Jump to content

Рэмбо

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Рэмбо
Король Имерины
Царствование в. 1575–1612 гг.
Предшественник ангел
Преемник Андрианьяка
Рожденный Доброе утро
Умер в. 1612
Амбохидрабиби
Похороны
Супруг Раздавленный
Рацитохинина
Арбуз
Самый трудный
Проблема Двенадцать сыновей (Андриантомпокоининда, Андрианьяка, Андрианимпито, Андрианпанаривоманга, Андриантомпобе, Рафиди, Андриамасоандро, Андриапонтани, Андрианакотрина, Андриаманфораламбо, Андрианциномпо, Андриамполофанцы) и три дочери (Равололондраламбо, Равоамасина, неизвестные)
Династия Hova dynasty
Отец ангел
Мать Рандапавола

Раламбо был правителем Королевства Имерина в центральном высокогорном регионе Мадагаскара с 1575 по 1612 год. Правя из Амбохидрабиби , Раламбо расширил владения своего отца, Андриаманело , и был первым, кто присвоил региону название Имерина. Устная история сохранила множество легенд об этом короле, в том числе несколько драматических военных побед, что способствовало его героическому и почти мифическому статусу среди королей древней Имерины. Говорят, что обстоятельства его рождения, произошедшие в весьма благоприятный день первого числа года, носят сверхъестественный характер и еще больше добавляют загадочности этому государю.

Устная история приписывает королю Раламбо множество значительных и прочных политических и культурных нововведений. Ему приписывают популяризацию потребления говядины в Королевстве Имерина и празднование этого открытия учреждением фандроана новогоднего фестиваля , который традиционно проводился в день рождения Раламбо. По преданию, при его правлении были также введены обрезание и многоженство , а также разделение дворянского сословия ( андриана ) на четыре подкасты. Кроме того, устная история прослеживает традицию королевских идолов ( сампи ) в Имерине до правления Раламбо, который активно использовал эти сверхъестественные объекты для расширения своего царства и укрепления божественной природы своего суверенитета. Благодаря непреходящему культурному наследию, оставленному этим королем, Раламбо часто считают ключевой фигурой в развитии культурной самобытности Мерины.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Раламбо родился в священной высокогорной деревне Аласора в семье короля Андриаманело и королевы Рандапаволы. Он был единственным из детей своих родителей, дожившим до взрослой жизни. особенно свирепого кабана ( ламбо ). Согласно одной легенде, в детстве он, возможно, был известен под именем Рабиби, получив имя Раламбо после того, как успешно убил в лесу [1] Другая история приписывает его имя дикому кабану, который прошел мимо порога дома, где отдыхала его мать, вскоре после его рождения. Однако оба эти объяснения, вероятно, возникли в какой-то момент после его правления; более вероятно, что он взял имя Раламбо после пропаганды потребления мяса зебу , называемого ламбо на прото- малагасийском языке и малайско-полинезийском языке, от которого оно произошло. [2]

Популярная легенда придает рождению Раламбо мистический характер. Легенда гласит, что его мать, известная в юности как Рамаитсоанала («Зеленый лес»), была дочерью богини воды Вазимбы Иворомбе («Великая птица»). С помощью своей небесной матери Рамаитсоанала столкнулась и преодолела многочисленные препятствия. После замужества с Андриаманело (после чего она приняла имя королевы Рандапавола) одно из этих препятствий приняло форму репродуктивных трудностей: шесть раз подряд у Рандапаволы случился выкидыш или она потеряла детей в младенчестве. Будучи беременной седьмым ребенком, королева особенно боялась за будущего ребенка, поскольку число семь традиционно ассоциировалось со смертью. На этот раз Рандапавола обратился за помощью к астрологу, чтобы защитить будущего ребенка от злой судьбы. По его совету она решила бросить вызов традиции рожать ребенка в родной деревне своих родителей Амбохидрабиби , выбрав вместо этого деревню Аласора, к северу от Антананариву , потому что это кардинальное направление олицетворяло великую мощь. Согласно легенде, королева родила ребенка в доме, напоминающем лодку (кисамбосамбо ) , напоминающем о трансокеанском происхождении малагасийского народа. Там Рандапавола взяла имя Расолобе после рождения здорового сына Раламбо в первый день первого месяца года ( Алахамади ), самой благоприятной даты для рождения государя. [2]

Царствование

[ редактировать ]
историческое черно-белое изображение широкой реки с прямоугольными соломенными домами на правом берегу и несколькими длинными каноэ на переднем плане
Солдаты Раламбо первыми применили огнестрельное оружие в Имерине, в одном случае так напугав армию противника, что они бросились в реку Икопа и утонули.

