Jump to content

Я связываю людей

Я связываю
Vezo fisherman
Общая численность населения
1,200 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Мадагаскар
Языки
Сакалава малагасийский , диалект Везо, французский
Религия
Христианство и религия предков

Везо прибрежные – это термин, который полукочевые жители южного Мадагаскара используют для обозначения людей, привыкших жить за счет морской рыбалки. Везо говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы, происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . В настоящее время они населяют большую часть прибрежной зоны вдоль западного побережья Мадагаскара между Толиарой и Махадзангой .

«Везо» буквально означает «люди, которые ловят рыбу», но также известно, что оно означает «борьба с морем». [2]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]
Распространение малагасийских этнических групп. Везо относятся к народу сакалава .

Везо идентифицируют себя не с определенной малагасийской этнической группой , а со своим образом жизни. [3] [ нужны разъяснения ] В настоящее время они населяют большую часть прибрежной зоны вдоль западного побережья Мадагаскара между Толиарой и Махадзангой . [4] Как и большинство других малагасийских этнических групп, их происхождение можно напрямую проследить до первоначальной смеси австронезийских поселенцев из Азии и мигрантов банту из материковой части Восточной Африки с арабо-персидским и индийским происхождением со времен средневековья. Известно, что они решительно заявляли, что им не обязательно иметь общее происхождение или общую сущность друг с другом. Вместо этого их идентичность контекстуальна и воплощена в приобретенных навыках, таких как рыбная ловля или плавание, а также в мозолях, которые они образуют, а не в общем происхождении. [2] [5] Из-за их полукочевой морской миграции их популяцию трудно определить, и она оценивается путем подсчета каноэ, называемых пирогами ( лаканами на малагасийском языке ) вокруг Мадагаскара. Племя Везо происходит с юго-запада Мадагаскара.

Общество

[ редактировать ]
Традиционная рыбалка лакана с Мадагаскара

Везо — рыбацкий народ, населяющий прибрежную полосу, простирающуюся от Интамполо на юге до Морондавы на севере юго-запада Мадагаскара. Андавадоака — деревня, население которой принадлежит племени Везо. Население составляет 1200 человек, более 50% из которых моложе 15 лет. Доход семьи в основном связан с рыболовством. Рыбаки используют мангровые заросли для заготовки древесины, древесины и рыбалки. [6] Рыбаки участвуют в кустарном рыболовстве, используя пироги (каноэ, сделанные из большого бревна), приводимые в движение парусом и веслом, и большая часть лова рыбы происходит на расстоянии 5 км или меньше от берега. Мужчины преимущественно ловят рыбу с помощью лески, сетей и копий. Женщины собирают рифовые отмели в поисках беспозвоночных, в том числе осьминогов и морских огурцов. Продажа, переработка и торговля рыбой дополняют местный доход, равно как и туризм и местная торговля.

Везо традиционно торговали с соседними агролесоводами Масикоро . Везо также торгуют с микеа , обменивая рыбу на мед и клубни . [7] Однако рост торговли изменил экономику с бартерной на наличную. [ нужна ссылка ] Кроме того, рост экспорта рыбы из Мадагаскара стимулировал компании по переработке и экспорту рыбы в регион, такие как Murex и Copefrito (сейчас работающие на юго-западе). Покупки морепродуктов увеличили спрос на рыбу и укрепили денежную экономику.Помимо сбора урожая с рифовых отмелей, женщины продают улов, который им приносят мужчины. На заработанные деньги женщины покупают рис, основной продукт питания, а также другие продукты первой необходимости и различные предметы роскоши. [3] Дети ходят в школу в одном здании сельской школы, где работают два назначенных учителя. Однако в связи с ухудшениемгосударственного управления Мадагаскара, здание и преподаватели почти никогда не заняты. Когда дети находятся в здании и если у учителя не закончился мел, обучение в основном состоит в копировании букв, цифр и коротких предложений с доски на доску ребенка формата А5. Понятно, что многим детям, у которых нет доски, разрешается играть на улице в палящую жару. [3]

Семейные узы чрезвычайно важны среди Везо, а старейшины пользуются большим уважением в обществе. Семьи часто заботятся друг о друге, а младшие члены строят лодки для пожилых людей. Поддержание семейных связей важно для обеспечения ухода в старости, после несчастного случая или плохого состояния здоровья. Семейные отношения особенно важны для рыбаков Везо, поскольку они определяют доступ к морским ресурсам и рыболовным снастям. [8]

Культура

[ редактировать ]
Малагасийская женщина в масонской одежде — косметической пасте, повсеместно распространенной среди женщин Везо.

