Системная философия
Системная философия — дисциплина, направленная на построение новой философии (в смысле мировоззрения ) посредством использования системных концепций. Эта дисциплина была впервые описана Эрвином Ласло в его книге 1972 года « Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли» . [1] Это было описано как «переориентация мышления и мировоззрения, возникшая в результате введения «систем» в качестве новой научной парадигмы». [2]
Обзор [ править ]
Вскоре после того, как Ласло основал философию систем, она была помещена в контекст Людвигом фон Берталанфи , одним из основателей общей теории систем , когда он классифицировал три области внутри системики, а именно:
- « Системная наука », которая занимается «научными исследованиями и теорией «систем» в различных науках… и общей теорией систем как доктриной принципов, применимых ко всем системам»; [3]
- «Системная технология», которая занимается «проблемами, возникающими в современной технологии и обществе, включая как «аппаратное обеспечение» компьютеров, автоматических саморегулирующихся машин и т. д., так и «программное обеспечение» новых теоретических разработок и дисциплин»; [4] и
- «Системная философия», которая связана с «новой философией природы», которая рассматривает мир как великую организацию», имеющую «организмический», а не «механистический» характер. [5]
Системная философия состоит из четырех основных направлений:
- «Онтология систем», которая касается «что подразумевается под «системой» и как системы реализуются на различных уровнях мира наблюдения»; [6]
- «Системные парадигмы», которые связаны с развитием мировоззрений, которые «рассматривают [человечество] как один вид конкретной и реальной системы, встроенной в естественные иерархии столь же конкретных и реальных физических, биологических и социальных систем»; [7] [8] [9]
- «Системная аксиология», которая занимается разработкой моделей систем, которые включают в себя «гуманистические проблемы» и рассматривает «символы, ценности, социальные сущности и культуры» как «нечто очень «реальное»» и имеющее «встроенность в космический порядок вещей». иерархии»; [10] и
- «Прикладная системная философия», которая занимается использованием идей других ветвей системной философии для решения практических проблем, особенно социальных и философских. [11]
Термин «философия систем» часто используется как удобное сокращение для обозначения «философии систем». [12] но такое использование может ввести в заблуждение. Философия систем на самом деле является просто элементом философии систем, названным фон Берталанфи «онтологией систем». [13] и «метафизика систем» Ласло. [14] Системная онтология обеспечивает важную основу для системного мышления , но не охватывает основной фокус системной философии, которая заключается в формулировании мировоззрения, основанного на системных перспективах и гуманистических проблемах. [ нужна ссылка ]
Зарождение и развитие системной философии [ править ]
Основание системной философии [ править ]
Системная философия была основана Эрвином Ласло в 1972 году с его книгой «Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли» . [15] Предисловие Людвиг фон написал Берталанфи .
«Системная философия», в понимании этого термина Эрвином Ласло, означает использование системной точки зрения для моделирования природы реальности и использования ее для решения важных человеческих проблем (Laszlo, 1972). Ласло разработал идею системной философии независимо от работы фон Берталанфи по «Общей теории систем» (опубликованной в 1968 году), но они встретились до того, как было опубликовано «Введение в философию систем» , и решение назвать новую дисциплину «философией систем» было их совместным. [16] Написание «Введения в системную философию» заняло пять лет, и в своей автобиографии Ласло называет это «моей главной работой». [17]
«Великая идея» Ласло, сделавшая системную философию возможной, заключалась в том, что существование общей теории систем, которая фиксирует «паттерны», повторяющиеся в системниках, которые сами фиксируют «паттерны», повторяющиеся в специализированных дисциплинах, влечет за собой то, что мир организована как единое целое и, таким образом, имеет основополагающее единство. [18] В этом свете особые области природы (как они характеризуются специализированными науками) являются случайными выражениями, устройствами или проекциями лежащей в основе разумно упорядоченной реальности. [19] Если бы можно было понять природу этого основополагающего единства и то, как оно обуславливает феноменальную реальность, это могло бы оказать мощную помощь в решении насущных социологических проблем и ответах на глубокие философские вопросы.
В последующие годы системная философия развивалась по четырем важным направлениям, которые обсуждаются ниже.
