Тлинкиты
Вождь Анотклош племени Таку в одеяле Чилкат , Джуно, Аляска , ок. 1913 год | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
США ( Аляска ) | 14,000 [1] |
Канада ( Британская Колумбия , Юкон ) | 2,110 [2] [1] |
Языки | |
английский, тлинкитский , русский (исторически) | |
Религия | |
Христианство, особ. русский православный Традиционная религия коренных жителей Аляски |
Лингит «Люди приливов» | |
---|---|
Люди | Тлинкиты |
Язык | Лингит |
Страна | Тлинкит Аани |
Тлинкиты или лингиты ( Английский: / ˈ t l ɪ ŋ k ɪ t , ˈ k l ɪ ŋ k ɪ t / ТЛИНГ -кит, КЛИНГ -кит ) — коренные народы тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки и составляют двое из двухсот тридцати одного (231, по состоянию на 2022 год) [3] признанные на федеральном уровне племена Аляски . [4] Хотя большинство, около 14 000 [ нужна ссылка ] человек, являются коренными жителями Аляски , есть небольшое меньшинство, 2110, [2] которые являются канадскими коренными народами .
Их язык — тлинкитский язык (изначально лингит , произносится [ɬɪ̀nkɪ́tʰ] ), [5] в котором это имя означает «Люди приливов». [6] Русское имя Колоши ( Колоши , от сугпиакско-алютикского термина кулут'руак, обозначающего губную серьгу, которую носят женщины) или родственное немецкое имя Кулишен можно встретить в отношении людей в более старой исторической литературе, например, на карте Григория Шелихова 1796 года. Русская Америка . [7] Сегодня тлинкиты принадлежат к нескольким признанным на федеральном уровне коренным племенам Аляски, включая Ангунскую общественную ассоциацию, Центральный совет индейских племен тлинкитов и хайда на Аляске , [8] Индийская деревня Чилкат, Индейская ассоциация Чилкут, Ассоциация племени Крейг, Ассоциация индейцев Хуна, Индийская корпорация Кетчикан, Кооперативная ассоциация Клавок, Организованная деревня Касаан, Организованная деревня Каке, Организованная деревня Саксман, Ассоциация индейцев Петербурга, Деревня Скагуэй, Якутатское племя тлинкитов и Кооперативное объединение Врангеля. [9] Некоторые граждане коренных народов Каркросс/Тагиш на Юконе и племени Ситка на Аляске имеют тлинкитское происхождение. [10] Таку-тлинкиты входят в Индийскую ассоциацию Дугласа на Аляске и в коренную нацию тлинкитов реки Таку в Канаде.
У тлинкитов существует матрилинейная система родства матери : дети рождаются в клане , а имущественные и наследственные роли передаются по материнской линии. [11] Их культура и общество развивались в умеренных тропических лесах юго-восточного побережья Аляски и архипелага Александра . Тлинкиты сохранили сложную культуру охотников-собирателей, основанную на полуоседлом ведении рыболовства. [12] Наследственное подневольное состояние широко практиковалось, пока оно не было объявлено вне закона правительством Соединенных Штатов. [13] Внутренняя группа, известная как Внутренние Тлинкиты, населяет крайнюю северо-западную часть провинции Британская Колумбия и южный Юкон в Канаде.
Территория
[ редактировать ]Самая большая территория, исторически оккупированная тлинкитами, простиралась от Портлендского канала вдоль нынешней границы между Аляской и Британской Колумбией , на север до побережья к юго-востоку от дельты реки Коппер на Аляске. [14] Тлинкиты заняли почти весь архипелаг Александра , за исключением самой южной оконечности острова Принца Уэльского и его окрестностей, куда кайгани хайда переселились незадолго до первых встреч с европейскими исследователями.
Племена прибрежных тлинкитов контролировали один из горных перевалов во внутренних районах Юкона; они были разделены на три племени: чилкат-тлинкиты ( Jilḵáat Ḵwáan ) по реке Чилкат и на полуострове Чилкат , чилкут-тлинкиты ( Jilḵoot Ḵwáan ) и таку-тлинкиты ( Tʼaaḵu Ḵwáan :) по реке Таку .
