Jump to content

Сафдар Хашми

Сафдар Хашми
Рожденный ( 1954-04-12 ) 12 апреля 1954 г.
Дели , Индия
Умер 2 января 1989 г. ) ( 1989-01-02 ) ( 34 года
Газиабад , Уттар-Прадеш , Индия
Занятие Автор, Уличный театр, Активист
Период 1973–1989
Супруг Молойшри Хашми
Родственники

Сафдар Хашми (12 апреля 1954 – 2 января 1989) был коммунистическим драматургом и режиссером, наиболее известным своей работой с уличным театром в Индии. Он также был актером, автором текстов и теоретиком, и до сих пор считается важным голосом в индийском политическом театре. [1] Он был активистом Федерации студентов Индии (SFI). [2]

Он был одним из основателей Jana Natya Manch (Народный театральный фронт; сокращенно JANAM) в 1973 году, который вырос из Индийской народной театральной ассоциации (IPTA). Он был убит в 1989 году в Джандапуре во время исполнения уличного спектакля « Халла Бол» . [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сафдар Хашми родился 12 апреля 1954 года в Дели . [4] Ханифу и Камару Азаду Хашми. Он провел раннюю часть своей жизни в Дели и Алигархе , где вырос в либеральной среде, и продолжил обучение в Дели. Актриса Саба Азад — его племянница. [5]

Хашми окончил колледж Св. Стефана в Дели по специальности «английская литература», а затем получил степень магистра английского языка в Делийском университете . [6] В этот период он стал связан с культурным подразделением Федерации студентов Индии , студенческим крылом Коммунистической партии Индии (марксистской) и, в конечном итоге, с Индийской народной театральной ассоциацией (IPTA). За годы до и после окончания учебы он работал над несколькими пьесами с ИПТА, такими как «Кимлеш» и «Дехте Лена» . [7]

Карьера и активизм

[ редактировать ]

Вопрос не в том, где исполняется пьеса (а уличный театр есть лишь способ обеспечить доступность искусства народу), а в том, что принципиальный вопрос заключается в «определенном и неразрешимом противоречии между буржуазным индивидуалистическим взглядом на искусство и народным коллективистским взглядом на искусство». взгляд на искусство».
- Сафдар Хашми, Зачарованная арка, или Индивидуальные и коллективные взгляды на искусство (апрель 1983 г.), Право на исполнение, стр. 28–29. [8]

В 1973 году Хашми стал соучредителем Jana Natya Manch (Народный театральный фронт) с аббревиатурой JANAM («рождение» на хинди). JANAM выросла из Индийской народной театральной ассоциации (IPTA). [9] и был связан с Коммунистической партией Индии (марксистской) , с которой он активно участвовал в 1970-е годы. [8] Когда премьер-министра Индии Индиру Ганди обвинили в фальсификации выборов, он поставил уличную пьесу « Курси, Курси, Курси» ( Председатель, Председатель, Председатель ) в качестве реакции на разногласия. [10] В пьесе рассказывается история короля, трон которого движется вместе с ним, когда он пытается отказаться от него в пользу избранного представителя. Спектакль ставился каждый день в течение недели в Лодочном клубе Lawns в Нью-Дели, который в то время был центром политической активности. Это оказалось поворотным моментом для JANAM. [11]

До 1975 года JANAM ставила авансцену под открытым небом и уличные спектакли для массовой публики. Когда Индира Ганди ввела чрезвычайное положение и затруднила политический театр, Хашми начал работать преподавателем английской литературы в университетах Гарвала, Кашмира и Дели. [6]

Когда в 1977 году закончилось чрезвычайное положение, он вернулся к политической активности, а в 1978 году JANAM широко занялся уличным театром с спектаклем «Машина» , который был представлен на профсоюзном собрании более 200 000 рабочих 20 ноября 1978 года. [8] За этим последовали пьесы о бедствии мелких крестьян ( Гаон Се Шахар Так ), о клерикальном фашизме ( Хатьяре и Афаран Бхаичаре Ке ), о безработице ( Тин Крор ), о насилии над женщинами ( Аурат ) и об инфляции ( ДТК ки Дхандхли). ). Хашми также продюсировал несколько документальных фильмов и телесериалов для Дордаршана , в том числе «Хилти Калиян» ( «Цветы в цвету» ), в которых рассматривается расширение прав и возможностей сельских жителей. Он также писал книги для детей и критиковал индийскую сцену. [8] [12]

