Авиационная археология
Авиационная археология - признанная субдисциплина археологии и подводной археологии в целом. [1] Это деятельность, которую практикуют как энтузиасты, так и ученые, стремясь найти, документировать, восстановить и сохранить места, важные в истории авиации . По большей части эти места представляют собой места крушения и крушения самолетов, но также включают в себя конструкции и объекты, связанные с авиацией. Это также известно в некоторых кругах и в зависимости от точки зрения тех, кто занимается авиационной археологией или аэрокосмической археологией , а также описывается по-разному как аварийная охота , восстановление подводных самолетов , погоня за обломками или авария . [ нужна ссылка ]
История авиационной археологии и актуальные проблемы
[ редактировать ]
Эта деятельность началась в после Второй мировой войны Европе , когда после конфликта сельскую местность усеивали многочисленные обломки самолетов. Во многих случаях памятники участникам катастроф возводились отдельными лицами, семьями, землевладельцами или общинами.

Сайты сбоев различаются по размеру и содержанию; у некоторых могут быть фюзеляжи, двигатели и тысячи деталей и обломков. На других объектах, например, в случае гражданских/коммерческих аварий, Федеральное управление гражданской авиации и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) удалят почти все самолеты и обломки; что усложняет авиационную археологию. Остатки мест крушения военных самолетов также могут быть удалены различными группами по восстановлению самолетов, особенно если самолет оказался практически неповрежденным. В целом, большинство авиакатастроф, произошедших в последнее время (с 1980-х годов), полностью исключены из-за экологических норм, и остается очень мало свидетельств о существовании крушения.
Например, военные катастрофы в Аризоне происходят из-за многочисленных авиабаз прошлого и настоящего. Из-за теплой и солнечной погоды большая часть летной подготовки ВВС США проходила в штате как во время, так и после Второй мировой войны. Многочисленные авиабазы разбросаны по штатам, создавая условия для многочисленных несчастных случаев на тренировках. [2] Старые заброшенные вспомогательные поля ВВС США и те, которые были преобразованы в городские муниципальные аэропорты, представляют собой археологические объекты, которые необходимо исследовать и изучать. [3]

Важно вести учет места крушения, например, фотографии, карты, журналы, журналы, а также записи о местности и погоде, например, в Гленвуд-Спрингс, штат Колорадо . B-17 место крушения [4] или место крушения B-17 в Теллс-Пик, Калифорния . [5]

Интернет является идеальным средством для обмена, записи, обучения и продвижения авиационной археологии как хобби, а также исследовательских проектов для местных и государственных групп по истории авиации. Для идентификации типа и производителя самолета по номерам деталей. [6] и штампы производственного контроля [7] можно проанализировать. От подробных данных GPS и карт до исследования информации из отчетов об авариях — многочисленные ресурсы помогают создать полную картину исторического события. Отчеты об авариях, такие как официальный отчет о происшествиях ВВС США. [8] 14 класс становится фундаментом археологических исследований. Отсюда газетные статьи, записи окружных клерков, отчеты шерифа и коронера, а также библиотечные записи — все это помогает авиационному археологу в его исследованиях.
Законы и положения о защите
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Правовая защита мест крушения самолетов весьма разнообразна. Что касается защиты прав собственности на самолеты, ВМС США сохраняют за собой бессрочное право собственности на все самолеты ВМФ , включая наземные или затопленные места крушения. [9] В ВВС США нет политики в отношении нарушения порядка на местах крушения старинных самолетов, за исключением случаев, когда на этом месте остаются необнаруженными человеческие останки или оружие.Для старинных самолетов , включая старинные военные самолеты , которые после крушения обычно считаются брошенными, место крушения и все связанное с ним содержимое подпадают под действие законодательства о защите земли, на которой оно находится. Язык законов об охране культурного наследия не связан с авиацией, поэтому все законы об охране авиационных объектов основаны на интерпретации. Однако в большинстве федеральных законов и законов штатов культурные ресурсы прямо описываются как «объекты, места или иные объекты, имеющие историческую ценность». [10] [11] или «военная или социальная история» [12] и считать, что срок давности превышает пятьдесят лет.Если возраст крушения самолета превышает пятьдесят лет, включая все места крушения самолетов времен Второй мировой войны, и он разбился на территории, которая в настоящее время является федеральными землями , эти места автоматически защищаются в соответствии с Законом о службе национальных парков 36CFR2.1. [13] против любого вмешательства без разрешения. Авиационные объекты, например старинный ангар в аэропорту или место крушения на пути предполагаемого шоссе, также немедленно подлежат рассмотрению в соответствии с разделом 106, если они будут нарушены проектом, который либо требует федерального разрешения, либо использует федеральные средства. В большинстве случаев государственный инспектор по охране исторических памятников определяет, имеет ли авиационный объект право на внесение в реестр.
