Jump to content

ангел

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

ангел
Король Аласоры
Царствование в. 1540–1575 гг.
Предшественник Рафохи (или Рангита )
Преемник Рэмбо
Рожденный Мериманджака
Умер в. 1575 г.
Доброе утро
Похороны
Супруг Примирение
Проблема (6 мертворожденных/умерли в младенчестве)
Рэмбо
Династия Hova dynasty
Отец Манелобе
Мать Рафохи (или Рангита )

Андриаманело ( 1540–1575 ) был королем Аласоры в центральном высокогорном регионе Мадагаскара . Историки обычно считают его основателем Королевства Имерина и создателем королевской линии Мерина, которая к 19 веку распространила свою власть практически на весь Мадагаскар. Сын матери вазимба и мужчина из недавно прибывшего народа хова , происходящего с юго-востока Мадагаскара , Андриаманело в конечном итоге возглавил серию военных кампаний против вазимба, начав продолжавшийся несколько десятилетий процесс изгнания их из Хайленда. Конфликт, определивший его правление, также привел к множеству прочных инноваций, включая развитие укрепленных деревень в высокогорье и использование железного оружия. Кроме того, устная традиция приписывает Андриаманело создание правящего класса дворян ( андриана ) и определение правил преемственности. Многочисленные культурные традиции, в том числе ритуал обрезания, свадебный обычай водиондри и искусство малагасийской астрологии ( сикиды ) также связаны с этим царем.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Андриаманело был старшим сыном правящей королевы Вазимбы (в устных историях ее попеременно называют Рафохи или Рангита ) и ее мужа Хова Манелобе, который, возможно, происходил из народа Зафираминия в Аноси . [1] На момент свадьбы Рафохи и Манелобе клан хова был меньшинством, которое недавно переселилось в высокогорье, где доминируют Вазимба, со своей прародины на юго-востоке. [2] В браке родилось двое сыновей, Андриаманело и его младший брат Андриамананитани, а также сестра по имени Рафоциндриндраманджака. Пытаясь противодействовать дальнейшему расколу своего королевства, Рафохи и Рангита решили, что, хотя исторически Вазимбой правили королевы, Андриаманело унаследует корону после смерти своей матери, и ему наследует не его собственный ребенок, а его младший брат. [2] Эта система преемственности, которой королевы приказали следовать во все времена, называлась фаньякана ариндра («организованное правительство») и распространялась также на семьи: в любом случае, когда был старший ребенок и младший, родители должны были назначить старшего ребенка взять на себя власть в семье после его смерти, и эта власть будет передана назначенному младшему ребенку в случае смерти старшего ребенка. Королева передала Андриаманело деревню Аласора , чтобы он правил ее территорией, пока она была еще жива, а Андриамананитани получила деревню Амбохитрандрианахари. [3]

Царствование

[ редактировать ]
Красочные рисовые поля покрывают холмистую местность
Андриаманело вел войну против Вазимбы, пытаясь изгнать их из горной местности.

Среди отличительных особенностей правления Андриаманело было расширение его территории вокруг священного холма Аласора посредством военной кампании против Вазимбы, направленной на то, чтобы вытеснить этих легендарных, примитивных первых поселенцев Мадагаскара к западу от острова. После того, как Андриаманело успешно расширил свое королевство, включив в него Аласору на юге и Мериманджаку на севере, продолжающееся присутствие крепости Вазимба в Аналаманге (расположенной между двумя половинами его королевства и фактически разделяющей их) представляло слишком большую угрозу единству. своего королевства, чтобы позволить ситуации остаться в силе. Он решил захватить Аналамангу и изгнать Вазимбу со своей территории, и эта амбиция частично осуществилась во время его правления. [4] Популярная легенда объясняет военные успехи Андриаманело несколькими нововведениями, включая открытие плавки железа и распространение копья с железным наконечником. [5] против Вазимбы, сражавшихся глиняным оружием. [6] Он также укрепил свою столицу Аласору, создав хадивори (сухие рвы), хадифетси (защитные траншеи) и вавахади (городские ворота, защищенные большим каменным диском, действующим как барьер), тем самым сделав город более устойчивым к нападениям Вазимбы. Однако его попытка установить господство Мерины в центральном Хайленде была сорвана, когда он оказался неспособным захватить Аналамангу; [4] эта цитадель Вазимбы не падала до тех пор, пока ее, наконец, не завоевал внук Андриаманело, Андрианьяка . [7]

