Неприкасаемый (роман)
Автор | Мулк Радж Ананд |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Роман |
Дата публикации | 1935 |
Место публикации | Индия |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 978-0-14-018395-5 |
ОКЛК | 22686185 |
С последующим | Кули |
«Неприкасаемые» — роман Мулка Раджа Ананда, опубликованный в 1935 году. Роман сделал Ананда одним из ведущих английских авторов Индии. [ 1 ] Книга была вдохновлена опытом его тети, подвергшейся остракизму за то, что она поделилась едой с мусульманкой. [ 2 ] [ 3 ] Сюжет этой книги, первой книги Ананда, вращается вокруг аргументов в пользу искоренения кастовой системы . [ 4 ] На нем изображен один день из жизни Бахи, молодого «подметальщика», который является «неприкасаемым» из-за своей работы по уборке туалетов.
История публикаций
[ редактировать ]Книга была впервые опубликована в 1935 году. [ 5 ] Более поздние издания содержали предисловие, написанное Э. М. Форстером . [ 2 ] выпустил памятное издание, включающее эту книгу В 2004 году тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх . [ 6 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]происходит в североиндийском городке Булашах, где Действие фильма «Неприкасаемый» рассказывается об одном дне из жизни молодого индийского дворника по имени Баха. Сын Лакхи, главы всех подметателей Булашаха, Баха умен, но наивен, скромен, но тщеславен. В дни Бахи происходят различные крупные и мелкие трагедии, заставляющие его повзрослеть и обратить свой взор внутрь себя. К концу романа Ананд приводит убедительные доводы в пользу прекращения неприкасаемости, поскольку это бесчеловечная и несправедливая система угнетения. Он использует Баху и людей, населяющих мир молодого человека, для создания своих аргументов.
День Бахи начинается с того, что отец кричит ему, чтобы он встал с постели и почистил туалеты. Отношения между отцом и сыном натянуты, отчасти из-за одержимости Бахи британцами, отчасти из-за лени Бахи. Баха игнорирует своего отца, но в конце концов встает, чтобы ответить на требования человека из высшей касты, который хочет в туалет. Этот человек — Чарат Сингх, известный хоккеист. Сначала Сингх также кричит на Баху за пренебрежение своими обязанностями по уборке. Однако у мужчины переменчивый характер. Вскоре он приказывает Бахе прийти к нему позже в тот же день, чтобы подарить юному уборщику ценную хоккейную клюшку. Обрадованный Баха соглашается.
К счастью, он быстро заканчивает утреннюю смену и спешит домой, умирая от жажды. К сожалению, в доме нет воды. Его сестра Сохини предлагает пойти наполнить ведро водой. У колодца Сохини должна ждать позади нескольких других изгоев, также стоящих в очереди. Также воды ждет Гулабо, мать одного из друзей Бахи и ревнивая женщина. Она ненавидит Сохини, и ее едва удерживают от удара молодой женщины. Приходит священник из городского храма по имени Пандит Кали Натх и помогает Сохини набрать воды. Он велит ей прийти и убрать храм позже в тот же день. Сохини соглашается и спешит домой с водой.
Вернувшись домой, Лакха симулирует болезнь и поручает Бахе убрать вместо него городскую площадь и двор храма. Баха понимает коварные пути своего отца, но не может протестовать. Он берет свои чистящие средства и идет в город. Из-за своих подметальных обязанностей он обычно слишком занят, чтобы ехать в город, поэтому он пользуется ситуацией, покупая сигареты и конфеты.
Пока Баха ест свои конфеты, к нему прикасается человек из высшей касты. Растроганный мужчина не увидел Баху, потому что дворник забыл позвать неприкасаемого. Мужчина в ярости. Его крики привлекают большую толпу, которая присоединяется к публичному позору Бахи . Приезжает странствующий торговец-мусульманин на лошади и повозке и разгоняет толпу. Прежде чем уйти, тронутый мужчина бьет Баху по лицу за наглость и убегает. Потрясенный Баха плачет на улице, прежде чем собрать свои вещи и поспешить в храм. На этот раз он не забыл зов неприкасаемых.
В храме полным ходом идет служба. Это интригует Баху, который в конце концов набирается смелости подняться по лестнице к двери храма и заглянуть внутрь. Он стоит там всего несколько мгновений, прежде чем позади него раздается громкий шум. Это Сохини и пандит Кали Натх обвиняют Сохини в том, что он оскверняет его. Когда вокруг собирается толпа, Баха утаскивает сестру. Плача, она рассказывает ему, что священник изнасиловал ее. Разъяренный Баха пытается вернуться, чтобы противостоять священнику, но смущенная и пристыженная Сохини заставляет его уйти. Баха отправляет сестру домой, говоря, что возьмет на себя ее обязанности в городе до конца дня.
