Радама II
Радама II | |
---|---|
Король Мадагаскара | |
Царствование | 16 августа 1861 г. - 12 мая 1863 г. |
Коронация | 23 сентября 1862 г. |
Предшественник | Ранавалона I |
Преемник | Расохерина |
премьер-министр | Его столица |
Рожденный | 23 сентября 1829 г. Имасоандро, Рова из Антананариву |
Умер | 12 мая 1863 г. (33 года) - оспорен [1] Рова из Антананариву - оспаривается [1] |
Похороны | 1863/1897 - оспаривается [1] |
Супруг | Расохерина (как Рабодо) Ранавалона II (как Рамома) Мари Расоамиеха [2] |
Династия | Где |
Отец | Ваше Величество Радама I (официально) |
Мать | Ранавалона I |
Радама II (23 сентября 1829 — 12 мая 1863 [ оспаривается ]) был сыном и наследником королевы Ранавалоны I и правил с 1861 по 1863 год Королевством Мадагаскар , которое контролировало практически весь остров. Правление Радамы, хотя и недолгое, было поворотным периодом в истории Королевства Мадагаскар. Под непреклонным и зачастую суровым 33-летним правлением его матери, королевы Ранавалоны I, Мадагаскар успешно сохранил свою культурную и политическую независимость от европейских колониальных проектов. Отвергая изоляционистскую политику королевы и преследование христиан, Радама II разрешил свободу вероисповедания и вновь открыл Мадагаскар для европейского влияния. По условиям Хартии Ламберта , которую Радама тайно заключил в 1855 году с французским предпринимателем Жозефом-Франсуа Ламбером , когда еще правил Ранавалона, французам были предоставлены исключительные права на эксплуатацию больших участков ценной земли и других прибыльных ресурсов и проектов. Это соглашение, которое позже было отменено премьер-министром Райнилайаривони сыграл ключевую роль в установлении претензий Франции на Мадагаскар как на протекторат, а в 1896 году и как на колонию.
Драматический контраст между изоляционизмом Ранавалоны и проевропейской позицией ее сына представлял собой резкий поворот вспять политики, которая угрожала традиционному социально-политическому порядку. Абсолютизм Радамы в проведении радикальных реформ, игнорируя советы своих министров, в конечном итоге настроил их против него. В результате переворота, возглавляемого его премьер-министром Райнивонинахитринионом , Радама II был задушен 12 мая 1863 года. Его жене Рабодо, принявшей тронное имя Расохерина , министры разрешили стать преемницей своего мужа при условии, что она и будущие государи будут больше не правит в одностороннем порядке, а скорее совместно с хова (классом свободных граждан), представленным должностью премьер-министра. Общественность была проинформирована о том, что Радама покончил жизнь самоубийством и что его тело было бесцеремонно захоронено в гробнице в Илафи . Однако вскоре появились слухи, которым верили видные иностранцы Жан Лаборд и Уильям Эллис , что Радама жив и строит планы вернуть себе трон. С тех пор были выдвинуты веские аргументы на основе существенных доказательств. [ нужны разъяснения ] что Радама действительно мог воскреснуть после удушения и дожить до старости в анонимности недалеко от озера Кинкони в северо-западной части острова.
