Бишну Дей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Бишну Дей | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 3 декабря 1982 г. Калькутта, Западная Бенгалия , Индия | ( 73 года
Занятия | |
Почести |
|
Часть серии о |
Движение прогрессивных писателей |
---|
Бишну Дей (18 июля 1909 — 3 декабря 1982) — ведущий бенгальский поэт, писатель, эссеист, академик, ценитель искусства и знаток эпохи модернизма и постмодернизма . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Современная бенгальская поэзия зародилась между двумя мировыми войнами . Этот период также был отмечен эскалацией движения за независимость Индии .
Бедность сельских жителей и рабочих, а также неприличное богатство некоторых оппортунистов ввергли молодое поколение в безнадежную депрессию. Молодые поэты начали писать в знак протеста, в новом стиле. Эту литературную кампанию пропагандировали Бишну Дей, Джибанананда Дас , Буддхадеб Басу , Судхидранатх Дутта , Амия Чакраварти и другие. Эти пионеры создали и структурировали современную бенгальскую поэзию в эпоху после Рабиндраната .
Бишну Дей был глубоко погружен в знания своей страны; он был в гармонии с индийскими традициями даже тогда, когда писал то, что можно было бы назвать революционной поэзией, как по форме, так и по содержанию. Бесспорно, его поэзия посвящена фундаментальным событиям в стране и за ее пределами. Он писал о своей стране и ее мужчинах и женщинах, которые тяжело страдали на протяжении всей истории, но каким-то образом остались непобежденными.
Музыка Индии, особенно индийская классическая музыка и песни Рабиндраната, была близка сердцу Дея. Он переводил стихи, написанные на языках сантал, ораон и чхаттисгарх, через Уильяма Арчера и Верье Элвина . И тем не менее, он также был поклонником западной классической музыки и через свою поэзию знакомил читателей с этим жанром, а также с западной мифологией, литературой и искусством.
Бишну Дей всегда поддерживал поистине прогрессивные тенденции в этой стране. «Глубоко увлеченный социальным анализом марксизма, он по-своему добился уникальной умственной адаптации – это стоило ему многого, особенно гнева истеблишмента, но, возможно, оно дало ему поддержку, которая и является секретом его непрекращающихся усилий. литературные труды». ( Хирендранатх Мукерджи , обложка книги Бишну Дея «На солнце и под дождем»)
Основополагающая работа Дея « Смрити Сатта Бхабишят» (স্মৃতি সত্তা ভবিষ্যৎ; «Память, бытие, будущее», 1955–61, опубликовано в 1963 году) создала новый прецедент в бенгальской поэзии. Это принесло ему в 1965 году Академическую премию Сахитьи на бенгали и высшую литературную награду Индии, премию Джнанпитх , в 1971 году. [ 4 ]
Стихи Дея были переведены на английский язык (сам поэт и другие) и на индийские языки, такие как хинди и каннада.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь: Бишну Дей родился в Северной Калькутте 18 июля 1909 года и был пятым из семи детей Монохарини и Абинаша Чандры Дея. Его отец по профессии был адвокатом.
Хотя он начал с Института Митры , Бишну Дей закончил свое обучение в Санскритской университетской школе в 1927 году.
В 1930 году Дей получил промежуточную степень в колледже Бангабаси в Калькутте.
В 1930-32 годах Дей получил степень бакалавра в колледже Святого Павла в Калькутте по специальности английский язык, философия и история. Это был поворотный момент в жизни Дея. Благодаря своим учителям он смог глубоко проникнуть в западную классическую музыку и марксистскую философию – и то, и другое до конца оставалось неотделимым от его существования.
Литературные занятия Дея начались рано, еще в школьные годы. Его первый рассказ «Пуранер Пунорджанма» («Возрождение Пураны») был опубликован в 1928 году в журнале «Прагати» («Прогресс») Будхадебом Басу.
Рассказы и стихи Дея регулярно публиковались в «Прагати», «Бичитре», «Дхупчхая», «Каллоле» и других заслуживающих внимания журналах. Многие стихотворения в его первой и второй книгах были написаны в эти годы.
