Сардарилал Матрадас Нанда
СМ Нанда | |
---|---|
6-й начальник штаба ВМФ | |
В офисе 28 февраля 1970 г. - 28 февраля 1973 г. | |
Президент | V. V. Giri |
премьер-министр | Индира Ганди |
Предшественник | Адхар Кумар Чаттерджи |
Преемник | Сурендра Нат Кохли |
Личные данные | |
Рожденный | Манора , Карачи , Британская Индия | 10 октября 1915 г.
Умер | 11 мая 2009 г. Нью-Дели , Индия | (93 года)
Награды | Падма Вибхушан Медаль Парам Вишишт Сева Медаль Ати Вишишт Сева |
Псевдоним | Чарльз |
Военная служба | |
Верность | Британская Индия (1941–1947) Индия (1947–1973) |
Филиал/служба | Королевский флот Индии (1941–1947) ВМС Индии (1947–1973) |
Лет службы | 1941–1973 |
Классифицировать | Адмирал |
Команды | |
Битвы/войны | |
Адмирал Сардарилал Матрадас «Чарльз» Нанда , PVSM , AVSM (10 октября 1915 — 11 мая 2009) — ВМС Индии адмирал , который с 1 марта 1970 года по 28 февраля 1973 года занимал должность шестого начальника штаба ВМФ . [1] Он возглавлял ВМС Индии во время Индо-Пакистанской войны 1971 года и успешно осуществил военно-морскую блокаду как Западного , так и Восточного Пакистана , помогая Индии добиться подавляющей победы во время войны. [2] За важную роль, которую он сыграл в войне, правительство Индии наградило его Падма Вибхушан , второй по величине гражданской наградой Индии. [3] Нанда признан одним из самых выдающихся командиров в истории ВМС Индии.
Нанда родился в Маноре, Карачи , в провинции Синд Британской Индии, и в 1941 году присоединился к Королевскому военно-морскому резерву Индии. Во время Второй мировой войны он служил на борту HMIS Travancore и инструктором в школе связи в HMIS Talwar . После войны он служил на борту HMIS Narbada (U40) , который базировался за пределами Японии в составе британских оккупационных сил. Впоследствии он работал офицером связи HMIS Cauvery (U10) .
После обретения Индией независимости он был назначен исполнительным директором Кавери , а в 1948 году был назначен первым лейтенантом флагманского корабля HMIS Дели ( C74) . В 1949 году он был назначен директором кадровой службы NHQ и в 1950 году принял командование эсминцем класса R INS Ranjit (1949) , который представлял Индию на коронационном смотре флота . Впоследствии Нанда командовал «Черный лебедь» шлюпом класса INS Jamuna (U21) и 16-й эскадрой фрегатов. В 1954 году он был назначен штаба , а в сентябре 1956 года — коммодором 2-го класса. Назначен начальником командиром нового флагмана ВМФ, крейсера класса «Королевская колония» INS Mysore (C60) и сдал корабль в строй в августе 1957 года. в Биркенхеде. В 1958 году он занял пост генерального директора программы расширения военно-морской верфи . После учебы в Имперском оборонном колледже в 1962 году он вернулся в Индию и был назначен начальником материально-технического обеспечения в штаб-квартире.
Получив звание флагмана в мае 1962 года, Нанда был назначен заместителем начальника штаба ВМФ . В качестве DCNS он сыграл важную роль в развитии Гоа как военно-морской базы. В 1964 году он занял пост управляющего директора Mazagon Dock Limited . В 1966 году он был назначен флагманом, командующим Индийским флотом , а затем флагманом Бомбея в 1968 году. Бомбейское командование было повышено, и Нанда занял пост первого флагмана, командующего Западным военно-морским командованием, в звании вице-адмирала. 1 марта 1970 года он принял командование в качестве седьмого начальника штаба ВМФ. Под его командованием ВМС атаковали Карачи с помощью ракетных катеров и бомбардировали порты Восточного Пакистана самолетами INS Vikrant , а также успешно осуществляли военно-морскую блокаду на двух фронтах. Он был награжден второй по величине гражданской наградой «Падма Вибхушан», а также наградами за выдающиеся заслуги — медалью «Парам Вишишт Сева» и медалью «Ати Вишишт Сева».
