Люди Антеморо
Женщина из Антеморо делает бумагу | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 500 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Малагасийцы , народы банту , сомалийцы |
Антеморо букв (или Антайморо , . « народ берега » ) — этническая группа Мадагаскара , проживающая на юго-восточном побережье, в основном между Манакарой и Фарафанганой . Эта этническая группа, насчитывающая около 500 000 человек, в основном ведет свое происхождение от восточноафриканских банту и индонезийских австронезийцев , как и большинство других малагасийцев . Меньшая часть из них, принадлежащая к кланам Антеоний (аристократы), Анталаотра (писцы алфавита Сорабе ) или Анакара, утверждают, что являются потомками поселенцев, прибывших из Аравии , Персии. [ 1 ] [ 2 ] от исламской религии вскоре отказались в пользу традиционных верований и обычаев, связанных с уважением к предкам, хотя остатки ислама, остаются в упадке такие как запрет на употребление свинины, . В 16 веке было основано королевство Антеморо, вытеснившее власть более ранней Зафираминии , которая произошла от мореплавателей суматранского происхождения. [ 3 ]
Антеморо (клан Антеоний) вскоре приобрел репутацию могущественных колдунов и астрологов, во многом благодаря своей монополии на знание письма, называемого сорабе , которое использует арабскую вязь для транскрипции малагасийского языка . Антеморо- омбиасы (мудрецы-астрологи) мигрировали по всему острову, где они практиковали свое искусство для местных общин, служили советниками королей и даже основывали новые княжества. Мобильность Антеморо и создание ими сети влиятельных духовных наставников по всему острову приписывают тому, что малагасийцы узнали о сообществах, выходящих за рамки их собственных, и вызвали чувство общей малагасийской идентичности. Королевство Антеморо было распущено в конце 19 века после восстания простолюдинов Антеморо против дворянства.
Сегодня Антеморо по-прежнему концентрируются вокруг своей родины на юго-восточном побережье, где они выращивают рис и кофе, производят соль и производят амулеты. Антеморо часто покидают свою родину на шесть-десять месяцев в году и более, чтобы работать омбиасами, предлагая амулеты, заклинания, предсказания и другие тайные услуги. Почти в каждой деревне на Мадагаскаре есть омбиаси, и многие либо сами являются Антеморо, либо приехали на родину Антеморо, чтобы пройти обучение. Историческое производство общиной бумаги Антеморо, бумаги с цветочными вставками, традиционно используемой для записи секретных знаний с помощью сорабе, является еще одним важным источником дохода, поскольку бумага обычно продается туристам и экспортируется за границу.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
«Антеморо» на малагасийском языке означает «народ побережья». Они живут на юго-восточном побережье, в основном между Манакарой и Фарафанганой . [ 4 ] Антеморо частично являются потомками сомалийцев , поселившихся на Мадагаскаре в 14 веке и вступивших в брак с местным населением. В 2013 году население Антеморо оценивалось в 500 000 человек. [ 5 ] Хотя есть утверждения, связывающие их с Аравией, другие ученые утверждают, что эти люди, скорее всего, связаны с группами, происходящими с побережья Суахили. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Некоторые из последних поселенцев на острове Мадагаскар находятся среди Антеморо. [ 4 ] Помимо местного клана Ампанабака, составляющего большинство, еще три клана происходят от мореплавателей-мусульман, которые, как полагают, прибыли на юго-восточное побережье около 1500 года: Антеонии, Анталаотра и Анакара. Лодки с мусульманскими поселенцами прибывали к берегам Мадагаскара и раньше, но примерно в это время наблюдается заметный всплеск прибытий. По прибытии они столкнулись с несколькими другими малагасийскими этническими группами , включая зафираминию, которые также проследили свое происхождение до Мекки через Восточную Африку, хотя некоторые ученые предполагают, что зафираминия возникла на Суматре. [ 7 ] и которые приобрели высокий статус среди малагасийских общин благодаря знаниям и технологиям, которые они принесли с собой из-за границы, и которые имели прерогативу практиковать ритуальное жертвоприношение животных в честь предков ( сомбили ), очень мощный и важный обряд среди малагасийских общин. Устные и письменные исторические традиции Антеморо описывают их желание закрепить браки между двумя общинами, но эти усилия были отвергнуты Зафираминия. Между двумя группами за господство разгорелся конфликт, который в устных историях других малагасийских групп описывается как битва между двумя гигантами. Конфликт развивался по мере того, как прибыли дополнительные арабские поселенцы, которые присоединились к своим собратьям-новичкам и сами стали Антеморо. [ 8 ]

