Jump to content

Гадание

Гадалка , занимается гаданием 1900 год.

Гадание [а] — это форма алгебраической геомантии, практикуемая малагасийскими народами на Мадагаскаре . Он включает в себя алгоритмические операции, выполняемые над случайными деревьев данными, полученными из семян , которые ритуально упорядочиваются в таблицу, называемую тоэтри , и божественно интерпретируются после математической обработки. Столбцы семян, обозначенные как «рабы» или «принцы», принадлежащие соответствующим «землям» для каждого, символически взаимодействуют, чтобы выразить винтану («судьбу») в интерпретации прорицателя. Прорицатель также предписывает решения проблем и способы избежать роковой беды, часто предполагающие жертвоприношение. [1]

Эта многовековая практика происходит от исламского влияния, принесенного на остров средневековыми арабскими торговцами . обращаются К сикиди за помощью по ряду гадательных вопросов, касающихся судьбы и будущего, включая определение источников и исправление несчастий, предсказание судьбы новорожденных и планирование ежегодных миграций. Математика сикиды включает понятия булевой алгебры , символьной логики и четности .

Гадалка , занимается гаданием 1895 год.

Этой практике уже несколько столетий, и на нее влияют арабские геомантические традиции арабских мусульманских торговцев на острове. [1] [2] Стивен Эллис и Солофо Рандрианья описывают сикиди как «вероятно, один из старейших компонентов малагасийской культуры», написав, что это, скорее всего, продукт местного гадательного искусства, на которое позже повлияла исламская практика. [3] Умар Х.Д. Данфулани пишет, что интеграция арабского гадания в предсказания коренных народов «ясно продемонстрирована» на Мадагаскаре, где арабская астрологическая система была адаптирована к местной сельскохозяйственной системе и объединена с малагасийскими лунными месяцами путем «адаптации местных месяцев, волана , к астрологическим месяцев, винтана ». [4] концепции Данфулани также описывает в сикиди «домов» (земель) и «царей в своих домах», сохранившиеся из средневековой арабской астрологии. [4]

Большинство авторов связывают эту практику с «морской торговлей с юго-западным побережьем Индии , Персидским заливом и восточным побережьем Африки в 9-м или 10-м веке нашей эры». [1] Хотя этимология слова сикиди неизвестна, предполагается, что это слово происходит от арабского сихр («заклинание» или «очарование»). Сикиди имел центральное значение для дохристианской малагасийской религии: в 1892 году цитировали одного практикующего, который назвал сикиди « Библией наших предков». [2] В миссионерском отчете 1616 года описывается одна форма сикиди с использованием семян тамаринда. [5] и еще один, наносивший пальцами отметки на песке. [1] Ранний колониальный французский губернатор Мадагаскара Этьен де Флакур задокументировал сикиди в середине 17 века: [2]

Мататане Страна на юго-востоке Мадагаскара, [...] где живут антеморо , была центром астрологических исследований еще в четырнадцатом веке [...]. Эта территория также была местом первых арабских поселений, хотя строгие исламские обряды были утеряны много веков назад [...]. Исторические данные показывают, что прорицатели Антеморо, носители астрологической системы, проникли почти во все древние королевства Мадагаскара, начиная с шестнадцатого века. [...] Сегодня, хотя многие люди утверждают, что они омбиасы [прорицатели], только прорицатели Антеморо считаются настоящими профессионалами. Этот район до сих пор является известным местом обучения, где специалисты проходят обучение, а затем возвращаются в свои родные сообщества с определенным объемом знаний. Теперь мы можем лучше понять степень сходства форм гаданий, встречающихся по всему Мадагаскару. На протяжении веков Матитанана оставался учебным центром для прорицателей, которые широко мигрировали, обычно занимая важные должности в своих родных общинах и в различных королевских семьях.

- Этьен де Флакур , История Большого острова Мадагаскар

«Проникновение» малагасийских королевств прорицателями Антеморо и роль Матитананы как места для обучения астрологии и гаданию помогают объяснить относительно единообразную практику сикиди на Мадагаскаре. [4]

Мифы о происхождении

[ редактировать ]
Арабская классификация геомантических фигур XV века.