Молодость образование и
Нанда родился 10 октября 1915 года в семье Матры Даса, начальника офиса мастерской Портового треста в Маноре , Карачи и Пуран Деви. Его родители были выходцами из деревень недалеко от Гуджранвалы в провинции Пенджаб . [4] Он родился в пенджабской индуистской семье Хатри . [5] Он вырос на острове Манора у входа в порт Карачи . [1] [6] Он был старшим из семи детей – трех мальчиков и четырех девочек. Он посещал начальную школу на острове, а затем среднюю школу штата Нью-Джерси в Карачи. После окончания школы он работал в портовом и лоцманском отделе Маноры. [4]
После начала Второй мировой войны он подал заявление о зачислении в Королевский военно-морской добровольческий резерв Индии (RINVR). Он предстал перед отборочной комиссией в Бомбее в сентябре 1941 года. Успешно сдав письменный тест и собеседование, он был принят в RINVR 11 октября 1941 года в качестве исполняющего обязанности младшего лейтенанта исполнительной власти. [7]
[ править ]
карьера Ранняя
Нанда начал свою карьеру с шестимесячного курса обучения на Дипавати . Затем его отправили в Калькутту для выполнения следующего задания. В Калькутте ему было предложено отправиться в Кхулну и принять на себя командование речным пароходом и патрулировать Сундарбанов . В июне 1942 года он был выбран для прохождения курса специалиста по связи в HMIS Talwar , Школе связи в Колабе , Бомбей. После курса служил офицером связи на борту тральщика HMIS Travancore . [8] В октябре 1942 года ему было присвоено действующее звание лейтенанта и назначен инструктором Школы связи. [9] После окончания войны он остался на флоте, несмотря на быструю и масштабную демобилизацию. Он предстал перед отборочной комиссией в Лонавале 31 октября 1945 года.
Нанда служил в Школе связи в HMIS Talwar, когда мятеж Королевского военно-морского флота Индии. в феврале 1946 года вспыхнул Мятеж сначала начался в HMIS Talwar и распространился на корабли и другие береговые учреждения. [10] Мятеж был прекращен после встречи моряков с Сардаром Валлаббхаем Пателем . Матросы попросили его сопровождать их, что он и сделал. [11]
В июне 1946 года его направили на шлюп HMIS Narbada (U40) , который должен был отправиться в Японию из Мадраса . Корабль базировался в Куре, Хиросима , в составе британских оккупационных сил, а позже был переведен в Сасебо, Нагасаки , в составе оккупационных сил США. 19 октября 1946 года ему было присвоено звание постоянного офицера Королевского военно-морского флота Индии (RIN) в звании лейтенанта со стажем, датированным задним числом 10 октября 1940 года. [12] В январе 1947 года он был назначен офицером связи шлюпа HMIS Cauvery (U10) , дислоцированного затем в Карачи.
Пост-независимость [ править ]
После раздела Индии « Кавери » был передан Индии и отправился в Бомбей. Британские офицеры отправились в Англию , и Нанда был назначен старшим офицером корабля. HMIS Kistna (U46) и Cauvery под командованием командира Рама Дасса Катари и командира Реджи Соуни соответственно совершили два рейса в Соединенное Королевство . Это произошло потому, что крейсер HMS Achilles (70) покупался Индией и переименовывался в HMIS Delhi , а экипаж должен был быть перевезен. [13] ему было присвоено действующее звание лейтенант-коммандера и назначен первым лейтенантом HMIS В 1948 году Дели (C74) под командованием капитана HNS Брауна, а был командир Рам Дасс Катари его старшим офицером . [1] Для подготовки к этому назначению ему было приказано присоединиться к Средиземноморскому флоту . Служил на борту авианосца HMS Triumph (R16) , а затем на крейсере HMS Newcastle (C76) . [14]
HMIS Delhi был введен в эксплуатацию 5 июля 1948 года Верховным комиссаром Индии в Соединенном Королевстве В.К. Кришной Меноном . По пути в Индию она зашла в Портсмут , Портленд , Гибралтар и Мальту . Сам премьер -министр Индии Джавахарлал Неру приветствовал корабль в Бомбее. [15] Она отправилась в круиз вокруг побережья Индии, зайдя в Карвар , Кочин , Тринкомали , Мадрас , Визаг , Калькутту , Порт-Блэр , Коломбо и Каликут , прежде чем вернуться в Бомбей. [16] В мае 1949 года она отправилась в круиз по Индийскому океану . Она посетила Викторию, Сейшельские острова , Порт-Луи на Маврикии , Дар-эс-Салам в Танзании и Момбасу в Кении . Круиз в республики Индийского океана и Восточную Африку вызвал огромную доброжелательность. [17] [18]
