Холизм в науке
Холизм в науке , целостная наука или методологический холизм — это подход к исследованию , который делает упор на изучении сложных систем . К системам относятся как к связному целому, составные части которого лучше всего понимать в контексте и по отношению друг к другу и к целому. Холизм обычно контрастирует с редукционизмом , который описывает системы путем разделения их на более мелкие компоненты, чтобы понять их через их элементарные свойства. [1]
Дихотомия холизма и индивидуализма особенно очевидна в противоречивых интерпретациях экспериментальных результатов в социальных науках и отражает, начинается ли поведенческий анализ на системном, макроуровне (т. е. вытекает из социальных отношений) или на компонентном микроуровне (т. е. выводится из социальных отношений). от отдельных агентов). [2]
Обзор
[ редактировать ]Дэвид Дойч называет холизм антиредукционистским и называет концепцию мышления единственным законным способом думать о науке как о серии возникающих явлений или явлений более высокого уровня. Он утверждает, что ни один из подходов не является полностью правильным. [3]
Двумя аспектами холизма являются:
- Способ ведения науки, иногда называемый «от целого к частям», который фокусируется на наблюдении за экземпляром внутри его экосистемы, прежде чем приступить к изучению какой-либо части экземпляра. [4]
- Идея о том, что учёный является не пассивным наблюдателем внешней вселенной, а, скорее, участником системы. [5]
Сторонники утверждают, что холистическая наука естественным образом подходит для таких предметов, как экология, биология, физика и социальные науки, где сложные нелинейные взаимодействия являются нормой. Это системы, в которых на уровне целого возникают эмерджентные свойства, которые невозможно предсказать, сосредоточив внимание только на частях, что может сделать мейнстримную редукционистскую науку плохо подготовленной для обеспечения понимания за пределами определенного уровня. Этот принцип возникновения сложных систем часто выражается фразой «целое больше, чем сумма его частей». Живые организмы являются примером: никакое знание всех химических и физических свойств материи не может объяснить или предсказать функционирование живых организмов. То же самое происходит и в сложных социальных человеческих системах, где детальное понимание индивидуального поведения не может предсказать поведение группы, которое проявляется на уровне коллектива. Феномен эмерджентности может наложить теоретические ограничения на знания, доступные с помощью редукционистской методологии, что, возможно, делает сложные системы естественными объектами целостных подходов. [6]
Научный журналист Джон Хорган выразил эту точку зрения в книге «Конец науки» . Он писал, что определенная широко распространенная модель в целостной науке, самоорганизованная критичность например, , «на самом деле вообще не является теорией. Подобно прерывистому равновесию , самоорганизованная критичность является просто описанием, одним из многих, случайных колебаний. шум, пронизывающий природу». По признанию самих теоретиков, сказал он, такая модель "не может дать ни конкретных предсказаний о природе, ни значимых идей. Какая в этом польза?" [7]
Одна из причин, по которой холистическая наука привлекает сторонников, заключается в том, что она, кажется, предлагает прогрессивный, «социально-экологический» взгляд на мир, но Алана Маршалла книга «Единство природы» свидетельствует об обратном; предположение о холизме в науке вообще не является «экологическим» или «социально-реагирующим», а регрессивным и репрессивным. [1]
Примеры в различных областях науки
[ редактировать ]Физические науки
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Пермакультура использует системный подход к сельскому хозяйству и землепользованию, пытаясь скопировать то, что происходит в мире природы. [ нужна ссылка ] Целостный менеджмент объединяет экологию и социальные науки с производством продуктов питания. Первоначально он был задуман как способ обратить вспять процесс опустынивания . [8] Органическое земледелие иногда считают целостным подходом. [ нужна ссылка ]
По физике