Мифическая традиция, касающаяся происхождения сикиди , «связывает [эту практику] как с возвращением по воде арабских предков, которые вступили в брак с малагасийцами, но затем ушли, так и с названиями дней недели» [1] и утверждает, что искусство было сверхъестественным образом передано предкам, когда Занахари (верховное божество малагасийской религии ) передал его Ранакандриане, который затем передал его ряду прорицателей (Ранакандриана Раманитраланане, Рабиби-Андрано Андриамбави-Маитсо (который была женщина) Андриам-бави-носи), последний из которых прекратил монополию, отдав ее народу, заявив: «Вот, я даю вам сикиды , из которых вы можете узнать, какие подношения вам следует принести, чтобы получите благословения и какое искупление вам следует совершить, чтобы отвратить зло, когда кто-то болен или опасается какого-либо будущего бедствия». [2] [6]

Мифический анекдот о Ранакандриане гласит, что однажды двое мужчин заметили, как он играл на песке. На самом деле он практиковал разновидность сикиди , работающую в песке, называемую сикиди аланана . Двое мужчин схватили его, и Ранакандриана пообещал, что научит их чему-нибудь, если они его отпустят. Они согласились, и Ранакандриана подробно научил их работать с сикиди . Затем двое мужчин пошли к своему вождю и сказали ему, что могут рассказать ему «прошлое и будущее - что было хорошо, а что плохо, что увеличилось, а что уменьшилось». Вождь попросил их рассказать ему, как ему получить много скота . Двое мужчин отработали свои сикиды и сказали вождю убить всех своих быков и что «к нему придет большое количество» в следующую пятницу. Вождь, сомневаясь, спросил, что произойдет, если их предсказание не сбудется, и двое мужчин пообещали, что заплатят своей жизнью. Вождь согласился и зарезал своих быков. В четверг, думая, что его обманули, он преждевременно убил первого человека из двоих, который рассказал ему об искусстве прорицания. Однако в пятницу «огромные стада» пришли под проливным дождем, фактически заполнив своей толпой огромную равнину. Вождь посетовал на неправомерную казнь Мписикиди и приказал устроить ему пышные похороны. Вождь взял второго человека своим близким советником и другом и после этого навсегда доверял сикидам . [6] Британский миссионер Уильям Эллис записал в 1839 году два идиоматических выражения , использовавшихся на Мадагаскаре, которые взяты из этой истории: «Tsy mahandry andro Zoma» ( букв. « Он не может дождаться пятницы » ) говорится о ком-то крайне нетерпеливом, и на него идут сильные ливни. быстрая смена стад называется «sese omby» ( букв. « скопление скота » ). [6]

Обряды и практики

[ редактировать ]
Семенные коробочки Entada chrysostachys

Гадание « выполняет практикующий врач, называемый мписикиди , ny màsina ( букв. священный » ) , [б] ombiasy , или ambiàsa (происходит от арабского anbia , что означает «пророк») [2] который сопровождает клиента на протяжении всего процесса и интерпретирует результаты в контексте запросов и желаний клиента. [7] [1] В рамках формального посвящения мписикиди в искусство, которое включает длительный период обучения, посвященный должен собрать 124 и 200 семян дерева фано ( Entada sp. ) или кили ( тамаринда ) для последующего ритуального использования в сикиди . [8]

Раймонд Декари [ фр ] пишет, что, по крайней мере среди сакалава , мужчине должно быть 40 лет, прежде чем он начнет изучать и практиковать сикиди , иначе он рискует умереть. Прежде чем приступить к обучению, студент-практик должен сделать надрезы на кончиках указательного, среднего пальца и языка и поместить в них пасту, содержащую красный перец и измельченную осу . Эта паста пропитывает пальцы, которые будут перемещать семена сикиды , и язык, который будет говорить свои откровения, силой расшифровать сикиды . Как только это будет сделано, он на рассвете уходит на поиски дерева фано ( Entada chrysostachys ). Найдя его, он бросает копье в его ветви, встряхивая дерево и заставляя его большие семенные стручки падать. При этом акте некоторые мписикиды говорят: «Когда ты был на крутой вершине и в густом лесу, на тебя лезли крабы, из тебя крокодилы стелили себе постель, лапами птицы топтали тебя. деревьями или похоронены, ты никогда не высохнешь и не сгниешь». В 1970 году Декари сообщал, что зарплата, которую платит ученик своему хозяину, «не очень высока»: до пяти франков красное петушиное перо . плюс [5]

Некоторые мписикиди считаются специалистами, занимающимися только теми областями исследования и решения, которые входят в их компетенцию. [1] В процессе гадания мписикиды интерактивно общаются с клиентом, задавая новые вопросы и обсуждая толкование семян. [7] Альфред Грандидье подсчитал в конце 19 века, что примерно каждый третий малагасийец хорошо разбирается в этом искусстве; к 1970 году Раймонд Декари писал, что число мписикиди теперь стало более ограниченным, а общие знания о том, как работать и читать сикиди, теперь стали более базовыми, а мастера сикиди стали более редкими. [5]

Обычаи и жертвоприношения

[ редактировать ]
Картина Анри Ратово 1913 года, изображающая церемонию фати-дра ( фадитра ).

