Jump to content

Рыночный социализм

Рыночный социализм — тип экономической системы, предполагающий общественную собственность на средства производства в рамках рыночной экономики . Существуют различные модели такой системы, обычно с участием кооперативных предприятий , а иногда и с участием государственных или частных предприятий . [1] [2] В отличие от большинства исторических социалистических экономик , которые заменили рыночным механизмом ту или иную форму экономического планирования , рыночные социалисты хотят сохранить использование сигналов спроса и предложения для управления распределением капитальных благ и средств производства. [3] [4] [5] При такой системе, в зависимости от того, находятся ли предприятия, находящиеся в общественной собственности, в государственной собственности или в форме рабочих кооперативов , прибыль может по-разному использоваться для прямого вознаграждения сотрудников, накапливаться обществу в целом в качестве источника государственного финансирования или распределяться среди населения. дивиденд социальный . [6]

Рыночный социализм можно отличить от концепции смешанной экономики , поскольку большинство моделей рыночного социализма предлагают полные и саморегулирующиеся системы, в отличие от смешанной экономики. [7] В то время как социал-демократия стремится достичь большей экономической стабильности и равенства посредством политических мер, таких как налоги, субсидии и программы социального обеспечения, рыночный социализм стремится достичь аналогичных целей посредством изменения моделей собственности и управления предприятиями. [8]

Хотя термин «рыночный социализм» появился только в 1920-х годах во время дебатов о социалистических расчетах , [9] Ряд социалистов до Маркса , в том числе экономисты -социалисты Рикардо и философы- мутуалисты , рассматривали социализм как естественное развитие рыночных принципов классической экономики и предлагали создание кооперативных предприятий для конкуренции в условиях свободной рыночной экономики. Целью таких предложений было ликвидировать эксплуатацию, позволив людям получать полный продукт своего труда , одновременно устраняя искажающие рынок последствия концентрации собственности и богатства в руках небольшого класса владельцев частной собственности . [10]

Хотя иногда его называют «рыночным социализмом», [11] Модель Ланге - это форма рыночного моделирования планирования, при которой центральный совет по планированию распределяет инвестиции и капитальные товары путем моделирования операций на рынке факторов производства, в то время как рынки распределяют рабочую силу и потребительские товары. Система была разработана экономистами-социалистами, которые считали, что социалистическая экономика не может функционировать ни на основе расчета в натуральных единицах , ни путем решения системы одновременных уравнений для экономической координации. [12] [9]

Реальные попытки создать рыночную социалистическую экономику лишь частично реализовали меры, предусмотренные его теоретиками, но этот термин иногда использовался для описания результатов различных попыток либерализации в Восточном блоке , включая Новый экономический механизм Венгрии , экономику Югославии. , перестройка и экономические реформы Китая а также ленинская , новая экономическая политика . [13]

Теоретическая история

[ редактировать ]

Классическая экономика

[ редактировать ]

Ключевой теоретической основой рыночного социализма является отрицание лежащей в основе экспроприации прибавочной стоимости, присутствующей в других способах производства . Социалистические теории, благоприятствовавшие рынку, восходят к социалистам-рикардианцам и экономистам-анархистам , которые выступали за свободный рынок в сочетании с общественной собственностью или взаимной собственностью на средства производства.

Среди сторонников раннего рыночного социализма — экономисты-социалисты Рикардо , классический либеральный философ Джон Стюарт Милль и философ-анархист Пьер-Жозеф Прудон . Эти модели социализма предусматривали совершенствование или улучшение рыночного механизма и системы свободных цен путем устранения искажений, вызванных эксплуатацией , частной собственностью и отчужденным трудом .

Эту форму рыночного социализма назвали социализмом свободного рынка, поскольку в ней не участвуют планировщики. [14] [15]

Джон Стюарт Милл

[ редактировать ]

Милля Ранняя экономическая философия была философией свободного рынка , которую он продвигал в сторону более социалистического направления, добавляя главы в свои «Принципы политической экономии» , защищающие социалистические взгляды и защищая некоторые социалистические цели. [16] В рамках этой пересмотренной работы он также внес радикальное предложение об отмене всей системы заработной платы в пользу кооперативной системы заработной платы. Тем не менее, некоторые из его взглядов на идею плоского налогообложения остались. [17] хотя и изменено в третьем издании « Принципов политической экономии», чтобы отразить озабоченность по поводу дифференциации ограничений на нетрудовые доходы , за которые он выступал; и те, кто имел трудовые доходы, что он не одобрял. [18]

Милля» «Принципы , впервые опубликованные в 1848 году, были одной из наиболее читаемых книг по экономике того периода. [19] Как и Адама Смита в «Богатство народов» Милля» более ранний период, «Принципы доминировали в преподавании экономики. В случае Оксфордского университета это был стандартный текст до 1919 года, когда его заменили « Альфреда Маршалла Принципы экономики» .

В более поздних изданиях « Принципов политической экономии » Милль утверждал, что «что касается экономической теории, в экономической теории нет ничего принципиального, что исключало бы экономический порядок, основанный на социалистической политике». [17] [20]

Милль также выступал за замену капиталистического бизнеса рабочими кооперативами , написав:

Однако форма ассоциации, которая, если человечество будет продолжать совершенствоваться, в конечном итоге должна будет преобладать, - это не та форма, которая может существовать между капиталистом как руководителем и рабочими, не имеющими права голоса в управлении, а ассоциация сами рабочие на условиях равенства, коллективно владеющие капиталом, с помощью которого они осуществляют свою деятельность, и работающие под руководством менеджеров, избираемых и сменяемых ими самими. [21]

мутуализм

[ редактировать ]

Пьер-Жозеф Прудон разработал теоретическую систему под названием мутуализм , которая подвергает сомнению легитимность существующих прав собственности , субсидий , корпораций , банковского дела и ренты . Прудон предполагал децентрализованный рынок, на котором люди входили бы на рынок с равными полномочиями, отрицая наемное рабство . [22] Сторонники полагают, что кооперативы, кредитные союзы и другие формы собственности работников станут жизнеспособными, не подчиняясь государству . Рыночный социализм также использовался для описания некоторых индивидуалистических анархистских работ, в которых утверждается, что свободные рынки помогают рабочим и ослабляют капиталистов. [23] [24]

Индивидуалистический анархизм в США

[ редактировать ]

Для американского историка-анархиста Юнис Минетт Шустер «[i] очевидно [...], что прудоновский анархизм можно было найти в Соединенных Штатах, по крайней мере, еще в 1848 году, и что он не осознавал своей близости к индивидуалистическому анархизму. Джозайи Уоррена и Стивена Перла Эндрюса [...] Уильям Б. Грин представил этот прудоновский мутуализм в его самой чистой и систематической форме». [25] Джозия Уоррен широко известен как первый американский анархист . [26] а четырехстраничная еженедельная газета « Мирный революционер» , которую он редактировал в 1833 году , была первым анархистским периодическим изданием. [27] предприятие, для которого он построил собственную типографию, отлил свой шрифт и изготовил печатные формы. [27]

Уоррен был последователем Роберта Оуэна и присоединился к сообществу Оуэна в Нью-Хармони, штат Индиана . Джозайя Уоррен назвал фразу « стоимость пределом цены », причем «стоимость» здесь относится не к уплаченной денежной цене, а к труду, затраченному на производство товара. [28] Поэтому «[он] он предложил систему оплаты людям сертификатами, в которых указано, сколько часов они отработали. Они могли обменивать банкноты в местных магазинах времени на товары, на производство которых ушло такое же количество времени». [26] Он проверил свои теории, основав экспериментальный «магазин труда за труд» под названием « Магазин времени Цинциннати » , где торговля облегчалась векселями, подкрепленными обещанием выполнить работу. Магазин оказался успешным и проработал три года, после чего был закрыт, чтобы Уоррен мог продолжить создание колоний, основанных на мутуализме . В их число входили «Утопия» и «Новые времена» . Уоррен сказал, что книга Стивена Перла Эндрюса « Наука об обществе» , опубликованная в 1852 году, была наиболее ясным и полным изложением собственных теорий Уоррена. [29]

Позже Бенджамин Такер объединил экономику Уоррена и Прудона и опубликовал эти идеи в журнале Liberty, назвав их «анархистско-социализмом». [30] Такер сказал: «[Т] ​​тот факт, что один класс людей зависит в своем существовании от продажи своего труда, в то время как другой класс людей освобождается от необходимости труда, поскольку имеет юридическую привилегию продавать что-то, что не является трудом. [...] И я против такого положения вещей, как и все остальные. Но в ту минуту, когда вы уберете привилегии [...], каждый человек станет рабочим, обменивающимся с товарищами по работе [...] Что за анархизм. -Социализм стремится отменить ростовщичество [...] он хочет лишить капитал его вознаграждения». [30] Американские анархисты-индивидуалисты, такие как Такер, считали себя экономическими рыночными социалистами и политическими индивидуалистами, утверждая, что их «анархический социализм» или «индивидуальный анархизм» был «последовательным манчестеризмом ». [31] Левый рыночный анархизм — это современная ветвь анархизма свободного рынка , основанная на возрождении таких рыночных социалистических теорий. [32] [33] [34] [35]

Неоклассическая экономика

[ редактировать ]
Либертарианская социалистическая фреска с надписью «Свободный рынок, антикапиталистический ».

