Контрперенос
В данной статье отсутствует информация о доказательной научной оценке этого явления. ( декабрь 2018 г. ) |
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
Контрперенос в психотерапии означает перенаправление чувств терапевта на пациента или эмоциональное запутывание с ним. Эта концепция занимает центральное место в понимании терапевтической динамики в психотерапии.
Начало 20 века
[ редактировать ]Контрперенос ( нем . Gegentransference ), [1] Первоначально описанный Зигмундом Фрейдом в 1910 году, он относится к бессознательным чувствам терапевта, находящимся под влиянием его пациента. Фрейд признал это постоянной проблемой для терапевтов, заявив, что терапевтам необходимо осознавать и контролировать эти чувства. [2] Хотя Фрейд в основном рассматривал контрперенос как личную проблему терапевта, его частная переписка указывает на более глубокий интерес и понимание его сложностей. [3] [4] Эта концепция расширилась и включила в себя бессознательные реакции бессознательного , сформированные собственной историей терапевта, которые могли препятствовать объективности и ограничивать терапевтическую эффективность. Например, терапевт может неосознанно хотеть, чтобы пациент добился успеха из-за личных связей, что приводит к предвзятому подходу в терапии. [5] [6] [7] [8]
Психоаналитическое сообщество широко признало риски, связанные с контрпереносом. Карл Юнг , Эрик Берн и Жак Лакан , среди прочих, подчеркнули, что это может усложнить терапевтические отношения . [9] [10] Это понимание охватывало не только бессознательные реакции терапевта, укорененные в его личной истории, но и его бессознательные враждебные или эротические чувства по отношению к пациенту. [11]
Примеры
[ редактировать ]Например, терапевт может подсознательно проецировать на пациента свою родительскую роль, особенно если пациент напоминает своих собственных детей. Например, терапевт, чьи дети учатся в университете, может чрезмерно сочувствовать академическим трудностям пациента. Эта предвзятость, даже если она имеет благие намерения, может привести к так называемому «лечению контрпереносом». Это происходит, когда результаты терапии в большей степени определяются потребностями терапевта, чем потребностями пациента, в результате чего пациент соответствует ожиданиям терапевта. Такое согласие может подавить подлинные чувства и потребности пациента, создавая « ложное я » или видимость улучшения, а не подлинного прогресса. [11]
В другом примере терапевт может переложить нерешенные личные проблемы на пациента. Например, терапевт, которому не хватало внимания со стороны отца, мог воспринимать независимое поведение пациента как форму отвержения, пример переноса . Это может привести к чувству обиды по отношению к пациенту — феномену, известному как «узкая перспектива» контрпереноса. В этом сценарии неразрешенные чувства терапевта затуманивают его профессиональное суждение, потенциально препятствуя терапевтическому процессу. [12]
Середина 20 века
[ редактировать ]В 20-м веке взгляды Карла Юнга, Генриха Рэкера и Паулы Хейманн значительно обогатили понимание контрпереноса в психотерапии, каждый из которых внес уникальный вклад в понимание его роли и воздействия. Этот период ознаменовал переход от рассмотрения контрпереноса просто как вмешательства к признанию его важной частью терапевтического процесса и потенциальным источником ценных идей.
Юнг исследовал идею о том, что собственные эмоциональные раны и переживания терапевта способствуют его способности сопереживать и исцелять своих пациентов. Он, как известно, использовал метафору « раненого врача », предполагая, что личные страдания и путь исцеления терапевта могут углубить его понимание и повысить эффективность лечения других. По мнению Юнга, именно собственная боль терапевта формирует и усиливает его способности к исцелению. Эта точка зрения подразумевает, что личный опыт, в том числе болезненный, может быть источником силы и понимания в терапевтическом процессе. [13]
Рэкер подчеркнул опасность, связанную с подавлением контрпереноса. Он предупредил, что игнорирование или отрицание этих чувств может усложнить процесс терапии, сделав его менее эффективным. Рэкер считал, что непризнанный контрперенос запутывается в том, что он называл «мифологией аналитической ситуации», подразумевая, что он может создать ложный нарратив или динамику в терапевтических отношениях. Его точка зрения предполагает, что признание и понимание контрпереноса имеет решающее значение для подлинного и эффективного терапевтического процесса. [14]
Хейманн подчеркнул, что контрперенос — это не просто реакция, возникающая внутри терапевта, но также реакция на личность и поведение пациента. По ее мнению, контрперенос является неотъемлемой частью терапевтических отношений и частично формируется пациентом. Эта концепция подразумевает, что чувства и реакции терапевта носят не только личный характер, но также зависят от характеристик пациента и взаимодействия между ними. Подход Хеймана подчеркивает интерактивный и совместно создаваемый характер терапевтических отношений. [15]
В совокупности эти точки зрения подчеркивают сложность контрпереноса, подчеркивая его роль как личного ответа, так и интерактивного феномена в терапевтических отношениях. Они также указывают на важность самосознания терапевтов и необходимость интеграции своего опыта в свою профессиональную практику.
