ранковицизм

Часть серии о |
Социализм в Югославии |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Ранковичизм относится к политической идеологии, распространенной в Социалистической Федеративной Республике Югославии, основанной на политических взглядах сербского коммунистического чиновника и бывшего югославских партизан лидера Александра Ранковича . [ 1 ] [ 2 ]
Он продвигает централизованную Югославию и его противодействие децентрализации власти составляющим его республикам , что, по его мнению, поставит под угрозу как единство Югославии, так и единство сербов . [ 3 ] Ранковичизм обычно использовался как уничижительный термин в Югославии после его насильственного политического смещения и стал табу в стране после 1960-х годов из-за его негативного подтекста. [ 1 ] [ 2 ] Однако были люди, которые стремились искупить наследие Ранковича в глазах общественности, такие как Добрица Чосич . [ 4 ] Милован Джилас заявил, что «Ранкович должен быть немедленно реабилитирован», и заявил, что «он не заслужил суровых мер, которые были приняты против него». [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Многие годы Ранкович находился в Иосипа Броз Тито ближайшем окружении . Ранкович был отстранен от должности из-за давления со стороны своих оппонентов, которые обвинили его в пропаганде сербского гегемонизма в Югославии. [ 4 ] Изгнание Ранковича привело к приходу к власти сторонников децентрализации и масштабному пересмотру конституции Югославии в 1974 году, которая децентрализовала большую часть власти в пользу республик и предоставила Косово и Воеводине почти тот же уровень власти, что и республикам. [ 6 ]
Популярность политики Ранковича в Сербии была очевидна на его похоронах в 1983 году, когда на похоронах присутствовало большое количество людей. Многие считали Ранковича сербским «национальным» лидером. [ 7 ] К началу 1980-х годов многие антититоисты называли Ранковича своим знаменитым делом . [ 4 ] Они утверждали, что изгнание Ранковича было символом титоизмом . подчинения Сербии [ 6 ] Политика Ранковича воспринимается как основа политики Слободана Милошевича 1980-х годов. [ 7 ] [ 8 ]
Конкретная политика и наследие
[ редактировать ]
Ранкович стремился обеспечить положение сербов и черногорцев в Косово. Они доминировали в правительстве, силах безопасности и занятости в промышленности Косово. [ 9 ] Ранкович, будучи главой сил безопасности Югославии UDBA , поддерживал жесткий подход к албанцам в Косово, которых обычно обвиняли в подстрекательстве к подстрекательству, включая сепаратизм , и подвергали преследованиям из-за этих обвинений. [ 9 ]
Президент Тито поручил силам безопасности Ранковича взять албанцев под контроль. [ 10 ] Ранкович поддерживал централизованную систему советского типа . [ 11 ] Он был против получения албанским населением дальнейшей автономии в Косово, и у Ранковича были опасения и сильная неприязнь к албанцам . [ 12 ] [ 13 ] Косово рассматривалось Ранковичем как угроза безопасности страны и ее единству. [ 14 ]
После раскола Югославии и Советского Союза (1948 г.) местные албанцы рассматривались государством как возможные пособники просоветской Албании , и, следовательно, Косово стало областью внимания секретной службы и полиции под руководством Ранковича. [ 15 ] Во время предвыборной кампании Ранковича мишенью стали представители албанской интеллигенции, тогда как тысячи других албанцев предстали перед судами и были заключены в тюрьму за « сталинизм ». [ 15 ] Ранкович был одним из близких политических и влиятельных соратников Тито, который курировал чистки коммунистов, обвиненных в просталинской ориентации, после советско-югославского раскола. [ 10 ] Тайная полиция, действовавшая в Македонии , Черногории и Сербии, находилась под полным контролем Ранковича, в отличие от Боснии , Хорватии и Словении , из-за национальной напряженности в организации. [ 10 ] Ранкович считался фигурой консервативных политических элементов в Югославии, которые не поддерживали демократизацию и реформы. [ 10 ]