Многие устойчивые и значительные политические и культурные достижения Раламбо за время его правления принесли ему героический и почти мифический статус среди величайших древних правителей в истории Мерины. [ нужна ссылка ] [3] Раламбо был первым, кто присвоил название Имерина («Земля народа мерина ») центральным горным территориям, которыми он правил. [4] Он перенес свою столицу из Аласоры в Амбохидрабиби, место бывшей столицы его деда по материнской линии, короля Рабиби. [ нужна ссылка ] Первые подразделения дворянской касты Андриана были созданы, когда Раламбо разделил ее на четыре ранга. [5] Он ввел традиции обрезания и семейных смешанных браков (например, между родителем и приемным ребенком или между сводными братьями и сестрами) среди дворян Мерины, причем эта практика уже существовала среди некоторых других малагасийских этнических групп. Считается, что практика освящения умерших правителей Мерины также возникла от этого короля. [6]

Раламбо приписывают введение традиции многоженства в Имерине. [6] Легенда Мерины о происхождении этой практики была записана в сборнике устной истории и генеалогии Мерина Андриана XIX века под названием Tantara ny Andriana eto Madagasikara . Согласно этому источнику, Раламбо уже был однажды женат, когда его слуга встретил прекрасную принцессу Рафоцимаробавину и четырех спутниц, собирающих съедобную зелень в долине к западу от Амбохидрабиби. Услышав о ее красоте, Раламбо поручил слуге сделать ей предложение руки и сердца от его имени. Слуга спрашивал трижды, и каждый раз принцесса отказывалась дать свое согласие, вместо этого отвечая: «Если Раламбо — король, а я — королева». В четвертый раз, после того как Раламбо приказал своему слуге привести ее к нему силой, принцесса согласилась выйти замуж при условии, что это будет сделано должным образом с согласия ее родителей, и король согласился. Затем Раламбо сообщил своей первой жене о своем намерении снова жениться, на что она ответила: «Я одобряю ваше решение», и брак был заключен. [7] Всего Раламбо взял четырех жен: Рафоцитохину, Рафоцирамаробавину, Рацитохинину и Рафоцитохинину. В результате этих браков родились три дочери и двенадцать сыновей, старший из которых, Андриантомпокойнина, был передан при наследовании Раламбо в пользу его второго сына, Андрианьяки . [ нужна ссылка ]

Раламбо расширил и защитил свое королевство посредством сочетания дипломатии и успешных военных действий, чему способствовали закупки первого огнестрельного оружия в Имерине путем торговли с королевствами на побережье. Согласно легенде, когда группа воинов из деревни у реки Икопа попыталась напасть на деревню Амбохибаоладина, Раламбо так напугал воинов шумом одиночного выстрела из дробовика, что каждый воин побежал в реку Икопа и утонул. [7] введя подушный налог Впервые ( вадин-айна , или «цена безопасной жизни»), он смог создать первую постоянную королевскую армию Мерины. [8] и создали отряды кузнецов и серебряников для их оснащения. [6] Он, как известно, отразил попытку вторжения армии могущественного западного прибрежного народа Бетсимисарака в место, ныне известное как Мандамако («Ленивый») в Андрокароке, к северу от Аласоры. Бетсимисарака традиционно сражались только ночью, поэтому Раламбо и его люди нашли их спящими в своем лагере и были легко побеждены. [8] В другом известном инциденте армия Раламбо устроила ловушку королю Вазимбы по имени Андрианафоваратра, который утверждал, что управляет громом. Эмиссар Раламбо, человек по имени Андриамандритани, был отправлен к королю Вазимбы, чтобы предложить ему принять участие в состязании за превосходство против Раламбо. Пока Андрианафоваратра ехал, чтобы присоединиться к Раламбо для участия в соревнованиях, Андриамандритани поджег столицу Вазимбы Имеринкасинину. Царь Вазимбы увидел дым и начал спешить обратно в деревню, но попал в засаду, устроенную войсками Раламбо, и был вынужден сослаться в леса далеко на востоке. [7]

мама зебу и теленок
Королю Раламбо приписывают ознаменование его пропаганды потребления мяса зебу в Имерине путем учреждения фестиваля фандроана конфи из зебу ( джака ). , на котором традиционно подают