Национальный реестр определяет места крушения самолетов как «любой самолет, который разбился, бросился на воду, был поврежден, застрял или брошен». [14] Он также определяет условия охраны объектов истории авиации, включая заброшенные аэродромы или объекты, испытательные или экспериментальные площадки, наземные или водные аэровокзалы , авиамаяки и навигационные средства.
Законы штата о защите земель сильно различаются по всей стране, но язык, описывающий исторический ресурс, такой же, как и в федеральных законах. Таким образом, авиационная собственность и обломки самолетов на землях штата могут быть защищены в соответствии с различными законами об окружающей среде, общественных ресурсах и исторической собственности, как указано в каждом штате для защиты археологических и исторических ресурсов.Любые археологические исследования , раскопки или деятельность, которая нарушает затонувшие корабли или остатки авиационного имущества, в некоторых случаях могут быть разрешены на федеральных землях и землях штата в соответствии с процессом получения разрешения через регулирующий орган.Если место крушения самолета или остатки какой-либо авиационной собственности находятся на частной земле, они автоматически не защищаются никаким федеральным, государственным или местным законодательством, и любые изыскания или раскопки должны быть разрешены землевладельцем.
Согласно «Закону о затонувших военных кораблях» (SMCA) 2004 года, нарушение, удаление или повреждение мест крушения или связанного с ними содержимого ВМС США или любых затопленных военных самолетов является незаконным . [15] Закон определяет военный корабль как любой затонувший военный самолет или военный космический корабль, который принадлежал или эксплуатировался правительством на момент его затопления, и включает соответствующее содержимое. Поскольку ВМС США сохраняют право собственности на все военные суда, закон распространяется на любые самолеты ВМС США, даже если они находятся в международных водах или территориальных водах другой страны. Закон также распространяется на любые иностранные военные суда, находящиеся в территориальных водах США. Лица, желающие провести археологические или исследовательские исследования любого затопленного военного самолета, могут обратиться в военно-морской истории и наследия Командования Отдел подводной археологии за разрешением. Корпус морской пехоты США и Береговая охрана США имеют аналогичную политику и требования к разрешениям для ВМФ.SMCA включает штрафы, связанные с любым несанкционированным вмешательством в работу затонувших военных кораблей, в виде штрафа и ответственности за разумные затраты, понесенные при восстановлении археологической или культурной информации, ее хранении, реставрации, уходе, обслуживании и консервации.
Часть 830 NTSB, являющаяся частью федеральных авиационных правил, защищает любой самолет, причина происшествия которого расследуется. [16] [17] Должностные лица NTSB обычно изымают части разбитых самолетов для дальнейшего анализа. В большинстве случаев, после завершения исследования, секвестрированные обломки возвращаются представителю владельцев – чаще всего страховой компании воздушного судна. Однако такие примеры, как реконструированные обломки рейса 800 TWA, навсегда хранятся в NTSB, чтобы информировать общественность и будущих следователей о роли NTSB в безопасности транспорта.
Великобритания
[ редактировать ]Законы Великобритании распространяются на останки всех самолетов, разбившихся во время военной службы (на суше или на море), и находятся под защитой Закона о защите военных останков 1986 года . Этот Закон определяет преступление, связанное с вмешательством, повреждением, перемещением или обнаружением останков самолета. Исключения применяются к лицам, имеющим лицензии, которые могут быть выданы Государственным секретарем, разрешая выполнение определенных процедур.
