Jump to content

Мулк Радж Ананд

Мулк Радж Ананд
Рожденный ( 1905-12-12 ) 12 декабря 1905 г.
Пешавар , СЗПП , Британская Индия
(сейчас в Хайбер-Пахтунхве , Пакистан )
Умер 28 сентября 2004 г. (28 сентября 2004 г.) (98 лет)
Пуна , Махараштра , Индия
Занятие Писатель
Альма-матер Кембриджский университет
Университетский колледж Лондона
Колледж Хальса, Амритсар
Период 20 век
Жанр Реалистичная фантастика
Заметная работа Кули ; Неприкасаемый
Заметные награды Премия Сахитьи Академии (1971)
Падма Бхушан (1968)
Международная премия мира (1953 г.)
Супруги Ширин Ваджифдар
Подпись

Мулк Радж Ананд (12 декабря 1905 г. - 28 сентября 2004 г.) был индийским писателем на английском языке, получившим известность за изображение жизни беднейших каст в традиционном индийском обществе. Один из пионеров индо-английской художественной литературы, он вместе с Р.К. Нараяном , Ахмадом Али и Раджей Рао был одним из первых индийских писателей на английском языке, получивших международную читательскую аудиторию. Анандом восхищаются его романы и рассказы, которые приобрели статус классики современной индийско-английской литературы; они известны своим проницательным пониманием жизни угнетенных и анализом обнищания, эксплуатации и несчастий. [1] [2] [3] Он стал известен своим романом протеста « Неприкасаемые» (1935), за которым последовали другие работы об индийских бедняках, такие как «Кули» (1936) и «Два листа и бутон» (1937). [4] Он также известен как один из первых писателей, включивших идиомы пенджаби и хиндустани в английский язык. [5] и был удостоен гражданской награды Падма Бхушан . [6]

Молодость образование и

Мулк Радж Ананд родился в семье индуистов Хатри в Пешаваре . [7] Ананд учился в колледже Хальса в Амритсаре , который окончил с отличием в 1924 году. [5] до переезда в Англию. Работая в ресторане, чтобы прокормить себя, он поступил Университетский колледж Лондона на бакалавриат в , а затем учился в Кембриджском университете , получив в 1929 году степень доктора философии, защитив диссертацию о Бертране Расселе и английских эмпириках . [8] За это время он подружился с членами Bloomsbury Group . Он также провел время в Женеве , читая лекции в Лиги Наций Международном комитете по интеллектуальному сотрудничеству .

Ананд женился на английской актрисе и коммунистке Кэтлин Ван Гелдер в 1938 году; до развода в 1948 году у них родилась дочь Сушила. [9]

Карьера [ править ]

Литературная карьера Мулка Раджа Ананда началась с семейной трагедии, возникшей из-за жесткости кастовой системы Индии . Его первое прозаическое эссе было ответом на самоубийство тети, отлученной от церкви за то, что она разделила трапезу с мусульманкой . [10] [11] Его первый роман «Неприкасаемые» , опубликованный в 1935 году, представляет собой пугающее разоблачение жизни индийской касты неприкасаемых , которой в то время пренебрегали. В романе рассказывается об одном дне из жизни Бахи, уборщика туалета, который случайно сталкивается с представителем высшей касты, что вызывает серию унижений. Баха ищет спасение от трагедии судьбы, в которой он родился, разговаривая с христианским миссионером , слушая речь Махатмы Ганди о неприкасаемости и последующий разговор двух образованных индийцев, но к концу книги Ананд предполагает, что именно технология в виде недавно появившегося туалета со смывом может стать его спасением, устранив необходимость в касте чистильщиков туалетов.

«Неприкасаемый» , в котором отражена народная изобретательность английской идиомы пенджаби и хинди , получил широкое признание и принес Ананду репутацию индийского Чарльза Диккенса . Введение к роману было написано его другом Э. М. Форстером , с которым он познакомился во время работы над Т. С. Элиота журналом «Критерион» . [12] Форстер пишет: «Избегая риторики и многословия, он проник прямо в суть предмета и очистил его».

Деля свое время между Лондоном и Индией в 1930-х и 40-х годах, [5] Ананд был активным участником движения за независимость Индии . Находясь в Лондоне, он писал пропагандистские материалы в защиту Индии вместе с будущим министром обороны Индии В.К. Кришной Меноном , одновременно пытаясь зарабатывать на жизнь писателем и журналистом. [13] В то же время он поддерживал левые движения по всему миру, отправляясь в Испанию, чтобы добровольно участвовать в гражданской войне в Испании , хотя его роль в конфликте была скорее журналистской, чем военной. он провел, Вторую мировую войну работая сценаристом на BBC в Лондоне, где стал другом Джорджа Оруэлла . Рецензия Оруэлла на роман Ананда «Меч и серп» 1942 года намекает на значение его публикации: «Хотя роман г-на Ананда по-прежнему был бы интересен сам по себе, если бы он был написан англичанином, невозможно читать его, не вспоминая каждые несколько страниц это также культурная диковинка. Рост англоязычной индийской литературы — странное явление, и оно окажет свое влияние на послевоенный мир». [14] Он также был другом Пикассо и имел картины Пикассо в своей личной коллекции произведений искусства.

