Ксеноцентризм
Ксеноцентризм - это предпочтение культурных практик других культур и обществ, таких как то, как они живут и что едят, а не собственного социального образа жизни. [1] Одним из примеров является романтизация благородного дикаря XVIII века в движении примитивизма в европейском искусстве, философии и этнографии. [2] Ксеноцентризм контрастирует с этноцентризмом , ощущением превосходства своего общества над другими. [3] [4]
Этимология
[ редактировать ]Термин «ксеноцентризм» был придуман американскими социологами Дональдом П. Кентом и Робертом Г. Бернайтом в статье 1952 года «Групповой центризм в сложных обществах», опубликованной в Американском журнале социологии . [4] [5] Кент и Бернайт заявляют, что чувство ксеноцентризма вызвано тремя возможными факторами; люди, имеющие семейные связи с зарубежной страной, особенно иммигранты во 2-м или 3-м поколении, те, кто выступает против политического выбора своей родной страны. Одним из примеров этого является Коммунистическая партия США . Партия идеализировала Советский Союз и его антикапиталистическое правительство. А также люди, которые знакомятся с другими культурами и разочаровываются в своем обществе, а затем восстают против него. [4] Это слово осталось неясным, но считалось полезным и иногда использовалось другими социологами. [5] Университет Флориды рассматривает это как ключевой термин социологии. [6]
Этот термин противопоставляется этноцентризму , придуманному американским социологом XIX века Уильямом Грэмом Самнером , который описывает естественные тенденции человека придавать непропорционально большое значение ценностям и убеждениям своей собственной культуры по сравнению с другими. [4]
Примеры
[ редактировать ]Потребительский ксеноцентризм
[ редактировать ]Рене Дантист Мюллер и Аманда Бродерик [7] были первыми, кто применил концепцию потребительского ксеноцентризма (CX) для описания предпочтения, которое некоторые потребители отдают иностранным товарам, даже если отечественные товары качественно и/или функционально аналогичны или лучше. Хотя феномен CX носит глобальный характер, исследователи приводят значительное количество исследований, которые предполагают, что пропорционально больше ксеноцентриков-потребителей в бывших колониях, где местные жители были приучены воспринимать «иностранное» как лучшее. Следствием потребительского ксеноцентризма является его негативное влияние на местную промышленность и снижение уровня жизни, поскольку бедные потребители покупают (часто) более дорогие иностранные продукты. Потребительский ксеноцентризм, особенно среди местной элиты, снижает доверие и гордость за местное производство, что может привести к потере местных производств, снижению выбора покупок, особенно среди традиционных продуктов, или даже зависимости от иностранных. Мюллер, Ван, Лю и Цуй, [8] применил эту концепцию к Китаю и показал, что потребительский ксеноцентризм не является новым явлением. Исследователи также смогли показать, что когда потребительский ксеноцентризм стал слишком сильным, менталитет «защиты стада» заставил маятник качнуться обратно в сторону потребительского этноцентризма (национализма).
В своей докторской диссертации Стивен Джеймс Лоуренс предполагает, что ксеноцентризм может оказывать влияние на принятие потребителями решений о покупке, поскольку они могут иметь «благоприятную ориентацию к продуктам, не входящим в их группу». [9]
Пуджа Мондал привела несколько примеров из Индии: «Люди в Индии часто полагают, что британский образ жизни (выкройка одежды и т. д.), французская мода или японские электронные устройства (телевизор, магнитофоны, мобильные телефоны, стиральные машины и т. д.) и швейцарские часы превосходящие их собственные». [10]
Грейс Сусетио предполагает, что «идея о том, что иностранные культуры и их элементы превосходят местные», вызывает кризис культурной идентичности среди индонезийцев, получивших западное образование, и является проблемой, которую необходимо искоренить. [11]
Джордж Балабанис и Адамантиос Диамантопулос далее определили потребительский ксеноцентризм как многомерную конструкцию, с помощью которой можно объяснить склонность потребителей к иностранным продуктам. [12] Они определяют, что потребительский ксеноцентризм коренится в двух концепциях: воспринимаемой неполноценности отечественных товаров и преувеличенном восприятии иностранных продуктов. [12]
Академия международного бизнеса изучает «групповой фаворитизм и внутригрупповое умаление» как потребительский эффект на китайском потребительском рынке. [13]
Измерение потребительского ксеноцентризма
[ редактировать ]Лоуренс использует определение ксеноцентризма, предложенное Кентом и Бернайтом, чтобы предложить шкалу CXENO, позволяющую предсказать, как ксеноцентрические взгляды на неотечественные товары влияют на поведение потребителей. [9] Последняя предложенная шкала количественного определения ксеноцентрических потребительских тенденций, XSCALE, включает в себя как случаи социального, так и потребительского ксеноцентризма. [14]
Экономисты начали включать потребительский ксеноцентризм, наряду с другими потребительскими центризмами, такими как потребительский этноцентризм и потребительский космополитизм, в свой анализ потребительского поведения. [15] В последних исследованиях изучалось, как эти три центризма влияют друг на друга. [15]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мертон, Роберт К. (1972). «Инсайдеры и аутсайдеры: глава социологии знания». Американский журнал социологии . 78 (1): 9–47. дои : 10.1086/225294 . JSTOR 2776569 . S2CID 143276240 .
