ДК Паттаммаль
Дамал Кришнасвами Паттаммал | |
---|---|
![]() Д.К. Паттаммаль в конце 1940-х годов. | |
Справочная информация | |
Рожденный | 19 марта 1919 г. |
Источник | Канчипурам , президентство Мадраса , Индия |
Умер | 16 июля 2009 г. Ченнаи , Индия | (90 лет)
Жанры | Карнатическая музыка и воспроизведение пения |
Занятия | певец |
Годы активности | 1929–2009 |
Этикетки | HMV, EMI, RPG, AVM Audio, Inreco, Charsur Digital Workshop и т. д. |
Дамал Кришнасвами Паттаммал ( ) (19 марта 1919 г. - 16 июля 2009 г.), [1] широко известный как Д.К. Паттаммал или ДКП , был индийским карнатическим музыкантом и певцом песен из фильмов на тамильском языке . Паттаммаль вместе со своими современницами М.С. Суббулакшми и М.Л. Васантхакумари в народе называют женской троицей карнатической музыки . Это трио инициировало появление женщин в основной музыке Carnatic. Ее ценят любители музыки Карнатика во всем мире. [2] [3]
жизнь предыстория и Ранняя
Паттаммал родился в семье брамина в Канчипураме штата Тамил Наду , Индия. [4] Ее звали Аламелу, но в детстве ее нежно называли «Патта». [4] [5] Ее отец, Дамал Кришнасвами Дикшитар, который глубоко интересовался музыкой, вдохновил ее изучать музыку Карнатика. [6] Ее матери, Кантимати (Раджаммал), хотя сама была талантливой певицей, в соответствии со строгой ортодоксальной традицией не разрешалось петь даже для друзей или родственников. [6] Несмотря на свое ортодоксальное происхождение, Паттаммал пела и в раннем возрасте проявила значительный музыкальный талант. [4] Родители посвятили ее в религиозное пение. [1]
Паттаммал не проходил систематического формального обучения, начиная с азов. [1] Она также не проходила регулярное обучение гурукуле ; В соответствии с тем временем женщины, особенно из консервативных семей, были ограничены в посещении обучения гурукуле. [1] [7] Первоначально она училась у неназванного музыканта, говорящего на телугу , которого она называла «телугу вадьяр» или «учителем телугу». [1] [4] [8] который также научил ее телугу и санскриту . [9] Позже она научилась музыке у своей матери, некоторых учеников С. Субраманья Пиллаи (широко известного как Наина Пиллаи), а также у Раджалакшми, дочери Вины Дханаммал. [1] Паттаммал также учился у Амби Дикшитара, внука плодовитого композитора Мутхусвами Дикшитара . [1] Впоследствии Паттаммал продолжил изучать композиции Дикшитара у музыковеда и бывшего судьи Верховного суда Т.Л. Венкатарама Айера. [1] Она также училась непосредственно у Папанасама Сивана , плодовитого тамильского композитора. [1]
В детстве Паттаммаль присутствовала на музыкальных концертах Карнатика и, вернувшись домой, записывала критические слова : услышанные ею [10] и ключевые фразы раг . [7] ее братья Д.К. Ранганатан, Д.К. Нагараджан и Д.К. Джаяраман – позже ее вокальные аккомпаниаторы. В этом ей помогали [7] Она также пела простые религиозные гимны и песни, которым ее научил отец. [4] [8] В то время не было радио или записанной музыки. [1]
После того, как она вышла замуж за Р. Ишварана в 1939 году, [4] Паттаммал продолжала заниматься музыкой, одновременно выполняя домашние обязанности традиционной домохозяйки, вставая уже в 4 утра, чтобы начать свой день. [1]
Певческая карьера [ править ]
В восемь лет Паттаммал выиграл первый приз за исполнение «Ракша Беттаре» Тьягараджи в Бхайрави на конкурсе, проводимом С. Субраманья Пиллаи (широко известном как Наина Пиллаи). [5] которым Паттаммал глубоко восхищался. По словам Паттаммала, [8] проводила Тьягараджа Утсавам (фестиваль, посвященный Тьягарадже ) в Канчипураме. Наина Пиллаи ежегодно [5] и был ветераном искусства пения Рагам Танам Паллави .