Ананд вернулся в Индию в 1947 году и продолжил здесь свою потрясающую литературную деятельность. Его работы включают стихи и эссе на самые разные темы, а также автобиографии, романы и рассказы. Среди его романов выделяются «Деревня» (1939), «Черные воды» (1939), «Меч и серп» (1942), все написанные в Англии; Кули (1936) и «Частная жизнь индийского принца» (1953), пожалуй, самые важные из его произведений, написанных в Индии. Он также основал литературный журнал «Марг» и преподавал в различных университетах. В 1970-е годы он работал с Международной организацией прогресса (IPO) над проблемой культурного самосознания между народами. Его вклад в конференцию IPO в Инсбруке ( Австрия ) в 1974 году. [15] оказал особое влияние на дебаты, которые позже стали известны под названием «Диалог между цивилизациями». Ананд также прочитал серию лекций о выдающихся индийцах, в том числе о Махатме Ганди , Джавахарлале Неру и Рабиндранате Тагоре , отмечая их достижения и значение и уделяя особое внимание их различным проявлениям гуманизма .

Его роман 1953 года «Частная жизнь индийского принца» автобиографичен, как и все его последующие произведения. В 1950 году Ананд приступил к написанию автобиографического романа из семи частей под названием «Семь возрастов человека» , из которого ему удалось завершить только четыре части, начиная с « Семи лет» в 1951 году , за которыми последовали «Утреннее лицо» (1968), « Исповедь любовника ». (1976) и «Пузырь» (1984). [16] Как и большая часть его более поздних работ, она содержит элементы его духовного пути, когда он изо всех сил пытается достичь более высокой степени самосознания. [17] Его роман 1964 года «Смерть героя» был основан на жизни Макбула Шервани . Он был адаптирован как Макбул Ки Ваапси на DD Kashir . [18] [19]

Ананд был связан с Би-би-си в радиостанцией Восточной службы 1940-х годах, где он транслировал литературные программы, включая рецензии на книги, биографии авторов и интервью с такими авторами, как Инес Холден . [20] В многосерийной радиопрограмме, которую он вел, он обсуждал поэзию и литературную критику, часто призывая к использованию в художественной литературе повествований о рабочем классе. [20]

Политическая ориентация [ править ]

Ананд всю жизнь был социалистом. Его романы атакуют различные аспекты социальной структуры Индии, а также наследие британского правления в Индии; они считаются важными социальными заявлениями, а также литературными артефактами. Сам Ананд был непоколебим в своем убеждении, что политика и литература остаются неразрывно связаны друг с другом. [21] Он был одним из основателей Ассоциации прогрессивных писателей , а также помогал в составлении манифеста ассоциации. [22]

Дальнейшая жизнь [ править ]

В 1950 году Ананд женился на Ширин Ваджифдар , классической танцовщице- парси из Бомбея . [23] [24] Он умер от пневмонии в Пуне 28 сентября 2004 года в возрасте 98 лет. [23]

Мулка Работы Ананда Раджа

Романы [ править ]

Сборники рассказов [ править ]

  • Потерянный ребенок и другие истории (1934, Лондон: Дж. А. Аллен)
  • Профсоюз парикмахеров и другие истории (1944, Лондон: Джонатан Кейп)
  • Трактор и богиня кукурузы и другие истории (1947, Бомбей: Такер)
  • Размышления о золотой кровати и других историях (1953, Бомбей: Текущий книжный дом)
  • Сила тьмы и другие истории (1959, Бомбей: Джайко )
  • Ладжванти и другие истории (1966, Бомбей: Джайко)
  • Между слезами и смехом (1973, Нью-Дели: Стерлинг)
  • Избранные рассказы Мулка Раджа Ананда (1977, Нью-Дели: Арнольд-Хейнеманн, редактор М.К. Найка)
  • У вещей есть свой путь и другие истории (1998, Нью-Дели: Восток)
  • Золотые часы
  • Долг

Детская литература [ править ]

