Рашид Джахан
Рашид Джахан | |
---|---|
Рожденный | Алигарх , Соединенные провинции Агра и Ауд , Индия | 25 августа 1905 г.
Умер | 29 июля 1952 г. Москва , Советский Союз | ( 46 лет
Место отдыха | Москва , Россия |
Занятие | Писатель, гинеколог |
Язык | Урду |
Альма-матер | Колледж Изабеллы Тоберн , Медицинский колледж леди Хардиндж |
Жанр | Рассказы, пьесы |
Литературное движение | Движение прогрессивных писателей |
Известные работы | Angarey |
Супруг | Махмудуз Зафар |
Родственники | Шейх Абдулла (отец) Бегум Хуршид Мирза (сестра) Хамида Сайдуззафар (невестка) Салман Хайдар (племянник) |
Часть серии о |
Движение прогрессивных писателей |
---|
Рашид Джахан (25 августа 1905 - 29 июля 1952) была индийской писательницей и врачом, известной своей литературой на урду и острыми социальными комментариями. Она писала рассказы и пьесы, а также внесла свой вклад в «Ангарей» сборник нетрадиционных рассказов (1932), написанный в сотрудничестве с Саджадом Захиром , Ахмедом Али и Махмудузом Зафаром. [ 1 ] [ 2 ]
При жизни Джахан была активным членом Движения прогрессивных писателей и Ассоциации индийского народного театра . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Джахан называли одной из первых феминисток и была ведущей индийской коммунисткой . [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Эти две школы мысли вдохновили жизнь и литературное творчество Джахана.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Рашид Джахан родился 25 августа 1905 года в Алигархе . Она была старшей из семи детей, рожденных шейхом Абдуллой и его женой Бегум Вахид Джахан. [ 7 ] Ее отец был ведущим пионером женского англоязычного образования в Индии и основал Женский колледж Алигарх при Мусульманском университете Алигарха . [ 8 ] Шейх Абдулла также вел на урду литературный журнал «Хатун» , который пропагандировал эмансипацию и образование женщин и в котором мать Джахана часто писала статьи. [ 9 ] Как рассказала в интервью 1973 года будущая невестка Джахана, Хамида Сайдуззафар , Рашид однажды сказал о своем воспитании: «Мы спали на матрасе женского образования и укрывались одеялом женского образования с самого раннего сознания. " [ 7 ]
Образование
[ редактировать ]Джахан получила свое раннее образование в Алигархе в школе и общежитии для мусульманских девочек (которая позже стала женским колледжем Алигарха ), где она училась до 16 лет. [ 4 ] В 1921 году она покинула Алигарх , чтобы поступить в колледж Изабеллы Тоберн в Лакхнау , получив степень в области межнаучных исследований. [ 10 ] Джахан написала свои первые рассказы для Chand Bagh Chronicle , издания Колледжа Изабеллы Тоберн . [ 1 ] Три года спустя, в 1924 году, Джахан перешёл в Медицинский колледж леди Хардиндж в Дели, чтобы изучать акушерство и гинекологию . [ 1 ] Будучи студенткой-медиком, Джахан организовала курсы грамотности и бесплатные медицинские клиники для бедных женщин. После получения степени MBBS в 1929 году Джахан поступил на работу в Провинциальную медицинскую службу Соединенных провинций и был направлен в небольшие города по всей северной Индии, от Бахрайха до Буландшахара и Меерута . [ 1 ] [ 2 ]
Активизм
[ редактировать ]В 1931 году Джахана направили в больницу Леди Дафферин (ныне больница Дафферин) в Лакхнау , столице Соединенных провинций . [ 1 ] В Лакхнау Джахан встретил Саджада Захира , Ахмеда Али и Махмудуза Зафара. В следующем году квартет опубликовал «Ангаарай» — сборник рассказов, критикующих лицемерие исламской ортодоксальности и британского владычества . В 1933 году Джахан вступил в Коммунистическую партию Индии и стал ведущим партийным деятелем в Соединенных провинциях , приняв прозвище «Товарищ Рашид Джахан». [ 5 ]