К этому времени Дей глубоко восхищался работой Т. С. Элиота . В 1928 году он встретил Судхиндранатха Датту из журнала «Поричой» («Введение»), еще одного поэта, с которым он мог по-настоящему общаться. По его просьбе Дутта написал эссе «Кабьер Мукти» («Освобождение поэзии»), которое появилось в первом номере журнала «Поричой» в
Дей был завсегдатаем Поричой « адда » (আড্ডা) – обычно у Судхиндранатха. Здесь он встретил светил из удивительного резерва талантов Бенгалии, таких как художник Джамини Рой и ученый Сатьендра Натх Бос , оба из которых стали друзьями на всю жизнь.
первая книга Дея «Урбоши о В 1933 году вышла Артемида».
В 1934 году он получил степень магистра в Калькуттском университете . То же самое сделала Пранати Рэй Чаудхури, дочь Пхуллоналини и Прабхата Кусума Рэя Чаудхури. Бишну и Пранати поженились в том же году, 2 декабря 1934 года. К этому времени семья переехала в Южную Калькутту.
В июле 1935 года Дей поступил в колледж Рипон (ныне колледж Сурендранат ) в качестве профессора английского языка. Его старшая дочь (Ручира) родилась в сентябре того же года.
К этому времени собственный дом Дея стал известным центром Адды . Певец и композитор Джьотириндра Мойтра (одноклассник Дея по университетским временам), поэты Чанчал Чаттопадхьяй и Самар Сен и многие другие интеллектуалы были постоянными посетителями.
У Дея была дома большая личная библиотека и обширная коллекция западной классической музыки. Музыка и литература во многом связали группу.
1936–1950: Вторая книга Дея «Чорабаали» (চোরাবালি) была опубликована в 1937 году. И хотя ему нравился колледж Рипон (в числе преподавателей были Буддадеб Басу и Хирен Мукерджи), его здоровье начало ухудшаться.
Вторая дочь Дея (Уттара) родилась в июне 1938 года. Его жена Пранати поступила в школу для девочек Камалы учительницей . Семья переехала в 1/10 Prince Golam Mhd. Роуд, адрес, который впоследствии будет часто посещаться интеллигенцией Калькутты на протяжении десятилетий.
Бишну Дей с большим энтузиазмом продолжал переводить Т.С. Элиота. Свою третью книгу «Пурболех» (পূর্বলেখ) он опубликовал в 1941 году.
28 марта 1942 года Фронт прогрессивных писателей был преобразован в Ассоциацию антифашистских писателей и художников при полной поддержке всех писателей и интеллектуалов. Бишну Дей и поэт Субхаш Мукхопадхьяй входили в состав организационного комитета. [ 5 ]
В то время как Вторая мировая война опустошала мир, многие студенты и преподаватели колледжа Рипон бежали из Калькутты, опасаясь воздушных налетов. В конце 1942 года администрация колледжа решила перевести колледж из Калькутты. Дея также попросили перевестись туда. Он ушел в отставку и был вынужден работать частным репетитором, чтобы сводить концы с концами.
С июня по сентябрь 1943 года Дей также работал в Прасанты Чандры Махаланобиса статистической лаборатории в Президентском колледже . Третий ребенок, сын (Джишну), родился в феврале 1943 года.
Это был год Бенгальского голода – миллионы людей бежали из деревень в города только для того, чтобы умереть от голода. Художники Калькуттской группы (для которых Дей был источником вдохновения и постоянной поддержкой) изображали страдания через картины; IPTA использовала сцену; Джьотириндра Мойтра сочинил свой знаменитый « Набоджибанер Гаан ». Бишну Дей принимал непосредственное участие во всех этих движениях.
В 1944 году Дей работал в Государственном департаменте образования Бенгалии и работал на английском факультете Президентского колледжа; в 1947 году его перевели в Центральный колледж Калькутты (ныне известный как колледж Мауланы Азад ). Он ушел из этого колледжа в 1969 году.
