Jump to content

Цимшиан

Цимшиан
Цимшиан играет на барабанах в 1999 году.
Общая численность населения
8,162
Регионы со значительной численностью населения
Канада
Британская Колумбия
5,910 [1]
Соединенные Штаты
Аляска
2,252 [2]
Языки
Английский Берег Цимшиана
Религия
Христианство ( епископализм , пресвитерианство , методизм ) • Анимизм
Люди Цмсян
Язык Смалььякс
Сгуюкс
Страна Лаксюбм Цмсьен [3]
Каменная маска Цимшиан Нисгаа , изготовленная около 1870 года — зеленоватый твердый камень ( габбро ), пигмент; из коллекции Альфонса Пинара , Музей на набережной Бранли в Париже. [4] У этой каменной маски есть двойник без отверстий для глаз, находящийся в Канадском историческом музее . Разлученные более ста лет, две маски воссоединились в 1975 году, когда парижская маска отправилась в Канаду, чтобы появиться на выставке «Изображения камня: до нашей эры». Именно тогда отношения между двумя масками, выражениями одного и того же лица, были восстановлены. -обнаруженный. [5]

Цимшиан [6] ( / ˈ s ɪ m ʃ i ən / ; Цимшиан : Цмсян или Цмсиен, также когда-то известный как Чеммесианцы ) — коренной народ тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки. Их общины в основном расположены в прибрежных районах Британской Колумбии в Террасе и Принс-Руперте , а также в Метлакатле на Аляске на острове Аннет , единственной резервации на Аляске.

По оценкам цимшианцев, насчитывается 45 000 цимшианцев, и около 10 000 членов зарегистрированы на федеральном уровне в восьми общинах коренных народов (включая Кицелас, Кицумкалум, Гитксаала, Гитгаат в Хартли-Бей и Китасу в Клемту ), Лакс-Кв'Алаамс и Метлакатла, Британская Колумбия. . Последние две общины возникли в результате колониального пересечения первых поселенцев и состоят из цимшианцев, принадлежащих к «девяти племенам». Цимшианцы — один из крупнейших коренных народов северо-запада Британской Колумбии. Некоторые цимшианцы мигрировали на острова Аннет на Аляске, и сегодня около 1450 цимшианцев Аляски зарегистрированы в признанной на федеральном уровне индейской общине Метлакатла , иногда также называемой заповедником острова Аннетт . Цимшианцы чтят традиционное тлинкитское название Такуан в честь этого недавнего местоположения. Некоторые граждане племени Ситка на Аляске имеют цимшианское происхождение. [7]

Цимшианское общество основано на матрилинейном родстве , что означает, что идентичность, кланы и собственность передаются по материнской линии. Их социальная структура, основанная на фрагментах , далее делится на подкланы для определенных линий. В цимшианском языке имеется около 27 различных терминов для слова «вождь», вероятно, потому, что это стратифицированное и ранжированное общество.

Ранние евро-канадские антропологи и лингвисты классифицировали гитксанов и нисгаа как цимшианские из-за очевидного языкового сходства. Все эти три общины назывались «Берег Цимшиан», хотя некоторые общины не были прибрежными. Однако эти три группы представляют собой отдельные нации.

Цимшиан переводится как «Внутри реки Скина ». [8] Когда-то цимшианцы жили в верховьях реки Скина недалеко от современного Хейзелтона , Британская Колумбия.

Согласно устной истории южных цимшианцев , после того, как на людей обрушилась серия бедствий, вождь повел миграцию из проклятой земли к побережью, где они основали деревню Киткатла , первую из трех деревень южных цимшианцев. Киткатла до сих пор считается самой консервативной из цимшианских деревень. [9] Нисгаа и Гитсан остались в верхней части Скины (над каньоном) возле реки Насс и ее притоков соответственно, но другие цимшианские вожди двинулись вниз по реке и заняли все земли нижней долины Скины. Со временем эти группы выработали новый диалект языка своих предков и стали считать себя отдельной популяцией, собственно цимшианцами. Они продолжали разделять права и обычаи тех, кто известен как Гитсан, их родственников в верховьях Скины.

Цимшианцы содержали зимние деревни на островах Гавань Принца Руперта и перевал Венн (Метлакатла) и вокруг них. Они вернулись в свои летние деревни в нижнем течении реки Скина, когда вернулся лосось. Археологические данные показывают 5000 лет непрерывного проживания населения в регионе Принца Руперта. [9]

Гичаала, возможно, была первой цимшианской деревней, с которой связались европейцы, когда капитан Чарльз Дункан и Джеймс Колнетт прибыли в 1787 году. [9] хотя русские торговцы мехом, возможно, посещали северные группы и раньше. Место слияния рек Скина и Балкли раньше было местом расположения цимшианской деревни Китанмакс и стало новым европейским поселением Скина-Форкс (сегодня известное как Хейзелтон). Когда в 1834 году компания Гудзонова залива перенесла свой форт в современный Порт-Симпсон , девять вождей племен цимшиан перебрались в его окрестности ради торговых преимуществ. Многие из цимшианских народов Канады до сих пор живут в этих регионах.