и эволюционное будущее Ласло
Первое событие было связано с самим Эрвином Ласло и основано на опасении, что способ эксплуатации глобальных ресурсов не принимает во внимание глобальные системные эффекты и, по-видимому, будет иметь катастрофические глобальные последствия. Работа в этой области сосредоточена на разработке моделей и мер, которые могут обеспечить устойчивое процветание человечества в глобальном масштабе. Ласло продвигает работу в этой области через Международный фонд Будапештского клуба. [20] основателем и президентом которого он является, а также журнала World Futures: The Journal of General Evolution , редактором которого он является. [21]
глобальная проблематика Озбехан и
Современник Ласло Хасан Озбехан. [22] в оригинальном предложении Римскому клубу [23] определил 49 непрерывных критических проблем (CCP), которые переплетаются, образуя глобальную проблематику. Эта работа была отвергнута Клубом как слишком гуманистическая, и в ней был принят подход системной динамики Джея Форрестера . Результатом этого решения стал том «Пределы роста» . [24]
Озбехан побеседовал с Александром Кристакисом и вновь обратился к 49 КПК в 1995 году, используя методологию структурированного диалогового проектирования (SDD), которая не была доступна в 1970 году. [25] Они составили карту влияния, которая определила точки воздействия для смягчения глобальной проблемы. Впоследствии на онлайн-классе в Университете Флиндерса была создана карта влияния, которая имела удивительное сходство с картой, созданной Озбеханом и Кристакисом. [26] [27] [ нужна полная цитата ] В 2013 году Рейнальдо Тревино и Бетаниа Аранго согласовали 15 глобальных задач Проекта тысячелетия с 49 CCP и разработали действия, которые показывают влияние проблем и определяют действия для решения точек воздействия. [28]
Апостол и интеграция мировоззрения [ править ]
Второе направление было вдохновлено Лео Апостелем и основано на опасении, что дисциплинарные мировоззрения становятся все более фрагментированными, тем самым подрывая потенциал междисциплинарной и трансдисциплинарной работы, необходимой для решения насущных мировых социальных, культурных и экономических проблем. Эта попытка была инициирована публикацией в 1994 году Apostel et al. книги Мировоззрения: от фрагментации к интеграции. [29] Апостель продвигал эту программу, сформировав группу Worldviews Group. [30] и основал то, что сейчас называется Центром междисциплинарных исследований Лео Апостела при Свободном университете Брюсселя. Работа этих подразделений сосредоточена на разработке систематических моделей структуры и природы мировоззрений и использовании их для продвижения работы по созданию единого взгляда на мир. [31] [32] [33]
и вмешательство системное Мидгли
Третью инициативу возглавил Джеральд Миджли , и она отражает обеспокоенность тем, что развитие философии языка, философии науки и философии социологии предполагает, что объективность в моделировании реальности является недостижимым идеалом, поскольку человеческие ценности определяют то, что включается или исключается в любое исследование ( «выбор содержания») и обуславливает то, как разграничиваются интересующие предметы (« критика границ »). может быть невозможно Вывод о том, что на практике достичь объективного согласия о природе реальности и о «правильности» теорий, вдохновил Миджли на разработку практик системного вмешательства , которые могли бы обойти эти дебаты, сосредоточив внимание на процессах, связанных с вынесением граничных суждений в мире. практические ситуации. Это поддерживает практику систематического вмешательства, которая использует, а не пытается унифицировать множество теорий и методов, отражающих различные точки зрения, обусловленные ценностями. Эта точка зрения основана на признании того, что ценности должны открыто приниматься во внимание в парадигме реалистичных систем, в отличие от механизма, который до сих пор широко используется при моделировании поведения природных систем. Центральным текстом этого подхода является книга Миджли 2000 г. Системное вмешательство: философия, методология, практика . [34] Этот подход теперь называется критическим системным мышлением («критическим» в смысле «рефлексивным») и является основным направлением деятельности Центра системных исследований Университета Халла , директором которого является Миджли. [35]
и реализм ценностный Руссо
Четвертое развитие было инициировано Давидом Руссо и основано на опасении, что ценностный релятивизм, доминирующий в академическом дискурсе, проблематичен для общественного и индивидуального благосостояния, противоречит целостным выводам системной философии и несовместим с универсалистскими аспектами моральных интуиций и духовные переживания. [ нужна ссылка ] Он продвигает исследования, направленные на выяснение онтологических основ ценностей и нормативной интуиции, чтобы включить ценности в модель природных систем Ласло таким образом, чтобы она была целостной (как отстаивал Апостель), нередуктивной (как защищает Миджли) и эмпирически. поддерживается (как отстаивал Уильям Джеймс ). [36] [37] [38] Руссо продвигает эту работу через Центр системной философии. [39] основателем и директором которого он является, а также совместных проектов с Университетом Халла, где он является приглашенным научным сотрудником Центра системных исследований и полноправным членом Центра духовных исследований. [40]
Споры в системной философии [ править ]
философии систем с общей теорией Связь систем
Связь общей теории систем (GST) с философией систем (SP) была предметом технических дискуссий в области системных исследований.