[ редактировать ]Ричард Хили предложил модальную интерпретацию и использовал ее для представления модели описания загадочных корреляций, которая изображает их как результат действия процесса, нарушающего как пространственную, так и пространственно-временную разделимость. Он утверждал, что, согласно этой интерпретации, неразделимость процесса является следствием холизма физических свойств; и что полученное в результате объяснение дает подлинное понимание того, как возникают корреляции, без какого-либо нарушения теории относительности или локального действия. [9] Последующие работы Клифтона, Диксона и Мирволда поставили под сомнение, можно ли согласовать это объяснение с требованием лоренц-инвариантности теории относительности, но не оставили сомнений в пространственно запутанном холизме в теории. [10] [11] Пол Дэвис и Джон Гриббин далее отмечают, что эксперимент Уиллера с отложенным выбором показывает, как квантовый мир демонстрирует своего рода холизм как во времени, так и в пространстве. [12]
В холистическом подходе Дэвида Бома любая совокупность квантовых объектов представляет собой неделимое целое внутри имплицитного и экспликативного порядка . [13] [14] Бом сказал, что нет никаких научных доказательств в поддержку доминирующего взгляда на то, что Вселенная состоит из огромного, конечного числа мельчайших частиц, и предложил вместо этого точку зрения на неделимую целостность: «в конечном счете, вся Вселенная (со всеми ее «частицами», включая составляющие человека, его лаборатории, приборы наблюдения и т. д.) следует понимать как единое неделимое целое, в котором анализ на отдельно и независимо существующие части не имеет фундаментального статуса». [15]
Хаос и сложность
[ редактировать ]Научный холизм утверждает, что поведение системы невозможно точно предсказать, независимо от того, сколько данных доступно. Естественные системы могут производить удивительно неожиданное поведение, и есть подозрение, что поведение таких систем может быть вычислительно нередуцируемым , а это означает, что невозможно даже приблизительно определить состояние системы без полной симуляции всех событий, происходящих в системе. Ключевые свойства поведения некоторых классов систем более высокого уровня могут быть опосредованы редкими «сюрпризами» в поведении их элементов из-за принципа взаимосвязанности, что позволяет избежать предсказаний, за исключением моделирования методом грубой силы. [16]
Экология
[ редактировать ]Целостное мышление можно применить к экологии, сочетая биологические, химические, физические, экономические, этические и политические идеи. Сложность растет с увеличением площади, так что приходится сводить характеристику вида другими способами, например к определенному времени продолжительности. [17]
Лекарство
[ редактировать ]В первичной медико-санитарной помощи термин «холистический» использовался для описания подходов, учитывающих социальные соображения и другие интуитивные суждения. [18] Термин холизм и так называемые подходы появились в психосоматической медицине в 1970-х годах, когда они считались одним из возможных способов концептуализации психосоматических явлений. Вместо того, чтобы наметить односторонние причинные связи между психикой и сомой или наоборот, он был нацелен на системную модель, в которой многочисленные биологические, психологические и социальные факторы рассматривались как взаимосвязанные. [ нужна ссылка ]
Другими альтернативными подходами 1970-х годов были психосоматический и соматопсихический подходы, которые концентрировались на причинных связях только от психики к соме или от сомы к психике соответственно. В настоящее время в психосоматической медицине общепринято утверждать, что психику и сому на самом деле невозможно разделить ни для практических, ни для теоретических целей. [ нужна ссылка ]
Термин системная медицина впервые появился в 1992 году и предполагает интегративный подход ко всему телу и окружающей среде. [19] [20]
Социальные науки
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Некоторые экономисты используют в своей работе теорию причинного холизма. То есть они рассматривают дисциплину в духе Людвига Витгенштейна и утверждают, что она не может быть определена необходимыми и достаточными условиями. [21]
Реформа образования
