Мариус Барбо
Шарль Мариус Барбо | |
---|---|
Рожденный | С тот -Мари-де-Бос (позже Сент-Мари, Квебек , Канада) | 5 марта 1883 г.
Умер | 27 февраля 1969 г. Оттава, Онтарио , Канада | ( 85 лет
Национальность | Канадский |
Род занятий | этнограф , фольклорист |
Награды | Орден Канады |
Часть серии о |
Антропология |
---|
Шарль Мариус Барбо , CC FRSC (5 марта 1883 - 27 февраля 1969), также известный как К. Мариус Барбо, или чаще просто Мариус Барбо, был канадским этнографом и фольклористом. [1] который сегодня считается основателем канадской антропологии . [2] Стипендиат Родса , он наиболее известен благодаря ранней поддержке народной культуры Квебека , а также за его исчерпывающую каталогизацию социальной организации, повествовательных и музыкальных традиций, а также пластических искусств цимшианоязычных народов Британской Колумбии ( Цимшиан , Гитсан и Нисгаа ), и другие народы Северо-Западного побережья . Он разработал нетрадиционные теории о заселении Америки .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Молодежь и образование
[ редактировать ]Фредерик Шарль Жозеф Мариус Барбо родился 5 марта 1883 года в Сент-Мари, Квебек . [3] В 1897 году он начал учиться на священника. Он получил классическое образование в колледже Сент-Анн-де-ла-Покатьер. В 1903 году он сменил учебу на юридическую степень в Университете Лаваля , которую получил в 1907 году. Он уехал в Англию по стипендии Родса , обучаясь в Ориэл-колледже в Оксфорде с 1907 по 1910 год, где начал обучение в новых областях. антропологии археологии , . и этнографии под руководством Р. Маретта Р. [4] Летом он посещал Школу высших исследований Сорбонны и Школу антропологии. В Париже он встретил Марселя Мосса , который поддержал его в его антропологических исследованиях. [3]
Полевые работы
[ редактировать ]В 1911 году Барбо присоединился к Национальному музею Канады (тогда входившему в состав Геологической службы Канады ) в качестве антрополога под руководством Эдварда Сепира . Он проработал там всю свою карьеру, выйдя на пенсию в 1949 году. [5] (GSC разделился в 1920 году. С этого периода Барбо находился в Мемориальном музее Виктории , позже переименованном в 1927 году в Национальный музей Канады).
Вначале он и Сапир были первыми и единственными двумя штатными антропологами в Канаде. Под этой эгидой Барбо начал полевые работы в 1911–1912 годах с гуронов - виандотов народом в окрестностях Квебека , на юге Онтарио и в их резервации в Оклахоме в Соединенных Штатах, собирая в основном рассказы и песни. [3]
В 1913 году немецко-американский антрополог Франц Боас , в то время входивший в Американское фольклорное общество (AFS), убедил Барбо специализироваться на франко-канадском фольклоре. Барбо начал собирать такой материал в следующем году. [3] В 1918 году Барбо стал президентом AFS. [6]
В 1914 году Барбо женился на Мари Ларок . У них была совместная семья.
Начиная с декабря 1914 года, Барбо проводил трехмесячные полевые исследования в Лакс-Квалаамсе (Порт-Симпсон), Британская Колумбия , крупнейшей цимшианской деревне в Канаде . Он сотрудничал со своим переводчиком Уильямом Бейноном , потомственным вождем цимшианцев. [2] Антрополог Уилсон Дафф (которому в конце 1950-х годов Барбо поручил систематизировать информацию) назвал эти три месяца «одним из самых продуктивных полевых сезонов в истории [северо]американской антропологии». [7]
Барбо и Бейнон сотрудничали на протяжении десятилетий. Барбо написал огромный том полевых заметок, большая часть которых до сих пор не опубликована. Дафф охарактеризовал это как «наиболее полную информацию о социальной организации любой индийской нации». [7] В конце концов Барбо обучил Бейнона фонетической транскрипции, и вождь цимшианцев сам стал этнологическим полевым исследователем. Барбо и Бейнон проводили полевые работы в 1923–1924 годах с цимшианцами Кицелас и Кицумкалум и гитксанами , жившими вдоль среднего течения реки Скина . В 1927 и 1929 годах они провели полевые сезоны среди нисгаа реки Насс .