Около 1550 года нарастающий конфликт, похоже, достиг поворотного момента, когда благородная семья Зафикасимбо пришла к власти в Матитане после женитьбы лидера семьи на местной женщине. Исторические тексты связывают родословную лидера семьи Зафикимамбобе с благородным Антеонием Рамарохалой, который поселился здесь по крайней мере тремя поколениями ранее. Однако другие исторические источники подтверждают, что генеалогия, описанная в этих текстах, не соответствует действительности и что семья Зафикимамбо прибыла только недавно и поэтому не имела очевидного происхождения от местной знати. Скорее, эти тексты предполагают, что антеморо потребовалось более трех поколений, чтобы успешно интегрироваться в общество посредством смешанных браков и других средств, а также отражают осознание антеморо важности местных каст и традиций происхождения и их потребности найти свое место. внутри них. Придя к власти, клан Зафикасимамбо перенял ритуальные привилегии бывшего клана Зафираминия и зарекомендовал себя как главный омбиасы (мудрецы), занимавшиеся астрологией и служившие писцами; они регулярно покидали родину Антеморо, чтобы оказывать свои услуги там, где это необходимо. Эти омбиасы также часто обучали духовных лидеров других сообществ, еще больше укрепляя превосходство омбиасов Матитаны как мастеров тайных знаний и тех, кто не из их клана стремился изучить или распространить их. Зафикасимамбо использовали свое право на проведение сомби (ритуальное жертвоприношение), чтобы формировать и все больше контролировать политическую и экономическую деятельность в этом районе. Чтобы положить конец конфликту с Зафираминия, они казнили как можно больше мужчин из группы, а женщин и детей отправили в запретные зоны. Таким образом они основали первое сильное королевство Антеморо. [ 8 ] Они редки среди малагасийских кланов как новички, успешно основавшие собственное королевство в течение короткого времени после высадки на острове. [ 9 ]
Под руководством Антеморо Зафикасимамбо свобода простых людей была значительно ограничена, а религия стала центральной чертой социальной и политической жизни. Конфликт между дворянами Антеморо и Зафираминия и возникшее в результате правление Зафикасимамбо также установили традицию эмиграции из этой части острова. В отличие от большинства малагасийцев, которые обычно стремятся вернуться на землю своих предков, антеморо изначально не чувствовали такого призыва оставаться связанными с какой-либо географической территорией. В результате омбиасы Антеморо широко путешествовали: некоторые переезжали с места на место, а другие навсегда селились при королевских дворах и в других местах. Их тайные познания в письменности, медицине, технологиях и других областях создали им репутацию незаменимых советников как для дворян, так и для простолюдинов, а также привили общеостровной характер общинного астролога, формирующего повседневную жизнь. Омбиасы Матитаны были. По словам историка Бетвелла Огота, сеть стационарных и странствующих омбиасий Антеморо сыграла ключевую роль в преобразовании обществ Мадагаскара из смеси изолированных кланов в сообщества, ориентированные на внешний мир с большей осведомленностью о других, что привело к территориальной экспансии и более масштабному, более сложные королевства. [ 10 ] Кроме того, устные истории предполагают, что предки правителей Мерины , Таналы и Антаноси, возможно, мигрировали из страны Антеморо. [ 11 ]
К началу 18 века Антеморо зарекомендовали себя как крупные экспортеры риса и рабов. [ 12 ] На протяжении 1700-х годов Антеморо были втянуты в конфликт с Иконго- Танала , кульминацией которого стало кровавое вторжение Таналы на восточную прибрежную равнину. Вскоре после этого главный лидер Антеморо по имени Андриамамохотра установил союз и вассальные отношения с королем, тогда правившим Имериной, Андрианампоинимериной , чтобы восстановить мир. [ 13 ]
Общество