[ редактировать ]Таксономия образовательных целей определяет многие уровни когнитивного функционирования, которые, как утверждается, могут быть использованы для создания более целостного образования . При аутентичном оценивании вместо использования компьютеров для оценки тестов с несколькими вариантами ответов в оценивании, основанном на стандартах, используются обученные специалисты по оценке, которые оценивают элементы с открытым ответом, используя целостные методы оценки. [22] В таких проектах, как Письменный проект Северной Каролины, оценщиков просят не подсчитывать ошибки и не подсчитывать количество баллов или подтверждающих утверждений. Вместо этого секретарю предлагается комплексно оценить, является ли это «в целом» скорее «2» или «3». Критики задаются вопросом, может ли такой процесс быть столь же объективным, как компьютерный подсчет баллов, и в какой степени такие методы подсчета могут привести к получению разных оценок от разных специалистов. [23]
Антропология
[ редактировать ]Антропология целостна в двух смыслах. Во-первых, он касается всех людей в разные времена и в разных местах, а также всех аспектов человечества (эволюционных, биофизических, социально-политических, экономических, культурных, психологических и т. д.). «подход к антропологии, который включает в себя физическую антропологию , археологию , лингвистику и культурную антропологию или социальную антропологию . [24]
Некоторые антропологи с этим не согласны и считают холизм артефактом социальной эволюционной мысли XIX века, который неуместно навязывает научный позитивизм культурной антропологии. [25]
Термин «холизм» дополнительно используется в социальной и культурной антропологии для обозначения методологического анализа общества в целом, в котором его составные части рассматриваются как функционально относящиеся друг к другу. В одном из определений говорится: «В качестве методологического идеала холизм подразумевает… что человек не позволяет себе верить в то, что наши собственные установленные институциональные границы (например, между политикой, сексуальностью, религией, экономикой) обязательно могут быть обнаружены также и в зарубежных обществах». [26]
Психология восприятия
[ редактировать ]Основным холистским движением в начале двадцатого века была гештальт-психология . Утверждалось, что восприятие — это не совокупность атомарных чувственных данных , а поле, в котором есть фигура и основа. Фон оказывает целостное воздействие на воспринимаемую фигуру. Среди гештальт-психологов были Вольфганг Келер , Макс Вертхаймер , Курт Коффка . Келер утверждал, что поля восприятия соответствуют электрическим полям мозга. Карл Лэшли проводил эксперименты с кусочками золотой фольги, вставленными в мозг обезьян, стремясь доказать, что таких полей не существует. Однако многие перцептивные иллюзии и визуальные феномены, демонстрируемые гештальтистами, были переняты (часто без должного доверия) более поздними психологами восприятия. Гештальт-психология оказала влияние на Фрица Перлза , гештальт-терапию хотя некоторые гештальтисты старой линии выступали против ассоциации с контркультурными тенденциями и тенденциями Нью-Эйдж, позже связанными с гештальт-терапией. Гештальт-теория также оказала влияние на феноменологию. Арон Гурвич писал о роли поля сознания в теории гештальта по отношению к феноменологии. Морис Мерло-Понти широко использовал работы холистических психологов, такие как работы Курта Гольдштейна в его «Феноменологии восприятия».
Телеологическая психология
[ редактировать ]Альфред Адлер считал, что личность (интегрированное целое, выраженное через самосогласованное единство мышления, чувств и действий, движущееся к бессознательной, вымышленной конечной цели ) должна пониматься в рамках более крупных целых общества, от групп до которых он принадлежит (начиная с его личных отношений) ко всему человечеству. Признание нашей социальной принадлежности и необходимости развития интереса к благополучию других, а также уважения к природе лежит в основе философии жизни и принципов психотерапии Адлера.
Эдгара Морена , французского философа и социолога, можно считать холистом, исходя из трансдисциплинарного характера его творчества.