Мписикиды также дают указания, как избежать несчастья, предсказанного в судьбе субъекта. Решения включают подношения, жертвоприношения, заклинания (называемые оди ), хранимые лекарства или наблюдаемые фейди (табу). [9] Решение часто приходит в форме ритуального избавления от символического объекта несчастья, называемого фадитра : [с] например, если сикидия предсказывает смерть двух мужчин, то двух саранч следует убить и выбросить их как фадитру . [10] Уильям Эллис сравнивает эту практику с древним еврейским козлом отпущения . [6] Другие объекты фадитры могут быть тривиальными, например, «немного травы», немного земли или воды, которой пациент полощет рот. Если фадитра представляет собой пепел, его сдувают из рук и уносят ветром; если деньги разрезаны, их бросают на дно глубоких вод; если овца , то ее «уносят на расстояние на плечах человека, который бежит изо всех сил, бормоча на ходу, как будто в величайшей ярости против фадитры , за зло, которое она уносит». Если это тыква , ее уносят на небольшое расстояние, а затем с яростью и негодованием бросают на землю. [6] Утилизация фадитры может быть такой же простой, как если бы человек встал в дверном проеме, бросил предмет на несколько футов и произнес слово « фадитра ». [6] Эллис сообщает следующую фадитру о различных источниках и проявлениях зла: [6]

Происхождение зла Таможня
Небеса Трава под названием портулак огородный .
Земля Водяной цветок
Крупный рогатый скот Кузнечик по имени циаварамонина
Овца Маленькая рыбка, называемая ондриндрано , букв. ' водяная овца '
Деньги Кузнечик по имени цимболавола
Рот; Говорящий Горловина или края небольшой корзины
Север Дерево под названием циаварамонина , букв. ' не проживающий на севере '
Юг Трава под названием анциона
Запад Спешка под названием харефо
Восток Трава под названием ананцинахи
Огонь Красный цветок под названием сонго-сонго ( Ephorbia splendens ).
Цинги (упрек или порицание родителей или друзей) Обломок пеня ( сосуда с водой)
Предсказанная опасность или несчастье Таможня
Болезнь Часть дерева, поврежденная случайно, срезанная или покалеченная ( хазомарари , букв. « больное дерево » )
Смерть Объект без жизни; или кусок камня, особенно гранита, в начинающейся деградации ( vato maty , букв. « мертвый камень » )
Частичная опасность колдовства (частичная склонность какого-либо человека приворожить предлагающего) Ядро или железа бычьего жира, называемая мосавин-кена , букв. « волшебное мясо »
Опасность от людей, собравшихся вместе (предвещает захоронение) Трава, называемая ахидраци или атобахоака , вместе с землей, выброшенная с точки на расстоянии восьми-десяти футов.

божественное подношение, называемое сорона также предписывает Мписикиди . Сорона может состоять из комбинации бус, серебряных цепочек, украшений, мяса , трав и детского пения. Другие объекты сороны включают «молодого бычка, который только начинает реветь и рвать землю своими рогами», домашнюю птицу, рис, смешанный с молоком и медом, подорожник, полный фруктов, «слизь лягушек, плавающих по воде», и арахис под названием воанджо . Амулеты и браслеты Сорона можно продолжать носить после того, как они были предписаны, фактически становясь оди . [6]

Выздоровление без соблюдения предписаний и фадитры считается «почти невозможным». Уильям Эллис записал в 1838 году, что, хотя применение местных средств лечения было наиболее распространенным, некоторым пациентам в последнее время в рамках резолюции сикиди было дано указание просить лекарств у местных иностранных миссионеров. [6]

Поводы и вопросы для сикидов

[ редактировать ]
Гадалка c . 1900–1905 гг.

