Мерина люди
Общая численность населения | |
---|---|
> 5 миллионов [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский и французский | |
Религия | |
Христианство (протестантское, католическое) синкретично с традиционной религией. [2] | |
Родственные этнические группы | |
Бецилео ; другие малагасийские группы; Австронезийские народы , народы банту |
Народ мерина (также известный как имерина , антимерина или хова ; «люди из страны, где видно далеко») — самая многочисленная этническая группа на Мадагаскаре . [3] [4] Это «горцы» малагасийской страны этнической группы африканского острова и одна из восемнадцати официальных этнических групп . [5] [6] Их происхождение смешанное: преимущественно австронезийцы, прибывшие до V века нашей эры, а затем много веков спустя. [ когда? ] в основном это африканцы банту, но также и некоторые другие этнические группы. [7] Они говорят на диалекте Мерина официального малагасийского языка Мадагаскара. [7]
Народ мерина больше всего проживает в центре острова (бывшая провинция Антананариву ). Начиная с конца 18 века, правители Мерины расширили политический регион, находящийся под их контролем, из своей внутренней столицы вглубь острова, а их король Радама I в конечном итоге помог объединить остров под своей властью. Французы в 1895–96 годах вели две войны с народом Мерина в 1883–1885 годах и в 1895 году, колонизировали Мадагаскар и отменили монархию Мерины в 1897 году. [7]
К 18 веку они построили инновационную и сложную ирригационную инфраструктуру и высокопродуктивные рисовые фермы на высокогорных плато Мадагаскара. [3] Люди Мерины были социально расслоены с иерархическими кастами , унаследованными занятиями и эндогамией . [8] и один или два из главных и долго правящих монархов народа Мерина были королевами. [9]
История
[ редактировать ]Австронезийцы начали селиться на Мадагаскаре между 200 и 500 годами до нашей эры. [7] Они прибыли на лодках и были представителями различных групп Юго-Восточной Азии и Океании . Позже арабы-суахили и индийские торговцы. в северные районы острова пришли [10] Африканские рабы были привезены на побережье острова между 13 и 18 веками. Португальские торговцы были первыми европейцами, прибывшими в 15 веке, за ними последовали и другие европейские державы. [7]
Этот приток разнообразных людей привел к появлению различных малагасийских субэтносов в середине 2-го тысячелетия. Мерина, вероятно, были первыми прибывшими на остров, хотя это сомнительно, и другие этнические группы Мадагаскара считают их относительными новичками на острове. [11] Культура народа Мерина, вероятно, смешалась и слилась с культурой коренных жителей Мадагаскара по имени Вазимба , о которых мало что известно. [12] Согласно устным традициям острова, «самые австронезийские» люди мерины достигли внутренних районов острова в 15 веке и основали там свое общество из-за войн и давления мигрантов на побережье. [13] [14] Люди Мерина были расселены в центральной части Мадагаскара и к 18 веку образовали одно из трех основных королевств на острове - два других - королевство Сакалава на западе-северо-западе и королевство Бетсимисарака на востоке-северо-востоке. [7] [3]
Эти первые поселенцы Мерины благодаря своему трудолюбию и новаторским способностям построили обширные ирригационные проекты, которые помогли осушить болота плато, орошать пахотные земли и выращивать рис два раза в год. [3] К концу 18 века они превратились в политически доминирующую группу и богатое королевство. [7] [15] Столица их королевства остается столицей современного Мадагаскара.