Хашми был фактическим директором JANAM, и до его смерти он дал около 4000 представлений 24 уличных спектаклей, в основном в рабочих кварталах, на фабриках и мастерских. [13] Хашми был членом Коммунистической партии Индии (марксистской) , крупнейшей коммунистической партии Индии. [14]

В 1979 году он женился на своей товарище и актрисе театра Молойшри. в Press Trust of India (PTI) и The Economic Times , а затем стал сотрудником по информации для прессы правительства Западной Бенгалии в Дели. Позже он работал журналистом [15] В 1984 году он оставил свою работу и полностью посвятил себя политической активности. [16]

В творчестве Хашми две пьесы на авансцене – экранизация « » Максима Горького ( Врагов 1983) и «Мотерам ка Сатьяграха» Хабибом Танвиром , 1988), множество песен, сценарий телесериала, стихи и пьесы для детей, а также документальные фильмы. Будучи приверженцем радикального, популярного и левого искусства, Хашми воздерживался от клише и не боялся формальных экспериментов.

Убийство

[ редактировать ]

1 января 1989 года труппа JANAM начала представление уличного спектакля «Халла Бол» ( «Поднимите свой голос! ») во время муниципальных выборов в Газиабаде в Сахибабада деревне Джандапур (недалеко от Дели). Во время выступления на труппу напали работники Индийского национального конгресса . [17] Хашми был смертельно ранен и скончался на следующий день. 4 января 1989 года, через два дня после его смерти, его жена Молойшри Хашми снова отправилась в то же место с труппой JANAM и демонстративно завершила спектакль. [18]

Через четырнадцать лет после инцидента суд Газиабада признал виновными Партии Конгресса Мукеша Шарму. в убийстве десять человек, в том числе члена [19]

Наследие

[ редактировать ]
Классический певец Видья Шах выступает для Сахмата. 1 января 2011 г., Нью-Дели.

символом культурного сопротивления авторитаризму Хашми стал для индийских левых . JANAM продолжает свою театральную работу, и 12 апреля 2012 года, в день рождения Хашми, группа открыла Studio Safdar, пространство для представлений и мастер-классов, расположенное в Шади Кхампуре, недалеко от Пателя Нагара в центре Дели. Помещение находится по соседству с левым кафе и книжным магазином «Первомайский». [20] Писатель Бхишам Сахни вместе со многими другими художниками в феврале 1989 года основал Мемориальный фонд Сафдара Хашми (SAHMAT). [21] как открытая платформа для политически и социально сознательных художников. Сочинения Хашми позже были собраны в сборнике «Право на исполнение: избранные сочинения Сафдара Хашми» (Нью-Дели, 1989).

Ежегодно 1 января День памяти Сафдара Хашми отмечается SAHMAT как «День решимости», а в Нью-Дели организуется однодневное культурное собрание «Джашн-э-Даура». [22] Этот день также отмечает организация JANAM, которая организует уличные представления в деревне Джандапур в Сахибабаде, где он был убит. [23] [24] [25]

В 1998 году в Кожикоде , штат Керала, была основана организация «Сафдар Хашми Натьясангхам», которая обеспечивает бесплатное обучение экономически отсталым студентам. [26]

Фильм 2003 года «Анбе Сивам» , снятый Сундаром К. , и фильм «Халла Бол» , снятый Раджкумаром Сантоши , 2008 года были вдохновлены его жизнью. На последнем также изображена сцена избиения активиста уличного театра людьми, нанятыми политической партией, и этот инцидент становится катализатором общественного восстания. [27]

В 1989 году художник М.Ф. Хусейн продал на аукционе картину «Дань Хашми» за более чем 1 миллион долларов. [28] впервые картина индийского художника достигла такой оценки. [29]

В книге Судханвы Дешпанде «Халла Бол: Смерть и жизнь Сафдара Хашми» 2020 года рассказывается о событиях, приведших к нападению на спектакль «Халла Бол» Джаны Натьи Манч в Джандапуре 1 января 1989 года, в результате которого Сафдар получил смертельные травмы. [30] Здесь также обсуждается работа Сафдара.