Скептический прием
[ редактировать ]По мнению скептиков, словосочетание «холистическая наука» часто неправильно используется лженауками . В книге «Наука и лженаука в клинической психологии» отмечается, что «Сторонники псевдонаучных утверждений, особенно в области органической медицины и психического здоровья, часто прибегают к «мантре холизма», чтобы объяснить негативные открытия. Призывая к мантре, они обычно поддерживают что научные утверждения могут быть оценены только в контексте более широких утверждений и, следовательно, не могут оцениваться изолированно». [27] Это обращение к Карла Поппера , проблеме демаркации и в публикации в журнале «Спросите философа» Массимо Пильуччи разъясняет Поппера, утверждая: «Вместо того, чтобы думать о науке как о прогрессе посредством индуктивного обобщения (что не работает, потому что независимо от того, сколько раз данная теория, возможно, была подтверждена до сих пор, всегда возможно, что новые, противоположные данные появятся завтра), мы должны сказать, что наука делает прогресс, окончательно опровергая теории, которые на самом деле неверны». [28]
Виктор Дж. Стенджер утверждает, что «холистическое исцеление связано с отказом от классической ньютоновской физики. Тем не менее, холистическое исцеление сохраняет многие идеи физики восемнадцатого и девятнадцатого веков. Его сторонники находятся в блаженном неведении, что эти идеи, особенно сверхсветовой холизм, были отвергнуты. современной физикой». [29]
Некоторые квантовые мистики интерпретируют волновую функцию квантовой механики как вибрацию целостного эфира, пронизывающего Вселенную, и коллапс волновой функции в результате действия некоего космического сознания. Это неправильная интерпретация эффектов квантовой запутанности как нарушение релятивистской причинности и квантовой теории поля. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл Алан (4 октября 2002 г.). Единство природы: целостность и дезинтеграция в экологии и науке . Всемирная научная. ISBN 978-1-78326-116-1 .
- ^ Зале, Дж. Методологический холизм и социальные науки. Архивировано 2 мая 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Дэвид Дойч (14 апреля 2011 г.). Ткань реальности . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-196961-9 .
- ^ Винтер, Расмус Грёнфельдт (29 сентября 2009 г.). «Частичная наука». Синтез . 178 (3): 397–427. дои : 10.1007/s11229-009-9647-0 . ISSN 0039-7857 . S2CID 18372542 .
- ^ Андрес Морейра-Муньос (19 января 2011 г.). География растений Чили . Springer Science & Business Media. п. 283. ИСБН 978-90-481-8748-5 .
- ^ Стефан Хардинг (15 сентября 2006 г.). Оживить Землю: наука, интуиция и Гайя . Издательство Челси Грин. ISBN 978-1-60358-149-3 .
- ^ Джон Хорган (14 апреля 2015 г.). Конец науки: лицом к лицу с пределами знаний на закате научной эпохи . Основные книги. п. 128. ИСБН 978-0-465-05085-7 .
- ^ Кофлин, Крисси (11 марта 2013 г.). «Аллан Сэвори: Как домашний скот может защитить землю» . ГринБиз. Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 г. Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Ричард Хили (25 января 1991 г.). Философия квантовой механики: интерактивная интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-40874-5 .
- ^ Деннис Дикс; Питер Э. Вермаас (6 декабря 2012 г.). Модальная интерпретация квантовой механики . Springer Science & Business Media. стр. 9–44. ISBN 978-94-011-5084-2 .
- ^ Мирволд, Уэйн К. (2002). «Модальные интерпретации и относительность». Основы физики . 32 (11): 1773–1784. дои : 10.1023/а:1021406924313 . ISSN 0015-9018 . S2CID 67757302 .
- ^ Пол Дэвис; Джон Гриббин (23 октября 2007 г.). Миф о материи: драматические открытия, бросающие вызов нашему пониманию физической реальности . Саймон и Шустер. п. 283. ИСБН 978-0-7432-9091-3 .
- ^ Ричард Хили: Холизм и неразделимость в физике (издание весны 2009 г.). Архивировано 2 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Эдвард Н. Залта (редактор), впервые опубликовано 22 июля 1999 г.; содержательная переработка, 10 декабря 2008 г., Стэнфордская энциклопедия философии . Секция: «Онтологический холизм в квантовой механике?» (получено 3 июня 2011 г.)
- ^ Дэвид Бом; Бэзил Дж. Хили (16 января 2006 г.). Неразделенная Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории . Рутледж. ISBN 978-1-134-80713-0 .