Для любителей поиска затонувших кораблей существует саморегулируемый орган — Британский авиационный археологический совет (BAAC). [18] которая определяет этические стандарты поведения, координирует деятельность и предоставляет форум для дискуссий своим группам-членам. Не все активные группы в Великобритании являются членами этой организации.
Типы памятников авиационной археологии
[ редактировать ]Наземные объекты
[ редактировать ]К объектам истории авиации на суше, которые могут быть подвергнуты археологическим исследованиям или раскопкам, могут относиться аэропорты (которые могут содержать ангары, терминалы, другие объекты и т. д.), места крушения, памятники или даже объекты недвижимости, связанные с важными людьми или событиями в истории авиации.Некоторые примеры потенциальных и текущих археологических памятников:
Места крушения самолетов
[ редактировать ]Место крушения B-23 Dragon в Лун-Лейк в Национальном лесу Пайетт, штат Айдахо, представляет собой удивительно сохранившийся пример крушения самолета. Экипаж выжил и был спасен, а часть авионики удалена с места происшествия, и в настоящее время она в различные годы является предметом обучения в полевой школе авиационной археологии.
Заброшенные аэродромы
[ редактировать ]

Заброшенные аэродромы могут дать много исторической информации об авиации и смежных отраслях. [20] [21] От гражданских аэродромов до военных аэродромов авиационные археологи могут находить, обнаруживать и восстанавливать различные артефакты, и это лишь некоторые из них: детали самолетов с серийными номерами, детали оборудования, асфальт или материал взлетно-посадочных полос, различные загрязнения, конструкции и фундаменты, предприятия. и экономика, к общественным и культурным изменениям. После закрытия военной авиабазы уличная система и взлетно-посадочные полосы стали локальным расширением городских улиц и бизнеса; Одним из примеров является преобразование общественной базы ВВС Лоури в местную жилую, коммерческую и образовательную среду. Другие базы, такие как аэродром вспомогательной армии Арлингтона, вернулись к сельскому хозяйству и скотоводству.
В 1990, 1994 и 1998 годах археологи исследовали, используя дистанционное зондирование с воздуха и ограниченные раскопки, старинный ангар летного поля Хаффман-Прери на базе ВВС Райт-Паттерсон, штат Огайо. Расследования были «предназначены для предоставления информации, необходимой для управления объектами авиабазы Райт-Паттерсон и Национального исторического парка Дейтонского авиационного наследия Службы национальных парков». Геофизические исследования и исследования дистанционного зондирования выявили магнитные, электромагнитные и георадиолокационные аномалии, а также инфракрасные тепловые изображения, связанные со структурой ангара. В ходе археологических раскопок были обнаружены деревянный столб, элементы столба и артефакты, которые представляют собой археологические остатки настоящего ангара». [22] Летное поле Хаффман-Прери внесено в Национальный реестр исторических мест .
Другой пример — армейский аэродром Гамильтон в Новато, Калифорния . Он использовался с 1929 по 1976 год. В конечном итоге он был передан городу Новато для жилищного строительства. Взлетно-посадочная полоса также является частью усилий по восстановлению приливных водно-болотных угодий, которые в настоящее время ведутся Инженерным корпусом армии США , Калифорнийской службой охраны побережья и Комиссией по сохранению и развитию залива Сан-Франциско .
Заброшенные ракетные шахты и площадки
[ редактировать ]В Калифорнии есть ракетные комплексы, оставленные армией США . [23] Археологические исследования включают эти места по всей территории Соединенных Штатов. Исследование заброшенных бункеров и объектов и походы по ним могут считаться как нарушением границ, так и быть опасными. [24] Разрешение от нынешних владельцев земли или смотрителей обязательно. Исследования и официальные осмотры мест пополняют исторический отчет о Холодной войне . Одним из таких мест является Национальный исторический музей ракет «Минитмен» . [25]
В Национальной зоне отдыха Золотые Ворота находится выведенная из эксплуатации Холодной войны времен ракетная база Nike , ракетная площадка Nike SF-88 . В 1954 году он был вооружен ракетами Nike Ajax . В 1958 году он был переоборудован под Nike Hercules ядерные ракеты . После закрытия в 1974 году он был передан Службе национальных парков и регулярно открыт для публики. [1]
Места подводных крушения
[ редактировать ]B -29 «Суперфортресс» с серийным номером 45-21847, заброшенный в озере Мид в 1949 году. Этот конкретный самолет внесен в Национальный реестр под критерием C как пример значительного типа самолетостроения и под критерием D как потенциально способный дать важную информацию.
