Лакшман Шастри Джоши
Таркатирта Лакшман Шастри Джоши | |
---|---|
Лакшман Шастри Джоши | |
Рожденный | 27 января 1901 г. Пимпалнер, Дхуле , Индия |
Умер | 27 мая 1994 г. (93 года) Где-то у истоков реки Кришна. |
Национальность | Британский индеец (1901-1947) Индианец (1947–1994) |
Альма-матер | Санскритский колледж и университет |
Род занятий | Борец за независимость, литературный критик, писатель |
Известный | • Составление 20 томов маратхи Вишвакош (Энциклопедия маратхи) • Первым был удостоен премии Сахитьи Академии. |
Работает | Развитие ведической культуры |
Супруг | Сатьявати Мулхеркар |
Дети | 4 |
Почести | Премия Сахитьи Академии (1955) Падма Бхушан (1973) Стипендия Сахитьи Академии (1989) Падма Вибхушан (1992) |
Лакшман Шастри Джоши [примечание 1] (27 января 1901 — 27 мая 1994) — индийский учёный, знаток санскрита и индуистской дхармы , маратхи литературный критик и сторонник независимости Индии . Махатма Ганди выбрал его своим главным советником в своей кампании против неприкасаемости. [ нужна ссылка ] . Джоши был первым лауреатом Премии Сахитьи Академи в 1955 году. Он также был удостоен двух высших гражданских наград Индии Падма Бхушан в 1973 году и Падма Вибхушан в 1992 году.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Лакшман Шастри родился в семье маратхи Дешастхи брамина. [1] Семья в 1901 году Баладжи и Чандрабхага Джоши, в деревне Пимпалнер, Тахсил Сакри, район Дхуле в современном штате Махараштра. Он ушел из дома в 14 лет после того, как учился на священника. В конце концов он поселился в Вай , историческом храмовом городе на берегу реки Кришна . В Вае он изучал санскрит , индуистскую дхарму и индийскую философию в известной ведической школе Прадня-патшала. Позже, в 1923 году, он получил степень «Таркатирта», или буквально «Магистр логики» в Государственном университете санскрита. Махавидьялайя из Калькутты . В 1927 году он женился на Сатьявати Мулхеркаре. У них было два сына и две дочери. Их старший сын Мадукар сделал блестящую карьеру в IBM в области исследований и управления. [2]
Карьера
[ редактировать ]Джоши провел всю свою жизнь в Вае. Всю свою жизнь он был тесно связан с Праднья-патшалой. Хотя он был брахманом , он всю свою жизнь нарушал традиции. В 1932 году в возрасте 29 лет он был заключен в тюрьму британцами за участие в освободительном движении. [примечание 2] Однако, находясь в тюрьме, он быстро приобрел репутацию знатока индуистской дхармы . Под опекой Винобхи Бхаве он выучил английский язык , когда Бхаве приехал в Вай, чтобы учиться у Кевалананды Сарасвати. [3] Именно во время одного из таких интернирований Махатма Ганди , обеспокоенный тем, что респектабельные священники-брамины уклонялись от участия в межкастовом бракосочетании его сына Девдаса, Вани, или мальчика из торгового класса, с Лакшми, дочерью К. Раджагопалачари, брамина, а позже второй генерал-губернатор независимой Индии обратился к молодому Джоши, чтобы узнать его мнение о том, противоречит ли такой брак индуистской дхарме. Обладая глубокими знаниями Шастр , Джоши не только счел брак приемлемым, но и провел свадебную церемонию. [4] [5]
В 1930-е годы Джоши попал под влияние радикального гуманиста М. Н. Роя. [6] и быстро ассимилировал и принял западные философские системы. Он задавался вопросом, хватит ли у тех, кто обладал знаниями, мудрости, чтобы руководить, и признавал, что те, кто следовал за ними, имели недостаточные знания. Он был членом Радикально-демократической партии Роя до ее роспуска в 1948 году. В 1951 году он написал трактат на маратхи под названием «Вайдик Санкрити-ча Викас» («Развитие ведической цивилизации»). Этот трактат был основан на шести лекциях, которые он прочитал в Университете Пуны , где он проследил эволюцию «ведической» культуры и ее влияние на современную Индию. Он написал критику, утверждая, что современные индийцы оказались в противоречии между удовлетворением материальных потребностей и достижением духовного просветления, тем самым способствуя коллективной слабости, дисгармонии и позволяя преобладать кастовым различиям. [7]
В 1954 году он председательствовал на Маратхи Сахитья Саммелан , который проходил в Нью-Дели . В 1955 году он получил премию Сахитьи Академии за свою работу «Вайдик Санскрутича Викас» (वैदिक संस्कृतीचा विकास). [8]
Он был первым президентом Совета по литературе и культуре штата Махараштра, когда он был основан в 1960 году, и, начиная с этого года, в течение большого количества лет был президентом проекта по составлению Вишвакоша , 20-томной энциклопедии маратхи. при поддержке вышеуказанного Совета. Он также возглавил составление Дхармакоши, транслитерации древних ведических и индуистских санскритских гимнов на языке маратхи. В Вай он также открыл общежитие для студентов касты далитов, фабрику по изготовлению бумаги ручной работы и печатный станок. [9]
Литература
[ редактировать ]Его первая книга «Шуддхисарвасвам » представляет собой трактат на санскрите о философских основах религиозного обращения, опубликованный в 1934 году . различные аспекты дхармы и дхарма-шастр с 1500 г. до н.э. по 18 век. В 1938 году он написал «Ананд-Мимамса» , критический комментарий к теории Рас и эстетике в литературе маратхи. Позже, в 1973 году, он написал «Адуник маратхи Сахитьячи Самикша» , исследование принципов современной литературной критики маратхи. Он также написал «Хинду Дхармачи Самикша» в 1940 году, критически исследуя концепции и основы индуизма, и «Джадавад» в 1941 году, обзор истории и развития материализма в индийских и западных философских традициях. В 1958 году он написал «Вайдик Санскритича Викас», получивший большое признание. Среди других работ — «Упанишданче Маратхи Бхашантар» , перевод 18 основных Упанишад на язык маратхи.
