Jump to content

Утпал Датт

Утпал Датт
Датт на марке Индии 2013 года
Рожденный ( 1929-03-29 ) 29 марта 1929 г.
Умер 19 августа 1993 г. (19 августа 1993 г.) (64 года)
Другие имена Утпал Датт
Род занятий Актер, режиссер, писатель-драматург
Годы активности 1947–1993
Работает Фильмография
Супруг
( м. 1960)
Дети Бишнуприя Дутта
Награды Полный список

Утпал Датт ( слушать ; 29 марта 1929 — 19 августа 1993) — индийский актёр, режиссёр и писатель-драматург. В первую очередь он был актером бенгальского театра , где он стал новатором современного индийского театра , когда в 1949 году основал «Маленькую театральную группу». Эта группа поставила множество английских, шекспировских и брехтовских пьес в период, ныне известный как Период «эпического театра», прежде чем он полностью погрузился в политический и радикальный театр. Его пьесы стали подходящим средством выражения его марксистской идеологии, что видно в таких социально-политических пьесах, как «Каллол» (1965), «Манушер Адхикар» , «Луха Маноб» (1964), «Тинер Толоар» и «Маха-Бидроха ». За свою 40-летнюю карьеру он также снялся более чем в 100 фильмах на бенгали и хинди и остается наиболее известным по своим ролям в таких фильмах, как Мринала Сена » « Бхуван Шоме (1969), Сатьяджита Рэя » «Агантук (1991), «Гаутам Гхош » Падма Надир Маджи (1992) и Хришикеша Мукерджи свежий фильм Комедии на хинди, такие как «Гол Маал» (1979) и «Ранг Биранги» (1983). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он также исполнил роль скульптора сэра Дигиндры Нараяна в эпизоде ​​​​Seemant Heera из Бёмкеша Бакши (сериал) на Дурдаршане в 1993 году, незадолго до своей смерти.

Он получил Национальную кинопремию за лучшую мужскую роль в 1970 году и три премии Filmfare за лучший комик . В 1990 году Национальная академия музыки, танца и театра Индии Сангит Натак Академи наградила его высшей наградой — стипендией Сангит Натак Академи за пожизненный вклад в театр.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Утпал Дутта родился в бенгальской семье Каястха 29 марта 1929 года в Барисале . Его отцом был Гириджаранджан Дутта. Он окончил с отличием английскую литературу Колледжа Св. Ксавьера в Калькутте и Калькуттского университета . [ 5 ] [ 6 ]

Хотя он работал в основном в бенгальском театре, свою карьеру он начал в английском театре. Будучи подростком в 1940-х годах, он развил свою страсть и мастерство в английском театре, что привело к созданию спектакля «Шекспировцы» в 1947 году. Его первым спектаклем стала мощная постановка шекспировского « Ричарда III » , в котором Датт играл короля. Это настолько впечатлило Джеффри Кендала и Лору Кендал (родителей актрисы Дженнифер Кендал ), которые возглавляли странствующую «Театральную труппу Шекспира», что они немедленно наняли его, и он совершил с ними двухгодичные гастроли по Индии и Пакистану, разыгрывая пьесы Шекспира. пьесы сначала 1947–49, а затем 1953–54; и получил признание за страстное изображение Отелло . После того, как Кендалы впервые покинули Индию в 1949 году, Утпал Датт переименовал свою группу в «Маленькую театральную группу» (LTG) и в течение следующих трех лет продолжал ставить и ставить пьесы Ибсена, Шоу, Тагора, Горького и Константина. Симонов. Позже группа решила ставить исключительно бенгальские пьесы и в конечном итоге превратиться в продюсерскую компанию, которая будет производить несколько бенгальских фильмов. Он также оставался активным членом Гананатья Сангха , которая выступала в сельских районах Западной Бенгалии. [ 7 ]

Он также был одним из основателей Индийской народной театральной ассоциации (IPTA), организации, известной своим левым уклоном, но покинул ее через пару лет, когда основал свою театральную группу. Он написал и руководил тем, что он назвал «Эпическим театром» (термин, который он позаимствовал у Бертольта Брехта) , чтобы вызвать дискуссию и перемены в Бенгалии. Его Общество Брехта, созданное в 1948 году, возглавлял Сатьяджит Рэй. Он стал одной из самых влиятельных личностей в групповом театральном движении. Принимая веру Брехта в то, что зрители являются «соавторами» театра, он отверг ортодоксальные взгляды на «эпический театр» как непрактичные в Индии. [ 8 ] Он также оставался учителем английского языка в школе Саут-Пойнт в Калькутте.