Война была не единственной стратегией, с помощью которой Андриаманело стремился расширить территорию, находящуюся под его контролем. Через несколько лет своего правления (после смерти своего младшего брата) Андриаманело женился на двоюродной сестре по материнской линии по имени Рамаитсоанала («Зеленый лес»), которая была принцессой благодаря своему отцу-астрологу, королю Рабиби (для которого его столица, деревня Амбохидрабиби , является по имени) и ее мать Иворомбе, которая в легендах описывается как богиня воды Вазимба. Благодаря этому союзу Андриаманело гарантировал, что после смерти отца своей жены он станет хозяином земель вокруг Амбохидрабиби. [4] Рамаитсоанала взяла имя Рандапавола после замужества, а затем стала известна как королева Расолобе после рождения седьмого и последнего сына пары, Раламбо - единственного из детей Андриаманело, дожившего до взрослой жизни. Шесть предыдущих беременностей закончились мертворождением или смертью ребенка в младенчестве. [ нужна ссылка ]

Андриаманело обычно изображается как цивилизованный король в отличие от примитивного Вазимбы, против которого он вел войну. Таким образом, устная история приписывает ему открытие таких разнообразных искусств, как серебряное дело и астрология ( сикиди ), а также обработка железа. По общему мнению, он представил знания о строительстве и использовании пирогов . [8] и был первым в высокогорье, кто превратил низинные болота в орошаемые рисовые поля путем строительства дамб в долинах вокруг Аласоры. [9] Обряд обрезания Мерины , подробно описанный Блохом (1986), продолжал практиковаться монархией Мерины до конца XIX века точно так же, как впервые установил Андриаманело несколькими поколениями ранее. Многие элементы этих ритуалов продолжают оставаться частью традиций обрезания семей Мерина в 21 веке.

Многие из нововведений, приписываемых Андриаманело, не были его личным изобретением. Скорее, их происхождение можно проследить до юго-восточной части острова, которую хова оставили после себя, мигрировав в центральное нагорье. Астрология, например, рано пришла на остров благодаря торговым контактам между прибрежными малагасийскими общинами и арабскими мореплавателями. Точно так же археологические данные доказывают существование железных орудий на Мадагаскаре по крайней мере за четыре столетия до войны между Андриаманело и Вазимбой. [10] предполагая, что, хотя эта технология не была открыта во время его правления, Андриаманело, возможно, был одним из первых правителей Имерины , которые широко использовали ее в военных кампаниях. [11]

Правила наследования

[ редактировать ]
Красная земляная стена
Аласора была первой горной деревней, которая была укреплена для защиты жителей во время войны Андриаманело с Вазимбой.

Предки Андриаманело, Рафохи и Рангита, совместно установили систему социального порядка, согласно которой назначенный наследник должен иметь младшего брата или сестру, который станет его преемником. Однако этот указ оказался проблематичным при первом же применении. Согласно устной традиции, после того, как Рафохи назначил старшего сына Андриаманело своим преемником, ее младший сын Андриамананитани первоначально заявил, что принимает ее указ. Однако вскоре Андриамананитани начал строить новую деревню, нескромно названную Амбохитрандриаманитра («Деревня Бога»), и скопировал систему укреплений, введенную его старшим братом в Аласоре, по сообщениям, построив их даже быстрее, чем Андриаманело. Распространился слух, что Андриамананитани хотел подорвать правление своего старшего брата. Узнав о последовавшем гневе Андриаманело, Андриамананитани немедленно покинул свою «Деревню Бога» и попросил у своего брата разрешения построить деревню под названием Амбохиманоа («Деревня покорности»), где, согласно одной из версий устной истории, он мог неосмотрительно предпринял попытку построить еще один оборонительный ров. [12] Из-за такого провокационного поведения Андриаманантани был убит группой Хова , возможно, по приказу Андриаманело. [13]

