Jump to content

Сардарилал Матрадас Нанда

СМ Нанда
Адмирал Нанда — начальник штаба ВМФ
6-й начальник штаба ВМФ
В офисе
28 февраля 1970 г. - 28 февраля 1973 г.
Президент V. V. Giri
премьер-министр Индира Ганди
Предшественник Адхар Кумар Чаттерджи
Преемник Сурендра Нат Кохли
Личные данные
Рожденный ( 1915-10-10 ) 10 октября 1915 г.
Манора , Карачи , Британская Индия
Умер 11 мая 2009 г. (11 мая 2009 г.) (93 года)
Нью-Дели , Индия
Награды Падма Вибхушан
Медаль Парам Вишишт Сева
Медаль Ати Вишишт Сева
Псевдоним Чарльз
Военная служба
Верность  Британская Индия (1941–1947)
 Индия (1947–1973)
Филиал/служба  Королевский флот Индии (1941–1947)
 ВМС Индии (1947–1973)
Лет службы 1941–1973
Классифицировать Адмирал
Команды
Битвы/войны

Адмирал Сардарилал Матрадас «Чарльз» Нанда , PVSM , AVSM (10 октября 1915 — 11 мая 2009) — ВМС Индии адмирал , который с 1 марта 1970 года по 28 февраля 1973 года занимал должность шестого начальника штаба ВМФ . [1] Он возглавлял ВМС Индии во время Индо-Пакистанской войны 1971 года и успешно осуществил военно-морскую блокаду как Западного , так и Восточного Пакистана , помогая Индии добиться подавляющей победы во время войны. [2] За важную роль, которую он сыграл в войне, правительство Индии наградило его Падма Вибхушан , второй по величине гражданской наградой Индии. [3] Нанда признан одним из самых выдающихся командиров в истории ВМС Индии.

Нанда родился в Маноре, Карачи , в провинции Синд Британской Индии, и в 1941 году присоединился к Королевскому военно-морскому резерву Индии. Во время Второй мировой войны он служил на борту HMIS Travancore и инструктором в школе связи в HMIS Talwar . После войны он служил на борту HMIS Narbada (U40) , который базировался за пределами Японии в составе британских оккупационных сил. Впоследствии он работал офицером связи HMIS Cauvery (U10) .

После обретения Индией независимости он был назначен исполнительным директором Кавери , а в 1948 году был назначен первым лейтенантом флагманского корабля HMIS Дели ( C74) . В 1949 году он был назначен директором кадровой службы NHQ и в 1950 году принял командование эсминцем класса R INS Ranjit (1949) , который представлял Индию на коронационном смотре флота . Впоследствии Нанда командовал «Черный лебедь» шлюпом класса INS Jamuna (U21) и 16-й эскадрой фрегатов. В 1954 году он был назначен штаба , а в сентябре 1956 года — коммодором 2-го класса. Назначен начальником командиром нового флагмана ВМФ, крейсера класса «Королевская колония» INS Mysore (C60) и сдал корабль в строй в августе 1957 года. в Биркенхеде. В 1958 году он занял пост генерального директора программы расширения военно-морской верфи . После учебы в Имперском оборонном колледже в 1962 году он вернулся в Индию и был назначен начальником материально-технического обеспечения в штаб-квартире.

Получив звание флагмана в мае 1962 года, Нанда был назначен заместителем начальника штаба ВМФ . В качестве DCNS он сыграл важную роль в развитии Гоа как военно-морской базы. В 1964 году он занял пост управляющего директора Mazagon Dock Limited . В 1966 году он был назначен флагманом, командующим Индийским флотом , а затем флагманом Бомбея в 1968 году. Бомбейское командование было повышено, и Нанда занял пост первого флагмана, командующего Западным военно-морским командованием, в звании вице-адмирала. 1 марта 1970 года он принял командование в качестве седьмого начальника штаба ВМФ. Под его командованием ВМС атаковали Карачи с помощью ракетных катеров и бомбардировали порты Восточного Пакистана самолетами INS Vikrant , а также успешно осуществляли военно-морскую блокаду на двух фронтах. Он был награжден второй по величине гражданской наградой «Падма Вибхушан», а также наградами за выдающиеся заслуги — медалью «Парам Вишишт Сева» и медалью «Ати Вишишт Сева».