Вскоре он перешел на родной бенгальский язык , сделав переводы на бенгальский язык нескольких шекспировских трагедий и произведений русских классиков. Начиная с 1954 года он писал и ставил спорные бенгальские политические пьесы, а также « » Максима Горького на На дне бенгали в 1957 году. В 1959 году LTG заключила договор аренды театра «Минерва» в Калькутте , где в первую очередь ставился «Ангар » (Уголь) (1959). , основанный на эксплуатации угольщиков. В течение следующего десятилетия группа поставила здесь несколько пьес с ним в качестве импресарио, и его до сих пор помнят как одного из последних актеров-новаторов индийского театра . Он также сформировал такие группы, как Arjo Opera и Bibek Yatra Samaj . [ 5 ]

Между тем, его переход в кино произошел во время исполнения роли Отелло , когда случайно оказавшийся на просмотре известный кинорежиссер Мадху Бозе дал ему главную роль в своем фильме « Майкл Мадхусудан » (1950), основанном на жизни революционного индийского поэта Майкла Мадхусудана Датта. . Позже он сам написал пьесу о фрагментированной колониальной психике Майкла Мадхусудана Датта и о двойственности колебаний между «колониальным» восхищением и «антиколониальным» бунтом. Он продолжал сниматься во многих бенгальских фильмах, в том числе во многих фильмах Сатьяджита Рэя . [ 2 ]

Датт также был чрезвычайно известным комическим актером в хинди-кино , хотя он снялся лишь в нескольких фильмах на хинди. Он снимался в комедийных фильмах, наиболее известными из которых были «Гудди» , «Гол Маал» , «Нарам Гарам» , «Ранг Биранги» и «Шаукин» . Он получил премию Filmfare за лучший комик за фильмы «Голмаал» , «Нарам Гарам» и «Ранг Биранги» . Он появился в фильмах «Бхуван Шоме » (за что он был удостоен Национальной кинопремии за лучшую мужскую роль), «Эк Адхури Кахани» и «Хор» , все — Мринал Сен ; Агантук , Джана Аранья , Джой Баба Фелунатх и Хирак Раджар Деше , Сатьяджит Рэй ; Паар и Падма Надир Маджи , Гаутама Гхош ; «Бомбейское радио» , «Гуру » и «Шекспир Уолла » Джеймса Айвори ; Джукти Такко Аар Гаппо , автор Ритвик Гхатак ; Гудди , Гол Маал и Котвал Сааб Мукерджи Хришикеша ; Шаукин , Приятама и Хамари Баху Алка в постановке Басу Чаттерджи и Амануш , Ананд Ашрам и Барсаат Ки Эк Раат Шакти Саманта .

Утпал Датт также играл главных злодеев в некоторых наиболее успешных фильмах Амитабха Баччана , таких как «Великий игрок» , «Инкилааб» (фильм) и двуязычном фильме на хинди/бангла «Барсаат Ки Эк Раат» . Фактически, Утпал Датт был героем (главным героем) в первом проекте Амитабха Баччана « Саат Хиндустани» .

«Революционный театр — это, по существу, народный театр, а это значит, что его нужно играть перед массами…»

Утпал Датт [ 8 ]

Датт также был пожизненным марксистом и активным сторонником Коммунистической партии Индии (марксистской) . [ 9 ] и его левый «Революционный театр» стал явлением в современном бенгальском театре. Он поставил множество уличных драм в пользу Коммунистической партии. Он был заключен в тюрьму правительством Конгресса в Западной Бенгалии в 1965 году и содержался под стражей в течение нескольких месяцев, поскольку тогдашнее правительство штата опасалось, что подрывное послание его пьесы «Каллол» («Звук волн») (основанной на мятеже Королевского военно-морского флота Индии в 1946 году) который давал переполненные представления в калькуттском театре Минервы), может спровоцировать антиправительственные протесты в Западной Бенгалии. Спектакль оказался его самой продолжительной пьесой в «Минерве». «Манушер Адхикаре» («О правах народа») 1968 года, поставленный как документальная драма, раньше был новым жанром в бенгальском театре , хотя это оказалась его последняя постановка группы «Минерва», поскольку вскоре они покинули театр. После этого коллективу было присвоено название «Маленький народный театр»; поскольку он принял еще одно новое направление, его работа стала ближе к людям, и этот этап сыграл важную роль в популяризации индийского уличного театра, поскольку он начал выступать на углах улиц или в «плакатных» спектаклях, на открытых пространствах, без каких-либо помощь или украшение перед огромными толпами. Этот год также ознаменовал его переход в Джатра или Ятра Пала , бенгальская народная драматическая форма, исполнявшаяся в основном в сельской местности Западной Бенгалии. Он начал писать сценарии «Джатры», продюсировать и сниматься в них, даже сформировал собственную труппу «Ятры». Его политические драмы-джатры часто ставились на сценах под открытым небом и символизировали его приверженность коммунистической идеологии и сегодня составляют его непреходящее наследие. [ 10 ]

