Кино Западной Бенгалии
Толливуд | |
---|---|
Количество экранов | 381 экран в штатах Западная Бенгалия и Трипура в Индии (2023 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | СВФ Эскай Фильмы Суриндер Фильмы Массовые развлечения Дев Развлечения Венчурс Производство окон Бенгальские радиостанции Общение с друзьями Камелия Продакшнс |
Продюсировал художественные фильмы (2022). [2] | |
Общий | 145 (Театральный) |
Валовые кассовые сборы (2023 г.) [3] | |
Общий | вон 66 крор (7,9 миллиона долларов США) |
Кино Западной Бенгалии , также известное как Толливуд или бенгальское кино , является индийской киноиндустрией на бенгальском языке кинофильмов . Она базируется в районе Толлигундж в Калькутте , Западная Бенгалия , Индия . Происхождение прозвища Толливуд, состоящего из слов Tollygunge и Hollywood , восходит к 1932 году. [4] Это была исторически важная киноиндустрия, одно время являвшаяся центром индийского кинопроизводства. [4] Бенгальская киноиндустрия известна производством многих в индийском кино наиболее признанных критиками мировых параллельных кинематографических и художественных фильмов , а некоторые из ее режиссеров получили известность на Индийской национальной кинопремии, а также международное признание.
С тех пор, как фильм Сатьяджита Рэя « Патер Панчали» (1955) был удостоен награды «Лучший человеческий документ» на Каннском кинофестивале 1956 года , бенгальские фильмы часто появлялись на международных форумах и кинофестивалях в течение следующих нескольких десятилетий. [5] Это позволило бенгальским кинематографистам выйти на мировую аудиторию. Самым влиятельным среди них был Сатьяджит Рэй, фильмы которого пользовались успехом у европейской, американской и азиатской аудитории. [6] Его работа впоследствии имела всемирное влияние среди таких режиссеров, как Мартин Скорсезе , [7] Джеймс Айвори , [8] Аббас Киаростами , Элиа Казан , Франсуа Трюффо , [9] Карлос Саура , [10] Исао Такахата , [11] Уэс Андерсон [12] и Дэнни Бойл [13] находился под влиянием его кинематографического стиля, и многие другие, такие как Акира Куросава, хвалили его работу. [14]
«Юношеские о взрослении драмы , наводнившие арт-хаусы с середины пятидесятых, в огромной степени обязаны трилогии Апу ». [15] Канченджунгха (1962) представил структуру повествования, напоминающую более позднее кино с гиперссылками . [16] Широко распространено мнение, что сценарий Рэя 1967 года к фильму под названием «Чужой» , который в конечном итоге был отменен, стал источником вдохновения для Стивена Спилберга « фильма Инопланетянин» (1982). [17] [18] [19] Иры Сакса « Сорок оттенков синего» (2005) был вольным ремейком «Чарулаты» (1964), а в Грегори Навы » «Моей семье (1995) финальная сцена дублируется из финальной сцены «Мира Апу» . Подобные отсылки к фильмам Рэя встречаются в недавних работах, таких как «Священное зло» (2006), [20] трилогии «Элементы» Дипы Мехты и в фильмах Жана-Люка Годара . [21]
Другой известный бенгальский режиссер — Мринал Сен , чьи фильмы хорошо известны своими марксистскими взглядами. За свою карьеру фильмы Мринала Сена получили награды крупнейших кинофестивалей, в том числе Канн , Берлина, Венеции , Москвы, Карловых Вар , Монреаля , Чикаго и Каира . Ретроспективы его фильмов демонстрировались в крупных городах мира. [22] Бенгальский режиссер Ритвик Гхатак начал привлекать мировую аудиторию спустя много времени после своей смерти; Начиная с 1990-х годов, был предпринят проект по восстановлению фильмов Гатака, а международные выставки (и последующие выпуски DVD) с опозданием привлекли все более глобальную аудиторию. Некоторые из его фильмов имеют большое сходство с более поздними известными международными фильмами, например, «Аянтрик» (1958) напоминал фильмы Херби (1967–2005), а «Бари Теке Палие» (1958) напоминал Франсуа Трюффо » «400 ударов (1959). Среди других выдающихся бенгальских режиссеров было трио Тапан Синха , Аджой Кар и Тарун Маджумдар , совместно именуемые «ТАТ». Их фильмы хорошо известны как лучшая литературная адаптация и демонстрируют более широкие перспективы. Аджоя Кар Режиссерские работы привели к появлению множества новых вех и побили существующие рекорды кассовых сборов в «Золотую эпоху».
