Jump to content

ранковицизм

Александр Ранкович, югославский политик-коммунист

Ранковичизм относится к политической идеологии, распространенной в Социалистической Федеративной Республике Югославии, основанной на политических взглядах сербского коммунистического чиновника и бывшего югославских партизан лидера Александра Ранковича . [ 1 ] [ 2 ]

Он продвигает централизованную Югославию и его противодействие децентрализации власти составляющим его республикам , что, по его мнению, поставит под угрозу как единство Югославии, так и единство сербов . [ 3 ] Ранковичизм обычно использовался как уничижительный термин в Югославии после его насильственного политического смещения и стал табу в стране после 1960-х годов из-за его негативного подтекста. [ 1 ] [ 2 ] Однако были люди, которые стремились искупить наследие Ранковича в глазах общественности, такие как Добрица Чосич . [ 4 ] Милован Джилас заявил, что «Ранкович должен быть немедленно реабилитирован», и заявил, что «он не заслужил суровых мер, которые были приняты против него». [ 5 ]

Многие годы Ранкович находился в Иосипа Броз Тито ближайшем окружении . Ранкович был отстранен от должности из-за давления со стороны своих оппонентов, которые обвинили его в пропаганде сербского гегемонизма в Югославии. [ 4 ] Изгнание Ранковича привело к приходу к власти сторонников децентрализации и масштабному пересмотру конституции Югославии в 1974 году, которая децентрализовала большую часть власти в пользу республик и предоставила Косово и Воеводине почти тот же уровень власти, что и республикам. [ 6 ]

Популярность политики Ранковича в Сербии была очевидна на его похоронах в 1983 году, когда на похоронах присутствовало большое количество людей. Многие считали Ранковича сербским «национальным» лидером. [ 7 ] К началу 1980-х годов многие антититоисты называли Ранковича своим знаменитым делом . [ 4 ] Они утверждали, что изгнание Ранковича было символом титоизмом . подчинения Сербии [ 6 ] Политика Ранковича воспринимается как основа политики Слободана Милошевича 1980-х годов. [ 7 ] [ 8 ]

Конкретная политика и наследие

[ редактировать ]
Милован Жилас , черногорский политик и бывший деятель югославского партизанского лидера, защищал репутацию Ранковича и заявил, что «Ранкович должен быть немедленно реабилитирован», полагая, что с Ранковичем плохо обращались. [ 5 ]
Добрица Чосич Сербский писатель и политик, президент Союзной Республики Югославии (1992–1993). Чосич решительно поддерживал политику Александра Ранковича.

Ранкович стремился обеспечить положение сербов и черногорцев в Косово. Они доминировали в правительстве, силах безопасности и занятости в промышленности Косово. [ 9 ] Ранкович, будучи главой сил безопасности Югославии UDBA , поддерживал жесткий подход к албанцам в Косово, которых обычно обвиняли в подстрекательстве к подстрекательству, включая сепаратизм , и подвергали преследованиям из-за этих обвинений. [ 9 ]

Президент Тито поручил силам безопасности Ранковича взять албанцев под контроль. [ 10 ] Ранкович поддерживал централизованную систему советского типа . [ 11 ] Он был против получения албанским населением дальнейшей автономии в Косово, и у Ранковича были опасения и сильная неприязнь к албанцам . [ 12 ] [ 13 ] Косово рассматривалось Ранковичем как угроза безопасности страны и ее единству. [ 14 ]

После раскола Югославии и Советского Союза (1948 г.) местные албанцы рассматривались государством как возможные пособники просоветской Албании , и, следовательно, Косово стало областью внимания секретной службы и полиции под руководством Ранковича. [ 15 ] Во время предвыборной кампании Ранковича мишенью стали представители албанской интеллигенции, тогда как тысячи других албанцев предстали перед судами и были заключены в тюрьму за « сталинизм ». [ 15 ] Ранкович был одним из близких политических и влиятельных соратников Тито, который курировал чистки коммунистов, обвиненных в просталинской ориентации, после советско-югославского раскола. [ 10 ] Тайная полиция, действовавшая в Македонии , Черногории и Сербии, находилась под полным контролем Ранковича, в отличие от Боснии , Хорватии и Словении , из-за национальной напряженности в организации. [ 10 ] Ранкович считался фигурой консервативных политических элементов в Югославии, которые не поддерживали демократизацию и реформы. [ 10 ]