30 июня 1949 года, по завершении миссии доброй воли, Нанда получил звание старшего лейтенанта-командора и исполняющее обязанности командующего. [19] Он был назначен директором кадровой службы (ДПС) штаба ВМФ. [20] 31 декабря 1950 года Нанда получил звание главного командира. [21] Он прослужил в ДПС около двух лет. 10 октября 1951 года он принял командование класса R INS эсминцем Ranjit (1949) . [22] « Ранджит» входил в состав 11-й эскадрильи эсминцев под командованием капитана Рам Дасса Катари. Двумя другими кораблями эскадры были INS Rajput (D141) и INS Rana (1942 г.) . [23] Нанда отправился на корабле в круиз доброй воли в Сингапур , Сайгон , Джакарту и другие порты Индонезии, такие как Бали . его посетил и принял первый президент Индонезии Сукарно В Джакарте . [24]
В начале 1952 года принцесса Елизавета и принц Филипп, герцог Эдинбургский, отправились в турне по Австралии и Новой Зеландии через Кению. Раджпут из Момбасы в и Ранджит были назначены для сопровождения HMY Britannia Австралию. [25] Со смертью короля Георга VI это было отменено. В ознаменование коронации Елизаветы II был проведен массовый коронационный смотр флота в Портсмуте . флагманский корабль INS Delhi под командованием капитана Адхара Кумара Чаттерджи , эсминец INS Ranjit под командованием Нанды и фрегат INS Tir (K256) под командованием командира Нилаканты Кришнана . Индию на смотре представляли [26] Военно-морская армада, состоящая из кораблей ВМС Индии, Королевского флота , Королевского флота Австралии и Королевского флота Новой Зеландии, направилась из Портсмута в Гибралтар. По пути флот проводил учения и находился под командованием лорда Маунтбеттена . Ранджит под командованием Нанды хорошо зарекомендовал себя во время этих учений. Впоследствии индийские корабли продолжили проведение учений со Средиземноморским флотом. Они отплыли из Гибралтара на Мальту, греческие острова и в Стамбул . [27]
Нанда принял командование INS Jamuna (U21) 31 августа 1953 года после возвращения в Бомбей. Он также был назначен капитаном (F) 12-й эскадры фрегатов. ему было присвоено действующее звание капитана и назначен CAPBRAX (капитан военно-морской казармы) и командир INS 15 февраля 1954 года Angre . После непродолжительного пребывания в сентябре 1954 года его перевели обратно в штаб ВМФ в качестве начальника штаба (COP). 31 декабря 1954 года ему было присвоено звание основного капитана. [28] Он занимал должность полицейского около двух с половиной лет. В сентябре 1956 года ему было присвоено звание коммодора 2-го класса. [29]
В декабре 1956 года он был назначен INS командиром Mysore ( C60 ) . Крейсер типа «Королевская колония» HMS «Нигерия» (60) переоборудовался и модернизировался в Биркенхеде , Ливерпуль , для ввода в строй как « Майсур» . Он провел несколько месяцев в Великобритании, готовя свою команду. INS Майсур был введен в эксплуатацию 29 августа 1957 года Верховным комиссаром Индии в Соединенном Королевстве Виджая Лакшми Пандитом . Нанда отправился на корабле в Средиземное море , а затем нанес официальный визит в порт Сплит в Социалистической Федеративной Республике Югославии . Он посетил президента Иосипа Броз Тито в его доме на островах Бриони . Вернувшись в Индию, «Нанду» и « Майсур» приветствовал весь индийский флот , которым командовал первый командующий индийским флотом контр-адмирал Рам Дасс Катари. Флаг Катари был перенесен из INS Дели в INS Майсур, став, таким образом, новым флагманом индийского флота. [30] Премьер-министр Джавахарлал Неру посетил корабль в Бомбее и устроил на борту ужин с участием губернатора Махараштры Али Явара Юнга , министра обороны В.К. Кришны Менона , главного министра Махараштры Васантрао Наика . [31] отправился с визитом доброй воли в Китай Посетив порты Индии, Нанда летом 1958 года и Японию. Она зашла в Сингапур , Гонконг , Шанхай и Иокогаму . На обратном пути она зашла в Хайфон . Перед отъездом из Индии с визитом доброй воли Нанда был выбран для обучения в Имперском оборонном колледже (IDC) и после завершения визита должен был отправиться в Великобританию. Вместо этого после отъезда из Хайфона ему сообщили, что его депутация в IDC отменена. [32]