Кинематографист Субрата Митра , дебютировавший в трилогии Рэя «Апу» , также оказал важное влияние на кинематографию во всем мире. Одним из его важнейших приемов было отраженное освещение , позволяющее воссоздать эффект дневного света на съемочной площадке. Он впервые применил эту технику во время съемок Апарахито (1956), второй части трилогии Апу . [23] Некоторые из экспериментальных техник, которые впервые применил Сатьяджит Рэй, включают фотонегативные воспоминания и рентгеновские отступления во время съемок Пратидванди (1972). [24]
Этимология
[ редактировать ]Толливуд был самым первым названием, вдохновленным Голливудом , восходящим к статье 1932 года в журнале «Американский кинематографист» Уилфорда Э. Деминга, американского инженера, который участвовал в производстве первого индийского звукового фильма. Он дал этой индустрии название «Толливуд», потому что район Толлигандж , в котором она базировалась, рифмуется с «Голливудом», а также потому, что Толлигандж был центром кино Индии в целом в то время, так же, как Голливуд был в кино Соединенных Штатов. . [4]
В той же статье, опубликованной в марте 1932 года, Деминг также рассматривал название «Холлигундж», но решил использовать «Толливуд» в качестве прозвища для района Толлигандж, поскольку «Толли - это имя собственное, а Гунге означает местность» на бенгальском языке . Именно это «случайное сопоставление двух пар рифмующихся слогов», Холли и Толли, привело к появлению названия «Толливуд». Название «Толливуд» впоследствии использовалось в качестве прозвища бенгальской киноиндустрии популярным Калькутты из молодежным журналом Junior Statesman , создав прецедент для других киноиндустрий, использующих похожие по звучанию имена. [25] Позже Толливуд вдохновил на название « Болливуд » (поскольку индустрия в Бомбее обогнала индустрию в Толлигундже), что, в свою очередь, вдохновило множество других подобных названий . [4] [25]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
История кино в Бенгалии первые « биоскопы были показаны восходит к 1920-м годам, когда в кинотеатрах Калькутты » . В течение десятилетия Хиралал Сен считался стойким приверженцем викторианской эпохи. кинематографа [26] основал компанию Royal Biscope Company , занимающуюся производством сцен из постановок ряда популярных шоу. [26] в театре «Звезда» , театре «Минерва» , классическом театре . После долгого перерыва после работ Сена, [27] Дхирендра Натх Гангули (известный как DG) в 1918 году основал Indo British Film Co , первую продюсерскую компанию, принадлежащую бенгальцам. Однако первый бенгальский художественный фильм « Биллвамангал » был снят в 1919 году под знаменем Madan Theater . Билат Ферат был первой постановкой IBFC в 1921 году. в театре Мадан Спектакль « Джамай Шашти» был первым бенгальским звуковым фильмом . [28] С тех пор прошла долгая история: такие стойкие приверженцы, как Сатьяджит Рэй , Мринал Сен , Ритвик Гхатак , Тапан Синха , Аджой Кар и другие, заслужили международное признание и заняли свое место в истории кино. [ нужна ссылка ]
Раннее развитие
[ редактировать ]Эпоха молчания: 1919–1930 гг.
[ редактировать ]Хиралал Сен (Индия) считается одним из первых бенгальских и первых режиссеров Индии. Все это были немые фильмы . Хиралал Сен также считается одним из пионеров рекламных фильмов в Индии. Первым фильмом на бенгальском языке стал немой полнометражный фильм «Биллвамангал» первого полнометражного индийского художественного фильма « Раджа Хариш Чандра ». , созданный театральной труппой Мадан в Калькутте и выпущенный 8 ноября 1919 года, всего через шесть лет после выхода [29]
Начало индустрии «говорящего кино» относится к началу 1930-х годов, когда она пришла в Британскую Индию и Калькутту. Изначально фильмы снимались на урду или персидском языке , чтобы удовлетворить потребности определенного элитного рынка. Одной из первых известных студий была Ост-Индская кинокомпания . Первым бенгальским фильмом, снятым в формате звукового кино, был «Джамай Шашти» , выпущенный в 1931 году. В это время первые герои бенгальской киноиндустрии, такие как Праматеш Баруа и Дебаки Бос, были на пике своей популярности. Баруа также снимал фильмы, исследуя новые аспекты индийского кино. Дебаки Бос поставил «Чандидас» в 1932 году; этот фильм известен своим прорывом в записи звука. Звукооператор Мукул Бозе нашел решение проблемы разделения диалогов и частотной модуляции. [ нужна ссылка ]
Расцвет звукового кино: 1931–1947 гг.
[ редактировать ]Бенгальская киноиндустрия внесла значительный вклад в кинематограф Индии . Первыми бенгальскими звуковыми фильмами были короткометражный фильм «Джамай Шашти» , выпущенный 11 апреля 1931 года в кинотеатре Crown Cinema Hall в Калькутте, и полнометражный художественный фильм « Дена Паона» , выпущенный 30 декабря 1931 года в кинотеатре Chitra Cinema Hall в Калькутте. Индустрия базировалась в Толлиганге , районе Южной Калькутты, Западная Бенгалия , который является более элитным и художественным, чем обычный музыкальный кинематограф в Индии. [ нужна ссылка ] Кэнан Деви была одной из первых женщин-звезд бенгальского кино вместе с Чандрабати Деви , Молиной Деви и Чхайей Деви . Самыми популярными бенгальскими актерами-мужчинами были Сисир Бхадури , Чхаби Бисвас , Ахиндра Чоудхури , Дхирадж Бхаттачарья и Пахари Саньял . Популярные режиссеры включают Нитина Боса , Преманкура Аторти и Премендру Митру .
Золотая эра: 1952–1978 гг.
