Утпал Датт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Утпал Датт | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 августа 1993 г. | (64 года)
Другие имена | Утпал Датт |
Род занятий | Актер, режиссер, писатель-драматург |
Годы активности | 1947–1993 |
Работает | Фильмография |
Супруг | |
Дети | Бишнуприя Дутта |
Награды | Полный список |
Утпал Датт ( бенгальского театра , где он стал новатором современного индийского театра , когда в 1949 году основал «Маленькую театральную группу». Эта группа поставила множество английских, шекспировских и брехтовских пьес в период, ныне известный как Период «эпического театра», прежде чем он полностью погрузился в политический и радикальный театр. Его пьесы стали подходящим средством выражения его марксистской идеологии, что видно в таких социально-политических пьесах, как «Каллол» (1965), «Манушер Адхикар» , «Луха Маноб» (1964), «Тинер Толоар» и «Маха-Бидроха ». За свою 40-летнюю карьеру он также снялся более чем в 100 фильмах на бенгали и хинди и остается наиболее известным по своим ролям в таких фильмах, как Мринала Сена » « Бхуван Шоме (1969), Сатьяджита Рэя » «Агантук (1991), «Гаутам Гхош » Падма Надир Маджи (1992) и Хришикеша Мукерджи свежий фильм Комедии на хинди, такие как «Гол Маал» (1979) и «Ранг Биранги» (1983). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он также исполнил роль скульптора сэра Дигиндры Нараяна в эпизоде Seemant Heera из Бёмкеша Бакши (сериал) на Дурдаршане в 1993 году, незадолго до своей смерти.
; 29 марта 1929 — 19 августа 1993) — индийский актёр, режиссёр и писатель-драматург. В первую очередь он был актеромОн получил Национальную кинопремию за лучшую мужскую роль в 1970 году и три премии Filmfare за лучший комик . В 1990 году Национальная академия музыки, танца и театра Индии Сангит Натак Академи наградила его высшей наградой — стипендией Сангит Натак Академи за пожизненный вклад в театр.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Утпал Дутта родился в бенгальской семье Каястха 29 марта 1929 года в Барисале . Его отцом был Гириджаранджан Дутта. Он окончил с отличием английскую литературу Колледжа Св. Ксавьера в Калькутте и Калькуттского университета . [ 5 ] [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Хотя он работал в основном в бенгальском театре, свою карьеру он начал в английском театре. Будучи подростком в 1940-х годах, он развил свою страсть и мастерство в английском театре, что привело к созданию спектакля «Шекспировцы» в 1947 году. Его первым спектаклем стала мощная постановка шекспировского « Ричарда III » , в котором Датт играл короля. Это настолько впечатлило Джеффри Кендала и Лору Кендал (родителей актрисы Дженнифер Кендал ), которые возглавляли странствующую «Театральную труппу Шекспира», что они немедленно наняли его, и он совершил с ними двухгодичные гастроли по Индии и Пакистану, разыгрывая пьесы Шекспира. пьесы сначала 1947–49, а затем 1953–54; и получил признание за страстное изображение Отелло . После того, как Кендалы впервые покинули Индию в 1949 году, Утпал Датт переименовал свою группу в «Маленькую театральную группу» (LTG) и в течение следующих трех лет продолжал ставить и ставить пьесы Ибсена, Шоу, Тагора, Горького и Константина. Симонов. Позже группа решила ставить исключительно бенгальские пьесы и в конечном итоге превратиться в продюсерскую компанию, которая будет производить несколько бенгальских фильмов. Он также оставался активным членом Гананатья Сангха , которая выступала в сельских районах Западной Бенгалии. [ 7 ]
Он также был одним из основателей Индийской народной театральной ассоциации (IPTA), организации, известной своим левым уклоном, но покинул ее через пару лет, когда основал свою театральную группу. Он написал и руководил тем, что он назвал «Эпическим театром» (термин, который он позаимствовал у Бертольта Брехта) , чтобы вызвать дискуссию и перемены в Бенгалии. Его Общество Брехта, созданное в 1948 году, возглавлял Сатьяджит Рэй. Он стал одной из самых влиятельных личностей в групповом театральном движении. Принимая веру Брехта в то, что зрители являются «соавторами» театра, он отверг ортодоксальные взгляды на «эпический театр» как непрактичные в Индии. [ 8 ] Он также оставался учителем английского языка в школе Саут-Пойнт в Калькутте.