Согласно устным преданиям, дикий скот зебу, бродивший по Хайленду, был впервые одомашнен для употребления в пищу в Имерине во времена правления Раламбо. Различные легенды приписывают открытие съедобности зебу царскому слуге. [9] или самому Раламбо. [5] Раламбо распространил это открытие по всему своему королевству, а также практику и проект строительства загонов для скота. [9] Раламбо также приписывают основание традиционной церемонии фандроана ( «Королевская баня»). [6] хотя другие предполагают, что он просто добавил определенные практики к празднованию давнего ритуала. [2] Среди мерина легенда характеризует фандроану как фестиваль, учрежденный Раламбо в честь его кулинарного открытия. [10]

Согласно одной из версий, путешествуя по сельской местности, Радама и его люди наткнулись на дикого зебу, настолько толстого, что король решил принести его в жертву всесожжения. Пока мясо зебу готовилось, соблазнительный запах побудил Раламбо попробовать мясо. Он заявил, что мясо зебу пригодно для употребления в пищу. В честь открытия он решил учредить праздник под названием фандроана, который отличался бы употреблением в пищу хорошо откормленного мяса зебу. Праздник должен был отмечаться в день его рождения, который совпадал с первым днем ​​года. С этой целью праздник символически представлял собой обновление всего сообщества, которое будет происходить в течение нескольких дней до и после первого года года. [11]

Хотя точная форма первоначального праздника не может быть известна с уверенностью, и его традиции развивались с течением времени, отчеты XVIII и XIX веков дают представление о фестивале, который практиковался в то время. [12] Отчеты этих веков показывают, что все члены семьи должны были воссоединиться в своих родных деревнях во время фестиваля. Ожидалось, что разлученные члены семьи попытаются помириться. Дома были очищены и отремонтированы, приобретены новые предметы домашнего обихода и одежда. Символика обновления особенно воплотилась в традиционной сексуальной вседозволенности, поощряемой накануне фандроаны (охарактеризованной британскими миссионерами начала XIX века как «оргия») и на следующее утро в возвращении к жесткому общественному порядку с твердым сувереном во главе. королевства. [12] В это утро, в первый день года, традиционно приносили в жертву красного петуха и его кровью помазывали государя и других присутствующих на церемонии. После этого государь купался в освященной воде, а затем окропывал ею присутствующих, чтобы очистить и благословить их и обеспечить благоприятное начало года. [10] Дети праздновали фандроану, неся зажженные факелы и фонари во время ночной процессии по своим деревням. Мясо зебу, которое ели во время фестиваля, в основном готовили на гриле или употребляли в виде джака — блюда, предназначенного специально для этого праздника. Этот деликатес был приготовлен во время фестиваля путем запечатывания измельченного мяса зебу салом в декоративную глиняную банку. Затем конфи . хранили в подземной яме в течение двенадцати месяцев и подавали на фандроане в следующем году [11]

кабаньи клыки и металлические безделушки, прикрепленные шпагатом к связке деревянных дюбелей.
Каждый сампи собирался из разных компонентов.

Амулеты и идолы, изготовленные из разнообразных природных материалов, на протяжении веков занимали важное место среди многих этнических групп Мадагаскара . Оди , персональные амулеты, которые, как считалось, защищали или наделяли владельца силой, были обычными предметами, которыми владел кто угодно, от детей-рабов до королей. Название «сампи» давалось тем амулетам, которые, хотя физически неотличимы от оды, отличались тем, что их сила распространялась на все сообщество. Сампи часто были персонифицированы, обладая ярко выраженной индивидуальностью, и предлагали собственный дом со стражами, преданными их службе. Раламбо собрал двенадцать самых уважаемых и могущественных сампи из соседних общин. Кроме того, он изменил природу отношений между сампи и правителем: если раньше сампи рассматривались как инструменты в распоряжении лидеров общин, то при Раламбо они стали божественными защитниками суверенитета лидера и целостности государства, которые будут сохранены посредством свою власть при условии, что линия правителей обеспечит сампи должное им уважение. Собрав двенадцать величайших сампи (двенадцать — священное число в космологии Мерины) и изменив их природу, Раламбо укрепил сверхъестественную силу и легитимность королевской линии Имерины. [13]

«Тантара ню Андриана это Мадагасикара» , транскрипция устной истории Мерины XIX века, предлагает отчет о проникновении идолов в Имерину. Согласно легенде, однажды во время правления Раламбо в Имерину прибыла женщина по имени Калобе с небольшим предметом, завернутым в банановые листья и траву. Она приехала из своей деревни, расположенной в Исондре в стране Бетсилео на юге, которая была уничтожена пожаром, пройдя большое расстояние и путешествуя только ночью, чтобы доставить королю того, кого она называла Келималаза («Маленький знаменитый»). , создавая впечатление, что это было не что иное, как величайшее сокровище на земле. Раламбо взял сампы и построил для нее дом в соседней деревне. Затем он выбрал группу адептов, которые должны были учиться у Калобе, чтобы изучить тайны Келималазы. Устная история утверждает, что Калобе «заставили исчезнуть» после завершения обучения адептов, чтобы не дать ей скрыться с драгоценным идолом. [7]