Конец 20 века
[ редактировать ]К концу 20-го века стало очевидным различие между «личным контрпереносом» (связанным с проблемами терапевта) и «диагностической реакцией» (указывающей что-то о пациенте). Эта эпоха признала клиническую полезность контрпереноса, подчеркнув необходимость различать реакции, которые дают представление о психологии пациента, и реакции, отражающие личные проблемы терапевта.
Различие между личным и диагностическим контрпереносом
[ редактировать ]Ключевым событием стало различие между «личным контрпереносом» и «диагностическим контрпереносом». Личный контрперенос включает в себя собственные эмоциональные реакции терапевта и нерешенные проблемы. Напротив, диагностический контрперенос относится к реакциям терапевта, которые позволяют понять психологическое состояние пациента. Это различие подчеркивает двойственную природу контрпереноса: он может проистекать из личного опыта терапевта или быть реакцией на поведение и психологические потребности пациента. [16]
Понятие «невротический контрперенос» (или «иллюзорный контрперенос») также отличалось от «собственно контрпереноса». Невротический контрперенос больше касается нерешенных личных проблем терапевта, тогда как собственно контрперенос представляет собой более сбалансированную и клинически полезную реакцию. Эта дифференциация получила широкое признание в различных психоаналитических школах, хотя некоторые, например, последователи Жака Лакана, рассматривают контрперенос как форму сопротивления, потенциально наиболее значительного сопротивления, создаваемого аналитиком. [17] [18] [19]
Современное понимание контрпереноса
[ редактировать ]В современной практике контрперенос обычно рассматривается как явление, созданное совместно терапевтом и пациентом. Эта точка зрения признает, что пациент посредством переноса влияет на терапевта, заставляя его принимать на себя роли, соответствующие внутреннему миру пациента. Однако личная история и личностные качества терапевта также окрашивают эти роли. Таким образом, контрперенос становится сложным взаимодействием психологий обоих участников.
Терапевтам рекомендуется использовать контрперенос в качестве терапевтического инструмента. Размышляя о своих реакциях и различая свои личные чувства и чувства, вызванные поведением пациента, терапевты могут получить ценную информацию о терапевтической динамике. Это самосознание помогает понять роли, которые играют в терапии, и значения этих межличностных взаимодействий.
Однако такое понимание сопровождается предостережением: терапевты должны сохранять бдительность в отношении опасностей неразрешенного контрпереноса, который может разрушить терапевтические отношения. В современной психотерапии перенос и контрперенос часто рассматриваются как неразрывно связанные между собой, создавая «тотальную ситуацию», определяющую терапевтическую встречу.
Это развитое понимание подчеркивает важность самосознания и постоянной саморефлексии в терапевтической практике, гарантируя, что контрперенос эффективно управляется на благо терапевтического процесса. [20] [21] [22]
События двадцать первого века
[ редактировать ]Современное понимание признает, что большинство контрпереносных реакций представляют собой смесь личных и диагностических аспектов, требующих тщательного понимания. В настоящее время эта область рассматривает контрперенос как совместно созданный феномен между терапевтом и пациентом, при котором пациент влияет на терапевта, заставляя его принимать роли, соответствующие его внутреннему миру, окрашенному личностью терапевта. [23] [24] [25]
Телесно-центрированный контрперенос
[ редактировать ]Недавние исследования, особенно в Ирландии, изучали телесно-центрированный контрперенос у женщин-травматологов. Этот феномен включает в себя физические реакции терапевтов и связан с зеркальными нейронами и автоматической эмпатией. Исследователи из NUI Голуэя и Университетского колледжа Дублина разработали шкалу для измерения этих реакций, проливающую свет на соматические аспекты контрпереноса в терапевтических условиях. [26] [27] [28] [29] [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лапланш, Жан ; Понталис, Жан-Бертран (1988) [1973]. «Контрперенос (стр. 92-93)» . Язык психоанализа (переиздание, исправленное издание). Лондон: Карнак Букс. ISBN 978-0-946-43949-2 .
- ^ Изд. У. Макгуайра, Письма Фрейда и Юнга (1974), стр. 231
- ^ Нил Р. Карлсон и К.Дональд Хет, стр. 595
- ^ Лапланш, Дж. и Понталис, Дж.Б. (1973) Язык психоанализа с. 92
- ^ Фрейд, цитируется Питером Гей, Фрейд: жизнь для нашего времени (Лондон, 1989), стр. 302 и с. 254
- ^ Дж. Холмс (2014) «Контрперенос до Хеймана: историческое исследование», Журнал Американской психоаналитической ассоциации.