Воспитание и ранние годы
[ редактировать ]Радама II родился принцем Ракото (Ракотосехенондрадама) 23 сентября 1829 года в здании Имасоандро на территории Рова Антананариву . [ нужна ссылка ] Официально он был признан сыном короля Радамы I и его вдовы королевы Ранавалоны I , хотя король умер более чем за девять месяцев до рождения принца. Вероятно, его отцом был любовник его матери Андриамихаджа , прогрессивный молодой офицер армии Мерины , которого королеву, возможно, обманом заставили казнить консервативные министры при дворе. [3]
После того, как его мать сменила Радаму I на троне, она установила все более регрессивный режим, который пытался восстановить традиционные ценности и сдержать или устранить вестернизацию. [4] Однако принц, находившийся под сильным влиянием французского советника королевы Жозефа-Франсуа Ламбера , находился под благоприятным впечатлением от европейской культуры, знаний и состояния ее экономического, политического и технологического развития, и его беспокоили некоторые социальные проблемы. репрессивная политика, проводимая Ранавалоной И. [3] Согласно британскому отчету, французы сыграли на этой симпатии в 1855 году, заставив принца Ракото подписать просьбу о французской помощи, которая позволила бы Франции установить контроль над Мадагаскаром, если бы истинный характер письма и его подписание не были раскрыты Ракото. и его британские контакты. [3] Альтернативное объяснение было предложено Ламбертом, который утверждал, что принц сознательно поддержал попытку положить конец жесткой политике своей матери и был готовым соучастником неудавшегося заговора 1857 года с целью отстранить ее от престола. [5]
Перед смертью королевы Ранавалоны консервативные и прогрессивные фракции при дворе Мерины вели тактическую борьбу за власть , чтобы обеспечить преемника, благоприятного для их собственной политической программы. [4] Консервативная фракция отдавала предпочтение Рамбоасаламе, сыну сестры королевы, в то время как премьер-министр королевы Райнивонинахитриниони и глава армии Райнилайаривони , братья и прогрессисты поддержали Радаму II. Последний успешно обрел ключевых стратегических союзников при дворе, что позволило Радаме без насилия захватить трон после смерти его матери. Рамбоасалама был вынужден принести публичную присягу на верность Радаме, а позже был отправлен в ссылку в высокогорную деревню Амбохимиримо, где он умер в апреле 1862 года. [3]
Царствование
[ редактировать ]Принц Ракото вступил на престол 16 августа 1861 года после естественной смерти своей матери, королевы Ранавалоны I, приняв тронное имя Радама II. Церемония его коронации состоялась в следующем году, 23 сентября 1862 года. Взойдя на трон, он немедленно инициировал быстрый и драматический отказ от многих традиционалистских политик своей матери. [3] Он вновь открыл страну для иностранных держав и заключил договоры о дружбе с Великобританией и Францией. Хартия Ламберта открыла деловые возможности для французских инвесторов. Была провозглашена свобода религии, прекратились гонения на христиан, на остров вернулись миссионеры и вновь открылись их школы. Радама отменил традиционный судебный процесс испытанием тангена , в ходе которого вина или невиновность обвиняемого определялась на основе результата употребления яда ореха тангена , а жителям Антананариву было разрешено разводить свиней в пределах городских стен, практика, ранее запрещенная фади ( табу), запрещающая хранить их рядом с королевскими талисманами ( сампы ). Сампи были расселены по священным деревням , откуда они возникли при короле Мерины XVI века Раламбо и других ранних монархах. [3] Примечательно, что Радама освободил многочисленных политических заключенных, захваченных при Ранавалоне I во время провинциальных войн за подчинение, и предложил репатриацию конфискованного имущества. На это помилование ответили взаимностью многие этнические группы острова, получившие помощь, и добрые отношения между побережьем и центральной администрацией Антананариву значительно улучшились. [3] Эти изменения, как и сам король, были однозначно оценены европейскими партнёрами Мадагаскара:
«Самое примечательное, что Радама II сформировал взгляды на политику столь широкую и либеральную, столь просвещенную, гуманную и патриотическую, как те, которые составляют основу его трона; что сын такой матери, воспитанный под столь темным деспотизмом , ограничительный и жестокий, должен был принять такие принципы религиозной свободы и политической экономии, как равная гражданская свобода и принципы всеобщей свободной торговли, которые наша собственная нация так медленно усваивала и которые до сих пор отвергаются во многих странах, где цивилизация далеко продвинулся».
