Jump to content

Бишну Дей

Бишну Дей
Рожденный ( 1909-07-18 ) 18 июля 1909 г.
Умер 3 декабря 1982 г. ) ( 1982-12-03 ) ( 73 года
Занятия
Почести

Бишну Дей (18 июля 1909 — 3 декабря 1982) — ведущий бенгальский поэт, писатель, эссеист, академик, ценитель искусства и знаток эпохи модернизма и постмодернизма . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Современная бенгальская поэзия зародилась между двумя мировыми войнами . Этот период также был отмечен эскалацией движения за независимость Индии .

Бедность сельских жителей и рабочих, а также неприличное богатство некоторых оппортунистов ввергли молодое поколение в безнадежную депрессию. Молодые поэты начали писать в знак протеста, в новом стиле. Эту литературную кампанию пропагандировали Бишну Дей, Джибанананда Дас , Буддхадеб Басу , Судхидранатх Дутта , Амия Чакраварти и другие. Эти пионеры создали и структурировали современную бенгальскую поэзию в эпоху после Рабиндраната .

Бишну Дей был глубоко погружен в знания своей страны; он был в гармонии с индийскими традициями даже тогда, когда писал то, что можно было бы назвать революционной поэзией, как по форме, так и по содержанию. Бесспорно, его поэзия посвящена фундаментальным событиям в стране и за ее пределами. Он писал о своей стране и ее мужчинах и женщинах, которые тяжело страдали на протяжении всей истории, но каким-то образом остались непобежденными.

Музыка Индии, особенно индийская классическая музыка и песни Рабиндраната, была близка сердцу Дея. Он переводил стихи, написанные на языках сантал, ораон и чхаттисгарх, через Уильяма Арчера и Верье Элвина . И тем не менее, он также был поклонником западной классической музыки и через свою поэзию знакомил читателей с этим жанром, а также с западной мифологией, литературой и искусством.

Бишну Дей всегда поддерживал поистине прогрессивные тенденции в этой стране. «Глубоко увлеченный социальным анализом марксизма, он по-своему добился уникальной умственной адаптации – это стоило ему многого, особенно гнева истеблишмента, но, возможно, оно дало ему поддержку, которая и является секретом его непрекращающихся усилий. литературные труды». ( Хирендранатх Мукерджи , обложка книги Бишну Дея «На солнце и под дождем»)

Основополагающая работа Дея « Смрити Сатта Бхабишят» (স্মৃতি সত্তা ভবিষ্যৎ; «Память, бытие, будущее», 1955–61, опубликовано в 1963 году) создала новый прецедент в бенгальской поэзии. Это принесло ему в 1965 году Академическую премию Сахитьи на бенгали и высшую литературную награду Индии, премию Джнанпитх , в 1971 году. [ 4 ]

Стихи Дея были переведены на английский язык (сам поэт и другие) и на индийские языки, такие как хинди и каннада.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь: Бишну Дей родился в Северной Калькутте 18 июля 1909 года и был пятым из семи детей Монохарини и Абинаша Чандры Дея. Его отец по профессии был адвокатом.

Хотя он начал с Института Митры , Бишну Дей закончил свое обучение в Санскритской университетской школе в 1927 году.

В 1930 году Дей получил промежуточную степень в колледже Бангабаси в Калькутте.

В 1930-32 годах Дей получил степень бакалавра в колледже Святого Павла в Калькутте по специальности английский язык, философия и история. Это был поворотный момент в жизни Дея. Благодаря своим учителям он смог глубоко проникнуть в западную классическую музыку и марксистскую философию – и то, и другое до конца оставалось неотделимым от его существования.

Литературные занятия Дея начались рано, еще в школьные годы. Его первый рассказ «Пуранер Пунорджанма» («Возрождение Пураны») был опубликован в 1928 году в журнале «Прагати» («Прогресс») Будхадебом Басу.

