Хабиб Танвир
Хабиб Танвир | |
---|---|
![]() Хабиб Танвир в Театре Притхви , Мумбаи ; ноябрь 2005 г. | |
Рожденный | Хабиб Ахмед Хан 1 сентября 1923 г. |
Умер | 8 июня 2009 г. | ( 85 лет
Род занятий | Драматург, драматург, поэт, актер |
Годы активности | 1945–2009 |
Супруг | Монека Мишра (2001–2005) |
Дети |
|
Почести | Падма Шри (1983)Падма Бхушан (2002) |
Часть серии о |
Движение прогрессивных писателей |
---|
Хабиб Танвир (1 сентября 1923 г. - 8 июня 2009 г.) [2] ) был одним из самых популярных индийских драматургов на урду , хинди, театральным режиссёром, поэтом и актёром. [2] Он был автором таких пьес, как «Агра Базар» (1954) и «Чарандас Чор» (1975). Пионер театра урду и хинди , он был наиболее известен своей работой с племенами Чхаттисгархи в театре Ная, театральной труппе, которую он основал в 1959 году в Бхопале . Далее он включил местные формы исполнения, такие как нача , чтобы создать не только новый театральный язык, но и такие вехи, как Чарандас Чор , Гаон ка Наам Сасурал, Мор Наам Дамад и Камдео ка Апна Басант Риту ка Сапна . [3] [4] [5]
Для него в деревнях существовал настоящий «народный театр», который он стремился донести до городских «образованных», нанимая в качестве актеров как народных исполнителей, так и городских актеров. [6] Он умер 8 июня 2009 года в Бхопале после трехнедельной болезни. [7] [8] После его смерти он был последним из актеров-менеджеров-первопроходцев индийского театра , в который входили Сисир Бхадури , Утпал Датт и Притхвирадж Капур . [9] и часто ему удавалось играть с гигантским актерским составом, таким как «Чарандас Чор» , включавший на сцене оркестр из 72 человек, и «Агра базар» с 52 людьми. [10]
За свою жизнь он получил несколько национальных и международных наград, в том числе премию Академии Сангита Натака в 1969 году, стипендию Джавархарлала Неру в 1979 году, Падму Шри [2] в 1983 году, Калидас Самман в 1990 году, стипендия Академии Сангит Натак в 1996 году и Падма Бхушан в 2002 году. [11] Кроме того, он также был номинирован на членство в верхней палате индийского парламента, Раджья Сабха (1972–1978). Его пьеса «Чарандас Чор» («Чарандас, Вор») принесла ему премию Fringe Firsts Award на Эдинбургском международном драматическом фестивале в 1982 году. [12] а в 2007 году он был включен в список «60 лучших произведений Индии со времен обретения независимости » газетой Hindustan Times , в котором говорилось: «Инновационная драматургия, в равной степени вдохновленная Брехтом и народными идиомами, Хабиб Танвир соблазняет, преодолевая языковые барьеры, в этом своем самом большом хите всех времен». о воре в стиле Робин Гуда». [13]
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Он родился в Райпуре , Чхаттисгарх. [2] (бывший Мадхья-Прадеш) Хафизу Ахмеду Хану, который был родом из Пешавара . Он окончил муниципальную среднюю школу Лори, Райпур , [2] а затем получил степень бакалавра в Моррис-колледже в Нагпуре в 1944 году. После этого он в течение года изучал степень магистра в Мусульманском университете Алигарха .В раннем возрасте он начал писать стихи под псевдонимом Тахаллус . Вскоре после этого он взял себе имя Хабиб Танвир.
Карьера [ править ]

В 1945 году он переехал в Бомбей и присоединился к Всеиндийскому радио (AIR) Бомбея в качестве продюсера. Находясь в Бомбее, он писал песни для фильмов на урду и хинди и даже снимался в некоторых из них. Он также присоединился к Ассоциации прогрессивных писателей (PWA) и стал неотъемлемой частью Индийской народной театральной ассоциации (IPTA) как актер. Позже, когда большинство видных членов IPTA были заключены в тюрьму за сопротивление британскому правлению, ему было предложено возглавить организацию.
В 1954 году он переехал в Нью-Дели и работал с Театром Хиндустани Кудсиа Заиди, а также работал с Детским театром, где написал множество пьес. Позже в том же году он поставил свою первую значительную пьесу «Агра Базар», основанную на произведениях и временах плебейского поэта урду 18-го века Назира Акбарабади , старшего поэта из поколения Мирзы Галиба . Для этой пьесы он объединил местных жителей и народных артистов из деревни Охла в Дели, а также студентов Джамия Миллия Исламия, создав палитру, невиданную ранее в индийском театре. Кроме того, спектакль ставился не в замкнутом пространстве, а на базаре, торговой площади. [14] После этого он продолжал работать с неподготовленными актерами и народными артистами, такими как народные артисты Чхаттисгарха.