  • Индийские сказки (1946, Бомбей: Кутуб)
  • История Индии (1948, Бомбей: Кутуб)
  • История человека (1952, Нью-Дели: сикхское издательство)
  • Еще индийские сказки (1961, Бомбей: Кутуб) [25]
  • История Чачи Неру (1965, Нью-Дели: Раджпал и сыновья)
  • Мора (1972, Нью-Дели: Национальный книжный фонд)
  • Народные сказки Пенджаба (1974, Нью-Дели: Стерлинг)
  • Один день из жизни майи из Мохенджо-Даро (1978, Нью-Дели: Фонд детской книги)
  • Английский короля-императора или роль английского языка в свободной Индии (1948, Бомбей: Хинд Китабс)
  • Некоторые уличные игры Индии (1983, Нью-Дели: Национальный книжный фонд)
  • Читралакшана: История индийских картин (1989, Нью-Дели: Национальный книжный фонд)

Книги по искусству [ править ]

  • Персидская живопись (1930, Лондон: Faber & Faber )
  • Индуистский взгляд на искусство (1933, Бомбей: Издательство Asia, Лондон: Allen & Unwin )
  • Как проверить изображение: лекции о зрении и взгляде (1935)
  • Введение в индийское искусство (1956, Мадрас: Теософское издательство, автор: Ананда Кумарасвами) (редактор) [26]
  • Танцующая нога (1957, Нью-Дели: Отдел публикаций )
  • Кама Кала: Некоторые заметки о философских основах индуистской эротической скульптуры (1958, Лондон: Скилтон) [27]
  • Индия в цвете (1959, Бомбей: Тарапоревала)
  • Посвящение Каджураахо (1960, Бомбей: Marg Publications ) (в соавторстве со Стеллой Крамриш ) [28]
  • Третий глаз: лекция о понимании искусства (1963, Чандигарх: Университет Пенджаба )
  • Вулкан: некоторые комментарии к развитию эстетических теорий Рабиндраната Тагора (1968, Барода: Университет Махараджи Саяджирао )
  • Индийские картины (1973, Национальный книжный фонд )
  • Семь малоизвестных птиц внутреннего глаза (1978, Вермонт: Уиттлс)
  • Поэт-художник: Картины Рабиндраната Тагора (1985, Нью-Дели: Abhinav Publications)
  • Великолепие наследия Химачала (редактор, 1997, Нью-Дели: Abhinav Publications)

Письма [ править ]

  • Письма об Индии (1942, Лондон: Routledge )
  • Автор критику: Письма Мулка Раджа Ананда (1973, Калькутта: Мастерская писателей, редактор Сарос Ковасджи)
  • Письма Мулка Раджа Ананда (1974, Калькутта: Мастерская писателей, редактор Сарос Ковасджи)
  • Калибан и Ганди: письма «Бапу» из Бомбея (1991, Нью-Дели: Arnold Publishers)
  • Старый миф и новый миф: письма Мулка Раджа Ананда к КВС Мурти (1991, Калькутта: Мастерская писателей)
  • Ананд Альме: Письма Мулка Раджа Ананда (1994, Калькутта: Мастерская писателей, изд. Атма Рам)

Другие работы [ править ]

  • Карри и другие индийские блюда (1932, Лондон: Десмонд Хармсворт)
  • Золотое дыхание: исследования пяти поэтов новой Индии (1933, Лондон: Мюррей ) [29]
  • Маркс и Энгельс об Индии (1937, Аллахабад: Социалистический книжный клуб) (редактор)
  • Апология героизма: эссе в поисках веры (1946, Лондон: Линдси Драммонд)
  • Посвящение Тагору (1946, Лахор: Сангам)
  • Об образовании (1947, Бомбей: Хинд Китабс)
  • Строки, написанные в индийском стиле: очерки (1949, Бомбей: публикации Наланды)
  • Индийский театр (1950, Лондон: Добсон)
  • Гуманизм Ганди: три лекции (1967, Чандигарх: Университет Пенджаба)
  • Критические очерки индийской письменности на английском языке (1972, Бомбей: Macmillan)
  • Корни и цветы: две лекции о метаморфозе техники и содержания в индийско-английском романе (1972, Дхарвад: Карнатакский университет )
  • Гуманизм Джавахарлала Неру (1978, Калькутта: Вишва-Бхарати)
  • Гуманизм Рабиндраната Тагора: три лекции (1978, Аурангабад: Университет Маратвады )
  • Существует ли современная индийская цивилизация? (1963, Бомбей: Издательство Asia)
  • Разговоры в Блумсбери (1981, Лондон: Wildwood House и Нью-Дели: Арнольд-Хайнеманн)
  • Пилпали Сахаб: История детства под властью Раджа (1985, Нью-Дели: Арнольд-Хейнеманн); Пилпали Сахаб: История большого эго маленького мальчика (1990, Лондон: Аспект)
  • Голоса перехода - Влияние Британии на писателей из Азии, Карибского бассейна и Африки. Фердинанд Деннис , Насим Хан (редакторы), Лондон: Змеиный хвост, 1998. Мулк Радж Ананд: стр. 77 «Писатель в изгнании».