[ редактировать ]В этот период бенгальское кино имело большое, даже непропорционально широкое представительство в индийском кино. Они продюсировали таких режиссеров, как Сатьяджит Рэй , Мринал Сен и Тапан Синха . Сатьяджит Рэй является лауреатом Почетной премии Академии и лауреатом величайших гражданских наград Индии и Франции, Бхарат Ратны и Почетного легиона соответственно, а Мринал Сен является лауреатом французской награды кавалера Ордена искусств и литературы и Российской Орден Дружбы . Возрождение бенгальского основного кино датируется появлением таких режиссеров, как Тарун Маджумдар, а также Арабинда Мукхопадхьяй и Тарун Маджумдар . Среди других выдающихся режиссеров бенгальской киноиндустрии того времени были Ритвик Гхатак , Мринал Сен , Тапан Синха и Аджой Кар . Бенгальская киноиндустрия выпустила такие классические произведения, как «Нагарик » (1952), «Трилогия Апу» (1955–1959), «Кабуливала» (1957), «Джалсагар» (1958), «Аджантрик» (1958), Нил Акашер Ничи (1959), «Деви» (1960), Меге Дакка Тара (1960), Саптапади (фильм 1961 года) , Джиндер Бонди (1961), Саат Паке Бандха (1963), Джатугриха (1964), Атити (1965), Хати Базарей (1967), Мальядан (1971), Нимантран (1971), Шриман Притхвирадж (1973), Калькуттские трилогии (1971) ) –1976), Мригаяа (1976), Ганадевата (1978) и т. д. В частности, трилогии «Калькутта» , «Трилогия Апу» , «Шриман Притхвирадж» , «Саптапади» часто включаются в число величайших фильмов всех времен . [30] [31] [32] [33]
Самой известной бенгальской суперзвездой на сегодняшний день является Уттам Кумар , а Сучитра Сен считается самой красивой и влиятельной актрисой бенгальского кино. Кумар и Сен были известны как «Вечная пара» в конце 1950-х годов. , работала в эпической романтической драме 1961 года «Саптапади» (фильм 1961 года) Эта пара, помимо других . Сучитра Сен получила свою первую международную премию за Саат Паке Бандха (1963) от Кар . Помимо Сена, Сабитри Чаттерджи и Сумитра Деви очень популярными актрисами 1950-х годов были . Сумитра Чаттерджи – известная актриса, снявшаяся во многих фильмах разных жанров. Его считали соперником Уттама Кумара в 1960-х годах. Сумитра известна благодаря роли Фелуды в «Сонар Келла» (1974) и «Джой Баба Фелунатх» . Ганадевата, сценарий и режиссер Рэй и Ганадевата (1978), режиссер Тарун Маджумдар . Он также сыграл взрослую версию Апу в «Мире Апу» (1959) режиссера Рэя. В 70-е годы Ранджит Маллик прославился своей характеристикой интервью для молодежи , Калькутта 71. . Раби Гош и Анил Чаттерджи - известные актеры благодаря своей универсальной игре, которая за короткое время произвела впечатление на публику. [ нужна ссылка ]
В 1960-х годах в Бенгалии появилось множество талантливых актрис, таких как Апарна Сен , Шармила Тагор , Мадхаби Мукерджи , Сандхья Рой и Суприя Девианд Джаяшри Кабир . Апарна Сен была одной из самых успешных актрис Золотой эпохи. Она стала главной героиней 1970-х годов, а с 1981 года снимает фильмы. Одной из самых известных бенгальских актрис была Шармила Тагор , которая дебютировала в фильме Рэя «Мир Апу » и стала главной актрисой бенгальского кино, а также Болливуда. Несмотря на то, что Сучитра Сен была величайшей актрисой, Шармила была самой коммерчески успешной актрисой в истории с такими фильмами, как «Мир Апу» (1959), «Деви» (1960), «Наяк» (1966), «Симабаддха» (1967) и «Араньер Динратри» (1970). [ нужна ссылка ]
Утпал Датт всемирно известен своей игрой в фильмах и пьесах, особенно в пьесах Шекспира. Бхану Бандопадхьяй , Раби Гош и Ануп Кумар были наиболее известны своим юмористическим подходом, а своим разносторонним актерским талантом они ошеломили публику и критиков. [ нужна ссылка ]
Среди пионеров бенгальской музыки для фильмов – Райчанд Борал , Панкадж Маллик и Кей Си Дей , все они связаны с Новыми театрами Калькутты . Величайшими композиторами золотой эпохи были Робин Чаттерджи , Судхин Дасгупта , Начикета Гош , Хемант Кумар и т. д. Тарун Маджумдар хорошо известен своими впервые образовательными, культурными и философскими кинематографическими опытами как для массовой, так и для классовой аудитории. Он отменил разделение вкусов между массовой и классовой аудиторией. Маджумдар наиболее известен такими фильмами Evergreen, как «Шриман Притхвирадж» , «Ганадевата» , «Сансар Симанте» , «Ало» и многими другими. [34]
Современное возрождение: 1978–2007 гг.
