Джалсагар
Джалсагар | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Сатьяджит Рэй |
Автор сценария | Сатьяджит Рэй |
На основе | Рассказ Джалсагар Тарасанкар Бандиопадхьяй |
Продюсер: | Сатьяджит Рэй |
В главных ролях | Чаби Бисвас Падма Деви Пинаки Сен Гупта Гангапада Босе Тулси Лахари Кали Саркар Устад Вахид Хан Рошан Кумари Бегум Ахтар |
Кинематография | Субрата Митра |
Под редакцией | Дулал Дутта |
Музыка | Вилаят Хан |
Производство компания | |
Распространено | Современные фильмы (Великобритания) Эдвард Харрисон (США) |
Даты выхода |
|
Время работы | 95 минут |
Страна | Индия |
Язык | Бенгальский |
Джалсагар [ 1 ] ( Бенгальский : জলসাঘর Jalsāghar , букв. « Музыкальная комната » ) — индийский бенгальский драматический фильм 1958 года , сценарий и режиссёр Сатьяджит Рэй , основанный на популярном рассказе бенгальского писателя Тарасанкара Бандиопадхьяя , с Чхаби Бисвасом в главной роли . Четвертый из художественных фильмов Рэя, он был снят в Нимтита Рааджбари в Нимтите , в Муршидабадском районе . Несмотря на поначалу плохую реакцию критиков в Индии, Джалсахар получил президентскую премию за лучший фильм в Нью-Дели. [ 2 ] и сыграл значительную роль в установлении международной репутации Рэя как режиссера. С тех пор он получил почти всеобщее признание критиков. [ 3 ] и стал считаться киносообществом одним из величайших фильмов всех времен. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Сюжет
[ редактировать ]Джалсагар изображает последние дни декадентского заминдара (землевладельца) в Бенгалии и его усилия по поддержанию престижа своей семьи, несмотря на экономические трудности. Хозяин, Бисвамбхар Рой ( Чхаби Бисвас ), справедливый, но потусторонний человек, который любит проводить время, слушая музыку и устраивая публичные выступления, вместо того, чтобы управлять своей поврежденной наводнением собственностью и приспосабливаться к отмене правительством системы заминдари после обретения независимости . Ему предстоит организовать выступления и концерты от богатого простолюдина, заработавшего деньги на бизнесе. Это история о заминдаре, у которого не осталось ничего, кроме самообмана, и который жертвует своей семьей и положением, пытаясь сохранить его, а также столкновение старой и новой Индии. [ 9 ]
Бросать
[ редактировать ]- Чхаби Бисвас – Бисвамбхар Рой
- Падма Деви — Махамайя, жена Роя
- Пинаки Сен Гупта — Хока, сын Роя
- Гангапада Босе — Махим Гангули, сосед
- Тулси Лахири - управляющий поместьем Роя
- Кали Саркар — Ананта, слуга Роя
- Устад Вахид Хан - игрок Сурбахара
- Рошан Кумари — Кришна Бай, танцор
- Бегум Ахтар — Дурга Бай, певица
Другие кредиты
[ редактировать ]- Музыкальные и танцевальные представления
- (На экране) – Бегум Ахтар , Рошан Кумари, Устад Вахид Хан , Бисмилла Хан
- (За кадром) – Дахшинамохан Тхакур, Ашиш Кумар, Робин Мазумдар, Имрат Хан , Саламат Али Хан
Производство
[ редактировать ]«Джалсагар» был основан на популярном рассказе бенгальского писателя Тарасанкара Бандиопадхьяя . После кассового провала «Апарахито » Рэю отчаянно нужен был хит, и он решил снять фильм, основанный как на популярном произведении, так и на фильме, включающем индийскую музыку. Это был его первый фильм, в котором широко использовались классическая индийская музыка и танцы. Рэй начал сниматься в мае 1957 года. [ 10 ]
Во время подготовки к съемкам Рэй и его команда столкнулись с трудностями в поиске подходящего места для дворца Бисвамбхара Роя. Случайно они встретили человека, который порекомендовал дворец Роя Чоудхуриса в Нимтите , известный как Нимтита Раджбари , и Рэй решил разведать это место. К его удивлению, дворец не только идеально подходил для фильма, но и когда-то принадлежал Упендре Нараяну, на котором Бандопадьяй взял за основу своего главного героя, когда впервые писал рассказ. [ 11 ] Над фильмом Рэй тесно сотрудничал с композитором Устадом Вилаятом Ханом , хотя поначалу он не был уверен в музыкальном выборе композитора, и ему пришлось убедить Хана написать для фильма более мрачные музыкальные произведения. [ 12 ]
По словам Рэя, «Дворец Нимтита был прекрасен, за исключением музыкальной комнаты – она была в ней, поскольку дядя Ганендры Нараяна Упендра Нараян Чоудхури был покровителем музыки, как и дворянин из нашей истории – не была достаточно впечатляющей, чтобы служить место для роскошных вечеров, которые я планировал». [ 13 ] в фильме Поэтому знаменитые сцены джалсахара были сняты на студии Aurora Film Corporation в Маниктале, Калькутта. Сейчас студию снесли.