Вскоре он перешел на родной бенгальский язык , сделав переводы на бенгальский язык нескольких шекспировских трагедий и произведений русских классиков. Начиная с 1954 года он писал и ставил спорные бенгальские политические пьесы, а также « » Максима Горького на На дне бенгали в 1957 году. В 1959 году LTG заключила договор аренды театра «Минерва» в Калькутте , где в первую очередь ставился «Ангар » (Уголь) (1959). , основанный на эксплуатации угольщиков. В течение следующего десятилетия группа поставила здесь несколько пьес с ним в качестве импресарио, и его до сих пор помнят как одного из последних актеров-новаторов индийского театра . Он также сформировал такие группы, как Arjo Opera и Bibek Yatra Samaj . [ 5 ]
Между тем, его переход в кино произошел во время исполнения роли Отелло , когда случайно оказавшийся на просмотре известный кинорежиссер Мадху Бозе дал ему главную роль в своем фильме « Майкл Мадхусудан » (1950), основанном на жизни революционного индийского поэта Майкла Мадхусудана Датта. . Позже он сам написал пьесу о фрагментированной колониальной психике Майкла Мадхусудана Датта и о двойственности колебаний между «колониальным» восхищением и «антиколониальным» бунтом. Он продолжал сниматься во многих бенгальских фильмах, в том числе во многих фильмах Сатьяджита Рэя . [ 2 ]
Датт также был чрезвычайно известным комическим актером в хинди-кино , хотя он снялся лишь в нескольких фильмах на хинди. Он снимался в комедийных фильмах, наиболее известными из которых были «Гудди» , «Гол Маал» , «Нарам Гарам» , «Ранг Биранги» и «Шаукин» . Он получил премию Filmfare за лучший комик за фильмы «Голмаал» , «Нарам Гарам» и «Ранг Биранги» . Он появился в фильмах «Бхуван Шоме » (за что он был удостоен Национальной кинопремии за лучшую мужскую роль), «Эк Адхури Кахани» и «Хор» , все — Мринал Сен ; Агантук , Джана Аранья , Джой Баба Фелунатх и Хирак Раджар Деше , Сатьяджит Рэй ; Паар и Падма Надир Маджи , Гаутама Гхош ; «Бомбейское радио» , «Гуру » и «Шекспир Уолла » Джеймса Айвори ; Джукти Такко Аар Гаппо , автор Ритвик Гхатак ; Гудди , Гол Маал и Котвал Сааб Мукерджи Хришикеша ; Шаукин , Приятама и Хамари Баху Алка в постановке Басу Чаттерджи и Амануш , Ананд Ашрам и Барсаат Ки Эк Раат Шакти Саманта .
Утпал Датт также играл главных злодеев в некоторых наиболее успешных фильмах Амитабха Баччана , таких как «Великий игрок» , «Инкилааб» (фильм) и двуязычном фильме на хинди/бангла «Барсаат Ки Эк Раат» . Фактически, Утпал Датт был героем (главным героем) в первом проекте Амитабха Баччана « Саат Хиндустани» .