Молодость образование и

Нанда родился 10 октября 1915 года в семье Матры Даса, начальника офиса мастерской Портового треста в Маноре , Карачи и Пуран Деви. Его родители были выходцами из деревень недалеко от Гуджранвалы в провинции Пенджаб . [4] Он родился в пенджабской индуистской семье Хатри . [5] Он вырос на острове Манора у входа в порт Карачи . [1] [6] Он был старшим из семи детей – трех мальчиков и четырех девочек. Он посещал начальную школу на острове, а затем среднюю школу штата Нью-Джерси в Карачи. После окончания школы он работал в портовом и лоцманском отделе Маноры. [4]

После начала Второй мировой войны он подал заявление о зачислении в Королевский военно-морской добровольческий резерв Индии (RINVR). Он предстал перед отборочной комиссией в Бомбее в сентябре 1941 года. Успешно сдав письменный тест и собеседование, он был принят в RINVR 11 октября 1941 года в качестве исполняющего обязанности младшего лейтенанта исполнительной власти. [7]

Военно-морская карьера [ править ]

карьера Ранняя

Нанда начал свою карьеру с шестимесячного курса обучения на Дипавати . Затем его отправили в Калькутту для выполнения следующего задания. В Калькутте ему было предложено отправиться в Кхулну и принять на себя командование речным пароходом и патрулировать Сундарбанов . В июне 1942 года он был выбран для прохождения курса специалиста по связи в HMIS Talwar , Школе связи в Колабе , Бомбей. После курса служил офицером связи на борту тральщика HMIS Travancore . [8] В октябре 1942 года ему было присвоено действующее звание лейтенанта и назначен инструктором Школы связи. [9] После окончания войны он остался на флоте, несмотря на быструю и масштабную демобилизацию. Он предстал перед отборочной комиссией в Лонавале 31 октября 1945 года.

Нанда служил в Школе связи в HMIS Talwar, когда мятеж Королевского военно-морского флота Индии. в феврале 1946 года вспыхнул Мятеж сначала начался в HMIS Talwar и распространился на корабли и другие береговые учреждения. [10] Мятеж был прекращен после встречи моряков с Сардаром Валлаббхаем Пателем . Матросы попросили его сопровождать их, что он и сделал. [11]

В июне 1946 года его направили на шлюп HMIS Narbada (U40) , который должен был отправиться в Японию из Мадраса . Корабль базировался в Куре, Хиросима , в составе британских оккупационных сил, а позже был переведен в Сасебо, Нагасаки , в составе оккупационных сил США. 19 октября 1946 года ему было присвоено звание постоянного офицера Королевского военно-морского флота Индии (RIN) в звании лейтенанта со стажем, датированным задним числом 10 октября 1940 года. [12] В январе 1947 года он был назначен офицером связи шлюпа HMIS Cauvery (U10) , дислоцированного затем в Карачи.

Пост-независимость [ править ]

После раздела Индии « Кавери » был передан Индии и отправился в Бомбей. Британские офицеры отправились в Англию , и Нанда был назначен старшим офицером корабля. HMIS Kistna (U46) и Cauvery под командованием командира Рама Дасса Катари и командира Реджи Соуни соответственно совершили два рейса в Соединенное Королевство . Это произошло потому, что крейсер HMS Achilles (70) покупался Индией и переименовывался в HMIS Delhi , а экипаж должен был быть перевезен. [13] ему было присвоено действующее звание лейтенант-коммандера и назначен первым лейтенантом HMIS В 1948 году Дели (C74) под командованием капитана HNS Брауна, а был командир Рам Дасс Катари его старшим офицером . [1] Для подготовки к этому назначению ему было приказано присоединиться к Средиземноморскому флоту . Служил на борту авианосца HMS Triumph (R16) , а затем на крейсере HMS Newcastle (C76) . [14]

HMIS Delhi был введен в эксплуатацию 5 июля 1948 года Верховным комиссаром Индии в Соединенном Королевстве В.К. Кришной Меноном . По пути в Индию она зашла в Портсмут , Портленд , Гибралтар и Мальту . Сам премьер -министр Индии Джавахарлал Неру приветствовал корабль в Бомбее. [15] Она отправилась в круиз вокруг побережья Индии, зайдя в Карвар , Кочин , Тринкомали , Мадрас , Визаг , Калькутту , Порт-Блэр , Коломбо и Каликут , прежде чем вернуться в Бомбей. [16] В мае 1949 года она отправилась в круиз по Индийскому океану . Она посетила Викторию, Сейшельские острова , Порт-Луи на Маврикии , Дар-эс-Салам в Танзании и Момбасу в Кении . Круиз в республики Индийского океана и Восточную Африку вызвал огромную доброжелательность. [17] [18]

