Jump to content

Люди Бара

Только
Исамбо, король народа Бара (1906 г.)
Общая численность населения
в. 520 000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Мадагаскар
Языки
Бара-Малагасийский
Родственные этнические группы
Другие малагасийские группы, народы банту , австронезийские народы.

Народ Бара малагасийская этническая группа, в южной части центральных плато Мадагаскара проживающая , в провинции Толиара , сконцентрированная вокруг своей исторической столицы Ихоси . Бара — самый крупный народ острова, занимающийся выпасом зебу , и исторически они вели полукочевой образ жизни, хотя все большая их часть занимается сельским хозяйством. Общество Бара в высшей степени патриархально , а эндогамия и полигамия среди некоторых племен Бара практикуются . Молодые люди практикуют угон скота , чтобы доказать свою мужественность до свадьбы, а музыкальная и танцевальная традиция килалаки , связанная с угонщиками скота, приобрела популярность по всему острову.

Исторически Бара были организованы в многочисленные дочерние королевства, которыми управляли дворяне линии Зафиманели. В конце 18 века они были в значительной степени объединены под властью одного короля, прежде чем снова распались на конкурирующие королевства. В XIX веке участие Бара в торговле рабами и скотом, а также в набегах на соседние территории привело к увеличению их богатства и власти, несмотря на фрагментированную политическую организацию группы. Эта экономическая мощь позволила Бара сохранить независимость от расширяющейся власти Королевства Имерина и сопротивляться французской власти в течение почти десятилетия после колонизации в 1896 году. Андре Ресампа, влиятельный политический лидер в переходе к независимости Мадагаскара в 1960 году, был родом из Этническая группа Бара. По оценкам, в 2000 году на Мадагаскаре проживало 520 000 бара, что составляло примерно три процента населения, и они остаются основными пастухами и торговцами зебу на острове.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]
Распространение малагасийских этнических групп

Имя Бара имеет происхождение от банту и означает «обитающие внутри страны». [2] Наряду с сакалавой и некоторыми другими, бара являются одной из малагасийских этнических групп явно преобладающего происхождения банту . в южной части центральных плато Мадагаскара Они обитают преимущественно , в провинции Толиара , особенно в районе Ихоси - Бетрока . [3] В 2000 году их численность составляла около 520 000 человек. [1]

История Бара начинается вдоль реки Ихоси в регионе Ариндрано на юго-западе Мадагаскара, недалеко от Толиары . Мало что известно о самом раннем периоде формирования идентичности Бара, кроме того, он совпал с формированием династии Маросерана народа сакалава. [4] и что некоторые дворяне Бара имели маросеранское происхождение. [5] Считается, что в этой ранней социальной структуре, основанной на королевской власти, правила преемственности были слабыми или отсутствовали. Около 1640 года дворянин из народа Махафали вторгся на территорию Бары и поставил свою семью правителями под династическим именем Зафиманели. Это было навязывание, которому многие бара не желали подчиняться, что заставило их просто мигрировать внутри страны на новую территорию. Власть Зафиманели укрепилась после смерти дворянина Махафали в 1653 году, но конкуренция и амбиции заставили этих новичков участвовать в постоянной борьбе за власть примерно до 1680 года, что сильно нарушило жизнь на территории Бара (Ибара). Основной причиной этой нестабильности было отсутствие системы дани, из-за чего дворяне Зафиманели занимались угонами скота и налагали дорогостоящие штрафы нарушителей закона, что вызывало как внутреннюю, так и внешнюю напряженность. [4]

Около 1800 года появился король Зафиманели по имени Райкитрока, который ввел новые правила, которые значительно ослабили эту напряженность и положили начало царствованию относительного спокойствия и гармонии. [4] После смерти Райкитроки правящая линия распалась на множество королевств и княжеств; к 1895 году Бара были организованы как минимум в три крупных королевства, два средних и более 24 второстепенных королевств. Этот сдвиг был связан не с экономическими причинами (бара в целом разбогатели благодаря международной торговле и набегам на Имерину в конце 19 века), а, скорее, с постепенным расселением растущего населения бара на относительно малонаселенные равнины запада. и на юг и впоследствии растущее отдаление рассеянного населения от традиционного центра власти Бара. Хотя королева Ранавалона I успешно основала военную базу Мерина в Ихоси , [6] в XIX веке Военные завоевания Королевства Имерина так и не привели к полному подчинению Бара. [7] Работая со своей базы в Ихоси, гарнизон Мерины пытался оказать некоторую степень влияния на Бара, оказывая поддержку более сильным королям Бара по сравнению с их соперниками, пытаясь поддерживать дружественные союзы с могущественными лидерами, способными осуществлять контроль над территорией, которую Мерина не могла. [8] Несмотря на рассредоточенный характер власти Бара, к концу XIX века созвездие правящей знати Зафиманели стало наряду с Сакалавой и Мериной самыми влиятельными политическими силами на острове. [9]