В 1970-е годы три его пьесы; Баррикада , Дуссвапнер Нагари (Город кошмаров) и Эбаар Раджар Пала (Теперь очередь короля) собрали толпы людей, несмотря на то, что они были официально запрещены. [ 1 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]

Он написал «Луха Манаб» («Железный человек») в 1964 году, еще находясь в тюрьме, на основе реального судебного процесса над сторонником Сталина, бывшего члена Политбюро, проведенного сторонниками Никиты Хрущева в Москве в 1963 году. Впервые он был поставлен в тюрьме Алипора в 1965, Малый народный театр. Его пребывание в тюрьме положило начало новому периоду мятежных и политически заряженных пьес, в том числе «Тинер Толоар» («Оловянный меч»), частично основанного на «Пигмалионе» , «Душапнер Нагари» («Город кошмаров»), «Манушер Одхикаре » («Права человека»), основанного на мальчиков из Скоттсборо. деле , протесты против расовой дискриминации и несправедливости по делу Скоттсборо 1931 года, Сурья-Шикар (Охота на Солнце) (1978), Маха-Бидроха (Великое восстание) (1989) и Лаал Дурго (Красный форт) (1990) о упадок коммунизма, происходящий в вымышленной восточноевропейской стране, и Джанатар Афим («Опиат народа») (1990) сокрушались по поводу индийских политических партий, эксплуатирующих религию ради выгоды. [ 4 ] Всего он написал двадцать две полнометражные пьесы, пятнадцать плакатных пьес, девятнадцать сценариев «Ятры», принял участие в тысячах спектаклей и поставил более шестидесяти постановок, не считая серьезных исследований Шекспира, Гириша Гоша, Станиславского, Брехта и революционный театр и перевод Шекспира и Брехта.

Он также снял ряд фильмов, таких как «Мег» (1961), психологический триллер «Гум Бхангар Гаан» (1965), «Джхар» (Буря) (1979), основанный на движении «Молодая Бенгалия», «Байсакхи Мег» (1981), «Маа» (1983). . и после Инкилаба (1984).

Наследие

[ редактировать ]
Датт на марке Индии 2013 года.

Спустя сорок лет после постановки классической пьесы «Каллол» , повествующей о мятеже индийских моряков против британцев в Аравийском море, за что он даже был заключен в тюрьму, в 2005 году была возрождена под названием «Гангабокше Каллол» , часть финансируемого государством «Утпал Датт Натьотсав» (Театральный фестиваль Утпал Датт) на прибрежной сцене у реки Хугли в Калькутте. [ 13 ]

«Последний Лир» — английский фильм 2007 года, основанный на его пьесе «Ааджкер Шахджахан» об эксцентричном шекспировском актере и снятый на экране Ритупарно Гошем , позже получил Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм на английском языке .

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1960 году Датт женился на актрисе театра и кино Шобхе Сен . Их единственная дочь, Бишнуприя Датт, является профессором театра и перформанса в Школе искусств и эстетики Джавахарлала Неру Университета в Нью-Дели . [ 14 ]

19 августа 1993 года [ 5 ] Датт умер от сердечного приступа сразу после того, как вернулся домой из больницы SSKM в Калькутте , Западная Бенгалия, где он прошел диализ. [ 15 ]

Награды и признание

[ редактировать ]

Фильмография

[ редактировать ]

Это неполная фильмография Утпала Датта.