«Революционный театр — это, по существу, народный театр, а это значит, что его нужно играть перед массами…»
Утпал Датт [ 8 ]
Датт также был пожизненным марксистом и активным сторонником Коммунистической партии Индии (марксистской) . [ 9 ] и его левый «Революционный театр» стал явлением в современном бенгальском театре. Он поставил множество уличных драм в пользу Коммунистической партии. Он был заключен в тюрьму правительством Конгресса в Западной Бенгалии в 1965 году и содержался под стражей в течение нескольких месяцев, поскольку тогдашнее правительство штата опасалось, что подрывное послание его пьесы «Каллол» («Звук волн») (основанной на мятеже Королевского военно-морского флота Индии в 1946 году) который давал переполненные представления в калькуттском театре Минервы), может спровоцировать антиправительственные протесты в Западной Бенгалии. Спектакль оказался его самой продолжительной пьесой в «Минерве». «Манушер Адхикаре» («О правах народа») 1968 года, поставленный как документальная драма, раньше был новым жанром в бенгальском театре , хотя это оказалась его последняя постановка группы «Минерва», поскольку вскоре они покинули театр. После этого коллективу было присвоено название «Маленький народный театр»; поскольку он принял еще одно новое направление, его работа стала ближе к людям, и этот этап сыграл важную роль в популяризации индийского уличного театра, поскольку он начал выступать на углах улиц или в «плакатных» спектаклях, на открытых пространствах, без каких-либо помощь или украшение перед огромными толпами. Этот год также ознаменовал его переход в Джатра или Ятра Пала , бенгальская народная драматическая форма, исполнявшаяся в основном в сельской местности Западной Бенгалии. Он начал писать сценарии «Джатры», продюсировать и сниматься в них, даже сформировал собственную труппу «Ятры». Его политические драмы-джатры часто ставились на сценах под открытым небом и символизировали его приверженность коммунистической идеологии и сегодня составляют его непреходящее наследие. [ 10 ]
В 1970-е годы три его пьесы; Баррикада , Дуссвапнер Нагари (Город кошмаров) и Эбаар Раджар Пала (Теперь очередь короля) собрали толпы людей, несмотря на то, что они были официально запрещены. [ 1 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]
Он написал «Луха Манаб» («Железный человек») в 1964 году, еще находясь в тюрьме, на основе реального судебного процесса над сторонником Сталина, бывшего члена Политбюро, проведенного сторонниками Никиты Хрущева в Москве в 1963 году. Впервые он был поставлен в тюрьме Алипора в 1965, Малый народный театр. Его пребывание в тюрьме положило начало новому периоду мятежных и политически заряженных пьес, в том числе «Тинер Толоар» («Оловянный меч»), частично основанного на «Пигмалионе» , «Душапнер Нагари» («Город кошмаров»), «Манушер Одхикаре » («Права человека»), основанного на мальчиков из Скоттсборо. деле , протесты против расовой дискриминации и несправедливости по делу Скоттсборо 1931 года, Сурья-Шикар (Охота на Солнце) (1978), Маха-Бидроха (Великое восстание) (1989) и Лаал Дурго (Красный форт) (1990) о упадок коммунизма, происходящий в вымышленной восточноевропейской стране, и Джанатар Афим («Опиат народа») (1990) сокрушались по поводу индийских политических партий, эксплуатирующих религию ради выгоды. [ 4 ] Всего он написал двадцать две полнометражные пьесы, пятнадцать плакатных пьес, девятнадцать сценариев «Ятры», принял участие в тысячах спектаклей и поставил более шестидесяти постановок, не считая серьезных исследований Шекспира, Гириша Гоша, Станиславского, Брехта и революционный театр и перевод Шекспира и Брехта.
Он также снял ряд фильмов, таких как «Мег» (1961), психологический триллер «Гум Бхангар Гаан» (1965), «Джхар» (Буря) (1979), основанный на движении «Молодая Бенгалия», «Байсакхи Мег» (1981), «Маа» (1983). . и после Инкилаба (1984).
