Андрианьяка
Андрианьяка | |
---|---|
Король Имерины | |
Царствование | в. 1612–1630 гг. |
Предшественник | Рэмбо |
Преемник | Андрианцитакатрандриана |
Умер | в. 1630 г. Антананариву |
Похороны | Фитомиандалана, Рова Антананариву |
Супруг | Равадифо |
Проблема | Один сын (Андрианцитакатрандриана) и одна дочь; еще двое мертворожденных |
Династия | Hova dynasty |
Отец | Рэмбо |
Мать | Рацитохинина |
Андрианьяка правил королевством Имерина в центральном высокогорном регионе Мадагаскара примерно с 1612 по 1630 год. Несмотря на то, что Андрианьяка был младшим из двух сыновей короля Раламбо , Андрианьяка унаследовал трон благодаря своей силе характера и военному мастерству. тактик. Самым знаменитым достижением его правления было взятие холма Аналаманга у царя Вазимбы . Там он основал укрепленный комплекс ( рова ), который станет сердцем его новой столицы Антананариву . По его приказу были построены первые постройки внутри этого укрепленного комплекса (известного как Рова Антананариву ): было построено несколько традиционных королевских домов и разработаны планы серии королевских гробниц. Эти здания приобрели непреходящее политическое и духовное значение, обеспечив их сохранность до тех пор, пока они не были уничтожены пожаром в 1995 году. Андрианьяка получил значительный запас огнестрельного оружия и пороха, материалов, которые помогли установить и сохранить его господство и расширить его власть на всей Имерине.
Многие культурные традиции, которые на протяжении веков определяли социальную и политическую жизнь Мерины, приписывают Андрианьяке. Он обозначил двенадцать священных холмов Имерины , которые должны были стать духовным и политическим центром империи Мерина, способствуя установлению традиционных границ королевства; кланы были закреплены за определенными регионами его королевства, что еще больше определяло культурный ландшафт. Он консолидировал власть с помощью таких мер, как присвоение народной традиции сампы (общинных талисманов), тем самым гарантируя, что все силы, традиционно приписываемые этим идолам, находились под контролем одного суверена. Традиции Мерины, связанные с погребением и оплакиванием государей, также восходят к периоду правления Андрианьяки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Андрианьяка был вторым сыном Раламбо , правителя Королевства Имерина в центральном высокогорье Мадагаскара. В молодости Андрианьяка женился на Равадифо, дочери принца Андриампанаривуманьяки. В браке родились дочь и сын Андрианцитакатрандриана , которые правили после своего отца с 1630 по 1650 год. [ нужна ссылка ] Андрианьяка также активно участвовал в поддержке военных кампаний своего отца по расширению и защите владений Раламбо. Устная история описывает инцидент, когда Андрианджака и Раламбо участвовали в защите столицы Раламбо в Амбохидрабиби , которой угрожало наступление воинов Анциханака . [1] Сообщается, что Андрианьяка предложил новаторскую оборонительную тактику для уничтожения врага, заполнив городские хадиворы (защитные траншеи) коровьим навозом и рисовой шелухой, поджег их и накрыв тлеющие угли сгоревшими стеблями риса, так что эта территория напоминала клочок земли. недавно расчищен под посадки через тавы ( подсечно-огневое земледелие). Сообщается, что вражеские войска вошли в ловушку, погрузились в угли и сгорели или задохнулись. [2]

Устная история содержит два разных рассказа о наследовании Андрианьяки на престол Королевства Имерина. Согласно популярной легенде, Раламбо разработал тест, чтобы определить, кто из двух его сыновей больше всего подходит для правления: он призовет их обоих присоединиться к нему в его столице в Амбохидрабиби, и тот из двух его сыновей, который достигнет его раньше, унаследует его королевство. В одном из рассказов об этой легенде сообщается, что Андрианьяка был поглощен выработкой стратегии победы в сложной игре в фанорону и поэтому отказался допустить аудиенцию к королевскому посланнику до тех пор, пока игра не закончится. Во время этой задержки его старший брат Андриантомпокоиндриндра получил послание отца и поспешил домой; таким образом, он был удостоен титула и