Jump to content

Счастливый

Счастливый
Дети Махафалы
Общая численность населения
в. 150 000 (2013)
Регионы со значительной численностью населения
Мадагаскар
Языки
малагасийский
Религия
Христианство и традиционная религия
Родственные этнические группы
Другие малагасийские группы; Народы банту , австронезийские народы

Махафали - Ампанихи этническая группа Мадагаскара , населяющая равнины района Бетиоки . Их имя означает либо «те, кто делает святыми» [1] или «те, кто делает счастливыми», хотя лингвисты считают первое более вероятным. В 2013 году на Мадагаскаре проживало около 150 000 махафали. [2] Считается, что Махафали прибыли на Мадагаскар из юго-восточной Африки примерно в 12 веке. Они стали известны благодаря большим гробницам , которые они строят в честь умерших вождей и королей. Занимаясь в основном земледелием и скотоводством, они говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы .

Этническая принадлежность

[ редактировать ]
Распространение малагасийских этнических групп

Этот ярлык этнической группы использовался другими малагасийцами и иностранцами для описания людей, которые традиционно населяли юго-западное побережье Мадагаскара, ограниченное внутри страны реками Менарандра и Онилахи . [3] Однако сами люди не используют этот ярлык и не идентифицируют себя как часть одной этнической группы, а предпочитают идентифицировать себя по другим родственным или геополитическим признакам; Имя Махафали не имеет никакого значения для людей, происходящих из этой местности, а вместо этого является ярлыком, навязанным извне. [4] Большая часть населения сосредоточена вдоль берегов рек, протекающих по в основном засушливой территории. [5]

Согласно устным преданиям, народ Махафали ведет свое происхождение от раннего дворянина Маросераны Олембецитото, [6] который стал лидером в 1500-х годах с миграцией маросерана в юго-западную часть Мадагаскара. [1] До прибытия Маросераны люди, поселившиеся в этой части острова, жили общинами, которыми управляли в основном семьи, называемые андриантсилелики . Мигранты Маросераны первоначально заключили союзы с этими семьями, но в конечном итоге это переросло в конфликт, и Маросерана вышли победителями; Когда к власти пришли Маросераны, они позволили Андриантилелики сохранить определенные привилегии и особый статус. [7]

После нескольких лет правления Олембецитото ушел в уединение. Его последователи верили, что он стал святым ( фали ) и сделал свою землю и людей святыми ( маха-фали ) посредством этого поступка, который отражал распространенное мнение о главном Маросеранском божестве Андриамаро, которого нельзя было увидеть, передаваемом через посредника, и требовал повиновения, внушая страх и трепет. Последователи этого дворянина оставались едиными в своей преданности ему через омбиасия (святого советника), который служил посредником между правителем и его народом. [1] Одно из самых ранних задокументированных политических действий Махафали произошло в июне 1649 года, когда двенадцать посланников Махафали посетили французское поселение в Форт-Дофине, чтобы успешно получить платные услуги французских наемников для помощи в борьбе с народом Масикоро , укравшим скот их короля. [8]

Государство Махафали начало распадаться на независимые королевства, начиная примерно с 1650 года с королевствами Сакатово и Менарандра. Примерно два десятилетия спустя королевство Линта отделилось, и примерно в 1750 году из оставшейся территории было образовано королевство Онилахи. Конфликт между королем Менарандры и соседним народом Антандрой на западе привел к аннексии провинции Антандрой Каримбола в первая половина 18 века. Хотя специфика истории этих королевств до 1800 г. малоизвестна, частая смена правителей внутри каждого королевства указывает на нестабильность и беспорядки внутри династии Маросерана: в Линте было семь правителей, в Сакатово - шесть, в Менарандре - трое между 1750-1800 гг. , а у Онилахи было два. [9] Королевство Онилахи отражало некоторые влияния Антеморо , например, называние своего короля титулом Андрианони . [8]

Королевство Махафали было одним из немногих, не перешедших под контроль Королевства Мерина в 19 веке. [10] Последним королем Махафали был Циампонди, который начал править в 1890 году. [8] По данным Африки шестнадцатого-восемнадцатого веков , правление Циампондия закончилось в 1911 году. [8] в то время как согласно французскому документу под названием Observations sur les Mahafalys , правление Циампонди закончилось после короткой французской военной кампании в 1907 году. [11]

Общество

[ редактировать ]
я очень рад

Общество Махафали в целом патриархально. [12] Предполагается, что члены семьи мужского пола (отцы, сыновья, братья) должны жить в непосредственной близости друг от друга, а женщины должны переехать в деревню своего мужа. [13] Общество в основном структурировано вокруг пяти типов родственных групп, наиболее важными из которых являются непосредственные домашние хозяйства. Как и в других частях Мадагаскара, здесь почитают предков.