[ редактировать ]Возрождение бенгальского кино датируется появлением таких режиссеров, как Апарна Сен , Сандип Рэй, а также Ритупарно Гош , Гутам Гош , Буддхадеб Дасгупта , Анджан Дас Баппадитья Бандопадхьяй , Прабхат Рой , Сехар Дас , Судешна Рой и Субрата Сен. , [35] Ритупарно Гош снял свой первый фильм « Хирер Ангти » в 1992 году и доминировал в бенгальском кино до своей смерти в 2013 году, выиграв множество национальных наград за такие фильмы, как «Унише Эйприл» , «Дахан» и «Уцаб» . Апарна Сен дебютировала в качестве режиссера в 1981 году в получившем международное признание фильме «Чоуринги-лейн, 36» , в котором рассказывается о жизни англо-индейцев, живущих в Калькутте. Также отмечены ее более поздние фильмы: «Паромитар Эк Дин» , «Японская жена» , «Гойнар Бакшо » и другие. Буддхадеб Дасгупта наиболее известен благодаря отмеченным наградами фильмам, таким как «Уттара» , «Мондо Мейер Упахьян» , «Чарачар» и «Джанала» . Гутам Гхош получил международное признание благодаря культовым классическим фильмам, таким как Антарджали Джатра , Падма Надир Маджи , Монер Мануш и многие другие. Прабхат Рэй популярен благодаря драме «Романтическая семейная жизнь» Лати .Маджумдар, Мукхопадхьяй и Чоудхури были пионерами бенгальских фильмов середины 1980-х – 1990-х годов. [36] [37]
В 1980-х и 2007-х самыми популярными бенгальскими актерами-мужчинами были Просенджит Чаттерджи . [38] Тапас Пол , [39] Митхун Чакраборти , Виктор Банерджи , [40] Чиранджит Чакраборти , Джиссу Сенгупта , Сабьясачи Чакраборти , Ранджит Маллик , Тота Рой Чоудхури и Абхишек Чаттерджи [41] каждый со своим уникальным актерским стилем. 2000-е годы ознаменовались появлением множества новых актеров, среди которых Джит и Дев . суперзвездами стали [42] [43] [44] новые актеры, такие как Анкуш Хазра , Абир Чаттерджи , Парамбрата Чаттерджи , Анирбан Бхаттачарья , Ритвик Чакраборти и Сохам Чакраборти . После 2007-х годов популярность приобрели [45] [46] [47] [48] Популярностью стали такие актрисы, как Дебашри Рой , Ритупарна Сенгупта , Индрани Халдар , Рахна Банерджи , Махуа Ройчоудхури , Шрилекха Митра , Сатабди Рой , Райма Сен , Приянка Упендра , Срабанти Чаттерджи , Коэл Маллик , Свастика Мукерджи и Джун Малия .
Современная эпоха: 2008-е – настоящее время.
[ редактировать ]такие актеры, как Просенджит Чаттерджи , Митхун Чакраборти , Дев , Джит , Анирбан Бхаттачарья , Анкуш Хазра , Абир Чаттерджи , Яш Дасгупта , Викрам Чаттерджи и Джиту Камаль . В этот период активно действовали [49] [50] Среди них Просенджит Чаттерджи , [51] Митхун Чакраборти , разработчик [52] и Джит [53] приобрели огромную популярность и считаются суперзвездами этой эпохи. такие актрисы, как Нусрат Джахан , Субхашри Гангули , Мими Чакраборти , Мадхумита Саркар , Ишаа Саха , Сусмита Чаттерджи , Кушани Мукерджи , Ритабхари Чакраборти , Идика Пол , Сохини Саркар , Рукмини Майтра , Джая Ахсан , Саурасени Майтра и Тухина Дас . Активно принимали участие [54] [55]
В последние годы на сцену вышло молодое поколение режиссеров, таких как Сехар Дас Суджит Мондал , Анджан Датт , Анируддха Рой Чоудхури, а также Каушик Гангули , Атану Гош , Суман Гош , Атиул Ислам , Шибопросад Мукерджи , Радж Чакраборти , Шриджит Мукерджи. , , Адитья Викрам Сенгупта , Камалешвар Мукерджи , Аник Дутта , Ишаан Гхош Бирса Дасгупта , Индрашиш Ачарья , Сукарья Госал , Майнак Бхаумик , Аниндья Чаттерджи , Авиджит Сен и Суджит Мондал . [56] [57]
Многие работают в отечественной киноиндустрии, а другие уехали работать в Болливуд. [58] Среди успешных фильмов режиссеров этого поколения — «Достоджи» , «Майяр Джонжал» , «Фотема» , «Баше Срабон» , «Бакита Бьяктигато» , «Бумеранг» , Синемавала , Прадхан , Амазон Обхиджаан , Йети Обхиджаан , 8/12 Бинай Бадал Динеш , Шеш Пата , Кокпит , Практан , Гумнаами , Апарахито , Чандер Пахар , Калькутта Чалантика , Хаами 2 , Нагаркиртан , Однажды в Калькутте , Баллабхпурер Рупкота , Тоник , Бёмкеш О Дурго Рахасья и многие другие. [59]
Детективные фильмы и семейные драмы были самым популярным и успешным жанром в ту эпоху. Успеху детективных фильмов во многом обязана экранизация таких популярных вымышленных персонажей, как Какабабу , Бёмкеш , Кирити Рой , Митин Маси и Тенида . [60] [61]
Успешные бенгальские фильмы получают римейки на хинди в Болливуде, римейки на маратхи и римейки на малаялам ( «Рахгир» , «Балика Бадху» , «Общество болиголова» , «Рамдхану» , «Бхутер Бхабишьят» , «Практан» , «Раджкахини» ). [58] Кроме того, бенгальские фильмы в последнее время привлекли внимание кинематографистов к Калькутте, знакомя с городом более широкую национальную и мировую аудиторию ( Кахаани , Пику , детектив Бёмкеш Бакши! ). После эпохи цифрового кино бенгальские режиссеры, добившиеся художественного и коммерческого успеха в современных бенгальских фильмах, включают: Анируддха Рой Чоудхури , Камалешвар Мукерджи , Суджит Мондал , Аникет Чаттопадхьяй , Анджан Дутта , Радж Чакраборти , Майнак Бхоумик , Шриджит Мукерджи , Нандита Рой и Шибопросад. Мукерджи . [62] [56]