Институт исследований и документации в области социальных наук (IRDS), неправительственная организация из Лакхнау , вручает Премию Сафдара Хашми за права человека в знак уважения к его вкладу в дело прав человека. [31] Улица в Манди-хаусе в Нью-Дели была названа в честь Сафдара Хашми. [32]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Халла Бол: Смерть и жизнь Сафдара Хашми , Судханва Дешпанде, Дели, LeftWord Books, 2020. [33]
  • Право на исполнение: избранные сочинения Сафдара Хашми , Дели, САХМАТ, 1989. [34]
  • Паанчва Чирааг, Камар Азад Хашми (хинди). 1995.
  • Камар Азад Хашми, Пятое пламя: История Сафдара Хашми . (Перевод) Penguin Books, 1997. ISBN   0-670-87596-1 .
  • Театр улиц: Опыт Джаны Натьи Манч , под редакцией Судханвы Дешпанде, Дели: Джанам, 2007. [35]
  • Дешпанде, Судханва (26 апреля – 9 мая 2008 г.). «Голос улиц» . Линия фронта . Том. 25, нет. 9.
  • Виджай Прашад, Сафдар Хашми Амар Рахе [36]
  • Юджин ван Эрвен, «Пьесы, аплодисменты и пули: Уличный театр Сафдара Хашми» [37]
  • Великкил Рагхаван, Межконтинентальные подрывные стратегии: тематическое и методологическое сходство в пьесах Дарио Фо и Сафдара Хашми . доктор философии Диссертация. Университет Каликута. 2007.
  • Великкил Рагхаван. Халла Бол . Перевод хинди пьесы Сафдара Хашми « Халла Бол » (1989) на английский язык. Индийская литература . Академия Сахитья, Нью-Дели, Индия. Том. LV № I, выпуск № 263, май/июнь 2011 г., стр. 115–137. [38]
  • Великкил Рагхаван. Машина . Перевод хинди пьесы Сафдара Хашми «Мачин» (1978) на английский язык. Индийская литература . Академия Сахитья, Нью-Дели, Индия. Том. LV № I, выпуск № 261, январь/февраль 2011 г., стр. 165–173. [4]
  • Велликкил Рагхаван. Сафдара Хашми « Машина : метафора индийского промышленного аппарата после обретения независимости». Индийская литература . Академия Сахитья, Нью-Дели, Индия. Том. LVI, Iuuse № 271, сентябрь/октябрь 2012 г., стр. 219–232. [39]
  1. ^ «Игры для народа» . www.hinduonnet.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2006 года . Проверено 15 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  2. ^ «Смотреть: Бесстрашный и опережающий свое время Сафдар Хашми жив» . Проволока . Проверено 12 октября 2023 г.
  3. ^ «Горячая жизнь Сафдара» . Pd.cpim.org. 12 января 2014 года . Проверено 3 марта 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Jump up to: а б «Марш воспоминаний» . Линия фронта . 8 мая 2008 года . Проверено 12 октября 2023 г.
  5. ^ Ханда, Экта (2 января 2020 г.). «Сафдар Хашми — ярый коммунистический драматург, который дал новое определение искусству сопротивления в Индии» . Печать . Проверено 18 сентября 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б https://www.tribuneindia.com/news/reviews/story/living-and-dying-for-liberation-of-thoughts-69961
  7. ^ Камара Азада Хасами (1997). Пятое пламя. История Сафдара Хашми . Книги Пингвинов Индия. ISBN  9780670875962 .
  8. ^ Jump up to: а б с д «Сафдар Хашми Амар Рахе» . Прокса.орг. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  9. ^ «Театральная история» . Hinduonnet.com. 14 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 г. Проверено 25 февраля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  10. ^ «Сафдар Хашми: Умирать, чтобы сохранить идеалы» . Dancewithshadows.com. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  11. ^ Томас, Розамма (22 марта 2020 г.). «Сафдар Хашми оживает в «Халла Бол» » . Национальный Вестник . Проверено 18 сентября 2023 г.