В 1929 году Барбо увез тотемный столб Ниисджухл , вырезанный вручную в 1860-х годах, из деревни Нисгаа. На столбе изображена история Цвавита, воина, который был следующим в очереди на пост вождя, прежде чем он был убит в конфликте с соседним народом. Народ Нисгаа утверждает, что Барбо забрал шест без его согласия, когда его члены находились вдали от своих деревень во время ежегодного сезона охоты и сбора урожая, а позже продал его музею в Шотландии. В августе 2021 года делегация лидеров Нисги отправилась в Эдинбург, чтобы потребовать вернуть 11-метровый шест на их территорию. В музее сообщили, что его попечительский совет одобрил просьбу коренных народов о переносе шеста в его дом на северо-западе Британской Колумбии. Крис Бревард, директор Национальных музеев Шотландии, заявил в своем заявлении, что учреждение радо достичь соглашения, позволяющего перенести шест. своему народу и месту, где его духовное значение понимается наиболее остро. [8]
Барбо - неоднозначная фигура, поскольку его критиковали за то, что он неточно представлял своих информаторов из числа коренных народов. Например, в своей антропологической работе среди цимшианцев и гуронов-виандотов Барбо искал исключительно то, что он определял как «аутентичные» истории, не имевшие политического подтекста. Информаторы часто не желали с ним работать по разным причинам. Вполне возможно, что «образованные информаторы», которых Барбо советовал избегать своим студентам, не доверяли ему распространять свои истории. [9]
Академическая карьера
[ редактировать ]В 1942 году Барбо начал читать лекции в Лавале и в Оттавском университете . В 1945 году он стал профессором Лаваля. Он вышел на пенсию в 1954 году после инсульта. Он умер 27 февраля 1969 года в Оттаве.
Теории
[ редактировать ]Барбо также провел краткие полевые исследования с тлинкитами , хайда , талтанами , кваквакаваквами и другими группами северо-западного побережья. Он подчеркнул необходимость синтеза различных миграционных традиций этих народов, чтобы соотнести их с распространением особенностей культуры. Он пытался восстановить последовательность заселения Америки. Он был одним из первых сторонников теории миграции из Сибири через Берингов пролив . [2] Этот рассказ, хотя современные антропологи и генетики признают его в значительной степени точным, [10] до сих пор активно оспаривается многими коренными народами, заявляющими о своем происхождении из Северной Америки.
Его более противоречивая теория состоит в том, что цимшианоязычные народы, хайда и тлинкиты, представляли собой самую недавнюю миграцию в Новый Свет из Сибири. Он считал, что их предки были беженцами от завоеваний Чингисхана , некоторые из которых произошли всего несколько столетий назад. В таких работах, как неопубликованные рукописи серии «Миграция» , книга «Аляска манит» и многочисленные статьи с такими заголовками, как «Как Азия капала из ручья в Америку». [11] и «Буддийские панихиды на северном побережье Тихого океана», [12] в конце концов он вызвал недовольство многих своих современников по этому вопросу. Его диссертация была дискредитирована анализом лингвистических данных и данных ДНК.
Под влиянием Бейнона Барбо продвигал среди западных ученых идею о том, что устные истории миграции в регионе имеют реальную историографическую ценность. На них долгое время не обращали внимания, поскольку они не соответствовали европейским традициям в качестве счетов. Было доказано, что теория Барбо и Бейнона имеет некоторую ценность, если ее рассматривать с такими фактами, как климатические, астрономические и геологические события.
Барбо был одним из первых сторонников признания тотемных столбов высоким искусством мирового уровня. Его мнение о том, что они были постконтактным художественным развитием, было решительно опровергнуто. [7] [13]
Этномузыкология
[ редактировать ]Основной вклад Барбо в этномузыкологию заключался в первую очередь в коллекционировании. [14] Он интересовался музыкой с юных лет, получив музыкальное образование от матери. На протяжении всей своей карьеры он был обеспокоен влиянием музыки на антропологию. Его назовут одним из первых канадских этномузыкологов. [15]
Барбо был обеспокоен тем, чтобы все канадцы познакомились с народной музыкой. Он часто использовал обученных канадских музыкантов в качестве исполнителей народной музыки, чтобы донести музыку до более широкой аудитории. Он подвергся незначительной критике за использование американской певицы Лорейн Вайман . [16]
В 1915 году Барбо инициировал создание в Музее коллекции франко-канадских песен. Позже в 1916 году он отправился в записывающую экспедицию по реке Святого Лаврентия . Его целью было записать все франко-канадские народные песни. Он вернулся с нотами более 500 песен и некоторых народных легенд. [14]
Признание и наследие
[ редактировать ]Культурное наследие
[ редактировать ]Барбо был плодовитым писателем, написавшим как научные статьи и монографии, так и книги, в которых представлены устные традиции Квебека и коренных народов для массовой аудитории. Примеры включают «Падение Темлахама», в котором древние устные традиции Гитксана переплетаются с современной историей контактов. Его «Золотой Феникс» и другие сборники для детей представляют франко-канадские народные сказки и сказки.