Лично выбранный министром обороны В.К. Кришной Меноном, Нанда 1 октября 1958 года занял пост генерального директора Программы расширения военно-морской верфи (DG-NDES). Он предпринял масштабное расширение верфи. [33] авианосца HMS Hercules (R49) Он расширил размеры дока крейсера для размещения приобретаемого у Великобритании . Это привело к огромному преимуществу ВМС Индии. За выдающиеся заслуги во время своего пребывания на посту DG-NDES Нанда был награжден медалью Ати Вишишт Сева в 1961 году. [34] В июне 1960 года он был назначен офицером особого назначения (ОСД) штаба ВМФ. [35] Нанда был выбран для обучения в Имперском оборонном колледже и в начале 1961 года отправился в Великобританию. После завершения годичного курса он вернулся в Индию и был назначен начальником материально-технического обеспечения (COM). в феврале 1962 года [36]
Рейтинг флага [ править ]
В мае 1962 года Нанде было присвоено действующее звание контр-адмирала и назначен заместителем начальника штаба ВМФ . [37] [38] В качестве DCNS он сыграл важную роль в получении разрешения и разрешения правительства Индии (GOI) на военно-морское развитие порта в Гоа , который был недавно аннексирован . Учитывая трудности, с которыми Индия столкнулась при переговорах о покупке INS Vikrant у Великобритании, Нанда поддержал приобретение оборудования у Советского Союза . 16 июня 1964 года присвоено звание контр-адмирала. [39] Нанда был назначен управляющим директором Mazagon Dock Limited в декабре 1964 года.Он предпринял подготовку к строительству «Нилгири» фрегатов класса , первых крупных военно-морских кораблей, построенных в Индии. После 18-месячного пребывания в должности в мае 1966 года он передал командование контр-адмиралу Бенджамину Абрахаму Самсону. Вскоре после этого, в октябре, киль первого фрегата INS Nilgiri (F33) был заложен . [40] За выдающиеся заслуги на посту директора дока Мазагон он был награжден медалью Парам Вишишт Сева в январе 1966 года. [41]
1 июня 1966 года Нанда принял командование индийским флотом в качестве флагмана, командующего индийским флотом в Бомбее. [42] Под его флагом флот посетил Персидский залив в апреле 1967 года. INS Vikrant посетил Бахрейн и Кувейт , а ее эскорты INS Trishul (F143) и INS Talwar (F140) посетили Абадан и Басру . Танкер INS Deepak присоединился к флоту под командованием Нанды. [43]
Нанда занял пост флаг-офицера Бомбея (FOB) 1 февраля 1968 года. В марте 1968 года произошла реорганизация ВМФ. Были модернизированы и созданы посты в штабе ВМФ и командованиях ВМФ. Нанда был повышен до звания вице-адмирала и стал первым флагманом-главнокомандующим (FOC-in-C) Западного военно-морского командования . [44] [45] [46] Нанда организовал Неделю военно-морского флота в декабре 1969 года, кульминацией которой стал смотр военно-морского флота Индии, проведенный президентом В. В. Гири . Это успешное мероприятие повысило авторитет военно-морского флота в Бомбее. В Неделе военно-морского флота приняли участие бизнесмены, промышленники, звезды Болливуда и общество в целом. Были собраны средства, построены Дом моряков и Офицерская столовая. [47]
[ править ]
В ноябре 1969 года правительство Индии решило назначить Нанду следующим ЦНС после адмирала Адхара Кумара Чаттерджи . [48] 1 марта 1970 года Нанда принял командование в качестве 7-го начальника штаба ВМС Индии. [49] 1962 года Китайско-индийская война в основном велась из-за Гималаев, и военно-морской флот не играл важной роли. Во время индо-пакистанской войны 1965 года военно-морскому флоту было приказано оставаться в индийских водах. Когда ВМС Пакистана подвергли бомбардировке Дварку , Нанда осознал необходимость повысить авторитет и возможности ВМС. Он был полон решимости изменить образ мышления службы с защиты на атаку. [50] Он получил возможность продемонстрировать эту способность в следующем году во время войны с Пакистаном.