Наследие
[ редактировать ]Спустя сорок лет после постановки классической пьесы «Каллол» , повествующей о мятеже индийских моряков против британцев в Аравийском море, за что он даже был заключен в тюрьму, в 2005 году была возрождена под названием «Гангабокше Каллол» , часть финансируемого государством «Утпал Датт Натьотсав» (Театральный фестиваль Утпал Датт) на прибрежной сцене у реки Хугли в Калькутте. [ 13 ]
«Последний Лир» — английский фильм 2007 года, основанный на его пьесе «Ааджкер Шахджахан» об эксцентричном шекспировском актере и снятый на экране Ритупарно Гошем , позже получил Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм на английском языке .
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1960 году Датт женился на актрисе театра и кино Шобхе Сен . Их единственная дочь, Бишнуприя Датт, является профессором театра и перформанса в Школе искусств и эстетики Джавахарлала Неру Университета в Нью-Дели . [ 14 ]
Смерть
[ редактировать ]19 августа 1993 года [ 5 ] Датт умер от сердечного приступа сразу после того, как вернулся домой из больницы SSKM в Калькутте , Западная Бенгалия, где он прошел диализ. [ 15 ]
Награды и признание
[ редактировать ]- 1990 Стипендия Сангита Натака Академи за пожизненный вклад в театр.
- Национальная кинопремия за лучшую мужскую роль – выиграна
1970 Бхуван Шоме - Бхуван Шоме
- Премия Filmfare за лучший комик - выиграна
1980 Гол Маал - Бхавани Шанкар
1982 Нарам Гарам - Бхавани Шанкар
1984 Ранг Биранги - инспектор полиции Дурандхар Бхатаудекар - Премия Бенгальской ассоциации киножурналистов : премия за лучшую мужскую роль – выиграна
1993 Агантук – Маномохан Митра - Премия Filmfare за лучшую мужскую роль второго плана – номинирована
1975 Амануш – Махим Гошал
1980 Гол Маал - Бхавани Шанкар
1986 Саахеб – Бадри Прасад Шарма
Фильмография
[ редактировать ]Это неполная фильмография Утпала Датта.
- Майкл Мадхусудхан (1950)
- Видьясагар (1950)
- Викрам Урваши (1954)
- Рани Расмани (1955)
- Така Ана Пай (1956)
- Субхалагна (1956)
- Харано Сур (1957)
- Саптапади (1961) (голос)
- Ракта Палаш (1962)
- Шеш Анка (1963)
- Сурья Сикха (1963)
- Мать Ало (1964)
- Шекспир-Валла (1965)
- Чоуринги (1968)
- Учитель (1969)
- Бхуван Шоме (1969)
- Моменты хиндустани (1969)
- Бомбейское звуковое кино (1970)
- Каланкита Наяк (1970)
- Калькутта 71 (1971)
- Комитет (1971)
- Хунджей Берай (1971)
- Эк Адхури Кахани (1972)
- Просто Дживан Сати (1972)
- Сабсе Бада Сух (1972)
- Медовый месяц (1973)
- Марджина Абдулла (1973)
- Шриман Притхвирадж (1973)
- Раньше (1974)
- Хор (1974)
- Мистер Ромео (1974)
- Джукти, Такко Аар Гаппо (1974)
- Тагини (1974)
- Амануш (1975)
- Джули (1975)
- Анна (1975)
- Левер (1975)
- Яна Аранья (1976)
- Датта (1976)
- До Анджаане (1976)
- Загар (1976)
- Сей Чох (1976)
- Шак (1976)
- Котвал Сааб (1977)
- Йехи Хай Зиндаги (1977)
- Иммаан Дхарам (1977) как Бальбир Сингх, военный
- Ананд Ашрам (1977)
- Анурод (1977)
- Дулхан Вахи Джо Пия Ман Бхаайе (1977)
- В одну сторону
- Ангел Я Катил (1977)
- Кот Курси Ка (1977)
- Приятама (1977)
- Свами (1977)
- Атити (1978)
- Нападающий (1978)
- Белый слон (1978)
- Дханрадж Таманг (1978)
- Джой Баба Фелунатх (1978)
- Тут Хилоне (1978)
- Картавья (1979) как Деван Дханпати Рай
- Гол Маал (1979)
- Великий игрок (1979)
- Джор (1979)
- Прем Вива (1979)
- Соглашение (1980 г.)