Начало 20 века

[ редактировать ]

Начиная с начала 20 века, неоклассическая экономическая теория обеспечила теоретическую основу для более полных моделей рыночного социализма. Ранние неоклассические модели социализма включали роль центрального планирования (CPB) в установлении цен, равных предельным издержкам, для достижения эффективности по Парето . Хотя эти ранние модели не опирались на традиционные рынки, их называли рыночными социалистическими из-за использования финансовых цен и расчетов. Альтернативные схемы рыночного социализма включают модели, в которых предприятия, находящиеся в общественной собственности, или производственные кооперативы действуют на свободных рынках в соответствии с критерием прибыльности. В последних моделях, предложенных американскими экономистами-неоклассиками, общественная собственность на средства производства достигается посредством общественной собственности на капитал и социального контроля над инвестициями.

Самые ранние модели неоклассического социализма были разработаны Леоном Вальрасом и Энрико Бароне (1908). [36] [37] [38] и Оскар Р. Ланге (ок. 1936). [39] Ланге и Фред М. Тейлор (1929) [40] предложил, чтобы центральные советы по планированию устанавливали цены методом «проб и ошибок», внося коррективы по мере возникновения дефицита и излишков, а не полагаясь на механизм свободных цен . Если бы был дефицит, цены бы поднялись; если бы были излишки, цены были бы снижены. [41] Повышение цен побудит предприятия увеличить производство, движимое желанием увеличить свою прибыль, и тем самым устранить дефицит. Снижение цен побудит предприятия сократить производство, чтобы предотвратить потери, что устранит излишки. Таким образом, это будет симуляция рыночного механизма, который, по мнению Ланге, будет способен эффективно управлять спросом и предложением. [42]

Хотя модель Ланге-Лернера часто называли рыночным социализмом, ее лучше назвать рыночным моделированием, поскольку для распределения капитальных благ не существовало рынков факторов производства. Целью модели Ланге-Лернера была явная замена рынков нерыночной системой распределения ресурсов. [43] [44]

Х.Д. Дикинсон опубликовал две статьи, предлагающие форму рыночного социализма, а именно «Ценообразование в социалистическом обществе» ( The Economic Journal, 1933) и «Проблемы социалистической экономики» ( The Economic Journal, 1934). Дикинсон предложил математическое решение, согласно которому проблемы социалистической экономики могли быть решены центральным плановым агентством. Центральное агентство будет располагать необходимой статистикой по экономике, а также возможностью использовать статистику для управления производством. Экономику можно представить как систему уравнений. Значения решения этих уравнений можно использовать для определения цен на все товары по предельным издержкам и прямому производству. Хайек (1935) выступал против предложения моделировать рынки с помощью уравнений. Дикинсон (1939) принял предложение Ланге-Тейлора по моделированию рынков методом проб и ошибок.

Версия рыночного социализма Ланге-Дикинсона не допускала капиталовложений на рынок. Ланге (1926, стр. 65) настаивал на том, что совет центрального планирования должен будет произвольно устанавливать нормы накопления капитала . Ланге и Дикинсон видели потенциальные проблемы с бюрократизацией при рыночном социализме. По мнению Дикинсона, «попытка сдержать безответственность свяжет менеджеров социалистических предприятий такой бюрократической волокитой и бюрократическим регулированием, что они потеряют всякую инициативу и независимость» (Дикинсон 1938: 214). В книге «Экономика контроля: принципы экономики благосостояния» (1944) Абба Лернер признал, что капиталовложения будут политизированы при рыночном социализме.

Конец 20 века и начало 21 века

[ редактировать ]
Ричард Д. Вольф — марксистский экономист, сторонник самоуправляемых предприятий.

Экономисты, работавшие в бывшей Югославии, в том числе уроженец Чехии Ярослав Ванек и уроженец хорвата Бранко Хорват , продвигали модель рыночного социализма, получившую название «иллирийская модель», в которой фирмы находились в общественной собственности своих сотрудников и структурировались вокруг рабочего самоуправления , конкурируя с друг друга на открытых и свободных рынках.

Американские экономисты во второй половине 20-го века разработали такие модели, как купонный социализм (экономист Джон Ремер ) и экономическая демократия (философ Дэвид Швейкарт ).

Пранаб Бардхан и Джон Ремер предложили форму рыночного социализма, при которой существовал фондовый рынок, на котором доли основного капитала распределялись поровну между гражданами. На этом фондовом рынке не происходит покупка или продажа акций, что приводит к негативным внешним эффектам, связанным с концентрацией владения капиталом. Модель Бардхана и Ремера удовлетворяла основным требованиям как социализма (рабочие владеют всеми факторами производства, а не только рабочей силой), так и рыночной экономики (цены определяют эффективное распределение ресурсов). Новозеландский экономист Стивен О'Доннелл расширил модель Бардана и Ремера и разложил функцию капитала в системе общего равновесия, чтобы принять во внимание предпринимательскую деятельность в рыночных социалистических экономиках. О'Доннелл (2003) разработал модель, которую можно было использовать в качестве образца для переходных экономик, и результаты показали, что, хотя рыночные социалистические модели по своей сути нестабильны в долгосрочной перспективе, в краткосрочной перспективе они обеспечат экономическую инфраструктуру, необходимую для успешный переход от плановой экономики к рыночной.

В начале 21 века экономист-марксист Ричард Д. Вольф переориентировал марксистскую экономику, придав ей микроосновательный фокус. Основная идея заключалась в том, что переход от капитализма к социализму потребовал реорганизации предприятия от нисходящей иерархической капиталистической модели к модели, в которой все ключевые решения предприятия (что, как и где производить и что делать с продукцией) принимались. по принципу «один работник — один голос». Вольф называл их рабочими самоуправляемыми предприятиями (WSDE). То, как они будут взаимодействовать друг с другом и с потребителями, остается открытым для демократических социальных решений и может повлечь за собой рынки или планирование, или, вероятно, сочетание того и другого.

Сторонники рыночного социализма, такие как Ярослав Ванек, утверждают, что по-настоящему свободный рынок невозможен в условиях частной собственности на производственную собственность. Вместо этого он утверждает, что классовые различия и неравенство в доходах и власти, возникающие в результате частной собственности, позволяют интересам господствующего класса искажать рынок в свою пользу либо в форме монополии и рыночной власти, либо путем использования их богатства и ресурсы для законодательного оформления государственной политики, которая отвечает их конкретным деловым интересам. Кроме того, Ванек утверждает, что рабочие в социалистической экономике, основанной на кооперативных и самоуправляемых предприятиях, имеют более сильные стимулы к максимизации производительности, поскольку они будут получать долю прибыли (в зависимости от общей эффективности своего предприятия) в дополнение к фиксированной заработной плате. или зарплата. Более сильные стимулы для максимизации производительности, которые он считает возможными в социалистической экономике, основанной на кооперативных и самоуправляемых предприятиях, могут быть реализованы в экономике свободного рынка, если Компании, принадлежащие сотрудникам, были нормой, как представляли себе различные мыслители, включая Луи О. Келсо и Джеймса С. Альбуса . [45]

Джакомо Корнео, профессор государственных финансов и социальной политики в Свободном университете Берлина, поддерживает «обновленную версию рыночного социализма», в которой крупные фирмы будут находиться в государственной собственности (хотя и не более чем на 51% акций). [46] что позволит правительству распределять социальные дивиденды, в то время как остальные фирмы будут находиться в частной собственности и подчиняться правилам защиты сотрудников, потребителей и окружающей среды. [47]

Мэтт Брюниг выступает за версию рыночного социализма, которую он называет «фондовым социализмом», которая предполагает приобретение суверенными фондами благосостояния акций частных предприятий для социализации собственности и контроля над фирмами. [48] [49] Брюниг утверждает, что эта форма рыночного социализма аналогична той, которую защищали Янис Варуфакис , Рудольф Мейднер и Джон Ремер . [49]

