Сакалава люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,079,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
Сакалава малагасийский и французский | |
Религия | |
Христианство (католицизм, простолюдины), Фомба Гаси (традиционная религия), Ислам (королевская власть) [2] | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы, народы банту , австронезийские народы. |
Сакалава — этническая группа Мадагаскара . [3] Они обитают в западной и северо-западной части острова, полосой вдоль побережья. Сакалава — одна из самых малочисленных этнических групп, составляющая около 6,2 процента от общей численности населения. [4] это около 2 079 000 в 2018 году. [5] Их имя означает «люди длинных долин». Они занимают западную окраину острова от Толиары на юге до реки Самбирано на севере.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Сакалава представляют собой ряд более мелких этнических групп, которые когда-то составляли империю, а не отдельную этническую группу. Происхождение самого слова Сакалава до сих пор остается предметом споров, как и его истинное значение. Наиболее распространенным объяснением является современный малагасийский перевод слова «сакалава», означающего «длинные овраги», что указывает на относительно равнинный характер земли на западе Мадагаскара. Другая теория состоит в том, что это слово, возможно, происходит от арабского слова saqaliba , которое, в свою очередь, происходит от позднелатинского sclavus , что означает раб. [3] [6]
История
[ редактировать ]Сакалавы считаются смесью австронезийцев и банту . [7] Австронезийцы начали селиться на Мадагаскаре между 400 и 900 годами нашей эры. Они прибыли на лодках и были представителями различных групп Юго-Восточной Азии и Океании. Самые ранние подтвержденные поселения на Нуси-Мангабе и в долине Мананара датируются восьмым веком. Фермеры, говорящие на языке банту , переселившиеся из Центральной и Восточной Африки, прибыли на Мадагаскар в девятом веке. По словам Гвина Кэмпбелла, «наиболее точные генетические данные на сегодняшний день указывают на то, что поселение-основатель на северо-западном побережье включало максимум 20 домохозяйств, в общей сложности [sic] около 500 человек, либо генетически смешанных, либо наполовину австронезийцев и наполовину африканцев. " [8] африканцы суахили , арабы и индийские и тамильские торговцы . Позже в северные районы острова пришли [9] В период с 15 по 18 века на остров во все большем количестве привозили порабощенных людей из материковой Африки, особенно в регион, где сейчас живут люди сакалава. Этот приток разнообразных людей привел к появлению различных малагасийских субэтносов в середине 2-го тысячелетия. Португальские торговцы были первыми европейцами, прибывшими в 15 веке, за ними последовали и другие европейские державы. [10]
Основателем наследия Сакалавы был Андриамисара. [11] Его потомок Андриандахифотси («Белый принц») после 1610 года распространил свою власть на север, за реку Мангоки , с помощью оружия, полученного в обмен на работорговлю. [11] Два его сына, Андриаманетиариву и Андриамандисоариву (также известные как Циманатона [11] ) распространил завоевания дальше до региона Цонгай (ныне Махадзанга ).
Руководители различных прибрежных поселений на острове начали расширять свою власть по контролю над торговлей. Первые значительные королевства Сакалава были сформированы примерно в 1650-х годах. [4] Они доминировали в западных и северо-западных регионах Мадагаскара в 1700-х годах. [11] Главными среди них были вождества Сакалава Менабе , сосредоточенные в месте, которое тогда было известно как Андакабе, ныне город Морондава . [11] Влияние Сакалава распространилось на территории нынешних провинций Анциранана , Махадзанга и Толиара . Королевство Сакалава достигло своего пика географического распространения между 1730 и 1760 годами, при короле Андрианиневенариву. [11]
Согласно местной традиции, основателями королевства Сакалава были князья Маросерана (или Маросерана, «те, кто владел многими портами») из Фихеренаны (ныне Толиара ). [12] Они также могут происходить от кланов Зафираминия (сыновей Рамини) из юго-западной части острова, возможно, арабского происхождения. [ нужна ссылка ] Спрос на рабов со стороны сначала оманских арабов, которые контролировали работорговлю на Занзибаре, а затем и европейских работорговцев, привел к операциям по набегам рабов и осуществлению контроля над основными портами на севере и северо-западе Мадагаскара. [13] [14] [15] Первоначально арабы поставляли сакалавам оружие исключительно в обмен на рабов. Эти рабы были получены в результате набегов рабов на Коморские острова и другие прибрежные поселения Мадагаскара, а также с торговых судов, прибывающих с суахилинского побережья Африки. [13] [11] Королевство Сакалава быстро подчинило себе соседние территории в районе Махафали , начиная с южных.