- ^ Дэвид Бом (12 июля 2005 г.). Целостность и подразумеваемый порядок . Рутледж. п. 221. ИСБН 978-1-134-43872-3 .
- ^ Собиратель, Дерек (2010). «Так что же мы на самом деле имеем в виду, когда говорим, что системная биология целостна?» . Системная биология BMC . 4 (1): 22. дои : 10.1186/1752-0509-4-22 . ISSN 1752-0509 . ПМЦ 2850881 . ПМИД 20226033 .
- ^ Рик К. Лойен (6 декабря 2012 г.). Холизм и редукционизм в биологии и экологии: взаимная зависимость исследовательских программ более высокого и низкого уровня . Springer Science & Business Media. ISBN 978-94-015-9560-5 .
- ^ Джулиан Тюдор Харт (2010) Политическая экономия здравоохранения, стр. 106, 258.
- ^ Федерофф, Ховард; Гостин, Лоуренс О. (2009). «Эволюция от редукционизма к холизму: есть ли будущее у системной медицины?». Журнал Американской медицинской ассоциации . 302 (9): 994–996. дои : 10.1001/jama.2009.1264 . ПМИД 19724047 .
- ^ Федерофф, Ховард Дж.; Гостин, Лоуренс О. (2 сентября 2009 г.). «Эволюция от редукционизма к холизму». ДЖАМА . 302 (9): 994–6. дои : 10.1001/jama.2009.1264 . ISSN 0098-7484 . ПМИД 19724047 .
- ^ Бойлан, Томас А.; О'Горман, Пакаль Ф. (2001). «Причинный холизм и экономическая методология: теории, модели и объяснение» . Международное ревю философии (3): 395–409. дои : 10.3917/rip.217.0395 . S2CID 171065508 . Архивировано из оригинала 29 июня 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Рубрики (Набор инструментов для аутентичной оценки). [1] Архивировано 28 января 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Чарни, Давида (февраль 1984 г.). «Действительность использования комплексной оценки для оценки письма: критический обзор» (PDF) . Исследования в области преподавания английского языка . 18 (1): 65–81. дои : 10.58680/rte198415687 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ ШОР, БРЭДД (1999). «Странная судьба холизма». Новости антропологии . 40 (9): 5–6. дои : 10.1111/an.1999.40.9.5 . ISSN 1541-6151 .
- ^ Дэниел А. Сигал; Сильвия Дж. Янагисако (14 апреля 2005 г.). Разворачивание священного узла: размышления о дисциплине антропологии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-8684-1 .
- ^ «Определение антропологического холизма» . Anthrobase.com . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Скотт О. Лилиенфельд; Стивен Джей Линн; Джеффри М. Лор (12 октября 2014 г.). Наука и лженаука в клинической психологии, второе издание . Публикации Гилфорда. ISBN 978-1-4625-1751-0 .
- ^ Пильуччи, Массимо (9 июня 2014 г.). «Отграничение науки от лженауки» . askaphilosopher.wordpress.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2018 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Виктор Дж. Стенгер (2003). Нашла ли наука Бога?: Последние результаты в поисках цели во Вселенной . Книги Прометея, Издательства. п. 274. ИСБН 978-1-61592-158-4 .
- ^ Парк, Роберт Л. (октябрь 1997 г.). «Альтернативная медицина и законы физики» . Скептический исследователь . 21 (5). Архивировано из оригинала 6 июня 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья Брайана Гудвина « Образцы целостности: введение в целостную науку » из журнала Resurgence .
- Статья Брайана Гудвина « От контроля к участию » из журнала Resurgence .
- Фрейре, Оливал (2005). «Наука и изгнание: Дэвид Бом, холодная война и новая интерпретация квантовой механики». Исторические исследования в области физических и биологических наук . 36 : 1–34. arXiv : физика/0508184 . Бибкод : 2005физика...8184F . дои : 10.1525/hsps.2005.36.1.1 .