Работает

[ редактировать ]
  • Гириш Чандра Гош . Публикации Сахитьи Академии . 1992. ISBN   81-7201-197-0 . Выдержки
  • Великое восстание, 1857 г. ( Махабидроха ), Seagull Books, 1986. ISBN   81-7046-032-8 .
  • О театре , Книги Чайки. 2009. ISBN   81-7046-251-7 .
  • На пути к революционному театру . Книги Чайки, 2009. ISBN   81-7046-340-8 .
  • О кино . Книги Чайки, 2009. ISBN   81-7046-252-5 .
  • Действовал в Бёмкеш Бакши. Эпизод 3: Видимая конституция.
  • Права человека ( Манушер Адхикаре ). Книги Чайки, 2009. ISBN   81-7046-331-9 .
  • 3 пьесы . Книги Чайки, 2009. ISBN   81-7046-256-8 .
  • Гадья Санграха, Том 1, 1998 г. ISBN   81-7612-033-2 и том 2, 2011 г. ISBN   978-81-295-1125-6 , Издательство Дея
  • Encore (Театральные истории, выбранные и переведенные Утпалом Даттой), Дип Пракашан
  • Сахенша Томар Пураскар Томар-и Тхак (Сборник стихов Утпала Датты), Дип Пракшан

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Химани Баннерджи, Представительство и классовая политика в театре Утпал Датта . Центр исследований социальных наук, 1988. ASIN   B0000D6DGM.
  • Аруп Мукхопадхай, «Утпал Дутта: Дживан О Шришти» (на бенгали), Национальный книжный фонд, Нью-Дели, 2010 г. (перепечатано в 2011 г.). ISBN   978-81-237-5901-2
  • Джоэл Шехтер, Популярный театр: справочник, Миры спектакля . Рутледж, 2003. Театр как оружие: Утпал Датт . ISBN   0-415-25830-8 .
  1. ^ Перейти обратно: а б В сознании актера. Архивировано 8 июля 2009 г. в газете Wayback Machine Mint , 3 июля 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Вспоминая Утпала Датта [ постоянная мертвая ссылка ] Шома А Чаттерджи, Screen (журнал) , 20 августа 2004 г.
  3. ^ Зеркало класса: Очерки бенгальского театра Химани Баннерджи [узурпировал] Frontline (журнал) , том 18 - выпуск 12, 9–22 июня 2001 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Сцена включена и выключена: Человек в железной маске. Архивировано 23 октября 2012 года в Wayback Machine The Telegraph (Калькутта) , 26 августа 2006 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д «Некролог: Утпал Датт» . Независимый . 21 августа 1993 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 23 июня 2023 г.
  6. ^ Банерджи, Арнаб (2012). «Репетиции революции: Политический театр Утпала Датта» . Университет Джорджии . 34 : 222–230 . Проверено 23 июня 2023 г.
  7. ^ Утпал Датт Колумбийская энциклопедия современной драмы, Том 1 , Габриэль Х. Коди, Эверт Спринчорн. Издательство Колумбийского университета , 2007. ISBN   0231144229 . Стр. 382-383 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Утпал Датт Театры независимости: драма, теория и городские представления в Индии с 1947 года: Исследования истории и культуры театра Апарны Бхаргавы Дхарвадкера. Университет Айовы Пресс, 2005. ISBN   0-87745-961-4 . Страница 114
  9. ^ Саубхадро Чаттерджи (11 марта 2009 г.). «Бенгалия, участвующая в опросе, обращается к артистам» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 16 марта 2009 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  10. ^ Репетиции революции: политический театр Бенгалии , Рустом Бхаруча. Гавайский университет Press, 1984. ISBN   0-8248-0845-2 . Страница 55 .
  11. ^ Прокоммунистическая драма собирает толпы в Калькутте. Архивировано 22 октября 2012 года в Wayback Machine New York Times , 25 ноября 1965 года.
  12. ^ Статья Британской энциклопедии об Утпале Датте. Архивировано 14 февраля 2009 года на Wayback Machine Britannica.com .
  13. Каллол Датта катается на Хугли. Архивировано 23 октября 2012 года в Wayback Machine The Telegraph (Калькутта) , 5 ноября 2005 года.
  14. Датт и его размеры. Архивировано 7 ноября 2012 года в Wayback Machine , The Hindu , 26 октября 2007 года.
  15. ^ «Группы Google» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a54ef4d5b3aa8cbca5a4205d42fa453a__1722652260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/3a/a54ef4d5b3aa8cbca5a4205d42fa453a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Utpal Dutt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)