Торнадо Ои. п. 154. ИСБН 978-0-9910730-0-9 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Гадание Мамбилы: формулирование вопросов, построение ответов (исследования Routledge в антропологии) 2020. Лондон: Routledge. ISBN 9780367199500
- ^ Бленч, Роджер; Зейтлин, Зейтлин (1989). Сеть слов . OCLC 757566262 .
- ^ Jump up to: а б с HB Вернесс ( Калифорнийский государственный университет ) (2003). Континуальная энциклопедия местного искусства: мировоззрение, символизм и культура Африки, Океании и Северной Америки . Международная издательская группа «Континуум» . п. 81. ИСБН 978-0-8264-1465-6 . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ А. Дафф; А. Лоусон (2004). Млекопитающие мира: Контрольный список . Издательство Йельского университета. стр. 85, 86. ISBN. 978-0-300-10398-4 .
- ^ Ти Джей Бассетт ( Университет Иллинойса ) (март 2006 г.). Крестьянская хлопковая революция в Западной Африке: Кот-д'Ивуар, 1880–1995 гг . Издательство Кембриджского университета . п. XIX. ISBN 978-0-521-78883-0 . Проверено 25 декабря 2015 г. Том 101 африканских исследований
- ^ Джеффри Ян Росс (4 марта 2015 г.). Религия и насилие: энциклопедия веры и конфликтов от древности до наших дней . Рутледж. п. 23. ISBN 978-1317461098 . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Марика Шервуд - После отмены смертной казни: Британия и работорговля с 1807 года , IB Tauris 2007 ISBN 9781845113650 Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Р. Шоу ( Университет Тафтса ) (2002). Воспоминания о работорговле: ритуал и историческое воображение в Сьерра-Леоне . Издательство Чикагского университета . стр. 70, 71. ISBN. 978-0-226-75131-3 . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Дж. Найт ( Королевский университет Белфаста ), Европейская ассоциация социальных антропологов (2000). Естественные враги: конфликты между людьми и дикой природой в антропологической перспективе . Психология Пресс . стр. 90, 100. ISBN. 978-0-415-22440-6 . Проверено 30 ноября 2016 г.
гадательные практики специалистов, известных как Игроки Тонго (Mende tôngô mô – «человек, который обнаруживает ведьм)… с использованием гадальных практик, похожих на лотерею… Гадание на Тонго, по-видимому, было специализацией народа Кпа-Менде, жившего в районе непосредственно к северу от Шербро страна .
- ^ «Культ Афа на юге Того» .
{{cite web}}
: Неизвестный параметр|site web=
игнорируется ( помогите ) - ^ Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6.
- ^ П. Гердес (6 декабря 2012 г.). Математика в разных культурах: история незападной математики . Springer Science & Business Media. п. 41. ИСБН 978-9401143011 . Проверено 13 января 2017 г.