В октябре 1934 года Джахан женился на соратнике Ангаарая и стал известным коммунистом Махмудуза Зафара. [ 5 ] Джахан ушел из медицинской службы Соединенных провинций и вскоре после этого присоединился к Зафару в Амритсаре . [ 10 ] В 1935 и 1936 годах Джахан принимала активное участие в основании Ассоциации прогрессивных писателей , организовав Первую конференцию прогрессивных писателей в Лакхнау в апреле 1936 года. В 1937 году Джахан снова переехала, на этот раз в Дехрадун , где продолжила свою деятельность. быть активным членом Коммунистической партии Индии, работая гинекологом и редактором коммунистической газеты и литературного журнала. Чингари . [ 5 ] В начале 1937 года Джахан опубликовал сборник пьес и рассказов под названием «Аурат» . Летом того же года Джахан отправился в Вену, чтобы получить медицинскую помощь из-за проблемы со щитовидной железой . [ 1 ]
Политическая, литературная и медицинская карьеры Джахан часто пересекались, поскольку в 1930-е годы она преследовала широкие феминистские и социалистические программы. Джахан «предлагала медицинскую помощь женщинам из низших каст и классов, обучала женщин репродуктивному здоровью и изнасилованию в браке в колониях для уборщиков, проводила курсы обучения для взрослых, вела собственную гинекологическую медицинскую практику, участвовала в профсоюзных митингах и маршах протеста, [...] и создал и организовал политический уличный театр». [ 6 ] Младшая сестра Джахана, Бегум Хуршид Мирза , пишет, что Джахан «работала день и ночь, и большая часть ее заработка шла в фонд [Коммунистической] партии», из которого она и ее муж получали небольшое пособие на содержание. [ 11 ] Далее Мирза рассказывает, что Джахан стала своего рода матерью для всех бедных товарищей и их семей. [ 11 ] По словам Салмана Хайдара , племянника Джахана и бывшего министра иностранных дел Индии , Джахан настолько активно участвовала в коммунистической организации, что за ней регулярно следили полицейские в штатском. Организаторская деятельность Джахан продолжалась до марта 1949 года, когда она была заключена в тюрьму на три месяца за участие в забастовке , парализовавшей Соединенных провинций железнодорожную систему . [ 10 ] Джахан была освобождена в мае 1949 года после участия в голодовке вместе со своими сокамерниками, но к началу 1950 года из-за рака здоровье Джахан ухудшилось, и Джахан не смогла продолжать свои активистские проекты на протяжении всей жизни. [ 1 ]
Смерть
[ редактировать ]2 июля 1952 года Джахан и ее муж уехали из Индии в Советский Союз, чтобы лечиться от рака матки Джахана . Джахан был госпитализирован в Кремлевскую больницу, но умер 29 июля 1952 года, вскоре после прибытия. Джахан похоронена на московском кладбище, где на ее надгробии написано: «Коммунистический врач и писатель». [ 4 ] [ 5 ]
Литературная продукция
[ редактировать ]Считается, что Джахан за свою жизнь написала примерно 25–30 оригинальных рассказов и 15–20 оригинальных пьес. [ 1 ] Два из этих рассказов появляются в «Ангаарае» , шесть — в «Аурате» , а остальные затерялись во времени по причинам безвестности или ограниченного первоначального тиража. Пьесы, которые написала Джахан, предназначались для радио и обычно транслировались по Всеиндийскому радио при ее жизни. [ 11 ]
Джахан также сделал ряд переводов английских , русских и китайских рассказов, в том числе произведений Антона Чехова , Максима Горького и Джеймса Джойса , а также инсценировал рассказы, написанные другими авторами на урду , такими как Премчанд . [ 1 ] [ 6 ]
Сочинения Джахана появились в книгах Woh aur Dusre Afsane wa Drame (Мактаба Джамиа, 1977) и «Бунтарь и ее дело» (Ракшанда Джалил, 2014). [ 9 ]
Ангарай
[ редактировать ]Опубликованный в декабре 1932 года издательством «Низами Пресс», «Ангаарай» (переводится как «Угли» или «Горящие угли») представлял собой сборник из 10 рассказов, написанных Саджадом Захиром , Ахмедом Али , Рашидом Джаханом и Махмудузом Зафаром. [ 12 ] Захир внес в сборник пять рассказов: два Али, два Джахана и один Зафар. [ 13 ] Двумя произведениями, которые Джахан внес в «Ангаарай», были «Дилли ки Саир» («Путешествие в Дели») и «Парде ке Пиче» («За завесой»).