Антиравновесная экономика

[ редактировать ]

Другую форму рыночного социализма продвигали критики централизованного планирования и в целом неоклассической теории общего равновесия . Наиболее известными из этих экономистов были Алек Нове и Янош Корнаи . В частности, в 1983 году Нове предложил то, что он назвал «реализуемым социализмом». [50] смешанная экономика, состоящая из государственных предприятий, автономных государственных фирм, кооперативов и мелких частных предприятий, работающих в рыночной экономике, которая включает в себя роль макроэкономического планирования. [51]

На практике

[ редактировать ]

В различных экономиках существовал ряд элементов рыночного социализма. Экономика рыночном Югославии и считалась формой рыночного социализма, основанной на кооперативах , рабочем самоуправлении общественных распределении капитала . [52] экономических реформ, проведенных во время Пражской весны Александром Дубчеком , лидером Чехословакии Некоторые из , включали элементы рыночного социализма. [53]

Аналогичным образом, Вьетнама социалистически ориентированная рыночная экономика самопровозглашена как рыночная социалистическая. В ней чрезвычайно велико преобладание кооперативов, особенно в сельском хозяйстве и розничной торговле, при сохранении государственной собственности на командные высоты экономики . [54] Кооперативный бизнес во Вьетнаме также стимулируется и поддерживается правительством, получая множество преимуществ, которых нет у частных компаний. [55]

Питер Друкер охарактеризовал систему регулируемых пенсионных фондов США, предоставляющую капитал на финансовые рынки, как «социализм пенсионных фондов». [56] Уильям Х. Саймон охарактеризовал социализм пенсионных фондов как «форму рыночного социализма», заключив, что он многообещающий, но, возможно, с более ограниченными перспективами, чем те, которые представляли его энтузиасты. [57]

Экономику под Кубы Рауля властью Кастро описывали как попытку рыночных социалистических реформ. [58] Точно так же экономику Ливии при Муаммаре Каддафи можно было бы охарактеризовать как форму рыночного социализма, поскольку Муаммара Каддафи имела Третья интернациональная теория много общего с югославским самоуправлением . [59] [60]

Политика, подобная рыночному социалистическому предложению схемы социальных дивидендов и базового дохода , была реализована на основе государственной собственности на природные ресурсы на Аляске ( Постоянный фонд Аляски ) и в Норвегии ( Правительственный пенсионный фонд Норвегии ). [48]

После десятилетия политических, социальных и экономических потрясений, последовавших за Культурной революцией , Китай начал реформы и открытость в 1978 году и официально внес поправки в свою конституцию, приняв социалистическую рыночную экономику в качестве экономической системы страны в 1993 году. [61]

Отношение к политическим идеологиям

[ редактировать ]

Марксизм–ленинизм

[ редактировать ]

Выражение «рыночный социализм» иногда использовалось в отношении любой попытки плановой экономики советского типа ввести рыночные элементы в свою экономическую систему. В этом смысле рыночный социализм впервые был предпринят в 1920-х годах в Советском Союзе как Новая экономическая политика (НЭП), но затем от него отказались. Позже элементы рыночного социализма были внедрены в Венгрии (по прозвищу «гуляш-коммунизм» ), Чехословакии (под лозунгом «социализм с человеческим лицом» ), Югославии (известная как титизм ) в 1970-х и 1980-х годах. Современную экономику Беларуси описывают как рыночную социалистическую систему. Советский Союз попытался ввести рыночную систему с помощью перестроечных реформ при Михаиле Горбачеве . На более поздних этапах в высших кругах ходили разговоры о том, что Советскому Союзу следует двигаться к рыночной социалистической системе.

Исторически сложилось так, что подобные рыночные социалистические системы пытаются сохранить государственную собственность на командные высоты в экономике, такие как тяжелая промышленность, энергетика и инфраструктура, одновременно вводя децентрализованное принятие решений и предоставляя местным менеджерам больше свободы принимать решения и реагировать на требования рынка. Рыночные социалистические системы также допускают частную собственность и предпринимательство в сфере услуг и других вторичных секторах экономики. Рынку разрешено определять цены на потребительские товары и сельскохозяйственную продукцию, а фермерам разрешено продавать всю или часть своей продукции на открытом рынке и оставлять часть или всю прибыль в качестве стимула для увеличения и улучшения производства.

И восточноевропейский, и китайский социалистические подходы к рыночным реформам предполагают, что «рыночная экономика» не обязательно является капиталистической рыночной экономикой, а социалистическая экономика не обязательно является плановой экономикой. [62] Эта точка зрения поддерживается наблюдениями Карла Маркса о том, что рынки существовали при исторических способах производства, таких как римская рабовладельческая рыночная экономика и феодальные рынки. [62]

Социализм с китайской спецификой

[ редактировать ]

Термин «рыночный социализм» использовался для обозначения реформированных экономических систем в марксистско-ленинских государствах , особенно в отношении современной экономики Китайской Народной Республики , где система свободных цен используется для распределения капитальных благ как в государственный и частный секторы. Однако китайские политические и экономические сторонники социалистической рыночной экономики не считают ее формой рыночного социализма в неоклассическом смысле. [63] и многие западные экономисты и политологи подвергают сомнению степень, в которой эта модель представляет собой форму рыночного социализма, часто предпочитая описывать ее как государственный капитализм . [64]

Несмотря на схожесть названия, рыночный социализм заметно отличается от моделей социалистической рыночной экономики и социалистически-ориентированной рыночной экономики, практикуемых в современных Китайской Народной Республике и Социалистической Республике Вьетнам соответственно. Официально эти экономические системы представляют собой рыночные экономики, находящиеся в долгосрочном процессе перехода к социализму. [65] Ключевые различия между моделями рыночного социализма и китайской и вьетнамской моделями включают роль частных инвестиций в предприятия, отсутствие системы социальных дивидендов или базового дохода для справедливого распределения государственных прибылей среди населения, а также существование и роль финансовых рынков в экономике. Китайская модель — рынки, отсутствующие в рыночно-социалистической литературе. [64]

Китайский опыт социализма с китайской спецификой часто называют социалистической рыночной экономикой, где командные высоты принадлежат государству, но значительная часть как государственного, так и частного секторов экономики регулируется рыночными практиками, включая фондовую биржу для торговля акциями и использование косвенных макроэкономических рыночных механизмов (т.е. фискальной , монетарной и промышленной политики ) для влияния на экономику таким же образом, как правительства влияют на экономику в капиталистических странах. Рынок является арбитром большей части экономической деятельности, при этом экономическое планирование отводится макроэкономическому государственному индикативному планированию, которое не включает в себя принятие микроэкономических решений, оставленное на усмотрение отдельных организаций и государственных предприятий. Эта модель включает значительное количество частных фирм, которые работают ради получения прибыли, но только в сфере потребительских товаров и услуг. [66]

В китайской системе директивное планирование, основанное на обязательных объемах производства и квотах, было заменено рыночными механизмами для большей части экономики, включая как государственный, так и частный сектор, хотя правительство занимается индикативным планированием для крупных государственных предприятий. [66] По сравнению с плановой экономикой советского типа, китайская социалистическая рыночная модель основана на корпоратизации государственных институтов, превращая их в акционерные общества. По состоянию на 2008 год насчитывалось 150 государственных корпораций, находящихся в непосредственном подчинении центрального правительства. [67] Эти государственные корпорации были реформированы, стали более динамичными и стали основным источником доходов государства в 2008 году. [68] [69] возглавил восстановление экономики в 2009 году после мирового финансового кризиса. [70]

Эта экономическая модель защищается с марксистско-ленинской точки зрения, которая утверждает, что плановая социалистическая экономика может возникнуть только после предварительного развития основы социализма путем создания рыночной экономики и экономики товарного обмена; и что социализм возникнет только после того, как этот этап исчерпает свою историческую необходимость и постепенно превратится в социализм. [63] Сторонники этой модели утверждают, что экономическая система бывшего Советского Союза и его государств-сателлитов пыталась декретно перейти от натуральной экономики к плановой, не проходя необходимую фазу развития рыночной экономики. [71]

Демократический социализм

[ редактировать ]

Некоторые демократические социалисты выступают за формы рыночного социализма, некоторые из которых основаны на самоуправлении. Другие выступают за нерыночную экономику участия, основанную на децентрализованном экономическом планировании. [72]

Анархизм

[ редактировать ]
Пьер-Жозеф Прудон был основным сторонником мутуализма и оказал влияние на многих более поздних мыслителей -индивидуалистов-анархистов и социальных анархистов .