Независимость Индии досталась ужасной ценой. Бенгалия была разделена на Восточную Бенгалию (позже Восточный Пакистан , ныне Бангладеш ) и Западную Бенгалию . Нация Пакистан сформировалась на Западе. В этих районах вспыхнули межрелигиозные беспорядки. Началась массовая миграция. Кроме того, движение Тебхага зимой 1946 года началось (крестьянское восстание).
Бишну Дей был крайне огорчен этими событиями. Шаатбхай Чампа и Сандвайпер Чаур были написаны в эти смутные времена.
Дей верил в независимость художников и писателей от любых марксистских догм. В феврале 1947 года он перевел статью французского марксиста Роже Гароди об автономии художников . Национальные марксисты были в ярости. Дей был отвергнут как марксистами, так и его немарксистскими соратниками. Но некоторые старые друзья и молодые поклонники поддержали его.
В 1948 году Дей основал Sahitya Pawtro (সাহিত্য পত্র) — новый журнал, редактором которого был Чанчал Чаттопадхьяй. Дей опубликовал свои статьи и стихи и попросил Джибанананду Даса, Буддхадеба Басу, Судхиндранатха Датта и других помочь добиться литературного успеха.
Исцеление также пришло благодаря тому, что он выбрался из Калькутты. В 1945 году близкий друг Дея из Калькуттской группы, художник Нироде Мазумдар , пригласил семью в Рихию, деревню в Сантал-Парганасе (ныне Джаркханд ). Природная красота этого места способствовала расцвету творческой души Дея. Он даже писал, пусть и недолго, пейзажи Рихии, словно иллюстрируя свою поэзию! Рихия всегда была его убежищем, а позже и домом.
1950 г. и далее: Анвишта (অন্বিষ্ট), сборник стихов, начатый в 1946 году, был опубликован в 1950 году.
Это были возвышенные времена. Двери Дея, всегда широко открытые для друзей, теперь приветствовали новое поколение поэтов. Знаменитые сессии «1/10 адда» представляли собой «Кто есть кто» среди ученых, литераторов, музыкантов, художников, режиссеров, актеров, ученых и других.
Дей разыскивал и посещал народных художников, таких как Балай Пал, и коллекционеров народного искусства, таких как Хирендра Натх Митра и Камаль Кумар Маджумдар . Дэвид Маккатчион , специалист по терракотовым храмам Бенгалии, был частым гостем.
Несмотря на несколько приглашений из-за границы, Дей так и не решился покинуть Индию, но мир все же прибыл к его порогу, чтобы оценить его работу и знания. Во время Второй мировой войны многие британские и американские солдаты, дислоцированные в Калькутте, интересовались индийским искусством и культурой и посетили Дей; некоторые стали друзьями на всю жизнь. На протяжении многих лет его посещали такие литературные деятели, как Э. М. Форстер и Пабло Неруда , в 1/10.
В документальном фильме Дебабраты Роя о Бишну Дее 2011 года рассказчик цитирует поэта Самара Сена: «Интернационалист, Бишну Дей никогда не выезжал за границу, отказываясь от многочисленных приглашений и соблазнов, и никто никогда не видел его в западной одежде. Почти идеальный бенгальец по манерам , его знание мира было завидным».
Смерть
[ редактировать ]После того, как его жена Пранати вышла на пенсию в 1971 году, они переехали в Рихию, где Дей продолжил писать. Однако из-за отсутствия медицинских учреждений они были вынуждены вернуться в Калькутту, где после продолжительной болезни 3 декабря 1982 года Бишну Дей скончался.
