Jump to content

Религиоцентризм

Религиоцентризм или религиоцентризм определяется как «убежденность в том, что собственная религия человека важнее или превосходит другие религии». [1] По аналогии с этноцентризмом , религиоцентризм — это ценностно-нейтральный термин для обозначения психологической установки .

Терминология [ править ]

Неологизм религиозно- религиоцентризм объединяет религиофобия (например, европоцентризм ) и -центризм (например, ) . Производные значения включают религиозно-центрические или религиозно-центрические .

Хотя точное происхождение слов «религиоцентризм» и «религиозноцентризм» остается неясным, эти слова используются с начала 20 века. Американский экономист Адриан Огастес Хольц описал, как ранние школьные реформы в Германии «проводились таким образом, чтобы создать религиозно-ориентированную систему образования». [2] Синклера Льюиса говорилось В «Мейн-стрит» : «Мод Дайер была невротичной, религиозноцентричной, увядшей; ее эмоции были влажными, а фигура – ​​бессистемной». [3]

Родственный термин христоцентрический концентрируются на учении Иисуса Христа », но иногда используется как почти синоним религиозноцентрического теологически означает «формы христианства, которые . Например: «Независимо от того, где он проявляется, спонсируемый правительством христоцентризм или даже религиоцентризм подрывает идеалы этой нации». [4] [ нужна страница ]

исследования Академические

Религиоцентризм обычно обсуждается в контексте психологии , социологии и антропологии .

Австралийские социальные психологи Джон Дж. Рэй и Дайан Доратис дали определение религиозноцентризму. [5]

«Этноцентризм» — это ценностно-нейтральный термин, используемый социологами для обозначения этнических или расовых предрассудков. Это относится к этническим чувствам исключительности без какого-либо намека на их моральную ценность или оправданность... По аналогии, термин религиоцентризм здесь выведен для обозначения религиозного чувства исключительности – убеждений, что человек должен вступать в брак в рамках своей собственной религии, работать с являются членами своей религии и в целом предпочитают членов своей религии другим. Это также повлечет за собой ipso facto девальвационные суждения о других религиях.

Рэй и Доратис разработали революционную шкалу отношения для измерения религиозности и этноцентризма. Их шкала религиоцентризма состоит из 33 пунктов (например, «Я думаю, что моя религия ближе к истине, чем любая другая» и «Большинство мусульман, буддистов и индуистов очень глупы и невежественны») с пятибалльными по шкале Лайкерта вариантами психометрических ответов от «Полностью согласен» (5 баллов) до «Полностью не согласен» (1). Чтобы проверить внутреннюю согласованность среди респондентов, 11 пунктов были оценены в обратном порядке («Для меня не имеет значения, какой религии придерживаются мои друзья» — это противоположность фразе «Я думаю, что лучше, если вы будете держаться друзей той же религии, что и ваша собственная») , в результате чего коэффициент надежности среди 154 студентов-первокурсников университета составил 0,88. Авторы проверили отношение австралийских пятиклассников в двух католических и двух государственных школах и обнаружили, что ни этноцентризм, ни религиоцентризм не показали никакой корреляции с религиозным происхождением. Рэй и Доратис пришли к выводу: «Этноцентризм, религиоцентризм и религиозный консерватизм сами по себе являются отдельными и различными факторами взглядов. Это не просто три аспекта одного и того же. Религиоцентрические люди, однако, склонны быть как религиозно консервативными, так и религиозно консервативными. этноцентрический». [6]

Венгерско-еврейский историк и антрополог Рафаэль Патай упоминает религиозноцентризм как переменную во взаимоотношениях между религией и культурой. [7]

Каждая религия также имеет определенный взгляд на свою ценность по отношению к ценности других религий. Его отношение к другим религиям может варьироваться от полной терпимости до полного ее отсутствия с соответствующим диапазоном самооценки. Эта переменная, которую лучше всего назвать религиоцентризмом (по аналогии с этноцентризмом), может служить дополнительным подходом к изучению нашего предмета.

Сравнивая культуры Ближнего Востока, Дальнего Востока и Запада, Патай приходит к выводу: [8]

Религия на Дальнем Востоке характеризуется отсутствием религиозноцентризма: наблюдается выраженная толерантность к другим религиям, взаимное заимствование и влияние; на Ближнем Востоке и на Западе существует высокая степень религиоцентризма с нетерпимостью и пренебрежением к другим религиям: каждая религия исключительна и считает себя «единственной» истинной верой.