30 июня 1949 года, по завершении миссии доброй воли, Нанда получил звание старшего лейтенанта-командора и исполняющее обязанности командующего. [19] Он был назначен директором кадровой службы (ДПС) штаба ВМФ. [20] 31 декабря 1950 года Нанда получил звание главного командира. [21] Он прослужил в ДПС около двух лет. 10 октября 1951 года он принял командование класса R INS эсминцем Ranjit (1949) . [22] « Ранджит» входил в состав 11-й эскадрильи эсминцев под командованием капитана Рам Дасса Катари. Двумя другими кораблями эскадры были INS Rajput (D141) и INS Rana (1942 г.) . [23] Нанда отправился на корабле в круиз доброй воли в Сингапур , Сайгон , Джакарту и другие порты Индонезии, такие как Бали . его посетил и принял первый президент Индонезии Сукарно В Джакарте . [24]

В начале 1952 года принцесса Елизавета и принц Филипп, герцог Эдинбургский, отправились в турне по Австралии и Новой Зеландии через Кению. Раджпут из Момбасы в и Ранджит были назначены для сопровождения HMY Britannia Австралию. [25] Со смертью короля Георга VI это было отменено. В ознаменование коронации Елизаветы II был проведен массовый коронационный смотр флота в Портсмуте . флагманский корабль INS Delhi под командованием капитана Адхара Кумара Чаттерджи , эсминец INS Ranjit под командованием Нанды и фрегат INS Tir (K256) под командованием командира Нилаканты Кришнана . Индию на смотре представляли [26] Военно-морская армада, состоящая из кораблей ВМС Индии, Королевского флота , Королевского флота Австралии и Королевского флота Новой Зеландии, направилась из Портсмута в Гибралтар. По пути флот проводил учения и находился под командованием лорда Маунтбеттена . Ранджит под командованием Нанды хорошо зарекомендовал себя во время этих учений. Впоследствии индийские корабли продолжили проведение учений со Средиземноморским флотом. Они отплыли из Гибралтара на Мальту, греческие острова и в Стамбул . [27]

Нанда принял командование INS Jamuna (U21) 31 августа 1953 года после возвращения в Бомбей. Он также был назначен капитаном (F) 12-й эскадры фрегатов. ему было присвоено действующее звание капитана и назначен CAPBRAX (капитан военно-морской казармы) и командир INS 15 февраля 1954 года Angre . После непродолжительного пребывания в сентябре 1954 года его перевели обратно в штаб ВМФ в качестве начальника штаба (COP). 31 декабря 1954 года ему было присвоено звание основного капитана. [28] Он занимал должность полицейского около двух с половиной лет. В сентябре 1956 года ему было присвоено звание коммодора 2-го класса. [29]

В декабре 1956 года он был назначен INS командиром Mysore ( C60 ) . Крейсер типа «Королевская колония» HMS «Нигерия» (60) переоборудовался и модернизировался в Биркенхеде , Ливерпуль , для ввода в строй как « Майсур» . Он провел несколько месяцев в Великобритании, готовя свою команду. INS Майсур был введен в эксплуатацию 29 августа 1957 года Верховным комиссаром Индии в Соединенном Королевстве Виджая Лакшми Пандитом . Нанда отправился на корабле в Средиземное море , а затем нанес официальный визит в порт Сплит в Социалистической Федеративной Республике Югославии . Он посетил президента Иосипа Броз Тито в его доме на островах Бриони . Вернувшись в Индию, «Нанду» и « Майсур» приветствовал весь индийский флот , которым командовал первый командующий индийским флотом контр-адмирал Рам Дасс Катари. Флаг Катари был перенесен из INS Дели в INS Майсур, став, таким образом, новым флагманом индийского флота. [30] Премьер-министр Джавахарлал Неру посетил корабль в Бомбее и устроил на борту ужин с участием губернатора Махараштры Али Явара Юнга , министра обороны В.К. Кришны Менона , главного министра Махараштры Васантрао Наика . [31] отправился с визитом доброй воли в Китай Посетив порты Индии, Нанда летом 1958 года и Японию. Она зашла в Сингапур , Гонконг , Шанхай и Иокогаму . На обратном пути она зашла в Хайфон . Перед отъездом из Индии с визитом доброй воли Нанда был выбран для обучения в Имперском оборонном колледже (IDC) и после завершения визита должен был отправиться в Великобританию. Вместо этого после отъезда из Хайфона ему сообщили, что его депутация в IDC отменена. [32]