Между 1945 и 1966 годами Ранкович поддерживал контроль сербского меньшинства над Косово, населенным преимущественно албанцами, посредством репрессивной антиалбанской политики тайной полиции. [ 11 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В Косово период 1947–1966 годов в просторечии известен как «эпоха Ранковича». [ 10 ] За это время Косово стало полицейским государством под руководством Ранковича и его тайной полиции. [ 20 ] Политика, продвигаемая сербскими националистами, была применена Ранковичем против албанцев и включала террор и преследования. [ 21 ] Эти усилия предпринимались под предлогом незаконных обысков с оружием или действий полиции, сопровождавшихся пытками и смертью предполагаемых и реальных политических оппонентов, часто называемых «ирредентистами». [ 10 ] меньшей степени Ранкович также предпринял аналогичные кампании против венгров Воеводины В и мусульман Санджака . [ 10 ] Ранкович вместе с другими членами сербских коммунистов выступил против признания боснийского гражданства . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Косово, находившееся под контролем Ранковича, рассматривалось Турцией как лицо, которое осуществит «Джентльменское соглашение», соглашение, достигнутое между Тито и министром иностранных дел Турции Мехметом Фуатом Кёпрюлю в 1953 году, которое способствовало албанской эмиграции в Анатолию. [ 25 ] Факторами, повлиявшими на рост миграции, были запугивание и давление на албанское население, чтобы оно уехало посредством кампании, возглавляемой Ранковичем, которая официально была заявлена ​​как направленная на обуздание албанского национализма . [ 10 ] [ 25 ] [ 26 ] Ислам в Косово к этому времени был репрессирован, и как албанцам, так и южным славянам-мусульманам было предложено объявить себя турками . [ 9 ] Большое количество албанцев и санджакских мусульман покинули Югославию и перебрались в Турцию. [ 9 ] [ 10 ] тогда как черногорские и сербские семьи были поселены в Косово в период правления Ранковича. [ 26 ] Оппозиция выросла его жесткой политике в отношении Косово, а также политике, проводимой в Хорватии и Словении. [ 17 ] Власть и программа Ранковича ослабли в 1960-х годах с приходом к власти реформаторов, которые стремились к децентрализации и сохранению права народов Югославии на национальное самоопределение. [ 27 ]

В ответ на его сопротивление децентрализации правительство Югославии отстранило Ранковича от должности в 1966 году по различным обвинениям, в том числе по поводу того, что он шпионил за Тито. [ 3 ] Процесс начался с того, что Тито приказал провести расследование UDBA; однако одно из самых громких и откровенных осуждений Ранковича исходило от членов Лиги коммунистов Сербии , особенно Лиги коммунистов Косово , что Тито счел слишком крайним осуждением, который держал их в смятении, и был крайне непопулярен среди сербов, которые в целом поддерживали Ранковича. [ 28 ] В его докладе говорилось, что силы безопасности в Косово под руководством Ранковича активно преследовали лиц албанской национальности, и говорилось, что «идеологической основой такой политики, находящейся в компетенции Сербии, является национализм и шовинизм ». [ 28 ] Выслушав на встрече заявления о злоупотреблениях властью Ранковичем и злоупотреблениях в отношении албанцев, о которых сообщил Вели Дева , секретарь Регионального комитета Косово, Михайло Швабич , сербский член ЦК ЛКС, как известно, сказал, что ему «стыдно - как коммунист, как серб и как человек - как я слушал выступление товарища Дева". [ 28 ] Сербский коммунист Спасения Бабович призвал исключить Ранковича из партии, и ЦК ЛКС согласился на эту просьбу. [ 28 ]

После его увольнения были раскрыты правительственные репрессии Ранковича в Косово в отношении албанцев: [ 13 ] и его патриотическое стремление обеспечить безопасность региона было развенчано. [ 20 ] Албанцы получили более широкую свободу в Югославии в результате падения Ранковича. [ 29 ] [ 19 ] [ 21 ] Устранение Ранковича было положительно воспринято албанцами и некоторыми другими югославами, однако оно вызвало в Югославии опасения, что сербы станут уязвимыми и не будут иметь защиты в Косово. [ 21 ] Тито совершил визит в Косово (весной 1967 г.) и признал ошибки, допущенные в предыдущие годы. [ 21 ]

Сербы были в ярости из-за свержения Ранковича, считая свержение Ранковича нападением на Сербию. Сербские сторонники Ранковича выразили протест и заявили, что «все это было направлено против Сербии» и что «Сербия больше не имеет представителя, который будет представлять ее интересы», а также приняли такие лозунги, как «Сербия находится под угрозой исчезновения» и что «лучшие люди в Сербии уезжают». [ 28 ] Сербские националисты внутри коммунистической партии предупредили Тито, что отстранение Ранковича было непростительным оскорблением для сербов в стране, поскольку он представлял Сербию. [ 30 ] Для фракции внутри Сербской коммунистической партии, стремившейся к централизации государства, Ранкович считался защитником сербских интересов. [ 31 ] Взгляды на Ранковича среди косовских сербов заключались в надежде на возвращение к условиям того времени, поскольку он олицетворял порядок и мир. [ 20 ] [ 32 ] Для косовских албанцев Ранкович стал символом нищеты и страданий, поскольку они ассоциировали его с негативными действиями по отношению к ним. [ 31 ] [ 32 ]

