Jump to content

Сакалава люди

(Перенаправлено с Сакалавы )
Сакалава
Люди сакалава возле Морондавы
Общая численность населения
2,079,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Мадагаскар
Языки
Сакалава малагасийский и французский
Религия
Христианство (католицизм, простолюдины), Фомба Гаси (традиционная религия), Ислам (королевская власть) [2]
Родственные этнические группы
Другие малагасийские группы, народы банту , австронезийские народы.

Сакалава этническая группа Мадагаскара . [3] Они обитают в западной и северо-западной части острова, полосой вдоль побережья. Сакалава — одна из самых малочисленных этнических групп, составляющая около 6,2 процента от общей численности населения. [4] это около 2 079 000 в 2018 году. [5] Их имя означает «люди длинных долин». Они занимают западную окраину острова от Толиары на юге до реки Самбирано на севере.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Сакалава представляют собой ряд более мелких этнических групп, которые когда-то составляли империю, а не отдельную этническую группу. Происхождение самого слова Сакалава до сих пор остается предметом споров, как и его истинное значение. Наиболее распространенным объяснением является современный малагасийский перевод слова «сакалава», означающего «длинные овраги», что указывает на относительно равнинный характер земли на западе Мадагаскара. Другая теория состоит в том, что это слово, возможно, происходит от арабского слова saqaliba , которое, в свою очередь, происходит от позднелатинского sclavus , что означает раб. [3] [6]

Сакалавский правитель Андрианцолы (1820-1824).

Сакалавы считаются смесью австронезийцев и банту . [7] Австронезийцы начали селиться на Мадагаскаре между 400 и 900 годами нашей эры. Они прибыли на лодках и были представителями различных групп Юго-Восточной Азии и Океании. Самые ранние подтвержденные поселения на Нуси-Мангабе и в долине Мананара датируются восьмым веком. Фермеры, говорящие на языке банту , переселившиеся из Центральной и Восточной Африки, прибыли на Мадагаскар в девятом веке. По словам Гвина Кэмпбелла, «наиболее точные генетические данные на сегодняшний день указывают на то, что поселение-основатель на северо-западном побережье включало максимум 20 домохозяйств, в общей сложности [sic] около 500 человек, либо генетически смешанных, либо наполовину австронезийцев и наполовину африканцев. " [8] африканцы суахили , арабы и индийские и тамильские торговцы . Позже в северные районы острова пришли [9] В период с 15 по 18 века на остров во все большем количестве привозили порабощенных людей из материковой Африки, особенно в регион, где сейчас живут люди сакалава. Этот приток разнообразных людей привел к появлению различных малагасийских субэтносов в середине 2-го тысячелетия. Португальские торговцы были первыми европейцами, прибывшими в 15 веке, за ними последовали и другие европейские державы. [10]

Основателем наследия Сакалавы был Андриамисара. [11] Его потомок Андриандахифотси («Белый принц») после 1610 года распространил свою власть на север, за реку Мангоки , с помощью оружия, полученного в обмен на работорговлю. [11] Два его сына, Андриаманетиариву и Андриамандисоариву (также известные как Циманатона [11] ) распространил завоевания дальше до региона Цонгай (ныне Махадзанга ).

Руководители различных прибрежных поселений на острове начали расширять свою власть по контролю над торговлей. Первые значительные королевства Сакалава были сформированы примерно в 1650-х годах. [4] Они доминировали в западных и северо-западных регионах Мадагаскара в 1700-х годах. [11] Главными среди них были вождества Сакалава Менабе , сосредоточенные в месте, которое тогда было известно как Андакабе, ныне город Морондава . [11] Влияние Сакалава распространилось на территории нынешних провинций Анциранана , Махадзанга и Толиара . Королевство Сакалава достигло своего пика географического распространения между 1730 и 1760 годами, при короле Андрианиневенариву. [11]

Согласно местной традиции, основателями королевства Сакалава были князья Маросерана (или Маросерана, «те, кто владел многими портами») из Фихеренаны (ныне Толиара ). [12] Они также могут происходить от кланов Зафираминия (сыновей Рамини) из юго-западной части острова, возможно, арабского происхождения. [ нужна ссылка ] Спрос на рабов со стороны сначала оманских арабов, которые контролировали работорговлю на Занзибаре, а затем и европейских работорговцев, привел к операциям по набегам рабов и осуществлению контроля над основными портами на севере и северо-западе Мадагаскара. [13] [14] [15] Первоначально арабы поставляли сакалавам оружие исключительно в обмен на рабов. Эти рабы были получены в результате набегов рабов на Коморские острова и другие прибрежные поселения Мадагаскара, а также с торговых судов, прибывающих с суахилинского побережья Африки. [13] [11] Королевство Сакалава быстро подчинило себе соседние территории в районе Махафали , начиная с южных.