На основе его полевых исследований и работ по всем аспектам франко-канадского творческого самовыражения были выпущены многочисленные популярные и научные публикации. Считается, что его работа внесла значительный вклад в рост квебекского национализма в конце 20 века. [17]
Награды и почести
[ редактировать ]С 1916 по 1950 год Барбо работал заместителем редактора Журнала американского фольклора. За это время он отредактировал десять номеров журнала, посвященных в основном канадскому фольклору. [3]
В 1922 году Барбо стал секретарем-основателем Канадской исторической ассоциации . В 1929 году он стал членом совета учредителей Королевского канадского географического общества .
Королевского общества Канады В 1950 году Барбо выиграл медаль Лорна Пирса . В 1967 году он был удостоен звания кавалера Ордена Канады . [18] В 1969 году пик Барбо — самая высокая гора Нунавута . его именем была названа [3]
В 2005 году передачи и этнологические записи Мариуса Барбо были удостоены звания шедевра Канадского фонда по сохранению аудиовизуальных изображений . Его обширные личные документы хранятся в бывшем Национальном музее человека, известном с 2013 года как Канадский исторический музей . [19]
В 1985 году Ассоциация фольклорных исследований Канады ( Викиданные ) учредила «Медаль Мариуса Барбо» в знак признания лиц, внесших выдающийся вклад в канадский фольклор и этнологию. [20]
Портрет
[ редактировать ]Авторизованный бронзовый портретный бюст Барбо создала российско-канадская художница Евгения Берлин ; она установлена в коллекции Национальной галереи Канады .
Избранные работы
[ редактировать ]- (1915) «Классификация ирокезских радикалов с субъективными местоименными приставками». Оттава: Геологическая служба Канады. Мемуары №. 46 . ГЕОСКАН .
- (1915) Мифология гуронов и виандотов с приложением, содержащим ранее опубликованные записи. Оттава: Геологическая служба Канады. Мемуары №. 80. ГЕОСКАН .
- (1923) Индийские дни в канадских Скалистых горах. Иллюстрировано У. Лэнгдоном Кином . Торонто: Макмиллан.
- (с Эдвардом Сепиром) (1925) Народные песни Французской Канады. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- (1928) Падение Темлахама . Торонто: Макмиллан.
- (1929) « Тотемные столбы Гитксана, река Верхняя Скина, Британская Колумбия». Оттава: Национальный музей Канады. Бюллетень №. 61 . ГЕОСКАН .
- (1933) «Как Азия капала в Америку», Washington Historical Quarterly, vol. 24, стр. 163–173.
- (1934) В самом сердце Квебека. Монреаль: Зодиак.
- (1934) Корнелиус Кригхофф: художник-пионер Северной Америки. Торонто: Макмиллан.
- (1934) Чудесное приключение Жака Картье . Монреаль: А. Левеск.
- (1935) «Народные песни Старого Квебека». Оттава: Национальный музей Канады. Бюллетень №. 75 . ГЕОСКАН .
- (1935) Бабушка рассказывает. Монреаль: Бошемен.
- (1935) Однажды. Монреаль: Бошемен.
- (1936) Королевство Сагеней. Торонто: Макмиллан.
- (1936) Квебек, где выживает древняя Франция ( Квебек: Где задерживается древняя Франция. ) Квебек-Сити: Гарно.
- (с Маргаритой и Раулем д'Аркуром) (1937) Romanceros du Canada. Монреаль: Бошемен.
- (1942) Мастера нашего края. Монреаль: Зодиак.
- (1942) Мечты охотников. Монреаль: Бошемен.
- (с Грейс Мелвин ) (1943) Индиец говорит. Торонто: Макмиллан.
- (с Риной Ласниер) (1944) Канадские Мадонны. Монреаль: Бошемен.
- (1944) Горное облако. Торонто: Макмиллан.
- (1944–1946) Святые мастерицы. 2 рейса. Монреаль: Фидес.
- (1945) «Алеутский путь миграции в Америку». Географическое обозрение, том. 35, нет. 3, стр. 424–443.
- (1945) «Мать-медведица». Журнал американского фольклора, том. 59, нет. 231, стр. 1–12.