У Везо есть официальные культурные церемонии под названием Фомба. К ним относятся Било, Тромба, Саваце, Такасы и Соро. Все эти церемонии, за исключением Такаси, практикуются (с некоторыми вариациями) соседними народами масикоро, живущими внутри страны. [3]

Церемония обрезания обычно длится с 4 до 9 утра. Родители просят мудрого старейшину подсказать лучшую дату и время для церемонии и указать медсестру или врача, которые знают, как провести обрезание. На церемонию приглашаются члены семьи, и один из дядей держит ребенка во время церемонии. После физического пореза следует употребление алкоголя. После церемонии ребенка называют саватсе. [ нужна ссылка ]

Общинная жизнь Везо, как и повсюду на Мадагаскаре, регулируется многочисленными фади (табу). В течение жизни мужчина Везо подвергается опасности подхватить ханимбоки — очень неприятное заболевание, которым страдают только мужчины. Название буквально означает «набухший/полный еды», что позволяет считать его мужской беременностью. У человека, больного ханимбоки, бывает запор , из-за чего его желудок раздувается до такой степени, что становится похожим на живот беременной женщины. Заболевание вызывается пищей, которую принимал и ел от нее родственник мужского пола сексуально активной женщины. Говорят, что еда грязная, поскольку предполагается, что женщина приобрела ее с «острыми» подарками, которые преподносит ей любовник за секс с ним. Когда мужчина принимает пищу от одной из своих родственниц, это похоже на то, как если бы он получал пищу от любовника женщины; если бы человек принял такую ​​пищу, он был бы поставлен в очень низкое положение. По сути, любовник их дочери или сестры обращается с ними так, как если бы они были женщинами. [3]

Похоронные обряды

[ редактировать ]

Кладбища Везо расположены в лесу, вдали от деревень и настолько хорошо скрыты растительностью, что считаются «невидимыми для глаза». Кладбища необходимо скрывать таким образом, потому что вид могил делает людей грустными и несчастными. Кладбища — не то место, которое Везо любят посещать очень часто. Рядом с кладбищем просто так не прогуляешься. Живые подходят к кладбищу только тогда, когда несут труп или когда им приходится «работать» для мертвых, например, копать могилы и строить гробницы. [9]

На западе Мадагаскара погребальные скульптуры Сакалава и Везо известны во всем мире своими эротическими деревянными фигурами, часто изображаемыми во время совокупления и демонстрирующими огромные фаллосы и груди. Неизвестно, почему скульптуры обладают таким эротизмом, но, возможно, это связано с удовлетворением растущего туристического спроса. [9]

Даже после того, как их предки умерли, Везо вовлекают их во множество различных дел. Многие события в производственной, репродуктивной и социальной жизни любой семьи Везо требуют немедленного информирования умершего, например, если кто-то намеревается переехать на временное место для рыбалки, переезжает ли он в недавно построенный дом или спускает на воду новое каноэ. , если у человека тяжелые роды или если новорожденного впервые выносят из дома, если ему предстоит сдавать школьный экзамен, если были сказаны трудные слова, от которых сердце человека тяжелеет от гнева, если посетитель антрополог приезжает или уходит и так далее. Ответственность старшего главы семьи - вызывать умерших и разговаривать с ними, просить у них защиты или прощения, а также следить за тем, чтобы они были в курсе событий жизни - поскольку всякий раз, когда у мертвых есть причины «удивиться », они захотят задать вопросы, тем самым доставив неприятности живым. [3]

Мертвые общаются со своими живыми потомками через сны, которые они им вызывают. Это происходит потому, что когда человек умирает, дыхание прекращается, тело становится жестким, холодным и вскоре начинает вонять и разлагаться. Но когда человек умирает, «дух», известный до момента смерти как «фанахи», навсегда покидает тело. В своей новой бестелесной, призрачной форме дух, ныне известный как ангаце, невидим и движется, как ветер. Чтобы быть увиденным живыми людьми, оно входит в их сны, где появляется вместе со своим первоначальным нетленным телом, таким, каким оно было при жизни человека.

