Уильям Бейнон
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Апрель 2022 г. ) |

Уильям Бейнон (1888–1958) был канадским потомственным вождем народа цимшиан и устным историком; он служил этнографом , переводчиком и лингвистическим консультантом для многих антропологов , изучавших его народ.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Бейнон родился в 1888 году в Виктории, Британская Колумбия , в семье цимшианской женщины происхождения Нисгаа и «капитана Билли» Бейнона, валлийского капитана парохода. Хотя некоторые источники описывают Бейнона как Нисгаа или Нисгаа по материнской линии, его происхождение было более сложным из-за колониальной интерпретации давних отношений между народами. Материнская линия Бейнона происходит от членов Лаксгибуу ( клана Волков) народа Нисгаа. Члены его линии переехали из реки Насс в Порт-Симпсон , Британская Колумбия, по совпадению после того, как почти вся миссионерская деревня Метлакатла, Британская Колумбия, мигрировала в 1887 году в Метлакатлу, Аляска, вслед за миссионером-мирянином Уильямом Дунканом . В миссию входили представители многих племен, включая племя Гитлаан . Дедушкой Бейнона по материнской линии был Артур Веллингтон Кла , потомственный вождь цимшианцев и сотрудник компании Гудзонова залива . Племя Гитлаан является одним из «Девяти племен», вожди которых оказались в Форт-Симпсоне (позже Порт-Симпсон, позже Лакс-Квалаамс), когда индийский агент определил это место как одну из семи индейских резервных общин цимшианов.
Уильям Бейнон был единственным из шести братьев, который свободно говорил на цимшианском языке . Когда в 1913 году умер единственный выживший брат его матери, Альберт Веллингтон, Уильям Бейнон переехал из Виктории в Порт-Симпсон в возрасте 25 лет, чтобы принять наследственный титул своего дяди, Гвиск'айн. Это соответствовало цимшианским правилам преемственности по материнской линии , и он служил потомственным вождем племени Гитлаан до своей смерти.
Карьера
[ редактировать ]Начиная с 1914 года, Бейнон был нанят в качестве переводчика и расшифровщика антропологом Мариусом Барбо , который тогда работал в Геологической службе Канады . Серия интервью Барбо и Бейнона с вождями и старейшинами Лакса Квалаама в 1914–1915 годах была названа антропологом Уилсоном Даффом «одним из самых продуктивных полевых сезонов в истории [северо]американской антропологии». [1] В 1916 году Бейнон продолжил ту же работу самостоятельно с цимшианами из Киткатлы , Британская Колумбия. Эта поездка была омрачена кори эпидемией среди людей, вызвавшей высокую смертность. Кроме того, Беньон десять дней терпел кораблекрушение на необитаемом острове вместе с вождем сиксов племени Киткатла.
По мере того как Бейнон расширял свои способности к фонетической транскрипции и знанию традиций своего народа - которым он, как ранее ассимилированный горожанин, быстро учился, - он начал все больше и больше работать под своим собственным руководством. В 1920-х годах он работал вместе с Барбо со старейшинами Кицумкалум и Кицелас Цимшиан , а также народа Гитксан в Террасе и его окрестностях , Британская Колумбия .
С 1918 по 1924 год Бейнон много работал по всему побережью, собирая музейные экспонаты для сэра Генри Велкома , распорядителя поместья Уильяма Дункана , миссионера-основателя Метлакатлы на Аляске. Бейнон провел там значительное время в качестве местного представителя Wellcome.
С 1929 по 1956 год, когда Бейнон заболел, он продолжал посылать Барбо свои полевые заметки, охватывающие все мыслимые аспекты культуры и традиций народов цимшиан, гитксан и нисгаа. Он тщательно записывал устные рассказы. Его проявлением силы стало 200-страничное описание четырехдневного праздника потлача и поднятия тотемных столбов в 1945 году в гитксанской деревне Гицегукла . Недавно оно было издано в виде книги.
Уилсон Дафф оценил полученные тысячи страниц полевых заметок Барбо-Бейнона, которые сейчас хранятся в Канадском музее цивилизации , как «наиболее полный массив информации о социальной организации любой индийской нации». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В 1931 году Бейнон был одним из четырех членов-учредителей « Коренного братства Британской Колумбии» , организации по защите прав коренных народов, основанной в Порт-Симпсоне. Братство коренных народов сыграло важную роль в обеспечении права голоса коренных жителей, а также во многих своих пропагандистских функциях.
