«Элементы» Трилогия
Трилогия «Элементы» | |
---|---|
Режиссер | Дипа Мехта |
Написал | Дипа Мехта |
Продюсер: | Дипа Мехта |
Кинематография | Джайлз Наттгенс |
Под редакцией | Бэрри Фаррелл Колин Мони |
Музыка | А. Р. Рахман Майкл Данна |
Производство компания | Дипа Мехта Фильмы |
Страны | Канада Индия |
Языки | Неа Английский |
Трилогия Элементы» « фильмов индо-канадского режиссера Дипы Мехты посвящена спорным вопросам социальных реформ на Индийском субконтиненте . Fire , первый выпуск 1996 года, был посвящен вопросам браков по расчету и гомосексуализма в патриархальной культуре Индии . [ 1 ] «Земля» , выпущенная в 1998 году, посвящена религиозной розни, связанной с разделом Индии и образованием Пакистана в середине 20 века. [ 2 ] «Вода» , выпущенная в 2005 году, была наиболее успешной среди критиков и касалась самоубийств, женоненавистничества и жестокого обращения с вдовами в сельской Индии. [ 3 ]
Некоторые известные актеры, которые работали в трилогии Мехты «Элементы» , включают Аамира Кхана , Симу Бисвас , Шабану Азми , Джона Абрахама , Кулбхушана Харбанду , Рахул Кханна , Лизу Рэй и Нандиту Дас . А.Р. Рахман написал саундтреки ко всем трем фильмам, получившие признание критиков. Эти фильмы также примечательны совместной работой Мехты с автором Бапси Сидхвой . Роман Сидхвы «Растрескивая Индию » (1991, США; 1992, Индия; первоначально опубликован как Ice Candy Man , 1988, Англия) лег в основу фильма Мехты 1998 года « Земля ». Фильм Мехты « Вода » позже был опубликован Сидхвой как роман 2006 года «Вода: Роман» .
Огонь (1996)
[ редактировать ]Действие первого фильма серии «Огонь» (1996) происходит в современной Индии. В некоторых консервативных кругах Индии этот фильм вызвал большие споры из-за изображения персонажей-лесбиянок. [ 4 ]
Земля (1998)
[ редактировать ]Земля (1998) (выпущенный в Индии как 1947: Земля ) рассказывает историю раздела Индии в 1947 году с точки зрения молодой парсийской девушки. «Земля» была номинирована от Индии на 72-ю премию «Оскар» за лучший иностранный фильм в 2000 году , но не вошла в число пяти последних номинантов, выбранных AMPAS .
Вода (2005)
[ редактировать ]Действие последнего фильма трилогии, «Вода» (2005), происходит в 1930-е годы и фокусируется на трудной жизни обедневшей группы вдов, живущих в ашраме . «Уотер» был номинирован на премию «Оскар» 2007 года за лучший фильм на иностранном языке , что сделало его первым канадским нефранцузским фильмом, получившим номинацию в этой категории. Песня Aayo Re Sakhi вошла в окончательный список номинантов на «Оскар».