Французский философ Пьер-Жозеф Прудон — первый человек, назвавший себя анархистом и считающийся одним из самых влиятельных его теоретиков. Многие считают Прудона «отцом анархизма». [73] Прудон стал членом французского парламента после Французской революции 1848 года , после чего он называл себя федералистом . [74] Самым известным утверждением Прудона является то, что « Собственность — это воровство! », содержащееся в его первой крупной работе « Что такое собственность?». , опубликованная в 1840 году. Публикация книги привлекла внимание французских властей. Это также привлекло внимание Карла Маркса , который начал переписку с Прудоном. Эти двое оказали влияние друг на друга и встретились в Париже, когда Маркс был там сослан. » Прудона Их дружба окончательно закончилась, когда Маркс ответил на «Философию бедности произведением с провокационным названием «Бедность философии» . Спор стал одним из источников раскола между анархистским и марксистским крылом Международного товарищества рабочих . Мутуализм — это анархистская школа мысли и рыночная социалистическая экономическая теория , которая защищает социалистическое общество, в котором каждый человек обладает средствами производства , индивидуально или коллективно, а торговля представляет собой эквивалентное количество труда на свободном рынке . [75] Неотъемлемой частью этой схемы было создание банка взаимного кредита, который кредитовал бы производителей по минимальной процентной ставке, достаточно высокой, чтобы покрыть административные расходы. [76] Мутуализм основан на трудовой теории стоимости , которая утверждает, что при продаже труда или его продукта они должны получать в обмен товары или услуги, представляющие собой «количество труда, необходимое для производства предмета совершенно аналогичной и равной полезности». [77]

Мутуализм зародился в трудах Прудона. Мутуалисты выступают против идеи получения людьми дохода за счет кредитов, инвестиций и ренты, поскольку они считают, что эти люди не работают. Выступая против этого вида дохода, Прудон заявил, что он никогда не намеревался «запрещать или подавлять суверенным указом земельную ренту и проценты на капитал. Я думаю, что все эти проявления человеческой деятельности должны оставаться свободными и добровольными для всех: я прошу для них нет никаких модификаций, ограничений или подавлений, кроме тех, которые естественным образом и необходимо вытекают из универсализации принципа взаимности, который я предлагаю». [78] Поскольку мутуалисты обеспечивают право рабочего на полный продукт его труда, они поддерживают рынки или искусственные рынки и собственность на продукт труда. Однако мутуалисты выступают за условные права собственности на землю, владение которой является законным только до тех пор, пока она остается в пользовании или оккупации (что Прудон называл владением ). [79] Пропаганда личной собственности вместо частной собственности . [80] [81] Однако некоторые анархисты-индивидуалисты, такие как Бенджамин Такер, начали называть владение собственностью или частной собственностью . [82] [83]

Джозия Уоррен широко известен как первый американский анархист. [26] а четырехстраничная еженедельная газета « Мирный революционер» , которую он редактировал в 1833 году , была первым анархистским периодическим изданием. [27] Для американского историка-анархиста Юнис Минетт Шустер «[i] очевидно [...], что прудоновский анархизм можно было найти в Соединенных Штатах, по крайней мере, еще в 1848 году, и что он не осознавал своей близости к индивидуалистическому анархизму. Джозайи Уоррена и Стивена Перла Эндрюса [...] Уильям Б. Грин представил этот прудоновский мутуализм в его самой чистой и систематической форме». [84] Позже американский анархист-индивидуалист Бенджамин Такер «был против государства и капитализма, против угнетения и эксплуатации. капитал (инструменты, машины и т. д.), который позволяет владельцам эксплуатировать своих работников, т. е. избегать выплаты рабочим полной стоимости их труда. Он считал, что «рабочие классы лишаются своих заработков из-за ростовщичества в трех его формах — процентах». рента и прибыль». Следовательно, « Свобода отменит проценты; оно упразднит прибыль; оно отменит монопольную ренту; оно отменит налогообложение; оно отменит эксплуатацию труда; он отменит все средства, с помощью которых любой рабочий может быть лишен какой-либо части своего продукта». Эта позиция ставит его прямо в либертарианскую социалистическую традицию, и, что неудивительно, Такер много раз называл себя социалистом и считал свою философию «[ «нархический социализм». [85] [86]

Бенджамин Такер , американский анархист-индивидуалист.

Французский анархист-индивидуалист Эмиль Арман ясно демонстрирует оппозицию капитализму и централизованной экономике, когда он говорит, что анархист-индивидуалист «внутренне он остается неподатливым – фатально непокорным – морально, интеллектуально, экономически (Капиталистическая экономика и направленная экономика, спекулянты и фабриканты единой экономики) системы ему одинаково противны.)». [87] Он выступал за плюралистическую экономическую логику, когда говорил: «Здесь и там все происходит – здесь каждый получает то, что ему нужно, там каждый получает то, что ему нужно, в соответствии со своими возможностями. Здесь дарение и бартер – один продукт за другой; там , обмен – продукт по репрезентативной стоимости. Здесь производитель является владельцем продукта, там продукт передается во владение коллективу». [88] Испанский анархист-индивидуалист Мигель Хименес Игуалада считал, что «капитализм — это результат правления; внутри которого единственное, что продвигается вперед, — это прибыль, полученная хорошо или плохо, и поэтому бороться с капитализмом — бессмысленная задача, поскольку, будь то государственный капитализм или капитализм предприятий, пока существует правительство, будет существовать эксплуататорский капитал. борьба, но сознания, направлена ​​против Государства». [89] Его взгляд на классовое разделение и технократию таков: «Поскольку, когда никто не работает на другого, спекулянты от богатства исчезают, точно так же, как правительство исчезнет, ​​когда никто не обратит внимания на тех, кто выучил четыре вещи в университетах и, исходя из этого, претендует на управлять людьми. Большие промышленные предприятия будут преобразованы людьми в большие ассоциации, в которых каждый будет работать и наслаждаться результатами своего труда. И из этих простых и красивых проблем, с которыми сталкивается анархизм, и тот, кто воплощает их в жизнь и живет ими. анархисты [...] Приоритет, который без отдыха должен сделать анархист, - это то, что никто не должен никого эксплуатировать, ни один человек ни одного человека, поскольку такое отсутствие эксплуатации приведет к ограничению собственности индивидуальными потребностями». [90]

Левый рыночный анархизм — это рыночная социалистическая форма индивидуалистического анархизма , левого либертарианства и либертарианского социализма. [91] связан с такими учеными, как Кевин Карсон , [92] [93] Родерик Т. Лонг, [94] [95] Чарльз В. Джонсон, [96] Брэд Спенглер, [97] Сэмюэл Эдвард Конкин III , [98] Шелдон Ричман, [99] [100] [101] Крис Мэтью Скиабарра [102] и Гэри Чартье , [103] которые подчеркивают ценность радикально свободных рынков , называемых свободными рынками, чтобы отличить их от общей концепции, которая, по мнению этих либертарианцев, пронизана капиталистическими и государственническими привилегиями. [104] Их называют левыми рыночными анархистами. [105] или рыночно-ориентированные левые либертарианцы, [101] сторонники этого подхода решительно подтверждают классические либеральные идеи свободного рынка и собственности на себя , утверждая при этом, что, доведенные до логического завершения, эти идеи поддерживают антикапиталистические , антикорпоративистские , антииерархические , прорабочие позиции в экономике; антиимпериализм во внешней политике; и полностью либеральные или радикальные взгляды на социально-культурные вопросы. [106] [107]

Генеалогия современного левого рыночного анархизма, иногда называемого рыночно-ориентированным левым либертарианством, [108] в значительной степени совпадает с левым либертарианством Штайнера-Валлентина, поскольку корни этой традиции изложены в книге « Истоки левого либертарианства» . [109] Левое либертарианство в стиле Карсона-Лонга коренится в мутуализме XIX века и в работах таких деятелей, как Томас Ходжскин , мыслителей французской либеральной школы, таких как Гюстав де Молинари , и американских анархистов-индивидуалистов Бенджамина Такера и Лисандера Спунера . Хотя, за примечательными исключениями, рыночно-ориентированные либертарианцы после Такера были склонны к союзу с политическими правыми, отношения между этими либертарианцами и « Новыми левыми» процветали в 1960-е годы, закладывая основу для современного левого рыночного анархизма. [110] Левый рыночный анархизм отождествляет себя с левым либертарианством, которое называет несколько родственных, но различных подходов к политике , обществу, культуре, а также политической и социальной теории, которые подчеркивают как индивидуальную свободу , так и социальную справедливость . [111]