Остатки дирижабля USS Macon и связанных с ним перепелятников F9C расположены на высоте около 1500 футов в Национальном морском заповеднике Монтерей-Бэй . Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) провело исследовательские экспедиции на это место, создав фотомозаики для отслеживания ухудшения состояния. Место крушения внесено в Национальный реестр.
Подводные исследования и восстановление
[ редактировать ]Подводный поиск и подъем — сложный аспект авиационной археологии. Команда по дайвингу и восстановлению должна провести обширное исследование и планирование, прежде чем приступить к восстановлению. Место расположения самолета можно оставить как памятник и не восстанавливать. После обнаружения самолета подводное обследование перед началом восстановительных работ проводится . Ставится множество задач, и исследование представляет собой длительный процесс, требующий детального рассмотрения многочисленных и разнообразных источников информации. Сложности включают в себя большую подготовку, обширную подготовку, точное планирование, а также очень техническое оснащение и координацию. Сохранение часто оказывалось очень трудным [26]
Австралия
[ редактировать ]Основное внимание Австралии уделяется подводной авиационной археологии. [27] отчасти из-за интереса относительно большого числа морских археологов и реставраторов кораблекрушений в этой области. Результатом этого стали многочисленные исследования и отчеты, в том числе обмен идеями, теориями и методами с практиками из других частей мира, с особым упором на участие реставраторов. [28] Археология подводной авиации началась в Австралии на обломках летающих лодок «Дорнье», «Каталина» и «Сандерленд», уничтоженных японскими истребителями в Бруме во время Второй мировой войны. Они лежат как в приливной зоне, так и на более глубоких водах. [29] Исследование продолжилось в Дарвине на Северной территории, где проводились исследования и полевые работы на серии затопленных затонувших кораблей PBY Catalina. [30] Впоследствии исследование распространилось на другие регионы Австралии, отчасти из-за интереса Университета Флиндерса и его аспирантов. [31] Хотя военные самолеты остаются собственностью своих правительств, если только они не переданы третьей стороне, затонувшие самолеты (такие как затонувшие корабли в Бруме в Западной Австралии) оказалось довольно трудно защитить от несанкционированного извлечения и разграбления. Те, кто находится в Бруме, теперь защищены положениями Закона о наследии Западной Австралии 1990 года. [32]
Как профессия
[ редактировать ]В Америке авиационные археологи, прошедшие перекрестную подготовку в других областях исследований, работают в Объединенном учетном командовании военнопленных и МВД (JPAC), путешествуя в бывшие зоны боевых действий по всему миру для поиска останков американских военнослужащих и женщин, которые были убиты. был потерян. Многие из этих потерь связаны с авариями самолетов в отдаленных и труднодоступных районах. Группа добровольцев под лозунгом « Проект BentProp » преследовала места кораблекрушений американских военных и не беспокоила их; их выводы передаются в JPAC. В Австралии и в некоторых других частях мира, где речь идет о человеческих останках, вооруженные силы имеют тенденцию пользоваться услугами судебных антропологов и расследователей авиакатастроф.
Профессиональные авиационные археологи также могут участвовать в восстановлении почти полных экземпляров разбитых или брошенных самолетов с целью получения прибыли. Клиенты этих профессионалов варьируются от частных лиц и авиационных музеев до государственных учреждений. Часто эти самолеты находятся в отдаленных районах, что способствует сохранению обломков. [33] Примеры включают Glacier Girl , Lockheed P-38 Lightning , который был успешно поднят из-под ледяной шапки Гренландии и восстановлен до летного состояния, и Kee Bird , Boeing B-29 Superfortress, также брошенный на ледяной шапке Гренландии, но серьезно поврежденный усилия по восстановлению.