В устных рассказах и документах Мерины на Коморских островах упоминается серия ежегодных экспедиций налетчиков рабов Сакалава против их деревень в конце 18 века. Этим экспедициям помогали ружья, полученные от арабов, оружия, которого не было ни у жителей Коморских островов, ни у жителей Мерины. [13] Самым крупным и одним из самых популярных портов для работорговли на Мадагаскаре был прибрежный город Сакалава Махадзанга . [14] Сакалава обладала монополией на работорговлю на Мадагаскаре до конца 18 века. [13] [11] Несмотря на меньшую численность населения, их оружие давало им широкий охват и власть, позволяя им заставлять другие более густонаселенные этнические группы платить им дань в восемнадцатом веке. [11]
Король Мерины . Радама I купил оружие в конце 18 века и начал войну с сакалавами, положившую конец гегемонии королевства Сакалава и их набегам рабов [13] Затем Мерина отменила историческое порабощение, с которым столкнулся их народ, и начала поставлять рабов. [16] Хотя мерина так и не аннексировали два последних оплота сакалава — Менабе и Бойну ( Махадзанга ), сакалава никогда больше не представляли угрозы центральному нагорью, которое оставалось под контролем Мерины до французской колонизации острова, столетие спустя, в 1896.
Короли и королевы
[ редактировать ]Династия Зафимболамена Белихисафра . [17]
- Андриандахифоци (1600–1680)
- Андриамандисоариву , Циманататона, Мизана (между 1680 и 1712 гг.)
- Андриамбоэниариву , Абдриантонкафо (между 1712 и 1722 гг.)
После правления Абдриантонкафо королевство было разделено на два образования:
- Одним правил Андрамахатиндриариву (1722–1742), а другим – Андрианахевенариву (1733–?).
На смену Андрамахатиндриариву пришел
- Ндраманихатинариву (1742–1749) v
- Ндрамарофал (1749–1780).
- Равахини или Андриавахини (1780–1808)
- Цималома (1808–1822)
- Андрианцоли , Андриаманава-Кариво (1822–1824). Опустошенный в 1824 году Радамой I после падения Махадзанги , с 1832 по 1843 год он был сослан и правил на Майотте. Он подписал аннексию Майотты Францией в 1841 году.
- Оантицы , сестра Андрианцоли , стала королевой с 1832 по 1836 год.
- Циомеко , ее дочь, следовала за ней с 1832 по 1843 год († в Нуси-Бе), но была вынуждена искать убежища на Нуси-Бе в 1837 году.
В 1941 году острова Нуси-Бе и Нуси-Комба стали протекторатом Франции.
- Андриамамаликиариву (Фитахиана). У нее был сын от Дормоами из Бераманджи, который был ее премьер-министром, по имени:
- Рано, также называемый Андриаманинтрана
- Ндриананетрия , породившая
- Тандрока, Ндрамамахагна , впоследствии ставший губернатором Аналалавы . Он был ребёнком Соазары и Ндриантахиры (или Амбилахикели из Аналалавы). Когда он умер, его сын Рано был еще молод; королевство впало в анархию.
- Сафий Мозонго, позже названный Андриамандрамиариву (1869-1879), двоюродный брат Циомеко . Похоронена в 1880 году в Нуси-Комбе .
- Бинао (1881–1923). При ее правлении Мадагаскар стал французской колонией. Ее выселил из доани (королевского дворца) сводный брат:
- Амада (1923–1968), но параллельно и Андриамамататрариву , правивший в тот же период, с 1923 по 1968 год.
- Фатома, также называемый Андриаманаитриариву , брат Амады , взошёл на престол в 1970 году.
