Вилаят Хан
Вилаят Хан | |
---|---|
![]() Вилаят Хан на листе индийских почтовых марок 2014 года | |
Рожденный | Вилаят Хан 28 августа 1928 г. |
Умер | 13 марта 2004 г. Мумбаи , Индия | (75 лет)
Занятие | ситарист |
Годы активности | 1939 – 2004 |
Награды | «Афтаб-э-Ситар» (Солнце ситара) от президента Индии . «Бхарат Ситар Самрат» Ассоциации артистов Индии. Серебряная медаль I Московского международного кинофестиваля в 1959 году. |
Устад Вилаят Хан (28 августа 1928 г.) [1] - 13 марта 2004 г.) был индийским классическим ситаристом . [1] [2] многие считают его величайшим ситаристом своего времени. [3] Наряду с Имдад Ханом , Энайятом Ханом и Имратом Ханом ему приписывают создание и развитие гаяки анга (техники, которая имитирует вокальную мелизму классической музыки хиндустани ) на ситаре.
Свой первый диск на 78 об/мин он записал в возрасте 75 лет, а свой последний концерт дал в 2004 году. [4] Он написал музыку к нескольким фильмам, в том числе «Джалсагар» (1958), «Гуру» (1969) и «Кадамбари» (1976). Он дал шанс новичку Кавите Кришнамурти в «Кадамбари», что стало первой песней в ее карьере. [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вилаят родился в Гурипуре, Мименсингхе в тогдашней Восточной Бенгалии в Британской Индии и нынешней Бангладеш . [4] Его отец Энайят Хан был признан ведущим игроком на ситаре и сурбахаре (бас-ситаре) своего времени, как и его дед Имдад Хан до него. обучали его в семейном стиле, известном как Имдадхани гхарана Его отец и другие родственники в семье . Имдадхани гарана также называется Этава гарана, известная в честь небольшого города недалеко от Агры , где жил Имдад Хан. Эта семья представляет шестое поколение музыкантов, восходящее к Империи Великих Моголов . [4] [6] [2]
Однако Энайят Хан умер, когда Вилаяту было всего десять лет, поэтому большую часть его образования получили остальные члены его семьи: его дядя, ситар и маэстро сурбахара Вахид Хан , [4] [7] его дед по материнской линии, певец Банде Хасан Хан, и его мать, Баширан Бегум, которые изучали практику своих предков. присматривал за его дядей Зинде Хасаном Его ряз (практика) . В детстве Вилаят хотел стать певцом; но его мать, сама из семьи вокалистов, чувствовала, что на нем лежит большая ответственность нести семейный факел как маэстро игры на ситаре. [4]
Исполнительская карьера
[ редактировать ]Вилаят Хан выступил на Всебенгальской музыкальной конференции в качестве своего первого концерта, организованного Бхупеном Гошем в Калькутте с Ахмедом Джаном Тираквой на табле. Его выступление на концерте, организованном Викрамадитьей Сангит Паришад в Мумбаи в 1944 году, получило заголовок «Электрифицирующий ситар». В 1950-х годах Вилаят Хан тесно сотрудничал с производителями инструментов, особенно со знаменитыми мастерами ситара Канайлалом и Хирен Роем, для дальнейшего развития инструмента. Кроме того, он любил выступать без дрона танпуры , заполняя тишину ударами по струнам чикари .
Некоторые раги он несколько переосмысливал (Бханкар, Джайджаиванти), другие придумал сам (Энаятхани Канада, Санджх Саравали, Калаванти, Манд Бхайрав), но в первую очередь он был традиционным интерпретатором великих, основных раг, таких как Яман, Шри , Тоди , Дарбари и Бхайрави . Он был известен своей импровизацией и умением находить различные закономерности в рагах, которые он играл.
