Счастливый
Дети Махафалы | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 150 000 (2013) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский | |
Религия | |
Христианство и традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Другие малагасийские группы; Народы банту , австронезийские народы |
Махафали - Ампанихи — этническая группа Мадагаскара , населяющая равнины района Бетиоки . Их имя означает либо «те, кто делает святыми» [1] или «те, кто делает счастливыми», хотя лингвисты считают первое более вероятным. В 2013 году на Мадагаскаре проживало около 150 000 махафали. [2] Считается, что Махафали прибыли на Мадагаскар из юго-восточной Африки примерно в 12 веке. Они стали известны благодаря большим гробницам , которые они строят в честь умерших вождей и королей. Занимаясь в основном земледелием и скотоводством, они говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы .
Этническая принадлежность
[ редактировать ]
Этот ярлык этнической группы использовался другими малагасийцами и иностранцами для описания людей, которые традиционно населяли юго-западное побережье Мадагаскара, ограниченное внутри страны реками Менарандра и Онилахи . [3] Однако сами люди не используют этот ярлык и не идентифицируют себя как часть одной этнической группы, а предпочитают идентифицировать себя по другим родственным или геополитическим признакам; Имя Махафали не имеет никакого значения для людей, происходящих из этой местности, а вместо этого является ярлыком, навязанным извне. [4] Большая часть населения сосредоточена вдоль берегов рек, протекающих по в основном засушливой территории. [5]
История
[ редактировать ]Согласно устным преданиям, народ Махафали ведет свое происхождение от раннего дворянина Маросераны Олембецитото, [6] который стал лидером в 1500-х годах с миграцией маросерана в юго-западную часть Мадагаскара. [1] До прибытия Маросераны люди, поселившиеся в этой части острова, жили общинами, которыми управляли в основном семьи, называемые андриантсилелики . Мигранты Маросераны первоначально заключили союзы с этими семьями, но в конечном итоге это переросло в конфликт, и Маросерана вышли победителями; Когда к власти пришли Маросераны, они позволили Андриантилелики сохранить определенные привилегии и особый статус. [7]
После нескольких лет правления Олембецитото ушел в уединение. Его последователи верили, что он стал святым ( фали ) и сделал свою землю и людей святыми ( маха-фали ) посредством этого поступка, который отражал распространенное мнение о главном Маросеранском божестве Андриамаро, которого нельзя было увидеть, передаваемом через посредника, и требовал повиновения, внушая страх и трепет. Последователи этого дворянина оставались едиными в своей преданности ему через омбиасия (святого советника), который служил посредником между правителем и его народом. [1] Одно из самых ранних задокументированных политических действий Махафали произошло в июне 1649 года, когда двенадцать посланников Махафали посетили французское поселение в Форт-Дофине, чтобы успешно получить платные услуги французских наемников для помощи в борьбе с народом Масикоро , укравшим скот их короля. [8]
Государство Махафали начало распадаться на независимые королевства, начиная примерно с 1650 года с королевствами Сакатово и Менарандра. Примерно два десятилетия спустя королевство Линта отделилось, и примерно в 1750 году из оставшейся территории было образовано королевство Онилахи. Конфликт между королем Менарандры и соседним народом Антандрой на западе привел к аннексии провинции Антандрой Каримбола в первая половина 18 века. Хотя специфика истории этих королевств до 1800 г. малоизвестна, частая смена правителей внутри каждого королевства указывает на нестабильность и беспорядки внутри династии Маросерана: в Линте было семь правителей, в Сакатово - шесть, в Менарандре - трое между 1750-1800 гг. , а у Онилахи было два. [9] Королевство Онилахи отражало некоторые влияния Антеморо , например, называние своего короля титулом Андрианони . [8]
Королевство Махафали было одним из немногих, не перешедших под контроль Королевства Мерина в 19 веке. [10] Последним королем Махафали был Циампонди, который начал править в 1890 году. [8] По данным Африки шестнадцатого-восемнадцатого веков , правление Циампондия закончилось в 1911 году. [8] в то время как согласно французскому документу под названием Observations sur les Mahafalys , правление Циампонди закончилось после короткой французской военной кампании в 1907 году. [11]
Общество
[ редактировать ]
Общество Махафали в целом патриархально. [12] Предполагается, что члены семьи мужского пола (отцы, сыновья, братья) должны жить в непосредственной близости друг от друга, а женщины должны переехать в деревню своего мужа. [13] Общество в основном структурировано вокруг пяти типов родственных групп, наиболее важными из которых являются непосредственные домашние хозяйства. Как и в других частях Мадагаскара, здесь почитают предков.
