Мика люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский | |
Родственные этнические группы | |
Банту , австронезийцы , другие малагасийцы. |
Микеа — группа малагасийских , садоводов и собирателей называют равнинными охотниками-собирателями Мадагаскара которых часто . Они населяют лес Мика , участок смешанного колючего леса и сухого лиственного леса вдоль побережья юго-западного Мадагаскара. Микеа преимущественно имеют сакалавское происхождение, хотя этот термин описывает общий образ жизни, а не этническую группу как таковую представители различных малагасийских этнических групп , и среди микеа встречаются . Семейные стоянки индейцев Мика в сезон дождей перемещаются с лучших посевов кукурузы на опушке леса во внутренний лес, богатый тенреками и другой дичью, в засушливый сезон, когда сообщество становится сильно зависимым от губчатых клубней для удовлетворения своих ежедневных потребностей. спрос на воду. Их образ жизни взаимозависим с образом жизни соседних с ними Везо рыбаков , а также фермеров и пастухов Масикоро , с которыми они торгуют продуктами, пойманными, добытыми или выращенными в лесу. Многие Мика также время от времени занимаются оплачиваемой работой, например, охраняют стада зебу или уход за кукурузными полями других людей.
Современные Мика не являются остатками древнего малагасийского общества охотников-собирателей, а являются потомками людей, которые укрылись в лесу, начиная с 1800-х годов, чтобы избежать военного конфликта, высоких налогов и других репрессивных факторов. Их образ жизни воспринимается как сельскими жителями, так и горожанами как наследственный, что придает им загадочность, которая послужила источником различных мифов и легенд. Обычно считается, что это мифические Вазимбы , коренные жители острова, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих эту точку зрения. Они отличаются от охотников-собирателей Беоси, живущих в высокогорье. Хотя известно, что около 1500 человек идентифицируют себя как Мика, многие малагасийцы не верят, что это сообщество продолжает существовать в наши дни.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Микеа — охотники-собиратели (также называемые собирателями), которые занимаются ограниченным сельским хозяйством. [ 1 ] Ярлык Mikea применяется к тем, кто ведет натуральный образ жизни, а не привязан к определенной этнической принадлежности . [ 2 ] проживают многочисленные группы, называемые Мика, На западном и юго-западном побережье Мадагаскара большинство из которых проживают в колючем лесу Мика на юго-западном побережье между Моромбе и Толиарой и вокруг него . [ 3 ] территория площадью 2500 квадратных километров. Исторически эта основная концентрация Микеи могла простираться на юг до реки Фихеренана и на север до реки Мангоки ; Еще одна основная группа микеа живет к западу и юго-западу от озера Ихотри . [ 4 ] Обычно их считают подгруппой этнической группы сакалава . [ 3 ] хотя есть люди Мика, которые ведут свое происхождение от других этнических групп. [ 2 ] Их приверженность образу жизни, воспринимаемому сельскими и городскими жителями как исконный, способствовала возникновению о них мистики и различных мифов и легенд, и многие малагасийцы полагают, что они являются потомками Вазимбы , коренных жителей острова, хотя точных данных нет. доказательства, подтверждающие эту точку зрения. [ 4 ] Большинство малагасийцев считают существование микеа мифом и не подозревают, что малагасийцы продолжают вести образ жизни микеа и по сей день. [ 5 ] Термин «Микеа» в основном используется посторонними для обозначения этой группы и не часто используется самими членами этого сообщества. [ 4 ] Большинство Микеа предпочитают называть себя либо Везо-Микеа, либо Масикоро-Микеа, в зависимости от их конкретного семейного происхождения. [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Микеа не являются остатками раннего общества охотников-собирателей. Хотя исследователи по-прежнему не уверены в том, когда микеа впервые начали вести лесной образ жизни охотников-собирателей, они определили, что микеа лишь недавно сформировались как сообщество. [ 2 ] Считается, что нынешнее население Мика происходит в основном от жителей деревни Масикоро , которые бежали в лес, спасаясь от наступающих армий Мерина и Сакалава в 18 и 19 веках. В колониальных французских документах, датированных 1901 годом, описываются охотники-собиратели по имени Микеа, жившие на юго-западе острова. Считается, что население увеличилось во время восстания 1947 года против французского колониального правления , когда многие малагасийские семьи покинули города и деревни, чтобы спрятаться в лесах по всей стране. Разведка нефти в 1950-х и 1960-х годах повлекла за собой прокладку троп через ранее нетронутые леса юго-запада, что еще больше способствовало миграции сельских жителей в леса, чтобы принять образ жизни Мика. [ 4 ]