Исторически, начиная с первого правителя Маросераны, Махафали управляли короли линии Маросерана. Королей хоронили в гробницах, называемых воламена («золото»). [14] и они были переименованы после их смерти, практика называлась анарахина , поскольку после смерти было табу произносить имя короля, которое он имел при жизни; [8] все его последователи были обязаны постричься в начале траура, а все, кто не подчинился, были изгнаны из общины. [15] Ранние короли Махафали жили в поселениях, тропы которых расходились к каждой из крупных окрестных деревень на его территории. [16] и его власть усугублялась владением королевскими реликвиями, которые, как считалось, обладали сверхъестественной силой. [17] Король правил обществом, которое было разделено на привилегированных ( ренилеми ), простолюдинов ( валохазоманга ) и мигрантов, прибывших в этот район из других мест ( фолахазоманга ). Ренилемия ; состояла из потомков самого могущественного вождя времен основания династии Маросерана, Цилеликия («непобедимого») потомки соратников и любимых подданных Цилеликия; и отдельные лица (или их потомки), получившие королевскую милость. Короля поддерживал советник ( омбиасы ), а также жрец ( мпсоро ), который отвечал за проведение жертвоприношений животных на общем алтаре ( хангомаза-лава ). Общество было разделено на многочисленные кланы, некоторые из которых выполняли особые обязанности, такие как кузнечное дело и сбор меда. Главы этих родов избирались под титулом «царский друг» ( раиницы ны мпанджака ) и имели официального советника ( ондаты-бэ ), подобного самому царю. [1] Только главам родов и царю разрешалось носить большое железное копье ( бераха ), которое служило символом их статуса. [18]

Семейная принадлежность

[ редактировать ]

Домохозяйство является наиболее важной социальной принадлежностью Махафали. Домохозяйство определяется как группа совместно проживающих членов семьи, возглавляемая и «принадлежащая» самому старшему мужчине в группе. Дети остаются членами семьи своего отца до достижения совершеннолетия, после чего молодые люди основывают свой собственный дом и семью рядом с домом своего отца, а молодые женщины выходят замуж и переезжают в дом своего мужа. Мужчины сохраняют опеку над детьми в случае развода. [12] В традиционных семьях мужчина нередко имеет более одной жены. Ближайшие члены семьи, проживающие вместе в одном домохозяйстве, несут ответственность за организацию свадеб и похорон членов своей семьи, а также покрытие расходов, связанных с церемониями исцеления ( ромбо ) больных членов семьи. [19]

Социальная идентичность человека Махафали также определяется его или ее фоко - группой всех потомков живого мужчины или женщины; индивид принадлежит одновременно нескольким фоко. Члены фоко обычно собираются или работают вместе только тогда, когда глава фоко болен, нуждается в помощи или умер, и в этом случае члены организуются, чтобы принять меры по мере необходимости. [19] Еще более сильной идентичностью является тариха , живущие потомки мужской линии происхождения, восходящие к общему предку мужского пола, умершему достаточно недавно, чтобы самые старые члены группы могли проследить свои родственные связи с ним и запомнить некоторые особенности его как человек. Все жертвоприношения предкам ( соро ) совершаются во имя этого общего предка, и тарихи за проведение этих ритуалов от имени группы отвечает самый старый член мужского пола. Члены тарихи обычно живут рядом друг с другом и образуют деревню или группу деревень. [13]

Культура

[ редактировать ]
Более счастливый

Махафали в основном занимаются земледелием и скотоводством. [20] Зебу занимают важное место в обществе как по экономическим, так и по духовным причинам, поскольку считаются символом жизни и благородства, а также средством связи живых с предками. [21] Члены домашнего хозяйства работают вместе, занимаясь сельским хозяйством и другой деятельностью, обеспечивающей средства к существованию для удовлетворения жизненных потребностей семьи. Младшие члены семьи мужского пола обычно несут ответственность за выпас семейного скота. [19] и мужчины всех возрастов работают в полях. Женщины помогают в работе на полях, а также отвечают за домашние дела, такие как приготовление пищи и доставка воды, чему часто помогают их дети, а иногда и муж. [22] Одежда в этом регионе традиционно шилась из хлопка, который выращивался здесь; реже иногда использовался шелк местного прядения. [23]

Фадинские «табу» издавна играли важную роль в культурной жизни Махафали. Исторически сложилось так, что общие табу среди Махафали включали запрет женщинам пить из одной чашки или сидеть на одной циновке со своим мужем. [24] стоя, разговаривая с королем, [25] и женщинам Махафали исторически разрешалось курить табак, но не жевать его. [26] По всей стране Махафали въезд белым людям был запрещен; если кому-то удавалось проникнуть на территорию, вождя этой земли предавали смерти. [27] Короли имели право налагать табу на определенные слова, которые члены общины никогда больше не могли произносить. [28]

Похоронные обряды

[ редактировать ]