Внутри страны тлинкиты занимали территории вдоль крупных рек, которые пронизывают Береговые горы и горы Святого Ильи и впадают в Тихий океан , включая реки Алсек , Татшеншини , Чилкат , Таку и Стикине . Регулярно путешествуя вверх по этим рекам, тлинкиты развили обширные торговые сети с атабаскскими племенами внутренних районов и часто вступали с ними в брак. В результате этих регулярных путешествий и торговли несколько относительно крупных популяций тлинкитов поселились вокруг Атлин , Теслин и озер Тагиш , истоки которых вытекают из районов вблизи истоков реки Таку.
Очертить современную территорию тлинкитов сложно, поскольку они рассредоточены по границе между Соединенными Штатами и Канадой, у них нет обозначенных резерваций, другие сложные юридические и политические проблемы делают ситуацию запутанной, а среди тлинкитов существует относительно высокий уровень мобильности. население. Они также пересекаются по территории с различными атабаскскими народами , такими как талтан , каска и тагиш . В Канаде современные общины Атлина, Британская Колумбия (река Таку, тлинкиты), [15] Теслин, Юкон ( Теслинский совет тлинкитов ) и Каркросс, Юкон ( первая нация Каркросс/Тагиш ) имеют резервы и являются репрезентативными внутренними тлинкитскими популяциями. [5]
Территория, занимаемая современными тлинкитами на Аляске, не ограничивается отдельными резервациями , в отличие от большинства племен в 48 нижних смежных штатах. Это результат Закона об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA), который учредил региональные корпорации по всей Аляске со сложными портфелями прав собственности на землю, а не с ограниченными резервациями, управляемыми правительствами племен. Корпорацией в тлинкитском регионе является Sealaska Corporation , которая обслуживает тлинкитов, а также хайда и цимшианцев на Аляске. [16]
Тлинкиты в целом участвуют в коммерческой экономике Аляски. Как следствие, они живут в типично американских нуклеарных семьях с частной собственностью на жилье и землю. Многие также владеют земельными участками, полученными от Сеаласки или от более ранних участков, предшествовавших ANCSA. Несмотря на юридические и политические сложности, территорию, исторически занимаемую тлинкитами, вполне обоснованно можно назвать их современной родиной. Сегодня тлинкиты считают землю от Якутата на юге до Аляскинского полуострова , включая озера во внутренних районах Канады, Лингит Аани , Землей тлинкитов.
Сохранившуюся территорию тлинкитов можно грубо разделить на четыре основные части, соответствующие экологическим, языковым и культурным подразделениям:
- Южные тлинкиты занимают регион к югу от залива Фредерик и живут в самых северных уголках западного леса красного кедра .
- Северные тлинкиты живут к северу от залива Фредерик до мыса Спенсер, включая Глейшер-Бей и канал Линн ; они занимают самые теплые и богатые леса ситкинской ели и болиголова западного .
- Внутренние тлинкиты живут вдоль больших внутренних озер и в русле реки Таку, а также на юге Юкона и живут так же, как и их соседи-атабаски, в смешанной еловой тайге .
- Тлинкиты на побережье Мексиканского залива живут вдоль узкой полосы береговой линии, поддержанной крутыми горами и обширными ледниками, к северу от мыса Спенсер и вдоль побережья залива Аляска до залива Контроллер и острова Каяк . Их территория может быть разрушена тихоокеанскими штормами.
Торговые и культурные взаимодействия между каждой из этих групп тлинкитов и их разрозненными соседями, различия в методах сбора продуктов питания и диалектные различия в языке способствуют этой идентификации. Эти академические классификации подтверждаются аналогичной самоидентификацией среди тлинкитов.
