Цимшиан
Общая численность населения | |
---|---|
8,162 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Канада Британская Колумбия | 5,910 [1] |
Соединенные Штаты Аляска | 2,252 [2] |
Языки | |
Английский • Берег Цимшиана | |
Религия | |
Христианство ( епископализм , пресвитерианство , методизм ) • Анимизм |
Люди | Цмсян |
---|---|
Язык | Смалььякс Сгуюкс |
Страна | Лаксюбм Цмсьен [3] |
Цимшиан [6] ( / ˈ s ɪ m ʃ i ən / ; Цимшиан : Цмсян или Цмсиен, также когда-то известный как Чеммесианцы ) — коренной народ тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки. Их общины в основном расположены в прибрежных районах Британской Колумбии в Террасе и Принс-Руперте , а также в Метлакатле на Аляске на острове Аннет , единственной резервации на Аляске.
По оценкам цимшианцев, насчитывается 45 000 цимшианцев, и около 10 000 членов зарегистрированы на федеральном уровне в восьми общинах коренных народов (включая Кицелас, Кицумкалум, Гитксаала, Гитгаат в Хартли-Бей и Китасу в Клемту ), Лакс-Кв'Алаамс и Метлакатла, Британская Колумбия. . Последние две общины возникли в результате колониального пересечения первых поселенцев и состоят из цимшианцев, принадлежащих к «девяти племенам». Цимшианцы — один из крупнейших коренных народов северо-запада Британской Колумбии. Некоторые цимшианцы мигрировали на острова Аннет на Аляске, и сегодня около 1450 цимшианцев Аляски зарегистрированы в признанной на федеральном уровне индейской общине Метлакатла , иногда также называемой заповедником острова Аннетт . Цимшианцы чтят традиционное тлинкитское название Такуан в честь этого недавнего местоположения. Некоторые граждане племени Ситка на Аляске имеют цимшианское происхождение. [7]
Цимшианское общество основано на матрилинейном родстве , что означает, что идентичность, кланы и собственность передаются по материнской линии. Их социальная структура, основанная на фрагментах , далее делится на подкланы для определенных линий. В цимшианском языке имеется около 27 различных терминов для слова «вождь», вероятно, потому, что это стратифицированное и ранжированное общество.
Ранние евро-канадские антропологи и лингвисты классифицировали гитксанов и нисгаа как цимшианские из-за очевидного языкового сходства. Все эти три общины назывались «Берег Цимшиан», хотя некоторые общины не были прибрежными. Однако эти три группы представляют собой отдельные нации.
История
[ редактировать ]Цимшиан переводится как «Внутри реки Скина ». [8] Когда-то цимшианцы жили в верховьях реки Скина недалеко от современного Хейзелтона , Британская Колумбия.
Согласно устной истории южных цимшианцев , после того, как на людей обрушилась серия бедствий, вождь повел миграцию из проклятой земли к побережью, где они основали деревню Киткатла , первую из трех деревень южных цимшианцев. Киткатла до сих пор считается самой консервативной из цимшианских деревень. [9] Нисгаа и Гитсан остались в верхней части Скины (над каньоном) возле реки Насс и ее притоков соответственно, но другие цимшианские вожди двинулись вниз по реке и заняли все земли нижней долины Скины. Со временем эти группы выработали новый диалект языка своих предков и стали считать себя отдельной популяцией, собственно цимшианцами. Они продолжали разделять права и обычаи тех, кто известен как Гитсан, их родственников в верховьях Скины.
Цимшианцы содержали зимние деревни на островах Гавань Принца Руперта и перевал Венн (Метлакатла) и вокруг них. Они вернулись в свои летние деревни в нижнем течении реки Скина, когда вернулся лосось. Археологические данные показывают 5000 лет непрерывного проживания населения в регионе Принца Руперта. [9]
Гичаала, возможно, была первой цимшианской деревней, с которой связались европейцы, когда капитан Чарльз Дункан и Джеймс Колнетт прибыли в 1787 году. [9] хотя русские торговцы мехом, возможно, посещали северные группы и раньше. Место слияния рек Скина и Балкли раньше было местом расположения цимшианской деревни Китанмакс и стало новым европейским поселением Скина-Форкс (сегодня известное как Хейзелтон). Когда в 1834 году компания Гудзонова залива перенесла свой форт в современный Порт-Симпсон , девять вождей племен цимшиан перебрались в его окрестности ради торговых преимуществ. Многие из цимшианских народов Канады до сих пор живут в этих регионах.