В 1929 году, в возрасте 10 лет, Паттаммаль дала свое первое выступление на радио для Madras Corporation Radio (теперь известной как AIR ). [5] В 1933 году, в возрасте 13 лет, Паттаммал дал полноценный публичный концерт в Мадрасе Расика Ранджани Сабха; она считается первой женщиной из касты браминов, сделавшей это. [1] В том же году ее музыка впервые была записана на дисках компанией Columbia, как ее тогда называли. [1] Год спустя она переехала в Ченнаи , чтобы регулярно выступать на концертах, дала свое первое выступление в Mahila Samajam (женский клуб Эгмора) и получила признание. [4] Она быстро достигла славы, а ее музыкальная карьера длилась более 65 лет. В 1936 году она дала свое первое выступление в Мадрасской музыкальной академии . [1]
Знания Д.К. Паттаммала были энциклопедическими; [11] ее считали знатоком Мутхусвами Дикшитара , композиций [6] а также известна своими их исполнениями. [12] Она узнала аутентичные версии этих композиций от Амби Дикшитара, потомка Мутхусвами Дикшитара, а также от судьи Т.Л. Венкатрама Айера, знатока композиций Дикшитара. [12] На своих концертах она популяризировала несколько композиций Дикшитара, а также пела Тируппугажи и Теварамы , которым научилась у Аппадурая Ачари. [13] Паттаммал также выучил многие композиции Папанасама Сивана непосредственно у самого композитора. [13] Она продолжала популяризировать эти композиции Папанасама Сивана, а также композиции Субрамании Бхаратияра . [6] как в кино, так и в музыке Карнатика .
Паттаммал положил начало нескольким революционным тенденциям в музыке Карнатика. [4] Она была первой женщиной -брамином , публично исполнившей этот жанр музыки. Брамины занимали высшую кастовую иерархию, преобладавшую в Индии в начале 20 века, и общество считало табу для женщины-брамина выступать на сцене.
Паттаммал также была первой женщиной, исполнившей Рагам Танам Паллави на концертах. [8] Рагам Танам Паллави , который считался мужским оплотом, является самым сложным концертным произведением в карнатической музыке, поскольку требует большого мастерства и высокой степени концентрации для решения связанных с ним ритмических сложностей. [4] Паттаммал пошел дальше, исполнив очень сложные Паллависы в сложных таласах (ритмических циклах); произвести впечатление и заслужить уважение своих коллег-мужчин, ценителей и коллег-музыкантов. [4] Ее пение паллависа было технически совершенным и эстетически приятным. [11] По этой причине ее прозвали «Паллави Паттаммаль». [5] Она выучила несколько паллави и композиций у Наины Пиллаи, а также у Видьялы Нарасимхалу Найду, племянника Тирупати Нараянасвами Найду, выдающегося композитора джавали. [4] [11] Сегодня многие женщины-музыканты из Карнатика исполняют Рагам Танам Паллави в качестве основного произведения на своих концертах.
Фильмы [ править ]
Паттаммал был одним из первых карнатических музыкантов, которые пели в фильмах, и был представлен в этой среде Папанасамом Сиваном . [6] Хотя она получила много предложений спеть для фильмов, она приняла только те, которые включали религиозные или патриотические песни, и отклонила предложения спеть романтические песни. Первым фильмом, в котором спел Паттаммаль, был «Тьягабхуми» (1939). [14] Сцена в конце фильма показывает, как группа борцов за свободу марширует в процессии с флагом партии Индийский национальный конгресс, а на заднем плане Паттаммал поет «Desa Sevai Seyya Vaareer». [15] Песня, написанная Калки (Р. Кришнамурти) и аранжированная Папанасамом Сиваном, освещала Движение за свободу и призывала людей присоединиться. [15] Слава, которую принесли фильм и песня, привела к тому, что британское правительство запретило их обоих. [15]