Между 1945 и 1966 годами Ранкович поддерживал контроль сербского меньшинства над Косово, населенным преимущественно албанцами, посредством репрессивной антиалбанской политики тайной полиции. [ 11 ] [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В Косово период 1947–1966 годов в просторечии известен как «эпоха Ранковича». [ 10 ] За это время Косово стало полицейским государством под руководством Ранковича и его тайной полиции. [ 20 ] Политика, продвигаемая сербскими националистами, была применена Ранковичем против албанцев и включала террор и преследования. [ 21 ] Эти усилия предпринимались под предлогом незаконных обысков с оружием или действий полиции, сопровождавшихся пытками и смертью предполагаемых и реальных политических оппонентов, часто называемых «ирредентистами». [ 10 ] меньшей степени Ранкович также предпринял аналогичные кампании против венгров Воеводины В и мусульман Санджака . [ 10 ] Ранкович вместе с другими членами сербских коммунистов выступил против признания боснийского гражданства . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Косово, находившееся под контролем Ранковича, рассматривалось Турцией как лицо, которое осуществит «Джентльменское соглашение», соглашение, достигнутое между Тито и министром иностранных дел Турции Мехметом Фуатом Кёпрюлю в 1953 году, которое способствовало албанской эмиграции в Анатолию. [ 25 ] Факторами, повлиявшими на рост миграции, были запугивание и давление на албанское население, чтобы оно уехало посредством кампании, возглавляемой Ранковичем, которая официально была заявлена как направленная на обуздание албанского национализма . [ 10 ] [ 25 ] [ 26 ] Ислам в Косово к этому времени был репрессирован, и как албанцам, так и южным славянам-мусульманам было предложено объявить себя турками . [ 9 ] Большое количество албанцев и санджакских мусульман покинули Югославию и перебрались в Турцию. [ 9 ] [ 10 ] тогда как черногорские и сербские семьи были поселены в Косово в период правления Ранковича. [ 26 ] Оппозиция выросла его жесткой политике в отношении Косово, а также политике, проводимой в Хорватии и Словении. [ 17 ] Власть и программа Ранковича ослабли в 1960-х годах с приходом к власти реформаторов, которые стремились к децентрализации и сохранению права народов Югославии на национальное самоопределение. [ 27 ]
В ответ на его сопротивление децентрализации правительство Югославии отстранило Ранковича от должности в 1966 году по различным обвинениям, в том числе по поводу того, что он шпионил за Тито. [ 3 ] Процесс начался с того, что Тито приказал провести расследование UDBA; однако одно из самых громких и откровенных осуждений Ранковича исходило от членов Лиги коммунистов Сербии , особенно Лиги коммунистов Косово , что Тито счел слишком крайним осуждением, который держал их в смятении, и был крайне непопулярен среди сербов, которые в целом поддерживали Ранковича. [ 28 ] В его докладе говорилось, что силы безопасности в Косово под руководством Ранковича активно преследовали лиц албанской национальности, и говорилось, что «идеологической основой такой политики, находящейся в компетенции Сербии, является национализм и шовинизм ». [ 28 ] Выслушав на встрече заявления о злоупотреблениях властью Ранковичем и злоупотреблениях в отношении албанцев, о которых сообщил Вели Дева , секретарь Регионального комитета Косово, Михайло Швабич , сербский член ЦК ЛКС, как известно, сказал, что ему «стыдно - как коммунист, как серб и как человек - как я слушал выступление товарища Дева". [ 28 ] Сербский коммунист Спасения Бабович призвал исключить Ранковича из партии, и ЦК ЛКС согласился на эту просьбу. [ 28 ]
После его увольнения были раскрыты правительственные репрессии Ранковича в Косово в отношении албанцев: [ 13 ] и его патриотическое стремление обеспечить безопасность региона было развенчано. [ 20 ] Албанцы получили более широкую свободу в Югославии в результате падения Ранковича. [ 29 ] [ 19 ] [ 21 ] Устранение Ранковича было положительно воспринято албанцами и некоторыми другими югославами, однако оно вызвало в Югославии опасения, что сербы станут уязвимыми и не будут иметь защиты в Косово. [ 21 ] Тито совершил визит в Косово (весной 1967 г.) и признал ошибки, допущенные в предыдущие годы. [ 21 ]