Племена или хваны
[ редактировать ]Племя тлинкитов | НАСИЛИЕ | Перевод | Местоположение деревни или сообщества | Англизированные , архаичные варианты или адаптации |
---|---|---|---|---|
Гальякс Хван | qaɬjáχ qʰʷáːn | Племя Лососевого Ручья | Область отсека фиксированных контроллеров | Kaliakh |
Бад-Хааву | χʊnaː kʰáːwʊ | Племя или люди со стороны северного ветра | Хуна | Хуна люди |
Сауддан | савдан qʰʷáːn | От S'oow («нефрит») daa («вокруг»), aan («земля/страна/деревня»), потому что бухта повсюду цвета нефрита. | Очиток | Надолго |
Тахджик.аан Хван: | tʼaqtʃikʔaːn qʷʷáːn | Племя прибрежного города | северный остров Принца Уэльского | Смокинг |
Читать далее: | ɬaːχaːjík qʰʷáːn | Внутри ледниковых людей | Якутский район | Якутат |
Таау Хван: | tʼaːqhu qʷáːn | Племя гусей, наводняющее верховья реки | Мой | Мои тлинкиты, мой народ |
Xutsnoowú (он же Xudzidaa ) Ḵwáan | xutsnuːwú qʰʷáːn | Форт Бурого Медведя, также известный как Племя Горевшего Леса | Власть | Люди Хучену , Хочену, Куцнаху |
Хиньяа Хван | хинджаː qʰʷáːn | Племя из-за воды | Клавок | Привет, Ханега |
Гуунааксу Хван | датьːχuː qʷʷáːn | Среди племени атабасков | Сухой залив | Люди Гунаху , люди Сухого залива |
Дайслин Хваан: | tesɬiːn qʰʷáːn | Племя большого сухожилия | Тесла | Теслин Тлинкит , народ Теслин , Внутренние Тлинкиты |
Ши Тика ( Шитка ) также известная как | ʃiːtʼkʰá qʰʷáːn | Внешний край ветви племени | Ситка | Sitka, Shee Atika |
Штакшин Хван | ʃtaxʼhíːn qʰʷáːn | Племя Горькой Воды | Врангель | Стикинский народ , Стикинские тлинкиты |
См. Ка Хван | séːtʰ kʰʌ́ qʰʷáːn | Люди быстрой воды | Петербург | См. Ка Хван |
Джилхаат Хван | tʃiɬqʰáːt qʰʷáːn | От Чаал («тайник с едой») ксаат («лосось») хваан («жители»): племя тайников с лососем. | Клюкван | Чилкат люди |
Аа Тлейн Хваан | ʔáː tɬʰeːn qʰʷáːn | Племя Большого Озера | Атлин | См. Реку Тлинкит , Внутренний Тлинкит. |
Шеекс Кван | qʰíːχʼ qʰʷáːn | Племя Рассвета | Ты | Каке люди |
Таанта Хван | tʰaːntʼa qʰʷáːn | Племя морских львов | Форт Тонгасс (ранее) и Кетчикан (сегодня) | Люди Тонгасса |
Джилхуот Хван | tʃiɬqʰuːt qʰʷáːn | Племя Чилкут | Хейнс | Чилкутский народ |
Аакв Хван | ʔáːkʷʼ qʰʷáːn | Маленькое озерное племя | Увеличение залива | Ауке люди |
Кою Хван | снег снег снег снег | Племя желудка | Остров Кую | Куйу люди |
Мне жаль | saːnjaː qʰʷáːn | Южное племя | Деревня Кейп-Фокс (ранее) и Саксман (сегодня) | Саанья Кваан владеет Saxman Corporation, которой принадлежит Cape Fox Corporation. |
Культура
[ редактировать ]Культура тлинкитов многогранна и сложна, что характерно для жителей северо-западного побережья Тихого океана, имеющих доступ к легко эксплуатируемым богатым ресурсам. В тлинкитской культуре большое внимание уделяется семье и родству, а также богатой ораторской традиции. Богатство и экономическая власть являются важными показателями ранга, но не менее важны и щедрость и приличное поведение, все признаки «хорошего воспитания» и связей с аристократией. Искусство и духовность включены почти во все области тлинкитской культуры, причем даже предметы повседневного обихода, такие как ложки и ящики для хранения, украшены и пропитаны духовной силой и историческими верованиями тлинкитов.
Общество тлинкитов разделено на две части : Ворона и Орла. [17] Они, в свою очередь, делятся на многочисленные кланы , которые подразделяются на линии передачи или группы домов. У них существует матрилинейная система родства, при которой происхождение и наследование передаются по материнской линии. Эти группы имеют геральдические гербы, которые изображены на тотемных столбах , каноэ , праздничных блюдах, домашних столбах, плетениях, украшениях и других формах искусства. [11] Тлинкиты передают .оу (ы) или одеяла, которые символизировали доверие. Только тлинкиты могут унаследовать его, но они также могут передать его кому-то, кому они доверяют, который становится ответственным за его уход, но не владеет им по праву.
