Югославская философия
Часть серии о |
Югославы |
---|
![]() |
По регионам |
Культура |
История |
Языки |
Люди |
|
Этническая принадлежность |
Югославская философия параллельна эволюции философии в Европе , как в целом утверждают все европейские страны. Однако югославская философия сначала опиралась на собственный христианский этос и логотип , чтобы выжить в условиях многовекового турецкого, венецианского, венгерского и австрийского вторжения, а затем на более широкие течения европейской философии и, в свою очередь, способствовала их развитию.
История [ править ]
Современная философия на югославских территориях началась с образования Белградского университета в начале 19 века как либеральная придворная философия, копирующая теории Джона Стюарта Милля , Герберта Спенсера и других западных философов . Они писали в основном теории из учебников по более широким предметам, таким как логика, психология и педагогика, и наиболее заметной фигурой этого периода была Алимпие Васильевич .
В конце 19 века эту школу превзошел по популярности Бранислав Петрониевич , ведущий философ Королевства Югославии . Его идеалистическая рационалистическая метафизическая система была известна как «гиперметафизика», а тремя его основными философскими работами были Principi Metafizike («Принципы метафизики»), O Vrednosti života («О ценности жизни») и Istorija novije filozofije («История современной философии»). У Петрониевича было много учеников и последователей, в том числе Ксения Атанасевич , первая крупная югославская женщина-философ, которая скатилась к более мистическим теориям новой схоластики .
После диктатуры 6 января югославская философия в целом сместилась в сторону правых политических сил, и такие мыслители, как Владимир Дворникович, получили должности в правительстве. Дворникович был видным сторонником югославского интегрального национализма , и его самой известной работой была « Характерология югославов ». Было также сильное иррационалистическое течение с Альбертом Базалой , который стал ректором Загребского университета в 1932 году. В то время университеты находились под сильным религиозным влиянием, и самым выдающимся мыслителем этой школы был словенец Алеш Ушеничник , философ нео- Томизм .
Параллельно в социал-демократическом движении были свои выдающиеся теоретики, такие как Дмитрий Тукович и Сима Маркович , который позже был убит во время Великой чистки . После Второй мировой войны к власти пришли социалисты и отвергли всю прежнюю философию как идеалистическую и буржуазную. Диалектический материализм был представлен такими революционными философами, как Борис Зигерл или Душан Неделькович .
Эта теория позже развилась в сторону марксистского гуманизма со школой Праксис , которая зародилась в Загребе и Белграде в 1960-х годах. Среди выдающихся деятелей среди основателей школы Гайо Петрович , Милан Кангрга , Михайло Маркович и Предраг Враницки . С 1964 по 1974 год они издавали журнал «Праксис» , который был известен как один из ведущих международных журналов по марксистской теории.
Помимо Праксиса, югославская философия была особенно сильна в СР Словении с марксистом Божидаром Дебеньяком и феноменологической школой Тине Хрибар . В семидесятых годах основали Люблянскую лакановскую школу с журналом « Проблемы молодые последователи теорий французского психоаналитика Жака Лакана » . Особенностью люблянской школы было соединение марксистской и гегелевской традиций с лакановским психоанализом и структурализмом , наиболее известным философом которой был Славой Жижек .
После распада Югославии новообразованные страны продолжили свою философскую традицию в различных направлениях, но в основном отказались от принципов марксизма.