Дверь с резным крокодилом, выставленная на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В устных рассказах и документах Мерины на Коморских островах упоминается серия ежегодных экспедиций налетчиков рабов Сакалава против их деревень в конце 18 века. Этим экспедициям помогали ружья, полученные от арабов, оружия, которого не было ни у жителей Коморских островов, ни у жителей Мерины. [13] Самым крупным и одним из самых популярных портов для работорговли на Мадагаскаре был прибрежный город Сакалава Махадзанга . [14] Сакалава обладала монополией на работорговлю на Мадагаскаре до конца 18 века. [13] [11] Несмотря на меньшую численность населения, их оружие давало им широкий охват и власть, позволяя им заставлять другие более густонаселенные этнические группы платить им дань в восемнадцатом веке. [11]

Король Мерины . Радама I купил оружие в конце 18 века и начал войну с сакалавами, положившую конец гегемонии королевства Сакалава и их набегам рабов [13] Затем Мерина отменила историческое порабощение, с которым столкнулся их народ, и начала поставлять рабов. [16] Хотя мерина так и не аннексировали два последних оплота сакалава — Менабе и Бойну ( Махадзанга ), сакалава никогда больше не представляли угрозы центральному нагорью, которое оставалось под контролем Мерины до французской колонизации острова, столетие спустя, в 1896.

Короли и королевы

[ редактировать ]

Династия Зафимболамена Белихисафра . [17]

После правления Абдриантонкафо королевство было разделено на два образования:

На смену Андрамахатиндриариву пришел

В 1941 году острова Нуси-Бе и Нуси-Комба стали протекторатом Франции.

Демография

[ редактировать ]
Распространение малагасийских этнических групп

Исторический процесс формирования королевства Сакалава объясняет большое разнообразие его составляющих, которые продолжают сохранять самобытные региональные обычаи, как в культурном, так и в языковом отношении. Что касается последних, то единственным реальным объединяющим фактором различных диалектов сакалава является их общая принадлежность к западной подгруппе мадагаскарских языков с сильным влиянием Африки, что отличает их от языков центрального и восточного побережья острова, которые в основном являются австронезийскими (малайскими). -полинезийские) языки.

Народ сакалава широко расселен на территории около 128 000 квадратных километров вдоль побережья от реки Онилахи на юго-западе до Нуси-Бе на севере. [4] У этих людей также есть стада крупного рогатого скота зебу, подобные тем, что встречаются в Африке, которые менее распространены в других регионах и внутри острова. [4]

Традиционная религия народа сакалава (60%), [5] по имени Фомба Гаси, [19] был сосредоточен вокруг поклонения царским предкам, чему способствовала линия благородных отцов , сохранявших останки умерших правителей. Жрецы - дади проводили церемонию под названием Тромба , во время которой они угадывали духи умерших предков и передавали их слова народу Сакалава. [11] [20]

Ислам (5%) пришел к сакалавам вместе с арабскими торговцами. [21] Он был принят правителями народа сакалава в восемнадцатом веке, чтобы заручиться военной поддержкой султанатов Омана и Занзибара, поскольку влияние народа мерина и европейских торговцев возросло. [11] Значительный процент сакалава принял ислам во время правления Андрианцоли, продолжая при этом свои традиционные религиозные практики, такие как поклонение духам. [21]

Сбор Тромбы на Мадагаскаре.

Христианство (35%) пришло к сакалавам вместе с европейскими торговцами. В начале 19 века сакалава искали военной поддержки европейских колониальных держав, чтобы сдержать распространение королевства Мерина. Французская военная сила во главе с капитаном Пассо прибыла в порты Сакалавы в сопровождении иезуитов и католических христианских миссионеров. Островной город Нуси-Бе стал их миссионерским постом, и к началу 20 века в районе Сакалавы было построено множество католических церквей. [22] Протестантизм пытался достичь Сакалава, но враждебность мусульманской королевской семьи Сакалава к знати Мерины, которая уже была протестантами, а также отказ Сакалава отказаться от своих традиционных практик, таких как поклонение королевским духам, особенно их традиции Тромбы , сделали Сакалаву продолжать либо ислам, либо католицизм. [23]

Общество и культура

[ редактировать ]

Тромба была исторической особенностью народа сакалава и была сосредоточена вокруг церемоний и шествий в честь духов их умерших членов королевской семьи. [24] Шествие — это больше, чем просто религиозное мероприятие, оно исторически было формой общественного праздника и фестиваля, подтверждающего идентичность. Тромба также встречается среди других этнических групп в других частях Мадагаскара, но с Сакалавой она имеет давнюю связь и поддержку со стороны королевских династий, которые взаимно увековечили эту практику и связанную с ней важность. [24]

Социальная стратификация

[ редактировать ]

С началом рабства общество сакалава, как и многие другие этнические группы, стало социально расслоенным. Система стратификации Сакалава была иерархической, основанной на предполагаемой чистоте каждого слоя. В королевстве Сакалава страты включали ампанзака , или королевскую касту, и макоа , или термин для потомков африканских рабов. [25] [26] [27]

Средства к существованию

[ редактировать ]
Малагасийская женщина в масонской одежде — косметической пасте, широко распространенной среди женщин Сакалава.