Как и другие коренные народы Северо-Западного побережья, тлинкиты практиковали наследственное рабство . [18]
Философия и религия
[ редактировать ]Мысли и верования тлинкитов, хотя и никогда официально не систематизированные, исторически представляли собой довольно хорошо организованную философскую и религиозную систему, основные аксиомы которой формировали то, как тлинкиты смотрели на окружающий мир и взаимодействовали с ним. Тлинкиты традиционно были анимистами , и охотники ритуально очищались перед охотой на животных. Шаманы , в первую очередь мужчины, лечили болезни, влияли на погоду, помогали в охоте, предсказывали будущее, защищали людей от колдовства. [19] Центральной частью системы верований тлинкитов была вера в реинкарнацию как людей, так и животных. [20]
Между 1886 и 1895 годами, из-за неспособности шаманов лечить болезни Старого Света, включая оспу , многие тлинкиты обратились в православие . [21] Русские православные миссионеры перевели свою литургию на тлинкитский язык. Утверждалось, что они рассматривали восточно-православное христианство как способ сопротивления ассимиляции с «американским образом жизни», который был связан с пресвитерианством . [22] После принятия христианства система верований тлинкитов начала разрушаться. [23]
Сегодня некоторые молодые тлинкиты оглядываются на свои традиционные племенные религии и мировоззрение в поисках вдохновения, безопасности и чувства идентичности. В то время как многие старейшины обратились в христианство, современные тлинкиты «примиряют христианство и «традиционную культуру»». [24]
Язык
[ редактировать ]Тлинкиты Юго-Восточной Аляски и Западной Канады говорят на тлинкитском языке (лингит [ɬɪ̀nkítʰ] ), [5] который является ветвью языковой семьи на-дене . Лингит имеет сложную грамматику и звуковую систему, а также использует определенные фонемы, неслыханные практически ни в одном другом языке. [25]
На тлинкитском языке говорят от 200 до 400 носителей языка в США и 100 человек в Канаде. [5] Говорящие на английском языке двуязычны или почти двуязычны. Племена, учреждения и лингвисты прилагают большие усилия к программам возрождения Юго-Восточной Аляски, чтобы возродить и сохранить тлинкитский язык и его культуру. Институт наследия Силяски , Институт наследия Золотого пояса и Юго-восточный университет Аляски имеют программы изучения тлинкитского языка, а общественные занятия проводятся в Клюкване и Ангуне . [5]
Жилье
[ редактировать ]Племена тлинкитов исторически строили дощатые дома из кедра и сегодня называют их клановыми домами; эти дома были построены с таким фундаментом, чтобы под полом можно было хранить свои вещи. Говорят, что в этих дощатых домах не было клея, гвоздей или каких-либо других креплений. Дома кланов обычно имели квадратную или прямоугольную форму, имели фасад, обращенный к фасаду, и тотемные столбы, обозначающие, к какому клану и группе принадлежали создатели.
Экономика
[ редактировать ]Многие тлинкитские мужчины работают в рыбной промышленности, а женщины работают на консервных заводах или в местной кустарной промышленности. Эти изделия ручной работы включают в себя такие изделия, как резьба по дереву и плетеные корзины, которые продаются для практического или туристического потребления. [26]
История
[ редактировать ]Различные культуры коренных народов на протяжении тысяч лет непрерывно оккупировали территорию Аляски, что привело к появлению тлинкитов. Человеческая культура с элементами, родственными тлинкитам, зародилась около 10 000 лет назад вблизи устьев рек Скина и Насс . Первый исторический контакт тлинкитов с европейцами произошел в 1741 году с русскими исследователями. В 1775 году за ними последовали испанские исследователи. Тлинкиты сохранили свою независимость, но пострадали от эпидемий оспы и других инфекционных заболеваний, принесенных европейцами. [27] В 1862 году в результате эпидемии оспы на северо-западе Тихого океана погибло около 60% материковых тлинкитов и 37% островных тлинкитов. [ нужна ссылка ]
Еда
[ редактировать ]Еда — центральная часть тлинкитской культуры, а земля — ее богатый источник. Большую часть богатства приливной жизни, обитающей на пляжах Юго-Восточной Аляски, можно использовать в пищу. Хотя еда вне пляжа может обеспечить довольно здоровую и разнообразную диету, употребление в пищу только «пляжной еды» считается у тлинкитов презрением и признаком бедности. Действительно, шаманы и их семьи были обязаны воздерживаться от всей еды, собранной на пляже, а мужчины могли избегать употребления пляжной еды перед битвами или напряженными занятиями, полагая, что это ослабит их духовно, а возможно, и физически. Таким образом, как по духовным причинам, так и для того, чтобы внести некоторое разнообразие в рацион, тлинкиты собирают много других ресурсов для еды, помимо тех, которые они легко находят за пределами своих входных дверей. Ни одному другому пищевому ресурсу не уделяется столько внимания, как лососю ; однако и тюлень , и дичь находятся на равных секундах.
