Пратидванди
Пратидванди (Противник) | |
---|---|
![]() Постер фильма | |
Режиссер | Сатьяджит Рэй |
Автор сценария | Сатьяджит Рэй |
На основе | Пратидванди автор: Сунил Гангопадьяй |
Продюсер: | Priya Films (Непал Датта, Асим Датта) |
В главных ролях | Дхритиман Чаттерджи Дебрадж Рэй Кришна Босе Индира Рой Калян Чаттерджи Джойсри Рой Фильтр |
Музыка | Сатьяджит Рэй |
Дата выпуска |
|
Время работы | 110 минут |
Язык | Бенгальский |
Пратидванди (англ. «Противник» , «Сиддхарта и город» ) — индийский бенгальский драматический фильм 1970 года, написанный и снятый Сатьяджитом Рэем по роману Сунила Гангопадхьяя . Это первая часть трилогии о Калькутте . Пратидванди рассказывает историю Сиддхарты, образованного человека из среднего класса, оказавшегося в центре социальных волнений. Коррупция и безработица процветают, и Сиддхартха не может присоединиться ни к своему брату-революционному активисту, ни к своей карьеристской сестре. Фильм известен экспериментами с такими техниками, как фотонегативные воспоминания . [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]Сиддхартха ( Дхритиман Чаттерджи ) вынужден прекратить свое медицинское обучение из-за неожиданной смерти отца. Вместо этого ему теперь придется искать работу. На одном из собеседований его попросили назвать самое значимое мировое событие за последние десять лет. Его ответ — «простое человеческое мужество, проявленное народом Вьетнама», вместо ожидаемого: высадка человека на Луну. Интервьюер спрашивает, коммунист ли он. Излишне говорить, что он не получает работу.
Он приходит в кофейню, где ему предлагают работу в коммунистической партии. Когда он не проявляет никакого интереса, лидер партии сообщает ему о вакансии медицинского представителя. Чтобы спастись от жары и подремать, он идет в кинотеатр. Перед показом правительственной пропагандистской кинохроники в зале кинотеатра взрывается бомба. В последовавшей за этим давке Сиддарта разбивает свои часы. Он идет к часовщику, но не может позволить себе ремонт.
Ожидая перехода дороги, он замечает красивую женщину. В воспоминаниях он возвращается к своим дням, когда был студентом-медиком. Профессор объясняет анатомию женской груди. На протяжении всего фильма Сиддарте приходит в голову множество воспоминаний и снов. По пути в общежитие он встречает хиппи. Вместе с бывшим одноклассником он идет посмотреть шведский фильм без цензуры, но, к их разочарованию, фильм оказывается скучным. В таких постоянных скитаниях по Калькутте, разрушающихся отношениях с сестрой и братом-коммунистом дружба с Кейей — единственное, что сохраняет его в здравом уме.
Кейя – простая девушка. Сиддхарта и Кейя наслаждаются обществом друг друга, но из-за обстоятельств не могут брать на себя никаких обязательств друг перед другом. После очередной попытки пройти собеседование Сиддхартха уезжает из большого города, чтобы устроиться на скромную работу продавцом в далеком городке. Он пишет Кейе, что все еще дорожит их отношениями. Он также слышит во сне крик птицы, который помнит из детства, но на этот раз это происходит на самом деле, а не в его воображении. Окончив письмо, он выходит на балкон своей скромной комнаты. Птица снова кричит. Он также слышит мрачные песнопения похоронной процессии. Когда он поворачивается к камере, изображение замирает.
Концовка напоминает первую сцену, показывающую смерть отца Сиддхартхи. Однако последняя сцена символизирует конец стремления Сиддхартхи найти работу в Калькутте.
