Безанозано
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 100 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы; Австронезийские народы , народы банту |
Безанозано обосновавшихся считаются одной из первых малагасийских этнических групп, на Мадагаскаре , где они населяют внутреннюю территорию между низменностями Бетсимисарака и Мерина высокогорьями . Они связаны с вазимбой , самыми ранними жителями Мадагаскара, и многие гробницы вазимба на всей территории Безанозано являются местами паломничества, ритуалов и жертвоприношений, хотя Безанозано считают, что среди них потомки этих самых древних из предков не могут быть идентифицированы или известны. Их название означает «многие маленькие косички» в связи с их традиционной прической, и, как и Мерина, они практикуют церемонию перезахоронения фамадихана . В 2013 году на Мадагаскаре проживало около 100 000 Безанозано.
Работорговля и торговля с европейскими торговыми судами вдоль восточного побережья Мадагаскара в 18 веке значительно обогатили Безанозано и привели к появлению крупных торговых городов, таких как Амбатондразака и Мораманга, на их родине Анкай. Первоначально они были вынуждены стать вассалами короля Андрианампоинимерины Королевства Имерина в конце 18 века, а затем полностью покорены и колонизированы в 1817 году его сыном, королем Радамой I. При правлении Мерины Безанозано были вынуждены выполнять неоплачиваемый труд по транспортировке товаров между столицей Мерины Антананариву и прибрежным портом Тоамасина , что привело к массовой депопуляции региона Анкай и обнищанию жителей деревни. Имя Безанозано стало синонимом слова «раб». Усилия по улучшению экономических возможностей Безанозано начались после французской колонизации в 1896 году, а после обретения независимости в 1960 году возникло местное движение за отказ от представлений об исторической классовой принадлежности, которые сдерживали общины. Сегодня сельское хозяйство остается основным источником существования жителей деревни Безанозано.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Безанозано лишь на короткое время были организованным государством и не имели сильной внутренней сплоченной идентичности. [1] Их название означает «много маленьких косичек», что связано с их традиционной прической. [2] Центром общины Безанозано в период ее расцвета в конце 18 века был город Амбатондразака . [3] В 2013 году на Мадагаскаре проживало около 100 000 Безанозано. [4]
История
[ редактировать ]Безанозано населяли плодородные лесные земли между равнинами Имерины на западе и низменными прибрежными тропическими лесами на востоке в районе, исторически называемом Анкай. Они жили в укреплённых деревнях, которыми управляли местные вожди. Их первоначальным источником единой идентичности было поклонение 11 защитным сампи (идолам), которые, как говорят, были привезены с Сакалава . территории [5] Согласно распространенному мнению, Безанозано могут быть потомками первых жителей острова, Вазимбы . Устная история гласит, что Безанозано исторически жили небольшими общинами, которыми коллективно управляли деревенские старейшины. Вопросы правосудия решались коллективно посредством общественного обсуждения для достижения консенсуса. [6]
Общество Безанозано достигло своего золотого века в 18 веке, выступая в качестве посредников в торговле между Мериной в горной местности и европейскими и арабскими работорговцами и купцами, высадившимися вдоль восточного побережья. Иногда жители деревни Безанозано вели переговоры напрямую с французскими торговцами; некоторые из них сами были схвачены и проданы в рабство. Эта посредническая торговая роль позволила Безанозано накопить значительные богатства на рабах и скоте. [7] Часть этого богатства была получена за счет набегов рабов на общины соседнего королевства Имерина , которое тогда переживало дестабилизирующую гражданскую войну. Город Мораманга стал крупным центром торговли Безанозано. [8] Популяция рабов, принадлежавших Безанозано, к середине 18 века выросла настолько, что в 1768 году вспыхнуло восстание рабов; Безанозано обратился за помощью к европейцам, чтобы подавить его. [5] Чтобы еще больше укрепить свое экономическое положение, Безанозано заключили союз с могущественным королевством Бетсимисарака на востоке. [9] У них были достаточно регулярные экономические отношения с европейцами, поэтому они могли предлагать испанские пиастры в дополнение к рабам в обмен на оружие, предоставленное европейскими торговцами. [10] Деревни, соседствующие с территорией Безанозано, во многих случаях приглашались для помощи в транспортировке торговых товаров Безанозано, поскольку спрос на услуги Безанозано превышал рабочую силу, имеющуюся для его удовлетворения. В конце 18 века Безанозано расселились на территории, вдвое превышающей территорию, которую они сегодня считают своей родиной, простираясь от Ангавокели на западе до скал Бетсимисарака на востоке и на юг примерно до двенадцати километров за Бепараси. [11] Примерно в это же время появился первый и единственный король Безанозано, Рандрианьджомойна. [5]
