Тилли Пол

Матильда Киннон «Тилли» Пол Тамари (18 января 1863 – 20 августа 1952) была тлинкитской переводчицей , защитником гражданских прав , педагогом и старейшиной пресвитерианской церкви.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Матильда Киннон родилась в Виктории, Британская Колумбия , в семье тлинкитки по имени Кут-Сукс и шотландского отца по имени Джеймс Киннон, который работал в компании Гудзонова залива . [ 1 ] Когда ее мать заболела туберкулезом , она договорилась отвезти Тилли и ее сестру на север, чтобы их воспитывали родственники-тлинкиты. С помощью члена своего клана тлинкитов Кут-Сух путешествовала на каноэ со своими двумя дочерьми по Внутреннему проходу , преодолев расстояние в 600 миль. После смерти матери юную Тилли воспитывали тетя по материнской линии Ксун-сел-ут и ее дядя, вождь Снук из Наанья.аайи , клана Стикеен-куанн , недалеко от Врангеля, Аляска . Приемная семья дала ей имя Катлиуд, которое вскоре сократили до «Ках-та-а». [ 2 ]
Тилли жила во Врангеле до тех пор, пока ей не исполнилось 12 лет, когда она получила предложение руки и сердца от христианского вождя цимишей Авраама Линкольна. [ 1 ] Ее дядя согласился на брак, но Тилли отнеслась к этому неоднозначно. Они договорились, что она поедет на юг, в дом Линкольна в Принс-Руперте, Британская Колумбия, с пониманием, что ни один брак не состоится против ее воли. После своего решения не выходить замуж, когда она больше не находилась под опекой Цимишиана, она переехала жить к методистскому священнику и его жене-миссионерам в Порт-Симпсон , Британская Колумбия. Там она заново выучила английский язык и прошла обучение христианскому богослужению. [ 3 ]
Ее семья организовала ее возвращение в Врангель, и ее приняли в пресвитерианский дом и школу для девочек Аманды Макфарланд , где она начала использовать имя «Тилли Киннон». [ 4 ]
Преподавание и миссионерская работа
[ редактировать ]Во время учебы в школе Макфарланда Тилли работала переводчиком у священнослужителя С. Холла Янга в Врангеле и его окрестностях. поручил Она вышла замуж за Луи Фрэнсиса Пола, и в 1882 году они стали первой парой коренных жителей, которой Пресвитерианский совет домашних миссий основать новую миссионерскую школу. расположенной в Клюкване, на Аляске В школе, , обучались 64 мужчины и женщины; Тилли и ее муж посещали дома три раза в неделю, раздавая своим ученикам всего двенадцать учебников. Пара открыла вторую школу в районе Тонгасс на Аляске, где жила семья Пола. [ 4 ] Пол умер в 1886 году, предположительно утонул во время поиска места для новой школы. Однако современный биограф Тилли Пол, Мэри Ли Дэвис , предполагает, что его смерть была подозрительной. [ 5 ]
После смерти Пола Тилли осталась с тремя маленькими сыновьями, о которых ей пришлось заботиться одной. Она переехала в Ситку, Аляска , чтобы работать в Ситкинской промышленной школе по приглашению Шелдона Джексона , миссионера и генерального агента по образованию на территории Аляски . Там она выполняла ряд задач: работала переводчиком, руководила занятиями по шитью, работала медсестрой в больничной палате для мальчиков и, в конечном итоге, стала надзирательницей общежития для девочек. [ 2 ]
Во время своего пребывания в Ситке она работала с коллегой-учителем Фанни Уиллард над созданием системы письма для тлинкитского языка, и вместе они составили тлинкитский словарь. [ 4 ] Она опубликовала несколько статей о тлинкитской культуре в пресвитерианской газете The North Star. [ 4 ] и читал лекции по тлинкитской культуре в Ситке в качестве члена Общества естественной истории и этнологии Аляски. [ 6 ] Тилли также научилась играть на органе, став достаточно опытной, чтобы сопровождать школьные и церковные мероприятия. Некоторые из ее переведенных гимнов и молитв до сих пор используются среди христиан-тлинкитов. [ 4 ]