Сербы были в ярости из-за свержения Ранковича, считая свержение Ранковича нападением на Сербию. Сербские сторонники Ранковича выразили протест и заявили, что «все это было направлено против Сербии» и что «Сербия больше не имеет представителя, который будет представлять ее интересы», а также приняли такие лозунги, как «Сербия находится под угрозой исчезновения» и что «лучшие люди в Сербии уезжают». [ 28 ] Сербские националисты внутри коммунистической партии предупредили Тито, что отстранение Ранковича было непростительным оскорблением для сербов в стране, поскольку он представлял Сербию. [ 30 ] Для фракции внутри Сербской коммунистической партии, стремившейся к централизации государства, Ранкович считался защитником сербских интересов. [ 31 ] Взгляды на Ранковича среди косовских сербов заключались в надежде на возвращение к условиям того времени, поскольку он олицетворял порядок и мир. [ 20 ] [ 32 ] Для косовских албанцев Ранкович стал символом нищеты и страданий, поскольку они ассоциировали его с негативными действиями по отношению к ним. [ 31 ] [ 32 ]
После свержения Ранковича в 1966 году программа реформаторов, выступающих за децентрализацию в Югославии, особенно из Словении и Хорватии , в конце 1960-х годов преуспела в достижении существенной децентрализации власти, создании значительной автономии в Косово и Воеводине и признании мусульманской Югославии ( теперь называется боснийцем) по национальности. [ 22 ] [ 26 ] [ 27 ]
По мере того, как с 1981 года обострялся албано-сербский этнический конфликт в Косово, сербы начали открыто называть эпоху Ранковича идеальным временем, а сербы приняли Ранковича как героя. [ 33 ] Во время албанско-сербских волнений сербы заявили, что «нам нужен еще один Ранкович». [ 34 ] После смерти Ранковича в 1983 году на его похоронах присутствовало более 100 000 человек, которые скандировали его имя, что превратило мероприятие в националистическую демонстрацию. [ 35 ] Сербские националисты поддержали Ранковича, такие как Добрица Чосич , который отметил, что похороны Ранковича в 1983 году, на которых сербы хвалили Ранковича, были «прежде всего националистической демонстрацией. Это был настоящий, широко эффективный жест, настоящее националистическое восстание солидарности с Сербский коммунист, ставший жертвой великой несправедливости». [ 4 ] Чосич с начала 1980-х годов писал работы, в которых восхвалял Ранковича и говорил, что Ранковича уважала сербское крестьянство, говоря: «Хотя интеллектуалы, вся партийная бюрократия и вся партийная бюрократия считали, что падение Ранковича - это хорошо, крестьяне видели в нем человека. который защищал Югославию и представлял Сербию во главе партии, будучи убежденным, что он благородный и государственный человек». [ 4 ]
В 1986 году было основано движение, известное как Косовский комитет сербов и черногорцев , которое способствовало восстановлению политики эпохи Ранковича. [ 36 ] Комитет заявил, что албанцы совершают « геноцид » против сербов и черногорцев, потребовал полномасштабной чистки албанских лидеров и заявил, что предполагаемое преследование сербов потребовало вмешательства югославских военных и установления военного правления в Косово. [ 37 ] Комитет организовал массовые протесты и заручился поддержкой среди сербских коммунистов, отстраненных от должности после свержения Ранковича, среди других сторонников. [ 37 ] Позже, в 1986 году, кульминацией этих событий и представлений стал меморандум SANU, написанный различными сербскими коммунистическими чиновниками, в котором Тито и Кардель обвинялись в попытке «разрушить Сербию». [ 33 ]