«Дилли ки Саир» — это трехстраничный монолог, рассказанный от лица мусульманки Малики Бегум из Фаридабада , которая рассказывает друзьям о своей поездке в Дели с мужем. Однако, поскольку ее муж оставил ее на вокзале, чтобы встретиться с одним из своих друзей, история в основном состоит из рассказчика, рассказывающего о событиях на железнодорожной платформе, когда она сидит на своем багаже, голодает и ждет, пока муж отвезет ее домой. . Когда ее муж возвращается, он предлагает ей пури , остатки еды в ресторане, и злится, когда она отказывается. [ 13 ] Рассказчик завершает свой рассказ заявлением, что она не хотела бы отправиться с мужем даже в рай. Таким образом, эта история считается кратким, но проницательным размышлением о жизни за чадрой и слепоте мужских привилегий по отношению к опыту женщин за пурдой . [ 14 ]
«Парде ке Пиче» — это разговор двух женщин из богатых шарифских семей. [ 15 ] Одна из женщин, Мухаммади Бегум, заболела из-за многоплодной беременности , рожая по дочери каждый год, когда она была замужем за своим мужем, который настаивает на наследнике мужского пола. Муж заставляет ее сделать несколько операций на половых органах, чтобы сделать ее более привлекательной и способной родить мальчика, но Афтаб Бегум, невестка и собеседница Мухаммеди, в конце концов пользуется услугами женщины-врача. Этот врач предупреждает мужа Бегум, что продолжительная беременность ослабляет здоровье Мухаммади, и предлагает паре использовать противозачаточные средства. Однако это предложение явно игнорируется, поскольку к концу истории Бегум наконец родила мальчика, который в заключительной сцене показан плохо обращающимся со своими многочисленными старшими сестрами. [ 13 ]
Споры
[ редактировать ]Ангаарай выступал против социального неравенства, лицемерия Мавлави и эксплуатации женщин в глубоко патриархальном обществе. [ 2 ] Эта критика вызвала бурю негодования в индийском исламском сообществе, и Ангаарай как «грязную брошюру», которая «ранила чувства всей мусульманской общины». Центральный постоянный комитет Всеиндийской шиитской конференции в Лакхнау публично осудил [ 13 ] фетвы Против книги были изданы , а пресса на урду призвала к ее запрету . Демонстрации прошли возле книжных магазинов, и издателю пришлось принести письменные извинения и сдать непроданные экземпляры правительству. В марте 1933 года британское колониальное правительство запретило книгу за нарушение религиозных свобод в соответствии со статьей 295А Уголовного кодекса Индии . [ 13 ] Возмущение было настолько сильным, что до сих пор сохранилось только пять экземпляров оригинального тиража. [ 16 ]
Интимные части
[ редактировать ]«Аурат» представлял собой сборник из шести рассказов и главной пьесы 1937 года, написанный Рашидом Джаханом. Второе издание было опубликовано посмертно в 1963 году по указанию отца Джахана, шейха Абдуллы . [ 10 ]
Библиография
[ редактировать ]Литературные произведения Джахана включают. [ 10 ] [ 1 ]
- Angarey (Nizami Press, Lucknow, 1932)
- Дилли ки Саир
- занавеска персики
- Aurat aur digar afsane (Книжный склад Хашми, Лахор, 1937): сборник пьес и шести рассказов.
- Интимные части
- одна моя поездка
- колчан
- Даже
- Истакшара
- Лорд бедных
- Сальма
- Гоша-э-афият (Уголок процветания), радиоспектакль, поставленный в 1948 году.
- Шула-е Джвала (Индийское издательство, Лакхнау, 1974), опубликовано посмертно под редакцией доктора. Хамида Сайдуззафар и Наим Хан
- ифтар
- Фрукты
- Сауда
- Невестка Асифа Джахана
- Раздражать Ма
- палка слепого
Наследие
[ редактировать ]был проведен мемориал В 1975 году в Академии Галиба в Нью-Дели к 70-летию со дня рождения Джахана. В мероприятии приняли участие ряд известных писателей на урду и хинди, а также многочисленные правительственные чиновники. [ 13 ]
В 2004 году Мусульманский университет Алигарха заблокировал предложенное празднование столетия Рашида Джахана, опасаясь, что «это спровоцирует политическую агитацию». [ 6 ] [ 14 ]
Младшая сестра Джахана, Бегум Хуршид Мирза (1918–1989), была известной киноактрисой в Британской Индии в 1930-х и 1940-х годах, а позже стала опытной телевизионной актрисой в Пакистане . Мирзы Мемуары были опубликованы на английском языке в 2005 году и включают главу о Рашиде Джахане (стр. 86–104, «Существенная женщина: Мемуары Бегум Хуршид Мирзы» , Нью-Дели: Зубаан, 2005). [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Коппола, Карло; Зубайр, Саджида (1987). «Рашид Джахан: первая« разгневанная молодая женщина »в литературе урду » . Журнал южноазиатской литературы . 22 (1): 166–183. ISSN 0091-5637 . JSTOR 40873941 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кумар, Калдип (11 июля 2014 г.). «Рашид Джахан: Бунтарь, у которого есть причина» . Индус (газета) . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Асадуддин, М. (2015). «Обзор бунтовщика и ее дела: жизнь и творчество Рашида Джахана» . Индийская литература . 59 (1 (285)): 179–182. ISSN 0019-5804 . JSTOR 44479275 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аббаси, Аиша (7 сентября 2015 г.). «БУНТАРЬ И ЕЕ ДЕЛО: ЖИЗНЬ И РАБОТА РАШИДА ДЖАХАНА», Рахшанда Джалил, Индия: Women Unlimited, 2012, 248 стр.: Обзоры книг и комментарии» . Международный журнал прикладных психоаналитических исследований . 12 (4): 367–371. дои : 10.1002/aps.1462 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джалил, Ракшанда (2014). Бунтарь и ее дело: жизнь и творчество Рашида Джахана . Карачи. ISBN 978-0-19-940168-0 . OCLC 909026227 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Ханна, Ниту (2018). «Три эксперимента в подчиненной близости» . Постколониальный текст . 13 (4).