Общество
[ редактировать ]Микеа подчиняются национальным законам, как и все малагасийские граждане, но на практике национальные законы, государственные и социальные услуги не распространяются на это население, пока оно живет в лесу. В лесных лагерях Мика преобладает эгалитарная форма самоуправления, при этом старший член семьи мужского пола имеет основные полномочия по принятию решений в группе. В этом отличие от некоторых этнических групп, таких как мерина, которые имели сложную форму социальной организации, которая накладывала на кастовую систему определенные социальные роли, отведенные определенным семейным группам. [ 6 ] В 1991 году около 1500 малагасийцев вели образ жизни Майка, в основном в лесу Мика . [ 4 ] область, которая получает ограниченное количество осадков. [ 7 ] В 1950-х годах это число оценивалось в несколько сотен, что свидетельствует о росте населения. Истинное количество людей, живущих за счет сбора мусора в лесу, трудно оценить с точностью, поскольку ярлык «Микеа» очень гибок, а степень зависимости от сбора мусора в отличие от сезонного земледелия может значительно варьироваться в любой момент времени в зависимости от экономических и экологических факторов. условия. [ 4 ] Мика подвергаются социальной стигме [ 8 ] связаны с их имиджем примитивных или нецивилизованных людей. [ 9 ]
Жилье и социальная организация среди микеа могут варьироваться от одного человека или сообщества к другому. Некоторые Мика остаются в лесу всю свою жизнь, а другие проводят часть своей жизни в деревнях или городах. Живя в лесу, группы Мика обычно сезонно перемещаются между лагерями, ближайшими к критически важным ресурсам. В сезон дождей они часто живут группами по 30-50 человек возле участков девственного леса вблизи своих недавно расчищенных и засаженных кукурузных полей. Дома в этом поселении квадратные, с остроконечными крышами, как и везде на Мадагаскаре, и обычно построены из соломы и коры на деревянных каркасах. Эти дома беспорядочно сгруппированы с большим пространством между каждым жильем. Лагерь в сезон дождей служит базой для поиска пищи в течение трех-пяти лет, прежде чем истощение ресурсов потребует переезда на новое место. Те, кто работает на кукурузных полях, могут жить в простых травяных убежищах рядом со своим посевом до апреля или мая, а затем они вернутся в домики из коры. [ 8 ] В засушливый сезон с мая по октябрь лагерь разделяется на более мелкие группы. [ 6 ] которые переселяются глубже в лес [ 8 ] селиться вблизи участков с клубнями бабо , жилища ограничиваются укрытиями из кустарников и соломенными навесами от солнца, а некоторые особи вообще не живут в убежищах. [ 6 ] В поселениях обоих типов мебели почти нет, и Мика обычно спит в песке или в ямах, вырытых у подножия гигантских термитников. [ 8 ]
Мика изо всех сил пытаются обеспечить качество жизни, к которому они стремятся. Хотя леса уже давно обеспечивают их основные потребности, вырубка лесов и рост населения истощают ресурсы. Кроме того, Мика все чаще стремятся получить для себя материальные блага более высокого качества, такие как одежда, что требует более активного взаимодействия с внешней экономикой посредством торговли и наемного труда для зарабатывания местной валюты . Отсутствие доступа к социальным услугам, таким как образование и медицинские клиники, также сказывается: поскольку в районе леса Мика только одна поликлиника и ограниченный доступ к воде для купания, непропорционально распространены такие заболевания, как туберкулез, проказа и кожные заболевания. . [ 10 ]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Мика, как правило, прослеживают свою родословную до конкретных деревень в пределах одной или нескольких из трех основных линий, связанных соответственно с северной, южной и центральной частями леса Мика. У большинства также есть родственники, живущие в деревнях Везо и/или Масикоро в этом регионе. [ 6 ] Многие семьи Мика установили зиву (« шутливые отношения », обычно встречающиеся в южной и восточной Африке) с кланом Вохице Вановато Масикоро, что указывает на степень семейной близости с этим подкланом. [ 11 ]