Считалось, что на Слободана Милошевича повлияла политика, окружающая Ранковича. [ 7 ] [ 38 ] Близкий друг Милошевича Ягош Джуретич заявил, что Милошевич лично был «сбит с толку» масштабами националистических высказываний на частных похоронах Ранковича, поскольку ранее среди коммунистических чиновников считалось, что Ранкович был политически уничтожен и дискредитирован своим изгнанием в 1966 году. [ 38 ] Джуретич говорит, что наблюдение за похоронами Ранковича произвело на Милошевича глубокое впечатление. [ 38 ] Приход Милошевича к власти в Сербии был расценен в Югославии как «возвращение Ранковича», поскольку Милошевич выступал против Конституции 1974 года, которая децентрализовала Югославию от ее прежнего централизованного характера, когда Ранкович имел влияние в югославском правительстве. [ 8 ] Милошевич заявил в своей инаугурационной речи на посту президента Сербии в 1989 году, что Конституция 1974 года устарела, что он выступает против ее децентрализованного характера и требует новой конституции, согласно которой лишь небольшое количество вопросов потребует консенсуса между всеми республиками, и что централизованный суверенитет должен осуществляться Югославской федерацией в целом, а не в пределах отдельных ее республик. [ 39 ]
Жена Милошевича Мира Маркович, а также главный сторонник Милошевича, генеральный министр обороны Югославии Велько Кадиевич , определили, что проблемы Югославии начались в период 1962-1966 годов, в тот же период времени, когда влияние Ранковича в правительстве уменьшилось, и, наконец, с его изгнанием из правительства. Офис в 1966 году. [ 8 ] Мика Спаравело, который был лейтенантом Ранковича на посту главы UDBa, был ключевой сербской фигурой в Косовском комитете сербов и черногорцев и поддержал приход Милошевича к власти. [ 40 ] Реабилитировав наследие Ранковича, Милошевич завоевал поддержку многих сербов. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Обзор Центра изучения югославских дел . 2 . Учебный центр по делам Югославии: 277.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Радио Свободная Европа Исследование . Том. 10, нет. 9–13. Радио Свободная Европа . 1985. с. 15.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Bokovoy, Irvine & Lilly 1997 , p. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер 2007 , с. 323.
- ^ Перейти обратно: а б Радио Свободная Европа Исследование . Том. 14, нет. 27–30. Радио Свободная Европа . 1989. с. 16.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Давиша и Пэрротт 1997 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2002 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д Йович 2009 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б с д Независимая международная комиссия по Косово (2000 г.). Доклад о Косово: конфликт, международная реакция, извлеченные уроки . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета . п. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бечиревич 2014 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Перица, Виктор (2002). Балканские идолы: Религия и национализм в югославских государствах . Издательство Оксфордского университета . стр. 43–44. ISBN 978-0-19-517429-8 – через Google Книги .
- ^ Перица, Викторослав (1998). Религиозное возрождение и этническая мобилизация в коммунистической Югославии, 1965-1991: история югославского религиозного вопроса от эпохи реформ до гражданской войны (доктор философии). Университет Миннесоты . п. 111 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсен, Роджер Д. (2011). Западное вмешательство на Балканах: стратегическое использование эмоций в конфликте . Издательство Кембриджского университета . п. 142. ИСБН 9781139503303 – через Google Книги .
- ^ Райан 2010 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Леурдейк, Дик; Занди, Дик (2001). Косово: от кризиса к кризису . Рутледж . п. 15. ISBN 9781351791571 – через Google Книги .
- ^ Мертус 1999 , с. 98 .
- ^ Перейти обратно: а б Джакир, Александр (2011). «Экономический триггер - статус «национальности» в «самоуправляемой» экономике в 1960-е и 1970-е годы в Социалистической Югославии» . В Калике Мари-Жанин; Нойтац, Дитмар; Обертрейс, Джулия (ред.). Кризис социалистической современности: Советский Союз и Югославия в 1970-е годы . Ванденхук и Рупрехт. п. 153. ИСБН 9783647310428 – через Google Книги .