  12. ^ «Поэма Сафдара Хашми» . Childplanet.com. 28 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 25 февраля 2015 г.
  13. ^ «Вспоминая Сафдара» . Indiatogether.org. 31 августа 2006 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  14. ^ «5 ноября 2003 г. Борьба за справедливость до конца» . Rediff.com . Проверено 9 сентября 2014 г.
  15. ^ [1] Архивировано 3 января 2008 г. в Wayback Machine.
  16. ^ [2] Архивировано 3 января 2008 г. в Wayback Machine.
  17. ^ [3] Архивировано 15 февраля 2004 г. на archive.today.
  18. ^ «Отложенное правосудие» . Линия фронта . Проверено 18 января 2016 г.
  19. ^ «Детали решения, The Telegraph, 6 ноября 2003 г.» . Flonnet.com. Архивировано из оригинала 7 ноября 2003 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  20. ^ «Дом для мистера Хашми» . Индийский экспресс . 13 апреля 2012 года . Проверено 13 мая 2013 г.
  21. ^ [4] Архивировано 31 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  22. ^ «Хинди (национальный), 1 января 2008 г.» . Индус . 2 января 2008 г. Архивировано из оригинала 4 января 2008 г. Проверено 9 сентября 2014 г.
  23. ^ «Народная демократия, 2003» . Pd.cpim/org. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  24. ^ [5] Архивировано 4 мая 2005 г. в Wayback Machine.
  25. ^ [6] Архивировано 5 августа 2010 г. в Wayback Machine.
  26. ^ «Хинди, 1 января 2008 г.» . Индус . 1 января 2008 г. Архивировано из оригинала 5 января 2008 г. Проверено 9 сентября 2014 г.
  27. ^ « 'Халла Бол' по мотивам Сафдара Хашми: Сантоши (Интервью) - Монстры и критики» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 15 января 2008 г.
  28. ^ ДХНС. «Король холста» . Декан Вестник . Проверено 12 октября 2023 г.
  29. ^ «Работа Хусейна продана за 4,4 крора рупий» . Таймс оф Индия . 26 февраля 2008 г. ISSN   0971-8257 . Проверено 12 октября 2023 г.
  30. ^ «Сафдар, жизнь необыкновенная» . 18 декабря 2019 г.
  31. ^ «Заголовки новостей: Два представителя СМИ среди лауреатов IRDS» . Indiantelevision.com. 15 февраля 2012 года . Проверено 13 мая 2013 г.
  32. ^ «Сафдар Хашми Марг» . Дороги Дели . 26 марта 2017 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
  33. ^ «В этом портрете художника соединились интервью и архивы» . Индостан Таймс . 24 апреля 2020 г. Проверено 12 октября 2023 г.
  34. ^ Хашми, Сафдар (1989). Право на исполнение: избранные сочинения Сафдара Хашми . Сахмат.
  35. ^ Гош, Арджун (2010). «Представление изменений / изменение представления: исследование жизни уличной пьесы Яны Нати Манч» . Азиатский театральный журнал . 27 (1): 76–99. дои : 10.1353/atj.2010.0004 . ISSN   0742-5457 . JSTOR   40982906 . S2CID   144172351 .
  36. ^ «Сафдар Хашми Амар Рахе | ПРАГОТИ» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 4 июля 2008 г.
  37. ^ «Архивная копия» . www.pragoti.org . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 15 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  38. ^ Гош, Саянтан (22 марта 2020 г.). « Халла Бол: биография Сафдара Хашми напоминает нам, что значит быть гражданином демократического государства» . Прокрутка.в . Проверено 12 октября 2023 г.
  39. ^ Дешпанде, Судханва (3 января 2017 г.). «Вспоминая Сафдара Хашми и пьесу, которая навсегда изменила индийский уличный театр» . Прокрутка.в . Проверено 12 октября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ec32a6dcd6ed20db47c8266529989f5__1719029220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/f5/8ec32a6dcd6ed20db47c8266529989f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Safdar Hashmi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)