Тангена
Испытание тангена было формой судебного разбирательства, практикуемого на Мадагаскаре для определения вины или невиновности обвиняемого. В исследовании использовались семена древесного вида Cerbera manghas (семейство Apocynaceae ), семена которого содержат высокотоксичные сердечные гликозиды , включая церберин и тангинин .
Традиция испытания тангена в Имерине восходит как минимум к 16 веку . Было подсчитано, что этот яд мог быть причиной смерти в среднем до 2% населения центральной провинции Мадагаскара каждый год. Пик смертности пришелся на период правления королевы Ранавалоны I (1828–1861), когда широко применялось испытание тангена.
Вера в подлинность и точность испытания тангена была настолько сильна среди всех, что невиновные люди, подозреваемые в преступлении, не колеблясь подвергали себя ему; некоторые даже проявили желание пройти испытание. Использование ритуального яда на Мадагаскаре было отменено в 1863 году королем Радамой II , но его использование сохранялось в течение как минимум нескольких десятилетий после официального запрета.
Этимология
[ редактировать ]Название Тангена , обозначающее как растение, так и испытание, в котором оно использовалось, происходит от слова на официальном (горном) диалекте малагасийского языка , тангайна , что означает «присяга» или «принятие клятвы». [1]
История
[ редактировать ]Точные даты и происхождение испытания тангена на Мадагаскаре неизвестны. Транскрипция устной истории Мерины XIX века , Tantara ny Andriana eto Madagasikara , ссылается на использование тангены королем Мерины Андрианджакой (1612–1630), описывая изменение в его практике: вместо введения яда тангены петуху обвиняемого для определения их невиновность благодаря выживанию существа, вместо этого яд будет проглочен самим обвиняемым. [2] Ко времени Андрианьяки это испытание уже было устоявшейся и уважаемой формой традиционного правосудия, что позволяет предположить, что эта практика возникла не позднее 16 века. [3]
В начале 19 века тангена была одной из главных мер, с помощью которых королева Ранавалона поддерживала порядок в своем королевстве. Яд был извлечен из ореха местного кустарника тангена и проглочен, в результате чего определялась невиновность или вина. Хотя практиковалось множество версий этого испытания, основная процедура заключалась в том, чтобы скормить обвиняемым три куска куриной шкурки, а затем дать смесь яда и листьев или сока банана или кардамона . [4]
Если все три куска кожи были выблеваны, то признавалась невиновность, но смерть или невозможность срыгнуть все три куска кожи указывали на вину. [5] Если дворяне ( андриана ) или свободные люди ( хова ) были вынуждены подвергнуться испытанию, яд обычно вводили обвиняемым только после того, как собаки и петухи уже умирали от воздействия яда, в то время как представители класса рабов ( андево ) ), испытание потребовало от них немедленно проглотить яд. [6] По обычаю, семьям умерших не разрешалось хоронить их в семейной гробнице, а хоронили в земле в отдаленном, негостеприимном месте, повернув голову трупа на юг (знак позор). [7]
Сообщалось, что куриная шкура была символическим изображением человеческой плоти, которую, как полагали, употребляли в пищу те, кто находился под контролем злых духов, поэтому сохранение куриной кожи означало бы, что нужно есть человеческую плоть . [4] По словам малагасийского историка XIX века Раомбаны, в глазах широких слоев населения испытание тангена представляло собой своего рода небесное правосудие, в которое общественность безоговорочно верила, вплоть до принятия обвинительного приговора в суде. случай невиновности как справедливой, но непознаваемой божественной тайны. [6] Сообщалось, что орех растения тангена содержит дух, известный как Манаманго , который может способствовать определению вины или невиновности человека. [8]
Жители Мадагаскара могли обвинять друг друга в различных преступлениях, включая воровство, христианство и особенно колдовство , для которых обычно было обязательным испытание тангена . В среднем от 20 до 50 процентов тех, кто подвергся этому испытанию, умерли. В 1820-х годах испытание тангены ежегодно приводило к гибели около 1000 человек. умерло до 100 000 человек В период с 1828 по 1861 год этот средний показатель вырос примерно до 3000 смертей в год. По оценкам, в 1838 году в Имерине в результате испытания тангена , что составляло примерно 20 процентов населения. [6]