Исторически, начиная с первого правителя Маросераны, Махафали управляли короли линии Маросерана. Королей хоронили в гробницах, называемых воламена («золото»). [14] и они были переименованы после их смерти, практика называлась анарахина , поскольку после смерти было табу произносить имя короля, которое он имел при жизни; [8] все его последователи были обязаны постричься в начале траура, а все, кто не подчинился, были изгнаны из общины. [15] Ранние короли Махафали жили в поселениях, тропы которых расходились к каждой из крупных окрестных деревень на его территории. [16] и его власть усугублялась владением королевскими реликвиями, которые, как считалось, обладали сверхъестественной силой. [17] Король правил обществом, которое было разделено на привилегированных ( ренилеми ), простолюдинов ( валохазоманга ) и мигрантов, прибывших в этот район из других мест ( фолахазоманга ). Ренилемия ; состояла из потомков самого могущественного вождя времен основания династии Маросерана, Цилеликия («непобедимого») потомки соратников и любимых подданных Цилеликия; и отдельные лица (или их потомки), получившие королевскую милость. Короля поддерживал советник ( омбиасы ), а также жрец ( мпсоро ), который отвечал за проведение жертвоприношений животных на общем алтаре ( хангомаза-лава ). Общество было разделено на многочисленные кланы, некоторые из которых выполняли особые обязанности, такие как кузнечное дело и сбор меда. Главы этих родов избирались под титулом «царский друг» ( раиницы ны мпанджака ) и имели официального советника ( ондаты-бэ ), подобного самому царю. [1] Только главам родов и царю разрешалось носить большое железное копье ( бераха ), которое служило символом их статуса. [18]
Семейная принадлежность
[ редактировать ]Домохозяйство является наиболее важной социальной принадлежностью Махафали. Домохозяйство определяется как группа совместно проживающих членов семьи, возглавляемая и «принадлежащая» самому старшему мужчине в группе. Дети остаются членами семьи своего отца до достижения совершеннолетия, после чего молодые люди основывают свой собственный дом и семью рядом с домом своего отца, а молодые женщины выходят замуж и переезжают в дом своего мужа. Мужчины сохраняют опеку над детьми в случае развода. [12] В традиционных семьях мужчина нередко имеет более одной жены. Ближайшие члены семьи, проживающие вместе в одном домохозяйстве, несут ответственность за организацию свадеб и похорон членов своей семьи, а также покрытие расходов, связанных с церемониями исцеления ( ромбо ) больных членов семьи. [19]
Социальная идентичность человека Махафали также определяется его или ее фоко - группой всех потомков живого мужчины или женщины; индивид принадлежит одновременно нескольким фоко. Члены фоко обычно собираются или работают вместе только тогда, когда глава фоко болен, нуждается в помощи или умер, и в этом случае члены организуются, чтобы принять меры по мере необходимости. [19] Еще более сильной идентичностью является тариха , живущие потомки мужской линии происхождения, восходящие к общему предку мужского пола, умершему достаточно недавно, чтобы самые старые члены группы могли проследить свои родственные связи с ним и запомнить некоторые особенности его как человек. Все жертвоприношения предкам ( соро ) совершаются во имя этого общего предка, и тарихи за проведение этих ритуалов от имени группы отвечает самый старый член мужского пола. Члены тарихи обычно живут рядом друг с другом и образуют деревню или группу деревень. [13]
Культура
[ редактировать ]
Махафали в основном занимаются земледелием и скотоводством. [20] Зебу занимают важное место в обществе как по экономическим, так и по духовным причинам, поскольку считаются символом жизни и благородства, а также средством связи живых с предками. [21] Члены домашнего хозяйства работают вместе, занимаясь сельским хозяйством и другой деятельностью, обеспечивающей средства к существованию для удовлетворения жизненных потребностей семьи. Младшие члены семьи мужского пола обычно несут ответственность за выпас семейного скота. [19] и мужчины всех возрастов работают в полях. Женщины помогают в работе на полях, а также отвечают за домашние дела, такие как приготовление пищи и доставка воды, чему часто помогают их дети, а иногда и муж. [22] Одежда в этом регионе традиционно шилась из хлопка, который выращивался здесь; реже иногда использовался шелк местного прядения. [23]
Табу
[ редактировать ]Фадинские «табу» издавна играли важную роль в культурной жизни Махафали. Исторически сложилось так, что общие табу среди Махафали включали запрет женщинам пить из одной чашки или сидеть на одной циновке со своим мужем. [24] стоя, разговаривая с королем, [25] и женщинам Махафали исторически разрешалось курить табак, но не жевать его. [26] По всей стране Махафали въезд белым людям был запрещен; если кому-то удавалось проникнуть на территорию, вождя этой земли предавали смерти. [27] Короли имели право налагать табу на определенные слова, которые члены общины никогда больше не могли произносить. [28]
Похоронные обряды