Остаться в Европе [ править ]
В 1955 году, когда ему было за 30, Хабиб переехал в Англию. Там он обучался актерскому мастерству в Королевской академии драматических искусств (RADA). [2] (1955) и режиссура Бристольской театральной школы Олд Вик (1956). Следующие два года он путешествовал по Европе, наблюдая за различными театральными мероприятиями. Одним из ярких событий этого периода было его восьмимесячное пребывание в Берлине в 1956 году, во время которого он увидел несколько пьес Бертольта Брехта , поставленных Berliner Ensemble , всего через несколько месяцев после смерти Брехта. [15] Это оказало на него длительное влияние, поскольку в последующие годы он начал использовать в своих пьесах местные идиомы, чтобы выражать транскультурные сказки и идеологии. С годами это привело к созданию «театра корней», который отличался предельной простотой стиля, подачи и техники, но при этом оставался красноречивым и насыщенным опытом.
Возвращение в Индию [ править ]
Глубоко вдохновленный Хабиб вернулся в Индию в 1958 году и полностью посвятил себя режиссуре. Он поставил «Митти ки Гаади» постлондонскую пьесу, основанную на Шудраки санскритском произведении « Мричакатика ». Это стало его первой важной постановкой в Чхаттисгархи . Это был результат работы, которую он проделывал с момента своего возвращения – работы с шестью народными артистами из Чхаттисгарха. В 1959 году он основал театральную труппу «Ная Театр».
На исследовательском этапе, то есть в 1970–73 годах, он освободился еще от одного театрального ограничения: он больше не заставлял народных артистов, участвовавших во всех его пьесах, говорить на хинди. Вместо этого артисты перешли на чхаттисгархи, местный язык, к которому они более привыкли. Позже он даже начал экспериментировать с « Пандавани », народным стилем пения этого региона и храмовыми ритуалами. Это выделяло его пьесы среди множества пьес, в которых все еще использовались традиционные театральные приемы, такие как блокировка движений или фиксация света на бумаге. Спонтанность и импровизация стали отличительной чертой его нового театрального стиля, где народным артистам была предоставлена большая свобода самовыражения.
Его следующее предприятие в стиле Чхаттисгархи Нак ознаменовалось еще одним прорывом в 1972 году, когда была постановка пьесы под названием « Гаон Ка Наам Сасурал, Мор Наам Дамаад» . В основу легла комическая народная сказка, в которой старик влюбляется в молодую женщину, которая в конце концов сбегает с другим молодым человеком. [16]
К тому времени, когда в 1975 году он поставил свою плодотворную пьесу «Чарандас Чор» , эта техника стала популярной. Эта пьеса сразу же создала совершенно новую идиому в современном индийском театре; изюминкой которого стал Nach – припев, комментирующий песни. он также пригласил Говинда Рама Нирмалкара , известного художника Нача, который позже выиграл премии Падма Шри и Сангит Натак Академи . На главную роль [17] Позже он сотрудничал с Шьямом Бенегалом , когда адаптировал пьесу к одноименному полнометражному фильму со Смитой Патил и Лалу Рам в главных ролях. В 1979 году он был награжден престижной стипендией Джавархарлала Неру за исследование актуальности племенных исполнительских искусств и их адаптации к меняющейся среде . [18] В 1980 году он поставил пьесу «Моти Рам ка Сатьяграха» для Джанама ( Jan Natya Manch ) по заказу Сафдара Хашми .
За свою карьеру Хабиб снялся более чем в девяти художественных фильмах, в том числе Ричарда Аттенборо в фильме « Ганди» (1982), «Черное и белое» , а также в еще не вышедшем фильме о газовой трагедии в Бхопале.