Вилаят Хан был одновременно традиционным ситаристом и независимым новатором в своей музыке. Ему отдали должное за разработку стиля ситара под названием «гаяки анг», где его ситар пытался имитировать звук человеческого голоса и, казалось, давал публике ощущение, что ситар поет. Он изобрел технику подгибания ноты после перебора струны ситара, создавая от нее звуковое последействие. Эта техника позже повлияла на других исполнителей на ситаре. [4] [2]
Когда он умер от рака легких в 2004 году, Вилаят Хан записывал песни более 65 лет и вел передачи на Всеиндийском радио почти столько же . Он время от времени гастролировал за пределами Индии более 50 лет и, вероятно, был первым индийским музыкантом, выступавшим в Англии в 1951 году после обретения независимости. В 1990-е годы его карьера звукозаписи достигла своего рода апогея с серией амбициозных компакт-дисков для India Archive Music в Нью-Йорке, некоторые традиционные, некоторые противоречивые, некоторые эксцентричные. За свою долгую карьеру он гастролировал и выступал в Южной Азии , Китае , Африке , Европе и бывшем Советском Союзе . [2]
Вилаят написал и дирижировал музыкой к трем художественным фильмам: «Джалсагар» Сатьяджита Рэя (1958) на бенгали, [4] [8] компании Merchant-Ivory Productions The Guru (1969) на английском языке, [4] » Мадхусудана Кумара и «Кадамбари (1976) на хинди. Он также написал музыку для малоизвестного документального фильма на бенгали производства Барина Роя под названием « Джалсагар» ; за создание этого фильма он получил серебряную медаль на 1-м Московском международном кинофестивале в 1959 году. [9]
Личная жизнь
[ редактировать ]Семья Имдад Хана принадлежит к роду раджпутов . [10] В качестве неформального продолжения своей раджпутской линии отец Вилаят-хана Энайят Хан сохранил индуистское имя Натх Сингх. Сам Вилаят Хан сочинил множество бандиш , используя псевдоним Натх Пия . В интервью, данном Карану Тапару для BBC в начале 2002 года, Вилаят Хан признался, что у него раджпутское имя – Кахан Сингх. [11]
Хан провел большую часть своей жизни в Калькутте (ныне Калькутта ). Он был женат дважды. [2] От первой жены Мониши Хазры у него было трое детей — Яман Хан, суфийская певица Зила Хан , [12] и ситарист Шуджаат Хан (р. 1960). [13] [2]
От второго брака у Вилаят Хана родился сын Хидаят (1975 г.р.), также профессиональный ситарист. У Вилаят-хана остался также его младший брат Имрат Хан . В юности братья играли дуэтами, но сильно поссорились и долгие годы не разговаривали. Племянники Вилаята Раис Хан , Нишат Хан и Иршад Хан также играют на ситаре. [4]
Вилаят взял немного учеников, кроме своих сыновей; Среди наиболее известных — Кашинатх Мукерджи (младший брат кинорежиссера Хришикеша Мукерджи ), Арвинд Парих и Хасу Патель. [14] Он также давал уроки игры на ситаре Большому Джиму Салливану , известному английскому сессионному музыканту . Он обучал свою дочь Зилу игре на ситаре и вокалу, а также сделал ее официальной ученицей на церемонии в 1991 году. Церемония появляется в документальном фильме, снятом в 1991 году, а также в фильме Министерства иностранных дел Индии о его жизни под названием « Дух к Душа . Вилаят Хан сделал Соединенные Штаты своим вторым домом и имел резиденцию в Принстоне, штат Нью-Джерси, помимо Дехрадуна и Калькутты , Индия. [4] [2]
Споры
[ редактировать ]В 1964 и 1968 годах соответственно Вилаят был награжден премиями Падма Шри и Падма Бхушан – четвертой и третьей по величине гражданской наградой Индии за заслуги перед нацией – но отказался их принять. [4] [2] объявив комитет музыкально некомпетентным, чтобы судить его. «Указывая на то, что ситар и его «Парампара» (традиция) имели самую давнюю традицию в его семье, и его предки высекли «Гаяки Анг» (стиль, имитирующий звук человеческого голоса), имеющий решающее значение для игры на инструменте, Хан сказал, что на этой арене ни один другой «гарана» не был старше его». [2]
В январе 2000 года, когда ему была вручена Падма Вибхушан , вторая по величине гражданская награда, он снова отказался, даже назвав это «оскорблением». На этот раз он заявил, что не примет никаких наград, которые до него были вручены другим ситаристам, его юниорам и, по его мнению, менее достойным. «Если в Индии есть какая-либо награда за ситар, я должен получить ее первым», - сказал он, добавив, что «в этой стране всегда была история о неправильном времени, не том человеке и не той награде». [1]
Он утверждал, что Академия Сангит Натак находилась под влиянием лоббирования, политики и фаворитизма при определении лауреатов. В 1995 году он был награжден стипендией Сангит Натак Академи , высшей наградой, присуждаемой Сангит Натак Академи , Национальной музыкальной академией Индии. [15]