На протяжении второй половины XIX века эпидемии инфекционных заболеваний, заразившихся от европейцев, опустошали их общины, поскольку у коренных народов не было приобретенного иммунитета к этим болезням. Эпидемия оспы на северо-западе Тихоокеанского региона в 1862 году унесла жизни многих жителей цимшианцев. В общей сложности каждый четвертый цимшиан умер в результате серии как минимум трех крупномасштабных вспышек.
В 1835 году общая численность цимшианского народа оценивалась в 8500 человек. [9] К 1885 году население сократилось до 4500 человек, 817 из которых переехали на Аляску два года спустя вслед за миссионером Уильямом Дунканом.
В 1880-х годах англиканский миссионер Уильям Дункан вместе с группой цимшианцев покинул Метлакатлу, Британская Колумбия , и попросил поселения на острове Аннетт у правительства США . Получив одобрение, группа основала Новую Метлакатлу на острове Аннет на юге Аляски. Дункан обратился к Конгрессу с просьбой предоставить статус общинной резервации , что он и сделал в конце 19 века.
В 1895 году численность цимшианцев в Британской Колумбии составляла 3550 человек, в то время как к 1900 году численность цимшианцев на Аляске упала до 465. Некоторые из цимшианцев вернулись на юг, на свою родину, на Скину. После этой точки маловодья популяция цимшианцев снова начала расти и в конечном итоге достигла современной численности, сопоставимой с оценкой численности населения 1835 года. Однако численность внутренних цимшианцев сейчас выше, чем была исторически, а численность южных и прибрежных цимшианцев намного ниже. [9]
В 1970-х годах индейская община Метлакатла проголосовала за сохранение своих прав на землю и воду и отказалась от действия Закона об урегулировании претензий коренных народов Аляски (ANCSA); у них единственная резервация коренных жителей на Аляске. Метлакатла Цимшиан сохранили свой статус резервации и владения за исключением ANSCA. У них нет ассоциированной Native Corporation, хотя Цимшиан на Аляске может быть акционером Sealaska Corporation . Заповедник островов Аннетт был единственным местом на Аляске, где в соответствии с традиционными правами разрешено содержать ловушки для рыбы. Их использование было запрещено, когда Аляска стала штатом в 1959 году. Ловушки использовались для сбора рыбы в пищу людям, живущим в резервации. По закону община была обязана использовать ловушки не реже одного раза в три года, иначе она потеряет это право навсегда. Они прекратили эту практику в начале 2000-х годов и потеряли право на этот традиционный способ ловли рыбы.
Большинство цимшианцев до сих пор живут в нижнем водоразделе реки Скина недалеко от Принса Руперта , а также в северном прибрежном районе Британской Колумбии. Некоторые цимшианцы переехали на юг, в бассейн реки Колумбия, в середине девятнадцатого века для сбора хмеля и других сельскохозяйственных культур. Многие цимшианцы переехали в регион Сиэтла как из АК, так и из Британской Колумбии. Путешествие на каноэ на дальние расстояния для различных занятий не было редкостью до контакта и в течение некоторого времени после контакта до 1920-х годов. Битва завязалась на косе Данджнесс недалеко от Порт-Таунсенда, штат Вашингтон, где несколько цимшианцев разбили лагерь вдоль берега. Одна женщина выжила, и ее спас оператор маяка, который позже женился на ней.
Культура
[ редактировать ]У цимшианцев существует матрилинейная система родства с социальной структурой, основанной на племени, домашней группе и клановой системе. Происхождение и имущество передаются по материнской линии. Потомственные вожди получают свои права по материнской линии через брата матери. Несмотря на то, что это передается по наследству, протеже необходимо обучать правильному поведению и хорошо готовить к выполнению конкретных обязательств. Ни одна родословная не должна быть запятнана неподобающим поведением высокопоставленных членов.
Церемония бракосочетания была чрезвычайно формальным мероприятием, состоявшим из нескольких продолжительных и последовательных церемоний. Браки и рождения по договоренности были обычным явлением для защиты прав доступа к территориям и ресурсам. Некоторые культурные табу связаны с запретом женщинам и мужчинам есть неподходящую пищу во время и после родов. Некоторые табу все еще существуют и активно соблюдаются.