В более позднем обзоре потенциала мира во всем мире Патай разделил основные современные религии на «теистические» и «нетеистические». [ нужна ссылка ]

Три великие монотеистические религии Ближнего Востока и Запада — иудаизм, христианство и ислам — являются ведущими теистическими религиями и доминирующими верованиями примерно половины человечества. Общим для всех теистических религий является ярко выраженный религиоцентризм, наиболее остро выражающийся в убеждении, что собственная религия является единственной и истинной, а все остальные веры ошибочны и, следовательно, недооценены. В этом убеждении коренились великие религиозные войны, которые натравливали не только мусульман против христиан, но и различные мусульманские секты друг против друга, а также сделали различные христианские конфессии заклятыми врагами... Ситуация более обнадеживающая в великих нетеистических религиях Юга. , Юго-Восточной и Восточной Азии. Этим религиям, особенно индуизму, буддизму, джайнизму, сикхизму, конфуцианству и даосизму, не хватает элемента самоуверенности и уверенности в том, что каждая из них является исключительным обладателем единственной истины.

В ответ Эндрю Уилсон , профессор библейских исследований Теологической семинарии Объединения , раскритиковал мнение Патаи как теологически правдоподобное, но исторически ошибочное, приведя примеры «безудержного межобщинного насилия между индуистами и буддистами в Шри-Ланке и между сикхами и индуистами в Индии». [ нужна ссылка ]

Религиоцентризм имеет для социологов особое значение. «Этот термин связан с общим словом, используемым в социологической литературе, этноцентризмом . Точно так же мы могли бы называть чувство правоты и превосходства, возникающее в результате религиозной принадлежности, религиоцентризмом . Религиоцентризм подавляет способность общества достигать адаптации, интеграции и достижения целей. ." [9]

Мохаммед Абу-Нимер , директор Института миростроительства и развития Американского университета , проводит различие между религиоцентризмом и «религиорелятивизмом». [10]

Религиозный человек твердо убежден в том, что другие религии имеют право на существование и исповедование, даже если такие нормы и убеждения противоречат его собственным религиозным убеждениям. Такой человек склонен не прибегать к насилию или дискриминационным действиям в отношении других. Напротив, религиозноцентричный человек — это верующий, который отрицает «истину» других религий и придерживается абсолютной истины, не оставляющей места для различных религиозных практик. Такой человек становится более склонным к дегуманизации, исключению и дискриминации других религиозных групп и отдельных лиц. Зачастую в результате негативного и деструктивного воздействия и опыта конфликтов и войн религиозноцентрические убеждения не только обостряются и легко трансформируются в насилие против врага (то есть другого другого), но и фактически разрастаются и запрещают человеческие и мирные контакты. с другим. Тем не менее, существуют мероприятия и форумы по разрешению конфликтов и миростроительству, которые могут помочь миротворцам в таких условиях превратить религиозноцентристского человека в религиозно относительного верующего.

Абу-Нимер анализирует три типичные реакции религиозноцентричного человека на другую религию: отрицание , защитные механизмы («Вне Церкви нет спасения») и минимизация («Все мы — дети Божии»). [11]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Источники [ править ]

  • Абу-Нимер, Мухаммед (2004). «Религия, диалог и ненасильственные действия в палестино-израильском конфликте». Международный журнал политики, культуры и общества . 17 : 91–511.
  • Чалфант, Х. Пол; Бекли, Роберт Э.; Палмер, К. Эдди (1994). Религия в современном обществе . Издательство FE Peacock.
  • Корсини, Раймонд Дж. (1999). Словарь психологии . Психология Пресс. ISBN  978-1-58391-028-3 .
  • Дьес де Веласко, Франциско (2005). «Религиоцентризм/религиозноцентризм» . Ревер (Журнал религиоведения) . 5 (4): 137–143.
  • Фрэнсис, Лесли Дж. (2002). «Католические школы и католические ценности? Исследование моральных и религиозных ценностей среди 13-15-летних учеников, посещающих неконфессиональные и католические школы в Англии и Уэльсе». Международный журнал образования и религии . 3 : 69–84. дои : 10.1163/157006202760182445 .
  • Гамильтон, Марси (2002), Продолжающаяся борьба за религиозное доминирование , FindLaw Юридический комментарий
  • Хольц, Адриан Август (1917). Исследование моральных и религиозных элементов в американском среднем образовании до 1800 года . Чикагский университет.
  • Льюис, Синклер (1920). Главная улица . Харкорт, Брейс и Хоу. ISBN  978-1-5028-7220-3 .
  • Патай, Рафаэль (1954). «Религия в ближневосточной, дальневосточной и западной культуре». Юго-западный журнал антропологии . 10 (3): 233–254. дои : 10.1086/soutjanth.10.3.3629128 . S2CID   163895643 .
  • Рэй, Джон Дж.; Доратис, Дайанна (1972). «Религиоцентризм и этноцентризм: католики и протестанты в австралийских школах» . Социологический анализ . 32 : 170–179. дои : 10.2307/3710000 . JSTOR   3710000 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2006 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 222ebb8c84d8d2c7a0e64b6794cd0252__1718772960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/52/222ebb8c84d8d2c7a0e64b6794cd0252.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religiocentrism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)