Кицумкалум
Кицумкалум – первоначальное племя/галцап (община) цимшианского народа. Кицумкалум — одно из 14 племен цимшианской нации в Британской Колумбии , Канада. Кицумкалум, а также название одного из их индейских заповедников к западу от города Террас, Британская Колумбия , где река Кицумкалум впадает в реку Скина . Археологические данные свидетельствуют о том, что Кицумкалум с владениями (laxyuup/территориями) находился в долине Кицумкалум, вниз по реке Скина до побережья, реке Зимаготиц , территориям вокруг озера Лакельсе и многим особым местам, окружающим прибрежные и внутренние районы северо-западного побережья до 1846 года. и еще 5000 лет назад.
Название Кицумкалум, первоначально Гитсмгелм, происходит от цимшианского git- (народ) и -geelm, относящегося к порогам , образованным мелководьем, бегущим по камням в реке Кицумкалум.
По словам Макдональда, следующие группы домов (расширенные материнские семьи) составляют племя Кицумкалум (см. Библиографию):
- Дом Лигиудзиевов - Ганхада (клан Воронов) (в настоящее время возглавляет Лена Ленд)
- Дом Лагаакса и Вийдильдала - Гиспвудвада (клан косаток) (в настоящее время возглавляется Алексом Болтоном)
- Дом Нийсганквадзеков -- Лакссгиик (род Орла)
- Дом Ниисгееля — Лакссгиика (клан Орлов, возглавляемый Ричардом Миллером)
- Дом Вудивие и Вюнеймхапискв - Лаксгибуу (клан Волков) (в настоящее время возглавляется семьей Веры Генри)
- Дом Шпилакши — Ганхада (клан Воронов) (в настоящее время возглавляемый Джеральдом Уэсли)
Из них Дом Нисгила представляет первых человеческих жителей долины Кицумкалум под предводительством Нисгила, согласно устной истории ( адаукс ), принадлежащей этому дому.
Традиционно главная деревня Кицумкалум располагалась в Далк Гилакьяу или «Городе малиновок», в каньоне реки Кицумкалум. Это место не было занято с 1930-х годов. Другой деревней, родиной Ганхада и Лаксгибуу, была Гитчондакл, расположенная между каньоном и озером Калум. Современная деревня Кицумкалум, третий участок, находится прямо на шоссе 16, где река Кицумкалум впадает в Скину. Население общины в 1983 году составляло 74 человека.
Макдональд также перечисляет следующие группы домов из других цимшианских племен, члены которых связаны с общиной Кицумкалум:
- Дом Гитксон/Нисгитлуп — племя Кицелас (в настоящее время возглавляется Уилфредом Беннеттом из Китселаса)
- Дом Ниискимаса — племя Гилутсаав из Лакс Квалаамса.
- Дом Нишайвааксов - племя Кицелас (по материнской линии Шарлоти Гуно и Стюарта Болтона)
- Дом Спуксов — племя Гиспакслоотс из Лакс-Квалаамса.
- Дом Сатсана — Ганхада (Клан Ворона) Дом Кицелас
С 1870-х по 1960-е годы многие цимшианцы Кицумкалума и Кицеласа жили в консервном городе Порт-Эссингтон , ниже по реке Скина (ныне город-призрак), в месте слияния рек Экстол и Скина.
Значительным событием в современном возрождении традиционной культуры в Кицумкалуме стал праздник поднятия двойных тотемных столбов «Су-Сит'аатк» в 1987 году. Столбы были вырезаны хайда резчиком Фредой Дисингом при содействии команды из Кицумкалума, в том числе Дороти Хорнер, Миртл Лэйдлоу, Сандра Уэсли, Вернон Хорнер и Норман Гуно, Лоррейн Маккарти.
Библиография
[ редактировать ]- Инглис, Гордон Б. и др. (1990) «Цимшианцы Британской Колумбии с 1900 года». В Справочнике североамериканских индейцев, том 7: Северо-западное побережье, стр. 285–293. Вашингтон: Смитсоновский институт.
- Макдональд, Джеймс А. (1983) «Историческое событие в политической экономии Цимшиана: информация о собственности на район Зимакорд». Исследования до н.э., нет. 57, стр. 24–37.
- Макдональд, Джеймс А. (1987) Маргинализация цимшианской культурной экологии: сезонный цикл». Брюс Кокс (редактор), «Коренные народы, родные земли», серия библиотеки Карлтона. Оттава: Macmillan. страницы 109–218.
- Макдональд, Джеймс А. (1984) «Образы экономики Цимшиана девятнадцатого века». В книге Маргарет Сеген (редактор), «Цимшианские образы прошлого, взгляды из настоящего». Ванкувер: UBC Press. страницы 40 54.
- Макдональд, Джеймс А. (1988) «Су-сит Аатк, поднятие двух гребневых столбов ознаменовало новое начало для жителей Кицумкалума». Ротонда 21:2:19-25. Торонто: Королевский музей Онтарио.
- Макдональд, Джеймс А. (1990) «Кровотечение днем и ночью: строительство Большой Магистральной Тихоокеанской железной дороги через земли Цимшианского заповедника». Канадский журнал местных исследований. том. 10 № 1, стр. 33–69.
- Макдональд, Джеймс А. (1990) «Поляки, потлач и общественные дела, использование культуры аборигенов в развитии». Культура. Том X № 2, стр. 103–120.
- Макдональд, Джеймс А. (1994) «Построение морального сообщества 21 века: цимшианские потлачи, неявные знания и повседневный опыт». Культурология 9(1):125-144
- Макдональд, Джеймс А. (1994) «Социальные изменения и создание отсталости: случай северо-западного побережья». Американский этнолог 21:1: 152–175.
- Макдональд, Джеймс А. (2003) Люди Робина: цимшианцы из Кицумкалума. ТПП Пресс.
- Макдональд, Джеймс А. (2004) «Цимшиан». В Энциклопедии Арктики Марка Наттала (ред.). Нью-Йорк: Рутледж.
- Макдональд, Джеймс А. (2005) Выращивание на северо-западе: сбор данных из цимшианцев. «Сохранение жизни: традиции использования и выращивания растений на северо-западном побережье Северной Америки», под редакцией Нэнси Тернер и Дуга Деура. Вашингтонский университет Нажимать.
- Макдональд, Джеймс А. (2006) «Робин-Таун: этноисторическое возвращение в Робин-Таун в каньоне Кицумкалум». Живые пейзажи, Королевский музей Британской Колумбии. [ 1 ]
- Стюарт, Хилари (1993) Глядя на тотемные столбы. Ванкувер, Британская Колумбия: Дуглас и Макинтайр.