Паттаммаль популяризировал несколько патриотических композиций Субрамании Бхаратияра . [6] В «Наам Ирувар» (1947) ее исполнения «Vetri Ettu Dhikkum Etta» и «Aaduvome Pallu-p-Paduvome», удивительно дальновидного творения, прославляющего свободную Индию, стали большими хитами. [6] [15] В «Раама Рааджьям» (1948) Паттаммаль популяризировала «Thoondir Puzhvinai-p-pol» Субрамании Бхарати, и она сделала его композицию «Theeradha Vilayattu Pillai», Vedhala Ulagam (1948) любимой слушателями. Пение Паттаммала, а также танец Малышки Камалы в фильме сделали последний из них особенно запоминающимся. В фильме AVM « Ваажкай» (фильм 1949 года) , где Виджаянтимала познакомился с актерским мастерством в кино, Паттаммаал спел «Бхарата Самудхааям Ваажгаве» поэта-националиста. Паттаммалу также выпала редкая честь выступить на церемонии закладки фундамента Мемориала Бхарати в Эттаяпураме. [12]
Паттаммал пел в других фильмах, включая «Махатма Урангаар» (1947), «Пижаиккум Важи» (1948) и «Лаавания» (1951). Последняя песня, которую Паттаммаал спел в фильме, была в возрасте 80 лет для тамильского фильма « Эй, Рам» (2000). [8] Илайярааджа и Камаль Хаасан «Вайшнав Джанато», любимую песню Махатмы Ганди . привезли к ней домой записывающее оборудование и заставили ее спеть для фильма [10]
Год | Фильм | Язык | Песня | Музыка | Тексты песен |
---|---|---|---|---|---|
1939 | Тьягабхуми | тамильский | Деса Севаи Сейя Ваарир | Папанасам Сиван | Калки Р. Кришнамурти |
1946 | Тьягайя | телугу | Пурандарадаса Девара Нама | Читтор В. Наагаия | Папанасам Сиван |
1947 | Нам Ирувар | тамильский | Веттри Этту Дхиккум | Р. Сударшанам | Субрамания Бхаратияр |
Аадувоме Паллу Падувоме | Махакави Субрамания Бхаратияр | ||||
1947 | Махатма Уттангаар | тамильский | Каана Аавал Конден Иру Вижигалал | С.В. Венкатраман и Т.Р. Раманатан | Папанасам Сиван |
Кунчита Паадхам Нинаинту Уругум | Папанасам Раджагопала Айер | ||||
1947 | Мисс Маалини | тамильский | Шри Сарасвати Намастудхе | С. Раджешвара Рао и Парур С. Анантараман | Котамангалам Суббу |
1948 | Рама Раджьям | тамильский | Энаккун Ирупадхам Нинаикка | Р. Сударшанам | Аруначала Кавираяр |
1948 | Ведхала Улагам | тамильский | Тхондир Пужувинайполь | Р. Сударшанам | Субрамания Бхаратияр |
Тирадха Вилаятту-п-Пиллаи | Субрамания Бхаратияр | ||||
1948 | Пижаиккум Важи | тамильский | Энгал Нааттукку Эндха Нааду Ээду Перинба Гнана Виду | Г. Асватхама | ТК Сундара Ваатияр |
Коттаи Каттатедаа | ТК Сундара Ваатияр | ||||
Мудхалай Ваайил | ТК Сундара Ваатияр | ||||
1949 | Ваажккай | тамильский | Бхаратха Самудхаям Ваажгаве | Р. Сударшанам | Махаакави Субрамания Бхаратияр |
1950 | Дживитам | телугу | Аандра Югакка Ниви Джаямураа | Р. Сударшанам | |
1951 | Лаванья | тамильский | Пажам Бхаратха Наннааду | S. V. Venkatraman | Папанасам Сиван |
Танга Ору Нижал Иллайе | Папанасам Сиван | ||||
2000 | Эй, Рам | тамильский | Вайшнав Джанато | Илайярааджа | Кришнасвами Айер |
Паттаммал был одним из исполнителей видеоальбома Jana Gana Mana , написанного А.Р. Рахманом , который был выпущен 26 января 2000 года в ознаменование 50-летия Индийской Республики. Паттаммаал, который в свои 80 лет был самым старшим среди остальных вокалистов в этом видеоальбоме.
Башни [ править ]

Паттаммаал выступал во всех основных штатах, сабхах и площадках по всей Индии , а также во многих странах мира, включая США, Канаду, Францию, Германию, Швейцарию , Шри-Ланку и другие страны. [16]
Ученики [ править ]
Стиль пения Паттаммала привлек многих учеников, в первую очередь ее младшего брата Д.К. Джаярамана , который пел с ней на нескольких концертах и который сам получил Сангиту Каланидхи в 1990 году. Среди других ее популярных учениц - ее невестка Лалита. Сивакумар , [17] Сушила Раман, внучка Гаятри Сундара Раман, Гита Раджашекар, [18] ее внучка Нитьясри Махадеван , [19] ее правнучка Лаванья Сундарараман , Айшвария Шринивас [20] и ее малазийский китайский студент/приемный внук Чонг Чиу Сен (Саи Мадхана Мохан Кумар) из Малайзии. [21]
Смерть [ править ]
Паттаммал умер естественной смертью в Ченнаи 16 июля 2009 года в 13:30. У нее остались двое сыновей И. Сивакумар и И. Лакшманкумар. [12] а также ее внуки Раджгуру, Гаятри, Нитьясри и Чаран. Ее муж Р. Исваран умер 2 апреля 2010 года в возрасте 95 лет.