Бюджеты
[ редактировать ]Многие из бенгальских фильмов, получивших наибольшее признание критиков, были малобюджетными Сатьяджита Рэя , в том числе знаменитая «Трилогия об Апу» (1955–1959). Первый фильм трилогии, «Патер Панчали» (1955), был снят с ограниченным бюджетом. [63] рупий. 150 000 (32 000 долларов США) [64] с использованием любительского актерского состава и съемочной группы. [65] Все последующие его фильмы также имели низкий бюджет, причем его самыми дорогими фильмами с 60-х годов были « Саптапади» (фильм 1961 года) Кар » , «Джиндер Бонди» (1961) Синхи , Саат Паке Бандха Кар « , Приключения Гупи и Багхи (1968) за рупий. 600 000 (80 000 долларов США) [66] и Шатрандж Ке Хилари (1977) за рупий. 6 миллионов (230 000 долларов США). [67]
«Бомбайер Бомбете » производства Ramoji Films стоимостью 8 миллионов рупий окупил свои затраты в течение трех недель и заработал в общей сложности 20 миллионов рупий. Фильм вернул концепцию семейного развлечения, а попытка Сандипа Рэя обдумывать сюжет принесла ему богатые дивиденды. Признавшись, что он не ожидал такого успеха, он рассказал Life, что сейчас готовит к выпуску в следующем году еще один такой фильм. Ранее фильм отмеченного наградами режиссера Буддхадеба Дасгупты «Мондо Мейер Упахьян» («Сказка о падшей девушке») производства Arjoe Entertainments принес почти 7 миллионов рупий за счет продажи прав за рубежом при стоимости 0,6 миллиона рупий. Харанат Чакраборти Его фильм «Сати» («Спутник») установил рекорд, окупив более чем в пять раз затраты на производство, хотя фильм « Чокхер Бали» с такими громкими именами, как Айшвария Рай Баччан , Ритупарно Гош и Тагор, не принес ожидаемых результатов. Стоимость фильма составила 16,5 миллионов рупий (самый высокий показатель среди бенгальских фильмов). [68]
Голливудские компании, такие как Columbia TriStar, дебютировали в распространении бенгальских фильмов. По мнению отраслевых экспертов, необходимо решить несколько проблем, чтобы закрепить это возрождение и закрепить его. К ним относятся неадекватная инфраструктура, которая часто вынуждает кинематографистов выезжать за пределы штата в поисках объектов, что приводит к увеличению затрат, плохой маркетинг и распространение, а также усиление конкуренции со стороны бангладешских фильмов . [69] [70]
Рейтинги
[ редактировать ]Ряд фильмов Сатьяджита Рэя фигурировал в по версии Sight & Sound Critics опросе величайших фильмов всех времен , в том числе «Трилогия Апу» (4-е место в 1992 году по сумме голосов), [71] Музыкальная комната (27-е место в 1992 г.), Чарулата (41-е место в 1992 г.) [72] и «Дни и ночи в лесу» (81-е место в 1982 году). [73] 2002 года Опрос критиков и режиссеров Sight & Sound также включал фильмы Ритвика Гхатака «Меге Дакка Тара» (231-е место) и «Комал Гандхар» (346-е место). [74]
В 1998 году опрос критиков, проведенный азиатским киножурналом Cinemaya , включил в себя «Трилогию Апу» (первое место по сумме голосов), «Чарулата» Рэя и «Музыкальная комната» (оба разделили 11-е место), а также «Субарнарекху » Гхатака (также разделившую 11-е место). № 11). [75] В 1999 году The Village Voice в рейтинг 250 лучших фильмов века по версии журнала также была включена «Трилогия Апу» (5-е место по сумме голосов). [31] В 2005 году «Трилогия Апу» также была включена в Time . версии журнала 100 фильмов всех времён по список [33] В 1992 году по результатам опроса критиков Sight & Sound Рэй занял 7-е место в списке «10 лучших режиссеров» всех времен. [76] [77] и «Дни и ночи в лесу» (81-е место в 1982 году). [78]
Национальный наблюдательный совет (США)
[ редактировать ]- Премия Национального совета кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке: Сатьяджит Рэй (1958 – Патер Панчали и 1960 – Мир Апу ) [79]
Ежегодная церемония вручения премии Оскар (Оскар)
[ редактировать ]- Почетная премия Академии: Сатьяджит Рэй (1992 – «В признание его редкого мастерства в киноискусстве и его глубокого гуманитарного мировоззрения, оказавшего неизгладимое влияние на кинематографистов и зрителей во всем мире»). [80]
Национальная премия
[ редактировать ]Национальная кинопремия за лучший полнометражный фильм на бенгали — одна из национальных кинопремий, ежегодно вручаемая Дирекцией кинофестивалей , организацией, созданной Министерством информации и радиовещания Индии . Это одна из нескольких наград, присуждаемых художественным фильмам и вручаемых Раджатом Камалем (Серебряный лотос).