- Амади Андрианцоли (*18 августа 1933 г. Нуси-Бе - † 5 марта 2011 г. в Нуси-Бе), [18] под названием: Амада II, который остался без средств к существованию в 1993 году.
- Сулаймана Андрианцоли (1993 – настоящее время)
Демография
[ редактировать ]Исторический процесс формирования королевства Сакалава объясняет большое разнообразие его составляющих, которые продолжают сохранять самобытные региональные обычаи, как в культурном, так и в языковом отношении. Что касается последних, то единственным реальным объединяющим фактором различных диалектов сакалава является их общая принадлежность к западной подгруппе мадагаскарских языков с сильным влиянием Африки, что отличает их от языков центрального и восточного побережья острова, которые в основном являются австронезийскими (малайскими). -полинезийские) языки.
Народ сакалава широко расселен на территории около 128 000 квадратных километров вдоль побережья от реки Онилахи на юго-западе до Нуси-Бе на севере. [4] У этих людей также есть стада крупного рогатого скота зебу, подобные тем, что встречаются в Африке, которые менее распространены в других регионах и внутри острова. [4]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия народа сакалава (60%), [5] по имени Фомба Гаси, [19] был сосредоточен вокруг поклонения царским предкам, чему способствовала линия благородных отцов , сохранявших останки умерших правителей. Жрецы - дади проводили церемонию под названием Тромба , во время которой они угадывали духи умерших предков и передавали их слова народу Сакалава. [11] [20]
Ислам (5%) пришел к сакалавам вместе с арабскими торговцами. [21] Он был принят правителями народа сакалава в восемнадцатом веке, чтобы заручиться военной поддержкой султанатов Омана и Занзибара, поскольку влияние народа мерина и европейских торговцев возросло. [11] Значительный процент сакалава принял ислам во время правления Андрианцоли, продолжая при этом свои традиционные религиозные практики, такие как поклонение духам. [21]
Христианство (35%) пришло к сакалавам вместе с европейскими торговцами. В начале 19 века сакалава искали военной поддержки европейских колониальных держав, чтобы сдержать распространение королевства Мерина. Французская военная сила во главе с капитаном Пассо прибыла в порты Сакалавы в сопровождении иезуитов и католических христианских миссионеров. Островной город Нуси-Бе стал их миссионерским постом, и к началу 20 века в районе Сакалавы было построено множество католических церквей. [22] Протестантизм пытался достичь Сакалава, но враждебность мусульманской королевской семьи Сакалава к знати Мерины, которая уже была протестантами, а также отказ Сакалава отказаться от своих традиционных практик, таких как поклонение королевским духам, особенно их традиции Тромбы , сделали Сакалаву продолжать либо ислам, либо католицизм. [23]
Общество и культура
[ редактировать ]Тромба была исторической особенностью народа сакалава и была сосредоточена вокруг церемоний и шествий в честь духов их умерших членов королевской семьи. [24] Шествие — это больше, чем просто религиозное мероприятие, оно исторически было формой общественного праздника и фестиваля, подтверждающего идентичность. Тромба также встречается среди других этнических групп в других частях Мадагаскара, но с Сакалавой она имеет давнюю связь и поддержку со стороны королевских династий, которые взаимно увековечили эту практику и связанную с ней важность. [24]
Социальная стратификация
[ редактировать ]С началом рабства общество сакалава, как и многие другие этнические группы, стало социально расслоенным. Система стратификации Сакалава была иерархической, основанной на предполагаемой чистоте каждого слоя. В королевстве Сакалава страты включали ампанзака , или королевскую касту, и макоа , или термин для потомков африканских рабов. [25] [26] [27]
Средства к существованию
[ редактировать ]Сакалава были скотоводами с большими стадами крупного рогатого скота зебу, которым традиционно разрешалось свободно пастись на лугах в их северо-западном регионе. В отличие от жителей внутренних районов Мерина и Бецилео, которые стали высокопроизводительными фермерами, выращивающими рис, прибрежный и долинный регион Сакалава исторически имел ограниченное сельское хозяйство. Однако на современном Мадагаскаре мигранты распространили фермы и сельское хозяйство на северо-западные провинции. [28]
Известная Сакалава
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сакалава на Мадагаскаре» .
- ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 38, 61–62. ISBN 978-0-520-91845-0 .
- ^ Jump up to: а б Брэдт и Остин 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д Бенуа Тьерри; Андрианиайнасоа Ракотондрацима; и др. (2010). Питая землю, питая людей: Мадагаскар . КАБИ, Оксфордшир. стр. 28, 31. ISBN 978-1-84593-739-3 .
- ^ Jump up to: а б Джошуапроект
- ^ Берри 1992 .
- ^ Пьеррон, Денис; Разафиндразака, Хариланто; Пагани, Лука; Рико, Франсуа-Ксавье; Антао, Тьяго; Капредон, Мелани; Самбо, Клеман; Радимилахи, Шанталь; Ракотоарисоа, Жан-Эме; Бленч, Роджер М.; Летелье, Тьерри; Кивисилд, Тоомас (21 января 2014 г.). «Общегеномные свидетельства примеси австронезийцев и банту и культурной реверсии в группе охотников-собирателей на Мадагаскаре» . Труды Национальной академии наук . 111 (3): 936–941. Бибкод : 2014PNAS..111..936P . дои : 10.1073/pnas.1321860111 . ПМЦ 3903192 . ПМИД 24395773 .
- ^ Кэмпбелл, Гвин (2019). Африка и мир Индийского океана с древнейших времен до примерно 1900 года . стр. 128–129. дои : 10.1017/9781139028769 . ISBN 978-1-139-02876-9 . S2CID 201530379 .
- ^ Гвин Кэмпбелл (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750–1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 49–51. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 180–181. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джон Миддлтон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. п. 818. ИСБН 978-1-317-45158-7 .
- ^ Бетвелл А. Огот (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. стр. 856–859. ISBN 978-0-435-94811-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джилл Шепард (1980). Джеймс Л. Уотсон (ред.). Азиатская и африканская системы рабства . Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–76. ISBN 978-0-520-04031-1 .
- ^ Jump up to: а б Гвин Кэмпбелл (2013). Уильям Джервас Кларенс-Смит (ред.). Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 166–174. ISBN 978-1-135-18214-4 .
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс-младший (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. стр. 294–295. ISBN 978-0-19-517055-9 .
- ^ Джилл Шепард (1980). Джеймс Л. Уотсон (ред.). Азиатская и африканская системы рабства . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–76, 103–107. ISBN 978-0-520-04031-1 .
- ^ Генеалогия королей Сакалава
- ^ Смерть принца Сакалавы Бемихисатры в Нуси-Бе
- ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–76. ISBN 978-0-520-91845-0 .
- ^ Группа Диаграмм 2013 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Дж. Паркин (2000). Исламская молитва через Индийский океан: внутри и снаружи мечети . Рутледж. стр. 64–66, 70–75. ISBN 978-0-7007-1234-2 .
- ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 73–75. ISBN 978-0-520-91845-0 .
- ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–77. ISBN 978-0-520-91845-0 .
- ^ Jump up to: а б Хильде Нильссен (2011). Ритуальное воображение: исследование владения тромбой среди бецимисарака на восточном Мадагаскаре . БРИЛЛ Академик. стр. 123–124, 234–239. ISBN 978-90-04-21524-5 .
- ^ Мелвин Эмбер; Кэрол Р. Эмбер (2001). Страны и их культуры: от Лаоса до Руанды . Справочник Макмиллана. п. 1347 . ISBN 978-0-02-864949-8 .
- ^ Дэвид Левинсон (1995). Энциклопедия мировых культур: Африка и Ближний Восток . ГК Холл. стр. 294–296. ISBN 978-0-8161-1815-1 .
- ^ Гвин Кэмпбелл (14 марта 2005 г.). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 43–44, 121. ISBN. 978-0-521-83935-8 .
- ^ Народ сакалава , Британская энциклопедия
Библиография
[ редактировать ]- Части этой статьи были переведены с французского: Сакалава.
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Годфруа, Софи (1998). На западе Мадагаскара — Сакалава Менабе . Издания ИРД. ISBN 2-7099-1386-0 .