Рова (Мадагаскар)
Рова — укрепленный королевский комплекс , построенный в центральном нагорье Мадагаскара Мериной ( благородного из класса Андриана ). Первая рова была основана в Аласоре королем Андриаманело около 1540 года для защиты своей резиденции во время войны с соседним Вазимбой . Ровас организован в соответствии с традиционными символическими представлениями о пространстве и включает в себя королевские резиденции, могилу основателя и городскую площадь, отмеченную камнем. Они защищены стенами, траншеями и каменными воротами и засажены фиговыми деревьями, символизирующими королевскую власть.
История
[ редактировать ]К 15 веку этническая группа мерина с юго-восточного побережья постепенно мигрировала в центральное нагорье. [ 1 ] где они основали деревни на вершинах холмов, вкрапленные среди существующих поселений Вазимбы, которыми управляли местные короли. Король Андриаманело (1540–1575), сын Вазимбы королевы Рафохи и человек из вновь прибывшего народа хова , происходящего с юго-востока Мадагаскара , в конечном итоге возглавил серию военных кампаний против вазимба, которые в конечном итоге изгнали их из Хайленда, который он и его преемники правили Королевством Имерина . Конфликт, определивший его правление, также привел к множеству прочных нововведений, включая развитие укрепленных деревень в горах и создание правящего класса дворян ( андриана ) по линии Андриаманело. [ 2 ]
Первая рова была построена Андриаманело около 1540 года в Аласоре, в 15 км от Антананариву. Считается, что одна из старейших деревень Имерины, Аласора, была основана принцем Рамасимпарихи в 1490 году. Правившая с соседнего холма Имериманджака королева Вазимбы Рангита (1500–1520 гг.) и ее брат Андрианампонга дали этому месту нынешнее название. При дочери Рангиты, королеве Рафохи (1520–1540), столица региона была перенесена из Имериманджаки в Аласору. Ее сын Андриаманело добавил оборонительные черты этому месту и посадил по обе стороны от входных ворот авиави (фиговые деревья), символизирующие королевскую власть. Эта модель города Рова была воспроизведена по всей Имерине. [ 3 ] Деревни, населенные классом Андриана, обычно содержали рова или дворцовый комплекс. [ 4 ]
Функции
[ редактировать ]По обычаю, установленному Андриаманело, рова мог учредить только Андриана ( благородный), [ 2 ] который жил и позже был похоронен на охраняемом территории. [ 4 ] Фундамент ровы всегда был приподнят относительно окружающей деревни. На территории комплекса также всегда был кианджа (центральный двор), отмеченный ватамасиной ( высоким священным камнем), где государь стоял, произнося кабари (королевские речи или указы). Внутри рова находилась по крайней мере одна лапа (королевский дворец или резиденция), а также фасана (гробница) одного или нескольких основателей этого места и членов семьи. [ 4 ] Покои государя обычно располагались в северной части рова, а супруга или супруги жили в южной части. [ 5 ] Лишь на заре XIX века стена из заостренных деревянных кольев по периметру стала еще одной определяющей особенностью строительства рова. [ 4 ]
На доколониальном Мадагаскаре сосуществовали два конкурирующих космологических взгляда: более старая система, которая приписывала определенные значения сторонам света и северо-востоку в частности, и более поздняя система, основанная на Зодиаке. Конструкция Ровы отражает одну или обе эти системы символического пространства. [ 6 ] Священные восточные части часто содержали сооружения, связанные с почитанием предков, в том числе королевские гробницы, бассейны со святой водой, используемой в королевских ритуалах, а также деревья фикус и драцеана , которые были символами королевской власти. В северной части этого места часто выносились королевские приговоры. [ 7 ] в соответствии с малагасийской ассоциацией между северной стороной света, мужественностью и политической властью. Дома королевских жен раньше располагались в южной части этого места, кардинальной точке, традиционно связанной с женственностью и духовной силой. [ 8 ] Кроме того, было уделено внимание вертикальному пространству: более высокая земля и более высокие здания соответствуют большей мощности или ценности. Более крупные соединения ров могли состоять из двух или более соединенных ров, которые иногда строились на одном уровне друг с другом, но чаще новая рова располагалась выше, чем предыдущая, чтобы подразумевать большую власть нынешнего суверена по сравнению с его предшественниками. [ 9 ]