На протяжении второй половины XIX века эпидемии инфекционных заболеваний, заразившихся от европейцев, опустошали их общины, поскольку у коренных народов не было приобретенного иммунитета к этим болезням. Эпидемия оспы на северо-западе Тихоокеанского региона в 1862 году унесла жизни многих жителей цимшианцев. В общей сложности каждый четвертый цимшиан умер в результате серии как минимум трех крупномасштабных вспышек.

В 1835 году общая численность цимшианского народа оценивалась в 8500 человек. [9] К 1885 году население сократилось до 4500 человек, 817 из которых переехали на Аляску два года спустя вслед за миссионером Уильямом Дунканом.

В 1880-х годах англиканский миссионер Уильям Дункан вместе с группой цимшианцев покинул Метлакатлу, Британская Колумбия , и попросил поселения на острове Аннетт у правительства США . Получив одобрение, группа основала Новую Метлакатлу на острове Аннет на юге Аляски. Дункан обратился к Конгрессу с просьбой предоставить статус общинной резервации , что он и сделал в конце 19 века.

В 1895 году численность цимшианцев в Британской Колумбии составляла 3550 человек, в то время как к 1900 году численность цимшианцев на Аляске упала до 465. Некоторые из цимшианцев вернулись на юг, на свою родину, на Скину. После этой точки маловодья популяция цимшианцев снова начала расти и в конечном итоге достигла современной численности, сопоставимой с оценкой численности населения 1835 года. Однако численность внутренних цимшианцев сейчас выше, чем была исторически, а численность южных и прибрежных цимшианцев намного ниже. [9]

В 1970-х годах индейская община Метлакатла проголосовала за сохранение своих прав на землю и воду и отказалась от действия Закона об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA); у них единственная резервация коренных жителей на Аляске. Метлакатла Цимшиан сохранили свой статус резервации и владения за исключением ANSCA. У них нет ассоциированной Native Corporation, хотя Цимшиан на Аляске может быть акционером Sealaska Corporation . Заповедник островов Аннетт был единственным местом на Аляске, где в соответствии с традиционными правами разрешено содержать ловушки для рыбы. Их использование было запрещено, когда Аляска стала штатом в 1959 году. Ловушки использовались для сбора рыбы в пищу людям, живущим в резервации. По закону община была обязана использовать ловушки не реже одного раза в три года, иначе она потеряет это право навсегда. Они прекратили эту практику в начале 2000-х годов и потеряли право на этот традиционный способ ловли рыбы.

Большинство цимшианцев до сих пор живут в нижнем водоразделе реки Скина недалеко от Принса Руперта , а также в северном прибрежном районе Британской Колумбии. Некоторые цимшианцы переехали на юг, в бассейн реки Колумбия, в середине девятнадцатого века для сбора хмеля и других сельскохозяйственных культур. Многие цимшианцы переехали в регион Сиэтла как из АК, так и из Британской Колумбии. Путешествие на каноэ на дальние расстояния для различных занятий не было редкостью до контакта и в течение некоторого времени после контакта до 1920-х годов. Битва завязалась на косе Данджнесс недалеко от Порт-Таунсенда, штат Вашингтон, где несколько цимшианцев разбили лагерь вдоль берега. Одна женщина выжила, и ее спас оператор маяка, который позже женился на ней.

Культура

[ редактировать ]
Сумка с 65 инкрустированными игровыми клюшками , Цимшиан (коренной американец), 19 век, Бруклинский музей

У цимшианцев существует матрилинейная система родства с социальной структурой, основанной на племени, домашней группе и клановой системе. Происхождение и имущество передаются по материнской линии. Потомственные вожди получают свои права по материнской линии через брата матери. Несмотря на то, что это передается по наследству, протеже необходимо обучать правильному поведению и хорошо готовить к выполнению конкретных обязательств. Ни одна родословная не должна быть запятнана неподобающим поведением высокопоставленных членов.

Церемония бракосочетания была чрезвычайно формальным мероприятием, состоявшим из нескольких продолжительных и последовательных церемоний. Браки и рождения по договоренности были обычным явлением для защиты прав доступа к территориям и ресурсам. Некоторые культурные табу связаны с запретом женщинам и мужчинам есть неподходящую пищу во время и после родов. Некоторые табу все еще существуют и активно соблюдаются.