Лично выбранный министром обороны В.К. Кришной Меноном, Нанда 1 октября 1958 года занял пост генерального директора Программы расширения военно-морской верфи (DG-NDES). Он предпринял масштабное расширение верфи. [33] авианосца HMS Hercules (R49) Он расширил размеры дока крейсера для размещения приобретаемого у Великобритании . Это привело к огромному преимуществу ВМС Индии. За выдающиеся заслуги во время своего пребывания на посту DG-NDES Нанда был награжден медалью Ати Вишишт Сева в 1961 году. [34] В июне 1960 года он был назначен офицером особого назначения (ОСД) штаба ВМФ. [35] Нанда был выбран для обучения в Имперском оборонном колледже и в начале 1961 года отправился в Великобританию. После завершения годичного курса он вернулся в Индию и был назначен начальником материально-технического обеспечения (COM). в феврале 1962 года [36]

Рейтинг флага [ править ]

В мае 1962 года Нанде было присвоено действующее звание контр-адмирала и назначен заместителем начальника штаба ВМФ . [37] [38] В качестве DCNS он сыграл важную роль в получении разрешения и разрешения правительства Индии (GOI) на военно-морское развитие порта в Гоа , который был недавно аннексирован . Учитывая трудности, с которыми Индия столкнулась при переговорах о покупке INS Vikrant у Великобритании, Нанда поддержал приобретение оборудования у Советского Союза . 16 июня 1964 года присвоено звание контр-адмирала. [39] Нанда был назначен управляющим директором Mazagon Dock Limited в декабре 1964 года.Он предпринял подготовку к строительству «Нилгири» фрегатов класса , первых крупных военно-морских кораблей, построенных в Индии. После 18-месячного пребывания в должности в мае 1966 года он передал командование контр-адмиралу Бенджамину Абрахаму Самсону. Вскоре после этого, в октябре, киль первого фрегата INS Nilgiri (F33) был заложен . [40] За выдающиеся заслуги на посту директора дока Мазагон он был награжден медалью Парам Вишишт Сева в январе 1966 года. [41]

1 июня 1966 года Нанда принял командование индийским флотом в качестве флагмана, командующего индийским флотом в Бомбее. [42] Под его флагом флот посетил Персидский залив в апреле 1967 года. INS Vikrant посетил Бахрейн и Кувейт , а ее эскорты INS Trishul (F143) и INS Talwar (F140) посетили Абадан и Басру . Танкер INS Deepak присоединился к флоту под командованием Нанды. [43]

Нанда занял пост флаг-офицера Бомбея (FOB) 1 февраля 1968 года. В марте 1968 года произошла реорганизация ВМФ. Были модернизированы и созданы посты в штабе ВМФ и командованиях ВМФ. Нанда был повышен до звания вице-адмирала и стал первым флагманом-главнокомандующим (FOC-in-C) Западного военно-морского командования . [44] [45] [46] Нанда организовал Неделю военно-морского флота в декабре 1969 года, кульминацией которой стал смотр военно-морского флота Индии, проведенный президентом В. В. Гири . Это успешное мероприятие повысило авторитет военно-морского флота в Бомбее. В Неделе военно-морского флота приняли участие бизнесмены, промышленники, звезды Болливуда и общество в целом. Были собраны средства, построены Дом моряков и Офицерская столовая. [47]

Начальник штаба ВМФ [ править ]

Адмирал Нанда осматривает почетный караул INS Адьяра в 1972 году.

В ноябре 1969 года правительство Индии решило назначить Нанду следующим ЦНС после адмирала Адхара Кумара Чаттерджи . [48] 1 марта 1970 года Нанда принял командование в качестве 7-го начальника штаба ВМС Индии. [49] 1962 года Китайско-индийская война в основном велась из-за Гималаев, и военно-морской флот не играл важной роли. Во время индо-пакистанской войны 1965 года военно-морскому флоту было приказано оставаться в индийских водах. Когда ВМС Пакистана подвергли бомбардировке Дварку , Нанда осознал необходимость повысить авторитет и возможности ВМС. Он был полон решимости изменить образ мышления службы с защиты на атаку. [50] Он получил возможность продемонстрировать эту способность в следующем году во время войны с Пакистаном.