См. также
[ редактировать ]- Воздушная археология
- Авиационные происшествия и происшествия
- Авиационная безопасность
- Аварийное покрытие
- Промышленная археология
- Список авиационных исторических обществ
- Закон о защите военных останков 1986 года
- Дайвинг на затонувшие корабли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккарти, М., 2004. Исторические обломки самолетов как археологические памятники. Бюллетень Австралазийского института морской археологии, 28: 81–90.
- ^ История катастроф в Аризоне. Архивировано 6 января 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Заброшенные и малоизвестные аэродромы: Колорадо: район северо-востока Денвера» . www.airfields-freeman.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2010 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Гленвуд Б-17» . coloradowreckchasing.tripod.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Место крушения B-17C возле Теллс-Пик, Калифорния» . www.check-six.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Авиационная археология — префикс номера детали от производителя» . www.aviationarchaeology.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Авиационная археология — штампы осмотра самолетов» . www.aviationarchaeology.com . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ↑ Стерлинг-Сити, Техас, отчет о происшествии B-36, заархивированный 26 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Политика сохранения исторического наследия затонувших военных кораблей ВМС США» . военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Закон о сохранении национального исторического наследия 1966 г., публичное право 102-575 16 USC 470w.
- ^ Программа национальных исторических достопримечательностей 36CFR65 и далее.
- ^ Раздел 5020-5029.5 Кодекса государственных ресурсов Калифорнии.
- ^ «Закон о службах национальных парков 36CFR2.1» (PDF) . Wildlife.net . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Йокель, Джефф (29 ноября 2001 г.). «Руководство по оценке и документированию исторических объектов авиации, Бюллетень Национального реестра исторических мест» . nps.gov . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ History.Navy.mil: Закон о затонувших военных кораблях (США). Архивировано 7 апреля 2010 г. в Wayback Machine.
- ↑ NTSB, часть 830: Правила США по сохранению информации о авариях (США). Архивировано 27 мая 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Федеральный реестр США: 49 CFR, часть 830. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Британский авиационный археологический совет» . www.aviationarchaeology.org.uk . Архивировано из оригинала 24 января 2014 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Вид с воздуха на аэродром вспомогательной армии Арлингтона. Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine , см. изображение №. 11
- ^ Заброшенные и малоизвестные аэродромы
- ^ Заброшенные, забытые и малоизвестные аэродромы Европы.
- ^ «Археологические, геофизические исследования и исследования дистанционного зондирования ангара братьев Райт 1910 года, база ВВС Райт-Паттерсон, Огайо». Архивировано 13 января 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Ракетные площадки» . ed-thelen.org . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ СилоМан. «СилоМир» . www.siloworld.net . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Национальный исторический объект Minuteman Missile (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ↑ Канадской Гарвардской авиационной ассоциации. Группа восстановления после погружения Архивировано 8 сентября 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Западно-Австралийский музей Broken Wings. Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сломанные крылья» . 202.14.152.30 . Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года.
- ^ «Брум» . 202.14.152.30 . Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года.
- ^ Юнг, Сильвано (2001). Крылья под морем: авиационная археология летающих лодок «Каталина» в гавани Дарвина, Северная территория. Неопубликованная магистерская диссертация, Университет Северной территории (ныне Университет Чарльза Дарвина), Дарвин, Северная территория, Австралия.
- ^ например, Форд, Дж., 2006. Археология авиации WW в Виктории, Австралия. Отдел морской археологии. Университет Флиндерса. Аделаида.
- ^ Маккарти, М., Грин, Дж., Юнг, С. и Саутер, К., 2002. Летающие лодки в Бруме: документы, касающиеся внесения набора затонувших летающих лодок в Бруме в Реестр объектов наследия, находящихся в ведении Закон о наследии Западной Австралии 1990 года. Отчет – Департамент морской археологии Морской музей Западной Австралии, № 170.