- Хирак Раджар Деше (1980)
- Пака Декха (1980)
- Апне Парайе (1980)
- Рам Балрам (1980)
- Агни Парикша (1981)
- Нарам Гарам (1981)
- Барсаат Ки Эк Раат (1981), он же Анусандхан (Индия: бенгальское название)
- Чалчитра (1981)
- Мегмукти (1981)
- Субарна Голак (1981)
- Шаукин (1981)
- Байсахи Мег (1981) как полковник Мэннингем
- Раджбадху (1982)
- Раасте Пяр Ке (1982)
- Хамари Баху Алка (1982)
- Ангур (1982)
- Ача Бура (1983)
- Ранг Биранги (1983)
- Дути Пата (1983)
- Поцелуй Се На Кена (1983)
- Пасанд Апни Апни (1983)
- Шубх Камна (1983)
- Брак по любви (1984)
- Джон Джани Джанардхан (1984)
- Лакхон Ки Баат (1984)
- Инкилааб (1984)
- Пара (1984)
- Йе Деш (1984)
- Саахеб (1985)
- Харишчандра Шайбья (1985)
- Пара (1985)
- Аньяй Абичар (1985) [ нужна ссылка ]
- Ульта Сидха (1985)
- Аап Ке Саат (1986)
- Баат Бан Джей (1986)
- Арендатор (1986)
- Главный Балван (1986)
- Патбхола (1986)
- Садаа Сухаган (1986)
- Кот Катманду Ка (1986–1987, сериал)
- Достойный любви (1987)
- Сегодняшний Робин Гуд (1987)
- Аша О Бхалобаша (1988)
- Махавира (1988)
- Бенгальская ночь (1988)
- Бахурани (1989)
- Джавани Зиндабад (1990)
- Мера Пати Сирф Мера Хай (1990)
- Агантук (1991)
- Яан Печаан (1991)
- Путь-о-Прасад (1991)
- Падма Надир Маджи (1992)
- Бёмкеш Бакши (1993)
- Мисти Мадхур (1993)
- Путь Аджаны (1994)
- Мера Дамад (1995). Его последний фильм вышел через 2 года после его смерти.
Пьесы
[ редактировать ]- Миркасим
- Тайнер Талвар
- Феррари Армия
- Боникер езда
- Баррикада
- Чаянат
- Кангор Карагаре
- Каллол
- Онгаар
- Ааджкер Шахджахан
- Кузнец Бхим
- Махушер Адхикарей
- Эбар Раджар Пала
- Данрао Патикбар
Работает
[ редактировать ]- Гириш Чандра Гош . Публикации Сахитьи Академии . 1992. ISBN 81-7201-197-0 . Выдержки
- Великое восстание, 1857 г. ( Махабидроха ), Seagull Books, 1986. ISBN 81-7046-032-8 .
- О театре , Книги Чайки. 2009. ISBN 81-7046-251-7 .
- На пути к революционному театру . Книги Чайки, 2009. ISBN 81-7046-340-8 .
- О кино . Книги Чайки, 2009. ISBN 81-7046-252-5 .
- Действовал в Бёмкеш Бакши. Эпизод 3: Видимая конституция.
- Права человека ( Манушер Адхикаре ). Книги Чайки, 2009. ISBN 81-7046-331-9 .
- 3 пьесы . Книги Чайки, 2009. ISBN 81-7046-256-8 .
- Гадья Санграха, Том 1, 1998 г. ISBN 81-7612-033-2 и том 2, 2011 г. ISBN 978-81-295-1125-6 , Издательство Дея
- Encore (Театральные истории, выбранные и переведенные Утпалом Даттой), Дип Пракашан
- Сахенша Томар Пураскар Томар-и Тхак (Сборник стихов Утпала Датты), Дип Пракшан
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Химани Баннерджи, Представительство и классовая политика в театре Утпал Датта . Центр исследований социальных наук, 1988. ASIN B0000D6DGM.