Индо-Пакистанская война 1971 года [ править ]

Индо-пакистанская война 1971 года была спровоцирована Освободительной войной Бангладеш , конфликтом между традиционно доминирующими западными пакистанцами и большинством восточнопакистанцев . В 1970 году жители Восточного Пакистана потребовали автономии государства, но правительство Пакистана не смогло удовлетворить эти требования, и в начале 1971 года в Восточном Пакистане укоренилось требование отделения. В марте вооруженные силы Пакистана начали ожесточенную кампанию по обузданию сепаратистов, в число последних входят солдаты и полицейские из Восточного Пакистана. Тысячи жителей Восточного Пакистана погибли, а почти десять миллионов беженцев бежали в Западную Бенгалию , соседний индийский штат. В апреле Индия решила оказать помощь в формировании новой нации Бангладеш . [51]

Нанда сыграл важную роль в разработке военно-морской стратегии Индии во время войны. Он симулировал оборонительное развертывание на юго-востоке в направлении Андаманских островов , вместо этого переместив свой восточный флот на север, в Бенгальский залив , и установив военно-морскую блокаду Восточного Пакистана .

Премьер-министр Индии Индира Ганди поздравляет начальников трех родов войск генерала Сэма Манекшоу , адмирала С.М. Нанду и главного маршала авиации П.С. Лала .

Его стратегия против Западного Пакистана заключалась в нанесении сильного удара по главному порту Пакистана Карачи. [1] Он признан вдохновителем операций «Трезубец» и «Питон» . [52] План операции включал буксировку «Видьют» ракетных катеров ограниченной дальности действия класса , в первую очередь предназначенных для береговой обороны, примерно на 250 морских миль (460 км) к югу от Карачи в течение дня, вне досягаемости самолетов ВВС Пакистана . [53] Затем ракетные катера ночью приблизились к порту Карачи и атаковали военно-морские цели, а также нефтебазу в Кеамари. Операция «Трайдент» была успешно проведена 4 декабря 1971 года, в результате чего был потоплен эсминец ВМС Пакистана PNS Khaibar , тральщик PNS Muhafiz , корабль с боеприпасами MV Venus Challenger и нанесен непоправимый ущерб другому эсминцу PNS Shah Jahan , а также уничтожены многочисленные резервуары для хранения нефти. Операция «Питон» снова была успешно проведена 8 декабря 1971 года.

На Восточном фронте Нанда принял решение разместить авианосец INS Vikrant на мелководье Бенгальского залива у Дакки , чтобы предотвратить риск нападения подводных лодок. Когда были высказаны опасения по поводу взлома котлов Викранта, он взял на себя личную ответственность за риск взрыва котла и отказа катапульты на авианосце. Его гамбит оправдал себя, поскольку Викрант смог успешно обеспечить блокаду Восточного Пакистана без какого-либо ущерба авианосцу.

Война длилась менее двух недель, и в ней было взято в плен более 90 000 пакистанских солдат. Оно закончилось безоговорочной капитуляцией восточной половины Пакистана и привело к рождению Бангладеш как новой нации. [54] Помимо военнопленных, Пакистан потерял 6000 человек против 2000 в Индии. [55] Успех морской блокады на двух фронтах считается одним из основных факторов сокрушительной победы Индии во время войны. За заслуги перед нацией он был награжден Падма Вибхушан . в январе 1972 года [1] [3] [56]

После выхода на пенсию [ править ]

Нанда ушел из ВМС Индии 30 августа 1973 года. [57] В мае 1974 года он был назначен председателем и управляющим директором (CMD) крупнейшей судоходной компании Индии, Shipping Corporation of India (SCI). [58]

Личная жизнь [ править ]

В возрасте 21 года Нанда женился на Сумитре, женщине, которую выбрали его родители. Брак был гармоничным и продлился всю их жизнь, в течение которой им суждено было вместе пережить множество превратностей, начиная от раздела Индии , вырвавшего их с родной земли, до вершин почета, когда Нанда стал главнокомандующим индийского флота. У пары было несколько детей, в том числе сын Суреш Нанда (бывший военно-морской офицер и бизнесмен) и Бина Мехра, жена майора Прадипа Кумара Мехры, армейского офицера и энтузиаста поло, который основал и управлял конным заводом Уша на окраине. из Дели.