Награды и звания [ править ]
За свою карьеру ДК Паттаммаль получила несколько наград и званий, в том числе:
- Премия Сангит Натак Оскар (1961) [22]
- Сангита Каланиди (1970; высшая награда в области карнатической музыки) [22]
- Падма Бхушан (1971; от правительства Индии ) [22]
- Сангита Каласихамани (1978) Индийского общества изящных искусств, Ченнаи.
- Член Академии Сангит Натак (избран в 1992 г.) [22]
- Падма Вибхушан (1998; вторая по величине гражданская награда Индии) [22]
- Почтовая марка Почты Индии (2014 г.) [23]
Год | Честь | Чествование, пожалованное или врученное | Ссылка |
---|---|---|---|
«Гана Сарасвати» (название) | Тигр Варадачарияр | [22] | |
«Сангита Самрагни» (название) | Индийское искусство | ||
Премия Апараджиты | Общество благосостояния женщин BHEL, Бхопал | ||
«Исаи Араси» (название) | Комитет по поздравлениям граждан Мадраса, Ученая ассамблея кружка писателей Видвата Садаса (Ченнаи) | ||
«Тируппугаж Мамани» | Вадапажани Тируппугаж Сабха, Ченнаи | ||
1957 | Президентская премия | Правительство Индии | |
1960 | Дева Гана Судха Варшини | Премия LIFCO, Ченнаи | |
1961 | Премия Сангита Натака Академии | Академия Сангит Натак | |
1970 | Сангита Каланиди | Мадрасская музыкальная академия | |
1971 | Падма Бхушан | Правительство Индии | |
1973 | Исай для Аригнара | Тамил Исаи Сангам | |
1976 | Сангита Кала Сагара | Музыкальная академия Висака, Вишакапатнам | |
1978 | Сангита Калашихамани | Индийское общество изящных искусств, Ченнаи | |
1991 | Награда за выдающиеся заслуги | Ротари-клуб Мадраса | |
1992 | Гаяка Ратнам | Свати Тирунал Сангита Сабха, Тируванантапурам | |
1992 | Сотрудник Академии Сангит Натак | Свати Тирунал Сангита Сабха, Тируванантапурам | |
1994 | Институт домашних наук и высшего образования для женщин Авинаши Лингама | ||
1994 | Премия Маноранджитама | Маноранджитам, Коимбатур | |
1994 | Премия Бхарати | Ванавил Панпатту Майям | |
1994 | Сангита Ратна | Национальная премия Мемориала Т. Чоудиа, Музыкальная академия, Бангалор | |
1995 | Сангита Ратна | Премия «Звезда мудрости Индии» | |
1995 | Наллисай Наяки | Тамил Наду Наллисай Мандрам | |
1996 | Сангита Кала Ратнам | Шанкара Матт, Канчипурам | |
1996 | Премия Расика Ранджани Сабха | Расика Ранджани Сабха, Майлапур, Ченнаи | |
1997 | Десия Куил | Индуистская Видьялайя | |
1997 | Сангита Сарва Бхума | Академия индийской музыки и танца, изящных искусств Раджалакшми, Коимбатур | |
1997 | Сангита Самрат | Бхаратия Видхья Бхаван, Коимбатур | |
1997 | Награда в честь дня рождения раджи сэра Аннамалая Четтияра | Награда в честь дня рождения раджи сэра Аннамалая Четтияра | |
1998 | Кала Ратна | Расика Ранджани Сабха, Майлапур Ченнаи | |
1998 | Премия Стри Ратны | Бхаратия Видхья Бхаван и директор Мемориального фонда К. Субраманиама, Ченнаи | |
1998 | Исай Наркалайнар | Шанкарадас Свами Нинаиву Мандрам, Ченнаи | |
1998 | Южно-индийская культурная ассоциация | Южно-индийская культурная ассоциация | |
1998 | Калидас Самман | Правительство Мадхья-Прадеша | |
1999 | Дези Кристиан Арси | Тамилнад Налважи Нилаям | |
1999 | Львиная премия | Совет львиц Международный клуб львов | |
1999 | Падма Вибхушан | Правительство Индии | |
1999 | Награды Свати | Керала Академия Сангит Натак, правительство Кералы | |
2003 | Премия в честь столетия со дня рождения Готту Вадхьяма Нараяны Айенгара | Премия в честь столетия со дня рождения Готту Вадхьяма Нараяны Айенгара | |
2003 | Сангита Сагара Ратнам | Изящные искусства Раджалакшми, Коимбатур | [11] |
2004 | Премия Пробуса за выдающиеся достижения | Мадрасский клуб Пробус, Почетная грамота к Международному женскому дню | |
2005 | Сиван Исаи Сельви | Папанасам Сиван Расикар Сангам, Ченнаи | |
2005 | Премия за заслуги перед жизнью | Премия столетия Гаяны Самадж, Гаяна Самадж, Бангалор | |
2006 | Сангита Видьянидхи | Музыкальная академия Андхры | |
2006 | Премия Сангиты Сарасвати | Гуруджи Вишванатх, основатель Манава Сева Кендра | [24] |
2008 | Лаякала Нипуна | Премия Пажани Субрамания Пиллаи в честь столетия Мемориала, Центр ударных искусств, Бангалор |
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Манна Шринивасан (2009). «Д. К. Паттаммаль (1919–2009)». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 36 (2): 104–109.
