Люблянская школа психоанализа.
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
Люблянская школа психоанализа ( словенский : Ljubljanska psihoanalitska šola или Ljubljanska šola za psihoanalizo ), также известная как Люблянская лаканская школа. [1] ( словенский : Ljubljanska lakananovska šola ) — популярное название научной школы, основанной на Обществе теоретического психоанализа, базирующемся в Любляне , Словения . Философы, связанные со Школой, включают Растко Мочника , Славоя Жижека , Младена Долара , Аленку Зупанчич , Мирана Божовича и Еву Баховец . Среди других ученых, связанных со школой, - философы Симон Хайдини , Здравко Кобе , Радо Риха , Елица Шумич Риха , социолог Рената Салецл и философ Петер Клепец .
Историческая справка
[ редактировать ]Школа была основана в конце 1970-х годов молодыми словенскими последователями теорий французского психоаналитика Жака Лакана на территории тогдашней Социалистической Федеративной Республики Югославии . Среди основателей школы были Растко Мочник , Славой Жижек и Младен Долар . Их главной целью было объединение философии немецкого идеализма , марксизма и психоаналитических теорий как средства анализа современных социальных, культурных и политических явлений. Школа приобрела известность в международной академической среде в 1990-х годах. Члены школы не практиковали психоанализ на пациентах.
Группа была сформирована вокруг молодого поколения студентов- марксистов в Люблянского университета социалистической Словении . В отличие от своих старших коллег, связанных со школой Праксис , эти молодые студенты отвергли марксистский гуманизм и обратились к « антигуманизму » французского философа-марксиста Луи Альтюссера и, в меньшей степени, к Франкфуртской школе .
Основная цель Люблянской школы состояла в том, чтобы по-новому интерпретировать марксизм, подчеркнув укорененность мысли Карла Маркса в традиции немецкого идеализма . Они выступали за антиисторицистскую интерпретацию философии Гегеля с упором на его эпистемологию и диалектическую философию. Большинство членов люблянской школы были обязаны словенскому марксисту Божидару Дебеньяку , профессору философии Люблянского университета, известному своим внимательным прочтением немецкого идеализма, который представил Франкфуртскую школу в Словении.
Специфической особенностью люблянской школы было соединение марксистской и гегелевской традиций с лакановским психоанализом и структурализмом . Совместное прочтение Лакана, немецкого идеализма (особенно Гегеля), Маркса, Франкфуртской школы и авторов структуралистской традиции, особенно Клода Леви-Стросса , с тех пор стало отличительной чертой люблянской школы.
Теоретическая работа
[ редактировать ]Люблянская школа психоанализа специализируется на следующих областях: [2]
- прочтение современной и классической философии (особенно немецкого идеализма) через теорию Жака Лакана;
- разработка лакановских теорий идеологии и власти (как коммунистического режима в 1980-х годах, так и либеральной демократии после 1990 года);
- анализ культуры и искусства с особым акцентом на кино.
Институциональная структура
[ редактировать ]Школа впервые возникла в конце 1970-х годов как отдельная интеллектуальная группа в рамках альтернативного журнала « Проблемы» . С середины 1960-х годов этот журнал служил единственным альтернативным СМИ в Словении, где критические и несогласные мнения против основной титоистской можно было услышать идеологии. Таким образом, журнал принимал чрезвычайно широкий круг авторов: от аполитичных модернистов , гражданских националистов , консерваторов , либералов , социал-демократов до радикальных марксистов, лаканианцев и последователей Франкфуртской школы . К началу 1980-х годов напряженность внутри редакционной коллегии достигла апогея, в результате чего наиболее консервативные и немарксистские авторы публично обратились к властям Социалистической Республики Словении с просьбой разрешить им создать собственный журнал. Их требования были приняты в 1981 году, когда был основан новый альтернативный журнал Nova Revija . С тех пор последователи люблянской школы постепенно переняли журнал «Проблемы» , превратив его в основную площадку своей интеллектуальной деятельности.
В 1985 году журнал «Проблемы» запустил серию книг «Аналекта» , опубликовав с тех пор более 60 монографий, в основном переводы классических и современных философов (например , Спинозы , Юма , Гегеля , Канта , Деррида , Лиотара и Бадью ), а также словенских авторов. В конце 1980-х годов было основано Общество теоретического психоанализа как центральный координирующий орган издательской и редакционной деятельности группы. Нынешний президент общества — Славой Жижек .
Тем не менее, академическая деятельность в основном осуществлялась в Люблянском университете и различных связанных с ним институтах и отделениях (таких как факультет искусств и Институт социологии), а также в Научно-исследовательском центре Словенской академии наук и искусств. .
Споры
[ редактировать ]Популярное название «Люблянская школа психоанализа» некоторые считают проблематичным, поскольку ни один из ее членов не является практикующим психоаналитиком. Этот вопрос был поднят Словенским обществом лакановского психоанализа в 2015 году.
Словенское общество теоретического анализа, вокруг которого сосредоточено это популярное название, ответило, что его работа «сосредоточена на пересечениях и встречах между философией и психоанализом. Оно никогда не претендовало на то, чтобы заниматься чем-то другим, кроме теоретического психоанализа, и это не влечет за собой никакого конфликта с психоаналитической практикой, и никто никогда не утверждал, что одно заменит другое». [3]
В 2016 году словенский лаканистский психоаналитик Нина Крайник выступила с международной инициативой, заявив, что Люблянская школа пыталась предотвратить присутствие лакановского психоанализа в Словении и что несколько научных статей членов Люблянской школы основаны на плагиате. [4] [5] [6]
Дебаты
[ редактировать ]Члены Словенской школы психоанализа приняли участие в ряде громких дебатов. Славой Жижек принял участие в знаменитой дискуссии с Университета Торонто профессором психологии Джорданом Петерсоном в Канаде о счастье и коммунизме. [7]
Славой Жижек и Аленка Зупанчич также участвовали в дружеских дебатах с канадским социологом Дуэйном Русселем об ограничениях парадигмы словенской школы. Руссель выступает за смену парадигмы, которая переносит пресуппозиции словенской школы в другой регистр. [8] Благодаря этому подходу Руссель открыл нео-словенскую школу , которая также включает богословские работы Марка Джерарда Мерфи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информационный бюллетень» (PDF) . Washington.embassy.si . 1 марта 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Элизабет и Эдмонд Райт, ред., The Žićek Reader (Blackewell Publishing, 1998), 1-2
- ^ «Книжная коллекция Аналекта и журнал Проблемы» . drustvo-dtp.si . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ "Движение" . Словенское общество лакановского психоанализа . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Международный призыв» . Словенское общество лакановского психоанализа (на словенском языке). 14 января 2018 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Крайник, Нина. «Жижек, мошенничество» (PDF) . lacanquotidien.fr/блог/ . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Дебаты Петерсона и Жижека» . 9 апреля 2023 г. Проверено 17 апреля 2023 г. - из Википедии.
- ^ «Продолжающиеся дебаты Русселя со Славоем Жижеком» . 3 декабря 2022 г. Проверено 3 декабря 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Приложение к The Times о высшем образовании
- Глоссарий американо-словенских отношений [ постоянная мертвая ссылка ]