Рассказы и стихи Дея регулярно публиковались в «Прагати», «Бичитре», «Дхупчхая», «Каллоле» и других заслуживающих внимания журналах. Многие стихотворения в его первой и второй книгах были написаны в эти годы.

К этому времени Дей глубоко восхищался работой Т. С. Элиота . В 1928 году он встретил Судхиндранатха Датту из журнала «Поричой» («Введение»), еще одного поэта, с которым он мог по-настоящему общаться. По его просьбе Дутта написал эссе «Кабьер Мукти» («Освобождение поэзии»), которое появилось в первом номере журнала «Поричой» в

Дей был завсегдатаем Поричой « адда » (আড্ডা) – обычно у Судхиндранатха. Здесь он встретил светил из удивительного резерва талантов Бенгалии, таких как художник Джамини Рой и ученый Сатьендра Натх Бос , оба из которых стали друзьями на всю жизнь.

первая книга Дея «Урбоши о В 1933 году вышла Артемида».

В 1934 году он получил степень магистра в Калькуттском университете . То же самое сделала Пранати Рэй Чаудхури, дочь Пхуллоналини и Прабхата Кусума Рэя Чаудхури. Бишну и Пранати поженились в том же году, 2 декабря 1934 года. К этому времени семья переехала в Южную Калькутту.

В июле 1935 года Дей поступил в колледж Рипон (ныне колледж Сурендранат ) в качестве профессора английского языка. Его старшая дочь (Ручира) родилась в сентябре того же года.

К этому времени собственный дом Дея стал известным центром Адды . Певец и композитор Джьотириндра Мойтра (одноклассник Дея по университетским временам), поэты Чанчал Чаттопадхьяй и Самар Сен и многие другие интеллектуалы были постоянными посетителями.

У Дея была дома большая личная библиотека и обширная коллекция западной классической музыки. Музыка и литература во многом связали группу.

1936–1950: Вторая книга Дея «Чорабаали» (চোরাবালি) была опубликована в 1937 году. И хотя ему нравился колледж Рипон (в числе преподавателей были Буддадеб Басу и Хирен Мукерджи), его здоровье начало ухудшаться.

Вторая дочь Дея (Уттара) родилась в июне 1938 года. Его жена Пранати поступила в школу для девочек Камалы учительницей . Семья переехала в 1/10 Prince Golam Mhd. Роуд, адрес, который впоследствии будет часто посещаться интеллигенцией Калькутты на протяжении десятилетий.

Бишну Дей с большим энтузиазмом продолжал переводить Т.С. Элиота. Свою третью книгу «Пурболех» (পূর্বলেখ) он опубликовал в 1941 году.

28 марта 1942 года Фронт прогрессивных писателей был преобразован в Ассоциацию антифашистских писателей и художников при полной поддержке всех писателей и интеллектуалов. Бишну Дей и поэт Субхаш Мукхопадхьяй входили в состав организационного комитета. [ 5 ]

В то время как Вторая мировая война опустошала мир, многие студенты и преподаватели колледжа Рипон бежали из Калькутты, опасаясь воздушных налетов. В конце 1942 года администрация колледжа решила перевести колледж из Калькутты. Дея также попросили перевестись туда. Он ушел в отставку и был вынужден работать частным репетитором, чтобы сводить концы с концами.

С июня по сентябрь 1943 года Дей также работал в Прасанты Чандры Махаланобиса статистической лаборатории в Президентском колледже . Третий ребенок, сын (Джишну), родился в феврале 1943 года.

Это был год Бенгальского голода – миллионы людей бежали из деревень в города только для того, чтобы умереть от голода. Художники Калькуттской группы (для которых Дей был источником вдохновения и постоянной поддержкой) изображали страдания через картины; IPTA использовала сцену; Джьотириндра Мойтра сочинил свой знаменитый « Набоджибанер Гаан ». Бишну Дей принимал непосредственное участие во всех этих движениях.