Проблемы и вопросы для угадывания разрешения через сикиды включают в себя выбор дня, в который что-то сделать (в том числе поездку, посадку растений, свадьбу, [6] и эксгумация трупов предков ), совместима ли судьба новорожденного ребенка с его родителями и, следовательно, должна ли о нем заботиться другая семья , поиск супруга, поиск потерянных вещей, идентификация вора и объяснение несчастья, в том числе болезни или бесплодия . [1]

Раймонд Декари пишет, что с сикиди консультируются «при всех обстоятельствах», но особенно:

  1. В случаях болезни, под которыми понимаются либо наказания, либо предупреждения сверхъестественных сил из-за нарушения феди ( табу), либо отравления или проклятия (называемые толака ) со стороны других людей.
  2. Прежде чем отправиться в путешествие, чтобы предугадать благоприятный день для путешествия.
  3. Чтобы приобрести богатство или предвидеть рост стад (разведка и промывка золота должны производиться в день, выбранный сикиди ) .
  4. По всем вопросам, касающимся женщин, в том числе по поводу того, совпадет ли судьба потенциальной невесты с судьбой ее жениха.
  5. Для того, чтобы наложить на кого-нибудь дурное заклятие.
  6. Для поиска или выслеживания воров. [5]

Вид и цвет овец, которых приносят в жертву во время свадебной процессии, также предсказывают сикиды . [6] Среди лесного микеа народа сикиди используется, «чтобы указать время перемещения поселений в лес ( михемоце )». [11]

Уильям Эллис описывает два ритуальных случая сикиди , касающихся младенцев: объявление судьбы ребенка и церемонию «карабкания». [6]

В качестве одного из «первых действий» после рождения ребенка отец ребенка или его близкий родственник консультируется с местным мписикиди , который работает сикиди , чтобы узнать судьбу ребенка. Когда судьба ребенка объявляется благоприятной, «ребенка воспитывают с той нежностью и лаской, какие внушает природа, и самые теплые поздравления приносят друзья родителей». [6]

Церемония «сборки», которая происходит только с первенцами, происходит через два или три месяца после рождения ребенка в день, который сикиди предсказал как удачный или хороший. Собираются друзья и родственники ребенка, а голову матери ребенка украшают серебряными цепочками. Если ребенок — мальчик, отец несет его вместе с несколькими спелыми бананами на спине. В кастрюле для риса готовят смесь, состоящую из жира из горба быка зебу , риса, молока, меда и травы, называемой воампамоа . Один замок, называемый соня ратси («злой замок»), срезают с левой стороны головы ребенка и выбрасывают, «чтобы предотвратить беду». Второй прядь, называемая соня соа («счастливый замок»), отрезается с правой стороны и добавляется в смесь в кастрюле для риса. Меланж хорошо перемешивается и держится на сковороде самой младшей девочкой в ​​семье, после чего собравшиеся (особенно женщины) бросаются за его содержимым. Считается, что те, кто получит порцию смеси, обязательно станут матерями. Схватка также происходит с бананами, лимонами и сахарным тростником. В этом случае кастрюля для риса считается священной, и ее нельзя выносить из дома в течение трех дней, «иначе предполагается, что ценность этих обрядов будет потеряна». [6]

Заклинание

[ редактировать ]
Ждите прорицателей

Чтобы «пробудить» семена в своей сумке, а также свои собственные речевые способности, мписикиди обращается к богам или духам земли, пытаясь заставить богов/духов говорить правду, с упором на «хитрость общающихся сущностей». которые вводят в заблуждение, если [могут]», и излагает миф о происхождении этой практики. [1] Заклиная, мписикиди переворачивает семена на циновке на восток. [5] правой рукой. [2] Одно Мерины заклинание [5] цитата норвежского миссионера Ларса Дале гласит: [2]

Пробудись, о Боже, чтобы пробудить солнце! Проснись, о солнце, чтобы разбудить петуха!