[ редактировать ]Деревни Антеморо в основном сосредоточены в юго-восточной прибрежной зоне недалеко от Вохипено и Манакары . [ 4 ] Общество традиционно делилось на две широкие категории: мпаномбили (или томпоменакели ), дворяне, которые, как говорят, произошли от сомалийцев из клана Дир , и менакели , состоящие из рабочих классов и классов рабов, которые, как говорили, произошли от сомалийцев из клана Дир. местные малагасийцы, подчинившиеся правлению Сомали, или, альтернативно, из рабов, которых сомалийцы привезли с собой. [ 14 ] В состав скотоводов входило множество знатных кланов, таких как Анакара, Онджаци, Цимаито, Антайони, Анталаотра, Антайсамбо, Антаймахазо и другие. [ 14 ] Отдельные кланы в обществе Антеморо исторически обладали особыми привилегиями и обязанностями. Забой определенных животных для потребления человеком был поручен определенным кланам. [ 15 ]
Короли Антеморо ( андрианоны [ 16 ] ) были выбраны народным решением из клана Антеоний, первоначально группировавшегося в устье реки Матитанана недалеко от города Манакара, носящего их имя. После избрания этим правителям был предоставлен почти священный статус. скрупулезно Установленные ими фадии соблюдались в течение столетий после смерти правителя. [ 17 ] Анакара отвечали за защиту священных идолов и текстов Антеморо, говорили на секретном языке для передачи тайных знаний между собой и редко вступали в брак с другими кланами Антеморо. [ 18 ] Считалось, что этот клан общался с могущественными джинами ( зинами ) и другими духами и считался производителем самых могущественных колдунов и астрологов на острове. [ 19 ] Они знали, как создавать амулеты, произносить заклинания и практиковать геомантию, используя местные драгоценные камни. [ 16 ] Чтобы сохранить свое отличие от других членов общества Антеморо, анакара жили в деревнях, огороженных деревянными частоколами с шипами, куда никто не мог войти без разрешения. [ 19 ] Правители отличались еще и тем, что запрещали им носить рубашки и шляпы. [ 20 ]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Каждый клан Антеморо был эндогамным, а браки вне клана были глубоко табуированы. [ 21 ] Тех, кто согрешил, оплакивали как мертвых и полностью отрезали от общества. [ 22 ]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Антеморо придерживаются традиционных духовных верований и практик, распространенных на всем острове, хотя разные кланы и семьи Антеморо в разной степени включают в себя аспекты ислама. [ 23 ] написаны стихи Корана Они обычно изготавливают и носят амулеты, на которых шрифтом сорабе . [ 4 ] До обращения в ислам в седьмом или восьмом веке малагасийские кланы, которые позже вступили в брак с кланом Дир и основали династию Антеморо, были монотеистами, верившими в бога-творца и многочисленных духов, которые служили посредниками между живыми существами и создателем. Ко времени обращения в ислам бог-творец был практически забыт, и гораздо большее внимание уделялось духам, которые возвысились до уровня божеств. Прибытие сомалийских поселенцев вызвало широкомасштабное обращение в ислам, но основные принципы вскоре были утеряны и уступили место почитанию предков и их традиций . [ 23 ]
С конца 20-го века мусульманские миссионеры и организации спровоцировали возрождение исламских практик среди Антеморо. Сообщается, что многие Антеморо вновь приняли ислам или начали практиковать его более набожно. [ 24 ]
Культура
[ редактировать ]Восточноафриканские банту, арабские и исламские влияния сильно отражают культуру Антеморо. Традиционно мужская одежда Антеморо включала шляпу в стиле тюрбан или феску и длинные свободные халаты, подобные тем, которые носят во многих других частях мусульманского мира. [ 25 ] Из тростника харефо плели циновки ( тафицихи ), которые сшивали вместе, образуя куртки и туники (с длинными рукавами для пожилых мужчин); набедренная повязка из фанто (битой коры Под ансамблем носилась ). Женщины носили платья-футляры без рукавов, сделанные из двух или трех тростниковых циновок, сшитых вместе и подпоясанных на талии или перекинутых через одно плечо. Подростки и взрослые женщины часто также носили матовое бандо или топ с бретельками. [ 26 ] Исторически женщинам было запрещено носить ламбы из хлопка или любого другого материала, кроме плетеных циновок из рафии, поскольку считалось, что это могло сделать их более привлекательными для мужчин за пределами их клана, с которыми им было запрещено вступать в брак. [ 22 ]