Королевство Зафиманели было распущено после колонизации острова французами в 1896 году. [7] Король одного из самых известных королевств Бара, лидер по имени Рамиба, был арестован французами за то, что руководил участием Бара в восстании Меналамбы против французского правления в 1897 году. Это, как следствие, испортило восприятие Бара французов, которых в противном случае можно было бы приветствовать. как завоеватели широко ненавистных правителей Мерины. [10] После того как французы завоевали Мадагаскар, они с большим трудом попытались установить административную власть на территории Бара. [7] с частыми восстаниями Бара в период с июня 1897 г. и общим южным восстанием 1904–05 гг. [11]

Политик Бара Андре Ресампа стал ведущей фигурой в создании Социал-демократической партии (СДП) в преддверии национальной независимости в 1960 году. Когда 1 мая 1959 года номинальный глава СДП Филиберт Циранана был избран первым президентом Мадагаскара, Ресампа стал секретарем партии. Общий; в этой роли он возглавил возрождение традиционного органа местного самоуправления, фоконолона , и возглавил успешные усилия по резкому увеличению членства в партии. [12]

Общество

[ редактировать ]

Общество бара разделено на многочисленные слабо связанные группы, основанные на общих предках. Они были объединены в пять основных племен. Тремя крупнейшими и наиболее могущественными были Бара-Бе, Бара-Имамоно и Бара-Иансцанца, которые жили рядом с меньшими Винда и Антивондро. [4] Они ведут полукочевой образ жизни, который вращается вокруг выпаса зебу. [7] и являются крупнейшей и наиболее важной из малагасийских скотоводческих групп. [4] Столица Бара располагалась в Ихоси . [13] Жизнь сообщества традиционно была организована вокруг жесткого набора правил и норм, но с начала 20 века они ослабли, поскольку растущее демографическое давление вынудило народ Бара эмигрировать и рассеяться за пределы своей исторической родины. [14] Как и везде на Мадагаскаре, общество Бара исторически было разделено на три класса: дворяне, простолюдины и рабы. [7]

Сообщества остаются строго патриархальными , и многоженство . широко практикуется [3] Эндогамия также практикуется среди некоторых племен Бара. [15] Глава семьи-мужчина часто выполняет двойную роль духовного лидера семьи. [16] Традиционно права наследования отдавали предпочтение мужчинам; дочерям было запрещено наследовать что-либо, кроме движимого имущества. [17] Гендерные роли были строго определены. Мужчины готовили почву на рисовых полях, покупали еду или охотились на нее, собирали дрова, строили семейный дом и мебель, а также участвовали в дискуссиях и дебатах по общественным делам. Женщины отвечали за выращивание урожая для продажи или семейного потребления, прополку рисовых полей, сбор и обработку риса, сбор воды, зажигание огня в очаге и приготовление ежедневной еды, а также ткачество. [18] Еще в конце 19 века женщинам запрещалось есть до тех пор, пока мужчины не закончат, и они не могли смотреть на них, пока они едят. [19] При рождении обычно советовались с деревенским омбиасом (провидцем), чтобы определить, уготована ли ребенку счастливая или несчастная судьба. В последнем случае практиковался экзорцизм, при котором младенца спускали по желобу в водоем, где мать забирала его, и если считалось, что злая судьба слишком сильна, чтобы обряд экзорцизма мог ее преодолеть, Младенца Бара оставляли умирать в муравейнике. [20]

Религиозная принадлежность

[ редактировать ]