Тилли путешествовала от имени Пресвитерианской церкви, посетив ее Генеральную ассамблею в Нью-Йорке как минимум дважды. В 1902 году ее пригласили выступить перед Ассамблеей по вопросу о роли женщин в церкви. [ 1 ]
В 1931 году Тилли Пол была первой женщиной, рукоположенной в сан старейшины на Аляске , в первый год, когда пресвитерианские женщины могли быть рукоположены таким образом. Северо-Западного синода пресвитерианской церкви [ 1 ]
Защита гражданских прав
[ редактировать ]
В 1905 году Тилли вместе с Джорджем Беком, учеником школы Ситка, основала «Легион Нового Завета», христианскую организацию воздержания, призванную охватить общины коренных жителей, которые считались особенно подверженными риску злоупотребления алкоголем. Легион Нового Завета, в свою очередь, стал Братством коренных жителей Аляски (ANB) и Сестрами коренных народов Аляски, первыми организациями, защищающими права коренных народов Аляски . Сыновья Тилли, Уильям Пол и Луи Пол, были лидерами ANB, как и многие ученики, которых Тилли преподавала в школе Ситка. Хотя ее сыновьям обычно приписывают заслугу в преобразовании АНБ из обслуживающей организации в политическую, влияние Тилли в формировании этих лидеров было признано ее современниками. [ 7 ]
В ноябре 1922 года Тилли помогла тлинкитскому родственнику Чарли Джонсу проголосовать после того, как ему отказали в голосовании представители избирательной комиссии во Врангеле. Обоим были предъявлены обвинения в уголовных преступлениях: Чарли Джонсу за «ложную клятву быть гражданином» и незаконное голосование, а Тилли за пособничество и подстрекательство к нему. [ 8 ] Ее сын Уильям, к тому времени уже адвокат, защищал их обоих на судебном процессе, который проходил в Кетчикане, Аляска, в 1923 году. Дело зависело от определения коренного гражданства, которое до 1915 года определялось Законом Дауэса 1887 года. . Этот закон требовал от коренных жителей разорвать племенные связи, чтобы получить признание в качестве граждан. К 1915 году на территории Аляски был принят Закон о гражданстве Аляски. [ 9 ] Он признавал коренных жителей гражданами только при соблюдении строгих условий, включая одобрение как минимум пяти белых граждан, определенные требования к тестированию, а также доказательство того, что они «переняли привычки цивилизации». [ 10 ] Уильям Пол утверждал, что Джонс соответствовал требованиям гражданства при Дауэсе, поскольку он владел домом, платил налоги, делал благотворительные пожертвования и в целом «жил как белый человек». Судья Томас Рид постановил, что Дауэс имеет преимущественную силу перед Законом о гражданстве 1915 года. Фактически это означало, что правительство территории не могло добавлять такие процедуры, как одобрение белых граждан, тестирование или получение сертификата о гражданстве, если требования для получения гражданства согласно Дауэсу были соблюдены. Тилли Пол Тамари и Чарли Джонс были оправданы. [ 7 ]
В своем постановлении судья Рид написал, что «если вы обнаружите, что ответчик Чарли (так в оригинале) Джонс родился на территории Соединенных Штатов, то вы должны заключить, что упомянутый Чарли Джонс родился в соответствии с положениями 1-го раздела. 14-й поправки ». В 1924 году Закон об индийском гражданстве предоставил гражданство всем коренным американцам, родившимся на территории Соединенных Штатов и их территорий, расширив избирательное право, но не искоренив полностью дальнейшие попытки ограничить право коренных американцев голосовать. [ 11 ] [ 12 ]
Личная жизнь и наследие
[ редактировать ]
В 1882 году Тилли Киннон вышла замуж за Луи Фрэнсиса Пола, от которого у нее родилось трое сыновей. [ 1 ] В 1887 году Тилле овдовел. [ 1 ] В 1905 году Тиллид снова вышла замуж за Уильяма Тамари, от которого у нее родилось три дочери. [ 1 ] В 1924 году сын Тилли, Уильям, стал первым уроженцем Аляски, избранным в законодательный орган территории. [ 13 ] В 1952 году Тилли Пол умерла в больнице Врангеля в возрасте 90 лет.