Его первое столкновение с полемикой произошло в 1990-х годах, когда он поставил традиционную пьесу Чхаттисгархи о религиозном лицемерии «Понга Пандит» . Спектакль основан на народной сказке и был создан артистами театра Чхаттисгархи в 1930-х годах. Хотя он ставил ее с шестидесятых годов, в изменившемся социальном климате после сноса мечети Бабри Масджид пьеса вызвала бурю негодования среди индуистских фундаменталистов, особенно среди Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), сторонники которой сорвали многие ее представления, и даже опустошил залы, но продолжал показывать это повсюду. [19]
Его народная труппа Чхаттисгархи снова удивила исполнением « Асгара Ваджахата » Жисне Лахор Нахин Декхья в 1992 году. Затем в 1993 году вышел «Камдео Ка Апна Басант Риту Ка Сапна» , хинди-адаптация Танвира « Сна в летнюю ночь» Шекспира . [20] В 1995 году он был приглашен в США Чикагским актерским ансамблем, где написал свою единственную англоязычную пьесу « Сломанный мост» . В 2002 году он поставил « Захарили Хава» , перевод « Бхопала» канадско-индийского драматурга Рахула Вармы по мотивам Бхопальской газовой трагедии . За свою блестящую карьеру он вывел на сцену произведения всех жанров, от древних санскритских произведений Шудраки, Бхасы, Вишакхадатты и Бхавабхути; европейской классике Шекспира, Мольера и Гольдони; современные мастера Брехт, Гарсия, Лорка, Горький и Оскар Уайльд; Тагор, Асгар Ваджахат, Шанкар Шеш, Сафдар Хашми, Рахул Варма, рассказы Премчанда, Стефана Цвейга и Виджайдана Деты, а также множество народных сказок Чхаттисгархи.
Наследие [ править ]
В 2010 году на 12-м Бхарат Ранг Махотсав , ежегодном театральном фестивале Национальной школы драмы в Дели, была представлена выставка, посвященная жизни, творчеству и театру Хабиба Танвира и Б.В. Каранта . [21] 13-й Бхарат Ранг Махотсав открылся ассамской адаптацией его классической пьесы «Чарандас Чор» в постановке Анупа Хазарики, выпускника NSD. [22]
Награды [ править ]
Он был получателем
- Премия Академии Сангит Натак (1969),
- Стипендия Джавахарлала Неру (1979),
- Падма Шри (1983),
- Падма Бхушан (2002),
среди других национальных и международных наград при жизни. [23]
Играет [ править ]
- Агра Базар (1954) [2]
- Шахматы Ке Мори (1954)
- Лала Шохарат Рай (1954)
- Тот, кто идет (1958)
- Гаон Ке Наон Сасурал, Мор Наон Даманд (1973)
- Чарандас Чор (1975) [2]
- Уттар Рам Чаритра (1977)
- Бахадур Каларин (1978)
- Понга Пандит (1960-е) [24]
- Женщина, которая была Ипатией (1980-е)
- Лахор, который мы видим (1990)
- Апна Камдео Басант Риту ка Сапна (1993)
- Сломанный мост (1995)
- Захриэли Хава (2002)
- Радж Ракт (2006)
- Карты (?) [2]
- Глаза смотрят. [2]
- Хирма Ки Амар Кахани [2]
- Он также придумал свои собственные версии Басант Рету ка Сапна , Шаджапур ки Шанти Бай , Митти ки Гари и Мудраракхсас . [2]
Фильмография [ править ]
- Рахи (1952) - Раму
- Пешеходная тропа (1953)
- Чарандас Чор (1975) (слова и сценарий)
- Остаться дальше (1980) (ТВ) - доктор Митра
- Ганди (1982) - индийский адвокат
- Людоеды Кумаона (1986) (ТВ) - Бахадур
- Йе Во Манзил То Нахин (1987) - Ахтар Байг
- Герой Хиралал (1988)
- Прахар: Последняя атака (1991) - Джо Д'Суза, отец Питера Д'Сузы
- Горящий сезон (1993) - Раджа Сахиб
- Сардар (1993)
- Мангал Пандей: Восстание (2005) - Бахадур Шах Зафар
- Черное и белое (2008) [25] - Квази Сааб (последняя роль в кино)
Библиография [ править ]
- Ранг Хабиб - Критическая оценка произведений Хабиба Танвира, сценарий Шри Б.Р. Бхаргавы, опубликованный Национальной школой драмы, 2006 г. ISBN 81-8197-012-8
- Чарандас Чор . Тр. Анджум Катьял. Книги Чайки, 1996. ISBN 81-7046-108-1
- Использование музыки и танца в современных драматических постановках
- Буддийский театр Тибета
- Живая история Хирма: Хирма Ки Амар Кахани. Калькутта, Seagull Books, 2005 . ISBN 81-7046-277-0
- Джанам достигает совершеннолетия, Хабиб Танвир, 1988 г. «Театр улиц: опыт Джаны Натьи Манч» , Арджун Гош, Джана Натья Манча, под редакцией Судханвы Дешпанде. Опубликовано Яной Натьей Манч, 2007 г.
- Театр «Гаон ке Наон», Мор Наон Хабиб (документальный фильм), реж. Санджай Махариши и Судханва Дешпанде, 2005 г.