Бросать
[ редактировать ]- Дхритиман Чаттерджи, как Сиддхартха
- Джаяшри Рой, как Кейя
- Кришна Бос, как Сутапа [ 2 ]
- Индира Рой
- Калян Чаттерджи
- Дебрадж Рой
- Фильтр
- Биплаб Чаттерджи
Прием и награды
[ редактировать ]Винсент Кэнби из The New York Times дал фильму 4,5 звезды из 5, назвав его «особенно трогательной комедией», в которой главный герой «кипит от гнева по поводу социальной несправедливости, по поводу экономической коррупции, но он бессилен выразить это». [ 3 ] Деннис Шварц, оценивая фильм на пятерку, называет его «прекрасно наблюдаемым политическим фильмом о лишении избирательных прав ». «Сатьяджит Рэй», пишет он, «одобряет всемирную контркультурную революцию, бунт молодежи против застойного старшего поколения и социальные потрясения, происходящие в его любимой Калькутте. Но он также указывает, что Индия - это другое животное, чем западные страны, переживающие потрясения. Он говорит, что это потому, что у Индии другой темперамент после столь долгого угнетения со стороны британцев, и поэтому молодежь должна восстановить свою истинную идентичность, прежде чем она сможет что-то изменить. к лучшему." «Послание казалось доступным, — заключает он, — но, пожалуй, самым недоступным в этой политической драме было злобно-забавное чувство юмора Рэя ( как те вовремя сделанные рентгеновские снимки, позволяющие нам увидеть суровую правду реальности). " [ 4 ] Джеймс Трэверс привыкла к его поэтическому привкусу неореализма поставил фильму высшую оценку, отметив «значительный стилистический сдвиг по сравнению с предыдущими фильмами Рэя, настолько сильный, что он, возможно, шокировал и удивил современную публику, которая за предыдущее десятилетие ». Он отмечает, что стиль фильма «cinéma vérité » «идеально соответствует его теме», и называет его «[не]комфортным для просмотра фильмом» из-за его «строгости и мрачности, которые отдаляют зрителя от объекта, и, что необычно для Рэя, его резкость не смягченный поэтической иронией». [ 5 ]
Написав для Sight & Sound , Том Милн считал, что «[с] слишком много [...] было сделано из все более прямого политического участия в [...] Противнике », находя параллели со своими предыдущими фильмами. такие как Маханагар , Канченджунгха и Джалсагар . [ 6 ] Дерек Малкольм писал, что «техника лирических воспоминаний [...] в фильме не всегда получается слишком хорошо», несмотря на наличие некоторых «превосходных отрывков» и «то неуловимое качество заглядывать так глубоко под поверхность вещей, как почти любой» в его написание и направление. Он также защитил фильм от недоброжелателей. [ 7 ]
Фильм имеет рейтинг Rotten Tomatoes 100% на основе 6 рецензий со средней оценкой 7,5 из 10. [ 8 ]
Фильм получил три Индийские национальные кинопремии; включая Национальную кинопремию за лучшую режиссуру в 1971 году и номинацию на Золотую премию Хьюго на Международном кинофестивале в Чикаго в 1971 году.
Наследие
[ редактировать ]«Пратидванди» — первый фильм «Калькуттской трилогии» Рэя, продолжением которой стали «Симабаддха» (1971) и «Яна Аранья» (1976). [ 9 ] В 2012 году режиссер Ашим Ахлувалия включил этот фильм в свою личную десятку лучших (по опросу « 50 величайших фильмов всех времен по виду и звуку »), написав: « Пратидванди видит, как Рэй отказывается от своего раннего стиля ради жесткой ручной годардовской возни». через Калькутту 70-х. Невероятно». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ник Пинкертон (14 апреля 2009 г.). «Первый свет: Сатьяджит Рэй от трилогии Апу до калькуттской трилогии» . Деревенский голос . Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ Барун Чанда (15 мая 2022 г.). Сатьяджит Рэй: Человек, который слишком много знал . Ом Букс Интернэшнл. ISBN 9789392834653 .
- ^ Виктор Кэнби (1972). «Индийский «противник»: работа Сатьяджита Рэя — трогательная комедия, в которой бывший студент-медик кипит от несправедливости» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ «противник» . homepages.sover.net . Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Трэверс, Джеймс (22 июня 2019 г.). «Рецензия на фильм Пратидванди (1971)» . www.filmsdefrance.com .
- ^ «Цитирование документов» . cinefiles.bampfa.berkeley.edu .
- ^ «Цитирование документов» . cinefiles.bampfa.berkeley.edu .
- ^ «Противник» . Гнилые помидоры . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ «Пратидванди: размышления Сатьяджита Рэя о битве между человеком и мегаполисом» . Первый пост . 12 ноября 2017 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Ашим Ахлувалия – БФИ» . www.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- satyajitray.org о фильме
- «Пратидванди (Противник)» . Центр кино и обучения Сатьяджита Рэя . Калифорнийский университет, Санта-Круз . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года.
- Пратидванди (Противник) на IMDb
- фильмы 1970 года
- Фильмы режиссера Сатьяджита Рэя
- Индийские фильмы на бенгальском языке
- Фильмы, действие которых происходит в Калькутте
- Фильмы, режиссёр которых получил Национальную кинопремию за лучшую режиссуру
- Фильмы о наксализме
- Фильмы по сценарию Сатьяджита Рэя
- Фильмы, сценарист которых получил Национальную кинопремию за лучший оригинальный сценарий
- Лауреаты Национальной кинопремии за второй лучший полнометражный фильм
- Фильмы 1970-х годов на бенгальском языке
- Фильмы по произведениям Сунила Гангопадьяя