Везо говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы, происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [10]

Экономика

[ редактировать ]

У берегов Мадагаскара серьезной проблемой стал чрезмерный вылов рыбы. Везо полностью полагаются на рыболовство, и последние 2000 лет они плавают по участку Индийского океана , отделяющему Мадагаскар от африканского континента, на пирогах ручной работы. Все чаще коммерческие суда, в основном из Азии и Европы, ловят рыбу в тех же водах. Таким образом, традиционным рыбакам трудно конкурировать на рынке. В ответ многие жители Везо прибегли к ловле рыбы за сотни миль от берега, проводя от шести до девяти месяцев в году в бурных и опасных водах в поисках акул и морских огурцов, которые пользуются большим спросом на азиатских рынках морепродуктов. Некоторые берут с собой семьи и все свое имущество и разбивают лагерь на песчаных отмелях вдали от цивилизации. [11]

Рыбаки считают, что нынешние методы рыболовства необходимо изменить, сохранив успешные навыки, отказавшись от разрушительных методов рыболовства и внедрив новые технологии рыболовства. Отсутствие системы, позволяющей местным пользователям иметь общую оценку условий рыболовства и определять общее видение, является основной проблемой для традиционных рыбаков Везо. Они так хорошо отслеживают изменения в уловах рыбы с течением времени и лучше понимают многократное использование доступных мест обитания, но когда дело доходит до объединения их знаний в одну систему, они просто не могут сделать это самостоятельно. Это показывает, что традиционные способы решения проблем не дошли до наших дней. Традиционные лидеры играли важную роль в сохранении богатства общества, предоставляя рекомендации пользователям ресурсов в соответствии с наилучшими имеющимися суждениями. Эта роль была ослаблена несколькими факторами, включая его социальный статус. [12]

Хуже того, создание морского заповедника не приведет к значительному увеличению доходов домохозяйств в краткосрочной перспективе. Есть надежда, что этот подход, вероятно, окажет гораздо большее влияние на целевое рыболовство в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С биологической точки зрения, например, более крупная самка осьминога имеет тенденцию откладывать гораздо больше яиц, чем молодые особи. Предоставляя еще несколько месяцев для роста в закрытом рыболовном районе, это позволяет особям осьминогов достигать более крупных размеров. [12]

Везо имеют долгую историю эксплуатации черепах и связанных с ними культурных традиций. По местному законодательству черепахи находятся под защитой Указа 24, принятого в 1923 году, но этот закон редко соблюдается. Низкий репродуктивный потенциал и задержка полового созревания черепах делают все виды непригодными для интенсивного промысла. Еще в начале двадцатого века сообщалось, что черепахи играют важную роль в рыболовстве Малагасии. Произошло сокращение численности черепахи-ястребов и исчезновение гнездящихся популяций. Считается, что набеги на гнезда черепах и охота за мясом и панцирями являются основными причинами сокращения численности четырех из пяти видов в регионе. [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ неофициальные оценки включают: 3000 в Анакао , 1500 в Андавадоаке , 1000 в Бетании ; 22000 лакан зарегистрировано в переписи 1995 года, см. Reef Doctor.
  2. ^ Jump up to: а б Кауфманн
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Рита Астути
  4. ^ Челония Мидас
  5. ^ Ламбек, Майкл (март 1998 г.). «Люди моря: идентичность и происхождение везо Мадагаскара». Американский антрополог . 100 (1): 203–204. дои : 10.1525/aa.1998.100.1.203.2 .
  6. ^ Радика Дэйв
  7. ^ Стайлз
  8. ^ Велондриаке
  9. ^ Jump up to: а б Невидимые объекты
  10. ^ Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN  978-1-84162-197-5 .
  11. ^ «Может ли этот человек помочь спасти Мадагаскар?: (И несколько тысяч осьминогов)». Путешественник Condé Nast . 44 (11). Ноябрь 2009 года. ПроКвест   218568529 .
  12. ^ Jump up to: а б Проблемы традиционного рыболовства Везо
  13. ^ «Заметки о состоянии и случайном вылове морских черепах сообществами натурального рыболовства юго-западного Мадагаскара» . Проверено 1 января 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd2aad21f488abbd33dbcba5e3662efb__1721145000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/fb/bd2aad21f488abbd33dbcba5e3662efb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vezo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)