Пробудись, о петух, чтобы пробудить человечество! Пробудитесь, человечество, чтобы разбудить сикиды, не лгать, не обманывать, не шалить, не говорить вздора, не соглашаться на все без разбора; но исследовать тайну; заглянуть в то, что находится за холмами и по ту сторону леса, увидеть то, чего не видит ни один человеческий глаз.Проснись, ибо ты принадлежишь к длинноволосым мусульманам с высоких гор, от [Анакандриананахитры, почти мифического основателя искусства на Мадагаскаре, за чьим именем следуют те авторитеты, которые передали искусство людям, и их нынешние прорицатели. , тем самым устанавливая историческую линию легитимности] ...Бодрствующий! ибо ты нам достался не даром, ибо ты дорог и дорог. Мы наняли. ты. в обмен на жирную корову С большим горбом и на деньги, на которых не было пыли [т. е. хорошей ценности]. Бодрствующий! ибо ты – доверие государя [правящий дом доколониального Мадагаскара буквально десятки раз в день пользовался услугами придворных прорицателей для решения целесообразности даже самых повседневных действий, от вопросов государственных до сроков решения вопросов личной гигиены] и суд народа. Если ты сикидий, который может рассказать, сикидий, который может видеть, а не [только] говорит о шуме людей, о курице, убитой ее хозяином, о скоте, убитом на рынке, о пыли, прилипшей к ногам [ то есть неинтереснообщие места], просыпайтесь здесь, на коврике!

Но если ты сикидий, который не видит, сикидий, который соглашается на все без разбора, и делает [ложные утверждения, как будто] мертвые [были] живыми, и живые мертвецы, то не восставай здесь, на коврике.

Практикуя сикиди , прорицатели Сакалава работают с фрагментом гиалинового кварца перед семенами, который кладут до того, как семена вылезут из мешочка. [5]

Размещение семян

[ редактировать ]

После заклинания мписикиди достает из мешка горсть пробудившихся семян и случайным образом делит их на четыре кучки. Семена удаляют по два из каждой кучки до тех пор, пока в каждой не останется либо одно, либо два семени. Четыре оставшиеся «кучки» (теперь либо отдельные семена, либо пары) становятся первыми записями в первом столбце таблицы ( таблицы). Процесс повторяется еще три раза, при этом каждый новый столбик семян размещается на площадке слева от предыдущего. В конце массив состоит из четырех случайно сгенерированных столбцов по четыре значения (каждое из которых представляет собой одно начальное число или два). Сгенерированные данные, представленные в этом массиве, называются ренин-сикиды ( букв. « мать -сикиды » ). Существует 65 536 возможных ренин-сикидных массивов. [д] Из данных ренин-сикиды четыре дополнительных «столбца» считываются как строки между столбцами ренин-сикиды , а восемь дополнительных столбцов генерируются алгоритмически и размещаются в определенном порядке под четырьмя исходными столбцами. [1]

из 16 столбцов Схематический пример таблицы с допустимым расположением семян.

Алгоритмически сгенерированные столбцы

[ редактировать ]

Столбцы 9–16 таблицы генерируются с помощью логической операции XOR ( ), который определяет значение на основе того, являются ли два других значения одинаковыми или разными. В sikidy операция XOR используется для последовательного сравнения значений в двух существующих столбцах и создания соответствующих значений для третьего столбца: двух начальных значений, если соответствующие значения идентичны во всей паре, и одного начального значения, если значения различны. Правила создания столбца в результате операции XOR таковы (где o представляет одно начальное число, а oo — два): [1]

Первые 12 столбцов генерируются алгоритмически из пар соседних столбцов в случайно сгенерированной ренин-сикиди (сетке семян размером четыре на четыре, представляющей восемь наборов данных в четырех столбцах и четырех строках). Последние четыре столбца (12–16) таблицы получены из столбцов, сгенерированных алгоритмом, причем столбец 16 работает с первым и пятнадцатым столбцами как пара. [1]

Например, первое значение столбца 9 определяется путем сравнения первых значений столбцов 7 и 8. Если они одинаковы (оба — одно семя или оба — два семени), первое значение столбца 9 будет равно двум семени. Если они разные, первое значение столбца 9 будет одним семенем. Эта операция повторяется для каждой пары соответствующих значений в столбцах 7 и 8, создавая полный набор значений для столбца 9. Столбец 10 затем генерируется путем применения операции XOR между значениями в столбцах 5 и 6. Аналогичным образом создается столбец 11. из столбцов 3 и 4, а столбец 12 из столбцов 1 и 2. [1] [2]

Столбцы 13-16 генерируются таким же образом, выполняя операцию XOR над возрастающими парами алгоритмически сгенерированных столбцов, начиная со столбцов 9 и 10 (для создания столбца 13) и заканчивая столбцами 15 и 1 (для создания столбца 16). . [1]