Палтус , моллюски и морские водоросли традиционно служат пищей весной, а поздней весной и летом приносят тюленей и лосося . Лето — пора сбора диких и домашних ягод, таких как лососевая ягода , мыльная ягода и смородина . [29] Осенью на каланов ведется охота. [11] Сельдь и эвлахон также являются важными продуктами питания, их можно есть свежими или сушить и хранить для дальнейшего использования. Рыба дает мясо, масло и яйца. [29] Морские млекопитающие, такие как морские львы и каланы, используются в качестве продуктов питания и материалов для одежды. В лесах вблизи своих домов тлинкиты охотились на оленей, медведей, горных козлов и других мелких млекопитающих.
Генетика
[ редактировать ]Генетический анализ генов HLA I и HLA II, а также частот генов HLA-A, -B и -DRB1 связывает айнов Японии с некоторыми коренными народами Америки , особенно с популяциями северо-западного побережья Тихого океана, такими как тлинкиты. Ученые предполагают, что главный предок айнов и тлинкитов восходит к палеолитическим группам Южной Сибири . [30]
Известные тлинкиты
[ редактировать ]- Тодд Глория (р. 1978), политик
- Нора Маркс Дауэнхауэр (1927–2017), поэт, писатель и ученый.
- Эрнестина Хейс (р. 1945), поэт, мемуарист и профессор
- Урсала Хадсон , Чилкат и ткачиха Равенстейл
- Натан Джексон (художник) (1938 г.р.), резчик по дереву
- Эстер Литтлфилд (1906–1997), художница, культурный переводчик
- Байрон Маллотт (1943–2020), вице-губернатор Аляски (2014–2018)
- Да-ка-ксин Менер , фотограф и художник-инсталлятор.
- Ларри МакНил (р. 1955), фотограф
- Тилли Пол (1863–1952), защитник гражданских прав и педагог.
- Уильям Пол (1885–1977), поверенный
- Елизавета Ператрович (1911–1958), защитник гражданских прав.
- Кларисса Ризал (1956–2016), ткачиха Чилкат и Равенстейл.
- Дино Росси (р. 1959), политик
- Мартин Сенсмайер (р. 1985), актер
- Луи Шотридж (1883–1937), тлинкитский антрополог и куратор.
- Престон Синглетари (р. 1963), художник по стеклу
- Вальтер Соболев (1908–2011), ученый, старейшина и религиозный лидер.
- Дженни Тлунаут ( ок. 1891–1986 ), ткачиха из Чилката.
- С'уней (неизвестно), могущественный вождь Якутата, который пошел войной против Йейлхаака.
- Йейлксаак (неизвестен – 1791 г.), первый вождь Клюквана, с которым столкнулись европейцы.
- Вера Старбард , драматург и писатель
- Сюней Лэнс Твитчелл , ученый и писатель
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б По состоянию на 1990-е гг. Притцкер, 209
- ^ Jump up to: а б «Профиль аборигенного населения, перепись 2016 года» . Статистическое управление Канады. 21 июня 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Индийские организации, признанные и имеющие право на получение услуг от Бюро США по делам индейцев» (28 января 2022 г.), 87 FR 4636
- ^ Притцкер, 162
- ^ Jump up to: а б с д и «Лингит Ю Ксатанга: тлинкитский язык». Институт наследия Аляски. (получено 3 декабря 2009 г.)
- ^ Притцкер, 208.
- ^ Шелихов, Григорий Иванович и Ричард А. Пирс. Путешествие в Америку 1783–1786 гг. Кингстон: Limestone Press, 1981.
- ^ «Тлинкиты и Хайда» . Бюро по делам индейцев . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «Якутат» . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «Культура» . Посетите Ситку . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Прицкера, 210
- ^ Мосс, 27 лет.
- ^ "NEWS_Blog_Slavery_QA | Наследие Силаски" . www.sealaskaheritage.org . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Лагуны, 203-28.
- ^ Моя река Тлинкит
- ^ «Корпорация Сиаласка» . sealaska.com .
- ^ Шандонне, Энн (2013). Коренные народы Аляски . Анкоридж: Предприятия Арктического круга. п. 20. ISBN 1-933837-14-4 .