Лагеря Мика обычно представляют собой семейные группы. В их состав входят пожилая пара, их женатые сыновья и невестки, внуки от этих браков, а также собственные незамужние дети старшей пары любого возраста. Взрослые дочери после замужества обычно переезжают в семейный лагерь своего мужа, но супружеские пары часто делят свое время между лагерями родителей мужа или жены. [ 6 ] Семейные союзы заключаются посредством церемонии фандео , во время которой мужчину представляют семье предполагаемой невесты, а принятие ее родителями узаконивает союз. Дети от брака узакониваются вручением мужем подарков родителям жены. Отношения между братом жены ( ренилахи , «мать-мужчина») и ее детьми могут быть очень крепкими в браках Мика, и ренилахи обычно усыновляет детей, которых муж его сестры не узаконивает. И муж, и жена имеют право в любой момент развестись и вступить в повторный брак. Также практикуется многоженство. [ 10 ]
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]Как и у других малагасийцев, система духовных верований Мика вращается вокруг уважения к предкам. Они также разделяют общую малагасийскую веру в бога-творца по имени Андрианаджанахари. Многие Мика верят в различные виды лесных духов ( коко ), которые связаны с определенными природными местами в лесу, считающимися священными; эти места служат центром различных церемоний, в которых ром имеет духовное и символическое значение. Величайшим из духов природы является Ндрианазо, повелитель леса. [ 6 ] Расширенная семейная группа, которая разбросана по множеству стоянок, объединена вокруг центрального жреца, мпитока хазоманга , который руководит основными семейными церемониями, посвященными предкам. [ 6 ] Кроме того, в каждом лагере есть по крайней мере один омбиасий (мудрец), который интерпретирует волю предков и духов и играет важную роль в таких церемониях, как бракосочетание, обрезание, благословение, родовые ритуалы, похороны, а также тромба и било церемонии одержимости духами . . Некоторые также практикуют сикиди и другие формы гадания и дают духовные советы относительно лучших дней или мест для охоты, посадки растений, вахтового лагеря и других подобных событий повседневной жизни. [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]Микеа в культурном и языковом отношении почти идентичны соседнему рыболовному клану Везо и скотоводческому и земледельческому клану Масикоро Сакалава; только традиционный источник средств к существованию различает эти три группы. [ 4 ] Популярная ассоциация Микеа с предковым кланом Вазимба способствовала распространению убеждения, что Мика обладают качествами Вазимбы, такими как маленький рост, раздетость, застенчивость и избегание контактов с посторонними, а также жизнь в полной гармонии с окружающей средой. Ничто из этого не подтверждено доказательствами. [ 4 ]
Известно, что Мика делают маски (редкость на Мадагаскаре) из человеческих зубов и волос. [ 12 ]
Танец и музыка
[ редактировать ]Музыка является важной частью социальной и духовной жизни Майки. Конкретные песни связаны с широким спектром жизненных событий и церемоний, включая хавоаза (похороны), било (магические ритуалы исцеления), тромба (одержимость духами), ринга (боевые искусства), саватсы (церемонии обрезания) и многое другое. Большая часть музыки является вокалом - часто в дополнение к пению часто используются свист, крики и другие вокальные эффекты - с ударным сопровождением, начиная от хлопков в ладоши и заканчивая барабанами джембе или лангоро . Также исполняются раковины и джеджи лава (струнный инструмент с резонатором из тыквы, на котором играют смычком); оба этих древних инструмента становятся все более редкими на Мадагаскаре, а среди микеа последний исполняется мужчинами друг для друга. Более редкие и дорогие инструменты, такие как цитра из деревянной коробки маровани и валиха, цитра из бамбуковой трубки используются для определенных священных ритуалов, призывающих предков. Игроку маровани или валиха обычно платят денежную дань за исполнение церемониальной музыки. Многие песни сопровождаются особыми танцами и ритуалами, которые Мика продолжают практиковать в повседневной жизни. [ 13 ]
Язык
[ редактировать ]Микеа говорят на диалекте малагасийского языка , который возник на юге Борнео . Их диалект близок к тому, на котором говорят рыбацкий клан Везо и пастушеский клан Масикоро народа сакалава . [ 4 ]
Предположение о том, что в речи Мика могут быть остатки языка Вазимба , было исследовано Бленч и Уолш (2009) и признано необоснованным. Они пришли к выводу,
- «[Эти] данные настолько скудны и настолько разбросаны, что вряд ли они представляют собой существенную запись субстратного словаря, в отличие от набора идиосинкразических слов, весьма типичных для популяции бывших собирателей».