Индо-Пакистанская война 1971 года [ править ]
Индо-пакистанская война 1971 года была спровоцирована Освободительной войной Бангладеш , конфликтом между традиционно доминирующими западными пакистанцами и большинством восточнопакистанцев . В 1970 году жители Восточного Пакистана потребовали автономии государства, но правительство Пакистана не смогло удовлетворить эти требования, и в начале 1971 года в Восточном Пакистане укоренилось требование отделения. В марте вооруженные силы Пакистана начали ожесточенную кампанию по обузданию сепаратистов, в число последних входят солдаты и полицейские из Восточного Пакистана. Тысячи жителей Восточного Пакистана погибли, а почти десять миллионов беженцев бежали в Западную Бенгалию , соседний индийский штат. В апреле Индия решила оказать помощь в формировании новой нации Бангладеш . [51]
Нанда сыграл важную роль в разработке военно-морской стратегии Индии во время войны. Он симулировал оборонительное развертывание на юго-востоке в направлении Андаманских островов , вместо этого переместив свой восточный флот на север, в Бенгальский залив , и установив военно-морскую блокаду Восточного Пакистана .
Его стратегия против Западного Пакистана заключалась в нанесении сильного удара по главному порту Пакистана Карачи. [1] Он признан вдохновителем операций «Трезубец» и «Питон» . [52] План операции включал буксировку «Видьют» ракетных катеров ограниченной дальности действия класса , в первую очередь предназначенных для береговой обороны, примерно на 250 морских миль (460 км) к югу от Карачи в течение дня, вне досягаемости самолетов ВВС Пакистана . [53] Затем ракетные катера ночью приблизились к порту Карачи и атаковали военно-морские цели, а также нефтебазу в Кеамари. Операция «Трайдент» была успешно проведена 4 декабря 1971 года, в результате чего был потоплен эсминец ВМС Пакистана PNS Khaibar , тральщик PNS Muhafiz , корабль с боеприпасами MV Venus Challenger и нанесен непоправимый ущерб другому эсминцу PNS Shah Jahan , а также уничтожены многочисленные резервуары для хранения нефти. Операция «Питон» снова была успешно проведена 8 декабря 1971 года.
На Восточном фронте Нанда принял решение разместить авианосец INS Vikrant на мелководье Бенгальского залива у Дакки , чтобы предотвратить риск нападения подводных лодок. Когда были высказаны опасения по поводу взлома котлов Викранта, он взял на себя личную ответственность за риск взрыва котла и отказа катапульты на авианосце. Его гамбит оправдал себя, поскольку Викрант смог успешно обеспечить блокаду Восточного Пакистана без какого-либо ущерба авианосцу.
Война длилась менее двух недель, и в ней было взято в плен более 90 000 пакистанских солдат. Оно закончилось безоговорочной капитуляцией восточной половины Пакистана и привело к рождению Бангладеш как новой нации. [54] Помимо военнопленных, Пакистан потерял 6000 человек против 2000 в Индии. [55] Успех морской блокады на двух фронтах считается одним из основных факторов сокрушительной победы Индии во время войны. За заслуги перед нацией он был награжден Падма Вибхушан . в январе 1972 года [1] [3] [56]
После выхода на пенсию [ править ]
Нанда ушел из ВМС Индии 30 августа 1973 года. [57] В мае 1974 года он был назначен председателем и управляющим директором (CMD) крупнейшей судоходной компании Индии, Shipping Corporation of India (SCI). [58]
Личная жизнь [ править ]
В возрасте 21 года Нанда женился на Сумитре, женщине, которую выбрали его родители. Брак был гармоничным и продлился всю их жизнь, в течение которой им суждено было вместе пережить множество превратностей, начиная от раздела Индии , вырвавшего их с родной земли, до вершин почета, когда Нанда стал главнокомандующим индийского флота. У пары было несколько детей, в том числе сын Суреш Нанда (бывший военно-морской офицер и бизнесмен) и Бина Мехра, жена майора Прадипа Кумара Мехры, армейского офицера и энтузиаста поло, который основал и управлял конным заводом Уша на окраине. из Дели.