GST был представлен в 1969 году фон Берталанфи как теория, заключающая в себе «модели, принципы и законы, применимые к обобщенным системам или их подклассам, независимо от их конкретного вида, природы их составных элементов, а также отношений или «сил» между ними. ... Это [является] теорией не систем более или менее специального вида, а универсальных принципов, применимых к системам в целом», так что предметом GST является «вывод тех принципов, которые являются справедливо для «систем» вообще». [41] Однако к началу 1970-х годов он стремился расширить этот термин, чтобы обозначить общий предмет системного исследования , утверждая, что системная наука (которая включает в себя системику и «классическую» версию GST), системную технологию и системную философию являются «аспектами «GST, которые «неотделимы по содержанию, но различимы по назначению». [42] Эту точку зрения поддерживают современные ученые фон Берталанфи, такие как Дэвид Пувро. [43]
Альтернативная точка зрения защищает первоначальную цель GST и рассматривает системную философию как начинание, цель которого отличается от цели GST. Эта точка зрения следует выводам, изложенным Эрвином Ласло в его «Введении в системную философию» , и рассматривает системную философию как продолжение следствия GST, а именно, что существует организованная реальность, лежащая в основе феноменального мира, и что GST может вести нас к понимание этого, которое системная философия стремится объяснить. С этой точки зрения GST «является основой, на которой мы можем строить… системную философию». [44] Эту точку зрения поддержали другие ученые-системологи, такие как Бела Х. Банати , который считал системную философию одной из четырех отдельных «концептуальных областей» системного исследования наряду с теорией , методологией и применением . [45] и системный философ Дэвид Руссо, который вслед за Ласло повторил, что GST обеспечивает формальную модель природы Природы, но что понимание природы Природы требует интерпретации GST, включающей конкретные обязательства, которые стремится обеспечить системная философия. [46]
Дэвид Пувро предположил, что это затруднительное положение может быть решено путем введения нового термина «общая системология», который заменит использование GST в смысле всеобъемлющей концепции, которую позже предвидел фон Берталанфи. [47]
реализма в системной философии против Перспективизм
Важная дискуссия в философии систем размышляет о природе природных систем и задается вопросом, действительно ли реальность состоит из объективно реальных систем, или же концепция «естественных систем» просто отражает способ, которым люди могут рассматривать мир с точки зрения относительного свои собственные заботы.
Первоначальная концепция системной философии Эрвина Ласло заключалась в «философии естественных систем». [48] и, как таковая, использовать системную парадигму, чтобы показать, как организована природа и как эта организация порождает функциональные свойства, которые, как мы обнаруживаем, проявляются в процессах в Природе. Однако это сразу же стало проблематичным, поскольку очевидно, что природные системы являются открытыми системами и постоянно обмениваются веществом и энергией с окружающей средой. Это может создать впечатление, будто граница между системой и ее окружением является функцией интересов наблюдателя, а не чем-то присущим реально существующей системе. Некоторые считали, что это означает, что границы системы являются субъективными конструкциями, например, К. Уэст Черчман утверждал, что «границы - это социальные или личные конструкции , которые определяют пределы знаний, которые считаются уместными в анализе». [49]
Эрвин Ласло признал проблему, не допуская абсолютного релятивизма, заявив, что «мы не можем представить себе радикального разделения между формированием и формированием, а также между веществом, пространством и временем… Вселенная рассматривается как континуум, [в котором] пространственно-временные события раскрывают себя как «напряжения» или «напряжения» внутри конститутивной матрицы… космическая матрица развивается в структурированных потоках… некоторые потоки сталкиваются с конфигурациями внутренней стабильности и, таким образом, выживают, несмотря на изменения в их развивающейся среде… мы называем их системами ». [50] Таким образом, Эрвин Ласло учитывал внутреннюю непрерывность космоса, понимаемого как пространство, настаивая при этом на том, что он содержит реальные системы, свойства которых возникают из внутренней динамики Вселенной.