- ^ Перейти обратно: а б САИДУЗЗАФАР, ХАМИДА (1987). «JSAL берет интервью у доктора Хамиды Саидуззафара: разговор с невесткой Рашида Джахана, Алигархом, 1973 год» . Журнал южноазиатской литературы . 22 (1): 158–165. ISSN 0091-5637 . JSTOR 40873940 .
- ^ Махуркар, Вайшнави (29 марта 2017 г.). «Рашид Джахан: плохая девочка из литературы на урду | #IndianWomenInHistory» . Феминизм в Индии . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Мадулика (2014). «Радикальные сочинения о женщинах: работа доктора Рашида Джахана» . Труды Индийского исторического конгресса . 75 : 729–735. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44158454 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ПУЛОС, СТИВЕН М. (1987). «Рашид Джахан из Ангаре: ее жизнь и работа» . Индийская литература . 30 (4 (120)): 108–118. ISSN 0019-5804 . JSTOR 23337071 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мирза, Хуршид (1987). «Доктор Рашид Джахан: Моя «Апаби» » . Журнал южноазиатской литературы . 22 (1): 152–157. ISSN 0091-5637 . JSTOR 40873939 .
- ^ Али, Мехр (май 2018 г.). «Женщины PWA: Политика и сочинения Рашида Джахана и Курратулина Хайдера» . Научные работы по W&M .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коппола, Карло (1981). «Группа ангаре: детские ужасы литературы урду» . Ежегодник исследований урду . 1 : 57–69.
- ^ Перейти обратно: а б Бано, Шадаб (февраль 2012 г.). «Сочинения Рашида Джахана: сопротивление и бросающие вызов границам, Ангааре и далее» . Индийский журнал гендерных исследований . 19 (1): 57–71. дои : 10.1177/097152151101900103 . ISSN 0971-5215 . S2CID 145360640 .
- ^ Намита Бхандаре (3 мая 2014 г.). «Рецензия на книгу: Бунтарь и ее дело» . сайт livemint.com . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Рашид Джахан (1905-1952)» . сестринский журнал. Производство Fuuse Дии Хан . 29 августа 2018 г. Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Амрита Дутта (23 мая 2014 г.). «Рашид Джахан: Искра, зажгшая огонь» . Индийский экспресс (газета) . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ ЛАХОР: Дань уважения покойной артистке (Бегум Хуршид Мирза) Dawn (газета), опубликовано 26 марта 2004 г., проверено 24 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женщина (Аурат) , одноактная пьеса, переведенная на английский Стивеном М. Пулосом в «Ежегоднике исследований урду» , т. 1, 1981 г.
- Ангаарай (Penguin Books, 2014)
- Бунтарь и ее дело (Oxford University Press, 2014)
- 1905 рождений
- 1952 смерти
- Смертность от рака матки
- Индийские женщины-писатели рассказов
- Женщины-писатели из Уттар-Прадеша
- Авторы рассказов на языке урду
- Индийские коммунисты
- Люди из Алигарха
- Смертность от рака в Советском Союзе
- Индийские писательницы XX века
- Индийские писатели-публицисты XX века.
- Женщины-коммунистки-писательницы
- Индийские политические писатели
- Индийские женщины-политические писательницы
- Индийские писатели рассказов XX века
- Писатели на языке урду из Индии
- Движение прогрессивных писателей
- Женщины-политики Коммунистической партии Индии
- Политики Коммунистической партии Индии из Уттар-Прадеша