В отличие от правых либертарианцев , левые либертарианцы считают, что ни требовать, ни смешивать свой труд с природными ресурсами недостаточно для создания полных частной собственности . прав [112] [113] и утверждать, что природные ресурсы (земля, нефть, золото и деревья) должны храниться на равноправной основе, либо в бессобственной, либо в коллективной собственности . [113] Те левые либертарианцы, которые поддерживают собственность, делают это в соответствии с другими нормами собственности. [114] [115] [116] [117] и теории, [118] [119] [120] или при условии, что вознаграждение будет предложено местному или глобальному сообществу . [113]

Сторонники рыночного аболиционизма, такие как Дэвид МакНелли, придерживаясь марксистской традиции, утверждают, что логика рынка по своей сути приводит к несправедливым результатам и ведет к неравному обмену, утверждая, что моральные намерения и моральная философия Адама Смита , поддерживающие равный обмен, были подорваны практикой свободного рынка. он отстаивал мнение, что развитие рыночной экономики предполагает принуждение, эксплуатацию и насилие, которые моральная философия Смита не могла одобрять. Макнелли критикует рыночных социалистов за веру в возможность создания справедливых рынков, основанных на равном обмене, которые могут быть достигнуты путем очищения рыночной экономики от паразитических элементов, таких как частная собственность на средства производства , утверждая, что рыночный социализм является оксюмороном, когда социализм определяется как конец наемному труду . [121]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Швейкарт, Дэвид; Лоулер, Джеймс; Тиктен, Гилель; Оллман, Бертелл (22 апреля 2016 г.). Рыночный социализм: дебаты среди социалистов . Тейлор и Фрэнсис . п. 105. ....важно осознавать, что школа мышления, называющая себя «рыночным социализмом», далее подразделяется по трем различным направлениям: (1) включает ли ее цель, рыночный социализм, только предприятия, принадлежащие работникам, или их смесь предприятий, некоторые из которых принадлежат рабочим, некоторые частные, некоторые национализированы и т. д. (2) последует ли в конечном итоге за рыночным социализмом коммунизм...
  2. ^ Корнео, Джакомо (2017). Капитализм устарел? Путешествие через альтернативные экономические системы . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 192–197.
  3. ^ О'Хара, Филипп (сентябрь 2000 г.). Энциклопедия политической экономии . Том. 2. Рутледж . п. 71. ИСБН  978-0415241878 . Рыночный социализм — общее обозначение ряда моделей экономических систем. С одной стороны, рыночный механизм используется для распределения экономической продукции, организации производства и распределения факторов производства. С другой стороны, экономический излишек достается обществу в целом, а не классу частных (капиталистических) владельцев, посредством той или иной формы коллективной, общественной или общественной собственности на капитал.
  4. ^ Бьюкенен, Алан Э. (1985). Этика, эффективность и рынок . Издательство Оксфордского университета . стр. 104–105. ISBN  978-0-8476-7396-4 .
  5. ^ Грегори, Пол Р.; Стюарт, Роберт С. (2003). Сравнение экономических систем XXI века . п. 142. ИСБН  0-618-26181-8 . Это экономическая система, которая сочетает в себе общественную собственность на капитал с рыночным распределением капитала... Государство владеет средствами производства, и доходы достаются обществу в целом.
  6. ^ Марангос, Джон (2004). «Социальные дивиденды и гарантия базового дохода при рыночном социализме» . Международный журнал политической экономии . 34 (3): 20–40. дои : 10.1080/08911916.2004.11042930 . JSTOR   40470892 . S2CID   153267388 .
  7. ^ Бокман, Джоанна (2011). Рынки во имя социализма: левые истоки неолиберализма . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-7566-3 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. Проверено 25 декабря 2020 г.
  8. ^ Рузвельт III, Франклин Делано ; Белкин, Дэвид (1994). Почему рыночный социализм? . ME Sharpe, Inc. с. 314. ИСБН  978-1-56324-465-0 . Социал-демократия достигает большего эгалитаризма посредством ex post государственных налогов и субсидий, тогда как рыночный социализм достигает этого посредством ex ante изменений в моделях собственности предприятий.
  9. ^ Перейти обратно: а б Стил, Дэвид Рамзи (сентябрь 1999 г.). От Маркса до Мизеса: посткапиталистическое общество и проблемы экономического расчета . Открытый суд. п. 177. ИСБН  978-0875484495 . Именно в начале 1920-х годов выражение «рыночный социализм» ( marktsozialismus ) стало обычным явлением. Считалось необходимым использовать специальный термин, чтобы отличить тех социалистов, которые были готовы принять некоторую роль рынков факторов производства, от нынешних господствующих социалистов, которые этого не сделали.
  10. ^ МакНелли, Дэвид (1993). Против рынка: политическая экономия, рыночный социализм и марксистская критика . Книги Версо . п. 44. ИСБН  978-0-86091-606-2 . [...] [В] 1820-х годах «смитианские» апологеты промышленного капитализма противостояли «смитианским» социалистам в энергичных и часто ядовитых дебатах по поводу политической экономии.
  11. ^ Стиглиц, Джозеф Э. (1996). Куда социализм? . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN  9780262691826 .
  12. ^ Ремер, Джон (1 января 1994 г.). Будущее социализма . Издательство Гарвардского университета . п. 28. ISBN  978-0674339460 . Первый этап ознаменовался осознанием социалистами того, что цены должны использоваться для экономических расчетов при социализме; учет в какой-то «натуральной единице», такой как количество воплощенной энергии или труда, просто не будет работать. Второй этап характеризовался представлением о том, что цены, при которых будет достигнуто общее равновесие в социалистической экономике, можно будет рассчитать, решив сложную систему одновременных уравнений [...]. Третий этап ознаменовался осознанием Ланге и другими того, что рынки действительно потребуются для нахождения социалистического равновесия [...].
  13. ^ Акерман, Сет. «Забытое видение рыночного социализма» . Институт нового экономического мышления . Архивировано из оригинала 21 августа 2023 г. Проверено 21 августа 2023 г.
  14. ^ Хант, EK (20 ноября 2002 г.). Собственность и пророки: эволюция экономических институтов и идеологий . Я Шарп . п. 72. ИСБН  978-0-7656-0609-9 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года . Проверено 10 августа 2021 г.
  15. ^ Карсон, Кевин (16 июля 2006 г.). «Дж. С. Милль, рыночный социалист» . Блог Mutualist: Антикапитализм свободного рынка . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 2 марта 2016 г.
  16. ^ Милль, Джон Стюарт (2004). Бентам, Джереми; Райан, Алан (ред.). Утилитаризм и другие очерки . Лондон: Книги Пингвинов . п. 11 . ISBN  978-0-14-043272-5 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Фред, изд. (2007). «Джон Стюарт Милль: Политическая экономия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 6 января 2010 года . Проверено 4 мая 2009 г.
  18. ^ Милль, Джон Стюарт (1852). «Об общих принципах налогообложения, Т.2.14» . Принципы политической экономии . [Интернет-библиотека Свободы]. Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 6 января 2013 г. (3-е издание; отрывок о плоском налогообложении был изменен автором в этом издании, что подтверждается в сноске 8 этого онлайн-издания. Это предложение заменило в 3-м издании предложение оригинала: «Это частичное налогообложение, которое легкая форма грабежа».
  19. ^ Экелунд, Роберт Б. младший; Эбер, Роберт Ф. (1997). История экономической теории и метода (4-е изд.). Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. п. 172. ИСБН  978-1-57766-381-2 .
  20. ^ Баум, Брюс. (2007). «Дж. С. Милль и либеральный социализм». В Урбанати, Надя; Захарс, Алекс (ред.). Политическая мысль Дж. С. Милля: переоценка двухсотлетия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . Милль, напротив, продвигает форму либерально-демократического социализма для расширения свободы, а также для реализации социальной и распределительной справедливости. Он предлагает убедительное объяснение экономической несправедливости и справедливости, основанное на его понимании свободы и ее условий.
  21. ^ Милль, Джон Стюарт (1909). Эшли, Уильям Джеймс (ред.). Принципы политической экономии с некоторыми их приложениями к социальной философии (7-е изд.). Лондон: Longmans, Green and Co. Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
  22. ^ Карсон, Кевин (19 января 2006 г.). «Евгений Плавюк об анархическом социализме» . Блог Mutualist: Антикапитализм свободного рынка . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 2 марта 2016 г.