Прием
[ редактировать ]Хотя в Индии фильм получил в основном плохие отзывы, в Нью-Дели он получил президентскую премию за лучший фильм. [ 2 ] Когда в начале 1960-х годов фильм был постепенно выпущен в Европе и США, он стал критическим и финансовым хитом и помог Рэю завоевать международную репутацию, хотя Рэй сказал, что в 1958 году он не думал, что фильм будет иметь успех на зарубежных рынках. [ 14 ] New Statesman Кинокритик Джон Коулман сравнил Рэя с Жаном Ренуаром [ 15 ] и Мари Сетон сказала, что фильм «бросил вызов всей традиции песен и танцев в индийском кино. Зрители... привыкшие к представлению песен и танцев как развлекательных интермедий и [как] драматических и романтических стрессов, никогда прежде не сталкивались с ...классическое пение и танцы как неотъемлемые элементы реалистичных сцен». [ 16 ] Джон Рассел Тейлор сказал, что этот фильм был «одним из самых мастерских фильмов Рэя, изысканно снятым и снятым с полным, беспрекословным владением настроением… Для тех, кто хочет поддаться его гипнотическим чарам, он предлагает удовольствия уникальной деликатности». [ 16 ] Роджер Эберт назвал его «самым запоминающимся фильмом [Рэя], и он наполняет его наблюдательными деталями». [ 17 ] В 1963 году Босли Кроутер похвалил «тонкость режиссуры… [и] красноречие индийской музыки и сияние мизансцены ». [ 14 ] Однако в том же году Стэнли Кауфманн раскритиковал фильм, назвав его «глубоко прочувствованным, чрезвычайно утомительным фильмом... индийская музыка просто неприятна и утомительна для наших ушей». [ 14 ] В 1965 году Дерек Малкольм назвал его «самым совершенным фильмом Рэя». [ 14 ] Когда фильм был выпущен в Париже в 1981 году, он стал неожиданным хитом и побудил многих французских критиков по-новому оценить Рэя, что до того времени не было распространено во Франции. [ 14 ] Критик San Francisco Chronicle Эдвард Гутманн описал это как «замечательную историю о гордости и о том, насколько дураками она делает людей». [ 18 ] Вернер Херцог сказал о Джалшагаре : «Самый потрясающий бенгальский режиссер Сатьяджит Рэй, и есть один фильм, действительно красивый, он называется «Музыкальная комната» ... И он феноменальной красоты, и Рэй действительно знал, как использовать музыку и создавать драму вокруг музыки». [ 19 ] Полин Кель дала фильму восторженную рецензию, написав: «Отличный, ошибочный, сводящий с ума фильм — его трудно смотреть, но, вероятно, невозможно забыть. Он часто бывает грубым и плохо построенным, но это отличный опыт. «Король Лир» хорошо построен; это действительно не имеет значения». [ 20 ]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет оценку 100% на основе 24 рецензий со средней оценкой 9,09/10. [ 3 ]
Театральная касса
[ редактировать ]В 1981 году фильм имел кассовые сборы во Франции , где было продано 173 758 билетов, что является самым высоким показателем для индийского фильма до Салама Бомбей! (1988). [ 21 ]
Награды и признания
[ редактировать ]- 1959 – Всеиндийская Почетная грамота за второй лучший полнометражный фильм.
- 1959 – Национальная кинопремия за лучший полнометражный фильм на бенгальском языке.
- Приз за лучшую музыку на 1-м Московском международном кинофестивале . Также получил номинацию на Гран-Пикс за лучший фильм фестиваля. [ 22 ]
- Широко признан одним из величайших фильмов всех времен. Занял 20-е место в списке «100 лучших фильмов» французского журнала Cahiers du cinéma в 2008 году. [ 4 ] В 1992 году занял 27-е, 146-е и 183-е места соответственно в списке величайших фильмов Sight and Sound. [ 5 ] 2002 [ 6 ] и 2012. [ 7 ] Кинокритик Дерек Малкольм поставил фильм на 56-е место в своем списке «100 лучших фильмов» в 2001 году. [ 23 ] Британский институт кино включил его в список «Классики 360 градусов». [ 8 ] Фильм занял 7-е место (вместе с несколькими другими фильмами) в списке . ) величайших азиатских фильмов Cinemaya (1998 Недавно на Международном кинофестивале в Пусане он занял первое место. 18 место (вместе с несколькими другими фильмами) в списке 100 лучших азиатских фильмов.
