Jump to content

Коренные народы

Художественная интерпретация деревни Вазимба XVI века на высокогорном Мадагаскаре (1978).

Вазимба ) (малагасийцы [vaˈʒimbə̥] , согласно распространенному мнению, были первыми жителями Мадагаскара . Хотя представления о внешнем виде вазимба отражают региональные различия, их обычно описывают как меньших по росту, чем средний человек, что заставляет некоторых ученых предполагать, что они, возможно, были пигмеями ( и, следовательно, отдельной малагасийской этнической группой ), которые мигрировали. с островов, составляющих современную Индонезию, и поселились на Мадагаскаре в период с 350 г. до н.э. по 500 г. н.э. Научные данные подтверждают первое прибытие и последующее увеличение числа поселенцев на острове в этот период, но теория пигмеев не была доказана.

Истории о Вазимбе составляют важный элемент культурной истории и коллективной идентичности малагасийского народа , начиная от исторических и заканчивая сверхъестественными, вдохновляя разнообразные верования и обычаи по всему острову. Они имеют аналоги в некоторых других австронезийских культурах, в том числе у Менехунеса на Гавайях .

Первые поселенцы Мадагаскара

[ редактировать ]

Факты, связанные с первоначальным заселением Мадагаскара исследователями океана из региона современной Индонезии , включая точное время и характер этой колонизации, остаются предметом постоянных дискуссий и исследований. Было высказано предположение, что на Мадагаскаре могли быть последовательные волны раннего заселения. Согласно этой теории, волны возникли из одного и того же региона Юго-Восточной Азии , говорили на одном языке. [1] и разделяли одну и ту же культуру. Когда прибыла вторая волна, они обнаружили, что остров малонаселен потомками первой волны, чья культура и образ жизни развились из образа жизни первых поселенцев, отражая столетия адаптации к местному окружению в полной изоляции от внешних угроз. По распространенному мнению, вазимба не владели знаниями в области металлургии и рисоводства и использовали оружие, сделанное из глины. После того, как поселенцы из Восточной Африки, говорящие на языке банту, мигрировали на остров и принесли с собой свою культуру выпаса скота зебу , вазимба, как говорят, пасли своих зебу, не употребляя их в пищу. Если теория многоволнового расселения верна, то коренное население (первой волны), с которым более технологически развитые поселенцы второй волны столкнулись бы по прибытии на Мадагаскар, могло бы обеспечить историческую основу для рассказов о примитивной природе обществ вазимба, в которых они жили. Говорят, что они там столкнулись. [2]

Археологические исследования и устные истории дали некоторое представление о том, как могли жить эти первые жители высокогорья. [3] По прибытии в эти древние тропические высокогорные леса вазимба практиковали тави (подсечное, подсечно-огневое земледелие), чтобы расчистить землю для выращивания бананов, клубней, имбиря и других продуктов питания . Они собирали мед, фрукты и съедобные семена и охотились в лесах на мелкую дичь. По мере увеличения населения деревни были основаны и управлялись вождями, а затем и королями. Считается, что правители красили волосы с помощью местного гриба; Ассоциация красного цвета с королевской властью и по сей день встречается во многих частях Мадагаскара. [3]

Устная история классифицирует вазимбу по частям острова, где они, как полагают, поселились. [4] Вазимба андрано («Вазимба Воды») селилась вдоль рек и озер. Считалось, что вазимба антете («Вазимба почвы») были самыми многочисленными и, как сообщается, были сгруппированы вокруг долины Бетсирири в центральном нагорье. Вазимба ансинги («Вазимба из Цинги ») жил в пещерах вокруг известняковых образований (цинги) Бемарахи на западе Мадагаскара и, как полагали, чтобы выжить, собирал фрукты и другие лесные продукты.

