Коренные народы

Вазимба ) (малагасийцы [vaˈʒimbə̥] , согласно распространенному мнению, были первыми жителями Мадагаскара . Хотя представления о внешнем виде вазимба отражают региональные различия, их обычно описывают как меньших по росту, чем средний человек, что заставляет некоторых ученых предполагать, что они, возможно, были пигмеями ( и, следовательно, отдельной малагасийской этнической группой ), которые мигрировали. с островов, составляющих современную Индонезию, и поселились на Мадагаскаре в период с 350 г. до н.э. по 500 г. н.э. Научные данные подтверждают первое прибытие и последующее увеличение числа поселенцев на острове в этот период, но теория пигмеев не была доказана.
Истории о Вазимбе составляют важный элемент культурной истории и коллективной идентичности малагасийского народа , начиная от исторических и заканчивая сверхъестественными, вдохновляя разнообразные верования и обычаи по всему острову. Они имеют аналоги в некоторых других австронезийских культурах, в том числе у Менехунеса на Гавайях .
История
[ редактировать ]Первые поселенцы Мадагаскара
[ редактировать ]Факты, связанные с первоначальным заселением Мадагаскара исследователями океана из региона современной Индонезии , включая точное время и характер этой колонизации, остаются предметом постоянных дискуссий и исследований. Было высказано предположение, что на Мадагаскаре могли быть последовательные волны раннего заселения. Согласно этой теории, волны возникли из одного и того же региона Юго-Восточной Азии , говорили на одном языке. [1] и разделяли одну и ту же культуру. Когда прибыла вторая волна, они обнаружили, что остров малонаселен потомками первой волны, чья культура и образ жизни развились из образа жизни первых поселенцев, отражая столетия адаптации к местному окружению в полной изоляции от внешних угроз. По распространенному мнению, вазимба не владели знаниями в области металлургии и рисоводства и использовали оружие, сделанное из глины. После того, как поселенцы из Восточной Африки, говорящие на языке банту, мигрировали на остров и принесли с собой свою культуру выпаса скота зебу , вазимба, как говорят, пасли своих зебу, не употребляя их в пищу. Если теория многоволнового расселения верна, то коренное население (первой волны), с которым более технологически развитые поселенцы второй волны столкнулись бы по прибытии на Мадагаскар, могло бы обеспечить историческую основу для рассказов о примитивной природе обществ вазимба, в которых они жили. Говорят, что они там столкнулись. [2]
Археологические исследования и устные истории дали некоторое представление о том, как могли жить эти первые жители высокогорья. [3] По прибытии в эти древние тропические высокогорные леса вазимба практиковали тави (подсечное, подсечно-огневое земледелие), чтобы расчистить землю для выращивания бананов, клубней, имбиря и других продуктов питания . Они собирали мед, фрукты и съедобные семена и охотились в лесах на мелкую дичь. По мере увеличения населения деревни были основаны и управлялись вождями, а затем и королями. Считается, что правители красили волосы с помощью местного гриба; Ассоциация красного цвета с королевской властью и по сей день встречается во многих частях Мадагаскара. [3]
Устная история классифицирует вазимбу по частям острова, где они, как полагают, поселились. [4] Вазимба андрано («Вазимба Воды») селилась вдоль рек и озер. Считалось, что вазимба антете («Вазимба почвы») были самыми многочисленными и, как сообщается, были сгруппированы вокруг долины Бетсирири в центральном нагорье. Вазимба ансинги («Вазимба из Цинги ») жил в пещерах вокруг известняковых образований (цинги) Бемарахи на западе Мадагаскара и, как полагали, чтобы выжить, собирал фрукты и другие лесные продукты.