- Аруп Мукхопадхай, «Утпал Дутта: Дживан О Шришти» (на бенгали), Национальный книжный фонд, Нью-Дели, 2010 г. (перепечатано в 2011 г.). ISBN 978-81-237-5901-2
- Джоэл Шехтер, Популярный театр: справочник, Миры спектакля . Рутледж, 2003. Театр как оружие: Утпал Датт . ISBN 0-415-25830-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б В сознании актера. Архивировано 8 июля 2009 г. в газете Wayback Machine Mint , 3 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вспоминая Утпала Датта [ постоянная мертвая ссылка ] Шома А Чаттерджи, Screen (журнал) , 20 августа 2004 г.
- ^ Зеркало класса: Очерки бенгальского театра Химани Баннерджи [узурпировал] Frontline (журнал) , том 18 - выпуск 12, 9–22 июня 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сцена включена и выключена: Человек в железной маске. Архивировано 23 октября 2012 года в Wayback Machine The Telegraph (Калькутта) , 26 августа 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Некролог: Утпал Датт» . Независимый . 21 августа 1993 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Банерджи, Арнаб (2012). «Репетиции революции: Политический театр Утпала Датта» . Университет Джорджии . 34 : 222–230 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Утпал Датт Колумбийская энциклопедия современной драмы, Том 1 , Габриэль Х. Коди, Эверт Спринчорн. Издательство Колумбийского университета , 2007. ISBN 0231144229 . Стр. 382-383 .
- ^ Перейти обратно: а б Утпал Датт Театры независимости: драма, теория и городские представления в Индии с 1947 года: Исследования истории и культуры театра Апарны Бхаргавы Дхарвадкера. Университет Айовы Пресс, 2005. ISBN 0-87745-961-4 . Страница 114
- ^ Саубхадро Чаттерджи (11 марта 2009 г.). «Бенгалия, участвующая в опросе, обращается к артистам» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 16 марта 2009 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ Репетиции революции: политический театр Бенгалии , Рустом Бхаруча. Гавайский университет Press, 1984. ISBN 0-8248-0845-2 . Страница 55 .
- ^ Прокоммунистическая драма собирает толпы в Калькутте. Архивировано 22 октября 2012 года в Wayback Machine New York Times , 25 ноября 1965 года.
- ^ Статья Британской энциклопедии об Утпале Датте. Архивировано 14 февраля 2009 года на Wayback Machine Britannica.com .
- ↑ Каллол Датта катается на Хугли. Архивировано 23 октября 2012 года в Wayback Machine The Telegraph (Калькутта) , 5 ноября 2005 года.
- ↑ Датт и его размеры. Архивировано 7 ноября 2012 года в Wayback Machine , The Hindu , 26 октября 2007 года.
- ^ «Группы Google» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1929 рождений
- 1993 смертей
- Люди из Барисала
- Жители района Барисал
- Писатели из Калькутты
- Выпускники колледжа Св. Ксавьера, Калькутта
- Выпускники Калькуттского университета
- Индийские киноактёры мужского пола
- Актеры-мужчины в хинди-кино
- Актеры-мужчины в бенгальском кино
- Индийский народ 20-го века
- Бенгальские режиссеры
- Бенгальские актеры-мужчины
- Индийские актеры-мужчины
- Мужчины-шекспировские актеры
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Члены Ассоциации индийского народного театра
- Победители премии Filmfare Awards
- Лауреаты премии Ассоциации киножурналистов Бенгалии
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучшую мужскую роль
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Индийские театральные менеджеры и продюсеры
- Индийские комики-мужчины
- Деятели бенгальского театра
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Актеры-мужчины из Калькутты
- Режиссеры из Калькутты
- Драматурги и драматурги Западной Бенгалии
- Индийские комики XX века
- Люди, связанные с Шиллонгом