В 1944 году Дей работал в Государственном департаменте образования Бенгалии и работал на английском факультете Президентского колледжа; в 1947 году его перевели в Центральный колледж Калькутты (ныне известный как колледж Мауланы Азад ). Он ушел из этого колледжа в 1969 году.

Независимость Индии досталась ужасной ценой. Бенгалия была разделена на Восточную Бенгалию (позже Восточный Пакистан , ныне Бангладеш ) и Западную Бенгалию . Нация Пакистан сформировалась на Западе. В этих районах вспыхнули межрелигиозные беспорядки. Началась массовая миграция. Кроме того, движение Тебхага зимой 1946 года началось (крестьянское восстание).

Бишну Дей был крайне огорчен этими событиями. Шаатбхай Чампа и Сандвайпер Чаур были написаны в эти смутные времена.

Дей верил в независимость художников и писателей от любых марксистских догм. В феврале 1947 года он перевел статью французского марксиста Роже Гароди об автономии художников . Национальные марксисты были в ярости. Дей был отвергнут как марксистами, так и его немарксистскими соратниками. Но некоторые старые друзья и молодые поклонники поддержали его.

В 1948 году Дей основал Sahitya Pawtro (সাহিত্য পত্র) — новый журнал, редактором которого был Чанчал Чаттопадхьяй. Дей опубликовал свои статьи и стихи и попросил Джибанананду Даса, Буддхадеба Басу, Судхиндранатха Датта и других помочь добиться литературного успеха.

Исцеление также пришло благодаря тому, что он выбрался из Калькутты. В 1945 году близкий друг Дея из Калькуттской группы, художник Нироде Мазумдар , пригласил семью в Рихию, деревню в Сантал-Парганасе (ныне Джаркханд ). Природная красота этого места способствовала расцвету творческой души Дея. Он даже писал, пусть и недолго, пейзажи Рихии, словно иллюстрируя свою поэзию! Рихия всегда была его убежищем, а позже и домом.

1950 г. и далее: Анвишта (অন্বিষ্ট), сборник стихов, начатый в 1946 году, был опубликован в 1950 году.

Это были возвышенные времена. Двери Дея, всегда широко открытые для друзей, теперь приветствовали новое поколение поэтов. Знаменитые сессии «1/10 адда» представляли собой «Кто есть кто» среди ученых, литераторов, музыкантов, художников, режиссеров, актеров, ученых и других.

Дей разыскивал и посещал народных художников, таких как Балай Пал, и коллекционеров народного искусства, таких как Хирендра Натх Митра и Камаль Кумар Маджумдар . Дэвид Маккатчион , специалист по терракотовым храмам Бенгалии, был частым гостем.

Несмотря на несколько приглашений из-за границы, Дей так и не решился покинуть Индию, но мир все же прибыл к его порогу, чтобы оценить его работу и знания. Во время Второй мировой войны многие британские и американские солдаты, дислоцированные в Калькутте, интересовались индийским искусством и культурой и посетили Дей; некоторые стали друзьями на всю жизнь. На протяжении многих лет его посещали такие литературные деятели, как Э. М. Форстер и Пабло Неруда , в 1/10.

В документальном фильме Дебабраты Роя о Бишну Дее 2011 года рассказчик цитирует поэта Самара Сена: «Интернационалист, Бишну Дей никогда не выезжал за границу, отказываясь от многочисленных приглашений и соблазнов, и никто никогда не видел его в западной одежде. Почти идеальный бенгальец по манерам , его знание мира было завидным».

После того, как его жена Пранати вышла на пенсию в 1971 году, они переехали в Рихию, где Дей продолжил писать. Однако из-за отсутствия медицинских учреждений они были вынуждены вернуться в Калькутту, где после продолжительной болезни 3 декабря 1982 года Бишну Дей скончался.