Другие работы включают в себя:
- Развитие ведического санскрита
- Вичара-Шилпа
- Самикша Ани Раса-Сиддхант
- Критика индуизма и других религий
- Описательный каталог санскритских рукописей
Признание и смерть
[ редактировать ]За свой выдающийся вклад он получил награду Сахитья Академии от Национальной академии литературы Индии в 1955 году.
В 1973 году он получил Национальную премию санскритского пандита, а в 1976 году правительство Индии присвоило ему титул Падма Бхушан , третью по величине награду Индии, за выдающиеся достижения в области литературы и образования. [10]
В 1975 году он был удостоен звания почетного доктора литературы Бомбейского университета . [11]
В 1989 году Джоши получил стипендию Sahitya Akademi Fellowship , высшую награду за жизненные достижения, присуждаемую Akademi , Национальной академией литературы Индии.
В 1992 году он был награжден Падма Вибхушан , второй по величине гражданской наградой Индии, в знак признания исключительных и выдающихся заслуг перед Индией. [10]
Он умер в возрасте 94 лет, недалеко от родника реки Кришна.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Из-за перехода от Деванагри к фонетическому латинизированному написанию его также попеременно называют «Лаксман Шахстри Джоши». В статьях на маратхи его чаще всего называют «Таркатирта Лакшман Шахстри Джоши». Альтернативно, Лакшманшастри Баладжи Джоши.
- ↑ Призыв к решительному, но пассивному сопротивлению, который означал уверенность, которую Ганди предвидел в отношении движения, лучше всего описывается его призывом «Делай или умри», прозвучавшим 8 августа на Танковом Майдане Говалия в Бомбее, с тех пор переименованном в Август Кранти Майдан ( Земля Августовской Революции)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иллюстрированный еженедельник Индии, том 95 . Беннетт, Coleman & Company, Limited, в Times of India Press. 1974. с. 31.
Литература маратхи полна авторов Дешастхи. Некоторые из светил - Б. С. Мурдекар, неоклассический поэт и критик; популярные драматурги Ачарья П. К. Атре, В. В. Ширвадкар; поэт и писатель-рассказчик Г.Д.Мадгулкар, известный в народе как «Современные валмики» Махараштры, лауреаты премии Сахитья Академии Г.Т. Дешпанде, Лакшманшастри Джоши, С.Н. Банхатти, В.К. Гокак и Мугали — все они принадлежат к этому сообществу.
- ^ Рэй, Северная Каролина (1990). Словарь национальной биографии . Калькутта: Н. Р. Рэй, Институт исторических исследований. стр. 205–207 . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Намбияр, Ниша (2010). «Хорошо сценарий» . Нет. Пн, 22 марта. Индийский экспресс . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Маратхи Вишвакоша, Том 14, с. 698, 1989, изд. ЛСДжоши
- ^ Бомбейские хроники, июнь 1933 г.; см. также «Таркатиртха-Эк Прадняправаха», биографию на маратхи, ШриВидья Пракашан, 1995 г.
- ^ * Пиллаи, С. Девадас (1997). Индийская социология через словарь Гурье . Популярный Пракашан. п. 348. ИСБН 978-81-7154-807-1 . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ См. недавний английский перевод этой книги «Развитие индийской культуры – Веды Ганди», опубликованный Локвангмайей Грихой, 2001 г.; и «Развитие индийской культуры, Таркатирта Лакшманшастри Джоши, - от дистрибьюторов DK Publishers (ИНДИЯ)» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ↑ Награды Сахитьи Академи на языке маратхи. Архивировано 31 марта 2009 г. на официальном сайте Wayback Machine для премии Сахитья Академи.
- ^ Рэй, Северная Каролина (1990). Словарь национальной биографии . Калькутта: Н. Р. Рэй, Институт исторических исследований. п. 205 . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Национальный портал Индии» . Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Проверено 1 сентября 2008 г.
- 1901 рождений
- 1994 смертей
- Индийские ученые-санскритологи
- Лауреаты Падма Вибхушан в области литературы и образования
- Активисты из Махараштры
- Ученые из Махараштры
- Гандианцы
- Жители района Дхуле
- Индийские учёные XX века
- Писатели на языке маратхи
- Лауреаты премии Сахитья Академи по языку маратхи
- Лауреаты стипендии Sahitya Akademi.
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Индийские поэты XX века
- Индийские поэты-мужчины
- Поэты из Махараштры
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Президенты Ахил Бхаратия Маратхи Сахитья Саммелан