После свержения Ранковича в 1966 году программа реформаторов, выступающих за децентрализацию в Югославии, особенно из Словении и Хорватии , в конце 1960-х годов преуспела в достижении существенной децентрализации власти, создании значительной автономии в Косово и Воеводине и признании мусульманской Югославии ( теперь называется боснийцем) по национальности. [ 22 ] [ 26 ] [ 27 ]

По мере того, как с 1981 года обострялся албано-сербский этнический конфликт в Косово, сербы начали открыто называть эпоху Ранковича идеальным временем, а сербы приняли Ранковича как героя. [ 33 ] Во время албанско-сербских волнений сербы заявили, что «нам нужен еще один Ранкович». [ 34 ] После смерти Ранковича в 1983 году на его похоронах присутствовало более 100 000 человек, которые скандировали его имя, что превратило мероприятие в националистическую демонстрацию. [ 35 ] Сербские националисты поддержали Ранковича, такие как Добрица Чосич , который отметил, что похороны Ранковича в 1983 году, на которых сербы хвалили Ранковича, были «прежде всего националистической демонстрацией. Это был настоящий, широко эффективный жест, настоящее националистическое восстание солидарности с Сербский коммунист, ставший жертвой великой несправедливости». [ 4 ] Чосич с начала 1980-х годов писал работы, в которых восхвалял Ранковича и говорил, что Ранковича уважала сербское крестьянство, говоря: «Хотя интеллектуалы, вся партийная бюрократия и вся партийная бюрократия считали, что падение Ранковича - это хорошо, крестьяне видели в нем человека. который защищал Югославию и представлял Сербию во главе партии, будучи убежденным, что он благородный и государственный человек». [ 4 ]

В 1986 году было основано движение, известное как Косовский комитет сербов и черногорцев , которое способствовало восстановлению политики эпохи Ранковича. [ 36 ] Комитет заявил, что албанцы совершают « геноцид » против сербов и черногорцев, потребовал полномасштабной чистки албанских лидеров и заявил, что предполагаемое преследование сербов потребовало вмешательства югославских военных и установления военного правления в Косово. [ 37 ] Комитет организовал массовые протесты и заручился поддержкой среди сербских коммунистов, отстраненных от должности после свержения Ранковича, среди других сторонников. [ 37 ] Позже, в 1986 году, кульминацией этих событий и представлений стал меморандум SANU, написанный различными сербскими коммунистическими чиновниками, в котором Тито и Кардель обвинялись в попытке «разрушить Сербию». [ 33 ]

Слободан Милошевич , президент Сербии (1989–1997), президент Союзной Республики Югославии (1997–2000)

Считалось, что на Слободана Милошевича повлияла политика, окружающая Ранковича. [ 7 ] [ 38 ] Близкий друг Милошевича Ягош Джуретич заявил, что Милошевич лично был «сбит с толку» масштабами националистических высказываний на частных похоронах Ранковича, поскольку ранее среди коммунистических чиновников считалось, что Ранкович был политически уничтожен и дискредитирован своим изгнанием в 1966 году. [ 38 ] Джуретич говорит, что наблюдение за похоронами Ранковича произвело на Милошевича глубокое впечатление. [ 38 ] Приход Милошевича к власти в Сербии был расценен в Югославии как «возвращение Ранковича», поскольку Милошевич выступал против Конституции 1974 года, которая децентрализовала Югославию от ее прежнего централизованного характера, когда Ранкович имел влияние в югославском правительстве. [ 8 ] Милошевич заявил в своей инаугурационной речи на посту президента Сербии в 1989 году, что Конституция 1974 года устарела, что он выступает против ее децентрализованного характера и требует новой конституции, согласно которой лишь небольшое количество вопросов потребует консенсуса между всеми республиками, и что централизованный суверенитет должен осуществляться Югославской федерацией в целом, а не в пределах отдельных ее республик. [ 39 ]