Богатство региона побудило несколько других королевств попытаться завоевать эту территорию, но ни одно из них не увенчалось успехом до тех пор, пока король Андрианампоинимерина соседней Имерины (ум. 1810 г.) не позволил Рандрианьйомойне и вождям Безанозано сохранить свои позиции, но потребовал от них уплаты ежегодная дань уважения ему. [11] [5] Безанозано активно сопротивлялся власти Андрианампоимерины на протяжении всего его правления. [12] и отказался соблюдать траурные обычаи после его смерти. [11] После смерти короля Мерины другие общины Безанозано активно восстали против власти Королевства Имерина. [13] Его сын и преемник Радама I в ответ сжёг крупный город Безанозано и вырезал его жителей. [11] Радама и его армия из 30 000 солдат успешно колонизировали территорию Безанозано в 1817 году по пути в Тоамасину, где он еще больше расширил свою власть над Бетсимисаракой. [14] Установив контроль над Безанозано, Радама ввел обычную фанампоану (неоплачиваемый труд вместо налогов) для производства больших объемов риса, крупного рогатого скота и других товаров, которые должны были отдаваться королю Мерины в качестве ежегодной дани. [11] Радама I открыл главную транспортную дорогу из своей столицы Антананариву , которая проходила через территорию Безанозано к прибрежному порту Тоамасина . Его преемница, королева Ранавалона I , основала военный завод в Мантасоа в этом регионе и вторую транспортную дорогу в Тоамасину, фактически ограничивая южную часть территории Безанозано между этими двумя основными торговыми путями. Следовательно, местное население было активно мобилизовано для выполнения неоплачиваемой рабочей силы для крупных проектов общественных работ, таких как содержание дорог и поддержка торговых караванов. [11] В сознании многих жителей Мерины Безанозано настолько прочно ассоциировалось с неоплачиваемым трудом и носильщиками, что сформировался стереотип, который сохраняется и сегодня, объединяя название Безанозано с андево (исторический класс рабов). [15] Эта политика привела к значительному сокращению населения Анкая. [8] В 1830-х годах восстание Безанозано против этого принудительного труда нарушило торговлю между столицей и восточным побережьем, пока она не была подавлена армией Мерины. [16] Природные ресурсы территории Безанозано эксплуатировались более систематически при правлении Мерины, включая древесину и железо; [17] железной руды на территории Безанозано было много, отчасти потому, что местное население так и не научилось ее ковать. [18] Культура Мерина также ассимилировалась в 19 веке, когда началось выращивание арахиса и бобов, а также строительство каменных гробниц и траногазовых домов .
После французской колонизации Мадагаскара в 1896 году постепенно внедрялись и другие инновации из Имерины, такие как террасные орошаемые рисовые поля, повозки с волами и изготовление металлических инструментов. [19] Большое количество мигрантов из Мерины поселились в этом регионе начиная с 1920-х годов, где они работали торговцами, торговцами и капиталистами лесного хозяйства. [20] После того, как Мадагаскар восстановил независимость в 1960 году, среди безанозано возникло сильное общественное движение за восстановление этнической идентичности, в котором ограничения, связанные с классом и историческими социальными ролями, были отброшены в пользу большей свободы, возможностей и равенства. Местные чиновники ведущей политической партии СДП стремились обеспечить равное участие потомков Безанозано Андриана (дворян) и рабов, сводя при этом к минимуму представительство местного населения Мерины. После ротаки (протеста) 1972 года, которая свергла администрацию Цирананы и привела к приходу к власти AREMA правительства Дидье Рацираки , центральная власть предпочла работать с традиционными лидерами общин, которыми обычно были старейшины Безанозано. [21]
Общество
[ редактировать ]Семейная принадлежность
[ редактировать ]Гендерные роли в традиционных семьях Безанозано строго определены. Мужчины являются активными участниками дискуссий по общественным делам и несут ответственность за строительство домов, заработок денег для оплаты основных семейных нужд и подготовку рисовых полей к посадке. Женщины отвечают за ткачество, уход за посевами, сбор воды, уход за очагом и приготовление еды. Точно так же традиционно ожидалось, что женщины будут следовать за мужчиной позади. Мужчины Безанозано, работавшие носильщиками, считали, что если женщина пройдет перед ним, пока он работает, он получит травму в следующий раз, когда попытается нести груз. [22]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Большинство Безанозано практикуют почитание предков ( разана ), которых в ритуалах иногда называли занахарами (богами). Они признавали существование занахари мужского и женского пола , которые фактически были самыми древними и самыми могущественными из всех предков и к которым призывали анонимно и коллективно под титулом занахари, чтобы избежать исключения и тем самым оскорбления какого-либо предка. [23] Томпонтани вазимба (хозяева земли) — это , первые жители острова; они отличаются от разаны тем, что считается невозможным проследить потомков этих предков. Считается, что все древние гробницы или земляные курганы в форме гробниц принадлежат вазимбе , как и места паломничества, жертвоприношений и ритуалов, призванных успокоить их души и попросить их благосклонного вмешательства. [24] Безанозано также верят в колдовство и боятся колдовства. [20] Хотя протестантские миссионеры и церкви обосновались в регионе Анкай, особенно в конце 19 века, поселенцы Мерины составляют большинство христиан в регионе; очень немногие Безанозано обратились в протестантизм. [25]
Культура
[ редактировать ]Безанозано выращивают рис на террасных орошаемых полях и предпочитают не вырубать девственные леса, поскольку там находятся гробницы вазимба и другие природные объекты, любимые духами, а также дом фади лемуров, находящихся под защитой индри- . Однако соседняя Бетсимисарака склонна искать новые леса, которые можно вырубить для новых пастбищ и посадок, и считает невозделанные земли невостребованными. Эта разница во взглядах привела к тому, что Бетсимисарака вторглась на землю, которая, по мнению Безанозано, принадлежит им, что вызвало некоторую напряженность между приграничными общинами. [26]
Косвенная речь, осмотрительность, такт и избегание конфликтов характеризуют вербальное выражение и социальные взаимодействия среди Безанозано, похожих на горную Мерину, но в отличие от Бетсимисарака восточного побережья. [20]
Табу
[ редактировать ]В Амбатондразаке и некоторых других общинах Безанозано потребление свинины исторически было устаревшим . [27] Индри , вероятно, считался табу во многих деревнях Безанозано, где его нельзя убивать или есть, его нужно освобождать, если он попал в ловушку, и его нужно хоронить с теми же обрядами, что и человека. [28]
Похоронные обряды
[ редактировать ]Безанозано традиционно хоронят своих умерших в каменных гробницах. [21] Как и Мерина, они практикуют церемонию перезахоронения фамадихана . Похороны отмечают распитием большого количества рома. [2]
Танец и музыка
[ редактировать ]Бетатоато — танец, уникальный для Безанозано. [29]
Язык
[ редактировать ]Безанозано говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [30]
Экономика
[ редактировать ]Мед собирают в лесу и продают на рынке или придорожных ларьках. Исторически мед играл важную роль в королевских ритуалах Мерины, а Безанозано считались лучшими сборщиками меда. [31] Сельское хозяйство остается основным источником существования для жителей деревни Безанозано, которые выращивают рис, кукурузу, бобы и другие продукты питания; практика, специфичная для этого региона, - это вариа верина , выращивание риса на более высокой террасе и выращивание бобов и кукурузы на террасе под ней. [32] Историческое влияние колонизации Мериной региона Анкай продолжает ощущаться: большая часть богатства и большая часть наиболее ценных земель сосредоточены в руках семей Мерина. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдт и Остин 2007 , с. 26.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 746.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Огот 1992 , с. 431.
- ^ «Мадагаскар: Les sillons du passé — Les Bezanozano, местного происхождения» . Миди Мадагаскар (на французском языке). 5 февраля 2013 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Ракото и Урфер 2014 , с. 111.
- ^ Огот 1992 , с. 434.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Обер, Разафиарисон и Бертран, 2003 , с. 93.
- ^ Аде Аджайи 1989 , с. 414.
- ^ Аде Аджайи 1989 , с. 416.
- ^ Аде Аджайи 1989 , с. 420.
- ^ Ракото и Урфер 2014 , с. 118.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 250.
- ^ Рэйзон-Журд 1991 , с. 47.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 420.
- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д Обер, Разафиарисон и Бертран, 2003 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Ракото и Урфер 2014 , с. 116.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 155–156.
- ^ Рахамефи 2007 , стр. 38–39.
- ^ Рахамефи 2007 , стр. 23-24.
- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , с. 149.
- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , стр. 146–47.
- ^ Геннеп 1904 , с. 225.
- ^ Геннеп 1904 , с. 220.
- ^ «Фестиваль Бетатоато» . Офис туризма Алаотра Мангоро (на французском языке). 2012. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 478.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 444.
- ^ Обер, Разафиарисон и Бертран 2003 , с. 201.
Библиография
[ редактировать ]- Аде Аджайи, JF (1989). Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017124 .
- Обер, Сигрид; Разафиарисон, Серж; Бертран, Ален (2003). Вырубка лесов и аграрные системы на Мадагаскаре: динамика тави на восточном побережье (на французском языке). Париж: Editions Quae. ISBN 9782915064018 .
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: ISBN The Globe Pequot Press Inc. 978-1-84162-197-5 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 9789004195189 .
- Кэмпбелл, Гвин (2005). Экономическая история Имперского Мадагаскара, 1750-1895: Взлет и падение островной империи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521839358 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Рахамефи, Адольф (2007). Секты и религиозные кризисы на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 9782845868571 .
- Резон-Журд, Франсуаза (1991). Библия и власть на Мадагаскаре в XIX веке (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 9782865373178 .
- Ракото, Игнас; Урфер, Сильвен (2014). Рабство и освобождение на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 9782811111335 .