Национальная кинопремия , учрежденная в 1954 году, является самой выдающейся кинопремией Индии, присуждаемой за лучшее в индийском кино . На церемонии также вручаются награды за фильмы на различных региональных языках .
Региональные награды
[ редактировать ]- Награды Бенгальской ассоциации киножурналистов — старейшая ассоциация кинокритиков в Индии, основанная в 1937 году по вдохновению и решимости горстки пионеров из тогдашней узкой части писцов, которые были привлечены к киножурналистике с высокой миссией служить развитие киножурналистики и киноиндустрии.
- Filmfare Awards Bangla — ежегодная награда, вручаемая журналом The Filmfare Times Group в честь кинематографического мастерства бенгальского кино.
- Премия Films and Frames Digital Film Awards
- Награды Anandalok Awards - церемония является одним из самых заметных кинособытий, проводимых для бенгальского кино в Индии.
- Filmfare Awards East — используется для награждения за выдающиеся кинематографические достижения в киноиндустрии бенгали, ассама и одиа. Прекращено после 2014 года.
Организации, связанные с кино
[ редактировать ]- Институт кино и телевидения Сатьяджита Рэя , факультет кинорежиссуры и сценария, монтажа, кинематографии, звукозаписи и дизайна, Багхаджатин , Южный 24 Парганас, Западная Бенгалия.
- Университет Джадавпура , факультет киноведения, Джадавпур, Калькутта, Западная Бенгалия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винаяк, AJ (28 сентября 2022 г.). «Почему фильмы с Юга поджигают кассовые сборы» . Индуистское бизнес-направление . Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Список художественных фильмов, сертифицированных в 2022 году» (PDF) . cbfcindia.gov.in . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Кассовые сборы в 2023 году: фильмы на пенджаби собрали 235 крор рупий, фильмы на языке маратхи собрали 201 крор рупий, фильмы на бенгальском языке собрали 66 крор рупий в 2023 году» . Болливуд Хунгама . Hungama Digital Media Entertainment. 2 февраля 2023 г. Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Саркар, Бхаскар (2008). «Мелодрамы глобализации». Культурная динамика . 20 : 31–51 [34]. дои : 10.1177/0921374007088054 . S2CID 143977618 .
- ^ Десаи, Джинья (2004), За пределами Болливуда: культурная политика фильмов южноазиатской диаспоры , стр. 38, Рутледж , ISBN 0-415-96684-1
- ^ Артур Дж. Пайс (14 апреля 2009 г.). «Почему мы так восхищаемся Сатьяджитом Реем» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2012 года . Проверено 17 апреля 2009 г.
- ^ Крис Ингуи. «Мартин Скорсезе приезжает в Вашингтон и тусуется с Хачетом» . Топор. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 29 июня 2006 г.
- ^ Шелдон Холл. «Слоновая кость, Джеймс (1928-)» . Экран Онлайн. Архивировано из оригинала 30 декабря 2006 года . Проверено 12 февраля 2007 г.
- ^ Дэйв Кер (5 мая 1995 г.). «МИР» САТЬЯДЖИТА РЭЯ: НАСЛЕДИЕ ГЛАВНОГО ИНДИЙСКОГО РЕЖИССЕРА НА ЭКСПЛУАТАЦИИ» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 6 июня 2009 г.
- ^ Сучетана Рэй (11 марта 2008 г.). «Сатьяджит Рэй — вдохновитель этого испанского режиссера» . CNN-ИБН . Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 6 июня 2009 г.
- ^ Дэниел Томас (20 января 2003 г.). «Рецензии на фильм: Могила светлячков (Хотару но Хака)» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2003 года . Проверено 30 мая 2009 г.
- ^ «По следам Рэя» . Государственный деятель. Архивировано из оригинала 3 января 2008 года . Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ Алкарим Дживани (февраль 2009 г.). «Мумбаи восстает» . Вид и звук . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Робинсон, А. (2003). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз: биография мастера-кинорежиссера . ИБ Таурис. п. 96. ИСБН 1-86064-965-3 .
- ^ Срагов, Майкл (1994). «Искусство, преданное истине» . Атлантический Ежемесячник . Калифорнийский университет, Санта-Круз . Архивировано из оригинала 12 апреля 2009 года . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ «Интервью с Сатьяджитом Рэем» . 1982. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Рэй, Сатьяджит. «Испытания Чужого» . Несотворенный луч . Общество Сатьяджита Рэя. Архивировано из оригинала 27 апреля 2008 года . Проверено 21 апреля 2008 г.
- ^ Нойманн П. «Биография Сатьяджита Рэя» . Internet Movie Database Inc. Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 29 апреля 2006 г.
- ^ Ньюман Дж. (17 сентября 2001 г.). «Коллекция Сатьяджита Рэя получает грант Packard и пожертвования на лекции» . Калифорнийский университет в Санта-Крус-Каррентс онлайн. Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 года . Проверено 29 апреля 2006 г.
- ^ СК Джа. «Священный луч» . Телеграф Индии. Архивировано из оригинала 18 июня 2006 года . Проверено 29 июня 2006 г.