Испытание тангены было объявлено вне закона в 1863 году Радамой II . Более того, Радама постановил, что те, кто умер в результате испытания тангена, больше не будут считаться виновными в колдовстве, и их тела снова можно будет хоронить в семейных гробницах. Этот указ был встречен с радостью и вызвал массовые повторные захоронения, поскольку почти каждая семья в Имерине середины XIX века потеряла хотя бы одного члена семьи в испытании тангена. [7] Несмотря на этот королевский указ, эта практика продолжалась тайно в Имерине и открыто в других частях острова. [6] [9] Одним из ключевых условий, которое вдова Радамы, Расохерина , была обязана принять ее министры, прежде чем они согласились на ее преемственность, было дальнейшее соблюдение отмены испытания тангена. [10] [11]
Токсикология
[ редактировать ]цербера манга Было установлено, что содержит различные сердечные гликозиды, которые в основном состоят из деактилтангинина, нерифолина, тангинина и церберина . [12] Эти молекулы могут вызвать брадикардию и, в конечном итоге, остановку сердца , воздействуя на натриево-калиевые насосы в клетках сердечной мышцы . [13] [14]
Хотя все части растения мангха Цербера ядовиты, во время испытаний тангены использовались наиболее токсичные части растения — орехи. Среди малагасийцев было широко распространено мнение, что различные продукты и напитки, потребляемые во время ритуала, могут изменить токсичность орехов, поэтому только определенной группе «знахарей» разрешалось проводить испытание. [4] Известно, что сердечные гликозиды растения Cerbera manghas способны вызывать тошноту и рвоту, хотя эти симптомы могут проявляться более часа. [15] Таким образом, людей, принимавших участие в судебном процессе, часто признавали виновными и убивали до того, как яд успел полностью подействовать. [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Буато, Пьер (1999). «тангена» . Словарь названий малагасийских растений (на французском языке). Полет. III. Editions Alzieu - через малагасийский словарь и малагасийскую энциклопедию.
- ^ Кент (1970), с.
- ^ Каллет (1908), с.
- ^ Jump up to: а б с д Робб, Джордж Л. (1957). «Страшные яды Мадагаскара и Африки» . Брошюры Ботанического музея Гарвардского университета . 17 (10): 265–316. ISSN 0006-8098 .
- ^ Оливер (1886), с.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Гвин (октябрь 1991 г.). «Государство и доколониальная демографическая история: на примере Мадагаскара девятнадцатого века». Журнал африканской истории . 23 (3): 415–445. дои : 10.1017/S0021853700031534 .
- ^ Jump up to: а б Чапус (1953), с. 32
- ^ Эллис, Стивен (2002). «Охота на ведьм в Центральном Мадагаскаре 1828-1861» . Прошлое и настоящее (175): 90–123. ISSN 0031-2746 .
- ^ Малайзия (1991), с.
- ^ Казинс (1895), с.
- ^ Данриамамони (), стр. 529–534
- ^ Карлье, Жереми; Гиттон, Жером; Бевало, Фабьен; Фэнтон, Лоран; Гайяр, Иван (1 июля 2014 г.). «Основные токсичные гликозидные стероиды в семенах Cerbera manghas L.: идентификация церберина, нерифолина, тангинина и деацетилтангинина с помощью UHPLC-HRMS/MS, количественная оценка с помощью UHPLC-PDA-MS» . Журнал хроматографии Б. 962 : 1–8.
- ^ Бабула П., Масарик М., Адам В., Провазник И., Кизек Р. (сентябрь 2013 г.). «От Na+/K+-АТФазы и сердечных гликозидов к цитотоксичности и лечению рака». Противораковые агенты в медицинской химии . 13 (7): 1069–1087. дои : 10.2174/18715206113139990304 . ПМИД 23537048 . S2CID 1537056 .
- ^ «КВ-фармакология | Сердечные гликозиды (соединения дигиталиса)» . cvpharmacology.com . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Цай, И-Чэн; Чен, Чун-Ю; Ян, Нин-И; Ян, Чен-Чанг (07 октября 2008 г.). «Отравление сердечными гликозидами после суицидального приема мангхи Церберы» . Клиническая токсикология . 46 (4): 340–341. дои : 10.1080/15563650701291766 . ISSN 1556-3650 .
Ссылки
[ редактировать ]- Калле, Франсуа (1972) [1908]. История королевской власти на Мадагаскаре (histoire des rois) (на французском языке). Антананариву: Imprimerie catholique.
- Чапус, Г.С.; Монден, Г. (1953). Малагасийский государственный деятель: Райнилайаривони (на французском языке). Париж: Editions Diloutremer.
- Казинс, Уильям Эдвард. Мадагаскар сегодня: очерк острова с главами о его прошлом. Общество религиозных трактатов, 1895 г.
- Де Малейсси, Дж., 1991. В: Бурен, Ф. (ред.), История яда. Париж.
- Кент, Раймонд (1970). Ранние королевства на Мадагаскаре: 1500–1700 гг . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимых территориях, том 1 . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимостях. Том 2 . Лондон: Макмиллан. п. 2.
- Рандриамамонджи, Фредерик. История Мадагаскара по регионам .