королевства Раламбо. Однако эта история продолжается: претензии Андриантомпокоиндриндры на власть были отвергнуты общественностью, и вскоре он был вынужден уступить трон Андрианьяке. [3] В альтернативном изложении истории о преемственности говорится, что именно Андриантомпокоиндриндра (а не Андрианьяка) был озабочен игрой в фанорону. [4] - версия, соответствующая устной традиции, приписывающей ему изобретение и популяризацию игры при дворе. [5] - и его отказ вернуться к отцу до тех пор, пока игра не закончится, побудили Раламбо выбрать Андрианьяку своим преемником. [4] Один источник утверждает, что вызов не был проверкой, а произошел во время вышеупомянутого инцидента, когда Раламбо был осажден в своей столице воинами Анциханака и искренне нуждался в помощи своих сыновей. [6]
Историки общепринято считать, что Андрианьяка действительно взошел на престол около 1610 года. [4] или 1612 [ нужна ссылка ] после того, как заявление его старшего брата было отклонено общественностью. Если оставить в стороне все предположения о фанороне и королевском вызове, Раламбо, возможно, выбрал Андрианьяку на том простом факте, что он был сыном первой жены Раламбо. [7] Отец Раламбо, Андриаманело , установил правила наследования, согласно которым первый сын Раламбо от его первой жены должен править после своего отца, чтобы выполнить мандат, установленный его из Вазимбы предшественниками Рафохи и Рангитой . [8] Переход Андриантомпокоиндриндры в пользу его младшего брата был частично смягчен установлением королевской традиции, согласно которой все правящие потомки Андрианьяки отныне должны были жениться на принцессе, происходящей напрямую от Андриантомпокоиндриндры, тем самым сохраняя королевский статус потомков в обоих случаях. родословные братьев. [4]
Царствование
[ редактировать ]
Андрианьяка перенес свою столицу из Амбохидрабиби в Амбохимангу после восхождения на престол около 1610 года. [4] или 1612. [ нужна ссылка ] Сообщается, что он был первым лидером Мерины, принявшим европейцев около 1620 года и торговавшим рабами в обмен на ружья и другое огнестрельное оружие, чтобы помочь в умиротворении соперничающих княжеств, получив 50 ружей и три бочки пороха для оснащения своей армии. [2] Он объединил княжества на том, что он позже назвал двенадцатью священными холмами Имерины в Амбохитратримо, Амбохиманге, Илафи, Аласоре, Анцахадите, Амбохиманамбони, Аналаманге, Амбохитрабиби, Намехане, Амбохидрапето, Амбохиджафи и Амбохимандранджаке. [ нужна ссылка ] Эти холмы стали и остаются духовным сердцем Имерины, которое было расширено более столетия спустя, когда Андрианампоинимерина изменила название двенадцати священных холмов, включив в них несколько различных мест. [9]
Его политика и тактика подчеркнули и усилили разделение между королем и его подданными. Андрианьяка преобразовал социальные разделения в пространственные, назначив каждый клан определенному географическому региону в своем королевстве. [10] Он продемонстрировал королевскую власть, присвоив местную традицию сампы (талисманов), ранее созданных деревенскими старостами и другими людьми для личных или местных духовных целей, ограничив их число двенадцатью и объявив их создание строго королевской прерогативой. [8] Король также ввел устрашающее изменение в традиционной форме правосудия — судебном разбирательстве: Андрианьяка приказал, чтобы вместо того, чтобы вводить яд тангена петуху обвиняемого, чтобы определить его невиновность по выживанию существа, вместо этого яд должен был проглатываться обвиняемым. сам. [11]
Основание Антананариву
[ редактировать ]