- В 2021 году газета Daily Star поставила фильм на 3-е место в списке лучших экранизаций рассказов. [ 24 ]
Сохранение
[ редактировать ]В 1996 году в киноархиве Академии сохранился Джалсагар . [ 25 ]
Домашнее видео
[ редактировать ]В 1993 году компания Merchant Ivory Productions восстановила фильм, а Sony Pictures Classics выпустила его в кинотеатрах Нью-Йорка вместе с пятью другими фильмами Рэя. Он был выпущен на VHS в 1995 году. [ 26 ]
выпустила отреставрированную HD-версию фильма на DVD и Blu-ray В июле 2011 года компания The Criterion Collection . [ 27 ]
Звуковая дорожка
[ редактировать ]Компакт-диск с саундтреком был выпущен в конце 1980-х годов компанией Ocora-RadioFrance/Harmonia Mundi. Буклет, прилагаемый к компакт-диску, содержит выдержки из интервью Сатьяджита Рэя, данного Эндрю Робинсоном. Интервью состоялось в Калькутте в 1986 году. https://archive.org/details/jalsaghar-le-salon-de-musique-sound-track-booklet
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингх, С.К. «Джалсагар (Музыкальная комната): фильм Сатьяджита Рэя :: SatyajitRay.org» . www.satyajitray.org . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 8 ноября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 2. Компания HW Wilson. 1988. 842–843.
- ^ Перейти обратно: а б «Джалсагар (Музыкальная комната)» . Гнилые помидоры .
- ^ Перейти обратно: а б «100 величайших фильмов журнала Cahiers du cinéma» . 23 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рейтинг 1982 года» . www.oocities.org .
- ^ Перейти обратно: а б «Опрос кинокритиков (2002): Лучшие фильмы всех времен — список фильмов» . сайт mubi.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Джалсагар» . Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Классика Британского института кино 360 — Список фильмов» . МУБИ .
- ^ Акварелло (22 декабря 2017 г.). «Джалсагар, 1958» . Строго Киношкола . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Робинсон 1989 , с. 115.
- ^ Робинсон 1989 , стр. 115–116.
- ^ Робинсон 1989 , с. 116.
- ^ Рэй, Сатьяджит. «Извилистая дорога в музыкальную комнату» в книге « Наши фильмы, их фильмы» . Нью-Йорк: Гиперион, 1994, с. 46 ISBN 0-7868-6122-3
- ^ Перейти обратно: а б с д и Робинсон 1989 , с. 113.
- ^ Уэйкман. стр. 842–843.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйкман. стр. 843.
- ^ Эберт, Роджер. «Музыкальная комната» . RogetEbert.com . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Гутманн, Эдвард. «Обзор фильма: гордость аристократа — его падение в феодальной Бенгалии» . СФГейт . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Вернер Херцог» . Музыкальная Академия Ред Булл .
- ^ «Джалшагар (Музыкальная комната)» . satyajitray.org .
- ^ «Графики - Les Entrees en France (Inde)» . Кассовые сборы JP . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «1-й Московский международный кинофестиваль (1959)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ Малькольм, Дерек (18 января 2001 г.). «100 лучших фильмов Дерека Малкольма» . Хранитель .
- ^ Бари, Мехрул (13 июня 2021 г.). «10 экранизаций рассказов, которые обязательно нужно посмотреть» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 20 июня 2021 г.
- ^ «Сохранившиеся проекты» . Киноархив Академии .
- ^ «Рэй Пикс получил новую жизнь» . Разнообразие . 30 июля 1993 года.
- ^ «Музыкальная комната» . Коллекция критериев.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Робинсон, Эндрю (1989). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06946-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джалсагар на IMDb
- Коллекция критериев
- Музыкальная комната: далекая музыка , эссе Филипа Кемпа из Criterion Collection
- фильмы 1958 года
- фильмы 1962 года
- фильмы 1963 года
- Фильмы режиссера Сатьяджита Рэя
- Индийские фильмы на бенгальском языке
- Фильмы по мотивам короткометражных игр
- Индийский феодализм
- Фильмы, действие которых происходит в Западной Бенгалии
- Фильмы, снятые в Западной Бенгалии
- Фильмы по сценарию Сатьяджита Рэя
- Фильмы, написанные Вилаятом Ханом
- Лауреаты Национальной кинопремии за второй лучший полнометражный фильм
- Фильмы 1950-х годов на бенгальском языке
- Фильмы о помещиках
- Фильмы о куртизанках в Индии
- Индийские эпические фильмы