- Эбенезер Праут, Мадагаскар: его миссия и его мученики (1863 г.) [6]
Реакция внутри Имерины была менее односторонней. Резкие и драматические изменения в политике, проводимые прогрессивным королем, оттолкнули и лишили избирательных прав устоявшиеся консервативные фракции среди андриан (дворян) и хова (свободных людей) при дворе. Особенно спорными были особые привилегии, предоставленные Жозефу-Франсуа Ламберу и его партнерам в соответствии с Хартией Ламберта, включая исключительное выполнение проектов общественных работ (вырубка деревьев, прокладка дорог, строительство каналов и т. д.), контроль над чеканкой монет, прибыльные права на добычу полезных ископаемых и больше как часть компетенции предложенной Ламбертом Compagnie de Madagascar (Французской Мадагаскарской компании). Беспокойство граждан было вызвано прежде всего положениями соглашения, которые позволяли компании Ламберта стать постоянными владельцами малагасийских земель. До этого момента земля на Мадагаскаре, которую население считало священной землей предков, могла принадлежать иностранцам только временно до их смерти, после чего земля возвращалась короне. Угроза навсегда потерять какую-либо часть священной малагасийской земли в пользу иностранцев вызывала глубокую тревогу. [3] [а]
Заговор с убийством
[ редактировать ]Легализация дуэлей в конечном итоге стала тем вопросом, который обострил напряженность между окружением короля Радамы II (в основном друзьями и некоторыми авторитетными политическими деятелями, известными под общим названием менамасо или «красноглазые») и представителями оппозиции во главе с премьер-министром Радамы II. министр Райнивонинахитринионы. [3] 7 мая 1863 года Радама II объявил о своем намерении разрешить споры разрешаться посредством дуэли, к большому неодобрению многих его советников при дворе, опасавшихся, что такая практика приведет к анархии. Премьер-министр не позволил публично объявить закон на рынке Зома (пятница) на следующий день. В пятницу днем младший брат премьер-министра Райнилайаривони, возглавлявший армию, вызвал в город несколько тысяч солдат, чтобы осадить несколько менамасо и членов королевской семьи во дворцовом комплексе Рова , и к утру субботы было принято решение было организовано и осуществлено с целью казнить одиннадцать менамасо и других ключевых политических деятелей, которые советовали Радаме легализовать дуэли. В воскресенье, 10 мая, Райнивонинахитриниони потребовал, чтобы Радама выдал менамасо, которых он укрывал во дворце, но он отказался сделать это до тех пор, пока премьер-министр не согласился сохранить им жизни; их передали, но к утру понедельника все были заколоты копьями. [3]
Драма закончилась утром во вторник, 12 мая 1863 года, когда группа офицеров и солдат ворвалась в Рову и схватила короля. Его жена, королева Рабодо, умоляла сохранить ему жизнь и попыталась остановить их, но была насильно удалена. Солдаты накинули ламбу на голову Радамы и душили его шелковым поясом, пока он не считался мертвым, тем самым избегая пролития королевской крови, как это было принято при королевских казнях в Имерине. [3]
Дворяне сообщили Рабодо, что она получит их поддержку как королева при условии, что она согласится соблюдать определенные статьи, которые образуют новый контракт между правителями и правителями Мадагаскара: [6]
«В будущем слово государя не должно было быть законом, но чтобы государь, дворяне и главы народа объединились для создания законов; чтобы дружба с иностранцами поддерживалась; чтобы никто должен был быть казнен только по слову государя, но знать и главы народа должны были согласиться с приговором, прежде чем он может быть вынесен, что религия и вероисповедание должны быть одинаково свободны для всех - для туземцев и; иностранцам, христианам и нехристианам - за исключением Амбохиманги , где не должно быть публичного богослужения. Испытание тангена не должно было применяться, но за тяжкие преступления следует назначать смерть».