Как и все народы северо-западного побережья, цимшианцы добывали богатую морскую жизнь, особенно лосося . Цимшианцы стали мореплавателями, как и хайда . Лосось по-прежнему остается основой их питания, несмотря на крупномасштабный коммерческий промысел в этом районе. Благодаря этому обильному источнику пищи цимшианцы построили постоянные города. Они жили в больших длинных домах , построенных из кедровых столбов и панелей, чтобы противостоять влажному климату. Они были очень большими и обычно вмещали целую большую семью.
Религия Цимши была сосредоточена на «Господе Небес», который помогал людям в трудные времена, посылая на землю сверхъестественных слуг, чтобы помочь им. Цимшианцы верили, что благотворительность и очищение тела (путем чистоты или поста ) — это путь в загробную жизнь .
Цимшианцы участвуют в системе праздников или потлач , которую они называют йок (пир) в честь одного конкретного события. Сегодня в цимшианской культуре потлач проводится в честь смерти, захоронения и наследования титулов. У цимшианцев есть четыре разных типа праздников. Система праздников — это средство социального воспроизводства, выражения закона, передачи знаний и демонстрации обязательств вождей по управлению ресурсами и удовлетворению потребностей сообществ. [10] Планирование и проведение праздничных мероприятий требует очень специфических протоколов, в том числе и для гостей. Нехорошо протягивать руку во время раздачи платежей (которые сторонние наблюдатели называют «подарками»).
Цимшианцы сохранили свой рыболовный и охотничий образ жизни (хотя и ограниченный колониализмом и сокращением численности рыбы и животных), искусство и культуру, а также работают над возрождением общего использования своего языка. Художники преуспели в традиционных средах и современных формах, их произведения распространились по всему миру. Эти мастера практикуют традицию рассказывания историй с помощью выбранных ими средств.
Этноботаника
[ редактировать ]Как и другие прибрежные народы, цимшианцы большую часть своих товаров изготавливали из западного красного кедра , особенно из его коры . Из него можно было изготавливать инструменты, одежду, кровлю, доспехи, строительные материалы и шкуры каноэ. Они использовали кедр в своем ткачестве Чилкат , изобретение которого им приписывают. [11] Они используют ягоды Vaccinium Vitis-idaea ssp. минус как еда. [12]
Племена
[ редактировать ]Цимшианцы Британской Колумбии включают пятнадцать племен:
- Гитастс'уу, Гидисдзу или Китасоо («(Люди) большого многоярусного дома-впадины», вместе с Ксай'ксайс , группой хейлцук из залива Кыноч, они являются частью первой нации Китасоо/Шайшай в Клемту. (Клемдулкск / Xłmduulxk) , Британская Колумбия)
- Gitḵ'a'ata, Gitga'ata или Gitga'at («Люди тростника», как индейский оркестр Хартли Бэй в Хартли Бэй (Txałgiu / Txałgiiw) , Британская Колумбия)
- Гитксаала, Гитксаала или Киткатла («Люди открытого моря», также известные как Гит лакс м'ун («Люди соленой воды»), как нация Гитксаала , они живут в деревне Киткатла (Лакс Клан) , Британская Колумбия)
- Гицумкалум, Кицумкалум , Терраса, Британская Колумбия)
- Гицилаасу, Кицелас (Терраса, Британская Колумбия)
Некоторые из вождей этих девяти племен оказались в Форт-Симпсоне (позже Порт-Симпсон, позже Лакс Квалаамс , Британская Колумбия)** Гилутсаау , когда индийский агент назначил резервные общины.
Другие вожди находились в созданном миссией сообществе Метлакатла , а некоторые впоследствии мигрировали в Метлакатлу, Аляска , новейшее племя, имеющее корни от всех цимшианских племен.