Антеморо пользовались репутацией на острове как единственная этническая группа, развившая письменную форму малагасийского языка сорабе, в которой использовалась арабская письменность; эта форма письма была в значительной степени заменена латинским алфавитом при монархии Мерины в 19 веке. [ 4 ] Антеморо также были широко известны в доколониальный период своими астрологами , которые предсказывали будущее на основе лунных фаз . Они были известны по всему Мадагаскару и выступали советниками при дворе многих малагасийских королей , в том числе знаменитого Мерины короля Андрианампоинимерина , которого астрологи Антеморо консультировали его и учили письму сорабе. Панмадагаскарская традиция омбиасии коренится в этом элементе культуры Антеморо. [ 27 ] Появление королевских сампи (идолов) в Королевстве Имерина также приписывается омбиасии Антеморо. [ 28 ]
Табу
[ редактировать ]Табу ( фади ) среди антеморо проистекают из традиций предков, а также из аспектов исламской и арабской культуры. Табу Антеморо на собак как нечистых, хотя и разделяемое исламом, на самом деле возникло еще до появления этой религии на острове. [ 29 ] Однако запрет на употребление свинины возник с введением ислама. Традиционно члены определенного клана Антеморо могли есть только с другими членами того же клана. [ 30 ]
Похоронные обряды
[ редактировать ]Смерть любого члена общины оплакивается одинаково, независимо от социального класса. Все члены общины участвуют в недельном трауре по усопшему, в течение которого им запрещается мыться и менять одежду. На восьмой день траур прекращается, все моются и одеваются в свежие одежды. Женщина-вдова должна продолжать период траура до тех пор, пока родители умершего не объявят его завершенным. Вдовец-мужчина остается запертым в своем доме в течение одной или двух недель, в течение этого времени родители умершего посылают члена семьи женского пола, чтобы тот заботился о нем и составлял ему компанию. [ 31 ]
Язык
[ редактировать ]Антеморо говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . На языке традиционно используется письмо сорабе, и тех, кто владеет этой формой письма, называют катибо , и считается, что они обладают необычной силой. Письма сорабе традиционно варьировались от учебных текстов для преподавания астрологии до исторических записей и других форм документации, а материалы, написанные с использованием сценария сорабе, считались священными. [ 25 ]
Среди различных кланов Антеморо религиозные специалисты (особенно анакара) сохраняют секретный язык, называемый каламо, и говорят на нем. Каламо — арабский язык, использующий малагасийскую морфологию и синтаксис, который местные жители называют каламон «антесиси ». [ 32 ]
Экономика
[ редактировать ]
Многие Антеморо работают омбиаси и зарабатывают себе на жизнь продажей своих услуг астрологов, колдунов или создателей мощных амулетов; Мужчины обычно путешествуют от шести до десяти месяцев в году. [ 33 ] Производство кофе широко распространено на родине Антеморо и приносит доход многим семьям. Те, у кого мало земли или вообще нет ее, часто эмигрируют в качестве сельскохозяйственных рабочих на север и запад. [ 34 ] Клан Антеморо Ампанира исторически был основным производителем и торговцем морской солью. [ 35 ] Антеморо хорошо известны своей бумагой ручной работы, которую часто украшают прессованными свежими цветами и листьями. Бумага Антеморо - основной продукт, продаваемый туристам. [ 25 ]
Известный Антеморо
[ редактировать ]Первая официальная школа в Королевстве Имерина была основана и управлялась с 1800 по 1804 год двумя омбиаси Антеморо, Андриамахазоноро и Рациликаиной, которые научили будущего короля Радаму I и четырех или пяти других детей читать с использованием сорабе, научили их изготавливать чернила и бумаге и обучил их искусству астрологии и гадания. [ 36 ] Андриамахазоноро был среди трех человек, которые служили первыми послами в Великобритании и Маврикии; он умер в 1838 году от яда тангена , введенного в ходе судебного разбирательства во время правления королевы Ранавалоны I. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Отслеживание арабо-исламского наследования на Мадагаскаре: исследование Y-хромосомы и митохондриальной ДНК в Антеморо.