Обезумевший от событий дня, Баха вяло бродит, прежде чем отправиться в несколько домов, чтобы выпросить хлеб насущный для своей семьи. Дома никого нет, поэтому он сворачивается калачиком перед домом и засыпает. Садху, тоже просящий еды, приходит и будит его. Хозяин дома, перед которым спал Баха, приносит садху еду. Увидев Баху, она кричит на него и отказывается давать ему еду. В конце концов она соглашается дать ему немного хлеба в обмен на то, что он подметет территорию перед ее домом. Пока Баха подметает, женщина велит своему маленькому сыну справить нужду в сточную канаву, где Баха убирает, чтобы он тоже мог подмести ее. Разгневанный Баха бросает метлу и уходит в свой дом в колонии изгоев.
Дома только Лакха и Сохини. Ракха, младший брат Бахи, все еще собирает еду. Баха рассказывает отцу, что на улице его ударил человек из высшей касты. Чувствуя гнев сына, Лакха рассказывает ему историю о доброте врача из высшей касты, который однажды спас Бахе жизнь. Баха глубоко тронут этой историей, но по-прежнему расстроен. Вскоре после рассказа Ракха возвращается с едой. Прожорливый Баха начинает есть, но затем ему противна идея съесть остатки людей из высшей касты. Он вскакивает и говорит, что собирается на свадьбу сестры своего друга Рама Чарана.
В доме Рам Чарана Баха видит другого своего друга, Чоту. Два мальчика ждут, пока Рам Чаран проведет их сквозь гущу свадебных гуляк. Рам Чаран в конце концов видит своих друзей и убегает с ними, несмотря на протесты матери. В одиночестве Чота и Рам Чаран чувствуют, что с их другом что-то не так. Они уговаривают Баху рассказать им, в чем дело. Баха не выдерживает и рассказывает им о пощечине и нападении Сохини. Рам Чаран молчит и смущен рассказом Бахи, но Чота негодует. Он спрашивает Баху, хочет ли он отомстить. Баха так и делает, но понимает, что месть будет опасной и бесполезной затеей. В группе царит меланхоличная атмосфера. Чота пытается подбодрить Баху, напоминая ему о хоккейном матче, который они сыграют позже сегодня. Это напоминает Бахе, что он должен пойти и получить свой подарок от Чарата Сингха.
Баха идет в дом Чарата Сингха в казармах, но не может сказать, дома ли этот человек. Не желая беспокоить ни его, ни других жителей, Баха устраивается под деревом и ждет. Вскоре Сингх выходит на улицу. Он приглашает Баху попить с ним чаю и позволяет неприкасаемым обращаться с его вещами. Пренебрежение Сингха к предполагаемому оскверняющему присутствию Бахи трепещет сердце Бахи. Поэтому он очень рад, когда Сингх дарит ему новенькую хоккейную клюшку.
В восторге от такого подъема в свой ужасный день, Баха в огне идет на хоккейный матч. Он забивает первый гол. Вратарь противоположной команды разозлился на успех Бахи и ударил его. Это начинает тотальную драку между двумя командами, которая заканчивается, когда младший брат игрока из высшей касты получает травму. Баха подбирает мальчика и спешит домой, но мать мальчика обвиняет его в убийстве ее сына. Хорошее настроение разрушено, Баха тащится домой, где отец кричит на него за то, что его не было весь день. Он изгоняет Баху из дома, говоря, что его сын никогда не должен вернуться.
Баха убегает и укрывается под деревом вдали от дома. К нему подходит руководитель местной Армии спасения, британец по имени полковник Хатчинсон. Он видит горе Бахи и убеждает дворника последовать за ним в церковь. Польщенный вниманием белого человека, Баха соглашается, но постоянное пение гимнов полковника быстро ему надоедает. Прежде чем эти двое успевают войти в церковь, жена полковника приходит его найти. Испытывая отвращение при виде мужа с очередным «Блэки», она начинает кричать и кричать. Баха остро чувствует ее гнев и снова убегает.