Как и все народы северо-западного побережья, цимшианцы добывали богатую морскую жизнь, особенно лосося . Цимшианцы стали мореплавателями, как и хайда . Лосось по-прежнему остается основой их питания, несмотря на крупномасштабный коммерческий промысел в этом районе. Благодаря этому обильному источнику пищи цимшианцы построили постоянные города. Они жили в больших длинных домах , построенных из кедровых столбов и панелей, чтобы противостоять влажному климату. Они были очень большими и обычно вмещали целую большую семью.

Цимшиан Гнутая шкатулка с фигурной росписью, 1850 г., коллекция Антропологического музея UBC.

Религия Цимши была сосредоточена на «Господе Небес», который помогал людям в трудные времена, посылая на землю сверхъестественных слуг, чтобы помочь им. Цимшианцы верили, что благотворительность и очищение тела (путем чистоты или поста ) — это путь в загробную жизнь .

Цимшианцы участвуют в системе праздников или потлач , которую они называют йок (пир) в честь одного конкретного события. Сегодня в цимшианской культуре потлач проводится в честь смерти, захоронения и наследования титулов. У цимшианцев есть четыре разных типа праздников. Система праздников — это средство социального воспроизводства, выражения закона, передачи знаний и демонстрации обязательств вождей по управлению ресурсами и удовлетворению потребностей сообществ. [10] Планирование и проведение праздничных мероприятий требует очень специфических протоколов, в том числе и для гостей. Нехорошо протягивать руку во время раздачи платежей (которые сторонние наблюдатели называют «подарками»).

Цимшианцы сохранили свой рыболовный и охотничий образ жизни (хотя и ограниченный колониализмом и сокращением численности рыбы и животных), искусство и культуру, а также работают над возрождением общего использования своего языка. Художники преуспели в традиционных средах и современных формах, их произведения распространились по всему миру. Эти мастера практикуют традицию рассказывания историй с помощью выбранных ими средств.

Этноботаника

[ редактировать ]

Как и другие прибрежные народы, цимшианцы большую часть своих товаров изготавливали из западного красного кедра , особенно из его коры . Из него можно было изготавливать инструменты, одежду, кровлю, доспехи, строительные материалы и шкуры каноэ. Они использовали кедр в своем ткачестве Чилкат , изобретение которого им приписывают. [11] Они используют ягоды Vaccinium Vitis-idaea ssp. минус как еда. [12]

Цимшианцы Британской Колумбии включают пятнадцать племен:

Некоторые из вождей этих девяти племен оказались в Форт-Симпсоне (позже Порт-Симпсон, позже Лакс Квалаамс , Британская Колумбия)** Гилутсаау , когда индийский агент назначил резервные общины.

Другие вожди находились в созданном миссией сообществе Метлакатла , а некоторые впоследствии мигрировали в Метлакатлу, Аляска , новейшее племя, имеющее корни от всех цимшианских племен.

Роды Цимшиан – это

Договорный процесс

[ редактировать ]

Цимшианцы хотели сохранить свои деревни и рыболовные места на реках Скина и Насс еще в 1879 году. Они не смогли начать переговоры по договору с канадским правительством до июля 1983 года. [13] Десять лет спустя четырнадцать племен объединились для переговоров под общим названием Цимшианский Племенной Совет . Рамочное соглашение было подписано в 1997 году. Из-за судебного разбирательства со стороны одного сообщества по поводу прав на коммерческое рыболовство федеральное правительство навязало положение о конфиденциальности другим сообществам и привело к роспуску основной договорной группы, а затем и ТТС. Подмножество цимшианских коренных народов продолжает вести переговоры с Договорной комиссией Британской Колумбии для достижения принципиального соглашения. [14] это оттолкнуло большинство членов.

Цимшианцы говорят на языке, называемом См'алгьякс , что переводится как «настоящий или истинный язык». Цимшианцы также говорят на языковой разновидности, похожей на гитсан и нисгаа (два внутренних цимшианских языка ), но отличающейся от региональных цимшианских вариаций. В 2016 году только 160 человек в Канаде говорили на цимшианском языке. [15]

Некоторые лингвисты относят цимшианские языки к теоретической пенутской языковой группе.

Известные цимшианцы

[ редактировать ]
Бенджамин Холдейн , 1907, цимшианский фотограф и музыкант.

Антропологи и другие ученые, работавшие с цимшианами.