Исторический взлет и упадок
[ редактировать ]Первый период малагасийской устной истории известен как период Вазимбы ( faha vazimba ), начиная с первоначального заселения острова Вазимбой и основания ими королевств – часто управляемых королевами – в центральном высокогорном регионе Мадагаскара. [5] По некоторым данным, [6] первого вазимба-правителя центрального нагорья звали Андриандравиндравина . Второй период устной истории Хайленда начинается с завоевания королевств Нагорья Вазимба правителями Мерины , которые в их честь стали называться Имериной . Андриаманело (1540–1575), который сам был наполовину Вазимбой через своих предшественников, королеву Рангиту и королеву Рафохи , приписывают (вместе со своими преемниками, Раламбо и Андрианьякой ) успешное изгнание вазимба из Хайленда в западную часть остров. [6]
Принято считать, что последние из Вазимба были уничтожены во время правления Андрианьяки (1610–1630). Однако, отвергая истории об отличительной внешности Вазимбы, Жан-Пьер Доменикини предположил, что термин Вазимба , возможно, был скорее выражением культурных, чем этнических различий, и что многие из тех, кого считали Вазимбой в этот период, не вымерли, а вместо этого, возможно, они просто решили ассимилироваться с побеждающей культурой Мерины. [7] Устная история многих семей Мерина и Бетсилео говорит о смешанных браках между предками Мерины и Вазимбы. [6] а некоторые малагасийцы предполагают, что народы охотников-собирателей Мика и рыболовное племя Везо , сконцентрированные вдоль береговой линии западного и южного Мадагаскара, могут быть потомками Вазимбы.
В народном воображении
[ редактировать ]В малагасийской устной истории есть много легенд и рассказов, касающихся важных фигур Вазимбы. Например, устная история рассказывает о женщине-вазимбе по имени Рамбоамана и мужчине-вазимбе по имени Рамбоабесофи, известном как томпон-тани (хозяева земли) – первых жителях Мадагаскара, поселившихся в районе Анкавандры . У пары было два сына по имени Рангоромана и Зафихисоки, которые, по легенде, были первыми, кто привез зебу на остров. [4] Некоторые мерины ведут свою генеалогию от человека по имени Ндренавоаво или его сестры Пеламана, которые, согласно устной истории, были самыми первыми людьми, не принадлежащими к вазимба (т.е. поселенцами второй волны), прибывшими на Мадагаскар. Считается, что они похоронены в лесу недалеко от Цирендресаки. Говорят, что их могилу почитали все Вазимба Бецирири, а жители Цирендресаки соблюдают фади (табу), запрещающие убийство зебу, в знак уважения к Вазимба и их традиции выпаса скота, не съедая его. .
Сегодня на Мадагаскаре широко распространено мнение, что Вазимба, возможно, вообще не был человеком, а скорее своего рода монстром или часто злобным духом , который посещает такие природные места, как реки, валуны или ущелья. Устная история утверждает, что среди Вазимбы было принято погружать своих мертвецов в специально отведенные болота или другие воды, и эти места считаются священными, иногда становясь местами паломничества и жертвоприношений. [3] Вазимба часто представляются меньшими, чем средний человек, либо очень бледными, либо очень темными. В наиболее чудовищных описаниях Вазимбы говорится о неестественно вытянутом лице с большими губами, скрывающими клыкоподобные зубы. Среди многих верований, связанных с Вазимбой, говорится, что они не могут прикасаться к любому предмету, соприкоснувшемуся с солью, и запрещено приносить чеснок или свинину в место, где, как полагают, находится гробница Вазимбы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2017). «Вазимба» . Глоттолог 3.0 . Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
- ^ «Коренные народы: миф или реальность?» Разафимахазо, С. Ревю де l'Océan Indien. Доступ 8 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Кент, Раймонд К. Ранние королевства на Мадагаскаре: 1500–1700. Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970.
- ^ Jump up to: а б «Происхождение путаницы Вазимбы дю Бецирири». Равалитера, П. Журнал Экспресс. Доступ 11 ноября 2010 г.
- ^ Блох, М. От благословения к насилию: История и идеология ритуала обрезания Мерины на Мадагаскаре. Пресс-синдикат Кембриджского университета, 1986 г.
- ^ Jump up to: а б с Каллет, Ф. История дворянства на Мадагаскаре. Малагасийская академия, 1908 год.
- ^ "Антехирока и королевская семья Вазимба." Доменикини, JP Express из Мадагаскара. Доступ 5 ноября 2010 г.