  23. ^ Букчин, Мюррей (1992). Призрак анархо-синдикализма .
  24. ^ Грэм, Роберт . Общая идея революции Прудона . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 г. Проверено 3 августа 2021 г.
  25. ^ Шустер, Юнис Минетт. «Индейский анархизм: исследование левого американского индивидуализма» . противallauthority.org . Архивировано из оригинала 14 февраля 2016 года . Проверено 2 марта 2016 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Брайан (29 декабря 2010 г.). «Чего анархисты хотят от нас?» . Slate.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2011 года . Проверено 8 октября 2013 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Бэйли, Уильям (1906). Джозайя Уоррен: Первый американский анархист - социологическое исследование (PDF) . Бостон: Смолл, Мейнард и Ко. с. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2012 года . Проверено 17 июня 2013 г.
  28. ^ «У часов есть стоимость и ценность . СТОИМОСТЬ состоит из количества труда, затраченного на минеральное или природное богатство, на его преобразование в металлы...». Уоррен, Джозайя. Справедливая торговля
  29. ^ Мэдисон, Чарльз А. (январь 1945 г.). «Анархизм в США». Журнал истории идей . 6 (1): 53. дои : 10.2307/2707055 . JSTOR   2707055 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Такер, Бенджамин . Вместо книги . п. 404.
  31. ^ Такер, Бенджамин (1926). Индивидуальная свобода: отрывки из произведений Бенджамина Р. Такера . Нью-Йорк: Авангард Пресс . стр. 1–19.
  32. ^ Чартье, Гэри ; Джонсон, Чарльз В. , ред. (5 ноября 2011 г.). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности (1-е изд.). Малые композиции.
  33. ^ Шартье, Гэри (13 апреля 2010 г.). Сторонники свободных рынков должны противостоять капитализму . Антикапитализм свободного рынка? Дворец Цезаря, Лас-Вегас, Невада: Ассоциация образования частных предприятий .
  34. ^ Чартье, Гэри . «Защитники свободных рынков должны принять «антикапитализм» » . Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 г. Проверено 5 мая 2014 г.
  35. ^ Чартье, Гэри ; Альянс либертарианских левых Талсы (12 сентября 2009 г.). Социалистические цели, рыночные средства: пять эссе . Центр общества без гражданства. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 5 мая 2014 г.
  36. ^ Кафе, Ф. (1987). «Барон, Энрико». Нью-Пэлгрейв: Экономический словарь . Том. 1. Пэлгрейв Макмиллан . п. 195. ИСБН  978-1-56159-197-8 .
  37. ^ Барон, Энрико . «Министерство производства в коллективистском государстве». Журнал экономистов (на итальянском языке). 2 :267–93.
  38. ^ Хайек, Фридрих , изд. (1935). Коллективистское экономическое планирование . стр. 245–290. ISBN  978-0-7100-1506-8 .
  39. ^ Ханель, Робин (2005). Экономическая справедливость и демократия . Рутледж . п. 170. ИСБН  978-0-415-93344-5 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 г. Проверено 10 августа 2021 г.
  40. ^ Тейлор, Фред М. (1929). «Руководство производством в социалистическом государстве». Американский экономический обзор . 19 (1): 1–8. JSTOR   1809581 .
  41. ^ Скоусен, Марк (2001). Создание современной экономики . Я Шарп. стр. 414–415. ISBN  978-0-7656-0479-8 .
  42. ^ Корнаи, Янош (1992). Социалистическая система: политическая экономия коммунизма . Издательство Оксфордского университета . п. 476. ИСБН  978-0-19-828776-6 .
  43. ^ Стил, Дэвид Рамзи (сентябрь 1999 г.). От Маркса до Мизеса: посткапиталистическое общество и проблемы экономического расчета . Открытый суд. п. 151. ИСБН  978-0875484495 . Наконец, есть любопытное обстоятельство: система Ланге широко провозглашается новаторской попыткой в ​​теории рыночного социализма, хотя очевидно, что это не так: даже название «рыночный социализм» появилось до Ланге, и система Ланге явно представляет собой предложение заменить рынок нерыночной системой.
  44. ^ Аслунд, Андерс (1992). Рыночный социализм или реставрация капитализма? . Издательство Кембриджского университета . п. 20. ISBN  9780521411936 . Обычно создателем концепции рыночного социализма считают Оскара Ланге, несмотря на то, что он никогда не говорил о рыночном социализме и не был бы первым, если бы говорил. Фактически, модель Ланге включает в себя лишь частичное моделирование рынка для итеративного построения централизованного плана методом проб и ошибок, который принадлежит к набору процедур децентрализации в централизованном планировании.
  45. ^ Перкинс, Альберт. «Кооперативная экономика: Интервью с Ярославом Ванеком» . Журнал «Новый Ренессанс» . Том. 5, нет. 1. Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 17 марта 2011 г.
  46. ^ Корнео, Джакомо (2017). Капитализм устарел? Путешествие через альтернативные экономические системы . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ...федеральный акционер должен сохранить за собой лишь 51 процент своих акций. Частная собственность на оставшиеся 29% процентов призвана сыграть ключевую роль в создании структуры стимулов, которая позволит этим фирмам максимизировать прибыль.
  47. ^ «На пути к социализму акционеров? | Интервью с Джакомо Корнео» . Середина . 8 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 28 января 2022 г. . Проверено 28 января 2022 г. В проекте предусмотрена частная собственность на средства производства по отношению к малым и средним фирмам, поскольку мы считаем, что индивидуализм на уровне предпринимательской инициативы является важным компонентом экономического динамизма. Но все крупные фирмы будут находиться в государственной собственности, и это будет ключевым отличием от сегодняшней экономической системы.
  48. ^ Перейти обратно: а б Брюниг, Мэтт (28 сентября 2018 г.). «Общее богатство: рабочая собственность в истории социализма» . Версо . Архивировано из оригинала 11 августа 2023 г. Проверено 11 августа 2023 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Брюниг, Мэтт (11 февраля 2017 г.). «Социализм по никелю и десять центов» . Середина . Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  50. ^ Нове, А. (1983), Экономика возможного социализма , Анвин Хайман
  51. ^ «Возможный социализм: рынок или план – или и то, и другое» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
  52. ^ Ганьон, вице-президент-младший (лето 1991 г.). «Югославия: перспективы стабильности» . Иностранные дела . 70 (3): 17–35. дои : 10.2307/20044816 . JSTOR   20044816 . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 г. Проверено 24 августа 2021 г.
  53. ^ Голан, Галия (1971). Правление реформ в Чехословакии: эпоха Дубчека 1968–1969 гг . Издательство Кембриджского университета . ISBN  9780521085861 .
  54. ^ Луонг Минь Ку (13 августа 2019 г.). «Ключевая роль государственного экономического сектора в социалистически ориентированной рыночной экономике Вьетнама неоспорима» . Журнал национальной обороны . Проверено 5 августа 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  55. ^ «Вьетнам выпустит белую книгу о кооперативах» . Последние новости Вьетнама . 10 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 5 августа 2020 г.
  56. ^ Друкер, Питер Фердинанд (1976). Невидимая революция: как пенсионный социализм пришел в Америку . ХарперКоллинз . ISBN  9780060110970 .
  57. ^ Саймон, Уильям Х. (1995). «Перспективы пенсионного социализма». В МакКахери, Дж.; Пиччотто, Соль; Скотт, Колин (ред.). Корпоративный контроль и подотчетность: изменение структур и динамика . Издательство Оксфордского университета . п. 167. ИСБН  9780198259909 .
  58. ^ «Куба движется к рыночному социализму» . Новости Би-би-си . 27 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 г. . Проверено 30 декабря 2019 г.
  59. ^ «Ливия» (PDF) . Движение революционных комитетов . Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2023 г. Проверено 08 июля 2020 г.
  60. ^ Ивекович, Иван (3 апреля 2009 г.). «Ливийская Джамахирия между прошлым и настоящим – Часть 1» [Ливийская Джамахирия между прошлым и настоящим – Часть 1]. H-Alter (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 5 августа 2020 г.
  61. ^ «Китай: эпоха «социалистической рыночной экономики» закончилась? – DW – 29.03.2023» . dw.com . Проверено 1 июля 2024 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б Бур, Роланд (01 октября 2021 г.). «От Белграда до Пекина: сравнение социалистических экономических реформ в Восточной Европе и Китае» . Мировое обозрение политической экономии . 12 : 299. doi : 10.13169/worlrevipoliecon.12.3.0296 . ISSN   2042-8928 . S2CID   247967541 .
  63. ^ Перейти обратно: а б Чжунцяо, Дуань. «Рыночная экономика и социалистический путь» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б Ду, Джулан; Сюй, Чэнган (апрель 2005 г.). «Рыночный социализм или капитализм? Данные развития китайского финансового рынка, 2005 г.». Круглый стол Международной экономической ассоциации 2005 г. по вопросам рынка и социализма .