Мписикиди в соответствии с ее выполняет три алгоритмические и логические проверки для проверки достоверности таблицы генеративной логикой: одна проверка всей таблицы , одна проверка результатов объединения некоторых конкретных столбцов и одна проверка на четность, проверяющая только один столбец. [1] Сначала мписикиди проверяет, чтобы хотя бы две колонки в таблице были идентичными. Далее обеспечивается, что пары столбцов 13 и 16, 14 и 1, 11 и 2 (называемые «три неразлучных» [и] ) все дают один и тот же результат при объединении с помощью операции XOR. Наконец, проверяется, что в 15-м столбце — единственном столбце, для которого четность логически очевидна, — четное количество начальных чисел. [1]

Каждая из этих трех проверок математически доказана в статье американского этноматематика Марсии Ашер , опубликованной в 1997 году . [1] Проверка с использованием Microsoft Excel была проведена и опубликована Gomez et al. в 2015 году. [12]

После того, как мписикиди проверит тоэцию , можно приступить к его анализу и гаданию. Некоторые вопросы и ответы основаны на дополнительных столбцах помимо подготовленных шестнадцати. Некоторые из этих столбцов считываются пространственно по шаблонам существующих данных таблицы , а некоторые генерируются с помощью дополнительных операций XOR, ссылающихся на пары столбцов во вторичной серии. Эти новые столбцы могут включать «около 100 дополнительных алгоритмов». [1]

Направленный квадрат, показывающий расположение шестнадцати геомантических фигур сикидов в Стране Рабов (северо-западная половина) и Стране Князей (юго-восточная половина), включая двух переселенцев в центральном квадрате, положение которых зависит от времени суток. .

Каждая колонка, составляющая тоэрис, имеет четко выраженный божественный референт: [1] [13]

Колонны с изображениями и их символическое значение.
Номер столбца Малагасийское имя Символическое значение Примечания
1 Сказка Клиент или пациент От арабского طلع талах , что означает «подниматься».
2 Мэди или Мали Материальные блага; богатство; зебу От арабского المال al-mal , что означает «добро», «богатство», «собственность».
3 Третий Злодей-мужчина ( букв. « третий » )
4 Bilady Место жительства; страна; Земля От арабского بلد bilad , что означает «страна» или «земля».
5 Образование Пятый ребенок; потомки; дети; молодость
6 Алфавит или Абили Рабы От арабского عبد abid , что означает «рабы».
7 Бецимисай , Бецилисай или Алисай Жена дома От арабского «бейт» , что означает «дом», и «ан-ниса» , что означает «жена».
8 Враг Колдун; болезнь; враг ( букв. « восьмой » )
9 Девятый Духи ( букв. « девятые » )
10 Омасина или Омбиаса Питание; целитель-предсказатель От арабского محسن mihsan или mihsin , что означает «благодетельный» и «щедрый».
11 Нуждаться Все, что можно есть
12 Верно Создатель
13 Соротани или Солотани Вожди и старейшины
14 Сайли или Сали Дорога
15 Сафари или Лалана Дорога
16 Экономия Дом или его обитатели

имеется шестнадцать возможных конфигураций семян сикиды В каждом столбце по четыре значения . Эти образования известны прорицателям и имеют имена, которые различаются в зависимости от региона. Некоторые названия относятся к названиям месяцев. Для многих мписикидов образования связаны с направлениями. [ф] [1] Восемь формаций с четным количеством семян обозначаются как «принцы», а восемь с нечетным количеством семян — «рабы». Каждый раб и принц имеют свое место в квадрате, стороны которого связаны с четырьмя сторонами света . Площадь разделена на северо-западную «Землю рабов» и юго-восточную «Землю князей» диагональной линией, идущей от ее северо-восточного угла до юго-восточного угла. Несмотря на названия, в каждой «Земле» есть как рабы, так и князья, в том числе один мигрирующий принц и один мигрирующий раб, которые движутся в направлении солнца, так что переселенцы принадлежат к разным землям в зависимости от времени суток, в которое совершается сикиди . Миграторы находятся на востоке с восхода солнца до 10 часов утра, на севере с 10 часов утра до 15 часов дня и на западе с 15 часов дня до заката. Сикиды никогда не совершаются ночью, и поэтому переселенцы никогда не бывают на юге. [1] [г]

Способность заглянуть в прошлое или будущее выше в теоретике, в которой представлены все четыре направления, и наиболее мощна в теоретике, в которой представлены четыре направления, но одно направление имеет только одного представителя. Эти тоэтры называются токан-сикиды сикиды -уникальные»). являются мощным средством гадания, Помимо того, что токан-сикиди они представляют особый абстрактный интерес для мписикиди , которые стремятся понять их и данные, которые их порождают, как нерешенную интеллектуальную задачу. Знание многих токан-сикиди приводит к личному престижу мписикиди : обнаруженные примеры вывешиваются на дверях и распространяются среди прорицателей из уст в уста. [1]