Вскоре после этого, продолжает легенда, группа воинов Сакалава (или, по некоторым данным, Вазимба) готовилась атаковать деревню к северу от Аласоры, называемую Амбохипено. Раламбо объявил, что достаточно бросить в воинов тухлое яйцо, а Келималаза позаботится обо всем остальном. Согласно устной истории, яйцо было брошено и попало воину в голову, убив его при контакте; его труп упал на другого воина и убил его, а этот труп упал на другого и так далее, пока все воины не были уничтожены, навсегда подтвердив силу Келималазы как защитника королевства в умах населения Мерины. Точно так же в осажденной деревне Амбохиманамбола в Имерине призыв Келималазы, как говорят, вызвал сильный ливень с градом, уничтоживший вражеских воинов. [7]

Почетное место, которое Раламбо присвоил Келималазе, побудило других, таких как Калобе, привезти в Раламбо своих собственных сампи из соседних земель, куда они были завезены задолго до этого Антайморо . Первым после Келималазы был Рамахавали, который, как говорят, управлял змеями и отражал нападения. Следующий прибывший, Манджакацироа, защитил суверенитет короля от соперников и стал фаворитом Раламбо, который всегда держал его при себе. Затем пришел Рафантака, который, как полагали, защищал от травм и смерти; за ними последовали и другие, все выходцы из Антайморо, за возможным исключением Мосасы, пришедшего от лесного народа Танала с востока. [7] Распространение подобных сампи на службе менее влиятельных граждан, как следствие, увеличилось по всей Имерине под властью Раламбо: почти каждый деревенский глава, а также многие простые семьи имели один в своем владении и претендовали на полномочия и защиту, которые им предлагали их общинные сампи. [5] Эти меньшие сампи были уничтожены или низведены до статуса оди (личных талисманов) к концу правления сына Раламбо, Андрианьяки, в результате чего официально осталось только двенадцать по-настоящему могущественных сампи (известных как сампин'андриана : «Королевские сампи»), которые все они находились во владении короля. [5] Этим королевским сампи, включая Келималазу , продолжали поклоняться до их предполагаемого уничтожения в костре королевой Ранавалоной II после ее публичного обращения в христианство в 1869 году. [14]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]
Гробница Раламбо в Амбохитрабиби, Мадагаскар

Считается, что Раламбо умер около 1612 года. Он был похоронен в традиционной каменной гробнице своего деда, короля Рабиби, которая до сих пор стоит в высокогорной деревне Амбохидрабиби. [2] Согласно источнику XIX века, его смерть оплакивали целый год. Сообщается, что его похороны состоялись ночью, и над его могилой был построен королевский мавзолей ( trano masina ) - королевская традиция Мерины, которая продолжалась до распада Королевства Мадагаскар в 19 веке . [8] Правила наследования, установленные Андриаманело, обязывали Раламбо отказаться от своего старшего сына (от второй жены) в пользу преемственности Андрианьяки , его младшего сына от первой жены Рафоциндраманьяки. [15]

  1. ^ Эллис 1832 , стр. 520–538.
  2. ^ Jump up to: а б с д Мадатана. «Коллин д'Амбохидрабиби» (на французском языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 4 октября 2010 г.
  3. ^ Блох 1971 , с. 17.
  4. ^ Кус 1995 , стр. 140–154.
  5. ^ Jump up to: а б с д Рэйсон-Журд 1983 , стр. 141–142.
  6. ^ Jump up to: а б с д Огот 1992 , с. 876.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж из Vaissière & Abinal 1885 , стр. 63–71.
  8. ^ Jump up to: а б с Кент 1968 , стр. 517–546.
  9. ^ Jump up to: а б Блох 1985 , стр. 631–646.
  10. ^ Jump up to: а б из Vaissière & Abinal 1885 , стр. 285–290.
  11. ^ Jump up to: а б Рэйзон-Журд 1983 , с. 29.
  12. ^ Jump up to: а б Ларсон 1999 , с. 37–70.
  13. ^ Гребер 2007 , стр. 35–38.
  14. ^ Оливер 1886 , с. 118.
  15. ^ «Мерина» , Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, 07 апреля 2005 г. , получено 31 мая 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7de97d71ca07e4473d8155526042561d__1718348220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/1d/7de97d71ca07e4473d8155526042561d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ralambo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)