2 января 2002 года Нанда пережил личную трагедию, когда его дочь Бина, ее муж и их дочь Радика погибли в результате крушения вертолета, когда они летели из Массури в аэропорт Дехрадуна после посещения новогодней вечеринки. Две другие их дочери, Амита и Девика, выжили, поскольку их не было в вертолете; Амита Мехра теперь управляет конным заводом Уша. [59]
Споры [ править ]
После выхода на пенсию Нанда занял руководящую должность в Crown Corporation, фирме по торговле оружием, возглавляемой его сыном Сурешом Нандой , которая специализировалась на поставках импортного оружия для индийских вооруженных сил. [60] Организация была окружена противоречиями, когда операция «Вест-Энд» была спецоперацией, целью которой было разоблачение коррупции между министерством обороны Индии и Crown Corporation. Обвинение в отношении сына адмирала Нанды, Суреша Нанды , было закрыто CBI, когда не было найдено никаких доказательств. [61]
Еще одним инцидентом, вызвавшим беспорядки в семье, стало дело о наезде в Дели в 1999 году , в котором участвовал внук адмирала Нанды Санджив Нанда. Санджив Нанда был признан виновным Верховным судом Индии . [62] Авария и судебный процесс привлекли большое внимание средств массовой информации и стали одним из случаев, продемонстрировавших разочарование среднего класса Индии в том, что богатые и влиятельные люди могут обходить закон. [63]
и Спустя смерть годы
В последние годы своей жизни Нанда написал автобиографию под названием « Человек, который бомбил Карачи: мемуары». [64] В книге представлен инсайдерский отчет и воспоминания о том, как Индия адаптировала изобретательную стратегию для победы над Пакистаном, а также о 32 годах его военно-морской карьеры. [65] Нанда участвовал в интервью программе «Герои индийской войны», самым популярным из которых стало интервью Сушила Шармы в 1997 году. Его тактика в победе Индии до сих пор обсуждается на каналах YouTube и индийских веб-сайтах.
Адмирал Нанда умер в Нью-Дели 11 мая 2009 года в возрасте 93 лет. У него остались жена Сумитра Нанда (умерла в феврале 2011 года), сын Суреш Нанда и внуки. Его похороны были отмечены со всеми воинскими почестями в крематории на площади Брар в Нью-Дели, и на них присутствовало высшее руководство вооруженных сил. [66] The Telegraph , однако, написала, что на мероприятии присутствовало не так много людей, как того требовала его военно-морская карьера. [1]
Награды [ править ]
Источник: [67]
Даты звания [ править ]
Знаки отличия | Классифицировать | Компонент | Дата присвоения звания |
---|---|---|---|
Младший лейтенант | Королевский флот Индии | 11 октября 1941 г. (исполняющий обязанности) [68] | |
Лейтенант | Королевский флот Индии | 11 октября 1942 г. (исполняющий обязанности) [9] 19 октября 1946 г. (по существу) [11] | |
Лейтенант-коммандер | Королевский флот Индии | 1948 (действующий) 30 июня 1949 г. (основное) | |
Командир | Королевский флот Индии | 30 июня 1949 г. (исполняющий обязанности) | |
Командир | Индийский флот | 26 января 1950 г. (ввод в строй и смена знаков различия) [69] 31 декабря 1950 г. (по существу) [19] | |
Капитан | Индийский флот | 15 февраля 1954 г. (исполняющий обязанности) [70] 31 декабря 1954 г. [28] | |
Коммодор | Индийский флот | сентябрь 1956 г. (2 класс). [29] Февраль 1962 г. (основной) [36] | |
Контр-адмирал | Индийский флот | 14 мая 1962 г. (исполняющий обязанности) [37] 16 июня 1964 г. (по существу) [39] | |
вице-адмирал | Индийский флот | 1 марта 1968 г. [46] | |
Адмирал | Индийский флот | 1 марта 1970 г. [49] |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Военно-морские некрологи: адмирал Сардарилал Нанда» . Телеграф. 16 июня 2009 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ «Человек, который бомбил Карачи» . Индийский экспресс . Проверено 7 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Национальный портал Индии» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нанда 2004 , стр. 18–20.