- ^ Касанга Фернан, иммиграция, Антананариву, лютеранская типография
- ^ «Счет Мекки»: от математической игры к политическому мифу (страна Антеморо, юго-восток Мадагаскара)
- ^ Jump up to: а б с д и Брэдт и Остин 2007 , с. 23.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Солофо Рандрианья и Стивен Эллис, Мадагаскар: Краткая история (Чикаго: University of Chicago Press, 2009), с. 57
- ^ Рандрианья и Эллис, Мадагаскар , с. 62
- ^ Jump up to: а б Огот 1992 , с. 853.
- ^ Огот 1992 , с. 856.
- ^ Огот 1992 , с. 854.
- ^ Огот 1992 , с. 855.
- ^ Огот 1992 , с. 885.
- ^ Огот 1992 , с. 880.
- ^ Jump up to: а б Геннеп 1904 , с. 130.
- ^ Геннеп 1904 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Хамес 2007 , с. 242.
- ^ Геннеп 1904 , с. 81.
- ^ Ферран 1902 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Геннеп 1904 , с. 42.
- ^ Геннеп 1904 , с. 113.
- ^ Геннеп 1904 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Геннеп 1904 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Геннеп 1904 , с. 5.
- ^ фон Сикард, С. (2011). «Малагасийский ислам: представление различных направлений мусульманской традиции на Мадагаскаре двадцать первого века» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 31 (2): 273–283. дои : 10.1080/13602004.2011.583522 . ISSN 1360-2004 .
- ^ Jump up to: а б с Брэдт и Остин 2007 , с. 302.
- ^ Кондра 2013 , с. 456.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 17.
- ^ Геннеп 1904 , с. 131.
- ^ Геннеп 1904 , с. 6.
- ^ Геннеп 1904 , с. 137.
- ^ Геннеп 1904 , с. 63.
- ^ Верстег, Кес (2001). «Арабский язык на Мадагаскаре» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 64 (2): 177–187. дои : 10.1017/S0041977X01000106 . ISSN 0041-977X . JSTOR 3657667 . S2CID 131123869 — через JSTOR .
- ^ Геннеп 1904 , с. 169.
- ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 264.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 455.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 527.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 627.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-20980-0 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Лос-Анджелес: ABC Clio. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 978-1-135-96341-5 .
- Ферран, Габриэль (1902). Мусульмане на Мадагаскаре и Коморских островах: Часть третья - Антанкарана, сакалава, арабские миграции (на французском языке). Париж: Эрнест Леру . Проверено 31 августа 2014 г.
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6 .
- Хамес, Констант (2007). Коран и талисманы: магические тексты и практики в мусульманской среде . Париж: Картала. ISBN 978-2-84586-873-1 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-101711-7 .
- Томпсон, Вирджиния; Адлофф, Ричард (1965). Малагасийская Республика: Мадагаскар сегодня . Сан-Франциско, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0279-9 .