На этот раз Баха бежит в сторону города и оказывается на вокзале. Он слышит, как некоторые люди обсуждают появление Махатмы Ганди в Булашахе. Он присоединяется к потоку людей, спешащих послушать речь Махатмы. Как только Баха устраивается слушать, появляется Ганди и начинает свою речь. Он рассказывает о тяжелом положении неприкасаемых и о том, что миссия его жизни — добиться их освобождения. Он заканчивает свою речь, умоляя присутствующих распространить его послание о прекращении неприкасаемости. После ухода Махатмы пара образованных индийских мужчин оживленно обсуждает содержание речи. Один человек, юрист по имени Башир, серьезно критикует большинство мнений и идей Ганди. Другой, поэт по имени Саршар, страстно и убедительно защищает Махатму. Многое из того, что они говорят, выходит выше головы Бахи, настолько высок их словарный запас и идеи. Однако он понимает, когда Саршар упоминает о скором появлении в Индии туалета со смывом, машины, которая избавит людей от необходимости обращаться с мусором. Эта машина может означать конец неприкасаемости. С этой надеждой Баха спешит домой, чтобы поделиться новостями о речи Махатмы со своим отцом.
Критика и интерпретации
[ редактировать ]Продолжаются споры о изображении в романе далитов или «неприкасаемых» сообществ. По мнению Аруна П. Мукерджи, например, роман имеет «гомогенизирующую функцию», которая фокусируется на «существенном «сопротивлении» туземца «колонизатору » и не в состоянии полностью развить «собственную идеологическую программу туземца». [ 7 ] К.М. Кристофер также предполагает, что, хотя Ананд, безусловно, подрывает литературные традиции той эпохи в «Неприкасаемых» просто своим сюжетом, роман также увековечивает воспринимаемую однородность Гандианского реформизма. Вслед за Фуко Кристофер считает, что Ганди «контролирует дискурс неприкасаемости», который Ананд, возможно, увековечивает посредством литературного дискурса. [ 8 ]
В качестве альтернативы, Рамачандра Гуха утверждает во введении к изданию романа Penguin , что Ананд в конечном итоге неоднозначно относится к политике Ганди, о чем свидетельствуют разговоры о государственной политике в конце романа. [ оригинальное исследование? ]
Бен Конисби Баер отмечает, что Ананд тщательно описывает роман между 1933 и 1935 годами: первый указан в конце романа, чтобы отметить время, когда он был написан, а второй год является фактической публикацией. «Неприкасаемые» — это диаспоральный антиколониальный роман, целью которого является контекстуализировать крайне опасную политику Индии для англоязычной аудитории, особенно для аудитории «Блумсбери»: «Ананд, пытаясь установить контрсвязь между колонией и метрополией, намечает маршрут, который в конечном итоге стремится раскрыть то, что было упущено в соглашении 1931 года между Ганди и Ирвином ». [ 9 ]
Ганди Сам Ананд называет время, которое он провел в ашраме Сабармати в 1927 году, источником вдохновения для романа о социальном протесте, но он также предполагает, что к тому времени, когда он написал «Неприкасаемых », он оставил позади «философские системы, включая гуманизм». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мулк Радж Ананд, 98 лет; писал о несправедливости в Индии» . Лос-Анджелес Таймс . 1 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 г. Проверено 31 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Умер индийский писатель Мулк Радж Ананд» . Би-би-си . 28 сентября 2004 г. Проверено 31 августа 2009 г.
- ^ «Мулк Радж Ананд, RIP» 28 сентября 2004 г. Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Бхатнагар, Манмохан Кришна; Миттапалли Раджешвар (2000). Романы Мулка Раджа Ананда: критическое исследование . Атлантические издательства. п. 69. ИСБН 978-81-7156-934-2 . ОСЛК 237560616 . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ «Мулк Радж Ананд приближается к 100» . Таймс оф Индия . 11 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 31 августа 2009 г.
- ^ «Премьер-министр выпускает специальное памятное издание о Мулке Радже Ананде» . Правительство Индии, Бюро информации для прессы. 11 декабря 2004 года . Проверено 31 августа 2009 г.
- ^ Мукерджи, Арун (1991). «Исключения постколониальной теории и «Неприкасаемые» Мулка Раджа Ананда: пример». АРИЭЛЬ: Обзор международной английской литературы . 22 (3): 28.
- ^ Кристофер, KW (2015). «Рассказ о кастинге: каста, класс и религия в фильме Мулка Раджа Ананда «Неприкасаемые». Интервенции: Международный журнал постколониальных исследований . 17 (1): 79. дои : 10.1080/1369801X.2014.888011 . S2CID 146706806 .
- ^ Баер, Бен Конисби (2009). «Дерьмовое написание: Неприкасаемые Мулка Раджа Ананда, образ Ганди и Ассоциация прогрессивных писателей». Модернизм/Модернизм . 16 (3): 575–595. дои : 10.1353/мод.0.0104 .
- ^ Ананд, Мулк Радж (2017) [1991]. « Источники протеста в моих романах» и «О происхождении неприкасаемых: заметки Мулка Раджа Ананда» . Обзор Южной Азии . 32 (1): 124. дои : 10.1080/02759527.2011.11932814 . S2CID 165248512 .