Сакалава были скотоводами с большими стадами крупного рогатого скота зебу, которым традиционно разрешалось свободно пастись на лугах в их северо-западном регионе. В отличие от жителей внутренних районов Мерина и Бецилео, которые стали высокопроизводительными фермерами, выращивающими рис, прибрежный и долинный регион Сакалава исторически имел ограниченное сельское хозяйство. Однако на современном Мадагаскаре мигранты распространили фермы и сельское хозяйство на северо-западные провинции. [28]

Известная Сакалава

[ редактировать ]
  • Джаоджоби , певец, известный как король Салеги , — малагасийец, выходец из национальности сакалава.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сакалава на Мадагаскаре» .
  2. ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 38, 61–62. ISBN  978-0-520-91845-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Брэдт и Остин 2007 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Бенуа Тьерри; Андрианиайнасоа Ракотондрацима; и др. (2010). Питая землю, питая людей: Мадагаскар . КАБИ, Оксфордшир. стр. 28, 31. ISBN  978-1-84593-739-3 .
  5. ^ Jump up to: а б Джошуапроект
  6. ^ Берри 1992 .
  7. ^ Пьеррон, Денис; Разафиндразака, Хариланто; Пагани, Лука; Рико, Франсуа-Ксавье; Антао, Тьяго; Капредон, Мелани; Самбо, Клеман; Радимилахи, Шанталь; Ракотоарисоа, Жан-Эме; Бленч, Роджер М.; Летелье, Тьерри; Кивисилд, Тоомас (21 января 2014 г.). «Общегеномные свидетельства примеси австронезийцев и банту и культурной реверсии в группе охотников-собирателей на Мадагаскаре» . Труды Национальной академии наук . 111 (3): 936–941. Бибкод : 2014PNAS..111..936P . дои : 10.1073/pnas.1321860111 . ПМЦ   3903192 . ПМИД   24395773 .
  8. ^ Кэмпбелл, Гвин (2019). Африка и мир Индийского океана с древнейших времен до примерно 1900 года . стр. 128–129. дои : 10.1017/9781139028769 . ISBN  978-1-139-02876-9 . S2CID   201530379 .
  9. ^ Гвин Кэмпбелл (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750–1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 49–51. ISBN  978-0-521-83935-8 .
  10. ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 180–181. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джон Миддлтон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. п. 818. ИСБН  978-1-317-45158-7 .
  12. ^ Бетвелл А. Огот (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. стр. 856–859. ISBN  978-0-435-94811-5 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Джилл Шепард (1980). Джеймс Л. Уотсон (ред.). Азиатская и африканская системы рабства . Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–76. ISBN  978-0-520-04031-1 .
  14. ^ Jump up to: а б Гвин Кэмпбелл (2013). Уильям Джервас Кларенс-Смит (ред.). Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 166–174. ISBN  978-1-135-18214-4 .
  15. ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс-младший (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. стр. 294–295. ISBN  978-0-19-517055-9 .
  16. ^ Джилл Шепард (1980). Джеймс Л. Уотсон (ред.). Азиатская и африканская системы рабства . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–76, 103–107. ISBN  978-0-520-04031-1 .
  17. ^ Генеалогия королей Сакалава
  18. ^ Смерть принца Сакалавы Бемихисатры в Нуси-Бе
  19. ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–76. ISBN  978-0-520-91845-0 .
  20. ^ Группа Диаграмм 2013 , с. 140.
  21. ^ Jump up to: а б Дэвид Дж. Паркин (2000). Исламская молитва через Индийский океан: внутри и снаружи мечети . Рутледж. стр. 64–66, 70–75. ISBN  978-0-7007-1234-2 .
  22. ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 73–75. ISBN  978-0-520-91845-0 .
  23. ^ Лесли А. Шарп (1994). Одержимые и обездоленные: духи, идентичность и власть в городе мигрантов на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 74–77. ISBN  978-0-520-91845-0 .
  24. ^ Jump up to: а б Хильде Нильссен (2011). Ритуальное воображение: исследование владения тромбой среди бецимисарака на восточном Мадагаскаре . БРИЛЛ Академик. стр. 123–124, 234–239. ISBN  978-90-04-21524-5 .
  25. ^ Мелвин Эмбер; Кэрол Р. Эмбер (2001). Страны и их культуры: от Лаоса до Руанды . Справочник Макмиллана. п. 1347 . ISBN  978-0-02-864949-8 .
  26. ^ Дэвид Левинсон (1995). Энциклопедия мировых культур: Африка и Ближний Восток . ГК Холл. стр. 294–296. ISBN  978-0-8161-1815-1 .
  27. ^ Гвин Кэмпбелл (14 марта 2005 г.). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 43–44, 121. ISBN.  978-0-521-83935-8 .
  28. ^ Народ сакалава , Британская энциклопедия

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 889a275dde335bbba56994a162aed36f__1718403840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/6f/889a275dde335bbba56994a162aed36f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sakalava people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)