См. также
[ редактировать ]
- Аллофилия
- Аллосемитизм
- Культурная ассимиляция
- Культурное присвоение
- Культурное передергивание
- Этническая пластическая хирургия
- Экзотика
- Джинри
- Мультикультурализм
- негрофилия
- Объективация
- ориентализм
- Другое
- Аутсайдерское искусство
- Филосемитизм
- Расовый фетишизм
- Романтический расизм
- Ненавидящий себя еврей
- Виабу
- Белая вина
- Виггер
- Ксенофобия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, Аллан Г. (2000), Социологический словарь Блэквелла: Руководство пользователя по социологическому языку (2-е изд.), Wiley-Blackwell , стр. 351, ISBN 978-0-631-21681-0
- ^ Эллингсон, Тер (2001). Миф о благородном дикаре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520222687 . JSTOR 10.1525/j.ctt1pprf8 .
- ^ ЛеВин, РА (2001). «Этноцентризм». стр. 4852–4854. дои : 10.1016/b0-08-043076-7/00857-3 . ISBN 9780080430768 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д Кент, Дональд П.; Бернайт, Роберт Г. (1951). «Групповой центризм в сложных обществах». Американский журнал социологии . 57 (3): 256–259. дои : 10.1086/220943 . JSTOR 2771646 . S2CID 143569339 .
- ^ Jump up to: а б Мертон, Роберт К. (1973). Социология науки: теоретические и эмпирические исследования . Издательство Чикагского университета. п. 108 . ISBN 9780226520926 . Проверено 28 декабря 2014 г.
Ксеноцентризм.
- ^ «Введение в социологию» . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Мюллер, Рене Дантист; Бродерик, Аманда Дж (2009). «Потребительский ксеноцентризм: альтернативное объяснение предвзятости к иностранным продуктам» . Рабочий документ, Чарльстонский университет.
- ^ Мюллер, Рене Дантист; Ван, Джордж Сюнь; Лю, Гули; Кюи, Шарль Кюи (2016). «Потребительский ксеноцентризм в Китае: предварительное исследование». Азиатско-Тихоокеанский журнал маркетинга и логистики . 28 (1): 73–91. doi : 10.1108/apjml-11-2014-0158 .
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, Стивен (январь 2012 г.). «Потребительский ксеноцентризм и потребительский космополитизм: разработка и проверка масштабов конструктов, влияющих на отношение к потреблению зарубежной продукции» . Диссертации Государственного университета Уэйна . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ «Социология культуры: концепции социологии культуры» . 25 марта 2014 г. Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Сусетио, Грейс. «Восприятие ксеноцентризма и культурной идентичности индонезийских студентов-музыкантов-подростков, получивших западное образование» . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Балабанис, Джордж; Диамантопулос, Адамантиос (2016). «Потребительский ксеноцентризм как определяющий фактор предпочтения иностранного продукта: перспектива системного обоснования» (PDF) . Журнал международного маркетинга . 24 (3): 58–77. дои : 10.1509/jim.15.0138 . S2CID 148057267 . Снимок статьи
- ^ Материалы 48-го ежегодного собрания Академии международного бизнеса (2006), стр. 254.
- ^ Рохас-Мендес, Хосе И.; Чапа, Синди (2017). Спасение ксеноцентризма: недостающая конструкция в потребительском поведении – Аннотация . Развитие маркетинговой науки: Труды Академии маркетинговых наук. Спрингер, Чам. п. 1089. дои : 10.1007/978-3-319-45596-9_200 . ISBN 978-3-319-45595-2 . S2CID 151626305 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Принц, Мелвин; Дэвис, Марк AP; Кливленд, Марк; Палихавадана, Даянанда (2016). «Здесь, там и везде: исследование потребительского центризма» (PDF) . Международный обзор маркетинга . 33 (5): 715–754. дои : 10.1108/imr-06-2014-0205 .