Публикации
[ редактировать ]Поэзия: Урбоши О Артемида (1933) • Чорабаали (1937) • Пурболех (1941) • Байше Джун (1942) слился с Шаатбхай Чампа (1945) • Сандвайпер Чавр (1947) • Анвишта (1950) • Наам Рекечи Комал Гандхар (1953) • Алехья (1958) • Туми Шудху Пончише Бойсах (1958) • Смрити Сатта Бхабишьят (1963) • Шей Андхокар Чаай (1966) • Самбад Мулото Кабьо (1969) • Итихаше Трагический Уллаше (1970) • Ишабашё Дибаниша (1970) • Раби Корожджол Нийодеше (1973) • Читраруп Матто Притибир (1975) • Утторе Тако Муно (1977) • Аамаар Хридойе Банчо (1981)
Сборник стихотворений: Бишну Дей-р Шрешта Кобита (1955) • Экуш Баиш (1965) • Рушоти Панчашоти (1967) • Бочхор Пночиш (1974) • Кобита Самогро Том. 1 (1989), Том. 2 (1990), Том. 3 (1995) • Кобита Самогро (2015, сборник)
Переводы: Карамельная кукла (1946, с Пранати Дей, «Кхирер Путул» Абаниндраната Тхакура) • Самудрер Муно (1946, «Le Silence de la mer» Веркора) • Элиот-р Кобита (1953, 1960, 1969) • Эй Бидеши Пхул (1956, сборник переводных стихов.) • Мао Цзэ-дун (1958, 18 стихотворений) • Африка-и Азия-у Мурали Мридонге Турдже (1970, в основном из современных африканских стихов) • Избранные стихи (1972, Бишну Дей) стихи в переводе поэта и др.) • Трагическое ликование истории (1973, стихи Бишну Дея в переводе поэта) • Туми Рабе ки Бидешини (1986, расширенная и отредактированная версия Эй Бидеши Пхул)
Очерки: Искусство Джамини Роя (1944, с Джоном Ирвином) • Знакомство с Нироде Мазумдаром (1946) • Ручи О Прагати (1946) • Сахитьер Бхабишьят (1952) • Картины Рабиндраната Тагора (1958) • Индия и современное искусство (1959) ) ) • Сахитьер Деш Бидеш (1962) • Сатьендранат Бос: Легенда при жизни (1964) • Рабиндранат О Шилпсахитье Адхуникатар Самашья (1966) • На солнце и дожде: Очерки по эстетике (1972) • Речь Шри Бишну Дея , лауреат премии (1973) • Джанасадхаранер Ручи (1975) • Джамини Рой (1977) • Секал Теке Экал (1980) • Чхарано Эй Джибан (Мемуары: Эта рассеянная жизнь; расшифровано и опубликовано в Ананда Базар Патрика; включено в Кобита Самогро ) • Сборник эссе, опубликованный издательством Dey's Publishing в двух томах.
Идеология
[ редактировать ]Бишну Дей был вдохновлен марксистской философией . Он был одним из основателей Ассоциации антифашистских писателей и художников в 1942 году.
Как поэт, он был вдохновлен и взволнован идеями и стилем Т. С. Элиота. Дей был заядлым читателем мировой литературы. Но именно работа Рабиндраната осталась для него бесподобной.
Похвалы
[ редактировать ]- Премия Сахитьи Академии (1965)
- Премия Джананпита (1971)
- Советская земельная премия Рушоти Панчашати
Ссылки
[ редактировать ]На основе официальной биографии Аруна Сена «Бишну Дей», опубликованной Академией Сахитья в 1998 году (2-е издание, 2013 г./3-е издание, 2016 г.).
- ^ Сачиданандан, изд. (2006). Подписи: сто индийских поэтов . Национальный книжный фонд. п. 444.
- ^ Caltuttaweb - бенгальская литература. Архивировано 19 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ webinia123.com-премия правительства Индии-джнанпитх
- ^ «Официальные списки лауреатов Джнанпита» . Веб-сайт Джнанпитх . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
- ^ Дутта, Кришна (2003). Калькутта: культурная и литературная история . Сигнальные книги. п. 219. ИСБН 1-902669-59-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1909 рождений
- 1982 смертей
- Бенгальские поэты-мужчины
- Индийские поэты-мужчины
- Выпускники колледжа Бангабаси
- Академический состав Президентского университета, Калькутта
- Лауреаты премии Сахитья Академии на бенгальском языке
- Лауреаты премии Джнанпитх
- Выпускники миссионерского колледжа собора Святого Павла
- Выпускники Калькуттского университета
- Академический состав Калькуттского университета
- Индийские литературные критики
- Индийские поэты XX века
- Поэты Западной Бенгалии
- Писатели из Калькутты
- Индийские писатели-мужчины XX века