2 января 2002 года Нанда пережил личную трагедию, когда его дочь Бина, ее муж и их дочь Радика погибли в результате крушения вертолета, когда они летели из Массури в аэропорт Дехрадуна после посещения новогодней вечеринки. Две другие их дочери, Амита и Девика, выжили, поскольку их не было в вертолете; Амита Мехра теперь управляет конным заводом Уша. [59]

Споры [ править ]

После выхода на пенсию Нанда занял руководящую должность в Crown Corporation, фирме по торговле оружием, возглавляемой его сыном Сурешом Нандой , которая специализировалась на поставках импортного оружия для индийских вооруженных сил. [60] Организация была окружена противоречиями, когда операция «Вест-Энд» была спецоперацией, целью которой было разоблачение коррупции между министерством обороны Индии и Crown Corporation. Обвинение в отношении сына адмирала Нанды, Суреша Нанды , было закрыто CBI, когда не было найдено никаких доказательств. [61]

Адмирал CNS Суреш Мехта и другие офицеры ВМФ отдают дань уважения адмиралу Нанде.

Еще одним инцидентом, вызвавшим беспорядки в семье, стало дело о наезде в Дели в 1999 году , в котором участвовал внук адмирала Нанды Санджив Нанда. Санджив Нанда был признан виновным Верховным судом Индии . [62] Авария и судебный процесс привлекли большое внимание средств массовой информации и стали одним из случаев, продемонстрировавших разочарование среднего класса Индии в том, что богатые и влиятельные люди могут обходить закон. [63]

и Спустя смерть годы

В последние годы своей жизни Нанда написал автобиографию под названием « Человек, который бомбил Карачи: мемуары». [64] В книге представлен инсайдерский отчет и воспоминания о том, как Индия адаптировала изобретательную стратегию для победы над Пакистаном, а также о 32 годах его военно-морской карьеры. [65] Нанда участвовал в интервью программе «Герои индийской войны», самым популярным из которых стало интервью Сушила Шармы в 1997 году. Его тактика в победе Индии до сих пор обсуждается на каналах YouTube и индийских веб-сайтах.

Адмирал Нанда умер в Нью-Дели 11 мая 2009 года в возрасте 93 лет. У него остались жена Сумитра Нанда (умерла в феврале 2011 года), сын Суреш Нанда и внуки. Его похороны были отмечены со всеми воинскими почестями в крематории на площади Брар в Нью-Дели, и на них присутствовало высшее руководство вооруженных сил. [66] The Telegraph , однако, написала, что на мероприятии присутствовало не так много людей, как того требовала его военно-морская карьера. [1]

Награды [ править ]

Падма Вибхушан Медаль Парам Вишишт Сева Медаль Ати Вишишт Сева Медаль за общие заслуги 1947 г. Самар Сева Стар
Пурви Стар Западная Звезда Медаль Ракши Санграмская медаль Медаль независимости Индии
Медаль к 25-летию Независимости Медаль за 30-летнюю службу Медаль за 20-летнюю службу Медаль за 9 лет выслуги
1939–45 Звезда Бирманская звезда Военная медаль 1939–1945 гг. Медаль за службу в Индии
Медаль за общую военно-морскую службу (1915 г.) Коронационная медаль королевы Елизаветы II

Источник: [67]

Даты звания [ править ]