- (1945) Пояс для стрел. Монреаль: Пайсана.
- (1946) Жаворонок! Монреаль: Люмен.
- (1947) Аляска манит. Торонто: Макмиллан.
- ) Дерево мечты ( 1947 . Монреаль: Терриен.
- (1950; переиздание 1990) Тотемные столбы. 2 тома. (Серия антропологии 30, Бюллетень 119 Национального музея Канады.) Оттава: Национальный музей Канады. Перепечатано, Канадский музей цивилизации, Халл, Квебек, 1990 г. Отдельные главы доступны в формате pdf на веб-сайте Канадского музея истории.
- (1952) «Дракон Старого Света в Америке». В индейских племенах аборигенов Америки: Избранные материалы XXIX Международного конгресса американистов , изд. Sol Tax, стр. 115–122. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- (1953) Мифы Хайда. Оттава: Национальный музей Канады.
- (1954) «Тотемическая атмосфера на северном побережье Тихого океана». Журнал американского фольклора, том. 67, стр. 103-122.
- (1957) Хайда Резчики в аргиллите. Оттава: Национальный музей Канады.
- (1957) Я видел Квебек. Квебек Сити: Гарно.
- (1957) Моя жизнь в записи: канадско-индийский фольклор. Народные пластинки
- (ред.) (1958) Золотой Феникс и другие сказки из Квебека. Пересказ Михаила Хорнянского. Торонто: Издательство Оксфордского университета.
- (1958) Знахари на северном побережье Тихого океана. Оттава: Национальный музей Канады.
- (1958) Следопыты в северной части Тихого океана. Торонто: Райерсон.
- (и др.) (1958) Roundelays: Давайте потанцуем в кругу. Оттава: Национальный музей Канады.
- (1960) Индийские дни в западных прериях. Оттава: Национальный музей Канады.
- (1960) «Традиционные повествования гуронов-виандотов: в переводах и родных текстах». Бюллетень 165 Национального музея Канады, антропологическая серия 47.
- (1961) Цимсян Мифы. (Антропологическая серия 51, Бюллетень 174 Национального музея Канады.) Оттава: Департамент по делам Севера и национальных ресурсов.
- (1962) Жонглерские песни Старого Квебека. Издательство Университета Рутгерса.
- (1965–1966) Американские индейцы. 3 рейса. Монреаль: Бошемен.
- (1968) Луи Жобин, скульптор. Монреаль: Бошемен.
- (1973) « Тотемные столбы Гитксана, река Верхняя Скина, Британская Колумбия». Оттава: Национальный музей Канады. Бюллетень №. 61, (изд. Факсимиле) .
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Кац, Исраэль Дж. (1970) «Мариус Барбо (1883–1969) (Некрология: биография-библиография),» Этномузыкология , XIV/1 (январь), 129–42.
- Коув, Джон Дж. (1985) Подробная опись файлов северо-западного побережья Барбо. (Серия Национального музея человека «Меркурий», Канадский центр исследований народной культуры, документ 54.) Оттава: Национальные музеи Канады.
- Уилсон Дафф (1964) «Вклад Мариуса Барбо в этнологию Западного побережья», Anthropologica (новая серия) 6 (1): 63–96. doi : 10.2307/25604600 из JSTOR
- Макдональд, Джордж Ф. и Джон Дж. Коув (ред.) (1987) Цимшианские рассказы. Собраны Мариусом Барбо и Уильямом Бейноном. (Серия Канадского музея цивилизации «Меркурий», документ Управления 3.) 2 тома. Оттава: Управление Канадского музея цивилизации.
- Ноури, Лоуренс (1995) Мариус Барбо, Человек из маны: биография. Торонто: NC Press. ISBN 1550211005
- Орфорд, Эмили (1986) «Полевые работы антропологов на западном побережье начались в 1914 году», журнал Western People, 23–23 января 1986 года.
- Орфорд, Эмили (1984) «Чарльз Мариус Барбо: фотоэтнолог прибрежных индейцев». В Victoria Times-Колонист: Островитянин, 13 мая 1984 г., стр. 10–11.
- Слейни, Фрэнсис М. (2000) «Работа над канадским чувством места: роль художников-пейзажистов в этнологии Мариуса Барбо», «Исключенные предки, изобретаемые традиции: очерки к более инклюзивной истории антропологии», изд. Ричард Хэндлер, стр. 81–122. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линда Джессап; Эндрю Нерс; Гордон Эрнест Смит (2008). Вокруг и о Мариусе Барбо: моделирование культуры двадцатого века . Канадский музей цивилизации. стр. 207–208. ISBN 978-0-660-19775-3 .