[ редактировать ]

Миссионеры, обращавшие цимшианцев в свою веру

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ответы о происхождении аборигенов (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года – выборочные данные 25%» . www12.statcan.gc.ca . Правительство Канады. 25 октября 2017 г. Проверено 23 ноября 2017 г.
  2. ^ Бюро переписи населения США. «Американский FactFinder – Результаты» . factfinder.census.gov . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 30 марта 2018 г.
  3. ^ Армстронг, Челси Джеральда; Лайонс, Наташа; МакЭлвей, Алекс С.; Ричи, Патрик Морган; Лепфски, Дана; Блейк, Майкл (2023). «Историческая экология управления лесными садами в Лаксюубм Цмсьене и за его пределами» . Экосистемы и люди . 19 (1). дои : 10.1080/26395916.2022.2160823 . Проверено 7 ноября 2023 г.
  4. ^ https://collections.quaibranly.fr/?id=71.1881.22.1#58235cf5-02b9-44d4-8a3e-12fe872eea46
  5. ^ https://www.historymuseum.ca/cmc/exhibitions/tresors/ethno/etb0120e.html .
  6. ^ Есть много других способов написания имени, например: Цимпшеан, Цимшеан, Цимпшиан и другие; в этой статье будет использоваться наиболее распространенное написание «Цимшиан».
  7. ^ «Культура» . Посетите Ситку . Проверено 21 мая 2024 г.
  8. ^ Кэмпбелл, Лайл (1997), река туманов или тумана. Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 396 н. 29
  9. ^ Jump up to: а б с д и Марджори М., Хэлпин; Сеген, Маргарет. «Цимшианские народы: Южный Цимшиан, Береговой Цимшиан, Нишга и Гитксан» (PDF) .
  10. ^ Райан, Тереза ​​Лоа (2014). Территориальная юрисдикция: Культурное и экономическое значение эвлахона Thaleichthys pacificus в северо-центральном прибрежном регионе Британской Колумбии (Диссертация). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0167417 .
  11. ^ , Ширер, Шерил. Понимание искусства северо-западного побережья ; Ванкувер: Дуглас и Макинтайр; 2000 г.; 28 ISBN   0-295-97973-9
  12. ^ Комптон, Брайан Дуглас, 1993, Этноботаника Верхнего Северного Вакашана и Южного Цимшиана: знание и использование растений..., доктор философии. Диссертация, Университет Британской Колумбии, стр. 101.
  13. Кицумкалум и процесс Цимшианского договора. Архивировано 2 сентября 2006 г. в бюро Wayback Machine по договору Кицумкалум.
  14. Цимшианские коренные народы. Архивировано 24 июня 2006 г. в Wayback Machine - Договорная комиссия Британской Колумбии.
  15. ^ «Иммиграция меняет лингвистический портрет Канады. Вот как» .
  16. ^ «ВИДЕО и история: Тотемный столб, поднятый на Лелу после краха проекта СПГ» . Принц Руперт Северный вид . 21 октября 2017 г. Проверено 1 июня 2020 г.
  17. ^ «Турнир по баскетболу All Native создает фон для нового романа автора Британской Колумбии | CBC News» .
  18. ^ https://americanindian.si.edu/collections-search/objects/NMAI_278728 Доулк
  • Барбо, Мариус (1950) Тотемные столбы. 2 тома. (Серия антропологии 30, Бюллетень 119 Национального музея Канады.) Оттава: Национальный музей Канады.
  • Боас, Франц , «Цимшианская мифология», в тридцать первом ежегодном отчете Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института, 1909–1910, стр. 29–1037. Вашингтон: Государственная типография, 1916 г.
  • Гарфилд, Виола , «Клан и общество Цимшиан», Публикации Вашингтонского университета по антропологии, том. 7, нет. 3 (1939), стр. 167–340.
  • Гарфилд, Виола Э. и Пол С. Вингерт, Индейцы цимшиан и их искусство , Сиэтл: Вашингтон, Вашингтонский университет Press, 1951, 1966.
  • Халпин, Марджори М. и Маргарет Сеген, «Цимшианские народы: южные цимшианцы, прибрежные цимшианцы, нишга и гитксан», В: Справочник североамериканских индейцев, том 7: Северо-западное побережье, под редакцией Уэйна Саттлса. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1990, стр. 267–284.
  • Макдональд, Джеймс А. (2003) Люди Робина: Цимшианцы из Кицумкалума , CCI Press.
  • Миллер, Джей, Цимшианская культура: свет сквозь века , Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1997.
  • Миллер, Джей и Кэрол Истман, ред., Цимшианцы и их соседи на северном побережье Тихого океана , Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press, 1984.
  • Нейлан, Сьюзен, Небеса меняются: протестантские миссии девятнадцатого века и цимшианское христианство , Монреаль: издательство McGill-Queen's University Press, 2003.
  • Рот, Кристофер. 2008. Стать Цимшианом: Социальная жизнь имен . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
  • Сеген, Маргарет, Интерпретационные контексты традиционных и современных цимшианских праздников побережья. Оттава, Онтарио: Национальные музеи Канады, 1985.
  • Сеген, Маргет, изд., Цимшиан: образы прошлого, взгляды на настоящее. Ванкувер, Британская Колумбия: UBC Press, 1984.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76e6433953677c8cec661b2988e50081__1721577900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/81/76e6433953677c8cec661b2988e50081.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsimshian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)