Жена Милошевича Мира Маркович, а также главный сторонник Милошевича, генеральный министр обороны Югославии Велько Кадиевич , определили, что проблемы Югославии начались в период 1962-1966 годов, в тот же период времени, когда влияние Ранковича в правительстве уменьшилось, и, наконец, с его изгнанием из правительства. Офис в 1966 году. [ 8 ] Мика Спаравело, который был лейтенантом Ранковича на посту главы UDBa, был ключевой сербской фигурой в Косовском комитете сербов и черногорцев и поддержал приход Милошевича к власти. [ 40 ] Реабилитировав наследие Ранковича, Милошевич завоевал поддержку многих сербов. [ 8 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Обзор Центра изучения югославских дел . 2 . Учебный центр по делам Югославии: 277. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  2. ^ Перейти обратно: а б Радио Свободная Европа Исследование . Том. 10, нет. 9–13. Радио Свободная Европа . 1985. с. 15. {{cite magazine}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  3. ^ Перейти обратно: а б Bokovoy, Irvine & Lilly 1997 , p. 295.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер 2007 , с. 323.
  5. ^ Перейти обратно: а б Радио Свободная Европа Исследование . Том. 14, нет. 27–30. Радио Свободная Европа . 1989. с. 16. {{cite magazine}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  6. ^ Перейти обратно: а б Давиша и Пэрротт 1997 , с. 149.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2002 , с. 98.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Йович 2009 , с. 299.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Независимая международная комиссия по Косово (2000 г.). Доклад о Косово: конфликт, международная реакция, извлеченные уроки . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета . п. 35.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бечиревич 2014 , с. 17.
  11. ^ Перейти обратно: а б Перица, Виктор (2002). Балканские идолы: Религия и национализм в югославских государствах . Издательство Оксфордского университета . стр. 43–44. ISBN  978-0-19-517429-8 – через Google Книги .
  12. ^ Перица, Викторослав (1998). Религиозное возрождение и этническая мобилизация в коммунистической Югославии, 1965-1991: история югославского религиозного вопроса от эпохи реформ до гражданской войны (доктор философии). Университет Миннесоты . п. 111 – через Google Книги .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Петерсен, Роджер Д. (2011). Западное вмешательство на Балканах: стратегическое использование эмоций в конфликте . Издательство Кембриджского университета . п. 142. ИСБН  9781139503303 – через Google Книги .
  14. ^ Райан 2010 , с. 118.
  15. ^ Перейти обратно: а б Леурдейк, Дик; Занди, Дик (2001). Косово: от кризиса к кризису . Рутледж . п. 15. ISBN  9781351791571 – через Google Книги .
  16. ^ Мертус 1999 , с. 98 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Джакир, Александр (2011). «Экономический триггер - статус «национальности» в «самоуправляемой» экономике в 1960-е и 1970-е годы в Социалистической Югославии» . В Калике Мари-Жанин; Нойтац, Дитмар; Обертрейс, Джулия (ред.). Кризис социалистической современности: Советский Союз и Югославия в 1970-е годы . Ванденхук и Рупрехт. п. 153. ИСБН  9783647310428 – через Google Книги .
  18. ^ Костовикова 2005 , стр. 40, 121.
  19. ^ Перейти обратно: а б Николич, Лазар (2003). «Этнические предрассудки и дискриминация: случай Косово» . В Бибере, Флориане; Даскаловский, Жидас (ред.). Понимание войны в Косово . Психология Пресс . п. 59. ИСБН  978-0-7146-5391-4 – через Google Книги .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Райан 2010 , с. 119.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 2000 , с. 12.
  22. ^ Перейти обратно: а б Бечиревич 2014 , с. 24.
  23. ^ Рамет 2006 , с. 286 .
  24. ^ Санкактар, Канер (1 апреля 2012 г.). «Историческое строительство и развитие боснийской нации» . Альтернативы: Турецкий журнал международных отношений . 11 :1–17 . Проверено 28 сентября 2019 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Кирези, Арбен (2017). «Урегулирование спора о самоопределении Косово» . В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета . п. 50. ISBN  9780822981572 – через Google Книги .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Муладж, Клейда (2008). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги . п. 45. ИСБН  9780739146675 – через Google Книги .
  27. ^ Перейти обратно: а б Bokovoy, Irvine & Lilly 1997 , p. 296.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер 2007 , с. 109.
  29. ^ Костовикова 2005 , с. 41.
  30. ^ Бечиревич 2014 , стр. 18, 25.
  31. ^ Перейти обратно: а б Бечиревич 2014 , с. 18.
  32. ^ Перейти обратно: а б Мертус 1999 , стр. 98, 116.
  33. ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , с. 305.
  34. ^ Додер и Брэнсон 1999 , с. 31.
  35. ^ Додер и Брэнсон 1999 , с. 30.
  36. ^ Беннетт, Кристофер (1995). Кровавый распад Югославии: причины, ход и последствия . Херст и Ко. с. 92.
  37. ^ Перейти обратно: а б Магаш 1993 , стр. 196.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Додер и Брэнсон 1999 , с. 30–31.
  39. ^ Селл, Луи (2002). Слободан Милошевич и разрушение Югославии . Издательство Университета Дьюка . п. 97.
  40. ^ Рамет 2006 , с. 350.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58ab6cc04f70cfbb9495d8c2ea86e07a__1720714800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/7a/58ab6cc04f70cfbb9495d8c2ea86e07a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rankovićism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)