Гадания сикиди относятся к иерархии власти, связанной с положением и классом фигур. «Князья сильнее рабов; деятели из Страны Князей сильнее, чем из Страны Рабов; рабы из одной страны никогда не причиняют друг другу вреда; и битвы между двумя принцами из Страны Князей всегда серьезны. но никогда не заканчиваться смертью». [1]

В гаданиях, связанных с болезнью, совпадение столбцов клиента и создателя указывает на то, что обязательно наступит выздоровление; если столбцы клиента и предков совпадают, болезнь вызвана каким-то недовольством со стороны предков; а если столбцы клиента и дома одинаковы, то болезнь такая же, как и та, которая ранее закончилась выздоровлением. [1] Отношения между столбцами клиента и духа напрямую связаны с болезнью. Если клиент — раб востока, а дух — князь юга, то клиент находится во власти болезни, и, таким образом, болезнь считается серьезной, но не смертельной, потому что и восток, и юг находятся в опасности. Земля Принцев. Если клиент — принц севера (в Стране Рабов), а дух — принц юга (в Стране Князей), будет трудная битва со значительной вероятностью смерти клиента. [1]

Если девятая и пятнадцатая колонки одинаковы, то в качестве сороны следует предложить бусину , называемую ваканцилеондоза ( букв. « преодоление бедствия » ). Если первое и четвертое совпадают, то нужно предложить кусок дерева, которое растет в деревнях (а не в полях). [6] Если значения десятого и пятнадцатого столбцов, сложенные вместе и вычтенные на два, равны значениям первого, камень (называемый вато-ци-вери , букв. « камень-не-потерянный » ) бросается, извлекается и тщательно сохраняется. другом или родственником, и поэтому не потерян. [6]

Самый исключительно безнадежный и серьезный исход в игре — это то, что каждое значение в первых четырех столбцах (и, следовательно, во всей таблице) равно двум семени. Это называется «красные сикиды ». [1]

Исследование с помощью компьютера, моделирующее алгоритмическую генерацию и объективную первоначальную интерпретацию (согласно традиции Сакалава ) 65 536 возможных вариантов сикиди, показало , что, если предположить, что клиент-мужчина и запрос о причине болезни, угаданной причиной болезни будет колдовство 21.1. % времени, колдовство 16,5% времени, хаки [час] - 9,6%, сельский староста - 2,6%, загрязнение продуктов питания грязью (что может быть связано с неосторожностью или злыми намерениями) - 0,8%, предки - 0,7% и неопределенные - 48,7%. [14] [1]

Шестнадцать геомантических фигур сикиди , составленных из семян дерева фано ( Entada africana ).

Ниже приведены наиболее распространенные названия и значения шестнадцати геомантических фигур сикиды . Имена, которые также относятся к лунным месяцам, отмечены знаком «☾». [9]

Фигура Малагасийское имя Значение
Обученный Истощение; путь, дорога
Карри Раб; классная речь
Четверг Ребенок; злые мысли
Подходящий Занахари ; самый священный
Он сказал Очарование; траур
Расслабляться Женщина; смерть
Аликисы Земля; благоприятный
Асомбола Избыток
Алохоцы Деньги; несчастье, несчастье
Сумасшедший Начальник или ребенок; слезы
Понедельник Раб; злые мысли
Алокола Дом; еда
арабский Водный дух; радость
Это легко Прорицатель; толпа, толпа; горе, беда
Алахасади Еда; гнев, гнев
среда Грабители, мошенники; несчастье, несчастье
[ редактировать ]

Другие малагасийские методы гадания включают астрологию , картомантию , орнитомантию , экстиспицию и некромантическое толкование снов . [5]

Африканские шестнадцатифигурные гадательные традиции

[ редактировать ]