  65. ^ Караджис, Майкл. «Социализм и рынок: сравнение Китая и Вьетнама» . Ссылки Международный журнал социалистического обновления. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б Чоу, Грегори К. (24–25 марта 2004 г.). Роль планирования в рыночной экономике Китая (PDF) . Международная конференция по реформе системы планирования Китая. Азиатский банк развития . Пекин. Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2004 года.
  67. ^ «Переоценка государственных предприятий Китая» . Форбс . 8 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 г. . Проверено 4 сентября 2017 г.
  68. ^ «InfoViewer: Чемпионы Китая: почему государственная собственность больше не оказывается мертвой рукой» . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 2 июня 2010 г.
  69. ^ Ралстон, Дэвид А.; Терпстра-Тонг, Джейн; Терпстра, Роберт Х.; Ван, Сюэли. «Сегодняшние государственные предприятия Китая: они умирают динозавры или динамичные динамо-машины?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года.
  70. ^ «Китай растет быстрее на фоне беспокойства» . Новости Би-би-си . 16 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2019 г. . Проверено 12 мая 2010 г.
  71. ^ Выонг, Куан-Хоанг (февраль 2010 г.). Финансовые рынки в переходной экономике Вьетнама: факты, идеи, последствия . Саарбрюккен, Германия: Издательство VDM . ISBN  978-3-639-23383-4 .
  72. ^ Андерсон, Гэри Л.; Герр, Кэтрин Г. (2007). Энциклопедия активизма и социальной справедливости . SAGE Publications , Inc. п. 448. ИСБН  978-1412918121 . Некоторые поддерживают концепцию рыночного социализма, посткапиталистической экономики, которая сохраняет рыночную конкуренцию, но социализирует средства производства, а в некоторых версиях распространяет демократию на рабочие места. Некоторые выступают за нерыночную экономику участия. Все демократические социалисты согласны с необходимостью демократической альтернативы капитализму.
  73. ^ Герен, Даниэль (1970). Анархизм: от теории к практике . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press.
  74. ^ Бинкли, Роберт К. Реализм и национализм 1852–1871 гг . Читайте книги. п. 118.
  75. ^ "Введение" . Мутуалист.орг. Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
  76. ^ Миллер, Дэвид (1987). «Мутуализм». Энциклопедия политической мысли Блэквелла . Издательство Блэквелл . п. 11.
  77. ^ Тэнди, Фрэнсис Д. (1896). «Глава 6». Добровольный социализм .
  78. ^ Прудон, Пьер-Жозеф (1927). Коэн, Генри (ред.). Решение социальной проблемы Прудоном . Авангард Пресс .
  79. ^ Шварц, Кларенс Ли . «Что такое мутуализм? VI. Земля и рента» . Архивировано из оригинала 04 декабря 2020 г. Проверено 5 мая 2014 г.
  80. ^ Краудер, Джордж (1991). Классический анархизм: политическая мысль Годвина, Прудона, Бакунина и Кропоткина . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 85–86. ISBN  9780198277446 . Собственность [анархисты выступают] - это, по сути, то, что не заработано [...] включая такие вещи, как проценты по кредитам и доход от ренты. Это контрастирует с правами собственности на те товары, которые либо произведены трудом владельца, либо необходимы для этой работы, например, его жилой дом, земля и инструменты. Прудон первоначально называет законные права собственности на эти блага «владением», и хотя в своей последней работе он называет это «собственностью», концептуальное различие остается тем же.
  81. ^ Харгривз, Дэвид Х. (2019). За пределами школьного образования: анархический вызов . Лондон: Рутледж . стр. 90–91. ISBN  9780429582363 . По иронии судьбы, Прудон не имел в виду буквально то, что сказал. Его смелость в выражениях была направлена ​​на то, чтобы подчеркнуть, и под «собственностью» он хотел, чтобы понимали то, что он позже назвал «суммой злоупотреблений ею». Он осуждал собственность человека, который использует ее для эксплуатации чужого труда без каких-либо усилий со своей стороны, собственность, отличающуюся процентом и рентой, наложением непроизводителя на производителя. К собственности, рассматриваемой как «владение», право человека распоряжаться своим жилищем, землей и орудиями, необходимыми ему для жизни, Прудон не испытывал враждебности; действительно, он считал ее краеугольным камнем свободы, и его главная критика коммунистов заключалась в том, что они хотели ее уничтожить.
  82. ^ Редакционный коллектив «Анархистский FAQ». «Раздел G - Является ли индивидуалистический анархизм капиталистическим?». Часто задаваемые вопросы по анархистам (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 5 июня 2020 г.
  83. ^ Редакционный коллектив «Анархистский FAQ». «Ответы на некоторые ошибки и искажения в «Часто задаваемых вопросах по анархистской теории» Брайана Каплана, версия 5.2». Анархистский FAQ . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 24 августа 2020 г. Такер и Бакунин разделяли оппозицию Прудона частной собственности (в капиталистическом смысле этого слова), хотя Такер смущал эту оппозицию (и, возможно, случайного читателя), говоря о владении как о «собственности».
  84. ^ Шустер, Юнис Минетт. « Индейский анархизм: исследование левого американского индивидуализма » . Againstallauthority.org. Архивировано из оригинала 14 февраля 2016 года . Проверено 11 октября 2013 г.
  85. ^ Разные авторы. «Бенджамин Такер: капиталист или анархист». Анархистский FAQ . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года.
  86. ^ Такер, Бенджамин . Индивидуальная свобода . Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 28 октября 2016 г. Экономические принципы современного социализма являются логическим выводом из принципа, изложенного Адамом Смитом в первых главах его «Богатства народов», а именно, что труд является истинной мерой цены... Полвека или более спустя Смит сформулировал изложенный выше принцип, социализм подхватил его там, где он его уронил, и, доведя его до логических выводов, сделал его основой новой экономической философии... Кажется, это было сделано независимо тремя разными людьми, представители трех разных национальностей, на трех разных языках: Джозайя Уоррен, американец; Пьер Ж. Прудон, француз; Карл Маркс, немецкий еврей... То, что работа этого интересного трио должна была быть проделана почти одновременно, может показаться указанием на то, что социализм витал в воздухе, и что время пришло и условия были благоприятны для появления этого нового школа мысли... Что касается приоритета времени, то заслуга, по-видимому, принадлежит американцу Уоррену - факт, который следует отметить ораторам-пенькам, которые так любят выступать против социализма как импортированной статьи.
  87. ^ « Анархический индивидуализм как жизнь и деятельность» Эмиля Армана . Spaz.org. 1 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 11 октября 2013 г.
  88. ^ Арманд, Эмиль (16 апреля 2020 г.). «Анархический индивидуализм и любовное товарищество» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2016 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
  89. ^ Игуалада, Мигель Хименес . «Анархизм» [Анархизм] (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2017 года . Проверено 28 октября 2016 г. Капитализм — это всего лишь результат правления; С уходом правительства капитализм головокружительно падает со своего пьедестала... То, что мы называем капитализмом, есть не что иное, как продукт Государства, в котором единственное, что культивируется, - это прибыль, добрая или нечестная. Таким образом, борьба с капитализмом — бесполезная задача, потому что, будь то государственный капитализм или деловой капитализм, пока существует правительство, капитал, который его эксплуатирует, будет существовать. Борьба, но за совесть, ведется против Государства. [капитализм — это только результат деятельности правительства; как только правительство уйдет, капитализм головокружительно падает со своего пьедестала... То, что мы называем капитализмом, есть не что иное, как продукт Государства, в котором единственное, что культивируется, - это прибыль, полученная добром или нечестным путем. Таким образом, борьба с капитализмом — бесполезная задача, потому что, будь то государственный капитализм или корпоративный капитализм, пока существует правительство, капитал, который эксплуатирует, будет существовать. Борьба, но за совесть, ведется против Государства. ]