- ^ Энни Райх, цитируется по Патрику Кейсменту, Дальнейшее обучение у пациента (Лондон, 1997), стр. 177н
- ^ К.Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика (Лондон, 1976), с. 159 и с. 157
- ^ Эрик Берн, Что вы говорите после того, как поздоровались? (Лондон, 1975), с. 352
- ^ Жак Лакан, Ecrits: A Selection (Лондон, 1997), с. 229-230
- ^ Перейти обратно: а б Патрик Кейсмент, «Об обучении у пациента» (Лондон, 1990), с. 174
- ^ Габбард, Глен О. (1999). Проблемы контрпереноса в психиатрическом лечении . Американская психиатрическая пресса. п. 1 . ISBN 9780880489591 .
- ^ Юнг цитируется в Энтони Стивенсе, Юнге (Оксфорд, 1994), стр. 110
- ^ Створка, Дальнейшее обучение с. 12
- ^ Роберт Хиншелвуд и Сьюзан Робинсон, Представляем Мелани Кляйн (Кембридж, 2006), стр. 151
- ^ Створка, Дальнейшее обучение с. 8 и с. 165
- ^ «Аарон Грин», цитируется в Джанет Малкольм, «Психоанализ: невозможная профессия» (Лондон, 1988), стр. 115
- ^ Марио Джейкоби, Аналитическая встреча (Канада, 1984), с. 38
- ^ Жан-Мишель Кинодо, Читая Фрейда (Лондон, 2005), с. 72
- ^ Габбард, Глен О. (1999). Проблемы контрпереноса в психиатрическом лечении . Американская психиатрическая пресса. п. 3 . ISBN 9780880489591 .
- ^ Кинодоз, Читая Фрейда , с. 71
- ^ Створка, Обучение
- ^ Майкл Джейкобс, Психодинамическое консультирование в действии (Лондон, 2006), с. 146
- ^ Ян Грант и Джим Кроули, Перенос и проекция (Букингем, 2002), стр. 50
- ^ Джеймс С. Гротштейн, Но в то же время и на другом уровне (Лондон, 2009), с. 38
- ^ Иган, Дж. и Карр, А. (2005). Выгорание женщин-консультантов/терапевтов NCS: исследования I, II и III. Доклады, представленные на 35-й ежегодной конференции психологического общества Ирландии, Дерри, 17-20 ноября.
- ^ Иган, Дж. и Карр, А. (2008). Телесно-центрированный контрперенос у женщин-травматологов. Эйстих, 8, 22-27.
- ^ Телесно-центрированный контрперенос у женщин-травматологов. Архивировано 8 апреля 2014 г. в репозитории исследований Wayback Machine UCD, Иган, Джонатан; Карр, Алан, Ирландская ассоциация консультирования и психотерапии, Éisteacht, 8 (1), 24–27, 2008–08 – стр. 5,6.
- ^ Бут А., Тримбл Т. и Иган Дж. (2010). телесно-центрированный контрперенос на примере ирландских клинических психологов. Ирландский психолог, 36, 284–289.
- ^ Иган, Дж. и Карр, А. (2008). Телесно-центрированный контрперенос у женщин-травматологов. Эйстих, 8, 22-27
- ^ Ротшильд, Б. (2006). Помощь помощнику: стратегии самопомощи для борьбы с выгоранием и стрессом. Лондон: WW Norton & Company.
Библиография
[ редактировать ]- Д. У. Винникотт : «Ненависть в контрпереносе» в сборнике статей: от педиатрии к психоанализу (Лондон, 1958).
- Альберто Стефана: История контрпереноса. От Фрейда до британской школы объектных отношений , Издательство: Routledge, 2017, ISBN 978-1138214613
- Маргарет Литтл : Невроз переноса и психоз переноса , Издатель: Джейсон Аронсон; 1993, ISBN 1-56821-074-4
- Гарольд Сирлз : Контрперенос и связанные с ним темы; избранные бумаги. , Издательство Нью-Йорк, International Universities Press, 1979, ISBN 0-8236-1085-3
- К. Марода: Сила контрпереноса: инновации в аналитической технике (Чичестер, 1991).
- Д. Седжвик, Раненый целитель: контрперенос с юнгианской точки зрения (Лондон, 1994).
- Гровс, Джеймс. (Дата). «Забота о ненавистном пациенте». Медицинский журнал Новой Англии , Vol. 298 № 16
- Джозеф Дж. Сэндлер , «Контрперенос и ролевое реагирование», Международное обозрение психоанализа (1976) 3: 43-7