ряд африканских методов гадания Помимо арабской геомантии, был изучен с использованием шестнадцати основных фигур, в том числе гадание на ракушках йоруба Ифа каури по ракушкам , также известное под «Фон» названием Фа и на овцах и игбо именем «Афа» . Африканская диаспора в Латинской Америке сохранила эту практику, причем традиция называется Ифа среди афрокубинцев , афробразильцев и афрогаитян . Умар HD Данфулани записывает множество шестнадцатизначных гадательных традиций по всей Африке: [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Ашер, Марсия (1997). «Малагасийский Сикиди: Случай этноматематики» . История математики . 24 (4): 376–395. дои : 10.1006/hmat.1997.2159 . ISSN   0315-0860 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скиннер, Стивен (1980). Земная астрология: Гадание с помощью геомантии (PDF) (1-е изд.). Лондон; Бостон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  978-0-7100-0553-3 .
  3. ^ Рандрианья, Солофо; Эллис, Стивен (2009). Мадагаскар: краткая история . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-70418-0 . OCLC   243845225 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Данфулани, Умар HD (1997). «Гадание на шестнадцати фигурах в Африке: его региональное распространение и связь с арабо-исламской геомантией». Африканская Марбургенсия . 30 (1): 24–45.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Декари, Раймонд (1970). Малагасийское гадание на Сикиди [ Малагасийское гадание на Сикиди ] (на французском языке). Париж: П. Гютнер.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Эллис, Уильям (1839). История Мадагаскара . Фишер.
  7. ^ Jump up to: а б Ашер, Марсия (2002). Математика в других странах: исследование идей в разных культурах . Издательство Принстонского университета. дои : 10.2307/j.ctv39x5q7 . JSTOR   j.ctv39x5q7 .
  8. ^ Буато, Пьер (1999). Словарь названий малагасийских растений (на французском языке) (изд. Editions Alzieu). Альзье. п. 196. ИСБН  978-2-910717-41-4 .
  9. ^ Jump up to: а б Пик, Филип М., изд. (1991). Африканские системы гадания: способы познания (Первое изд.). Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-20653-4 .
  10. ^ Сибри, Джеймс (июнь 1862 г.). «Гадание среди малагасийцев вместе с местными представлениями о судьбе и предназначении» . Фольклор . 3 (2): 193–226. дои : 10.1080/0015587X.1892.9720105 . ISSN   0015-587X .
  11. ^ Рабедими, Жан-Франсуа (2006) [1999]. «I.IV.8 Микеа из Мадагаскара». В Ли, Ричард Б .; Дейли, Ричард Хейвуд (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Цитируется по версии Credo Reference .
  12. ^ Гомес, Кристина; Оппенгейм, Х.; Юрекли О. (27 марта 2015 г.). «Гадание: использование Excel для изучения этноматематики» (PDF) . Таблицы в образовании .
  13. ^ Джаовело-Дзао, Роберт (1996). «Прорицатель, целитель и волшебник». Мифы, обряды и трансы на Мадагаскаре - Ангано, Джоро и Тромба, Сакалава [ Мифы, обряды и трансы на Мадагаскаре ] (на французском языке). Антананариву; Париж: Картала. стр. 273–292. ISBN  978-2-86537-666-7 .
  14. ^ Гарденье, Уильям Дж. Г. (1986). «Гадание и родство среди сакалава Западного Мадагаскара». В Коттаке, Конрад Филлип; Фонд Веннера-Грена антропологических исследований (ред.). Мадагаскар: общество и история (на английском и французском языках). Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс. стр. 337–351. ISBN  978-0-89089-252-7 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также сикилы и сикиры .
  2. ^ Определено Ларсом Дале как общее название мписикиди среди народов бецилео и мерина .
  3. ^ также Фатидра
  4. ^ 2 16 =65,536
  5. ^ Пары столбцов 2 и 16, 11 и 13, 12 и 15 еще называют «тремя неразлучными».
  6. ^ Это относится к малагасийским культурным коннотациям, приписывающим ценности разным направлениям: северо-восток хорош, юго-запад лишен добродетели, а направления между ними «разнятся по религиозной и моральной ценности». Эти же самые ассоциации также предписывают ориентацию домов и гробниц, а также расположение и ориентацию посетителей в зависимости от социального статуса (самое важное положение расположено на северо-востоке, а наименее важное - на юго-западе).
  7. ^ Некоторые прорицатели независимо от времени связывают переселенцев с западом.
  8. ^ Термин, который «охватывает такие идеи, как одержимость духом, бог, особенность природы и неожиданность». Гарденье отмечает, что «если есть какая-либо причина считать это одержимостью духом, другие возможности игнорируются».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52b4e3b28a69a5bf4721bea6f22e40da__1721351940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/da/52b4e3b28a69a5bf4721bea6f22e40da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sikidy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)