Ровас защищали стены ( тамбохо ), сделанные из грязи и сухих стеблей риса, собранных с близлежащих рисовых полей, сухие рвы ( хадифетси ) и глубокие оборонительные траншеи ( хадивори ), а также ворота, защищенные каменными дисковыми порталами ( вавахади ). Эти оборонительные сооружения были типичными для большинства королевских поместий Имерины, построенных между 1525 и 1897 годами и защищавших Рову от мародеров. Фиговые деревья были посажены у главных ворот и часто на территории комплекса. [ 10 ]
Высокие холмы с равнинными участками для выпаса скота зебу были предпочтительными местами для строительства ров. Естественные оборонительные сооружения, такие как скалы или отличные обзорные точки, обеспечивали улучшенную защиту этого места. Высота была символом власти, и эта концепция часто проявлялась в строительстве рова на самом высоком подходящем холме. [ 7 ] Леса на вершинах холмов, выбранных для строительства рова, считались священными и должны были сохраняться в неприкосновенности за пределами городских укреплений. Долины ниже ровы были превращены в рисовые поля, чтобы кормить жителей холма. В самой рове жили дворяне и их родственники, а хова (простолюдины) жили за городскими стенами на склонах холма. Лапа, занимаемая дворянами, была построена из дерева и представляла собой единственную прямоугольную комнату с очагом и приподнятой кроватью-платформой, защищенную высокой и крутой остроконечной крышей, обычно покрытой соломой. Дома простолюдинов имели аналогичную форму и планировку, но были построены из плетеной травы, тростника или другого доступного местного растительного материала.
Ключевые ровы
[ редактировать ]- Рова Антананариву , резиденция правительства доколониального Королевства Имерина и Королевства Мадагаскар , разрушенная в результате поджога в 1995 году и находящаяся на реконструкции в 2013 году.
- Амбохиманга , наиболее хорошо сохранившаяся историческая рова на Мадагаскаре и ЮНЕСКО. объект Всемирного наследия
- Циньоариву , крепость, построенная при королеве Ранавалоне I , которая служила летним дворцом для королевской семьи Мерины.
- Илафи , рова, в которой жил король Андрианьяфи , и место гробницы короля Радамы II.
- Бывшие места рова на Двенадцати священных холмах Имерины , в частности, включая Аласору (рова первого меринского короля Андриаманело ) и Амбохитрабиби (рова его сына Раламбо )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Гвин (1993). «Структура торговли на Мадагаскаре, 1750–1810 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 26 (1): 111–148. дои : 10.2307/219188 . JSTOR 219188 .
- ^ Jump up to: а б Фейдж и Оливер 1975 , с. 468.
- ^ де ла Васьер и Абиналь 1885 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Нативел 2005 , с. 59.
- ^ Нативел 2005 , с. 79.
- ^ Кус 2007 , стр. 47–62.
- ^ Jump up to: а б «Королевский холм Амбохиманга» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2012. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 22 сентября 2012 г.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 142.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 146.
- ^ де ла Васьер и Абиналь 1885 , стр. 62.
Ссылки
[ редактировать ]- Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20413-2 .
- Кус, Сьюзен (2007). «Материя материальная и идеальная». В Ходдере, Ян (ред.). Символическая и структурная археология . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-03550-7 .
- Нативель, Дидье (2005). Королевские дома, резиденции великих людей на Мадагаскаре (на французском языке). Антананариву, Мадагаскар: Karthala Éditions. ISBN 978-2-84586-539-6 .
- Резон-Журд, Франсуаза (1983). Суверены Мадагаскара (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 978-2-86537-059-7 .
- де ла Вэсьер, Камилла; Абиналь, Антуан (1885). Двадцать лет на Мадагаскаре: колонизация, исторические традиции, обычаи и верования (на французском языке). Париж: В. Лекофр. ISBN 3-540-63293-Х .