  90. ^ Игуалада, Мигель Хименес . «Анархизм» [Анархизм] (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2017 года . Проверено 28 октября 2016 г. Собственность? Ба! Это не проблема. Потому что, когда никто ни на кого не работает, исчезает и хранитель богатства, точно так же, как должно исчезнуть правительство, когда никто не обращает внимания на тех, кто выучил четыре вещи в университетах и ​​уже только по этому факту намеревается управлять людьми. Потому что, если в стране слепых одноглазый — царь, где все видят, судят и различают, то царь стоит на пути. И речь идет о том, что королей не существует, потому что все они мужчины. Крупные промышленные компании будут преобразованы людьми в крупные ассоциации, где каждый работает и наслаждается продуктом своего труда. И анархизм занимается теми проблемами, которые столь же просты, сколь и прекрасны, и тот, кто выполняет и живет ими, называется анархистом... Упор, который анархист должен неустанно делать, заключается в том, что никто не должен никого эксплуатировать, ни один человек не должен быть человеком, потому что неэксплуатация повлечет за собой ограничение собственности индивидуальными потребностями. [Свойство? Ба! Это не проблема. Потому что, когда никто ни на кого не работает, исчезает и хранитель богатства, как должно исчезнуть и правительство, когда никто не обращает внимания на тех, кто выучил четыре вещи в университетах и ​​по этой единственной причине претендует на то, чтобы управлять людьми. Потому что, если в стране слепых одноглазый — царь, где все видят, судят и различают, то царь стоит на пути. И дело в том, что королей нет, потому что все они мужчины. крупные промышленные компании будут преобразованы людьми в крупные ассоциации, где каждый работает и наслаждается продуктом своего труда. И анархизм занимается теми проблемами, которые столь же просты, сколь и прекрасны, и тот, кто соблюдает их и живет, тот, кого называют анархистом... Упор, который анархист должен неустанно делать, заключается в том, что никто не должен никого эксплуатировать, ни один человек никому, потому что неэксплуатация повлекла бы за собой ограничение собственности индивидуальными потребностями.]
  91. ^ Чартье, Гэри ; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции/Autonomedia.
  92. ^ Карсон, Кевин А. (2008). Теория организации: либертарианская перспектива . Чарльстон, Южная Каролина: BookSurge.
  93. ^ Карсон, Кевин А. (2010). Промышленная революция в домашних условиях: манифест с низкими накладными расходами . Чарльстон, Южная Каролина: BookSurge.
  94. ^ Лонг, Родерик Т. (2000). Разум и ценность: Аристотель против Рэнда . Вашингтон, округ Колумбия: Центр объективистов.
  95. ^ Лонг, Родерик Т. (2008). «Интервью с Родериком Лонгом» . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 г. Проверено 5 мая 2014 г.
  96. ^ Джонсон, Чарльз В. (2008). «Свобода, равенство, солидарность: к диалектическому анархизму». В Лонге, Родерик Т .; Мачан, Тибор (ред.). Анархизм/минархизм: является ли правительство частью свободной страны? . Олдершот: Эшгейт. стр. 155–188. Архивировано из оригинала 26 июня 2022 г. Проверено 5 мая 2014 г.
  97. ^ Спенглер, Брэд (15 сентября 2006 г.). «Рыночный анархизм как стигмергический социализм» . Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года.
  98. ^ Конкин III, Сэмюэл Эдвард . Новый либертарианский манифест (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2014 года . Проверено 5 мая 2014 г.
  99. ^ Ричман, Шелдон (16 июля 2006 г.). «Почему лево-либертарианский?» . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 23 июня 2010 г.
  100. ^ Ричман, Шелдон (18 декабря 2009 г.). «Пролетарии всего мира объединяются ради свободного рынка» . Фриман Онлайн . Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года.
  101. ^ Перейти обратно: а б Ричман, Шелдон (3 февраля 2011 г.). «Либертарианские левые: антикапитализм свободного рынка, неизвестный идеал» . Американский консерватор . Архивировано из оригинала 10 июня 2019 года . Проверено 5 марта 2012 г.
  102. ^ Скиабарра, Крис Мэтью (2000). Полная свобода: на пути к диалектическому либертарианству . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета .
  103. ^ Чартье, Гэри (2009). Экономическая справедливость и естественное право . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  104. ^ Гиллис, Уильям (2011). «Свободный рынок». В Шартье, Гэри ; Джонсон, Чарльз В. (ред.). Рынки, а не капитализм . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции / Autonomedia . стр. 19–20.
  105. ^ Чартье, Гэри ; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции / Autonomedia . стр. 1–16.
  106. ^ Чартье, Гэри ; Джонсон, Чарльз В. , ред. (5 ноября 2011 г.). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности (1-е изд.). Малые композиции.
  107. Гэри Чартье присоединился к Кевину Карсону , Чарльзу Джонсону и другим (перекликаясь с высказываниями Бенджамина Такера и Томаса Ходжскина ) в утверждении, что из-за его наследия, освободительных целей и потенциала радикальный рыночный анархизм должен рассматриваться – его сторонниками и другими – как часть социалистической традиции, и что рыночные анархисты могут и должны называть себя «социалистами». См. Гэри Чартье, «Защитники свободных рынков должны противостоять капитализму», «Антикапитализм свободного рынка?» сессия, ежегодная конференция Ассоциации образования частных предприятий (Цезарь Палас, Лас-Вегас, Невада, 13 апреля 2010 г.); Гэри Чартье, «Защитники свободных рынков должны принять «антикапитализм»». Архивировано 29 сентября 2019 г. в Wayback Machine ; Гэри Чартье, Социалистические цели, рыночные средства: пять эссе, заархивированные 28 марта 2019 г. в Wayback Machine . СП. Такер, «Социализм».
  108. ^ Крис Скиабарра - единственный ученый, связанный с этой школой левого либертарианства, который скептически относится к анархизму; » Скиабарры см. «Полную свободу .
  109. ^ Валлентайн, Питер ; Штайнер, Гилель (2000). Истоки левого либертарианства . Пэлгрейв Макмиллан .
  110. ^ Лонг, Родерик Т. (2006). «Левые и правые» Ротбарда: сорок лет спустя . Лекция памяти Ротбарда, конференция австрийских ученых. Архивировано из оригинала 7 июня 2022 г. Проверено 18 марта 2016 г.
  111. ^ Связанные, возможно, синонимичные термины включают либертарианство , левое либертарианство , эгалитарно-либертарианство и либертарианский социализм .
  112. ^ Валлентайн, Питер; Штайнер, Гилель; Оцука, Майкл (2005). «Почему левое либертарианство не является бессвязным, неопределенным или неуместным: ответ Фриду» (PDF) . Философия и связи с общественностью . 33 (2): 201–215. дои : 10.1111/j.1088-4963.2005.00030.x . Архивировано из оригинала (PDF) 3 ноября 2012 года . Проверено 23 июля 2013 г.
  113. ^ Перейти обратно: а б с Нарвесон, Ян ; Тренчард, Дэвид (2008). «Левое либертарианство» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 288–89. дои : 10.4135/9781412965811.n174 . ISBN  978-1-4129-6580-4 . LCCN   2008009151 . OCLC   750831024 . Архивировано из оригинала 9 января 2023 г. Проверено 2 декабря 2016 г.
  114. ^ Шнак, Уильям (13 ноября 2015 г.). «Панархия процветает при геомутуализме» . Центр общества без гражданства . Архивировано из оригинала 10 августа 2018 года . Проверено 10 августа 2018 г.
  115. ^ Байас, Джейсон Ли (25 ноября 2015 г.). «Моральная неуместность ренты» . Центр общества без гражданства . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2020 г.
  116. ^ Карсон, Кевин (8 ноября 2015 г.). «Мы все мутуалисты?» . Центр общества без гражданства . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2020 г.
  117. Гиллис, Уильям (29 ноября 2015 г.). «Органическое возникновение собственности из репутации». Архивировано 27 марта 2020 г. в Wayback Machine . Центр общества без гражданства. Проверено 8 апреля 2020 г.
  118. ^ Билунд, Пер (2005). Человек и материя: философское исследование обоснования собственности на землю на основе собственности на себя (PDF) . Студенческие работы LUP (магистратура). Лундский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 12 июля 2020 г.
  119. ^ Лонг, Родерик Т. (2006). «Не имеет выхода к морю: критика Карсона о правах собственности» (PDF) . Журнал либертарианских исследований . 20 (1): 87–95. Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2014 г. Проверено 06 сентября 2020 г.
  120. ^ Верха, Маркус (2006). «Ротбард как политический философ» (PDF) . Журнал либертарианских исследований . 20 (4): 3. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 06 сентября 2020 г.
  121. ^ МакНелли, Дэвид (1993). Против рынка: политическая экономия, рыночный социализм и марксистская критика . Книги Версо . ISBN  978-0-86091-606-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c9daf809f4c00af63e774f772d6847c__1722050280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/7c/3c9daf809f4c00af63e774f772d6847c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Market socialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)