Хотя некоторые бары являются христианами, большинство из них сохраняют свои традиционные религиозные убеждения. [3] Тамариндовые деревья традиционно считались священными, и их можно найти возле многих деревень Бара, где жители оставляют подношения, такие как плетеные циновки, пряди волос, ракушки и другие предметы, когда возносят молитвы или после того, как их просьбы исполняются. Местное дерево бонтона также считалось священным, и жители деревни привязывали к ветвям обереги во время вознесения молитв. [21] В каждой деревне также была хазоманга — деревянная колонна, считавшаяся самым священным местом поклонения, служившая общественным алтарем для групповых молитв и подношений. [22] Этот столб обычно имел высоту от 20 до 30 футов, а на вершине висел мешочек со священными травами, песком и щепками. [23] Мужчины Бара традиционно проводят обряды, связанные с почитанием предков, а женщины проводят обряды, связанные с плодородием и силами природы. [24] Исключением являются роды, во время которых мать уединяется на срок четырех дней; мужчины наблюдают за процессом родов и проводят соответствующие обряды. [25]

Культура

[ редактировать ]

Соглашения традиционно оформлялись кровным договором ( фатидра ). [3] Бара живут в прямоугольных глиняных домах, окрашенных в красный цвет из-за высокого содержания железа в почве. Зимой пространство под карнизом используется для подвешивания и сушки на солнце кукурузы для хранения, продажи или посадки в следующем году. [26]

Демонстрация смелости имеет основополагающее значение для мужественности в культуре Бара. Исторически сложилось так, что короли должны были возглавлять наступление в бою, подвергая себя опасности в первую очередь; остальным не разрешалось защищать его или прийти ему на помощь, если только он не был ранен или истощен. [27] Набеги на скот - главная особенность культуры Бара. Традиционно это обряд посвящения для молодых людей, призванный доказать свою ценность и храбрость семье будущей жены и более широкому сообществу. В настоящее время эта практика объявлена ​​​​вне закона, но по-прежнему широко распространена на юго-западных и южно-центральных территориях Бары. [3] Молодые люди не могли рассчитывать на приличный брак, не украв предварительно во время набега хотя бы один или два скота. [28] Сегодня угонщики скота ( дахало ) все чаще становятся вооруженными бандитами, похищающими скот ради богатства, а не ради социального престижа. [29] Борьба Зебу — это вид спорта, практикуемый общинами Бара, в котором Зебу загоняют на арену и доводят до отчаяния. Когда зебу злится, игроки подкрадываются к нему сзади и запрыгивают на его горб, пытаясь «проехать» как можно дольше, не получив травм от зверя. Это рассматривается как обряд посвящения для мальчиков.

Бара имеют богатую традицию устного рассказывания историй. Их мифы и истории отличаются особенно резким и лаконичным использованием языка. Сравнительно простая структура и символика, преобладающая в повествованиях Бара, используется некоторыми лингвистами и антропологами в качестве отправной точки для анализа эволюции и вариаций традиций устного повествования на острове. [30] Танцевальные традиции и скульптуры Бара хорошо известны по всему острову. Их деревянные статуи уникальны тем, что у них длинные ресницы из настоящих волос. [3]

Традиционно женщины Бара ткали одежду из местного хлопка для себя и членов своей семьи. Хлопок по-прежнему собирают вручную, очищают и ткут с использованием веретена с высоким мутовком. Сырую хлопчатобумажную пряжу перед плетением обычно окунают в смягчающий раствор; до размягчения пряжа называется fole velo («живая пряжа») и считается, что она наделена магической силой; Омбиасы (деревенские мудрецы) могут повязывать эту нить вокруг запястья для защиты или обматывать ею тела участников церемонии обрезания. [31] Реже одежду шили из шелка ( ланди ), производимого местным тутовым шелкопрядом, который питался местными деревьями тапии, растущими в районе Исало. Хотя этот шелк был более грубым и неровным, чем тот, который производили люди Мерина или Бецилео , на всем острове он был самым ценным типом шелка из-за его долговечности. [32] В дальневосточной части территории Бара одежду чаще всего шили из ткани из битой коры или циновок зайцефо ( Eleocharis plantagines ). Женщины носили платья-трубы, сделанные из двух-трех циновок, сшитых вместе и завязанных на плече или подпоясанных на талии, часто в сочетании с верхом в стиле бандо из плетеного тростника махампи . Мужчины носили набедренные повязки из битой коры с куртками или туниками из сшитых тканых циновок; одежда пожилых мужчин включала рукава. [31] Ношение амулетов распространено среди народа Бара, как и повсюду на Мадагаскаре; Амулеты, называемые цимокотра, исторически изготавливались из костей ног лемуров для снятия усталости. [33]