Исторический взлет и упадок

[ редактировать ]

Первый период малагасийской устной истории известен как период Вазимбы ( faha vazimba ), начиная с первоначального заселения острова Вазимбой и основания ими королевств – часто управляемых королевами – в центральном высокогорном регионе Мадагаскара. [5] По некоторым данным, [6] первого вазимба-правителя центрального нагорья звали Андриандравиндравина . Второй период устной истории Хайленда начинается с завоевания королевств Нагорья Вазимба правителями Мерины , которые в их честь стали называться Имериной . Андриаманело (1540–1575), который сам был наполовину Вазимбой через своих предшественников, королеву Рангиту и королеву Рафохи , приписывают (вместе со своими преемниками, Раламбо и Андрианьякой ) успешное изгнание вазимба из Хайленда в западную часть остров. [6]

Принято считать, что последние из Вазимба были уничтожены во время правления Андрианьяки (1610–1630). Однако, отвергая истории об отличительной внешности Вазимбы, Жан-Пьер Доменикини предположил, что термин Вазимба , возможно, был скорее выражением культурных, чем этнических различий, и что многие из тех, кого считали Вазимбой в этот период, не вымерли, а вместо этого, возможно, они просто решили ассимилироваться с побеждающей культурой Мерины. [7] Устная история многих семей Мерина и Бетсилео говорит о смешанных браках между предками Мерины и Вазимбы. [6] а некоторые малагасийцы предполагают, что народы охотников-собирателей Мика и рыболовное племя Везо , сконцентрированные вдоль береговой линии западного и южного Мадагаскара, могут быть потомками Вазимбы.

[ редактировать ]

В малагасийской устной истории есть много легенд и рассказов, касающихся важных фигур Вазимбы. Например, устная история рассказывает о женщине-вазимбе по имени Рамбоамана и мужчине-вазимбе по имени Рамбоабесофи, известном как томпон-тани ​​(хозяева земли) – первых жителях Мадагаскара, поселившихся в районе Анкавандры . У пары было два сына по имени Рангоромана и Зафихисоки, которые, по легенде, были первыми, кто привез зебу на остров. [4] Некоторые мерины ведут свою генеалогию от человека по имени Ндренавоаво или его сестры Пеламана, которые, согласно устной истории, были самыми первыми людьми, не принадлежащими к вазимба (т.е. поселенцами второй волны), прибывшими на Мадагаскар. Считается, что они похоронены в лесу недалеко от Цирендресаки. Говорят, что их могилу почитали все Вазимба Бецирири, а жители Цирендресаки соблюдают фади (табу), запрещающие убийство зебу, в знак уважения к Вазимба и их традиции выпаса скота, не съедая его. .

Сегодня на Мадагаскаре широко распространено мнение, что Вазимба, возможно, вообще не был человеком, а скорее своего рода монстром или часто злобным духом , который посещает такие природные места, как реки, валуны или ущелья. Устная история утверждает, что среди Вазимбы было принято погружать своих мертвецов в специально отведенные болота или другие воды, и эти места считаются священными, иногда становясь местами паломничества и жертвоприношений. [3] Вазимба часто представляются меньшими, чем средний человек, либо очень бледными, либо очень темными. В наиболее чудовищных описаниях Вазимбы говорится о неестественно вытянутом лице с большими губами, скрывающими клыкоподобные зубы. Среди многих верований, связанных с Вазимбой, говорится, что они не могут прикасаться к любому предмету, соприкоснувшемуся с солью, и запрещено приносить чеснок или свинину в место, где, как полагают, находится гробница Вазимбы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хаммарстрем, Харальд; Форкель, Роберт; Хаспельмат, Мартин, ред. (2017). «Вазимба» . Глоттолог 3.0 . Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
  2. ^ «Коренные народы: миф или реальность?» Разафимахазо, С. Ревю де l'Océan Indien. Доступ 8 ноября 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Кент, Раймонд К. Ранние королевства на Мадагаскаре: 1500–1700. Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970.
  4. ^ Jump up to: а б «Происхождение путаницы Вазимбы дю Бецирири». Равалитера, П. Журнал Экспресс. Доступ 11 ноября 2010 г.
  5. ^ Блох, М. От благословения к насилию: История и идеология ритуала обрезания Мерины на Мадагаскаре. Пресс-синдикат Кембриджского университета, 1986 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Каллет, Ф. История дворянства на Мадагаскаре. Малагасийская академия, 1908 год.
  7. ^ "Антехирока и королевская семья Вазимба." Доменикини, JP Express из Мадагаскара. Доступ 5 ноября 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56a542094dc7d15135aa6a0643a8df5f__1718352720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/5f/56a542094dc7d15135aa6a0643a8df5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vazimba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)