Хотя решение социальных проблем означает принятие во внимание социальных норм и точек зрения, системная философия предполагает, что эти проблемы имеют «правильное» решение, поскольку они касаются реальных систем: как отмечал Александр Ласло , естественные системы представляют собой «комплекс взаимодействующих частей, которые взаимосвязаны». таким образом, что взаимодействия между ними поддерживают сущность, поддерживающую границы». [51] Таким образом, идентичность системы сохраняется с течением времени, несмотря на продолжающееся взаимодействие с меняющейся средой. Системы могут быть разрушены или трансформированы, но в отсутствие радикальных взаимодействий (например, деления атома или смерти организма) их идентичность динамически поддерживается внутренними ( аутопоэтическими ) процессами. Хотя мы можем провести границы вокруг концептуальных систем способами, которые служат нашим потребностям или целям, природа имеет (согласно системной философии) внутренние способы проведения границ, и если мы не сопоставим их в наших моделях, наши «решения» могут не работать очень хорошо в наших моделях. упражняться.
Таким образом, ответ на онтологический вопрос о природных системах (существуют ли они?) ставится в зависимость от соображений эпистемологической добродетели: можно утверждать, что системы существуют, если системная практика дает положительные результаты в реальном мире. Таким образом, эта дискуссия в системной философии параллельна более широкой дискуссии в академических кругах о существовании реального мира и возможности получения объективных знаний о нем (см., например, « научные войны »), в которых технологический успех науки часто используется в качестве аргумент в пользу реализма по сравнению с релятивизмом или конструктивизмом. Системные дебаты далеки от разрешения, как, впрочем, и в случае с более широкими дебатами о конструктивизме, поскольку естественные системы включают системы, которые демонстрируют ценности, цели и интенциональность, и неясно, как объяснить такие свойства, учитывая то, что известно об основополагающих принципах. природа природных систем. Таким образом, эти дебаты связаны с дискуссиями в философии разума об обосновании сознаний и в аксиология об обосновании ценностей.
Исследовательские центры [ править ]
- Центр системной философии , Великобритания
- Центр системных исследований , Университет Халла, Великобритания
- Клуб Будапешта , Венгрия
- Центр междисциплинарных исследований Лео Апостеля (CLEA), Свободный университет Брюсселя, Бельгия
- Мировоззрения , Бельгия
Ссылки [ править ]
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science. ISBN 0-677-03850-X .
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XXI.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XIX.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. xx.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XXI.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XXI.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science, с. 298.
- ^ Это называется «системной эпистемологией» у Фон Берталанфи, Л. (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XXII.
- ^ Они называются «системной философией» у Bahm, AJ (1981). Пять типов системной философии. Международный журнал общих систем , 6 (4), 233–237.
- ^ в Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. xxii–xxiii.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science, с. 12: «Данные [системной философии] взяты из эмпирических наук; ее проблемы взяты из истории философии; а ее концепции взяты из современных системных исследований».
- ^ См., например, http://www.pdx.edu/sysc/courses-sysc-521621-systems-philosophy.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, стр. XXI.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science, с. 295.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Гордон и Брич.
- ^ Ласло, Э. (2004). Наука и поле Акаши: интегральная теория всего. Рочестер, Вертия: Внутренние традиции. стр.163
- ^ Ласло, Э. (2011) Просто гений! И другие истории из моей жизни. Лондон: Хэй Хаус
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Гордон и Брич. стр. 8–10, 18–21.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Гордон и Брич. п. 19.
- ^ «Клуб Будапешта | Домой» .
- ^ «Мировое будущее» .
- ^ Озбехан, Х. (1969). К общей теории планирования. В Э. Янче (ред.), Перспективы планирования. Париж: Публикации ОЭСР.
- ^ Озбехан, Х. (1970). Затруднительное положение человечества: поиск структурированных ответов на растущие глобальные сложности и неопределенности. www.redesignresearch.com/docs/ThePredicamentofMankind.pdf
- ^ Медоуз, Д.Х., Медоуз, Д., и Рандерс, Дж. (1972). Пределы роста. Нью-Йорк: Книги Вселенной.
- ^ Фланаган Т. и Бауш К. (2011). Демократический подход к устойчивому будущему: Учебное пособие по решению глобальной проблематики. Ривердейл, Джорджия: Продолжающаяся пресса Emergence Press.
- ^ Бауш, KC и др. (2012) Устойчивая глобальная демократия посредством группового процесса принятия решений. Журнал исследований глобализации, том 3, номер 1.