Как и везде на Мадагаскаре, социальная жизнь среди Бара строго регулируется фади , исконными табу, которые часто различаются в зависимости от класса, деревни или даже семьи. В некоторых деревнях Бара запрещено переносить груз в одиночку; по крайней мере два человека должны нести его вместе. [34] Общий запрет в общинах Бара запрещает подавать кому-либо еду или напитки с помощью посуды, тарелок или чашек, которые использовались для обслуживания других. [35] Также считается модным перешагивать через сидящего или лежащего на земле человека, поднимать или переносить предметы через голову или тело другого человека. [36] коснуться другого человека своей ламбой или сесть на чужую кровать или прислониться к ней. [37]

Многочисленные фейди окружают дворян Бара. Например, в королевском клане Зафиманели запрещено убивать родственников, даже в качестве наказания за тяжкое преступление. [38] Исторически было табу разговаривать с женами вождей или входить в их дома, и существовали определенные места, где все, кроме них, могли собирать дрова и набирать воду. [39] Особо строгое табу запрещало произносить имя вождя после его смерти или любое слово, входившее в состав имени. Умершему лидеру после смерти давалось новое имя, которое все должны были использовать, и были выбраны конкретные синонимы, чтобы заменить слова, составляющие его имя, для использования в обычном разговоре; [40] любой, кто произносил запрещенные слова, был сурово наказан, а в некоторых случаях казнен. [41]

Похоронные обряды

[ редактировать ]
Место захоронения Бара, Исало национальный парк

Бара хоронят умерших в естественных горных пещерах, особенно в национальном парке Исало , районе, который они считают священным; они хоронили здесь своих мертвецов в пещерах на протяжении веков. [42] Там, где таких природных образований нет, бара строят гробницы, покрытые камнями, на участке вдали от деревни. [43] Скорбящие посещают скорбящих в специальном здании, называемом «дом многих слез», где женщины ритуально плачут и выражают скорбь. [44] Члены семьи скорбящего постриглись, чтобы выразить траур . У многих бара жен хоронили не вместе с мужем и его детьми, а хоронили вместе с отцом или на отдельном участке. [45] Считается, что духи умерших остаются в виде призраков, что исторически побуждало деревни переезжать после смерти. [3]

Те, кто связан с недавней смертью, рассматриваются как зараженные своего рода заразой на короткий период времени. При било или саламанга проведении ритуалов исцеления омбиасы могут воздвигнуть специальный барьер ( киады ) перед входом в дом, где проводится церемония, как индикатор того, что любой, чей член семьи недавно умер (а также любой иностранцу или постороннему человеку вне сообщества) вход запрещен из опасения нарушить силу исцеляющего заклинания. [46]

Танец и музыка

[ редактировать ]

На танец бара влияют движения зебу, которых они традиционно пасли на протяжении веков. В частности, танец каритаки — это движение, вдохновленное ногами зебу. [47] Самый популярный современный танец, называемый килалаки . [48] исполняется по очереди и зародился среди угонщиков скота Бары. Особый стиль музыкального сопровождения, также известный как килалаки , исполняется на джембе, кабоси , электрогитаре, бас-гитаре, ударной установке и клавишных инструментах. Багзана [49] и Цилива считаются одними из самых популярных исполнителей килалаки . [50] Наиболее типичным музыкальным инструментом среди бара является локанга , скрипка с тремя струнами, сделанными из козьей кишки или растительного волокна. [51]

Бара говорят на малагасийском диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [7]

Экономика

[ редактировать ]