Около 1610 г. [12] или 1625 [ нужна ссылка ] по разным оценкам, Андрианьяка командовал гарнизоном из 1000 солдат, чтобы захватить холм Аналаманга («Голубой лес») - на высоте 1480 метров (4860 футов) над уровнем моря, который в то время был самым высоким и стратегически важным в регионе. [13] — от жителей Вазимбы. Он построил королевский укрепленный комплекс ( рова ) на вершине холма в качестве столицы нового города на месте, которое он назвал Антананариву («город тысячи») в честь тысячи солдат, которые помогли захватить и защитить холм. [2] Сообщается, что ему это удалось с минимальным кровопролитием: согласно устным преданиям, лагеря его армии у подножия Аналаманги было достаточно, чтобы обеспечить подчинение Вазимбы. [14] Андрианьяка сделал Антананариву столицей своего королевства. Со своей позиции на вершине Аналаманги он имел все возможности для осуществления контроля над обширными равнинами Бетсимитататры внизу. Под его командованием равнины постепенно превратились в обширные рисовые поля, производящие излишки. [8] Этот подвиг был достигнут путем мобилизации большого числа его трудоспособных подданных для строительства дамб, которые позволили перенаправить дождевую воду для контролируемого затопления посаженных территорий. [14]
Укрепленный комплекс Андрианьяки стал известен как Рова Антананариву и стал сердцем его недавно основанного города Антананариву. До правления Андрианьяки правители Мерины переносили свою столицу из одного города в другой, но с основанием ровы на вершине холма Аналаманга Антананариву должен был стать столицей Королевства Имерина (и, в конечном итоге, столицы XIX века). Королевство Мадагаскар ) для поколений правителей Мерины. [6] Сердце города строилось поэтапно: сначала армия расчистила лес, покрывающий вершину холма, и построила комплекс рова, который служил первоначальным гарнизоном, включающим деревянный дом в традиционном стиле ( лапа ), служивший резиденцией короля. . [15] Вскоре после этого были построены еще два дома; Андрианьяка также определил место для строительства и проект ряда королевских гробниц. [15] В соответствии с аристократической традицией Мерины, каждому строению комплекса было присвоено имя. Ряд гробниц был назван Фитомиандалана («Семь выровненных гробниц»), причем собственная гробница Андрианьяки была первой из построенных. [16] Согласно одному сообщению, самый первый королевский дом, построенный в Рове Антананариву, назывался Бесакана («Большая ширина») и служил личной резиденцией Андрианьяки. [17] Этому сообщению противоречит другой источник, в котором утверждается, что второй и третий дома назывались Масоандроцироа и Бесакана, причем последний снова характеризуется как личная резиденция Андрианьяки. [15] оставляя точное происхождение Бесаканы неясным.
Структуры Бесакана, Масоандроцироа и Фитомиандалана в Рове Антананариву сохранялись и поддерживались на протяжении веков последовательными поколениями правителей Мерины, наполняя эти структуры глубоким символическим и духовным значением. Как резиденция Андрианьяки, Бесакана имела особое значение: первоначальное здание было снесено и реконструировано по тому же проекту Андриамасинавалоной около 1680 года, а затем снова Андрианампоинимериной в 1800 году, каждый из которых по очереди жил в этом здании в качестве своей личной резиденции. Король Радама I также большую часть времени проживал в этом здании в Рове. [18] а в 1820 году он определил это здание как первое место для размещения того, что стало известно как Дворцовая школа , первая формальная школа европейского стиля в Имерине. [19] В этом здании возводились на троны правители и их останки выставлялись здесь перед погребением. [20] сделав Бесакану «официальным государственным залом для гражданских дел… считающимся троном королевства». [21]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Правление Андрианьяки продолжалось непрерывно до его смерти в Рове Антананариву около 1630 года. Он был первым королем, похороненным на территории Ровы, а его гробница стала первой из Фитомиандаланы. [6] небольшой деревянный домик под названием « трано-масина» В ознаменование его величия его подданные воздвигли на вершине его могилы . Будущие правители и дворяне Мерины продолжали строить подобные усыпальницы на своих могилах даже в 19 веке. [2] Согласно устной истории, установление длительного формального траура по умершим государям в Имерине также могло начаться со смертью Андрианьяки. Ему наследовал его сын Андрианцитакатрандриана. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пиолет (1895), стр. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Чапюс и Дандуо (1961), с. 47
- ^ Стоя (1885), стр. 354–363.