- ^ Костовикова 2005 , стр. 40, 121.
- ^ Перейти обратно: а б Николич, Лазар (2003). «Этнические предрассудки и дискриминация: случай Косово» . В Бибере, Флориане; Даскаловский, Жидас (ред.). Понимание войны в Косово . Психология Пресс . п. 59. ИСБН 978-0-7146-5391-4 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б с Райан 2010 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 2000 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Бечиревич 2014 , с. 24.
- ^ Рамет 2006 , с. 286 .
- ^ Санкактар, Канер (1 апреля 2012 г.). «Историческое строительство и развитие боснийской нации» . Альтернативы: Турецкий журнал международных отношений . 11 :1–17 . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кирези, Арбен (2017). «Урегулирование спора о самоопределении Косово» . В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета . п. 50. ISBN 9780822981572 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б с Муладж, Клейда (2008). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги . п. 45. ИСБН 9780739146675 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б Bokovoy, Irvine & Lilly 1997 , p. 296.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер 2007 , с. 109.
- ^ Костовикова 2005 , с. 41.
- ^ Бечиревич 2014 , стр. 18, 25.
- ^ Перейти обратно: а б Бечиревич 2014 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Мертус 1999 , стр. 98, 116.
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , с. 305.
- ^ Додер и Брэнсон 1999 , с. 31.
- ^ Додер и Брэнсон 1999 , с. 30.
- ^ Беннетт, Кристофер (1995). Кровавый распад Югославии: причины, ход и последствия . Херст и Ко. с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Магаш 1993 , стр. 196.
- ^ Перейти обратно: а б с Додер и Брэнсон 1999 , с. 30–31.
- ^ Селл, Луи (2002). Слободан Милошевич и разрушение Югославии . Издательство Университета Дьюка . п. 97.
- ^ Рамет 2006 , с. 350.
Источники
[ редактировать ]- Бечиревич, Эдина (2014). Геноцид на реке Дрина . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300192582 – через Google Книги .
- Боковой, Мелисса Кэтрин; Ирвин, Джилл А.; Лилли, Кэрол С. (1997). Отношения государства и общества в Югославии, 1945-1992 гг . Скрэнтон, Пенсильвания, США: Пэлгрейв Макмиллан .
- Кларк, Ховард (2000). Гражданское сопротивление в Косово . Плутон Пресс. ISBN 978-0-7453-1569-0 .
- Коэн, Ленард Дж. (2002). Змея за пазухой: взлет и падение Слободана Милошевича . Боулдер, Колорадо, США: Westview Press .
- Давиша, Карен; Пэрротт, Брюс (1997). Политика, власть и борьба за демократию в Юго-Восточной Европе . Кембридж, Англия, Великобритания: Издательство Кембриджского университета .
- Додер, Душко; Брэнсон, Луиза (1999). Милошевич: Портрет тирана . Саймон и Шустер .
- Йович, Деян (2009). Югославия: государство, которое отмерло . Издательство Университета Пердью .
- Костовикова, Дениса (2005). Косово: политика идентичности и пространства . Лондон: Рутледж . ISBN 9780415348065 – через Google Книги .
- Магаш, Бранка (1993). Разрушение Югославии: отслеживание распада 1980-92 гг . Книги Версо .
- Мертус, Джули (1999). Косово: Как мифы и правда начали войну . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520218659 – через Google Книги .
- Миллер, Ник (2007). Нонконформисты: культура, политика и национализм в сербском интеллектуальном кругу, 1944–1991 гг . Издательство Центральноевропейского университета .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-34656-8 . Проверено 28 сентября 2019 г. - через Google Книги .
- Райан, Барри Дж. (2010). «Наблюдение за исключительным положением в Косово» . В Хехире, Эйдан (ред.). Косово, интервенция и государственное строительство: международное сообщество и переход к независимости . Рутледж . стр. 114–131. ISBN 9781135169213 – через Google Книги .