Экзотика

Экзотика (от экзотики ) — направление в искусстве и дизайне, при котором художники увлекались идеями и стилями из далеких регионов и черпали в них вдохновение. Это часто включало окружение иностранных культур мистикой и фантазией, которые были больше связаны с культурой людей, занимающихся экзотикой, чем с самими экзотическими культурами: этот процесс гламуризации и стереотипизации называется «экзотизацией».
История экзотики
[ редактировать ]Слово «экзотика» происходит от греческого слова exo «снаружи» и буквально означает «извне». Европы Он был придуман в эпоху Великих географических открытий , когда «снаружи», казалось, становилось все больше с каждым днем, когда западные корабли бороздили мир и бросали якоря у других континентов. Первое определение экзотики в большинстве современных словарей — «иностранное», но хотя все экзотическое является иностранным, не все иностранное является экзотикой. Поскольку не бывает внешнего без внутреннего, чужое становится экзотическим только тогда, когда оно импортировано – привнесено извне внутрь. С начала 17 века слово «экзотика» означало заманчивую странность – или, как выразился один современный словарь, «очарование или очарование». очарование неизведанного». [1]
Впервые стимулированный восточной торговлей в 16 и 17 веках, интерес европейцев к незападному (особенно восточному, то есть ближневосточному или азиатскому) искусству становился все более популярным с ростом европейского колониализма . [2]
Влияние экзотики можно увидеть во многих жанрах этого периода, особенно в музыке, живописи и декоративном искусстве. В музыке экзотика — это жанр, в котором узоры, ноты или инструменты созданы для того, чтобы ощутить, что публика находится в экзотических местах или в старые времена (например, Равеля » «Дафнис и Хлоя и Цигана , Дебюсси » «Сиринкса или «Цыгана» Римского) Корсакова » . «Испанское каприччио ). Подобно востоковедным сюжетам в живописи XIX века, экзотика в декоративном искусстве и внутреннем убранстве была связана с фантазиями о богатстве.
Экзотика, по одному определению, — это «очарование незнакомого». Ученый Олден Джонс определяет экзотику в искусстве и литературе как представление одной культуры для потребления другой. [3] Важный «Очерк экзотики» Виктора Сегалена раскрывает экзотизм как рожденный эпохой империализма, обладающий как эстетической, так и онтологической ценностью, и в то же время использует его для раскрытия значительной культурной «инаковости». [4] Важным и архетипическим экзотиком является художник и писатель Поль Гоген , чьи визуальные изображения таитянских людей и пейзажей были ориентированы на французскую аудиторию. Хотя экзотика тесно связана с ориентализмом , это не движение, обязательно связанное с определенным периодом времени или культурой. Экзотика может принимать форму примитивизма , этноцентризма или гуманизма.
Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) — французский художник-неоклассик. Возрождение древнегреческого и римского искусства оставило акцент академии на натурализме и включило в себя идеализм, невиданный со времен Возрождения. [5] По мере развития классицизма Энгр обнаружил в своем творчестве вновь обретенный идеализм и экзотизм. Большая Одалиска , законченная в 1814 году, была создана, чтобы пробуждать взгляды мужчин. [6] Идея экзотической фигуры способствует использованию Энгра симметрии и линий, позволяя взгляду слаженно перемещаться по холсту. [7] Хотя намерением Энгра было сделать женщину красивой в своих работах, его моделью была куртизанка, что вызвало споры.

» Эдуарда Мане « Олимпия , законченная в 1863 году, была основана на « Тициана » Венере Урбинской . [8] «Олимпия» была популярной пьесой о куртизанке с таким именем. Картина скандально отклонялась от принятого академического стиля, обрисовывая фигуру и сглаживая пространство, чтобы привлечь зрителя: Олимпия кажется вызывающе обнаженной, а не классической обнаженной. [9] Смело выглядывая, она ставит зрителя в положение мужчины, пришедшего к проститутке, хотя постановка ее руки предполагает застенчивость. [10]
В частности, после публикации Эдварда Саида книги «Ориентализм » экзотика стала ключевым термином в политических оценках встречи Евро-Америки с незападным миром и, шире, любого центра и периферии. Как показывают недавние антропологические исследования, такие термины, как ориентализм и экзотизм, иногда упрощенно применялись для того, чтобы просто приравнять интерес к Другому к приписыванию отрицательных качеств. Исследование сферы Другого в таких контекстах, как отношения между Грецией и Германией в годы кризиса суверенного долга и художественная выставка Documenta14, может указать на изменчивые ингредиенты «экзотики», включая восхищение, смешанное со снисходительностью, отвращением, восхищением и надеждами. для побега от гнетущего североевропейского образа жизни. [11] Точно так же туризм и внутринациональные отношения между городскими центрами и сельскими перифериями представляют собой сферы, в которых проявляется динамика экзотизации, даже если, как отмечалось выше, эта динамика вполне может включать двойственное отношение зрителей, а также участие тех, кто представлен в них. воспроизведение, а иногда и оспаривание стереотипов тех, кто представляет других. [12]
См. также
[ редактировать ]- Шинуазри
- Эскапизм
- Объективация
- ориентализм
- Ксеноцентризм
- Мировая музыка
- Аутсайдерское искусство
- Романтический расизм
- Расовый фетишизм
- Примитивизм
- Благородный дикарь
- Культурное присвоение
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сунд, Джуди. «Экзотика – фетиш для иностранцев» . Журнал GDC Interiors .
- ^ Ошинский, Сара Дж. «Экзотика в декоративном искусстве» . Метрополитен-музей.
- ^ Олден Джонс (6 августа 2007 г.). «Это не круиз» . Умный набор.
- ^ Сегален, Виктор (2002). Очерк экзотики: эстетика разнообразия . Дарем: Издательство Университета Дьюка.
- ^ Герберт, Роберт (1990). «Искусство, досуг и парижское общество». Художественный журнал . 49 (1): 65.
- ^ Картер, Карен (2012). «Наблюдение за Affiche Illustrée и современным городом Парижем, 1880–1900». Журнал истории дизайна . 25 (1): 24. дои : 10.1093/jdh/epr044 .
- ^ Чу, Петра (2011). Европейское искусство девятнадцатого века . Нью-Джерси: Прентис Холл. п. 87.
- ^ Чу (2011). Европейское искусство XIX века . п. 233.
- ^ Чу (2011). Европейское искусство XIX века . п. 235.
- ^ Чу (2011). Европейское искусство XIX века . п. 236.
- ^ Каланцис, Константинос (2023). «Возвышенное переосмысление ориентализма и желаний коренных народов от Documenta 14 до высокогорного Крита» . Современная антропология . дои : 10.1086/728171 .
- ^ Каланцис, Константинос (2019). Традиция в кадре: фотография, сила и воображение в Сфакии, Крит . Издательство Университета Индианы. дои : 10.2307/j.ctvpb3z6m . ISBN 978-0-253-03714-5 . JSTOR j.ctvpb3z6m . S2CID 264430742 .
Ссылки
[ редактировать ]- Джордж Руссо и Рой Портер (1990). Экзотика в эпоху Просвещения (Манчестер: Издательство Манчестерского университета). ISBN 0-567-09330-1
- Умный набор: Олден Джонс о преподавании экзотики в семестре на море
- Сегален, Виктор. Очерк экзотики: эстетика разнообразия . Пер. Яэль Рэйчел Шлик. Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Джуди Сунд, «Экзотика – фетиш для иностранцев» , GDC Interiors Journal
- Экзотика в декоративном искусстве
- Экзотика в Тане
- Экзотика в литературе 1930-х годов.