- ^ "NEWS_Blog_Slavery_QA | Наследие Силаски" . www.sealaskaheritage.org . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Притцкер, 209–210.
- ^ «Тлинкитская культура» . www.alaskan-natives.com . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Бойд, 241
- ^ Кан, Сергей. 1999. Вечная память: тлинкитская культура и русское православие через два столетия. П.xix-xxii
- ^ Кан, Сергей (1999). Вечная память: тлинкитская культура и русское православие через два столетия . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 406. ИСБН 9780295805344 .
- ^ Сергей, 42 года.
- ^ Олсон, Уоллес М. (1991). Тлинкиты . Оук Бэй, Аляска: Исследование наследия. стр. 16–17. ISBN 9780965900904 .
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 354. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Притцкер, 209
- ^ "Томми Джозеф". Художники коренных народов Аляски. (получено 27 декабря 2009 г.)
- ^ Jump up to: а б «Силаска – Программы – Язык – Культура – Учебный план – Тлинкиты». Архивировано 28 мая 2014 года в Институте наследия Wayback Machine Sealaska. (получено 3 декабря 2009 г.)
- ^ «Генетическая связь между азиатами и коренными американцами: данные по генам и гаплотипам HLA» . Исследовательские ворота . Проверено 17 сентября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- де Лагуна, Фредерика. «Тлинкиты». Саттлс, Уэйн, изд. Справочник североамериканских индейцев , Vol. 7: Северо-западное побережье. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт , 1990: 203–28. ISBN 0-87474-187-4 .
- Бойд, Роберт Томас. Пришествие духа чумы: появление инфекционных заболеваний и сокращение численности населения среди индейцев северо-западного побережья, 1774–1874 гг. Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1999. ISBN 978-0-295-97837-6 .
- Мосс, Мадонна. Северо-западное побережье: археология как глубокая история . Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии , 2011.
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000: 286–7. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Кан, Сергей. «Шаманизм и христианство: современные тлинкитские старейшины смотрят на прошлое». Класс, Мортон и Максин Висграу, ред. Через границы веры: современные проблемы антропологии религии. Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1999. ISBN 978-0-8133-2695-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эммонс, Джордж Торнтон (1991). Индейцы-тлинкиты . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97008-0 . (Соавторы Фредерика Де Лагуна и Джин Лоу)
- Гринев, Андрей Вальтерович (2005). Индейцы-тлинкиты в Русской Америке, 1741–1867 гг . Перевод Бланда, Ричарда Л.; Соловьева, Катерина Г. Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-0538-4 .
- Олсон, Уоллес М. (2001). Тлинкиты. Введение в их культуру и историю (Четвертое изд.). Оук Бэй, Аляска: Исследование наследия. п. 110. ИСБН 0-9659009-0-8 .
- Ширар, Шерил (2000). Понимание искусства Северо-Западного побережья. Путеводитель по гербам, существам и символам . Мадейра-Парк, Британская Колумбия: Дуглас и Микинтайр, Вашингтонский университет Press. п. 144. ИСБН 978-1-55054-782-5 .
- Стюарт, Хилари (1979). Глядя на индийское искусство Северо-Западного побережья . Мадейра-Парк, Британская Колумбия: Дуглас и Микинтайр, Вашингтонский университет Press. стр. 112 . ISBN 978-0-295-95645-9 .
- Эссе Джея Миллера об аляскинских тлинкитах и цимшианах - из библиотеки Вашингтонского университета.
- Должным образом, Колин . Дома человечества . п. 55,58.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта и список тлинкитских кваанов и территорий
- Ресурсы по тлинкитскому языку и культуре, Сеть знаний коренных народов Аляски
- Anash Interactive — онлайн-ресурс, где пользователи создают комиксы, пишут истории, смотрят веб-эпизоды, загружают подкасты, играют в игры, читают рассказы и комиксы других участников и узнают о тлинкитах в Канаде.
- Тлинкитские мифы и тексты , Джон Р. Суонтон , Бюллетень 39 Бюро американской этнологии , 1909 г.
- Центральный совет тлинкитов хайда индейских племен Аляски
- Вырезанное каноэ Духа Ворона, хранящееся в Смитсоновском институте. Архивировано 17 июня 2010 года на Wayback Machine Смитсоновский океанский портал.
- Тлинкитская культура и язык с ресурсами