Выращивание и продажа стад зебу является основным видом экономической деятельности Бара. В последние десятилетия они все чаще применяют методы ведения сельского хозяйства, включая выращивание риса, маниоки, проса и кукурузы. [7] Сезон посадки риса традиционно приурочивался к прибытию местного мигрирующего перепела ( Coturnix communis ), известного как кибодоло . [52] Бара и Сакалава были основными международными работорговцами Мадагаскара в начале XIX века. [53] Исторически сложилось так, что большинство набегов рабов проводилось в засушливые зимние месяцы. [54] Начиная с 1870-х годов, в ответ на возросший спрос на крупный рогатый скот в Южной Африке после серии эпидемий и болезней, уничтоживших местные стада, бара начали экспортировать свой скот на международном уровне через южные прибрежные порты, включая Толиару , Сент-Огастин, Белу и Соалару. [55] Развитие экономической деятельности, независимой от регулирования Королевства Имерина , а также оружия, полученного ими в обмен на скот, [56] позволили Бара укрепить свою автономию и противостоять власти Мерины в конце 19 века, вплоть до совершения набегов скота и рабов в сердце Имерины. [57] - деятельность, которая особенно возросла после 1882 года. [58] Анкандрарезина Бара также выращивала тапию ( Uapaca bojeri ), дерево, которым питался местный шелкопряд; шелк, который они производили, ткали на месте для ткани [59] и экспортируется в сыром виде в Имерину. [60]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Аппиа и Гейтс 2010 , с. 158.
  2. ^ Оттино 1998 , с. 636.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Брэдт и Остин 2007 , с. 25.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Огот 1992 , с. 433.
  5. ^ Огот 1992 , с. 422.
  6. ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 7.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Бара» . Британская энциклопедия. 2014 . Проверено 1 сентября 2014 г.
  8. ^ Эллис 2014 , с. 39.
  9. ^ Эллис 2014 , с. 38.
  10. ^ Эллис 2014 , с. 135.
  11. ^ Эллис 2014 , с. 136.
  12. ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 108.
  13. ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 204.
  14. ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 264.
  15. ^ Оттино 1998 , с. 575.
  16. ^ Мишель 1957 , с. 59.
  17. ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 329.
  18. ^ Геннеп 1904 , стр. 155–156.
  19. ^ Геннеп 1904 , с. 157.
  20. ^ Виг 2001 , с. 123.
  21. ^ Виг 2001 , с. 109.
  22. ^ Мишель 1957 , с. 60.
  23. ^ Геннеп 1904 , с. 92.
  24. ^ Оттино 1998 , с. 541.
  25. ^ Геннеп 1904 , с. 167.
  26. ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 201.
  27. ^ Геннеп 1904 , с. 114.
  28. ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 377.
  29. ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 195.
  30. ^ Харинг 2007 , с. 26.
  31. ^ Jump up to: а б Кондра 2013 , с. 456.
  32. ^ Кондра 2013 , с. 457.
  33. ^ Геннеп 1904 , с. 217.
  34. ^ Геннеп 1904 , с. 205.
  35. ^ Геннеп 1904 , с. 332.
  36. ^ Геннеп 1904 , с. 333.
  37. ^ Геннеп 1904 , с. 33.
  38. ^ Геннеп 1904 , с. 150.
  39. ^ Геннеп 1904 , с. 99.
  40. ^ Геннеп 1904 , стр. 111–112.
  41. ^ Геннеп 1904 , с. 340.
  42. ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 206.
  43. ^ Геннеп 1904 , с. 66.
  44. ^ Шефф 1979 , с. 122.
  45. ^ Геннеп 1904 , с. 158.
  46. ^ Геннеп 1904 , с. 65.
  47. ^ Фур 2013 , с. 116.
  48. ^ «О Килалаки» . Всемирная федерация дикой природы. 2012 . Проверено 2 мая 2015 г.
  49. ^ «Килалаки» (на французском языке). Африссон.com. 2012 . Проверено 2 мая 2015 г.
  50. ^ «Цилива, чтобы повысить индивидуальность килалаки» (на французском языке). Оранжевый Мадагаскар. 2010 . Проверено 21 апреля 2013 г.
  51. ^ Фур 2013 , с. 102.
  52. ^ Геннеп 1904 , с. 267.
  53. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 57.
  54. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 56.
  55. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 185.
  56. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 230.
  57. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 336.
  58. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 178.
  59. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 31.
  60. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 41.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 786cef20f03b21b23bc3f16860a9df5f__1710043020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/5f/786cef20f03b21b23bc3f16860a9df5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bara people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)