Среди других наград, от которых он отказался, была премия Сангита Натака Академии в 1995 году. Некоторое время он также бойкотировал Всеиндийское радио . Единственными титулами, которые он принял, были специальные награды «Бхарат Ситар Самрат» от Ассоциации артистов Индии и «Афтаб-э-Ситар» (Солнце ситара) от президента Фахруддина Али Ахмеда .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Вилаят Хан умер 13 марта 2004 года в Мумбаи , Индия, в возрасте 75 лет. Пресс-траст Индии сообщил, что Вилаят Хан болел раком легких, диабетом и гипертонией. [2] [1] Среди выживших были его жена, две дочери и два сына Шуджаат Хан и Хидаят Хан, которые также играют на ситаре. [4]
NDTV (Телевидение Нью-Дели), как сообщается, процитировало премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи , который сказал об этом в своем заявлении: «Устад Вилаят Хан был вундеркиндом, которому принадлежит заслуга выведения игры на ситаре за пределы этой страны». [4]
выпустила почтовую марку с изображением Хана В сентябре 2014 года Почта Индии в ознаменование его вклада. [16]
Согласно индуистской газете: «Что касается вечного вопроса: кто из них величайший, то, похоже, есть много великих, и есть Вилаят Хан»… «художник, который преобразовал свой инструмент так, чтобы он напоминал человека». голос" [17]
Избранная дискография
[ редактировать ]- Главный художник
- Индийский мастер игры на ситаре (1969, Капитолий / EMI)
- Соучаствующий художник
- Приблизительный путеводитель по музыке Индии и Пакистана (1996, World Music Network )
- Когда время остановилось с Кишаном Махараджем (2006, Наврас).
Сноски
[ редактировать ]↑ Он всю жизнь сохранял детский интерес к вокальной музыке, часто пел на концертах и сочинял кьял -бандиши под псевдонимом Натх Пия .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Без компромиссов в его искусстве (интервью с Вилаят Ханом)» . Индуистская газета . 28 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Устад Вилаят Хан, 76 лет; ведущий индийский ситарист, композитор (некролог)» . Газета «Лос-Анджелес Таймс» . Ассошиэйтед Пресс. 16 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2020 г. . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Хант, Кен (25 марта 2004 г.). «Вилаят Хан» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Джон Парелес (15 марта 2004 г.). «Вилаят Хан, 76 лет, музыкант, изменивший определение игры на ситаре - (некролог)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 июля 2022 года . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Кадамбари (1976)» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года.
- ^ «Возрождение волшебства» . Телеграф Индии . Калькутта. 9 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2004 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Вилаят Хан, музыкант-индивидуалист» . Индуистская газета . 26 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2024 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Манджари Синха (9 октября 2009 г.). «Хорошо прожитая жизнь» . Индус . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «1-й Московский международный кинофестиваль (1959) (читать ниже в разделе «Серебряные медали»)» . Сайт Московского международного кинофестиваля . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Дипак Раджа (2003), буклет к компакт-диску Улхаса Кашалкара « Дань Вилаят Хану» . Индийский архив музыки IAMCD 1071, стр. 21.
- ^ itvindia (13 января 2012 г.), FTF Ustad Vilayat Khan, 3 4 2002 г. , заархивировано из оригинала 20 декабря 2021 г. , получено 4 декабря 2018 г.
- ^ «Суфийская певица Зила Хан выступит в Джамии» . Новости . ИАНС. 7 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2014 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ Вариндер Сингх (21 марта 2004 г.). «Саммелан теряет звездного гостя» . Трибьюн Индия . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Хасу Патель, выдающийся ситарист, выступит в университете» .
- ^ «SNA: Список победителей Сангит Натак Академи Ратна Пураскар (стипендиаты Академии)» . Сайт Академии Сангит Натак. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Говинд, Ранджани (3 сентября 2014 г.). «На четырех из восьми памятных марок изображены музыкальные легенды штата» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Анурадха Раман (16 февраля 2019 г.). « Обзор« Шестой струны Вилаят Хана »: Прикосновение музыки (Прогулка по следам легенды ситара)» . Индуистская газета . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 10 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Автобиография Устада Вилаят-хана: Комал Гандхар ; Написано в соавторстве с Санкарлалом Бхаттачарджи, Сахитьям, Калькутта .