Споры
[ редактировать ]Первоначально Мехта намеревался поставить «Воду» в феврале 2000 года с актерами Шабаной Азми , Нандитой Дас и Акшаем Кумаром . Однако ее более ранний фильм «Огонь » ранее вызвал враждебность со стороны некоторых людей в индуистской общине (которые возражали против ее изображения индуистской культуры) и организовали нападения на кинотеатры, в которых показывали этот фильм. Таким образом, за день до начала съемок фильма « Вода» съемочную группу проинформировали о сложностях с получением разрешений на съемку места съемок. На следующий день они узнали, что 2000 протестующих штурмовали Гаты , разрушили основную съемочную площадку, сожгли и бросили ее в Ганг в знак протеста против сюжета фильма. [ 5 ]
Возникшая в результате напряженность привела к тому, что Мехта в течение многих лет боролся за производство воды и в конечном итоге был вынужден производить ее в Шри-Ланке, а не в Индии. [ 5 ] В конце концов она снялась в фильме с новым актерским составом и под вымышленным названием, использованным во время съемок ( «Речная луна ») в 2003 году. Борьба за создание фильма была подробно описана в научно-популярной книге « Стрельба по воде: путешествие матери-дочери и «Создание фильма» , написанного дочерью Мехты, автором Девьяни Зальцман (чей отец — канадский продюсер и режиссер Пол Зальцман , сын новаторского канадского синоптика Перси Зальцмана ). [ 5 ]
Критическая реакция на работу Мехты появилась также во время выхода фильма «Огонь» в 1998 году, поскольку члены индуистской партии Шив Сена сочли это нападением на индуистские традиции и институт брака. Члены партии устроили массовые протесты против фильма в кинотеатрах Мумбаи и Дели. После премьеры фильма Мехта почти год путешествовал по Европе и Северной Америке, находясь под постоянной охраной полиции. Мехта и другие устроили контрдемонстрации, чтобы не допустить цензуры фильма, включая феминисток, которые по разным причинам не согласились с фильмом (см. «Критика»). [ 6 ]
Критика
[ редактировать ]Индийские авторы-феминистки Мэри Э. Джон и Теджасвини Ниранджана утверждали в 1999 году, что Огонь сводит патриархат к отрицанию и контролю женской сексуальности :
Контроль над женской сексуальностью, безусловно, является одним из идеологических столпов, на которых покоится патриархат. Но, воспринимая эту идею буквально, фильм заключает себя в тюрьму той самой идеологии, с которой он пытается бороться, а его собственная версия подлинной реальности является не чем иным, как зеркальным отражением патриархального дискурса. В конечном итоге Файер утверждает, что успешное утверждение сексуального выбора является не только необходимым, но и достаточным условием — фактически единственным критерием — для эмансипации женщин. Таким образом, патриархальная идеология «контроля» сначала сводится к чистому отрицанию – как будто такой контроль не предполагает также производства и усиления сексуальности – а позже просто переворачивается, чтобы создать собственное видение в фильме освобождения женщин как свободного сексуального «выбора». . (Экономический и политический еженедельник, 6–13 марта 1999 г.)
Другие критики утверждали, что Мехта упускает из виду сложную политику постколониальной Индии в своих фильмах, особенно когда она изображает якобы угнетенных женщин и подтверждает стереотипы востоковедов об экзотической и «странной» природе индийской культуры, как в ее фильме « Вода » . Некоторые критики предполагают, что в нынешнем геополитическом контексте империализма, который часто опирается на повествования о «спасении женщин» (например, война США с террором, использующая повествование о якобы угнетенных мусульманских женщинах для морального оправдания войны), персонажи Мехты слишком легко читаются. зрителями как пассивными жертвами, которых нужно спасти, а не как агентов собственной истории. [ 7 ]
Мадху Кишвар , тогдашний редактор «Мануши» , написал весьма критическую рецензию на «Огонь» , находя недостатки в изображении персонажей фильма как «подлой карикатуры на семейную жизнь среднего класса среди городских индусов». Она заявила, что гомосексуализм был социально принят в Индии до тех пор, пока он оставался частным делом, добавив, что Мехта «оказала плохую услугу делу женщин […], грубо подтолкнув отношения Радхи-Ситы к лесбийской форме», как это сделали бы женщины. теперь они не могут вступать в интимные отношения с другими женщинами, не будучи заклеймены как лесбиянки . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обзор тухлых помидоров: огонь» . Гнилые помидоры . 1996 год . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ «Обзор Rotten Tomatoes: 1947 — Земля» . Гнилые помидоры . 1998. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ «Обзор тухлых помидоров: вода» . Гнилые помидоры . 2005 . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ "www.umiacs.umd.edu/users/sawweb/sawnet/news/fire.html" . Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Юэнь-Каррукан, Жасмин; Юэнь-Каррукан, Жасмин (апрель 2000 г.). «Политика воды Дипы Мехты» . Киножурнал «Яркий свет». Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 23 августа 2008 г.
- ^ «www.pbs.org/wgbh/culturalshock/flashpoints/theater/fire.html» .
- ^ "www.sevenoaksmag.com/commentary/81_comm4.html" . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
- ^ Кишвар, Мадху. «Наивные излияния ненавидящего себя индийца: огонь Дипы Мехты» [ постоянная мертвая ссылка ] , Мануши , 1 января 1998 г. По состоянию на 15 марта 2008 г.