Охваченный раскаянием, король попытался исправить ситуацию, устроив брак между осиротевшим сыном своего брата и собственной сестрой Андриаманело (тетей сироты) Рафоциндриндраманьякой. Он заявил, что ребенок от этого союза, если девочка, будет замужем за его собственным сыном Раламбо; если мужчина, он станет преемником Раламбо. Родилась девочка, и она была обещана Раламбо в качестве его будущей жены с условием, что ребенок, рожденный от их союза, будет править после Раламбо. Таким образом, Андриаманело установил традицию преемственности, которая косвенно уважала указ королевы, гарантируя, что ребенок по линии его брата (и его собственной) будет править после него. [14] Из-за этого указа первый сын Раламбо от его второй жены был передан в порядке наследования в пользу Андрианьяки , сына Раламбо от Рафоциндриндраманджаки. [ нужна ссылка ] Сообщается, что Андриаманело был первым, кто официально учредил андриану как касту знати Мерины, тем самым заложив основу для стратифицированного и структурированного общества. [15] С этого момента термин Хова использовался для обозначения только неблагородных свободных людей общества, которое позже было переименовано в Мерину сыном Андриаманело Раламбо. [2]

Приданое

[ редактировать ]

Говорят, что брачная традиция водиондри , которая до сих пор практикуется по всему Хайленду, зародилась у Андриаманело. Согласно устной истории, после того как государь успешно заключил брак с Рамаитсоаналой, единственной дочерью короля Вазимбы Рабиби, Андриаманело послал ей множество подарков, включая водиондри — мясо из задней части овцы, — которое он считал самой вкусной частью. [16] Ценность этого куска мяса была подтверждена Раламбо, который, обнаружив съедобность мяса зебу, объявил заднюю часть каждого забитого зебу по всему королевству своей королевской обязанностью. Со времен Андриаманело для жениха стало традицией предлагать водиондру семье невесты. Со временем привычные подношения мяса все чаще заменялись символическими пиастрами , денежными суммами и другими подарками. [17]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]
Могила Андриаманело в Аласоре

Андриаманело правил до своей смерти в преклонном возрасте около 1575 года, и ему наследовал его единственный выживший сын Раламбо. [18] Его похоронили в Аласоре в земляном рве. Согласно устной традиции, его могила могла быть расположена к юго-востоку от королевского комплекса, а не к северу, как это было принято. Эта аномалия, возможно, была призвана символически указать на «инаковость» Андриаманело как человека смешанного этнического происхождения. [1] Похожая гробница к северу от комплекса Аласора, возможно, принадлежала матери Андриаманело. Эти две земляные гробницы считаются старейшими известными гробницами королевского стиля в Имерине. [19]

  1. ^ Jump up to: а б Рэйсон-Журд (1983), с. 142
  2. ^ Jump up to: а б с Кус (1982), с. 47–62
  3. ^ Рэйсон-Журд (1983), с. 239
  4. ^ Jump up to: а б с из Васьера и Абиналя (1885), с. 62
  5. ^ Огот (1992), с. 430
  6. ^ Кент (1970), с. 93
  7. ^ Вы (1905), с. 34
  8. ^ Пиолет (1895), стр. 206.
  9. ^ Рафиданариву (2009), с. 84
  10. ^ Радимилахи (1993), стр. 478–483
  11. ^ Мадата (2011). «Аласора: Королевство Андриаманело и земля Велондрайамандрени» (на французском языке). www.madatana.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
  12. ^ де ла Васьер и Абиналь (1885), стр. 61
  13. ^ Рэйзон-Журд (1983), стр. 241–242
  14. ^ Рэйсон-Журд (1983), с. 238
  15. ^ Миллер и Роулендс (1989), с. 143
  16. ^ Кент (1970), стр. 308–309.
  17. ^ Грандидье, Гийом (1913), «Брак на Мадагаскаре» , Бюллетени и мемуары Парижского общества антропологии , 4 : 9–46, doi : 10.3406/bmsap.1913.8571 , заархивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. , извлечено 3 апреля 2011 г.
  18. ^ Скей, Карина Хестад (08 декабря 2011 г.), «Ранавалона, II» , Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.49813 , ISBN  978-0-19-530173-1 , получено 31 мая 2022 г.
  19. ^ Рэйсон-Журд (1983), с. 131

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2769f3f05394029dd2c799c462557ea8__1718345280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/a8/2769f3f05394029dd2c799c462557ea8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andriamanelo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)