Знаки отличия Классифицировать Компонент Дата присвоения звания
Младший лейтенант Королевский флот Индии 11 октября 1941 г. (исполняющий обязанности) [68]
Лейтенант Королевский флот Индии 11 октября 1942 г. (исполняющий обязанности) [9]
19 октября 1946 г. (по существу) [11]
Лейтенант-коммандер Королевский флот Индии 1948 (действующий)
30 июня 1949 г. (основное)
Командир Королевский флот Индии 30 июня 1949 г. (исполняющий обязанности)
Командир Индийский флот 26 января 1950 г. (ввод в строй и смена знаков различия) [69]
31 декабря 1950 г. (по существу) [19]
Капитан Индийский флот 15 февраля 1954 г. (исполняющий обязанности) [70]
31 декабря 1954 г. [28]
Коммодор Индийский флот сентябрь 1956 г. (2 класс). [29]
Февраль 1962 г. (основной) [36]
Контр-адмирал Индийский флот 14 мая 1962 г. (исполняющий обязанности) [37]
16 июня 1964 г. (по существу) [39]
вице-адмирал Индийский флот 1 марта 1968 г. [46]
Адмирал Индийский флот 1 марта 1970 г. [49]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Военно-морские некрологи: адмирал Сардарилал Нанда» . Телеграф. 16 июня 2009 года . Проверено 20 июля 2011 г.
  2. ^ «Человек, который бомбил Карачи» . Индийский экспресс . Проверено 7 февраля 2007 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Национальный портал Индии» .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нанда 2004 , стр. 18–20.
  5. ^ Пури, Байдж Натх (1988). Хатрис, социокультурное исследование . Издатели и дистрибьюторы MN. стр. 175–176.
  6. ^ «Карачи горел семь дней» . Редифф . 18 января 2007 г.
  7. ^ Нанда 2004 , стр. 27–31.
  8. ^ Нанда 2004 , стр. 35–41.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Офицеры Королевского военно-морского резерва Индии». Список ВМФ: июль 1945 г. Правительство Ее Величества, Великобритания. 1945. с. 2114.
  10. ^ «Королевский флот Индии (Мятеж)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 22 февраля 1946 года . Проверено 7 июня 2012 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нанда 2004 , с. 54.
  12. ^ Нанда 2004 , стр. 54–58.
  13. ^ Нанда 2004 , с. 61.
  14. ^ Нанда 2004 , стр. 63–67.
  15. ^ Сингх 1986 , стр. 70–71.
  16. ^ «ПИБ (Крыло обороны)» (PDF) . pibarchive.nic.in . 13 октября 1948 года.
  17. ^ «Круиз HMIS Дели по Индийскому океану» (PDF) . pibarchive.nic.in . 27 апреля 1949 года.
  18. ^ «HMIS DELHI ПОЛУЧАЕТ БОЛЬШОЙ ПРИЕМ НА МАВРИКИИ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 30 мая 1949 года.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 9 июля 1949 г. с. 953.
  20. ^ Нанда 2004 , с. 75.
  21. ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 13 января 1951 г. с. 8.
  22. ^ «НОВЫЕ КОМАНДУЮЩИЕ ОФИЦЕРЫ ФЛОТИЛИИ ЭНИСТРИНЦОВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 12 ноября 1951 года.
  23. ^ «КАПИТАН КАТАРИ ПРИМЕТ КОМАНДОВАНИЕ ФЛОТИЛЬЕЙ ЭНИСТРИНЦЕВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 26 ноября 1951 года.
  24. ^ Нанда 2004 , стр. 78–79.
  25. ^ «В РАЗНИЦАХ ДЛЯ КОРОЛЕВСКОГО Эскорта» (PDF) . pibarchive.nic.in . 18 декабря 1951 года.
  26. ^ Катар 1983 .
  27. ^ Нанда 2004 , стр. 78–81.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 15 января 1955 г. с. 15.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 27 апреля 1957 г. с. 107.
  30. ^ Сингх 1991 , с. 80.
  31. ^ «ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОСЕТИТ ФЛАГМАН В МАЙСУРЕ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 22 марта 1958 года.
  32. ^ Нанда 2004 , стр. 94–100.
  33. ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 16 января 1960 г. с. 13.
  34. ^ «Награды Дня Республики» (PDF) . pibarchive.nic.in . 25 января 1961 года.
  35. ^ Нанда 2004 , стр. 106–109.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абиди и Шарма 2007 , с. 25.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 15 июня 1963 г. с. 207.
  38. ^ «НОВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ВМФ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 14 мая 1962 года.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 19 сентября 1964 г. с. 383.
  40. ^ Нанда 2004 , стр. 139–144.
  41. ^ «МЕДАЛЬ ВИШИШТ СЕВА I КЛАССА ДЛЯ ДЕВЯТИ ОФИЦЕРОВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 26 января 1966 года.
  42. ^ «АДМИРАЛ НАНДА БУДЕТ КОМАНДОВАТЬ ИНДИЙСКИМ ФЛОТОМ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 24 мая 1966 года.
  43. ^ Нанда 2004 , стр. 150–151.
  44. ^ «Реорганизация военно-морского командования» (2 марта 1968 г.) . pibarchive.nic.in .
  45. ^ «ОБНОВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЙ В ОБОРОННОЙ СЛУЖБЕ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 1 марта 1968 года.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии . 23 марта 1968 г. с. 245.
  47. ^ Нанда 2004 , стр. 156–160.
  48. ^ «ВИЦЕ-АДМИРАЛ НАНДА СЛЕДУЮЩИЙ НАЧАЛЬНИК ВМФ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 15 ноября 1969 года.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии . 6 июня 1970 г. с. 703.
  50. ^ «Адмирал Сардарилал Нанда» . Телеграф .
  51. ^ «Индо-Пакистанская война 1971 года» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
  52. ^ «Умер бывший командующий ВМФ С.М. Нанда» . Таймс оф Индия . 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. . Проверено 22 ноября 2011 г.
  53. ^ «Герой войны ВМС Индии скончался: командир Бабру Ядав возглавил атаку ракетных катеров на Карачи в 1971 году» . Индия Стратегическая. Апрель 2010 года . Проверено 21 июля 2011 г.
  54. ^ Сингх 2005 , стр. 210–211.
  55. ^ Атале, Анил (12 декабря 2011 г.). «Три индийские ошибки в войне 1971 года» . Редифф . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
  56. ^ «Пресс-сообщение» (PDF) . pibarchive.nic.in . 15 января 1972 года.
  57. ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)» (PDF) . Газета Индии. 30 марта 1974 г. с. 397.
  58. ^ «АДМИРАЛ С.М. НАНДА ПРИНИМАЕТ НА СТАВКУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ SCI» (PDF) . pibarchive.nic.in . 27 мая 1974 года.
  59. ^ Нанда 2004 , стр. 32–33.
  60. ^ « Человек, который бомбил Карачи, мертв» . Телеграф Индии. 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2009 г. . Проверено 21 июля 2011 г.
  61. ^ «CBI закрывает дело о скандале с Бараком из-за отсутствия доказательств» . Таймс оф Индия .
  62. ^ Корреспондент журнала «Право» (3 августа 2012 г.). «Наезд BMW: суд наложил на Нанду штраф в размере 50 лакхов» . Индус .
  63. ^ «Дело BMW: шесть жизней были бы спасены, если бы Санджив Нанда проявил милосердие, - говорит Верховный суд» . NDTV.com .
  64. ^ Человек, который бомбил Карачи: Мемуары . Издательство HarperCollins, Индия. Октябрь 2015. ISBN.  9788172235628 .
  65. ^ Человек, который бомбил Карачи: Мемуары | Твердый переплет . АСИН   8172235623 .
  66. ^ «Скончался бывший главнокомандующий ВМФ адмирал С.М. Нанда» . Таймс оф Индия . 12 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г. . Проверено 21 июля 2011 г.
  67. ^ @srikantkesnur (11 мая 2021 г.). «…был архитектором зрелищного шоу ВМС Индии…» ( Твит ). Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года . Проверено 13 июня 2023 г. - через Twitter .
  68. ^ Нанда 2004 , с. 31.
  69. ^ «Новые дизайны гербов и значков в сфере услуг» (PDF) . Бюро пресс-информации Индии – Архив . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2017 года.
  70. ^ Нанда 2004 , с. 85.