- ^ Jump up to: а б с Рене Ландри; Дениз Менар; Р.Дж. Престон. «Мариус Барбо» . Канадская энциклопедия . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж 'Барбо, Мариус (1883-1969)' (1998) в. Энциклопедия мировой биографии . Детройт: Гейл Исследования. ОСЛК 37813530 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ноури, Лоуренс (1995) Человек маны, Мариус Барбо: Биография , Торонто, Онтарио: NC Press,
- ^ Фаук, Эдит (1969). «Мариус Барбо (1883–1969)» . Журнал американского фольклора . 82 (325): 264–266. ISSN 0021-8715 . JSTOR 538713 .
- ^ «Бывшие президенты AFS» . Американское фольклорное общество . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Дафф, Уилсон (1964). «Вклад Мариуса Барбо в этнологию Западного побережья». Антропологика . 6 (1): 65. дои : 10.2307/25604600 . JSTOR 25604600 .
- ^ «Шотландский музей возвращает украденный тотемный столб после посещения народа Нисга» .
- ^ Харрисон и Дарнелл, J&R (2006). Историзация канадской антропологии . Ванкувер: UBC Press.
- ↑ Древняя ДНК раскрывает сложные миграции первых американцев , Майкл Грешко ( National Geographic , 8 ноября 2018 г.)
- ^ «Как Азия капала из ручья в Америку» . digitalcollections.lib.washington.edu . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Барбо, Мариус (1962). «Буддийские панихиды на северном побережье Тихого океана» . Журнал Международного совета народной музыки . 14 :16–21. дои : 10.2307/835553 . ISSN 0950-7922 . JSTOR 835553 .
- ^ Роу, Джулия (2016). « « Мистический дракон за морем »: этнографическая фантазия в изображении Мариуса Барбо коренных народов северо-западного побережья» . Восходящий историк . 3 (2): 53–70.
- ^ Jump up to: а б Сарджент, Маргарет. Народная и примитивная музыка в Канаде. Журнал Международного совета народной музыки, Vol. 4 (1952), стр. 65-68. Доступ в 2019 г.
- ^ «Этномузыкология» . Канадская энциклопедия . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Кейллор, Элейн. Мариус Барбо и музыкальные исполнители. 2004.
- ^ Хэндлер, Р. (2021). «В поисках народного общества: национализм и фольклорные исследования в Квебеке» . Культура . 3 (1): 103–114. дои : 10.7202/1084163ар . S2CID 252800176 .
- ^ Канцелярия генерал-губернатора Канады . Орден цитирования Канады . Королевский принтер для Канады. Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Смит, Дерек Г. (2001). «Архивы Барбо в Канадском музее цивилизации: некоторые текущие проблемы исследования» . Антропологика . 43 (2): 191–200. дои : 10.2307/25606034 . ISSN 0003-5459 . JSTOR 25606034 .
- ^ «Медаль Мариуса Барбо» . Ассоциация фольклорных исследований Канады . Проверено 10 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Мариуса Барбо в Faded Page (Канада)
- Мариус Барбо: канадский герой и его эпоха - Канадский музей цивилизации
- Чарльз Мариус Барбо. Архивировано 12 февраля 2018 г. в Wayback Machine в Канадской энциклопедии.
- Мариус Барбо в базе данных интернет-спекулятивной фантастики
- AVTrust.ca - Мариус Барбо (содержит видеозапись)
- Подробности об альбоме автобиографии Барбо в Smithsonian Folkways
- «Но теперь все изменилось»: Мариус Барбо и политика индейской идентичности Эндрю Нерс, Университет Маунт Эллисон
- Британская Колумбия First Nation просит музей Шотландии вернуть тотемный столб, сделанный в 1929 году.
- 1883 рождения
- 1969 смертей
- Антропологи 20-го века
- Учёные из Квебека
- Академический состав Университета Лаваля
- Выпускники Ориэл-колледжа, Оксфорд
- Канадские антропологи
- Канадские фольклористы
- Канадские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Канадские писатели публицистики на французском языке
- Канадские стипендиаты Родса
- Побережье Британской Колумбии
- Кавалеры Ордена Канады
- Члены Королевского общества Канады
- Жители Сент-Мари, Квебек
- Собиратели сказок
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Президенты Американского фольклорного общества
- Выпускники Университета Лаваля