Кланы
[ редактировать ]Роды Цимшиан – это
- Гиспвудвада (Клан косаток)
- Выиграл (Клан Ворона)
- Лаксгибуу (Клан Волка)
- Лакссгиик (Клан Орла)
Договорный процесс
[ редактировать ]Цимшианцы хотели сохранить свои деревни и рыболовные места на реках Скина и Насс еще в 1879 году. Они не смогли начать переговоры по договору с канадским правительством до июля 1983 года. [13] Десять лет спустя четырнадцать племен объединились для переговоров под общим названием Цимшианский Племенной Совет . Рамочное соглашение было подписано в 1997 году. Из-за судебного разбирательства со стороны одного сообщества по поводу прав на коммерческое рыболовство федеральное правительство навязало положение о конфиденциальности другим сообществам и привело к роспуску основной договорной группы, а затем и ТТС. Подмножество цимшианских коренных народов продолжает вести переговоры с Договорной комиссией Британской Колумбии для достижения принципиального соглашения. [14] это оттолкнуло большинство членов.
Язык
[ редактировать ]Цимшианцы говорят на языке, называемом См'алгьякс , что переводится как «настоящий или истинный язык». Цимшианцы также говорят на языковой разновидности, похожей на гитсан и нисгаа (два внутренних цимшианских языка ), но отличающейся от региональных цимшианских вариаций. В 2016 году только 160 человек в Канаде говорили на цимшианском языке. [15]
Некоторые лингвисты относят цимшианские языки к теоретической пенутской языковой группе.
Известные цимшианцы
[ редактировать ]- Фредерик Алекси , художник, носитель культуры
- Морган Асоюф , художник, носитель культуры
- Уильям Бейнон , Гитлаан и этнограф
- Дэвид А. Боксли , Лаксгиик , резчик и носитель культуры. Впервые в наше время провел потлач и поднял тотемный столб в Метлакатле, Аляска.
- Артур Веллингтон Кла из Дома Тамков Гиспакслоотов. Переводчик в Форт-Симпсоне, первый, кто научил отца Дункана языку смалгьякс, ведет дневник.
- Марсия Кросби , историк искусства
- Альфред Дюдовард , потомственный руководитель Гитандо и лидер методистского движения Порт-Симпсона. соучредитель Родного Братства
- Фил Грей , художник [16]
- Бенджамин Холдейн , фотограф-новатор из деревни Метлакатла.
- Кэлвин Хелин – юрист, автор, предприниматель
- Уильям Джеффри , Гитвилгиоатс, потомственный вождь, активист, резчик
- Руди Келли , писатель и журналист [17]
- Поль Легаик , потомственный вождь Гиспакслоотов и торговец.
- Чарльз Мензис , Гитксаала, Дом Цибасаа, писатель и антрополог.
- Одилль Морисон , переводчик и коллекционер произведений искусства
- Уильям Генри Пирс , миссионер и мемуарист
- Билхам 'никс Лоа Райан , Гитлан, Дом Xpe Ханаакс, Ганхада, художник и традиционный ткач из кедра. [18]
- Питер Симпсон , активист за права коренных американцев
- Генри В. Тейт , Гиспаклоатс, устный историк, вождь племени
- Рой Генри Викерс , художник
- Уолтер Райт ; потомственный вождь Гицилаасу ( Кицелас ) и устный историк
Антропологи и другие ученые, работавшие с цимшианами.
[ редактировать ]Миссионеры, обращавшие цимшианцев в свою веру
[ редактировать ]- Уильям Генри Коллисон
- Томас Кросби , методист
- Уильям Дункан, англиканец / независимый
- Эдвард Марсден , пресвитерианин
- Епископ Уильям Ридли англиканец
- Роберт Томлинсон , англиканец
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ответы о происхождении аборигенов (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года – выборочные данные 25%» . www12.statcan.gc.ca . Правительство Канады. 25 октября 2017 г. Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Бюро переписи населения США. «Американский FactFinder – Результаты» . factfinder.census.gov . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Армстронг, Челси Джеральда; Лайонс, Наташа; МакЭлвей, Алекс С.; Ричи, Патрик Морган; Лепфски, Дана; Блейк, Майкл (2023). «Историческая экология управления лесными садами в Лаксюубм Цмсьене и за его пределами» . Экосистемы и люди . 19 (1). дои : 10.1080/26395916.2022.2160823 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ https://collections.quaibranly.fr/?id=71.1881.22.1#58235cf5-02b9-44d4-8a3e-12fe872eea46
- ^ https://www.historymuseum.ca/cmc/exhibitions/tresors/ethno/etb0120e.html .