В 1979 году здание лазарета на территории колледжа Шелдона Джексона было названо в честь Тилли Пол. [ 14 ] В 1997 году ее невестка Фрэнсис Лэки Пол опубликовала детскую книгу «Кахтаха», основанную на ранних годах жизни ее свекрови. [ 15 ] В 2001 году школа Шелдона Джексона была признана национальным историческим памятником . [ 16 ]
В 2015 году правнучка Тилли Пол, Дебра О'Гара, была назначена председательствующим судьей племенного суда Центральным советом индейских племен тлинкитов и хайда на Аляске. [ 17 ]
В 2020 году работа Тилли по гражданским правам и обвинения, выдвинутые против нее в 1922 году за «побуждение индейца, не имеющего права голосовать, голосовать на выборах». [ 18 ] были представлены на выставке Государственного музея Аляски « Звезды избирательного права Аляски» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Черри Лайон Джонс, «Матильда Киннон «Тилли» Пол Тамари» в книге «Больше, чем юбки: замечательные женщины Аляски» (Globe Pequot, 2014): 11–20. ISBN 9780762774302
- ^ Jump up to: а б Дауэнхауэр, Нора Маркс и Ричард Дауэнхауэр, ред. (1994). Хаа k̲usteeyí, наша культура: Истории жизни тлинкитов . Джуно, Аляска: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295974002 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тернер, Эрин, изд. (2009). Мудрые женщины: от Покахонтас до Сары Уиннемукка, замечательные истории первопроходцев коренных американцев . Гилфорд, Коннектикут: TwoDot. ISBN 9780762755387 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Вятт, Виктория (1994). «Женщины-учителя из числа коренных жителей Юго-Восточной Аляски: Сара Дикинсон, Тилли Пол и Фрэнсис Уиллард», в изд. Маргарет Коннелл Сас, «Между индейским и белым мирами ». Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806133850 .
- ^ Дэвис, Мэри (Колдуэлл) (1931). Мы жители Аляски . Бостон: WA Wilde Co., стр. 257 .
- ^ «Тлинкитские корзины будут выставлены» Sitka Daily Sentinel (7 марта 1997 г.): 6. через Newspapers.com
- ^ Jump up to: а б Дейли, Патрик Дж. и Беверли А. Джеймс (2004). Культурная политика и средства массовой информации: голоса коренных жителей Аляски . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0252029387 .
- ^ Киффер, Дэйв (16 февраля 2009 г.). «Уильям Пол был «отцом притязаний туземцев на землю» » .
- ^ «Закон о гражданстве Аляски 1915 года» .
- ^ Такер, Джеймс Томас (2016). Битва за двуязычные избирательные бюллетени: языковые меньшинства и политический доступ . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0754675723 .
- ^ Питер Меткалф, Опасная идея: Братство коренных жителей Аляски и борьба за права коренных народов (University of Alaska Press, 2014): 20. ISBN 9781602232402
- ↑ Эми Флетчер, «Вспомнился герой гражданских прав тлинкитов Уильям Пол старший» Империя Джуно (12 мая 2015 г.).
- ^ В поисках помощи, Документы Уильяма Льюиса Пола , Библиотеки Вашингтонского университета, Специальные коллекции.
- ^ "SJ называет место в честь тлинкитской женщины, Тилли Пол" Daily Sitka Sentinel (19 октября 1979 г.): 5. через Newspapers.com
- ^ Пол, Фрэнсис (1976). Кахтаха, Фрэнсис Лэки Пол . Аляска Северо-Западная издательская компания. ISBN 978-0882400587 .
- ^ «Национальная историческая достопримечательность школы Шелдона Джексона» .
- ^ Рээнн Холмс, «Дебра О'Гара нанята в качестве председательствующего судьи племенного суда» Alaska Native News (29 октября 2015 г.).
- ^ «Уголовное дело США против Тилли Пола Тамари за побуждение индейца голосовать (1923 г.)» . Первое отделение окружного суда Аляски (Джуно) – через Государственный архив Аляски, Джуно.
- 1863 рождения
- 1952 смерти
- Первые нации XIX века
- Люди коренных народов 20-го века
- Коренные американцы XIX века
- Коренные американцы 20-го века
- Американские пресвитериане
- Коренные женщины Аляски
- Канадские пресвитерианские миссионеры
- Канадские переводчики XIX века
- Христиане с Аляски
- Христианские миссионеры на Аляске
- Женщины-христианские миссионеры
- Жители Ситки, Аляска
- Люди из Виктории, Британская Колумбия
- Люди из Врангеля, Аляска
- Люди из Аляски до образования штата
- Пресвитерианские миссионеры в США
- Тлинкитские писатели
- Тлинкитские женщины-писательницы
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Американские женщины 20-го века
- Лингвисты-миссионеры
- Женщины-писатели из числа коренных народов
- Суфражистки коренных американцев
- Суфражистки из Аляски
- Канадские переводчики 20-го века