- ^ Пури, Байдж Натх (1988). Хатрис, социокультурное исследование . Издатели и дистрибьюторы MN. стр. 175–176.
- ^ «Карачи горел семь дней» . Редифф . 18 января 2007 г.
- ^ Нанда 2004 , стр. 27–31.
- ^ Нанда 2004 , стр. 35–41.
- ^ «Королевский флот Индии (Мятеж)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 22 февраля 1946 года . Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нанда 2004 , с. 54.
- ^ Нанда 2004 , стр. 54–58.
- ^ Нанда 2004 , с. 61.
- ^ Нанда 2004 , стр. 63–67.
- ^ Сингх 1986 , стр. 70–71.
- ^ «ПИБ (Крыло обороны)» (PDF) . pibarchive.nic.in . 13 октября 1948 года.
- ^ «Круиз HMIS Дели по Индийскому океану» (PDF) . pibarchive.nic.in . 27 апреля 1949 года.
- ^ «HMIS DELHI ПОЛУЧАЕТ БОЛЬШОЙ ПРИЕМ НА МАВРИКИИ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 30 мая 1949 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 9 июля 1949 г. с. 953.
- ^ Нанда 2004 , с. 75.
- ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 13 января 1951 г. с. 8.
- ^ «НОВЫЕ КОМАНДУЮЩИЕ ОФИЦЕРЫ ФЛОТИЛИИ ЭНИСТРИНЦОВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 12 ноября 1951 года.
- ^ «КАПИТАН КАТАРИ ПРИМЕТ КОМАНДОВАНИЕ ФЛОТИЛЬЕЙ ЭНИСТРИНЦЕВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 26 ноября 1951 года.
- ^ Нанда 2004 , стр. 78–79.
- ^ «В РАЗНИЦАХ ДЛЯ КОРОЛЕВСКОГО Эскорта» (PDF) . pibarchive.nic.in . 18 декабря 1951 года.
- ^ Катар 1983 .
- ^ Нанда 2004 , стр. 78–81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 15 января 1955 г. с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 27 апреля 1957 г. с. 107.
- ^ Сингх 1991 , с. 80.
- ^ «ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОСЕТИТ ФЛАГМАН В МАЙСУРЕ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 22 марта 1958 года.
- ^ Нанда 2004 , стр. 94–100.
- ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 16 января 1960 г. с. 13.
- ^ «Награды Дня Республики» (PDF) . pibarchive.nic.in . 25 января 1961 года.
- ^ Нанда 2004 , стр. 106–109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абиди и Шарма 2007 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 15 июня 1963 г. с. 207.
- ^ «НОВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ВМФ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 14 мая 1962 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии. 19 сентября 1964 г. с. 383.
- ^ Нанда 2004 , стр. 139–144.
- ^ «МЕДАЛЬ ВИШИШТ СЕВА I КЛАССА ДЛЯ ДЕВЯТИ ОФИЦЕРОВ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 26 января 1966 года.
- ^ «АДМИРАЛ НАНДА БУДЕТ КОМАНДОВАТЬ ИНДИЙСКИМ ФЛОТОМ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 24 мая 1966 года.
- ^ Нанда 2004 , стр. 150–151.
- ^ «Реорганизация военно-морского командования» (2 марта 1968 г.) . pibarchive.nic.in .
- ^ «ОБНОВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЙ В ОБОРОННОЙ СЛУЖБЕ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 1 марта 1968 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии . 23 марта 1968 г. с. 245.
- ^ Нанда 2004 , стр. 156–160.