[ редактировать ]Как и на большей части Мадагаскара, Махафали хоронят своих умерших в гробницах. Могилы членов семьи исторически располагались в священных лесных районах вдали от домов живых, хотя из-за вырубки лесов и других факторов это уже не всегда так. Гробницы обычно группируются вместе и располагаются в соответствии с рангом и ролью членов семьи: могила старшего предка находится дальше на юге, его потомков - на севере, а жен и не состоящих в браке членов семьи - на западе. Похороны состоят из нескольких церемоний, на каждой из которых в жертву приносят зебу; их черепа помещены на вершину гробницы. Первая церемония является подготовкой к следующим событиям, и зебу омбилахи, принесенный в жертву на этой церемонии, особенно важен, потому что мясо раздается всем собравшимся в знак единства и дружбы. [21]
Махафали также украшают свои гробницы алоало , высокими деревянными столбами с резными геометрическими узорами, иногда увенчанными резными зебу или другими фигурами, имеющими значение для умершего. Эти посты призваны указать на то, что человек умер и достиг статуса «предка» ( разана ), которые служат посредниками между живыми и Богом; могила — новый дом предка, поскольку смерть рассматривается не как конец, а как переход в другую фазу жизни. Сегодня Алоало считается культовым символом Мадагаскара, а родина Махафали с ее полузасушливой экосистемой и богатством гробниц и погребального искусства была добавлена в Предварительный список объектов всемирного наследия . Посещать места захоронений можно только во время похорон или для поиска бродячего скота, но в остальных случаях посещение строго запрещено. [21]
Домохозяйствам не разрешается производить собственное алоало или гробы, а также использовать собственные материалы для строительства гробниц или омбилахи зебу — все должно быть куплено или заказано у специализированного клана, на который домохозяйство исторически полагалось при производстве этих предметов, и домохозяйство должно заплатите за них зебу и едой. Проведение различных церемоний и строительство гробницы может занять год и более, в течение этого времени жена умершего должна оставаться с трупом в доме умершего. Его старший сын отвечает за добычу ватолахи — вертикальных каменных надгробий высотой до двух метров, которые являются частью конструкции гробницы, — а его дочери отвечают за добычу алоало и жертвенных зебу; оставшиеся члены семьи и друзья добывают камни, необходимые для строительства гробницы. Следовательно, размер гробницы зависит от размера семьи и социального положения умершего. [21]
Язык
[ редактировать ]Махафали говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [29] [30]
Экономика
[ редактировать ]Махафали - это в первую очередь пастухи и скотоводы-зебу. Хлопок выращивается Махафали с 16 века. [31] Они также собирают дикий мед, [32] продавайте древесный уголь, плетите корзины и циновки, занимайтесь резьбой по дереву, возделывайте огороды и разводите мелкий домашний скот. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Огот 1992 , с. 867.
- ^ Группа диаграмм 2013 .
- ^ Эггерт 1981 , с. 149.
- ^ Эггерт 1981 , стр. 150–51.
- ^ Циммерманн, Морис (1911). «Страна Махафали на юге Мадагаскара» . Анналы географии (на французском языке). 20 (110): 189–191. дои : 10.3406/geo.1911.7420 .
- ^ Огот 1992 , с. 856.
- ^ Огот 1992 , с. 859.
- ^ Jump up to: а б с д и Огот 1992 , с. 868.
- ^ Огот 1992 , стр. 867–68.
- ^ Аде Аджайи 1998 , с. 422.
- ^ Пикард (1907). «Наблюдения за Махафалисом» (PDF) . persee.fr . п. 206.
- ^ Jump up to: а б Эггерт 1981 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Эггерт 1981 , с. 153.
- ^ Огот 1992 , с. 858.
- ^ Геннеп 1904 , с. 103.
- ^ Огот 1992 , с. 857.
- ^ Геннеп 1904 , с. 96.
- ^ Геннеп 1904 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Эггерт 1981 , с. 152.
- ^ ЛеУлье 2010 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д ЮНЕСКО. «L'art funeraire Mahafaly» (PDF) (на французском языке) . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Маттерн, Кьярелла; Равеломандеха, Фарасоа (2012). «Исследовательское антропологическое исследование: социальная организация и политические структуры на плато Махафали, Мадагаскар, регион Ацимо Андрефана» (PDF) (на французском языке). Действия против голода . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Кондра 2013 , с. 456.
- ^ Геннеп 1904 , с. 157.
- ^ Геннеп 1904 , с. 86.
- ^ Геннеп 1904 , с. 299.
- ^ Геннеп 1904 , с. 42.
- ^ Геннеп 1904 , с. 337.
- ^ Шуп 2011 , с. 180.
- ^ Разное 2003 , с. 205.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 431.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 441.
Библиография
[ редактировать ]- Аде Аджайи, Джейкоб Фестус (1998). Общая история Африки: Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9780520067011 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-20980-0 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Лос-Анджелес: ABC Clio. ISBN 978-0-313-37637-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Эггерт, Карл (1981). «Кто такие Махафали? Культурная и социальная неправильная идентификация на юго-западе Мадагаскара». Вчера и сегодня: Hier et aujourd'hui (PDF) . Том. 13-14. Антананариву: Университет Мадагаскара, исторический факультет. стр. 149–176.
- Геннеп, А.В. (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре (на французском языке). Париж: Эрнест Леру. ISBN 978-5-87839-721-6 .
- ЛеУлье, Сара (август 2010 г.). Мадагаскар (Попутчик) . Издательство в других местах. ISBN 978-0-9822619-5-8 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Шуп, Джон А. (17 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-363-7 .
- Разное (2003). Международная энциклопедия лингвистики Vol. 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513977-8 .