Известные награды [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Закария, Рафик (29 сентября 2004 г.). «Очень английский, больше индийский» . Индийский экспресс .
  2. ^ «... можно сказать, что они переняли у британских писателей, таких как Э. М. Форстер и Эдвард Томпсон, задачу интерпретации современной Индии для себя и мира». Оксфордская история Индии , Винсент А. Смит (3-е издание, изд. Персиваль Спир ), 1967, стр. 838.
  3. ^ Хоскоте, Ранджит (29 сентября 2004 г.). «Последний из великой тройки индийско-английской художественной литературы: Энциклопедия искусств» . Индус . Архивировано из оригинала 17 декабря 2004 года . Проверено 29 августа 2019 г.
  4. ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 16 . ISBN  978-0198691372 .
  5. ^ Jump up to: а б с «Профиль Мулка Раджа Ананда» , iloveindia.com.
  6. ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
  7. ^ Сингх, Гурхарпал (1994). Коммунизм в Пенджабе: исследование движения до 1967 года . Публикации Аджанты. п. 312. ИСБН  978-81-202-0403-4 .
  8. ^ Уолш, Уильям, Индийская литература на английском языке , Longman Group Limited (1990), стр. 63.
  9. ^ «Мулк Радж Ананд» . «Дейли телеграф» . 29 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 4 октября 2017 г.
  10. ^ Джордж, CJ, Мулк Радж Ананд, Его искусство и проблемы: исследование его неавтобиографических романов , Нью-Дели: Atlantic Publishers, 1994.
  11. ^ Вадикар, Шайладжа Б., » Мулка Раджа Ананда «Безмолвное страдание и агония в «Неприкасаемых » , в книге Амар Натх Прасад и Раджив К. Малик, Индийская английская поэзия и художественная литература: критические разъяснения , Том 1, Нью-Дели: Саруп и сыновья, 2007, п. 144–155.
  12. ^ «Мулк Радж Ананд» , Penguin India.
  13. ^ Ковасджи, Сарос. Так много свобод: исследование основной художественной литературы Мулка Раджа Ананда , Нью-Дели: Oxford University Press, 1977.
  14. ^ Оруэлл, Джордж. Сборник эссе, журналистики и писем Джорджа Оруэлла - Моя страна справа или слева, 1940–1943 , Лондон: Мартин Секер и Варбург, 1968, стр. 216–220.
  15. ^ Текст лекции
  16. Лауреаты премии Sahitya Akademi Award на английском языке. Архивировано 13 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  17. ^ Панди, доктор. Мамта (2010). Великие индийские романисты . Дели: Кусал Пустак Сансар. п. 10. ISBN  978-81-88614-23-3 .
  18. ^ Ананд, Мулк Радж (1968). Смерть героя: Эпитафия Макбулу Шервани . Задние карманные книги.
  19. ^ « Заглавная песня «Макбул Ки Ваапси»» . МС Азаад. 28 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Морс, Дэниел Райан (10 ноября 2020 г.). Радиоимперия: Восточная служба Би-би-си и появление глобального англоязычного романа . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-55259-2 .
  21. ^ Берри, Маргарет (1968–1969). « Цель» в художественной литературе Мулка Раджа Ананда». Махфил . 5 (1/2 1968–1969). Университет штата Мичиган, Центр азиатских исследований: 85–90. JSTOR   40874218 .
  22. ^ Малик, Хафиз (1967). «Марксистское литературное движение в Индии и Пакистане» . Журнал азиатских исследований . 26 (4): 649–664. дои : 10.2307/2051241 . ISSN   0021-9118 . JSTOR   2051241 . S2CID   159715083 .
  23. ^ Jump up to: а б Кумар, Джай; Хареш Пандья (29 сентября 2004 г.). «Мулк Радж Ананд (некролог)» . Хранитель . Проверено 4 октября 2017 г.
  24. ^ Котари, Сунил (3 октября 2017 г.). «Вспоминая Ширин Ваджифдар – пионера всех школ танца» . Проволока . Проверено 3 ноября 2018 г.
  25. ^ Ананд, Мулк Радж (1 января 1999 г.). Величайшие рассказы . Издательство Джайко. ISBN  978-81-7224-749-2 .
  26. ^ Кумарасвами, Ананда; Мулк Радж Ананд (1956). Знакомство с индийским искусством .
  27. ^ Ананд, Мулк Радж. Кама Кала .
  28. ^ Ананд, Мулк Радж; Крамриш, Стелла. Посвящение Кхаджурахо .
  29. ^ Мулк Радж Ананд (1933). Золотое дыхание .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c999626203dae0c632c7cc8a8f3f487__1720273440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/87/1c999626203dae0c632c7cc8a8f3f487.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mulk Raj Anand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)