- ^ «ВИЦЕ-АДМИРАЛ НАНДА СЛЕДУЮЩИЙ НАЧАЛЬНИК ВМФ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 15 ноября 1969 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)». Газета Индии . 6 июня 1970 г. с. 703.
- ^ «Адмирал Сардарилал Нанда» . Телеграф .
- ^ «Индо-Пакистанская война 1971 года» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ «Умер бывший командующий ВМФ С.М. Нанда» . Таймс оф Индия . 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ «Герой войны ВМС Индии скончался: командир Бабру Ядав возглавил атаку ракетных катеров на Карачи в 1971 году» . Индия Стратегическая. Апрель 2010 года . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ Сингх 2005 , стр. 210–211.
- ^ Атале, Анил (12 декабря 2011 г.). «Три индийские ошибки в войне 1971 года» . Редифф . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ «Пресс-сообщение» (PDF) . pibarchive.nic.in . 15 января 1972 года.
- ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (ВМФ)» (PDF) . Газета Индии. 30 марта 1974 г. с. 397.
- ^ «АДМИРАЛ С.М. НАНДА ПРИНИМАЕТ НА СТАВКУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ SCI» (PDF) . pibarchive.nic.in . 27 мая 1974 года.
- ^ Нанда 2004 , стр. 32–33.
- ^ « Человек, который бомбил Карачи, мертв» . Телеграф Индии. 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2009 г. . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ «CBI закрывает дело о скандале с Бараком из-за отсутствия доказательств» . Таймс оф Индия .
- ^ Корреспондент журнала «Право» (3 августа 2012 г.). «Наезд BMW: суд наложил на Нанду штраф в размере 50 лакхов» . Индус .
- ^ «Дело BMW: шесть жизней были бы спасены, если бы Санджив Нанда проявил милосердие, - говорит Верховный суд» . NDTV.com .
- ^ Человек, который бомбил Карачи: Мемуары . Издательство HarperCollins, Индия. Октябрь 2015. ISBN. 9788172235628 .
- ^ Человек, который бомбил Карачи: Мемуары | Твердый переплет . АСИН 8172235623 .
- ^ «Скончался бывший главнокомандующий ВМФ адмирал С.М. Нанда» . Таймс оф Индия . 12 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г. . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ @srikantkesnur (11 мая 2021 г.). «…был архитектором зрелищного шоу ВМС Индии…» ( Твит ). Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года . Проверено 13 июня 2023 г. - через Twitter .
- ^ Нанда 2004 , с. 31.
- ^ «Новые дизайны гербов и значков в сфере услуг» (PDF) . Бюро пресс-информации Индии – Архив . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2017 года.
- ^ Нанда 2004 , с. 85.
Библиография [ править ]
- Нанда, С.М. (2004), Человек, который бомбил Карачи , HarperCollins Publishers India, ISBN 978-8172235628
- Сингх, Сатьиндра (1986), Под двумя прапорщиками: ВМС Индии, 1945–1950 , Оксфорд и паб IBH. Ко, ISBN 978-8120400948
- Сингх, Сатьиндра (1991), Проект голубой воды: ВМС Индии, 1951–65 , Lancer International, ISBN 978-8170621485
- Абиди, С. Сартадж Алам; Шарма, Сатиндер (2007), Руководители служб Индии , Северный книжный центр, ISBN 978-8172111625
- Катари, Рам Дасс (1983), Моряк вспоминает , Викас, ISBN 9780706920642
- 1915 рождений
- смертей в 2009 г.
- Лауреаты Падма Вибхушана на государственной службе
- Начальники штабов ВМФ (Индия)
- Адмиралы ВМС Индии
- Офицеры Королевского флота Индии
- Флагманы, командующие индийским флотом
- Заместители начальника штаба ВМФ (Индия)
- Индийские военнослужащие, участвовавшие в Индо-Пакистанской войне 1971 года.
- Военнослужащие из Пенджаба, Индия
- Адмиралы Индо-Пакистанской войны 1971 года.
- Лауреаты медали Парам Вишишт Сева.
- Выпускники Королевского колледжа оборонных исследований
- Начальники материально-технического обеспечения (Индия)
- Начальники персонала (Индия)
- Жители провинции Пенджаб (Британская Индия)
- Пенджабские индуисты