- ^ Фланаган Т. и др. (2012)
- ^ Тревино Р. и Аранго Б. (2013) Стратегическая формулировка действий по решению огромных проблем современного мира, том 1 серии монографий «Подход социальных систем к глобальным проблемам». Цинциннати: постоянная экстренная пресса
- ^ Аэртс, Д., Апостель, Л., Де Мур, Б., Хеллеманс, С., Маекс, Э., Ван Белль, Х., и Ван дер Векен, Дж. (1994). Мировоззрения: от фрагментации к интеграции. Брюссель: ВУБ Пресс.
- ^ «Мировоззрения» .
- ^ Аэртс Д., Д'Хог Б., Пинкстен Р. и Валлерстайн И. (ред.). (2011). Мировоззрение, наука и мы: междисциплинарные взгляды на миры, культуры и общество - материалы семинара по мирам, культурам и обществу. Мировое научное издательство.
- ^ Аэртс, Д., Апостель, Л., Де Мур, Б., Хеллеманс, С., Маекс, Э., Ван Белль, Х., и Ван дер Векен, Дж. (1995). Перспективы мира: междисциплинарное размышление. ВУБ Пресс.
- ^ Видаль, К. (2008). Что такое мировоззрение? [Что такое мировоззрение?]. В книге Х. Ван Белля и Дж. Ван дер Векена (ред.), Новизна мышления. Науки и творческий аспект реальности [Новые мысли: Наука и творческий аспект реальности]. Издательство Акко.
- ^ Миджли, Г. (2000) Системное вмешательство: философия, методология и практика . Спрингер.
- ^ http://www2.hull.ac.uk/hubs/research/centres/systems-studies.aspx [ мертвая ссылка ]
- ^ Руссо, Д. (2013) Системная философия и единство знаний, опубликовано в журнале Systems Research and Behavioral Science .
- ^ Руссо, Д. (2012). Может ли духовная интуиция составить научно обоснованную онтологию? Документ конференции, представленный на совместной конференции Научно-медицинской сети и Общества научных исследований на тему «Составление карты времени, разума и пространства», 18–21 октября 2012 г., Колледж образования взрослых Грианана, Термонфечин, Дроэда, Ирландия.
- ^ Руссо, Д. (2013). Умы, души и природа: системно-философский взгляд. Приглашенное выступление на конференции Научно-медицинской сети «Соединяя разум, дух и природу», 19–23 февраля 2013 г., Бухта Френчменс, Ямайка.
- ^ «Центр системной философии» .
- ^ http://www2.hull.ac.uk/fass/css/css-membership/member-profiles/david-rousseau.aspx [ мертвая ссылка ]
- ^ Берталанфи, Л. фон (1968). Общая теория систем. Джордж Бразиллер, стр. 32.
- ^ Берталанфи, Л. фон (1976). Общая теория систем. Пересмотренное издание. Джордж Бразиллер, стр. XIX.
- ^ Пувро, Д. (2013) История «общей системологии» Людвига фон Берталанфи - Генеалогия, генезис, актуализация и потомство герменевтического проекта. Докторская диссертация Школа перспективных исследований в области социальных наук, Париж.
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science. стр.20.
- ^ См., например, http://www.isss.org/4domains.htm и http://isss.org/projects/systems_inquiry.
- ^ Руссо, Д. (2013) Системная философия и единство знаний, опубликовано в журнале Systems Research and Behavioral Science .
- ^ Пувро, Д., и Драк, М. (2007). Об истории «Общей системологии» Людвига фон Берталанфи и ее отношении к кибернетике. Международный журнал общих систем, 36 (3), 281–337.
- ^ Скиттнер, Л. (2006). Общая теория систем: проблемы, перспективы, практика (2-е изд.). Хакенсак, Нью-Джерси: World Scientific Publishing Co., стр. 165.
- ^ Миджли, Г. (2000) Системное вмешательство: философия, методология и практика . Спрингер, стр.35
- ^ Ласло, Э. (1972). Введение в системную философию: на пути к новой парадигме современной мысли . Издательство Gordon & Breach Science, с. 292-293.
- ^ Ласло А. и Криппнер С. (1998). Системные теории: их происхождение, основы и развитие. В Дж. К. Джордан (ред.), Системные теории и априорные аспекты восприятия (том 126, стр. 47–74). Амстердам: Северная Голландия/Elsevier, с. 51.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Дидерик Аэртс , Б. Д'Хог, Р. Пинкстен и И. Валлерстайн (ред.). (2011). Мировоззрение, наука и мы: междисциплинарные взгляды на миры, культуры и общество - материалы семинара по мирам, культурам и обществу. Мировое научное издательство.