- ^ Хоффман, Карл (2001). Охота на боевых птиц — навязчивые поиски потерянного самолета Второй мировой войны . Книги Баллантайна. п. 245 . ISBN 0-345-43617-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дейли, Лиза М. (апрель 2015 г.). Авиационная археология Второй мировой войны Гандер: исследование военной и гражданской жизни в аэропорту Ньюфаундленда (доктор философии). Мемориальный университет Ньюфаундленда . Проверено 29 июня 2020 г.
- Фриз, Кристофер (2005). Библия охотника за затонувшими кораблями . Чек-шесть. п. 2 тома. ISBN 0-9765562-1-9 .
- Геро, Дэвид (1999). Катастрофы военной авиации – значительные потери с 1908 года . Патрик Стивенс Лимитед, Haynes Publishing, Великобритания. ISBN 1-85260-574-Х .
- Юнг, Сильвано (2001). Крылья под морем: авиационная археология летающих лодок «Каталина» в гавани Дарвина, Северная территория. Неопубликованная магистерская диссертация, Университет Северной территории (ныне Университет Чарльза Дарвина), Дарвин, Северная территория, Австралия.
- Макнаб, Крис (2005). Худшие военные катастрофы в мире: хроника величайших катастроф на полях сражений всех времен . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. ISBN 0-7607-7090-5 .
- Мерлин, Питер В. и Мур, Тони (2008). Аварии X-Plane: изучение инцидентов, аварий и мест крушения экспериментальных самолетов, ракетных самолетов и шпионских самолетов; Specialty Press, Северное отделение, Миннесота. ISBN 1-58007-121-X
- Мирелес, Энтони Дж. (2005). Авиационные катастрофы со смертельным исходом в армейских ВВС США, 1941–1945 гг . McFarland & Co. Inc., Джефферсон, Северная Каролина. ISBN 0-7864-2106-1 .
- Веронико, Николас А. (2013). Скрытые боевые птицы: эпические истории о поиске, восстановлении и восстановлении потерянного самолета времен Второй мировой войны . Зенит Пресс, Миннеаполис, Миннесота. ISBN 978-0760344095 .
- Веронико, Николас А., Эд Дэвис и др. Погоня за обломками: Руководство по поиску мест крушения самолетов ; Pacific Aero Press, Кастро-Вэлли, Калифорния, 1993. ISBN 0-9636332-0-1
- Веронико, Николас А., Эд Дэвис, Майкл Б. МакКомб, Дональд Б. МакКомб. Wreckchasing 2: Аварии и места крушения коммерческих самолетов ; World Transport Press, Майами, Флорида, 1996 г. ISBN 0-9626730-3-X
- Панель веб-трансляции Притцкеровской военной библиотеки от 4 декабря 2012 г., посвященная продолжающимся усилиям по восстановлению и сохранению самолетов, потерянных в озере Мичиган во время квалификации авианосцев во Второй мировой войне.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международные сайты
- TIGHAR.org – Международная группа по восстановлению исторических самолетов
- Waymarking.com – координаты выбранных мест крушения.
- Австралия
- Канада
- chaa-recovery.ca Канадская команда по подводному восстановлению
- harvards.com Канадская Гарвардская авиационная ассоциация
- Германия
- Немецкая авиационная археология в archive.today (архивировано 28 августа 2013 г.)
- Британские сайты
- Британский авиационный археологический совет - официальный сайт
- Музей авиации Темсайда - авиационная археология
- Обломки самолетов Пик-Дистрикт
- Сайты США
- Бюллетень национального реестра Службы национальных парков: Рекомендации по оценке и документированию исторических объектов авиации.
- AircraftArchaeology.com - обломки самолетов в Аризоне и на юго-западе.
- Check-Six.com – авиационная археология, фотографии до и после
- Информация о сайте Nike армии США
- Wreckchasing.com - Интернет-сообщество, где можно найти информацию о авиакатастрофах и местах крушения.
- The X-Hunters.com – Эхо грома: Вспоминая пропавших летчиков и места происшествий на авиабазе Эдвардс