- ^ Есть много других способов написания имени, например: Цимпшеан, Цимшеан, Цимпшиан и другие; в этой статье будет использоваться наиболее распространенное написание «Цимшиан».
- ^ «Культура» . Посетите Ситку . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Кэмпбелл, Лайл (1997), река туманов или тумана. Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 396 н. 29
- ^ Jump up to: а б с д и Марджори М., Хэлпин; Сеген, Маргарет. «Цимшианские народы: Южный Цимшиан, Береговой Цимшиан, Нишга и Гитксан» (PDF) .
- ^ Райан, Тереза Лоа (2014). Территориальная юрисдикция: Культурное и экономическое значение эвлахона Thaleichthys pacificus в северо-центральном прибрежном регионе Британской Колумбии (Диссертация). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0167417 .
- ^ , Ширер, Шерил. Понимание искусства северо-западного побережья ; Ванкувер: Дуглас и Макинтайр; 2000 г.; 28 ISBN 0-295-97973-9
- ^ Комптон, Брайан Дуглас, 1993, Этноботаника Верхнего Северного Вакашана и Южного Цимшиана: знание и использование растений..., доктор философии. Диссертация, Университет Британской Колумбии, стр. 101.
- ↑ Кицумкалум и процесс Цимшианского договора. Архивировано 2 сентября 2006 г. в бюро Wayback Machine по договору Кицумкалум.
- ↑ Цимшианские коренные народы. Архивировано 24 июня 2006 г. в Wayback Machine - Договорная комиссия Британской Колумбии.
- ^ «Иммиграция меняет лингвистический портрет Канады. Вот как» .
- ^ «ВИДЕО и история: Тотемный столб, поднятый на Лелу после краха проекта СПГ» . Принц Руперт Северный вид . 21 октября 2017 г. Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ «Турнир по баскетболу All Native создает фон для нового романа автора Британской Колумбии | CBC News» .
- ^ https://americanindian.si.edu/collections-search/objects/NMAI_278728 Доулк
Ссылки
[ редактировать ]- Барбо, Мариус (1950) Тотемные столбы. 2 тома. (Серия антропологии 30, Бюллетень 119 Национального музея Канады.) Оттава: Национальный музей Канады.
- Боас, Франц , «Цимшианская мифология», в тридцать первом ежегодном отчете Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института, 1909–1910, стр. 29–1037. Вашингтон: Государственная типография, 1916 г.
- Гарфилд, Виола , «Клан и общество Цимшиан», Публикации Вашингтонского университета по антропологии, том. 7, нет. 3 (1939), стр. 167–340.
- Гарфилд, Виола Э. и Пол С. Вингерт, Индейцы цимшиан и их искусство , Сиэтл: Вашингтон, Вашингтонский университет Press, 1951, 1966.
- Халпин, Марджори М. и Маргарет Сеген, «Цимшианские народы: южные цимшианцы, прибрежные цимшианцы, нишга и гитксан», В: Справочник североамериканских индейцев, том 7: Северо-западное побережье, под редакцией Уэйна Саттлса. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1990, стр. 267–284.
- Макдональд, Джеймс А. (2003) Люди Робина: Цимшианцы из Кицумкалума , CCI Press.
- Миллер, Джей, Цимшианская культура: свет сквозь века , Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1997.
- Миллер, Джей и Кэрол Истман, ред., Цимшианцы и их соседи на северном побережье Тихого океана , Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press, 1984.
- Нейлан, Сьюзен, Небеса меняются: протестантские миссии девятнадцатого века и цимшианское христианство , Монреаль: издательство McGill-Queen's University Press, 2003.
- Рот, Кристофер. 2008. Стать Цимшианом: Социальная жизнь имен . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
- Сеген, Маргарет, Интерпретационные контексты традиционных и современных цимшианских праздников побережья. Оттава, Онтарио: Национальные музеи Канады, 1985.
- Сеген, Маргет, изд., Цимшиан: образы прошлого, взгляды на настоящее. Ванкувер, Британская Колумбия: UBC Press, 1984.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Канадский музей цивилизации – Предыстория Цимшиана
- Карта коренных народов северо-западного побережья (включая цимшиан)
- Цимшианский текст Список цимшианских текстов Боаза, Ф.
- Эссе Джея Миллера об аляскинских тлинкитах и цимшианах - из библиотеки Вашингтонского университета.
- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. с. 165. .