В речи народа беоси , низкорослых охотников-собирателей высокогорья, наблюдается более высокая доля неидентифицируемой лексики.
Экономика
[ редактировать ]Засушливые условия колючего леса, в котором ежегодно выпадает менее 600 миллиметров осадков, во многом определяют экономическую деятельность Майки. Почти все, что они потребляют, добывается в лесу. [ 7 ] а среднестатистическому Мике требуется два часа или меньше, чтобы собрать достаточно еды на день. [ 8 ] Их основным источником питания являются клубни. [ 7 ] особенно во время засушливого сезона, когда мало других продуктов питания может быть надежно доступно. [ 6 ] Взрослые и дети обоих полов копают, используя палку-копачку с металлическим наконечником ( антсоро ) и чашу для копания ( кипао ). Крахмалистый яйцевидный клубень обжаривают или варят перед едой, в то время как микеа едят водянистый бабо (или бабохо ) в сыром виде для увлажнения или используют его воду для варки других продуктов; клубень таволо сушат и измельчают, чтобы получить муку, которую продают на деревенских рынках. Они также собирают лесные фрукты, дыни и мед, причем последний является особенно важным источником дохода для Микеа. [ 7 ] в сезон дождей. [ 8 ] Чтобы получить воду в сезон дождей, Майка собирает дождевые стоки с крыш своих домов, используя выдолбленные бревна. [ 7 ] или возить воду пешком или на повозке, запряженной зебу, из деревень, [ 6 ] в то время как в прохладный засушливый сезон микеа потребляют запасы напитанных водой бабо . клубней [ 7 ] и по возможности пейте воду из природных или искусственных колодцев. [ 6 ]
Ключевые источники белка включают птиц и тенреков . Клубами Mikea пользуются взрослые и дети обоих полов. [ 8 ] для добычи мелкого тенрека ( тамботрика , 0,4 килограмма), распространенного круглый год, и более крупного ( тандрака , 2-3 килограмма), которого ловят преимущественно в сезон дождей. В меньшей степени они также охотятся или ловят два-три вида лемуров, диких кошек, иногда диких кабанов, [ 7 ] черепахи и грызуны, использующие духовые пистолеты, копья и собаки, [ 8 ] и ловите рыбу на крючок и леску в соленых внутренних озерах. Некоторые Мика выращивают животных, таких как козы, куры и цесарки, для еды или продажи на рынке; древесные орехи также содержат дополнительный белок. [ 7 ]
Основная культура микеи — кукуруза, завезенная на Мадагаскар в 1890-х годах. [ 4 ] Также изредка выращивают маниок. В засушливый сезон вырубают новые кукурузные поля, которые в октябре сжигают ( подсечное земледелие, местное название хацакы) . [ 14 ] ) и сажают в ноябре и декабре, когда начинаются дожди. Эту кукурузу собирают через три месяца и употребляют в пищу в сезон дождей; [ 7 ] излишки сушат и продают, [ 6 ] некоторые из них сохраняются для посева и потребления в следующем году. [ 7 ] Торговцы, собирающие кукурузу на Микеа, перерабатывают ее для международного экспорта, получая значительную прибыль. [ 6 ]