Устная история прослеживает возникновение объединенного королевства в центральных высокогорьях Мадагаскара – регионе под названием Имерина – еще во времена короля Андриаманело, жившего в начале 16-го века . К 1824 году череда королей Мерины завоевала почти весь Мадагаскар, особенно благодаря военной стратегии, амбициозным договорам и политической политике Андрианампоинимерины (около 1785–1810 гг.) И его сына Радамы I (1792–1828 гг.). Колониальная Британская империя признала суверенитет королевства Мерина и его контроль над островом Мадагаскар в 1817 году. [7] Радама I приветствовал европейских торговцев и разрешил христианским миссионерам открывать миссии на Мадагаскаре. [3] После него народом Мерина правили королева Ранавалона I ( с 1828 по 1861 год), королева Расохерина (с 1863 по 1868 год) и королева Ранавалона II (с 1868 по 1885 год). [9]
Арабские торговцы-суахили расширили свои возможности для торговли, а европейские колониальные державы, такие как французский торговец Жозеф-Франсуа Ламбер, подписали с королем Радамой II спорный договор аренды на плантационные земли для выращивания сахарного тростника и промышленности вдоль прибрежных равнин Мадагаскара. [4] Народ Мерина называл малагасийцев, живущих вдоль побережья, Котье . [4] На этих предприятиях и плантациях использовался принудительный труд импортированных рабов. Самый большой приток рабов был привезен уманскими арабами и французами . Народ макуа из Мозамбика стал одной из главных жертв этого требования, захвата и экспорта рабов, которые пытались удовлетворить этот спрос. [16] [17] Рабство было отменено французской администрацией в 1896 году, что отрицательно сказалось на состоянии плантаций Мерины и плантаций, управляемых рабами, не принадлежащих Мерине. [18] [19]
Господство королевства Мерина над всем Мадагаскаром подошло к концу с первой франко-ховской войной 1883–1885 годов, спровоцированной спорным договором аренды, подписанным Радамой II. В конце войны Мадагаскар уступил Анциранану (Дьего Суарес) на северном побережье Франции и заплатил 560 000 золотых франков наследникам Жозефа-Франсуа Ламбера, француза, которому при короле Радаме II были обещаны выгодные торговые привилегии , которые позже были отменены. . В 1894 году французы объявили Мадагаскар протекторатом, под который тогдашняя королева Мерина отказалась подписать. [19] Вторая франко-ховская война последовала в 1895 году, когда французские военные высадились в Махадзанге (Маджунга) и двинулись по реке Бецибока к столице Антананариву , застигнув защитников города врасплох. В 1896 году французы аннексировали Мадагаскар , а в 1897 году жители мерины стали жителями колонии французского Мадагаскара .
В начале 20 века народ Мерина возглавил антифранцузское националистическое движение. Группу, базирующуюся в Антананариву, возглавил малагасийский протестантский священнослужитель пастор Равелохоана. Тайное общество, призванное утвердить малагасийскую культурную самобытность, было создано в 1913 году и назвало себя «Сеть железа и камня» (на местном языке Vy Vato Sakelika – VVS). Поначалу репрессированное многочисленными арестами в 1915 и 1916 годах, движение вновь возникло в 1920-х годах благодаря коммунистам, которые пошли на уступки, сотрудничая с французскими левыми во Франции. [20]
Голод 1943-44 годов привел к открытому восстанию на Мадагаскаре. Конституция Четвертой французской республики 1946 года сделала Мадагаскар территорией d'outre-mer (заморской территорией) в составе Французского Союза. Мадагаскар получил полную независимость в 1958 году как Малагасийская Республика . Народ Мерина столкнулся с конкуренцией со стороны других этнических групп. Первый президент республики, Филибер Циранана , был прибрежным малагасийцем этнического происхождения цимихети , и он смог консолидировать свою власть с помощью системы «победитель получает все», в то время как националисты Мерины из Партии Конгресса за независимость Мадагаскара были ослаблены. расколом между левыми и ультранационалистическими фракциями. Мерина составляют большую часть элитного и образованного среднего класса Мадагаскара. Они влиятельны в экономике, университетах и правительственных организациях Мадагаскара. [3]
Язык
[ редактировать ]На меринском диалекте малагасийского языка , также называемом Хова, или Малагасийским плато, или просто малагасийским, на родном языке говорит около четверти населения Мадагаскара; он классифицируется как малагасийское плато наряду с диалектами Бетсилео, Безанозано, Сиханака, Танала, Вакинанкаритра. [22] Хова является одним из двух официальных языков наряду с французским в конституции 2010 года, положившей начало Четвертой республике. Ранее, согласно конституции 2007 года, малагасийский язык был одним из трех официальных языков наряду с французским и английским. [ нужна ссылка ]