- ^ Андре Хабиб. «До и после: Истоки и смерть в творчестве Жана-Люка Годара» . Чувства кино. Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 29 июня 2006 г.
- ^ «Мринал Сен» . Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ «Субрата Митра» . Интернет-энциклопедия кинематографистов. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Ник Пинкертон (14 апреля 2009 г.). «Первый свет: Сатьяджит Рэй от трилогии Апу до калькуттской трилогии» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Прасад, М. Мадхава; Пунатамбекар, Асвин (2008). «Глава 2: Выжить в Болливуде» . В Анандаме П. Кавури (ред.). Глобальный Болливуд . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . стр. 41–3. ISBN 978-0-8147-4798-8 . Архивировано из оригинала 1 мая 2016 года . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а б «Кто есть кто викторианского кино» . Архивировано из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ Пионеры бангладешского кино. Архивировано 25 января 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Джамай Шашти (1931)» . IMDB . 11 апреля 1931 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Хаят, Анупам (2012). «Фильм, полнометражный» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound: 1992» . Вид и звук . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 20 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Take One: первый ежегодный опрос кинокритиков Village Voice» . Деревенский голос . 1999. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 27 июля 2006 г.
- ^ «1000 лучших фильмов, когда-либо созданных». Архивировано 22 декабря 2016 года в Wayback Machine . Нью-Йорк Таймс . 2002.
- ^ Jump up to: а б «100 лучших фильмов всех времен» . Время . 12 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2005 г. Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ «НОВЫЕ ТЕАТРЫ КАЛЬКУТТЫ» . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ Гоопту, Шармиштха (23 февраля 2014 г.). «Картирование истории кино Бенгалии» . Пионер . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «В Калькутте скончался известный бенгальский кинорежиссер Тарун Маджумдар» . Индостан Таймс . 4 июля 2022 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Бисвас, Преманкур (4 августа 2019 г.). «Мастер слезливых блокбастеров с мелодраматичными сражениями за рыбу» . Индийский экспресс . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Гош, Ананья (4 мая 2023 г.). «Просенджит Чаттерджи: звезда и дебютантка» . Мужской мир . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Актер-политик Тапас Пал умер от остановки сердца в 61 год» . НДТВ . ПТИ. 18 февраля 2020 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Джа, Субхаш К. (15 октября 2023 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ! С Днем Рождения, Виктор Банерджи, единственный индийский актер, который работал с Рэем, Лином, Бенегалом, Гаем и RGV» . Времена сейчас . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Рамдев, Рааг Матур (24 марта 2022 г.). «Бенгальский актер Абхишек Чаттерджи умер в возрасте 58 лет» . НДТВ . ПТИ . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Бозе, Приянка (10 марта 2022 г.). «Экманче Дев-Джит! Две суперзвезды Толли разделили сцену с этой актрисой» . Hindustan Times (на бенгали) . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Дев-Джит Джоди» . Телеграф . 4 октября 2010 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Будут ли Дев и Джит делить экранное пространство в предстоящем фильме?» . Таймс оф Индия . 21 февраля 2018 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Ачарья, Аниндита (8 октября 2023 г.). «Ставки выше: Абир Чаттерджи» . Миллениум Пост . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Дас, Тина (29 июля 2023 г.). «Парамбрата Чаттерджи — это «мужчина, написанный женщиной». Он — Ирфан Кхан из бенгальского кино» . Печать . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Потрясающая химия именинника Джиссу Сенгупты с тремя бенгальскими актрисами» . Телеграф . 15 марта 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Гош, Санхаян (6 января 2022 г.). «Все взгляды на Анирбана Бхаттачарью» . Фильм Компаньон . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Дев, Сасвата, Просенджит: 5 актеров, изменивших бенгальское кино» . Государственный деятель . 19 января 2018 года . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Сасвата Чаттерджи» . Таймс оф Индия . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Сорок лет Просенджиту Чаттерджи» .
- ^ «18 лет Дева в Толливуде После 18 лет в Толливуде «взрослый» актер подарит зрителям особые подарки» . АБП . 28 января 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Бханджа, Сандипта (14 июня 2023 г.). « Победа «Босса» Толливуда из «Сати»! Эмоциональная победа после 21 года работы в отрасли» . Сангбад Пратидин . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Вот 7 самых красивых бенгальских актрис на сегодняшний день, взгляните на них» . Новости Азии . 12 мая 2023 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ «Самые популярные бенгальские актрисы в социальных сетях» . Таймс оф Индия . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Прита Чакраборти Шриджиту Мукерджи: вот лучшие бенгальские режиссеры 2019 года» . Таймс оф Индия . 31 декабря 2019 года . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Дасгупта, Приянка (2 февраля 2024 г.). «С 21 трофеем Бенгалия является абсолютным чемпионом Национальной премии с 1967 года» . Таймс оф Индия . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Посмотри на Восток, политика» . www.telegraphindia.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Книжная ярмарка в Калькутте завершается, графические книги — новый тренд» . Индия сегодня . ПТИ. 5 февраля 2017 года . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Чакраворти, Винаяк (26 августа 2023 г.). «Бёмкеш Бакши спустя годы: от Маханаяка Уттама Кумара до суперзвезды нового века Дева» . Первый пост . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Дас, Тина (17 июня 2023 г.). «У бенгальского кино есть проблема зависимости. Теперь, Бёмкеш, детективный стих Фелуда скоро расширится» . Печать . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Саркар, Сусанти (18 сентября 2021 г.). «От классики к современности: ведущие современные бенгальские кинорежиссеры» . Медиа Индийская группа . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Робинсон, А. (2003). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз: биография мастера-кинорежиссера . ИБ Таурис. п. 77. ИСБН 1-86064-965-3 .