- ^ Jump up to: а б с д и Город Антананариву. «Антананариву: История коммуны» (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ Фокс (1990), с. 18
- ^ Jump up to: а б с д Пиолет (1895), стр. 209–210
- ^ Леви-Стросс (1992), с. 82
- ^ Jump up to: а б с Рэйсон-Журд (1983), с. 238
- ^ Администрация Колониэль (1898), с. 895
- ^ Кэмпбелл (2005), с. 120
- ^ Кент (1970), с.
- ^ Десмонтс (2004), стр. 114–115.
- ^ Шиллингтон (2005), стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б Чапус (1961), стр. 101-1. 47–48
- ^ Jump up to: а б с Администрация Колониэль (1898), 899–934 гг.
- ^ Пиолет (1895), стр. 210.
- ^ Кас, Сьюзен; Рахариджаона, Виктор (2000). «От дома к дворцу, от деревни к государству: расширение архитектуры и идеологии». Американский антрополог . Новая серия. 1 (102): 98–113. дои : 10.1525/aa.2000.102.1.98 .
- ^ Фремигаччи (1999), с. 427
- ^ Ралибера (1993), с. 196
- ^ Оливер (1886), стр. 241–242.
- ^ Фезерман (1888), с.
Библиография
[ редактировать ]- Колониальная администрация (1898 г.). «Жилье на Мадагаскаре». Колония Мадагаскар: Заметки, разведка и исследования (на французском языке). Полет. 4. Официальная типография Антананариву.
- Колониальная администрация (1898 г.). Примечания, признания и исследования, Том 4 (на французском языке). Тананариве: Imprimerie Officielle de Tananarive.
- Калле, Франсуа (1972) [1908]. История королевской власти на Мадагаскаре (histoire des rois) (на французском языке). Антананариву: Imprimerie catholique.
- Кэмпбелл, Гвин (2005). Экономическая история Императорского Мадагаскара, 1750–1895: взлет и падение островной империи . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- Шапюс, Жорж-Сюлли; Дандуо, Андре (1961). Мануэль д'истории Мадагаскара (на французском языке). Париж: Мезоннёв и Лароз.
- Десмонт (2004). Мадагаскар (на французском языке). Нью-Йорк: Editions Olizane. ISBN 978-2-88086-387-6 .
- Физерман, Америка (1888). Социальная история рас человечества Том 2, Часть 2 . Лондон: Трюбнер и компания.
- Фокс, Леонард (1990). Хейнтени: традиционная поэзия Мадагаскара . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press, Inc. ISBN 978-0-8387-5175-6 .
- Фремигаччи, Жан (1999). «Рова Антананариву: разрушение святого места или создание идентификационной информации?». В Кретьене, Жан-Пьер (ред.). История Африки (на французском языке). Париж: Издания Картала. ISBN 9782865379040 .
- Кент, Раймонд (1970). Ранние королевства на Мадагаскаре: 1500–1700 гг . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Леви-Стросс, Клод (1992). Вид издалека . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47474-8 .
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимостях, Том 1 . Лондон: Макмиллан.
- Пиоле, Жан-Батист (1895). Мадагаскар и Хова: описание, организация, история (на французском языке). Париж: К. Делагрейв.
- Резон-Журд, Франсуа (1983). Суверены Мадагаскара (на французском языке). Берлин: Karthala Editions.
- Ралибера, Дэниел (1993). Мадагаскар и христианство (на французском языке). Картала Издания. ISBN 9789290282112 . Проверено 7 января 2011 г.
- Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки, Том 1 . Нью-Йорк: CRC Press. ISBN 978-1-57958-453-5 .
- Стоя, HF (1885 г.). «Племенные подразделения хова малагасийцев». Ежегодник Антананариву и журнал Мадагаскара . Том. 3. Эльзевир.