Как и на большей части Мадагаскара, Махафали хоронят своих умерших в гробницах. Могилы членов семьи исторически располагались в священных лесных районах вдали от домов живых, хотя из-за вырубки лесов и других факторов это уже не всегда так. Гробницы обычно группируются вместе и располагаются в соответствии с рангом и ролью членов семьи: могила старшего предка находится дальше на юге, его потомков - на севере, а жен и не состоящих в браке членов семьи - на западе. Похороны состоят из нескольких церемоний, на каждой из которых в жертву приносят зебу; их черепа помещены на вершину гробницы. Первая церемония является подготовкой к следующим событиям, и зебу омбилахи, принесенный в жертву на этой церемонии, особенно важен, потому что мясо раздается всем собравшимся в знак единства и дружбы. [21]

Махафали также украшают свои гробницы алоало , высокими деревянными столбами с резными геометрическими узорами, иногда увенчанными резными зебу или другими фигурами, имеющими значение для умершего. Эти посты призваны указать на то, что человек умер и достиг статуса «предка» ( разана ), которые служат посредниками между живыми и Богом; могила — новый дом предка, поскольку смерть рассматривается не как конец, а как переход в другую фазу жизни. Сегодня Алоало считается культовым символом Мадагаскара, а родина Махафали с ее полузасушливой экосистемой и богатством гробниц и погребального искусства была добавлена ​​в Предварительный список объектов всемирного наследия . Посещать места захоронений можно только во время похорон или для поиска бродячего скота, но в остальных случаях посещение строго запрещено. [21]

Домохозяйствам не разрешается производить собственное алоало или гробы, а также использовать собственные материалы для строительства гробниц или омбилахи зебу — все должно быть куплено или заказано у специализированного клана, на который домохозяйство исторически полагалось при производстве этих предметов, и домохозяйство должно заплатите за них зебу и едой. Проведение различных церемоний и строительство гробницы может занять год и более, в течение этого времени жена умершего должна оставаться с трупом в доме умершего. Его старший сын отвечает за добычу ватолахи — вертикальных каменных надгробий высотой до двух метров, которые являются частью конструкции гробницы, — а его дочери отвечают за добычу алоало и жертвенных зебу; оставшиеся члены семьи и друзья добывают камни, необходимые для строительства гробницы. Следовательно, размер гробницы зависит от размера семьи и социального положения умершего. [21]

Махафали говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео . [29] [30]

Экономика

[ редактировать ]

Махафали - это в первую очередь пастухи и скотоводы-зебу. Хлопок выращивается Махафали с 16 века. [31] Они также собирают дикий мед, [32] продавайте древесный уголь, плетите корзины и циновки, занимайтесь резьбой по дереву, возделывайте огороды и разводите мелкий домашний скот. [22]

  1. ^ Jump up to: а б с д Огот 1992 , с. 867.
  2. ^ Группа диаграмм 2013 .
  3. ^ Эггерт 1981 , с. 149.
  4. ^ Эггерт 1981 , стр. 150–51.
  5. ^ Циммерманн, Морис (1911). «Страна Махафали на юге Мадагаскара» . Анналы географии (на французском языке). 20 (110): 189–191. дои : 10.3406/geo.1911.7420 .
  6. ^ Огот 1992 , с. 856.
  7. ^ Огот 1992 , с. 859.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Огот 1992 , с. 868.
  9. ^ Огот 1992 , стр. 867–68.
  10. ^ Аде Аджайи 1998 , с. 422.
  11. ^ Пикард (1907). «Наблюдения за Махафалисом» (PDF) . persee.fr . п. 206.
  12. ^ Jump up to: а б Эггерт 1981 , с. 151.
  13. ^ Jump up to: а б Эггерт 1981 , с. 153.
  14. ^ Огот 1992 , с. 858.
  15. ^ Геннеп 1904 , с. 103.
  16. ^ Огот 1992 , с. 857.
  17. ^ Геннеп 1904 , с. 96.
  18. ^ Геннеп 1904 , с. 90.
  19. ^ Jump up to: а б с Эггерт 1981 , с. 152.
  20. ^ ЛеУлье 2010 , с. 50.
  21. ^ Jump up to: а б с д ЮНЕСКО. «L'art funeraire Mahafaly» (PDF) (на французском языке) . Проверено 20 февраля 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б Маттерн, Кьярелла; Равеломандеха, Фарасоа (2012). «Исследовательское антропологическое исследование: социальная организация и политические структуры на плато Махафали, Мадагаскар, регион Ацимо Андрефана» (PDF) (на французском языке). Действия против голода . Проверено 20 февраля 2017 г.
  23. ^ Кондра 2013 , с. 456.
  24. ^ Геннеп 1904 , с. 157.
  25. ^ Геннеп 1904 , с. 86.
  26. ^ Геннеп 1904 , с. 299.
  27. ^ Геннеп 1904 , с. 42.
  28. ^ Геннеп 1904 , с. 337.
  29. ^ Шуп 2011 , с. 180.
  30. ^ Разное 2003 , с. 205.
  31. ^ Кэмпбелл 2012 , с. 431.
  32. ^ Кэмпбелл 2012 , с. 441.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a94e970278986e1b5621a0097d9cd640__1705457760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/40/a94e970278986e1b5621a0097d9cd640.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mahafaly - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)