Мика живут в симбиотических отношениях с соседними фермерами и пастухами Масикоро, а также с рыбацким кланом Везо. Микеа живут в основном за счет еды, добываемой в лесу, но также выращивают сезонные культуры. Их мобильность и зависимость от сбора мусора, а не от выращивания сельскохозяйственных культур, меняются в ответ на изменения в экологическом и экономическом давлении на доступность ресурсов внутри сообщества Мика, а также у их соседей Везо и Масикоро. [ 4 ] Мика продают свою лесную продукцию, а также тканые циновки и выращиваемых ими пищевых животных на еженедельных рынках Везо и Масикоро в близлежащих деревнях, чтобы получить предметы первой необходимости, которые они не могут собрать, например одежду и лекарства. Некоторые Мика на какое-то время мигрируют, чтобы работать в местных деревнях или городе Моромбе. Их также нанимают для работы с жителями деревень Везо и Масикоро. [ 6 ] например, вырубая лес для жителей деревни или кукурузные поля других Майка, или охраняя стада зебу жителей деревни. Иногда они приобретают одного или нескольких зебу в дополнение к оплате или вместо нее, поскольку они рассматриваются как форма богатства и в основном приносятся в жертву на церемониях предков, а не едятся в пищу. [ 7 ] Сезон дождей — это время, когда Мика, скорее всего, покинет свои лагеря в поисках работы в деревнях или для сбора урожая кукурузы. Это также время, когда жители деревень Масикоро и Везо, скорее всего, уйдут в лес, чтобы выращивать кукурузу. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стайлз, Дэниел (1991). «Клубни и тенреки: Мика Юго-Западного Мадагаскара». Научные отчеты о полевых действиях [онлайн] . 30 (30): 251–263. дои : 10.2307/3773634 . JSTOR 3773634 .
- ^ Jump up to: а б с Брэдт и Остин 2007 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Брэдт и Остин 2007 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Келли, Рабедими и Пойер, 1999 , с. 215.
- ^ Стайлз, Дэниел (1998). «Охотники-собиратели Майки юго-западного Мадагаскара: экология и социоэкономика» (PDF) . Монографии по африканским исследованиям . 19 (3): 127–148 . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Келли, Рабедими и Пойер, 1999 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Келли, Рабедими и Пойер, 1999 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стайлз, Дэниел (июль 2007 г.). «Охотники Большого Красного острова» . Географический : 46–48 . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Пойер, Лин; Келли, Роберт (2000). «Мистификация Микеи: конструкции собирательной идентичности на юго-западе Мадагаскара». Журнал антропологических исследований . 56 (2): 163–185. дои : 10.1086/jar.56.2.3631361 . JSTOR 3631361 . S2CID 141735886 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, Рабедими и Пойер, 1999 , с. 218.
- ^ Дина, Жанна; Хернер, Жан-Мишель (1976). «Исследование популяции микеа на юго-западе Мадагаскара» (PDF) . Омалы Си Анио (Вчера и сегодня): Обзор исторических исследований (на французском языке). 3–4 : 269–286 . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Брэдт и Остин 2007 , с. 234.
- ^ Стайлз, Дэниел (2014). «Мадагаскар: Музыка провинции Мика» . Allmusic.com . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Блан-Памар, Шанталь (2009). «Лес Микеа под угрозой (юго-запад Мадагаскара): как государственная политика приводит к конфликтующим территориям» . Научные отчеты о полевых действиях [онлайн] . 3 . дои : 10.5091/plecevo.2011.513 . Проверено 17 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Келли, РЛ; Рабедими, Дж. Ф.; Пойер, Л. (1999). «Микеа Мадагаскара». В Ли, Ричард; Дейли, Ричард (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 215–219. ISBN 978-0-521-57109-8 .