Публикации

[ редактировать ]

Поэзия: Урбоши О Артемида (1933) • Чорабаали (1937) • Пурболех (1941) • Байше Джун (1942) слился с Шаатбхай Чампа (1945) • Сандвайпер Чавр (1947) • Анвишта (1950) • Наам Рекечи Комал Гандхар (1953) • Алехья (1958) • Туми Шудху Пончише Бойсах (1958) • Смрити Сатта Бхабишьят (1963) • Шей Андхокар Чаай (1966) • Самбад Мулото Кабьо (1969) • Итихаше Трагический Уллаше (1970) • Ишабашё Дибаниша (1970) • Раби Корожджол Нийодеше (1973) • Читраруп Матто Притибир (1975) • Утторе Тако Муно (1977) • Аамаар Хридойе Банчо (1981)

Сборник стихотворений: Бишну Дей-р Шрешта Кобита (1955) • Экуш Баиш (1965) • Рушоти Панчашоти (1967) • Бочхор Пночиш ​​(1974) • Кобита Самогро Том. 1 (1989), Том. 2 (1990), Том. 3 (1995) • Кобита Самогро (2015, сборник)

Переводы: Карамельная кукла (1946, с Пранати Дей, «Кхирер Путул» Абаниндраната Тхакура) • Самудрер Муно (1946, «Le Silence de la mer» Веркора) • Элиот-р Кобита (1953, 1960, 1969) • Эй Бидеши Пхул (1956, сборник переводных стихов.) • Мао Цзэ-дун (1958, 18 стихотворений) • Африка-и Азия-у Мурали Мридонге Турдже (1970, в основном из современных африканских стихов) • Избранные стихи (1972, Бишну Дей) стихи в переводе поэта и др.) • Трагическое ликование истории (1973, стихи Бишну Дея в переводе поэта) • Туми Рабе ки Бидешини (1986, расширенная и отредактированная версия Эй Бидеши Пхул)

Очерки: Искусство Джамини Роя (1944, с Джоном Ирвином) • Знакомство с Нироде Мазумдаром (1946) • Ручи О Прагати (1946) • Сахитьер Бхабишьят (1952) • Картины Рабиндраната Тагора (1958) • Индия и современное искусство (1959) ) ) • Сахитьер Деш Бидеш (1962) • Сатьендранат Бос: Легенда при жизни (1964) • Рабиндранат О Шилпсахитье Адхуникатар Самашья (1966) • На солнце и дожде: Очерки по эстетике (1972) • Речь Шри Бишну Дея , лауреат премии (1973) • Джанасадхаранер Ручи (1975) • Джамини Рой (1977) • Секал Теке Экал (1980) • Чхарано Эй Джибан (Мемуары: Эта рассеянная жизнь; расшифровано и опубликовано в Ананда Базар Патрика; включено в Кобита Самогро ) • Сборник эссе, опубликованный издательством Dey's Publishing в двух томах.

Идеология

[ редактировать ]

Бишну Дей был вдохновлен марксистской философией . Он был одним из основателей Ассоциации антифашистских писателей и художников в 1942 году.

Как поэт, он был вдохновлен и взволнован идеями и стилем Т. С. Элиота. Дей был заядлым читателем мировой литературы. Но именно работа Рабиндраната осталась для него бесподобной.

На основе официальной биографии Аруна Сена «Бишну Дей», опубликованной Академией Сахитья в 1998 году (2-е издание, 2013 г./3-е издание, 2016 г.).

  1. ^ Сачиданандан, изд. (2006). Подписи: сто индийских поэтов . Национальный книжный фонд. п. 444.
  2. ^ Caltuttaweb - бенгальская литература. Архивировано 19 июля 2013 г. в Wayback Machine.
  3. ^ webinia123.com-премия правительства Индии-джнанпитх
  4. ^ «Официальные списки лауреатов Джнанпита» . Веб-сайт Джнанпитх . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
  5. ^ Дутта, Кришна (2003). Калькутта: культурная и литературная история . Сигнальные книги. п. 219. ИСБН  1-902669-59-2 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff9e041bdb418d1bbbfb04f0e5133d19__1719842760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/19/ff9e041bdb418d1bbbfb04f0e5133d19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bishnu Dey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)