- ^ Прадип Бисвас (16 сентября 2005 г.). «50 лет Патеру Панчали» . Экран Еженедельник . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 23 апреля 2009 г.
- ^ Робинсон, А. (2003). Сатьяджит Рэй: Внутренний глаз: Биография мастера-режиссера . ИБ Таурис. стр. 78–9. ISBN 1-86064-965-3 .
- ^ Мохаммед Ваджихуддин (7 сентября 2004 г.). «УНИВЕРСИТЕТ ПОД НАЗВАНИЕМ САТЬЯДЖИТ РЭЙ» . Экспресс Индия. Архивировано из оригинала 14 октября 2004 года . Проверено 1 мая 2009 г.
- ^ «Шатрандж Ке Хилари (Шахматисты)» . Официальный сайт Сатьяджита Рэя. Архивировано из оригинала 26 октября 2018 года . Проверено 24 апреля 2009 г.
- ^ «Деловая линия: Особенности / Новости жизни» . Индуистское бизнес-направление. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ «Сарегама ограничит бюджет фильма» . Индуистское бизнес-направление. 4 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 г. Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ «Бенгальская киноиндустрия готовится к возрождению» . Бизнес-стандарт.com. 1 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 г. Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Аарон и Марк Колдуэлл (2004). «Вид и звук» . Списки 100 лучших фильмов. Архивировано из оригинала 29 июля 2009 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «ВИД И ЗВУК 1992 РЕЙТИНГ ФИЛЬМОВ» . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «ВИД И ЗВУК 1982 РЕЙТИНГ ФИЛЬМОВ» . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «Опрос 253 международных критиков и кинорежиссеров Sight & Sound за 2002 год» . Синемаком. 2002. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ Тотаро, Донато (31 января 2003 г.). «Вид и звук каноников» . Закадровый журнал . Канадский совет искусств . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Опрос зрения и звука 1992: Критики» . Калифорнийский технологический институт . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «Рейтинг 1982 года» . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года.
- ^ «Гид кинофестиваля» . Новости Би-би-си. 10 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2014 г. . Проверено 5 марта 2014 г.
- ^ Премия Национального совета по обзору за лучший фильм на иностранном языке
- ^ Почетная награда Академии
Примечания
[ редактировать ]- Аамар Ами (бенгальский) - Уттам Кумар Чаттопадхьяй - Dey's Publishing , Калькутта, 1980 г.
- Аамар Джуг Аамар Гаан (бенгальский) — Панкадж Кумар Маллик — Фирма KLM Pvt Ltd., Калькутта, 1980 г.
- Чалакчитрер Антормахол, автор Чакраборти Пияли, Банерджи Сантану, издатель = Suhrid Publication, 1-е изд. (2013); Номер ISBN: 978-81-92151-97-7.
- Банала Бхашай Чалаччдра Чарча (бенгальский) - Эхфи Татья, Анджи Опанхр р Бхачарир ЧарК Госвами, Тапас Пол - Киносообщество Северной Калькутты, Калькутта, 1995
- Бангла Чалаччдра Шилпер Лихас (1897–1947) (бенгальский) - Калиш Мухападхьяй - Пуп И ланча Прахаши
- Bangla Chalachchdrer llihas (1-я часть) (бенгальский) - Пранаб Кумар Бисвас Самакал Пракашани, Calcul
- Бангла Саххья О Бангла Чалаччитра (1-я часть) (бенгальский) - Джиш Кумар Мухападхьяй - Ананда~ха
- Банглар Чалаччитракар — Ништ Кумар Мукхопадхьяй — Сланда Пуишрс, Калькр
- Банглар Нат-Нати — Судхир Басу — Калькутта, 1933 год.
- Чниирабани Читр баршихи ^ 119520 изд. 60ур Чаттопадьяй и Сунил Гар~адхья~Ч^ар$б
- Кинотеатр I-Rih Kumar Ghatah-h
- Мемориальный фонд Рру , Калькуна, 1987 г.
- Фильмография шестидесяти американских кинематографистов — Ft I Ra M
- Нирбах Джугер Чхаялохер Катха — Преманхур в руте —~ кудта
- Сонар Дааг — 60уранга Прасад Гхошокфрная Пракашани, Калькулла, 1982 г.
- Справочник бенгальских фильмов - изд. Ансу Сур, Нандан, Калькутта, 1999 г.
- 70 лет индийскому кино , изд. Т. Н. Рамачандран, Cinemaa India International, Бомбей, 1985 г.
- Иллюстрированная история индийского кино , Фиродж Рангогунвалла, The Hamlyn Publishing Group, Лондон, 1979.
- От кинематографии к видеосъемке: эстетика и технологии Чакраборти Пияли, Банерджи Сантану, опубликовано Фондом Кальяни, 1-е изд. (2013); ISBN №: 978-81-927505-3-8.
- Энциклопедия индийского кино - Ашиш Раджадхьякша, Пол Виллемен, Oxford University Press, Нью-Дели, 1994