Jump to content

Люблянская школа психоанализа.

Люблянская школа психоанализа ( словенский : Ljubljanska psihoanalitska šola или Ljubljanska šola za psihoanalizo ), также известная как Люблянская лаканская школа. [1] ( словенский : Ljubljanska lakananovska šola ) — популярное название научной школы, основанной на Обществе теоретического психоанализа, базирующемся в Любляне , Словения . Философы, связанные со Школой, включают Растко Мочника , Славоя Жижека , Младена Долара , Аленку Зупанчич , Мирана Божовича и Еву Баховец . Среди других ученых, связанных со школой, - философы Симон Хайдини [ sl ] , Здравко Кобе , Радо Риха , Елица Шумич Риха , социолог Рената Салецл и философ Петер Клепец .

Историческая справка

[ редактировать ]

Школа была основана в конце 1970-х годов молодыми словенскими последователями теорий французского психоаналитика Жака Лакана на территории тогдашней Социалистической Федеративной Республики Югославии . Среди основателей школы были Растко Мочник , Славой Жижек и Младен Долар . Их главной целью было объединение философии немецкого идеализма , марксизма и психоаналитических теорий как средства анализа современных социальных, культурных и политических явлений. Школа приобрела известность в международной академической среде в 1990-х годах. Члены школы не практиковали психоанализ на пациентах.

Группа была сформирована вокруг молодого поколения студентов- марксистов в Люблянского университета социалистической Словении . В отличие от своих старших коллег, связанных со школой Праксис , эти молодые студенты отвергли марксистский гуманизм и обратились к « антигуманизму » французского философа-марксиста Луи Альтюссера и, в меньшей степени, к Франкфуртской школе .

Основная цель Люблянской школы состояла в том, чтобы по-новому интерпретировать марксизм, подчеркнув укорененность мысли Карла Маркса в традиции немецкого идеализма . Они выступали за антиисторицистскую интерпретацию философии Гегеля с упором на его эпистемологию и диалектическую философию. Большинство членов люблянской школы были обязаны словенскому марксисту Божидару Дебеньяку , профессору философии Люблянского университета, известному своим внимательным прочтением немецкого идеализма, который представил Франкфуртскую школу в Словении.

Специфической особенностью люблянской школы было соединение марксистской и гегелевской традиций с лакановским психоанализом и структурализмом . Совместное прочтение Лакана, немецкого идеализма (особенно Гегеля), Маркса, Франкфуртской школы и авторов структуралистской традиции, особенно Клода Леви-Стросса , с тех пор стало отличительной чертой люблянской школы.

Теоретическая работа

[ редактировать ]

Люблянская школа психоанализа специализируется на следующих областях: [2]

  • прочтение современной и классической философии (особенно немецкого идеализма) через теорию Жака Лакана;
  • разработка лакановских теорий идеологии и власти (как коммунистического режима в 1980-х годах, так и либеральной демократии после 1990 года);
  • анализ культуры и искусства с особым акцентом на кино.

Институциональная структура

[ редактировать ]

Школа впервые возникла в конце 1970-х годов как отдельная интеллектуальная группа в рамках альтернативного журнала « Проблемы» . С середины 1960-х годов этот журнал служил единственным альтернативным СМИ в Словении, где критические и несогласные мнения против основной титоистской можно было услышать идеологии. Таким образом, журнал принимал чрезвычайно широкий круг авторов: от аполитичных модернистов , гражданских националистов , консерваторов , либералов , социал-демократов до радикальных марксистов, лаканианцев и последователей Франкфуртской школы . К началу 1980-х годов напряженность внутри редакционной коллегии достигла апогея, в результате чего наиболее консервативные и немарксистские авторы публично обратились к властям Социалистической Республики Словении с просьбой разрешить им создать собственный журнал. Их требования были приняты в 1981 году, когда был основан новый альтернативный журнал Nova Revija . С тех пор последователи люблянской школы постепенно переняли журнал «Проблемы» , превратив его в основную площадку своей интеллектуальной деятельности.

В 1985 году журнал «Проблемы» запустил серию книг «Аналекта» , опубликовав с тех пор более 60 монографий, в основном переводы классических и современных философов (например , Спинозы , Юма , Гегеля , Канта , Деррида , Лиотара и Бадью ), а также словенских авторов. В конце 1980-х годов было основано Общество теоретического психоанализа как центральный координирующий орган издательской и редакционной деятельности группы. Нынешний президент общества — Славой Жижек .

Тем не менее, академическая деятельность в основном осуществлялась в Люблянском университете и различных связанных с ним институтах и ​​отделениях (таких как факультет искусств и Институт социологии), а также в Научно-исследовательском центре Словенской академии наук и искусств. .

Популярное название «Люблянская школа психоанализа» некоторые считают проблематичным, поскольку ни один из ее членов не является практикующим психоаналитиком. Этот вопрос был поднят Словенским обществом лакановского психоанализа в 2015 году.

Словенское общество теоретического анализа, вокруг которого сосредоточено это популярное название, ответило, что его работа «сосредоточена на пересечениях и встречах между философией и психоанализом. Оно никогда не претендовало на то, чтобы заниматься чем-то другим, кроме теоретического психоанализа, и это не влечет за собой никакого конфликта с психоаналитической практикой, и никто никогда не утверждал, что одно заменит другое». [3]

В 2016 году словенский лаканистский психоаналитик Нина Крайник выступила с международной инициативой, заявив, что Люблянская школа пыталась предотвратить присутствие лакановского психоанализа в Словении и что несколько научных статей членов Люблянской школы основаны на плагиате. [4] [5] [6]

Члены Словенской школы психоанализа приняли участие в ряде громких дебатов. Славой Жижек принял участие в знаменитой дискуссии с Университета Торонто профессором психологии Джорданом Петерсоном в Канаде о счастье и коммунизме. [7]

Славой Жижек и Аленка Зупанчич также участвовали в дружеских дебатах с канадским социологом Дуэйном Русселем об ограничениях парадигмы словенской школы. Руссель выступает за смену парадигмы, которая переносит пресуппозиции словенской школы в другой регистр. [8] Благодаря этому подходу Руссель открыл нео-словенскую школу , которая также включает богословские работы Марка Джерарда Мерфи.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Информационный бюллетень» (PDF) . Washington.embassy.si . 1 марта 2007 г. [ мертвая ссылка ]
  2. ^ Элизабет и Эдмонд Райт, ред., The Žićek Reader (Blackewell Publishing, 1998), 1-2
  3. ^ «Книжная коллекция Аналекта и журнал Проблемы» . drustvo-dtp.si . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
  4. ^ "Движение" . Словенское общество лакановского психоанализа . Проверено 7 мая 2024 г.
  5. ^ «Международный призыв» . Словенское общество лакановского психоанализа (на словенском языке). 14 января 2018 года . Проверено 7 мая 2024 г.
  6. ^ Крайник, Нина. «Жижек, мошенничество» (PDF) . lacanquotidien.fr/блог/ . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г. [ мертвая ссылка ]
  7. ^ «Дебаты Петерсона и Жижека» . 9 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г. - из Википедии.
  8. ^ «Продолжающиеся дебаты Русселя со Славоем Жижеком» . 3 декабря 2022 г. Проверено 3 декабря 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49a0b80195b1c0b5fd15efd3f8732155__1717852440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/55/49a0b80195b1c0b5fd15efd3f8732155.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ljubljana school of psychoanalysis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)