- ^ Смт. Д.К.Паттаммал . Ченнаи онлайн .
- ^ «Аккорды и ноты» . Индус . 4 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2009 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лакшми Рамакришнан (апрель 1998 г.), «Музыка с чувством» , Frontline , вып. 15, нет. 8, The Hindu Group , заархивировано из оригинала 25 июня 2009 года.
{{citation}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Д Рам Радж (18 июля 2009 г.). «Достаточно, если у меня будет 100 взыскательных слушателей» . Ежедневные новости и анализ . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Паттаммал скончался» . Деканская хроника . 16 июля 2009 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гоури Рамнараян (17 июля 2009 г.). «Элегантность, а не яркость, была ее сильной стороной» . Индус . Архивировано из оригинала 27 августа 2011 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Аша Кришнакумар и Н. Равикиран (август 1999 г.), «Вся жизнь для музыки Карнатика» , Frontline , vol. 16, нет. 16, The Hindu Group , получено 11 апреля 2015 г.
- ^ «Голос, коснувшийся небес» . Индус . 18 июля 2002 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гоури Рамнараян (август 2009 г.), «Матриарх музыки» , Frontline , том. 26, нет. 16, Индуистская группа
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Идеально и эстетично» . Индус . 23 марта 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Титульный лист: Паттаммаль скончался» . Индус . 17 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Олицетворение достоинства» . Индус . 22 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2010 г.
- ^ «Прогрессивный кинорежиссер» . Линия фронта . 21 (14). Индуистская группа . Июль 2004 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рэндор Гай (31 июля 2009 г.). «Запоминающийся голос, вечнозеленые песни» . Индус . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Элизабет Слиман (2002). Международный опрос «Кто есть кто среди женщин», 2002 год . Лондон: Рутледж . п. 438.
- ^ «Пожизненная связь с музыкой» . Индус . 21 сентября 2007 г.
- ^ «Прикосновение Паттаммала вызывает ностальгию» . Индус . 18 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2003 г.
- ^ Сангита (31 июля 2009 г.). «Музыкальное наследие – Индус» . Индус . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ «Из дневника ученика» . Индус . 12 апреля 2018 г.
- ^ «Этот китаец поет на санскрите» . Редифф . 25 августа 2005 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Д.К.Паттаммал» . indiansarts.com. 12 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 г.
- ^ Говинд, Ранджани (3 сентября 2014 г.). «На четырех из восьми памятных марок изображены музыкальные легенды штата» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ « Важное событие для музыкального братства » . Индус . 26 июня 2006 г.
Внешние ссылки [ править ]

- 1919 рождений
- смертей в 2009 г.
- Женщины-певицы Карнатика
- Карнатические певцы
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Лауреаты Падма Вибхушан в области искусства.
- Исполнители индуистской музыки
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Получатели Сангиты Каланиди
- Музыканты из района Канчипурам
- Индийские певцы 20-го века
- Певцы из Тамилнада
- Индийские женщины-классические певицы
- Индийские певицы XX века
- Индийские певицы XXI века
- Индийские певцы XXI века
- Женщины-музыканты из Тамил Наду
- Канчипурам