Мерина — национальный язык Мадагаскара. [7] По данным Ethnologue, в 2011 году на этом языке свободно говорили 7,5 миллионов человек. [22] Оно написано латиницей, введенной христианскими миссионерами. [23] Мерина является языком обучения во всех государственных школах до пятого класса по всем предметам и остается языком обучения в средней школе по предметам истории и малагасийского языка. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Король Радама I приветствовал христианских миссионеров для открытия миссий на Мадагаскаре в 1810-х годах. [3] Дворяне Мерины были одними из первых, принявших христианство. Лондонское миссионерское общество основало многочисленные миссии вдоль побережья Мадагаскара в 1820-х годах. Тем, кто обратился, были предложены стипендии в Лондоне и стажировка в Манчестере. [24]
Из-за влияния британских миссионеров высшие классы Мерины полностью перешли в протестантизм в середине 19 века, следуя примеру своей королевы Ранавалоны II . Раннее распространение протестантизма среди элиты Мерины привело к определенной классовой и этнической дифференциации среди исповедующих христианство. Французы предпочитали католических переводчиков, а бывшие рабы народа Мерина обратились в католицизм. [25] Однако правящий и дворянский класс был протестантским. Дворянство попыталось вмешаться, изгнав некоторые христианские миссии. Эта динамика в конечном итоге привела к возникновению религиозных сектантских разделений в современной демографической ситуации . [26]
Общество и культура
[ редактировать ]Социальная стратификация
[ редактировать ]Среди всех малагасийских национальностей мерина исторически имела сильно стратифицированную кастовую систему. [27] В обществе в целом, как и во многих этнических группах в Африке, было две категории людей: свободные, местные жители называли фоци , у которых были предки с азиатской малагасийской физиономией, и крепостные или мейнти , у которых были предки с африканской физиономией, в основном захваченные в других частях Мадагаскара. [28] [29] Однако дихотомия фотси-мэйнти среди Мерины основана не на физиогномике, утверждает Карен Миддлтон, а на том, есть ли у них семейная могила: у фоци есть семейная могила, в основном это те, у кого ее нет, или те, кто недавно установил гробницу. [29] Люди Мерине были разделены на три слоя: Андриана (дворяне), Хова (свободные люди) и самый низший слой, называемый Андево (рабы). [30]
Затем каждая страта была иерархически подразделена. [8] Андрианы . разделены на шесть подслоев, каждый из которых имел унаследованную профессию и был эндогамным [30]
Записи девятнадцатого века показывают, что Андево или рабы были импортированными чернокожими и составляли около трети общества Мерина. Общество Мерина продавало горных рабов как мусульманам, так и европейским работорговцам на побережье Мадагаскара, а также покупало у них рабов из Восточной и Юго-Восточной Африки для своих собственных плантаций в период с 1795 по 1895 год. Брак и любые сексуальные отношения между фотси и мэйнти были табу. [31] Согласно докладу Гульнары Шагинян, специального докладчика ООН по современным формам рабства, за 2012 год, потомки бывших каст рабов продолжают страдать в современном мадагаскарском обществе Мерина, а межкастовые браки подвергаются социальному остракизму. [32]
Ритуал и фольклор
[ редактировать ]Вазимба занимает видное место в устной истории Мерины и народном воображении. Было высказано предположение, что вазимба были коренным населением Мадагаскара, произошедшим от мореплавателей Юго-Восточной Азии, которые, возможно, имели физические характеристики карликов . Некоторые малагасийцы считают вазимбу вообще не людьми, а скорее формой сверхъестественных существ, обладающих магическими способностями ( махери ). [33]
В первые семь лет жизни мальчикам обычно делают ритуальное обрезание , во время которого родственники просят благословения и защиты предков. Жители Мерины также ритуально убивают свой скот с необычной жестокостью, готовят и потребляют говядину, приготовленную после этого с церемониями. [33]
Мерина верят, что их земля — это танин'дразана (земля предков), и проявляют почтение к своим предкам, хороня их в семейных гробницах, обычно расположенных в родной деревне их происхождения. Многие верят, что предки могут вмешиваться в события на Земле, во благо или во зло, и эта вера формирует действия и мысли многих малагасийцев. [33]
Кухня
[ редактировать ]В кухне Мерины настолько преобладает рис, что термин «еда» означает просто «есть рис». Этот основной продукт питания настолько важен для Мерины, что он считается масина , или священным, и распространенное поверье Мерины гласит, что употребление риса является ключом к моральному поведению, а на французов, оккупировавших земли Мерины, часто смотрели как на французов, оккупировавших земли Мерины. за то, что ел хлеб вместо риса. [33] Говядина также играет большую роль в диете Мерины, и, согласно устной истории Мерины, именно слуга короля Раламбо обнаружил, что коровы съедобны, и поделился этими знаниями с королем, который, в свою очередь, проинформировал остальную часть своего королевства. [33]
Средства к существованию
[ редактировать ]Рис, маниока и картофель являются основными культурами народа Мерина. Они также выращивают лук и другие добавки, а скотоводство, свиноводство и животноводство также являются важным занятием. Многие жители Мерины переехали в городские районы, где управляют фабриками и занимаются бизнесом. [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джей Хил; Завия Абдул Латиф (2008). Мадагаскар . Маршалл Кавендиш. п. 64. ИСБН 978-0-7614-3036-0 .