- Эбенезер Праут, Мадагаскар: его миссия и его мученики (1863 г.) [6]
Рабодо согласился на эти условия. На следующее утро на рыночной площади было публично объявлено, что Радама покончил с собой из-за горя по поводу смерти своих соотечественников, менамасо , и что Рабодо станет его преемником на посту королевы Расохерины . Чтобы закрепить новое соглашение о разделе власти между правителем, дворянами и главами народа, между королевой и премьер-министром Райнивонинахитриниони, который сыграл важную роль в смерти ее первого мужа, был заключен политический брак. [6] Имя Радамы было вычеркнуто из списка царей, и оплакивать его смерть было объявлено незаконным. [8]
Слухи о выживании
[ редактировать ]После очевидной смерти Радамы II распространились слухи, что он потерял сознание только в результате покушения на его жизнь и ожил, когда его тело транспортировали в Илафи для захоронения в назначенной ему гробнице. Французский историк Дельваль представляет доказательства [ нужны разъяснения ] это подтверждает сценарий, в котором группа, которой было поручено доставить тело Радамы в Илафи, испугалась, когда король начал оживать, что побудило их оставить тело, а затем ложно утверждать, что они выполнили свою задачу по помещению его в гробницу. [1] Через несколько месяцев после его смерти, как сообщается, начали распространяться слухи о том, что Радама жив, проживает на западном побережье острова и собирает сторонников для политического возвращения. Слухи распространялись настолько, что вызвали политические волнения в Антананариву. [8] Судя по действиям других, эти утверждения могли иметь какое-то основание. Выдающиеся христианские миссионеры за пределами столицы прилагали значительные усилия, чтобы посетить Радаму и поддержать его, но, похоже, так и не добились успеха. Традиционалистские фракции в правительстве были настолько обеспокоены этими слухами, что казнили шестнадцать его сторонников, а также оштрафовали сотни других. [9] Согласно данным исследования Дельваля, Радама действительно мог выжить и, не сумев вернуть себе трон, дожил до старости как обычный гражданин на севере острова. [4]
С очевидным убийством Радамы II власть монархов Мерины была сломлена. Последующие монархи находились под контролем влиятельного Хова, особенно Райнилайаривони, который стал премьер-министром после своего брата и последовательно женился на всех трех оставшихся королевах монархии: Расохерине , Ранавалоне II и Ранавалоне III . [4]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Точно так же соглашение в ноябре 2008 года об аренде больших участков малагасийской земли южнокорейской компании Daewoo стало основным фактором, приведшим к 2009 года государственному перевороту , который свергнул администрацию Раваломананы . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дельваль 1972г .
- ^ Чапус и Монден 1953 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Оливер 1886 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аде Аджайи, 1989 год .
- ^ Пфайффер 1861 .
- ^ Перейти обратно: а б с д По данным 1863 г.
- ^ Международная кризисная группа (18 марта 2010 г.). «Мадагаскар: выход из цикла кризисов. Доклад № 156 по Африке» (на французском языке) . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Из Ла Вэсьера, 1884 год .
- ^ Браун 2002 .
Библиография
[ редактировать ]- Аде Аджайи, Джейкоб Фестус (1989). Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9780520039179 . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Браун, Мервин (2002). История Мадагаскара . Нью-Йорк: Издательство Маркуса Винера.
- Чапус, Г.С.; Монден, Г. (1953). Малагасийский государственный деятель: Райнилайаривони (на французском языке). Париж: Editions Diloutremer.
- Де Ла Васьер, Камилла (1884). История Мадагаскара: его жители и миссионеры, Том 1 (на французском языке). Париж: Виктор Лекофр . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Дельваль, Раймонд (1972). Радама II, принц малагасийского Возрождения: 1861–1863 (на французском языке). Париж: Éditions de l’École.
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимых территориях, том 1 . Нью-Йорк: Макмиллан и компания . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Пфайффер, Ида (1861). Последние путешествия Иды Пфайффер: включая посещение Мадагаскара . Лондон: Харпер . Проверено 6 февраля 2011 г.
- Праут, Эбенезер (1863). Мадагаскар: его миссия и его мученики . Лондон: Лондонское миссионерское общество. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 12 февраля 2011 г.