- «Один день из жизни Понги Пандита» (документальный фильм), реж. Санджай Махариши и Судханва Дешпанде, 2005 г.
- «Танвир ка сафарнама» (документальный фильм), реж. Ранджан Камат. 2008 год
Дальнейшее чтение [ править ]
- О театре Хабиба Танвира Драматическое прикосновение различия: театр, собственный и зарубежный , Эрика Фишер-Лихте, Жозефина Райли, Михаэль Гиссенверер. Опубликовано Гюнтером Нарром Верлагом, 1990 г. ISBN 3-8233-4023-9 страницы 221-233
Известный ученик [ править ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Пек, Серена. «Бывшая возлюбленная не согласна с рассказом Хабиба Танвира об их отношениях» . Караван . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Картридж» (PDF) . Нажмите «Часть 2» (на хинди). Нью-Дели: НСЕРТ. п. 127.ISBN 81-7450-647-0 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Хабиб Танвир делает свой последний выход The Times of India , 9 июня 2009 г.
- ^ современного театра Энциклопедия мировой драмы McGraw-Hill , Стэнли Хохман, McGraw-Hill, Inc. Опубликовано Verlag für die Deutsche Wirtschaft AG, 1984 г. ISBN 0-07-079169-4 . Страница 42 .
- ^ Хабиб Танвир Колумбийская энциклопедия современной драмы , Габриэль Х. Коди, Эверт Спринчорн. Издательство Колумбийского университета, 2007. ISBN 0-231-14424-5 . Страница 1330
- ^ Хабиб Танвир Театры независимости: драма, теория и городские представления в Индии с 1947 года , автор Апарна Бхаргава Дхарвадкер. Университет Айовы Пресс, 2005. ISBN 0-87745-961-4 . Страница 115 .
- ↑ Известный драматург Хабиб Танвир скончался на сайте Sify.com , 85, 8 июня 2009 года.
- ↑ Индийский драматург Танвир умер BBC News , 9 июня 2009 г.
- ↑ Прощание с бардом из Бхопала Техелки , Том 6, выпуск 24, от 20 июня 2009 г.
- ↑ Дойен представляет The Hindu , 5 мая 2007 г.
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ Театр Ная и Хабиб Танвир
- ↑ 60 лучших в Индии со времен обретения независимости. Он мертв. [ мертвая ссылка ] 14 августа 2007 г.
- ^ Шама Заиди (22 июня 2009 г.). «За четвёртой стеной» . Перспективы .
- ↑ Хабиб Танвир: Самар, 2001 г. Архивировано 30 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ The Hindu, 2 января 2005 г.
- ^ «Говинд Рам Нирмалкар - Профиль Академии Сангит Натак» . Академия Сангит Натак. 2016. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «Официальный список стипендиатов Джавахарлала Неру (с 1969 г. по настоящее время)» . Мемориальный фонд Джавахарлала Неру .
- ^ Споры о Понга Пандите
- ↑ Путешествие Шекспира по Индии. Архивировано 26 июня 2007 года в Wayback Machine.
- ^ «Приветствую стойких приверженцев» . Индус . 21 января 2010 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ «Чор облачается в новый цвет» . Индус . 13 января 2011 г.
- ^ Хоук, Индия (10 июня 2020 г.). «Хабиб tanvir-mpositive.com» .
- ↑ Aadmi Nama Хабиба Танвира Бизнес-стандарт , 9 июня 2009 г.
- ^ Хабиб Танвир, The New York Times .
Внешние ссылки [ править ]
- Хабиб Танвир: Создание легенды, Самар, 2001 г.
- Супер-труппа: Хабиб Танвир.
- Хабиб Танвир на IMDb
- Вспоминая Хабиба Танвира и его пьесу «Агра Базар»
- [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Дань уважения Рахула Вармы Хабибу Танвиру
- [2] Новейшая пьеса Рахула Вармы под руководством Хабиба Танвира.
- Материалы Хабиба Танвира в Южно-Азиатско-Американском цифровом архиве (SAADA)
- 1923 рождения
- смертей в 2009 г.
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские киноактёры мужского пола
- Индийские актеры-мужчины
- Члены Ассоциации индийского народного театра
- Актеры-мужчины из Чхаттисгарха
- Жители Райпура, Чхаттисгарх
- Выпускники Алигархского мусульманского университета
- Выпускники РАДА
- Выпускники Бристольской театральной школы Олд Вик
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Назначенные члены Раджья Сабхи
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Не театр
- Хинди драматурги и драматурги
- Актеры-мужчины в хинди-кино
- Стипендиаты Джавахарлала Неру
- Драматурги и драматурги Чхаттисгарха
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Поэты из Чхаттисгарха