- ^ Ребекка Л. Грин (1997). Мерина (Мадагаскар) . Издательская группа Розен. стр. 20, 28–29. ISBN 978-0-8239-1991-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час мерина Народ , этнические группы Мадагаскара , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета . стр. 104, 167–168. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Брэдт и Остин 2007 .
- ^ Берри 1992 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 180–181. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Jump up to: а б Гвин Кэмпбелл (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 120–124. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- ^ Jump up to: а б Ребекка Л. Грин (1997). Мерина (Мадагаскар) . Издательская группа Розен. п. 20. ISBN 978-0-8239-1991-8 .
- ^ Гвин Кэмпбелл (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета . стр. 49–51. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- ^ Гвин Кэмпбелл (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . БРИЛЛ Академик. стр. 409–410. ISBN 978-90-04-19518-9 .
- ^ Ребекка Л. Грин (1997). Мерина (Мадагаскар) . Издательская группа Розен. стр. 16–18. ISBN 978-0-8239-1991-8 .
- ^ Дэвид Ли; Аннамари Роу (2001). Политическая хронология Африки . Рутледж. п. 258. ИСБН 978-1-85743-116-2 .
- ^ Кевин Шиллингтон (2013). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. стр. 872–874. ISBN 978-1-135-45670-2 .
- ^ Гвин Кэмпбелл (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 7–8, 40, 81–82. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета . стр. 94–97, 126–129. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. стр. 5–6, 61–66, 72–75, 123–124. ISBN 978-90-04-29368-7 .
- ^ Гвин Кэмпбелл, «Несвободный труд, рабство и протест на имперском Мадагаскаре» в книге Альперс, Кэмпбелл, Салман (ред.), « Сопротивление рабству в Индийском океане, Африке и Азии» , Тейлор и Фрэнсис, 2007, 49–59.
- ^ Jump up to: а б Эстерхейзен, Питер (2013). Африка от А до Я: Профили континентов и стран: Третье издание . Африканский институт Южной Африки. п. 247. ИСБН 978-0-7983-0344-6 .
- ^ Энтони Клейтон (2014). Войны французской деколонизации . Рутледж. стр. 81–82. ISBN 978-1-317-89486-5 .
- ^ Местный флаг Мерины (Мадагаскар) . Флаги мира (20 мая 2015 г.). Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Малагасийский, Плато , Этнолог
- ^ Филипп Стразный (2013). Энциклопедия лингвистики . Рутледж. стр. 641–642. ISBN 978-1-135-45522-4 .
- ^ Уильям А. Шак; Эллиотт П. Скиннер (1979). Незнакомцы в африканских обществах . Издательство Калифорнийского университета. стр. 222–223. ISBN 978-0-520-03812-7 .
- ^ А. Хэмиш Ион; Элизабет Джейн Эррингтон (1993). Великие державы и маленькие войны: пределы власти . Издательская группа Гринвуд. стр. 98–99. ISBN 978-0-275-93965-6 .
- ^ Фенелла Каннелл, «Какое значение имеет ритуал?» в: Рита Астути, Джонатан Парри, Чарльз Стаффорд (ред.), Вопросы антропологии , том 76 монографий Лондонской школы экономики по социальной антропологии, 2007 г. [books.google.ch/books?id=66Ld6SyR4hkC&pg=PA121 p. 121].
- ↑ Доклад Специального докладчика по современным формам рабства, включая его причины и последствия , Гульнары Шагинян (декабрь 2012 г.), A/HRC/24/43/Add.2, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, Двадцать четвертая сессия, стр. 4
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 181. ИСБН 978-1-59884-362-0 .
- ^ Jump up to: а б Карен Миддлтон (1999). Предки, власть и история на Мадагаскаре . БРИЛЛ. п. 260. ИСБН 90-04-11289-8 .
- ^ Jump up to: а б Стивен Л. Дэнвер (2015). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. п. 61. ИСБН 978-1-317-46400-6 . , Цитата: "Исторически Мерина имела самую стратифицированную кастовую систему в Африке (...)"
- ^ Гвин Кэмпбелл (2013). Отмена смертной казни и ее последствия в Индийском океане, Африке и Азии . Рутледж. стр. 69–71. ISBN 978-1-135-77078-5 .
- ^ Доклад Специального докладчика по современным формам рабства, включая его причины и последствия , Гульнары Шагинян (декабрь 2012 г.), A/HRC/24/43/Add.2, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, двадцать четвертая сессия, страницы 3- 4, 16
- ^ Jump up to: а б с д и Блох, М. (1985). Почти поедание предков. Мужчина, 20 (4), 631–646.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .