Представители общественности
![]() Старейшина деревни Антамбахоака, 1908 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 50 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы, австронезийские народы , народы банту |
Антамбахоака , насчитывающая около 50 000 в 2013 году — наименее многочисленная этническая группа на Мадагаскаре . Они населяют небольшой регион вдоль юго-восточного побережья Мадагаскара недалеко от Мананджари и имеют общее происхождение с частично арабским народом Антайморо , от которого группа отделилась в 15 веке. под руководством лидера по имени Равалариву. Об истории этой группы после ее основания известно очень мало. Антамбахоака говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео .
Антамбахоака широко известны своим фестивалем Самбатра — ритуальной групповой церемонией обрезания, которая проводится каждые семь лет. Этот фестиваль стал темой двух короткометражных фильмов, выпущенных в 2008 и 2010 годах. Их общество очень однородно, с небольшой внешней миграцией и сильным чувством единой идентичности. Патриархат, почитание предков и соблюдение родовых табу ( фади ) являются ключевыми элементами их социальной структуры. Существует давнее табу на воспитание близнецов, которое исторически приводило к тому, что их убивали сразу после рождения или оставляли умирать от переохлаждения в лесу. Правозащитные группы и правительство Малагасии работают над оказанием поддержки близнецам и их родителям, пытаясь положить конец этой традиции.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Антамбахоака — наименее многочисленная этническая группа Мадагаскара. [1] численностью около 50 000 человек в 2013 году. [2] Подобно Антайморо, от которого они произошли, [1] Антамбахоака, хотя в основном имеют чернокожее африканское происхождение, у них также есть некоторое арабское происхождение. [3] и имеют некоторые арабские физические черты. Самый крупный город Антамбахоаки — Мананджари — расположен на юго-восточном побережье. [4]
История
[ редактировать ]Антамбахоака имеют общее происхождение с народом Антайморо. [5] которые считают, что являются потомками араба по имени Раминия, который мигрировал из Мекки на Мадагаскар между 10 и 12 веками. Устная традиция предлагает два объяснения эмиграции Раминии. Обычно говорят, что он уехал, чтобы избежать все более жесткого применения исламского закона; другие объясняют отъезд его поисками плодородной земли для обработки. [6] Антамбахоака отделилась от Антайморо в пятнадцатом веке, когда Антайморо по имени Равалариву основал новую общину под названием Масиндрано, которая позже выросла и стала городом Мананджари; район Масиндрано существует и по сей день. Среди некоторых Антамбахоака говорят, что Равалариву стали называть Ратиамбахоака (любимый своим народом), а основанная им община получила свое название от деформации этого названия - Антамбахоака. [3] Об их истории с 16 по 18 века известно очень мало. [7]
Общество
[ редактировать ]Антамбахоака живут в очень однородном сообществе с относительно небольшим количеством иммигрантов и более низким уровнем эмиграции, чем соседние народы. У них есть сильное чувство единой идентичности, связанное с происхождением от их общего предка, Раминии. Есть множество местных королей, которые имеют власть над одной или несколькими деревнями. На ежегодном фестивале под названием «хосинный мпанджака » жители деревни собираются, чтобы подготовить рисовое поле местного короля к посадке риса. Общество Антамбахоака строго патрилинейное и патриархальное. [6]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Главой семьи обычно является старший мужчина. Главу большой семьи, состоящей из 8-10 домохозяйств, называют лохатрано (глава дома), и он, в свою очередь, подчиняется власти местного мпанджака (короля), который управляет примерно 8-10 лохатрано . Кроме того, общество Амтамбахоака признает соман-дразану , « шутливые отношения » — связь между двумя кланами, отражающуюся в знакомстве их тона речи при обращении друг к другу, — которая рассматривается как эквивалент кровного родства. [6]
Бабушка и дедушка играют важную роль в семье. Например, первую стрижку ребенку делают бабушка и дедушка. [1] В некоторых общинах Антамбахоака во время церемонии Самбатра бабушки и дедушки едят крайнюю плоть своего недавно обрезанного внука. [1]
Классовая принадлежность
[ редактировать ]Традиционное общество Антамбахоака было разделено на классы дворян ( андриана ), простолюдинов и рабов. [8] Двумя благородными подгруппами Антамбахоаки были Онджаци и Цимаито, которые были хранителями научных знаний, магии и создания амулетов и освоили использование сорабе , местного языка, транскрибируемого с помощью арабской письменности. [9]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Антамбахоака, как и большинство малагасийцев, почитают своих предков посредством различных ритуалов и обрядов; самым значительным из них среди Антамбахоака остается празднование самбатры . Они верят, что умирающий член сообщества становится предком, способным присматривать за своими живыми потомками и вмешиваться во благо или во зло, в зависимости от того, проявляют ли живые к ним должное уважение и практикуют ли обряды и феди они установленные ими . Считается, что предок становится сильнее, чем больше времени прошло после его смерти. [6] Католицизм был введен французскими миссионерами во время французского колониального периода (1896-1960), но имел ограниченный эффект. [10] Определенные исламские обычаи были включены в местную культуру. Деревенским вождям не разрешается есть свинину, а при разделке для употребления в пищу животных необходимо полностью обескровить. [3]
Культура
[ редактировать ]Одежда, называемая тафицихи, традиционно изготавливалась из осоки ( харефо ) или битой коры, сплетенной в циновки, которые затем сшивались. Женщины традиционно носили тростниковые циновки харефо, сшитые в виде платья-трубы, которое завязывалось на одном плече или подпоясывалось на талии. Из тростника махампи также плели верхнюю часть бандо, которую подростки и взрослые женщины носили под платьем. Мужчины набедренную повязку из битой коры носили под тканой осоковой туникой или курткой. [11] В особых случаях мпанджака (короли) часто носят традиционную одежду в исламском стиле, состоящую из красной фески и свободной одежды с широкими красными и черными полосами. [3]
Дома местных мпанджака , называемые транобе (большие дома), используются как места для встреч сообщества, а также как храмы для поклонения предкам. Эти дома необычно велики по малагасийским меркам, построены прямоугольной формы, без веранды, подняты на низких сваях и имеют остроконечную крышу, покрытую листьями равинала . Пол также обычно сделан из Равеналы , а стены построены из плетеных фалафа . листьев [3] десять Таких транобе в Мананджари и двенадцать в исторической деревне Амбохитсара, но в большинстве деревень Антамбаохоака их три или четыре. [6]
Антамбахоака используют амулеты для защиты. [4] Инцест между братом и сестрой был обычным явлением среди антамбахоака, которые считали, что эти отношения приносят удачу. [12]
Счастливый
[ редактировать ]На протяжении веков Антамбахоака праздновали Самбатру, которая проводится в «пятницу года» каждые семь лет. [4] Кульминацией празднования является обрезание всех мальчиков, родившихся за предыдущие семь лет, - обряд перехода, который превращает мальчика Антамбахоака во взрослого мужчину и Зафираминию (сына Раминии). С этого момента он будет интегрирован в отцовский клан и посвящен в жизнь настоящего мужчины Антамбахоака. Это важный момент не только в жизни мальчиков, но и для всего сообщества. В течение всего месяца Самбатра Антамбахоака вспоминают свое происхождение и обрезание Раминией своего собственного сына Ндоханины, который передал эту практику своему народу. В течение месяца Самбатра проводятся военные реконструкции между «армиями» во главе с генералом Антамбахоака каждого клана, состоящими из отцов мальчиков и их дядей по материнской линии, одетых как солдаты. Иногда реконструкции содержат повышенное насилие, чтобы свести старые счеты. В одну из пятниц воинские части совершают длительный марш к устью реки Мананджары, чтобы напомнить об исходе Раминии. [6] О самбатре среди антамбахоака снято два короткометражных фильма. Первый, 52-минутный фильм под названием « Самбатра », был снят Ронаном Лероем и Соло Рандрасаной и был выпущен в 2008 году. [13] Вторым был 24-минутный фильм режиссера Куиттери Бьенвеню, выпущенный в 2010 году под названием « Les Enfants de Raminia » («Дети Раминии»). [14]
Табу
[ редактировать ]Сильная фади среди Антамбахоака, называемая фади камамба , запрещает рождение близнецов, особенно в окрестностях Мананджари. Экономическое и социальное давление заставило семьи в соседних общинах также следовать этой практике. Считается, что близнецы принесут неудачу семье, которая их воспитывает, и всему обществу. Следовательно, если женщина рожает близнецов, она должна бросить их в пустыне, чтобы они умерли от заражения; исторически детей душил сразу после рождения деревенский колдун. Все большее число семей не желают соблюдать это табу и подвергаются остракизму со стороны общества, обычно их заставляют покинуть свою родную деревню, чтобы жить на окраине другой. Эта практика регулярно осуждается национальными и международными организациями как противоречащая Конвенции ООН 1989 года о правах ребенка , которую подписал Мадагаскар, но этот обычай имеет глубокие корни. Близнецам запрещено участвовать в празднествах Самбатры, им не разрешается присоединяться к ежегодному ритуалу подготовки королевских рисовых полей к посадке, им запрещено как находиться в семейной гробнице, так и считаться семейными предками после их смерти. Местные и международные правозащитные организации сотрудничают с правительством Малагасии, чтобы положить конец этой практике. [6]
Похоронные обряды
[ редактировать ]Антамбахоака хоронят своих умерших в кибори , доме в лесу вдали от деревни. [1]
Танец и музыка
[ редактировать ]Анца , традиционный стиль полигармонического пения , исполняемый женщинами, популярен среди Антамбахоака. На крупных фестивалях музыку играют на раковине ( антива ), в которой просверлены отверстия для пальцев. Музыка обычно сопровождается хазолахи — большим барабаном с глубоким звучанием. [15]
Язык
[ редактировать ]Антамбахоака говорят на восточном диалекте малагасийского языка , на котором говорят по всему Мадагаскару. [16] Несколько арабских слов вошли в словарь Антамбахоаки. Местный диалект изначально был написан с использованием сорабе , арабского алфавита, адаптированного для транскрипции малагасийского языка. Сегодня лишь небольшое количество специально образованных антамбахоака научились читать и писать, используя письмо сорабе. [3] исторически использовался «секретный язык», в котором использовалась смесь арабских, малагасийских и креольских слов Кроме того, среди омбиасов для передачи конфиденциальных знаний и обрядов. [17]
Экономика
[ редактировать ]Основная экономическая деятельность Антамбахоаки - рыболовство как в океане, так и в пресноводных внутренних реках и озерах. Большинство из них также занимаются натуральным хозяйством, а некоторые занимаются выращиванием товарных культур, таких как кофе. [6]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Брэдт и Остин 2007 , с. 23.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Les Antambahoaka» (на французском языке). Путеводитель по Мадагаскару. 2010. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Брэдт и Остин 2007 , с. 24.
- ^ Ферран 1902 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фернандес, Грейси; Ракото, Игнас; Рабетокотани, Нелли (июнь 2011 г.). «Les Jumeaux de Mananjary» (PDF) (на французском языке). ЮНИСЕФ. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Огот 1992 , с. 435.
- ^ Геннеп 1904 , с. 130.
- ^ Геннеп 1904 , стр. 131–32.
- ^ Raison-Jourde & Randrianja 2002 , с. 215.
- ^ Кондра 2013 , с. 456.
- ^ Геннеп 1904 , с. 161.
- ^ «MOYEN MÉTRAGE: «Самбатра» » (на французском языке). Сельское хозяйство. 2008 год . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Les Enfants de Raminia/Дети Раминии» . Центральный короткометражный фильм. 2010 . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Р., Папа (20 октября 2007 г.). «Самбатра де Мананджари: коллективное обрезание среди Антамбахоака» (на французском языке). Мадагаскар Трибьюн . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Аделаар и Химмельманн 2013 , с. 456.
- ^ Геннеп 1904 , с. 152.
Библиография
[ редактировать ]- Аделаар, Александр; Химмельманн, Николаус (2013). Австронезийские языки Азии и Мадагаскара . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781136755095 .
- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: ISBN The Globe Pequot Press Inc. 978-1-84162-197-5 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Лос-Анджелес: ABC Clio. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Ферран, Габриэль (1902). Мусульмане на Мадагаскаре и Коморских островах: Часть третья - Антанкарана, сакалава, арабские миграции (на французском языке). Париж: Эрнест Леру . Проверено 31 августа 2014 г.
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Резон-Журд, Франсуаза; Рандрианья, Солофо (2002). Малагасийская нация сталкивается с проблемой этнической принадлежности . Париж: Karthala Editions. ISBN 9782845863040 .