С 1932 по 1939 год Бейнон отправил антропологу Францу Боасу около 250 расшифрованных рассказов. Они известны как «Рукописи Бейнона» и хранятся в Библиотеке редких книг и рукописей Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В начале 1930-х годов Бейнон способствовал чрезвычайно продуктивной полевой работе в Порт-Симпсоне Виолы Гарфилд , докторантки Боаса. Многие страницы объемистых полевых тетрадей Гарфилда заполнены почерком Бейнона. Их работа легла в основу докторской диссертации и первой книги Гарфилда.
В 1953 году Бейнон работал с антропологом Филипом Друкером из Смитсоновского института . Для Друкера Бейнон написал свой собственный, еще не опубликованный синтез сложных историй происхождения цимшианоязычных народов .
Бейнон умер в 1958 году в Принс-Руперте , Британская Колумбия. Большую часть своей жизни он зарабатывал на жизнь консервной и рыбной промышленностью, как и многие его люди. Но он внес такой же большой и ценный вклад в этнологию Северо-Западного побережья, как и любой профессиональный антрополог. Его опубликованные и неопубликованные работы продолжают оставаться бесценным ресурсом для народов цимшиан, гитксан и нисгаа. [ нужна ссылка ]
Статьи Бейнона находятся в Американском философском обществе в Филадельфии .
Работает
[ редактировать ]- Андерсон, Маргарет Сеген и Марджори Хэлпин (редакторы) (2000) Потлач в Гицегукле: Полевые тетради Уильяма Бейнона 1945 года. Ванкувер: UBC Press.
- Бейнон, Уильям (1941) «Цимшианцы Метлакатлы, Аляска». Американский антрополог (новая серия), т. 43, стр. 83–88.
- Бейнон, Уильям (1999) «Nda ckshun Tckaimsom dis Laggabula - Когда Ткаимсон и Лаггабула играли в азартные игры». В: Местные писатели, рассказчики и ораторы Аляски: Расширенное издание, изд. Рональда Спатца, Джин Брейниг и Патрисии Х. Партноу, стр. 44–47. Анкоридж: Университет Аляски.
- Макдональд, Джордж Ф. и Джон Дж. Коув (ред.) (1987) «Цимшианские рассказы». Собраны Мариусом Барбо и Уильямом Бейноном. (Серия Канадского музея цивилизации «Меркурий», документ Управления 3.) 2 тома. Оттава: Управление Канадского музея цивилизации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дафф, Уилсон (1964). «Вклад Мариуса Барбо в этнологию Западного побережья» . Антропологика . 6 (1): 63–96. дои : 10.2307/25604600 . ISSN 0003-5459 . JSTOR 25604600 .
Источники
[ редактировать ]- «Индийская власть Британской Колумбии умирает» (некролог Уильяму Бейнону). Ванкувер, Британская Колумбия, провинция , 11 февраля 1958 г., с. 28.
- Коув, Джон Дж. (1985) Подробная опись файлов северо-западного побережья Барбо. (Серия Национального музея человека «Меркурий», Канадский центр исследований народной культуры, документ 54.) Оттава: Национальные музеи Канады.
- Дафф, Уилсон (1964) «Вклад Мариуса Барбо в этнологию Западного побережья». Anthropologica (новая серия), том. 6, нет. 1, стр. 63–96.
- Гарфилд, Виола Э. (1939) «Клан и общество Цимшиан». Публикации Вашингтонского университета по антропологии, том. 7, нет. 3, стр. 167–340.
- Халпин, Марджори М. (1978) «Уильям Бейнон, этнограф, Цимшиан, 1888–1958». В книге «Интеллектуалы американских индейцев: 1976 г., Труды Американского этнологического общества», изд. Марго Либерти, стр. 140–156. Сент-Пол: Западная издательская компания.
- Ноури, Лоуренс (1995) Мариус Барбо, Человек из маны: биография. Торонто: NC Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документы Уильяма Бейнона (Mss.BB467) в Американском философском обществе, Филадельфия, Пенсильвания