Библиография [ править ]

  • Нанда, С.М. (2004), Человек, который бомбил Карачи , HarperCollins Publishers India, ISBN  978-8172235628
  • Сингх, Сатьиндра (1986), Под двумя прапорщиками: ВМС Индии, 1945–1950 , Оксфорд и паб IBH. Ко, ISBN  978-8120400948
  • Сингх, Сатьиндра (1991), Проект голубой воды: ВМС Индии, 1951–65 , Lancer International, ISBN  978-8170621485
  • Абиди, С. Сартадж Алам; Шарма, Сатиндер (2007), Руководители служб Индии , Северный книжный центр, ISBN  978-8172111625
  • Катари, Рам Дасс (1983), Моряк вспоминает , Викас, ISBN  9780706920642
Военные офисы
Предшественник Начальник отдела кадров
1954-1956
Преемник
Г.С. Капур
Новое название
Первый обладатель
Командир INS Майсур
1956-1958
Преемник
Предшественник
Б.Н. Леле
Начальник материально-технического обеспечения
1962-1962
Преемник
КЛ Бхандари
Предшественник Заместитель начальника штаба ВМФ
1962-1964
Преемник
Предшественник Флагман, командующий индийским флотом
1966-1967
Предшественник
РС Дэвид
Флаг-офицер Бомбей
1967-1968
Офис упразднен
Новое название
Офис создан
Флаг-офицер, главнокомандующий Западным военно-морским командованием
1968-1970
Преемник
Предшественник Начальник штаба ВМФ
1970–1973
Преемник
Государственные учреждения
Предшественник Председатель и управляющий директор Судоходной корпорации Индии
1974–1977
Преемник
Кришан Дев
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5b1ab50b4cf15e0714a03a4f64531a6__1720011480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/a6/b5b1ab50b4cf15e0714a03a4f64531a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sardarilal Mathradas Nanda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)