- Дидерик Аэртс , Лео Апостел , Б. Де Мур, С. Хеллеманс, Э. Маекс, Х. Ван Белль и Дж. Ван дер Векен (1994). Мировоззрения: от фрагментации к интеграции . Брюссель: ВУБ Пресс.
- Арчи Бахм (1981). Пять типов системной философии. Международный журнал общих систем , 6 (4), 233–237.
- Арчи Бахм (1983). Пять системных концепций общества. Поведенческая наука , 28(3), 204–218.
- Грегори Бейтсон (1979). Разум и природа: необходимое единство. Нью-Йорк: Даттон.
- Грегори Бейтсон (2000). Шаги к экологии разума. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- Кеннет Боулдинг (1985). Мир как целостная система. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage Publications.
- Марио Бунге (1977). Онтология I: Мебель мира. Рейдель.
- Марио Бунге (1979). Онтология II: Мир систем. Дордрехт: Рейдель.
- Марио Бунге (2010). Материя и разум: философское исследование. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
- Фрэнсис Хейлиген (2000). Что такое мировоззрение? В: Ф. Хейлиген, К. Джослин и В. Турчин (ред.), Principia Cybernetica Web (Principia Cybernetica, Брюссель), http://cleamc11.vub.ac.be/WORLVIEW.html .
- Артур Кестлер (1967). Призрак в машине. Компания Генри Регнери
- Александр Ласло и С. Криппнер С. (1998) Системные теории: их происхождение, основы и развитие. В Дж. С. Джордан (ред.), Системные теории и априорные аспекты восприятия. Амстердам: Elsevier Science, 1998. Гл. 3, стр. 47–74.
- Ласло, А. (1998) Гуманистические и системные науки: рождение третьей культуры. Pluriverso , 3 (1), апрель 1998 г., стр. 108–121.
- Ласло А. и Ласло Э. (1997) Вклад системных наук в гуманитарные науки. Системные исследования и поведенческие науки , 14 (1), апрель 1997 г., стр. 5–19.
- Эрвин Ласло (1972а). Введение в системную философию: к новой парадигме современной мысли. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гордон и Брич.
- Ласло, Э. (1972b). Системный взгляд на мир: естественная философия новых достижений в науке. Джордж Бразиллер.
- Ласло, Э. (1973). Системная философия человеческих ценностей. Системные исследования и поведенческие науки , 18 (4), 250–259.
- Ласло, Э. (1996). Системный взгляд на мир: целостное видение нашего времени. Кресскилл, Нью-Джерси: Хэмптон Пресс.
- Ласло, Э. (2005). Религия против науки: конфликт в отношении истинной ценности, а не денежной стоимости. Зайгон , 40(1), 57–61.
- Ласло, Э. (2006a). Наука и возрождение космоса: возникновение интегрального видения реальности. Внутренние традиции.
- Ласло, Э. (2006b). Новые основания для воссоединения науки и духовности. Мировое будущее: Журнал общей эволюции , 62 (1), 3.
- Джеральд Миджли (2000) Системное вмешательство: философия, методология и практика . Спрингер.
- Руссо, Д. (2013) Системная философия и единство знаний, опубликовано в журнале «Системные исследования и поведенческие науки» .
- Руссо, Д. (2011) Разум, души и природа: системно-философский анализ отношений разума и тела. (Докторская диссертация, Уэльский университет, Тринити-Сент-Дэвид, Школа теологии, религиоведения и исламоведения).
- Ян Смэтс (1926). Холизм и эволюция. Нью-Йорк: Macmillan Co.
- Видаль, К. (2008). Что такое мировоззрение? [Что такое мировоззрение?]. В книге Х. Ван Белля и Дж. Ван дер Векена (ред.), Новизна мышления. Науки и творческий аспект реальности [Новые мысли: Наука и творческий аспект реальности]. Акко Уитгеверий.*
- Дженнифер Уилби (2005). Применение процесса критического систематического обзора к теории иерархии. Представлено на конференции Японского передового института науки и технологий в 2005 году. Получено с https://dspace.jaist.ac.jp/dspace/handle/10119/3846.
- Уилби, Дж. (2011). Новая основа взгляда на философию, принципы и практику системной науки. Системные исследования и поведенческие науки , 28 (5), 437–442.
Внешние ссылки [ править ]
- Системная философия и приложения: библиография У. Хьюитта, Валдоста, Джорджия, США, последняя редакция: декабрь 2007 г.
- Организация и процесс: системная философия и метафизика Уайтхеда Джеймса Э. Хачинсона.